Методика организации и проведения занятий с личным составом мчс конспект

Обновлено: 06.07.2024

от 26 октября 2017 года N 472

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; 2013, N 23, ст.2878, N 27, ст.3462, N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566, N 19, ст.2289, N 22, ст.2769, N 23, ст.2930, ст.2933, N 26, ст.3388, N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72, N 14, ст.2008, N 18, ст.2625, N 27, ст.3951, ст.3989, N 29, ст.4339, ст.4364, N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.72, ст.78, N 10, ст.1320, N 23, ст.3289, ст.3290, N 27, ст.4160, ст.4219, ст.4223, ст.4238, ст.4239, ст.4245, ст.4246, ст.4292; 2017, N 18, ст.2670.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 27, ст.3477; 2016, N 27, ст.4172.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст.3089.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376; 2008, N 17, ст.1814, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2009, N 22, ст.2697, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301, N 20, ст.2435, N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193, ст.194, N 2, ст.267, N 40, ст.5532; 2012, N 2, ст.243, N 6, ст.643, N 19, ст.2329, N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131, N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641, N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211, N 31, ст.4987, N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст.2649; 2010, N 1, ст.116; 2011, N 26, ст.3807; 2013, N 23, ст.2910; 2014, N 21, ст.2694; 2015, N 1, ст.262; 2016, N 27, ст.4500.

в Министерстве юстиции

12 февраля 2018 года,

регистрационный N 50008

УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от 26 октября 2017 года N 472

Порядок подготовки личного состава пожарной охраны

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

I. Общие положения

1. Порядок подготовки личного состава пожарной охраны определяет порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны, основными задачами которого являются:

Далее - "Профессиональная подготовка".

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Далее - "проведение боевых действий по тушению пожаров".

2. Положения настоящего Порядка обязательны для исполнения личным составом (сотрудниками и работниками) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, научных и образовательных организациях МЧС России, отрядах ФПС, органов управления других видов пожарной охраны, определенных статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также в объектовых, территориальных, договорных, специальных и воинских подразделениях ФПС и подразделениях других видов пожарной охраны, созданных для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях, за исключением подразделений добровольной пожарной охраны.

Далее - "органы управления".

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 2004, N 35, ст.3607; 2009, N 48, ст.5717; 2016, N 1, ст.68; 2017, N 31, ст.4765.

Далее - "подразделения пожарной охраны".

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Далее - "ликвидация ЧС".

получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;

формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов;

совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

Далее - "специальное первоначальное обучение".

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе;

Далее - "общее профессиональное образование".

среднего профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

Далее - "боевая подготовка личного состава караулов".

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

з) самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители) органов управления, подразделений пожарной охраны обязаны:

осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;

обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров;


В настоящей Методике подготовки и проведения различных видов занятий, тренировок и учений с личным составом подразделений Государственной противопожарной службы (далее – Методика) используются следующие основные определения:
обучение личного состава – это организационный и целенаправленный процесс познавательной деятельности, охватывающий совместную работу обучающих(начальников, инструкторов и других должностных лиц) и обучаемых: отдельные лица рядового и начальствующего состава, личного состава отделений, караулов, дежурных смен по овладению системой знаний, навыков, умений и формированию личностных социально-психологических качеств, необходимых для успешного тушения пожаров;
классно-групповые занятия - это изучение теоретических вопросов,объясняющих принцип работы приборов, механизмов, агрегатов, тактико-технические характеристики пожарных машин;
практические занятия – это занятия, проводимые с целью поддержания и совершенствования умений и специальных навыков, слаженности взаимодействия при тушении пожара отделений, караулов, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки;
рассказ -систематизированное последовательное изложение учебного материала руководителем занятий;
беседа - целенаправленный вопросно-ответный способ обучения, обеспечивающий активное участие обучаемых в учебном процессе;
занятия по решению пожарно-тактических задач - это основная форма обучения личного состава тушению пожаров на конкретных объектах;
пожарно-тактические учения – это высшая форма тактическойподготовки личного состава и важнейшее средство достижения высокого уровня готовности к тушению пожаров;
показные пожарно-тактические учения – это учения, проводимые с целью показа новых приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и новых приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д.;
тренировочные пожарно-тактические учения– это учения, проводимые с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях;
проверочные пожарно-тактические учения – это учения, проводимые с целью определения степени готовности личного состава к тушению пожаров;
самостоятельна подготовка – это основной метод повышения квалификации личного состава по изучению оперативно-тактическихособенностей охраняемого района, новой пожарной техники, процессов развития и тушения пожаров на различных объектах, регламентирующих документов, пожарно-технической и другой специальной литературы, положительного опыта работы.


2. Организация и подготовка к занятиям


Главным в обучении личного состава необходимо считать подготовку к практической работе по организации тушения пожаров.
Вподразделениях пожарной охраны проводятся классно-групповые и практические занятия.
На классно-групповых занятиях объем знаний должен быть достаточным для понимания устройства и работы изучаемого оборудования и для практического использования его при тушении пожаров. При проведении классно-групповых занятий необходимо использовать рассказ или беседу. Рассказывая, объясняют принципы изакономерности работы механизмов, сообщают данные технических характеристик и т. д. Беседа применяется при закреплении и повторении ранее полученных знаний. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть четко сформулированы, ответы на них должны быть однозначными. Рассказ и беседа обычно дополняют друг друга. В начале любого занятия беседа позволяет выявить степень подготовленности обучаемых. В ходе занятий выясняетсяпонимание излагаемых вопросов, а в конце устанавливается степень усвоения изученного материала.
Руководитель занятия несет ответственность за качество подготовки личного состава и проводит занятия и мероприятия, предусмотренные планом профессиональной подготовки и расписанием занятий.
Практические занятия проводят при изучении.

Тема занятия определяется Программой боевой подготовки и указывается в распи­сании на неделю, поэтому руководитель занятия должен обратиться к Программе боевой подготовки по соответствующей специальности, уяснить требования к специалистам и сформировать цели занятия.

В войсковой части по военно-технической подготовке (ВТП) проводятся следую­щие виды учебных занятий:

Групповые занятия имеют цель изучения вооружения и военной техники (ВВТ), ор­ганизации их применения, эксплуатации, ремонта и хранения. Проводятся в специаль­ных классах и на учебных объектах.

Практические занятия имеют цель практического освоения ВВТ, овладения мето­дами их применения, ремонта и хранения.

Главная составляющая практических занятий — практическая работа каждого воен­нослужащего и расчёта на рабочих местах (75—80 % времени, отведённого на занятия). Они могут проводиться методом тренировок, которые имеют цель закрепления и под­держания навыков военнослужащих в выполнении приёмов, операций, нормативов ит. д.

Самостоятельная работа призвана способствовать формированию навыков и уме­ний работать самостоятельно для более полного усвоения материала занятий, прошед­ших накануне, и является в конечном счёте определяющим фактором в достижении вы­соких результатов обучения.

На всех видах занятий могут ставиться воспитательные цели, такие как любовь к своему Отечеству, ответственность за высокую профессиональную выучку, бережное от­ношение к военному и народному имуществу и др.

Пути достижения поставленных целей определяются особенностями военной спе­циальности обучаемых, методом обучения и взглядами преподавателя на методику изло­жения материала занятия.

Метод обучения — совокупность приёмов и способов передачи и усвоения знаний, формирования навыков, обеспечения боевого слаживания подразделения, выработки высоких морально-психологических и боевых качеств.

2. Подбор учебного материала Учебный материал включает в себя:

• материал, раскрывающий содержание изучаемых вопросов;

• материал для контроля усвоения изучаемого материала.

Материал первого типа представляет собой тот объём знаний, который предстоит усвоить обучаемым на занятии. Этот материал вместе со схемами и рисунками содержит суть изучаемых вопросов и заносится в план-конспект.

Материал второго типа готовится в виде выборочных вопросов, по ответам обучае­мых преподаватель уясняет степень усвоения изучаемого материала и при необходимо­сти вносит коррективы в процесс обучения.

3. Оформление плана-конспекта

План-конспект — документ, рекомендующий руководителю организацию и мето­дику проведения занятия. Он готовится заблаговременно и за 2—3 дня до даты проведе­ния занятия утверждается командиром подразделения. Объём плана-конспекта должен обеспечить полное изложение учебного материала.

4. Подготовка демонстрационного материала

В совершенствовании учебного процесса важную роль играют технические сред­ства обучения (ТСО). Их использование в первую очередь повышает качество знаний обучаемых. Материал становится более понятным и доступным. К примеру, на занятиях по техническим дисциплинам эффективным средством, раскрывающим внутреннюю сущность работы элементов и узлов, могут быть слайды и видеофильмы.

5. Подготовка преподавателя и написание плана-конспекта включает:

• изучение содержательного материала;

• освоение методических рекомендаций;

• тренировку в самостоятельном изложении учебного материала;

• написание плана-конспекта проведения занятия.

На первом этапе, помимо материала текущего занятия, необходимо рассмотреть материал занятий, проведённых накануне, чтобы можно было опереться на знания, ко­торыми обучаемые уже владеют.

Второй этап предусматривает изучение методических рекомендаций, полученных на инструкторско-методических занятиях.

Методы выполнения третьего этапа могут быть разнообразными, но тренировка должна быть проведена обязательно в целях поддержания хорошего методического уровня проведения занятия.

Подготовка к занятию завершается написанием плана-конспекта. В нём указыва­ются: тема занятия, его цели, используемая литература и используемые ТСО, вопросы текущего контроля, учебные вопросы и их краткое содержание, распределение времени, порядок применения ТСО, справочные и другие сведения. Кроме того, целесообразно указать:

• порядок использования ТСО и наглядных пособий;

• приемы, активизирующие познавательную деятельность обучаемых;

• вопросы, которые обучаемые должны изучить самостоятельно. Вариант плана-конспекта проведения занятия приведён в прил. 14.

6. Подготовка ТСО

Преподаватель обязан лично проверить и убедиться в готовности ТСО к занятию, оценить их вклад в процесс обучения.

Порядок проведения занятия

Как правило, занятие по ВТП состоит из вступительной, основной и заключитель­ной частей.

Во вступительной части руководитель принимает доклад заместителя командира взвода (дежурного), проверяет наличие личного состава, его экипировку, внешний вид, готовность к занятию.

Затем необходимо провести краткий обзор уже изученного материала и логично обосновать необходимость изучения материала настоящего занятия.

Возможно проведение контроля усвоения ранее изученного материала в форме устного или письменного опроса. Вопросы для него подбираются те, что будут необхо­димы при проведении текущего занятия для более полного усвоения материала.

Далее объявляются вид, тема, цели и вопросы для изучения.

Для повышения мотивации к изучению материала текущего занятия отмечается его важность, место в изучаемой теме и дисциплине. Затем объявляется порядок проведения занятия и его замысел. После чего указывается литература, в которой можно найти изу­чаемый материал, и дополнительные источники для углубленного изучения материала.

При проведении основной части необходимо помнить, что важно не только то, что говорит преподаватель, но и как он это делает. Руководитель должен следить за собой и иметь хорошую выправку.

На занятии важно создать спокойную, деловую обстановку, поддерживать воин­скую дисциплину.

При ответах на вопросы, возникающие в ходе изучения нового материала, требует­ся, прежде всего, доказательность и аргументированность во избежание недоверия обуча­емых к преподавателю. Не следует уходить от ответа. В некоторых случаях ответ на во­прос можно превратить в захватывающую дискуссию с широким охватом слушателей.

В ходе занятия следует всеми возможными способами повышать активность лично­го состава, стремиться к созданию проблемных ситуаций, разрешение которых возлагать на плечи обучаемых.

Применение компьютерных демонстраций и учебных макетов позволяет довести до обучаемых то, что другими способами невозможно объяснить в доступной форме.

В конце основной части рекомендуется проверить усвоение материала личным со­ставом путём выборочного опроса по ключевым вопросам.

На заключительную часть обычно оставляют до 5 мин, в течение которых руково­дитель отвечает на возникшие вопросы, подводит итоги занятия, говорит о степени до­стижения поставленных целей, отмечает наиболее активных и отличившихся обучае­мых. Затем необходимо дать задание на самоподготовку. Оно должно быть конкретным и способствовать расширению знаний обучаемых по изучаемым вопросам.

В конце занятия следует привести МТО в исходное состояние, навести порядок на рабочих местах, принять доклад заместителя командира взвода (дежурного) о сданной литературе, элементах экипировки, после чего дать команду на окончание занятия.

При проведении практического занятия, в начале основной части, до личного со­става доводятся меры безопасности. В ходе занятия руководитель обязан строго следить за их неукоснительным исполнением.

Добросовестный и творческий подход руководителя к организации и проведению заня­тия с личным составом гарантированно поможет сделать занятие интересным, полным смысла, и, естественно, достичь намеченные цели.

от 26 октября 2017 года N 472

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; 2013, N 23, ст.2878, N 27, ст.3462, N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566, N 19, ст.2289, N 22, ст.2769, N 23, ст.2930, ст.2933, N 26, ст.3388, N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72, N 14, ст.2008, N 18, ст.2625, N 27, ст.3951, ст.3989, N 29, ст.4339, ст.4364, N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9, ст.24, ст.72, ст.78, N 10, ст.1320, N 23, ст.3289, ст.3290, N 27, ст.4160, ст.4219, ст.4223, ст.4238, ст.4239, ст.4245, ст.4246, ст.4292; 2017, N 18, ст.2670.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2013, N 27, ст.3477; 2016, N 27, ст.4172.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст.3089.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2005, N 43, ст.4376; 2008, N 17, ст.1814, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2009, N 22, ст.2697, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301, N 20, ст.2435, N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193, ст.194, N 2, ст.267, N 40, ст.5532; 2012, N 2, ст.243, N 6, ст.643, N 19, ст.2329, N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131, N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641, N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211, N 31, ст.4987, N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст.2649; 2010, N 1, ст.116; 2011, N 26, ст.3807; 2013, N 23, ст.2910; 2014, N 21, ст.2694; 2015, N 1, ст.262; 2016, N 27, ст.4500.

в Министерстве юстиции

12 февраля 2018 года,

регистрационный N 50008

УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от 26 октября 2017 года N 472

Порядок подготовки личного состава пожарной охраны

(с изменениями на 28 февраля 2020 года)

I. Общие положения

1. Порядок подготовки личного состава пожарной охраны определяет порядок профессионального обучения личного состава пожарной охраны, основными задачами которого являются:

Далее - "Профессиональная подготовка".

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасание людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Далее - "проведение боевых действий по тушению пожаров".

2. Положения настоящего Порядка обязательны для исполнения личным составом (сотрудниками и работниками) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу (работающим) в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, научных и образовательных организациях МЧС России, отрядах ФПС, органов управления других видов пожарной охраны, определенных статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также в объектовых, территориальных, договорных, специальных и воинских подразделениях ФПС и подразделениях других видов пожарной охраны, созданных для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях, за исключением подразделений добровольной пожарной охраны.

Далее - "органы управления".

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 2004, N 35, ст.3607; 2009, N 48, ст.5717; 2016, N 1, ст.68; 2017, N 31, ст.4765.

Далее - "подразделения пожарной охраны".

3. В подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Профессиональная подготовка проводится в виде целенаправленного организованного процесса с целью овладения и постоянного совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на личный состав органов управления и подразделений пожарной охраны.

5. Основными задачами профессиональной подготовки являются:

подготовка квалифицированных кадров для решения задач по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Далее - "ликвидация ЧС".

получение личным составом подразделений пожарной охраны профессиональных тактических и специальных знаний, необходимых практических навыков и умений, позволяющих успешно организовывать и решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, проведению боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

совершенствование навыков руководящего состава органов управления по руководству, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы;

формирование профессионального самосознания личного состава подразделений пожарной охраны, чувства ответственности, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики оперативно-служебной деятельности;

обучение личного состава подразделений пожарной охраны безопасным приемам при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

выработка и постоянное совершенствование у личного состава подразделений пожарной охраны практических умений и навыков в вопросах осуществления профилактики пожаров, при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

формирование высокой психологической устойчивости личности личного состава подразделений пожарной охраны, развитие наблюдательности, бдительности, общего и тактического мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов;

совершенствование навыков обращения с пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и электронно-вычислительной техникой.

6. Профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

Далее - "специальное первоначальное обучение".

б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:

основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе;

Далее - "общее профессиональное образование".

среднего профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

Далее - "боевая подготовка личного состава караулов".

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

з) самостоятельной подготовки.

7. Начальники (руководители) органов управления, подразделений пожарной охраны обязаны:

осуществлять организационное и методическое руководство профессиональной подготовкой и обеспечивать контроль за ее проведением;

обеспечивать участие личного состава подразделений пожарной охраны в организации и проведении занятий, учений, семинаров;

Читайте также: