Лермонтов 3 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

стихотворению, выставка книг, картины осени, карточки для словарной работы.

II. Беседа о жизни и творчестве поэта. Работа по п ор тр е ту .

Когда называют великих русских поэтов, сразу после А.С.Пу шкина произ носят имя

Михаила Юрьевича Лермонтова. И, пожалуй, каждый знает эти строки:

Родился Лермонтов в 1814году в Москве и очень любил её. Поэт писал: « Москва – моя

Дом, г де в семье офицера родился бу ду щ и й по эт , не сохранился, но место это известно. Память о

поэте хранит дру гой дом, на ко тор ом установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в

У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Ел изавета Алексеевна

Арсеньева, которая очен ь любила вн у ка и пыт алась дать ем у хорошее образование. У него были

гувернёр–француз (толковый словарь: гувернёр – воспитатель детей, приглашённый в семью),

бонна – н емка (толковый словарь: бонна - воспитательница иностранка п ри маленьких детях), а

позднее и преподаватель англичанин. С детства М.Ю.Лермонтов говорил по –немецки и п о–

Михаил был очень способным м ал ьч ико м , хоро шо рисовал. Сох ранились картины,

написанные Лермонтовым, сохрани лись и его детски е рису нки. Сам Михаил рассказывал, что с

детских лет он « разлюбил игрушки и нача л меч тать. В шесть лет я у же заглядывался на за к а т,

усеянный р ум яными облаками, и непон ятно – сладостное чувство в олновало мою ду шу , ко гд а

Посмотрите на портрет М.Ю.Лермонтова в детстве, написанн ый неизвестным

- Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание ? (глаза, которые поражают и

Один из учеников знаменитого х удожника К.Брюллова, который часто встречал

Лермонтова в детстве, писал о нём так: «… маленький ростом, с боль шой головой и бледным

лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для

меня загадкой. Глаза эти с умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, произво дили

Посмотрите на автопортрет . Мо жно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил

На левом плече – бу рка, длинный мо хна ты й плащ из ко з ье го меха. На правом п лече виден

офицерский эполет (т о лко вы й словарь : в ц арских и неко то ры х иностранных армиях: наплечные

зн аки разл и чия офице ров , генер ало в, ад ми рал о в - род бле стя щ их п ар адных пагонов,

заканчивающихся расшитым кр у гом - бах ромой ) , ру ка сжимает ру ко я ть сабли. Да, Лермонтов был

офицером и слу жил в а рмии . Служить ему пришлось на Кавказе, ко то ры й любил с детства. Ег о

возила ту да на л ечение ба бу шк а, пот ому что ма льч ик сильно болел. Во многих стихотворениях

есть описание горных кр а со т. Поэт ощущал себя сыном и Москвы, и Кавказа .

Вот почему рядом с портретом поэт а в вашем учебнике поместили фотографию

Ниже мы видим здание Московского у ниверситета, где учился Лермонтов.

Музыкально одарённый поэт впоследствии сочинял музыку к собственным стихам. Он хорошо

играл на скрипке и фортепиано, любил играть в шахматы.

Писать стихи Михаил Юрьевич нача л оче нь рано, и к 13го да м он имел « Большую тетрадь

Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в ко тор о м учился

бу ду щий поэ т, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Это т всесторонне образованный человек, педагог

и литератор, дал своему одарённом у ученику богатые сведения п о истории и литерату ре,

по зна ко ми л е го с ос новными принципами стихосложе ния.

Погиб Лермонтов на Кавказе, но не от р у к в рага, а от предательског о выстрела на дуэли

своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машу к.

Поэзию Лермонтова можно сравнить с л у нным сияни ем. Печальная, щемящая сердце

нота звучит в его поэзии. Может быть п отому , что герои его стихов и поэм часто одиноки.

Лермонтов прожил очень коротку ю жизн ь, но успел сделать так много, что люди помнят

его, знают его стихи, с у довольствием читают его проз у .

А сейчас вы прочитаете стать ю, помещённую у вас в учебнике (стр.142 - 143), и

поделитесь тем, что ещё интересного у знали об эт ом человеке.

Давайте рассмотрим книги , помещённые здесь, и попытаемся определить о чём и для

Сегодня на уроке мы позн акомимся со стих отворением М.Ю.Лермонтова, которое

называется…, а как вы у знаете, если внимательно будите слушать мои вопросы и, работая в

2бу ква – бу ква, к о то ра я обозначает соглас ный зву к парный для зву ка [з];

3бу ква – гл ас ная , ко т ор ая м ож ет об оз на ча ть 2 з ву ка, один из кот оры х [э];

4буква – буква, с которой начинается одно из 4 - х времени суток, и при этом обозначает

5буква – буква, которая не даёт звука и служит для обозначения мягкости согласных.

Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно, читать стихотворение, следить за

настроением лирич еского героя, будем учиться н аблюдать за словом, его красотой,

многозначностью, незаменимостью, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать,

делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать её.

Попытайтесь при чтении стихотворения предс тавить картину описываемого. М оже т быть,

вас что - то заставит задуматься, что - то у див ит или з аставит переживать. Постарайтесь прочитать

VII. Словарная работа (ка рт оч ки на доске, работа с о словарём)

Какие непонятные для вас с лова встре тились в данном стихотворении?

ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстраци я)

ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий,

Как вы д умаете, кому л учше удалось передать мысли и гамм у ч увств Лермонтова п ри

Кому удалось увидеть и прочувствова ть красот у природы, котору ю видел поэт?

Это стихотворение было напи сано Лермонтовым в 14лет. Сейчас я попробую с помощью

- Что по вашему мнению хотел показать поэт, создавая это произведение?

- Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы?

- Люди какой профессии могут помочь нам легче представ ить картин у описываем ого при чтении

( художники - иллюстраторы - работники живописи, имеющие художественный вкус)

- Что на ваш взгляд можно изобразить на иллюстрации к данному п роизведению?

- Какие краски будут преоблада ть в вашей картин е и почему ?

X. Анализ пр оизведения. (опора на картины, иллюстрации с изображением осени)

Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам, а нализировать слова и

- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, ле тя т, к ружатся)

- Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей)

- Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? (сопоставляются краски времён года и

были по соседству, вместе радовались солнышк у, умывались дождём и перешёптывались под

Показан момент расставания между природой, а также человека с летней п риродой.

- Подумайте и вы скажите свои предположения, почему пахарь не люб ит от ды ха ть там, г д е любил

отд ы хат ь летом? (нет той листвы, кот о р ая давала пр ох ла ду , тень, у крытие, кр а со ту , спокой ствие)

- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животн ых? (тоже приходится нелегко: и

полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)

- Возможно, кто - то заметил, что Лермонтов показывает нам сме н у суток в данном

Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется дру гим, как мрачный осенний вечер

плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц сла бо освещает поле, покрытое туманом.

- Что наблюдается вокру г: весёлая, энергичная жи знь или покой?

- А каким вы видите покой? (безлюдье, пустота, бе зрадостная тишина – вокруг какой - то

Ребята, если внимательно вчитаться в данные строки, то можно заметить, что

стихотворение прозрачное, воздушное . Кажется, что каждая строка живёт и дышит.

- Что про ис хо ди т с листьями? (они медленно кружа тся)

- А какие бу квы этот момент подчёркивают? (подчёркивают гла сн ые бу квы И, А, котор ые

- Какая гл ас ная создаёт тревогу ? (тревожно звучит О в рифмующихся словах:

- И только последняя рифма спешИТ – серебрИТ создаёт впечатле ние законченности, хотя мы

I. Организационный момент

Учитель. Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.

II. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

У. Прочитайте скороговорку тихо и медленно, выговаривая каждое слово чётко, прихлопывайте ритм.
У. О чём эта скороговорка?
Д. Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.
У. Какие слова надо выделить голосом? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логического ударения.)
У. Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
У. Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова и читая на одном дыхании.

III. Проверка домашнего задания

1) Характеристика главных героев басни.

У. Назовите главных героев басни.
Д. Главные герои басни – Ворона и Лисица.

2) Дайте характеристику Вороне.

3) Дайте характеристику Лисице.

Работа по дифференцированным карточкам

1 карточка.

Что такое басня? Объясните своими словами. Приведите пример (прочитай отрывок любой басни).

2 карточка.

Кто сказал такие слова:

3 карточка.

В какой басне была такая мораль?

(Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)

IV. Постановка цели. Активизация знаний учащихся.

1) Введение в тему урока

а) хаиМил рЮьевчи номреЛтов. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

б) Показ портрета М.Ю. Лермонтова.

в) Работа по учебнику (стр. 122-123).

Дети рассматривают иллюстрации из жизни поэта.

г) Знакомство с биографией поэта.

У. Знаете ли вы что-нибудь об этом поэте? О том, каким он был в детстве? Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался? (Рассказывает подготовленный ребёнок.)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарён удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
В 1841 г. 27 июля поэт был убит на дуэли Н.С. Мартыновым в Пятигорске. Ему не исполнилось ещё и 27 лет. За свою короткую жизнь Лермонтов создал множество гениальных творений.

д) Выставка книг М.Ю. Лермонтова.

У. С творчеством, какого поэта мы сегодня познакомимся? Сформулируйте тему сегодняшнего урока?
Д. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова.
У. С какими произведениями мы с вами сегодня будем работать?

ХЯЮЭУТЁСАПР

Мы листики осенние, Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели. Закружились, полетели
Мы летели, мы летели, И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.

(Дети садятся по местам.)

VII. Продолжение работы над новым материалом

2) Словарная работа.

Утёс – это высокая скала.
Лазурь – светло-синий свет, синева.

Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выполнение заданий к стихотворению.

а) Анализ 1-го четверостишия.

б) Анализ 2-го четверостишия

У. О чём идёт речь в четверостишие?
Д. В этом четверостишие говорится об утёсе.
У. С кем сравнивает Лермонтов утёса?
Д. М.Ю. Лермонтов сравнивает утёс с одиноким человеком.
У. Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утёс одинокий, что ему очень плохо.

в) Работа над всем стихотворением (анализ)

г) Работа над образами в стихотворении

У. Какие два образа запомнились вам?
Д. Запомнились два образа – это тучка, утёс.
У. Дайте характеристику утёсу, тучке, используя данные слова

золотая
одинокий
лёгкая
утёс
игривая

тучка
старый
шаловливая
свободная
мрачный
беспечная

д) Какая тема затронута в этом стихотворении?

Д. В этом стихотворении затронута тема одиночества.

5) Физкультминутка для глаз, головы и шеи.

в) Словарная работа

Тьма – отсутствие света, освещения; мрак, темнота.
Долина – низменность, межгорье, природная впадина различного вида на земле.
Мгла – сумрак, тьма.

г) Работа над выразительным чтением. Расстановка логического ударения и пауз

Комбинированное чтение (учитель – хором ученики).

У. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
Д. Данное стихотворение читается медленно, протяжно, мелодично.
У. Вам понравилось стихотворение? Чем?
Д. Мне стало так хорошо, спокойно.

Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выполнения заданий к тексту.

  • существительное + прилагательное;
  • существительное + глагол.

и) Словесное рисование

У. Попробуем словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
– Какие элементы будут главными в картине?
– Какими словами описаны горные вершины?
– Что мы расположим в центре картины? Почему?
– Где расположим остальные элементы?
– Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?
– Какой цвет будет основным?
– Закройте глаза, представьте себе картину.
– Опишите словами, что вы увидели.

У. Какая тема затронута в этих стихотворениях? Какой переносный смысл содержит каждое стихотворение?
Д. В этих стихотворениях затронута тема гордого одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами.
У. Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины. Он совсем один, и это одиночество гнёт его. Оно приобретает вселенские масштабы. М.Ю. Лермонтов уже чувствует себя одним в целом мире.

VIII. Итог урока

1) У. С творчеством, какого поэта познакомились сегодня на уроке?

– Какое стихотворение вам больше всех понравилось?

У. На столе лежат карточки красного и зелёного цвета. Они указывают на ваше настроение. Красный цвет – это у вас хорошее настроение. Зелёный цвет – это у вас не очень хорошее настроение.
– С каким вы настроением заканчиваем сегодняшний урок литературного чтения?
– Покажите мне свою карточку. (Дети показывают карточки.)

X. Домашнее задание

1 группа – выразительно читать стр.124;
2 группа – выучить наизусть любое стихотворение на стр.124;
3 группа – выучить наизусть любое стихотворение и нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению (стр. 124).

ЦОМЛОДЫ! ПСАСИБО ЗА ОУРК!
Молодцы! Спасибо за урок!

1. Особенности прозаического и лирического произведения.

2. Биография и творчество М. Ю. Лермонтова.

3. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Глоссарий по теме.

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки.

Ключевые слова.

Прозаическое и лирическое произведения; средства художественной выразительности; произведения живописи и литературы.

Основная и дополнительная литература по теме урока.

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. – М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

Ожидаемые результаты.

На уроке мы узнаем об особенностях прозаических и лирических произведений.

Научимся различать прозаическое и лирическое произведения.

Основное содержание урока.

1. Девочки вспомнили произведения не случайно. Их объединяет общая тема – первый снег.

Различия в описании явления.

Суриков рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности. Например, эпитеты: пушистый снег, тёмный лес; олицетворения: снег кружится, ложится, лес принакрылся, морозцы пришли, зима настала.

Бианки, напротив, изображает снег, небо, поля, снежинки точно, чётко.

Значит мы имеем дело с разными видами произведений.

Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. Авторы используют средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.

Таким образом, произведение Ивана Захаровича Сурикова – лирическое, а Виталия Валентиновича Бианки – прозаическое.

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и прозаик. Его творчество известно большим разнообразием тем лирики.

Михаил Лермонтов родился 3 октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой в усадьбе Тарханы, не далеко от Пензы. Мать поэта умерла в молодом возрасте. Отец жил отдельно.

Поэт учился в Московском университете, а также в школе гвардейских подпрапорщиков. Служил в Санкт-Петербурге в гусарском полку.

Художник Иван Иванович Шишкин проиллюстрировал чувства поэта в своём произведении живописи. Ощущение одиночества, грусти и смирения наполняет изображение. Высокая сосна, гордое по своей природе дерево, стоит, покорно смирившись с судьбой. Мрачная картина, на первый взгляд. Но лунный свет – это и есть образ надежды на лучшее.

Мы сравнили произведение литературы и живописи.

Мы видим, что утес – великан внешне силён и могуч с ранимой душой, которая способна искренне любить и глубоко страдать.

В этом стихотворении поэт использовал для эмоциональной передачи настроения следующие олицетворения: ночевала тучка, умчалась тучка, утёс плачет.

Смена природных циклов вызывает у лирического героя тягостные раздумья, ощущения тоски и одиночества. Почему в 14 лет такие чувства? Это связано с тем, что поэт очень рано остался без матери, отец редко навещал сына.

Лермонтов в произведении использует следующие метафоры: поле серебрит, ели хранят зелень.

Особенность лирики Лермонтова в умении найти точные слова, выражающие самые тонкие человеческие переживания, простоту и задушевность.

Разбор типового тренировочного задания

Названия частей стихотворения:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Названия располагаются в последовательности:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Разбор типового контрольного задания.

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов

это созвучие концов стихотворных строк

это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

употребление слов в переносном значении

перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевлённые

это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе. Знакомство с творчеством писателя.

Тема: М.Ю.Лермонтов.

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; развивать эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии.

Задачи урока:

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух.

3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные УУД – организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности)

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города.

Личностные – формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

1. Самоопределение к деятельности (орг.момент)

- Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.

Речевая разминка

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

- Прочитайте про себя, тихо и медленно, с веселой интонацией.

2. Актуализация знаний

- Как вы думаете, что это?

-Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя голосом глаголы. Прочитайте, выделяя голосом последнее слово в каждой строчке.

- Кто написал это стихотворение?

- Прочитайте что здесь написано:

хаиМил рЮьвич номреЛтов

3. Постановка учебной задачи

- Поставим цели и задачи урока. Чему мы должны научиться, с чем познакомиться.

Познакомимся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, научимся выразительно читать стихотворение М.Лермонтова, понимать прочитанное, анализировать стихотворение.

4. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

- Назовите главных героев басни. Дайте характеристику Вороне, Лисице.

Чтение наизусть. Инсценировка.

5. Открытие новых знаний (построение проекта выхода из затруднения)

- Откройте разворот в учебнике на стр.140. Рассмотрите его.

Прочитайте имя писателя.

- Что вы увидели на этих страницах? Портреты М. Лермонтова в маленьком возрасте, его автопортрет, портрет в военной форме, Петербургский университет и Кавказские горы.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841гг.)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против ее воли, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных несогласий. После ранней смерти матери ребенка взяла к себе бабушка, устранив от воспитания отца. Женщина умная, твердая и властная, бабушка перенесла на внука все свои привязанности. Лермонтов получил столичное домашнее образование: помимо обычного гувернера – француза, у него была бонна – немка и позднее преподаватель – англичанин; Лермонтов с детства свободно владел французским и немецким языками. Когда Мише было 11 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

Позднее семья переезжает в Москву, и осенью он зачисляется в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России, где учились ранее В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев и другие. Лермонтов получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет затем самостоятельным чтением.

Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику его парадный портрет. Этот портрет у вас на развороте учебника. Посмотрите внимательно.

С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.

Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи, очень хорошо рисовал. Портрет на развороте - его работа. (Презентация)

Чтение статьи Воскобойникова хорошо читающими учениками.

- Что нового узнали о писателе?

Мы сидели, мы сидели,

Наши спинки занемели.

Поглядим в окошко.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту тихо сесть.

6.Первичное закрепление

- Составьте вопросы одноклассникам

Словарная работа

Тьма – отсутствие света, темнота

Это произведение – перевод М.Ю.Лермонтова стихотворения немецкого поэта Гёте.

- Прочитайте стихотворение и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. ( Медленно, протяжно, мелодично).

- Ваши впечатления от прочитанного.

- Какое настроение возникает от прочитанного? (Спокойное, хорошее)

-Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Что для этого надо?

- Надо понять картину из жизни, рисуемую автором, представить картину, о чем нам хочет сказать поэт.

- Что представили? ( Горные вершины, успокоение)

- Если это стихотворение, что еще должны почувствовать? (Ритм, рифму)

-Найдите рифмующиеся слова.

-Как надо читать это стихотворение? (Медленно)

-Какие приёмы поэт использует в этом стихотворении?

Олицетворение – вершины спят

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную могли бы подобрать к стихотворению?

-С кем сравнивает поэт горные вершины?

- Попробуйте словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.

- Какие элементы будут главными?

- Что расположим в центре картины?

- Где расположим остальные элементы?

- Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?

- Закройте глаза, представьте эту картину. Опишите словами , что вы увидели.

- Какая тема затронута в этом стихотворении?

- В этом стихотворении затронута тема – гордого одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами

- Несчастлив и одинок был М.Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало друзей, единомышленников и любящей женщины. Он совсем один и это одиночество гнет его.

7.Домашнее задание. Одно из слов произведения сделайте заглавием и напишите на тему этого слова текст.

Читайте также: