Метод марии поповой конспект
Обновлено: 07.07.2024
Запомнить много информации, разобраться в материале или придумать новые идеи — для каждой задачи нужен свой способ.
1. Метод Билла Гейтса
Необычный способ ведения записей Билла Гейтса подметил молодой предприниматель Роб Ховард и описал Post BillG Review / Grokable его в своём блоге. Создатель Microsoft пользуется обычной бумагой и ручкой и делит лист на четыре равные части. Каждый из получившихся квадратов отведён под определённую информацию: Робу удалось подсмотреть, что в одном из нижних Билл записывает вопросы.
Когда полезен
Пригодится на деловых встречах, лекциях без чёткого плана, проходящих в форме свободного обсуждения.
Как использовать
На одну тему выделите чистый лист бумаги и разделите его на четыре части. Каждой дайте название, в зависимости от того, чем вы будете их наполнять. Например:
- основные мысли;
- заметки и важные подробности;
- примеры;
- вопросы, возникающие в ходе беседы.
2 . Метод Корнелла
Возможно, именно этот метод Билл Гейтс модифицировал под себя. Способ предполагает чёткое разделение основных мыслей и заметок во время записей. По итогу вы должны сформулировать резюме внизу листа.
Когда полезен
Отличает метод Корнелла то, что с его помощью удобно обрабатывать большие объёмы информации — продолжительные и информативные лекции.
Как использовать
Сверху оставьте место для обозначения темы. Остальную часть листа разделите на две колонки — узкую и широкую. Внизу оставьте место — около четверти страницы.
Левая узкая часть понадобится для записи ключевых мыслей. Чем их будет меньше, тем лучше. И тем удобнее вам будет потом ориентироваться в конспекте. Причём лучше заполнять её уже после лекции, чтобы точно выделить только нужное.
В правой части вы записываете всю важную информацию, подробности и заметки. Внизу — резюме лекции: делаете выводы и формулируете вопросы по теме.
3. Метод боксов
Этот метод тоже схож с предыдущими, но его суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Таким образом визуально воспринимать информацию легче и удобнее: вы фокусируетесь только на выделенном аспекте темы. В итоге факты не путаются между собой, и вспомнить написанное проще.
Когда полезен
Способ подходит, когда на лекции вы рассматриваете несколько понятий, учите иностранные слова, даты, биографии исторических личностей. На работе удобен при обсуждении нескольких задач в рамках одного проекта.
Как использовать
Например, вам нужно коротко запомнить ключевые моменты из жизни известных личностей X века. Нарисуйте отдельные квадраты для князя Игоря, княгини Ольги, Святослава и других. В каждом из них отдельными пунктами отметьте важные даты и факты. В итоге конспект будет выглядеть примерно так:
4. Метод колонок
Будет удобен, если тема лекции одна и каждый её пункт нужно рассмотреть по одинаковым критериям. Для этого рисуем таблицу — такие обычно делают на уроках истории. В левой колонке пишем даты, а в остальных поочерёдно указываем, что произошло, где, какие итоги у этого и так далее.
Когда полезен
Эффективен, если вам нужно законспектировать много фактов, свести несколько элементов в одну понятную систему и разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Как использовать
Определите заранее, какие колонки вам понадобятся. Старайтесь, чтобы их было 4–6 и в них действительно содержалось самое важное. Например, вы готовитесь к совещанию по рабочему проекту. Названия колонок могут быть такими:
- кто;
- чем будет заниматься;
- с кем в команде;
- когда должен закончить;
- каких результатов мы ждём.
5. Метод предложений
Суть этого способа проста: каждая записанная вами мысль нумеруется. Это делается для того, чтобы вам было легко ориентироваться в тексте и не приходилось мельчить на полях в поисках места, куда дописать информацию.
Когда полезен
Идеально подходит, если вам предстоит законспектировать длинную лекцию, а преподаватель привык перескакивать с одной мысли на другую.
Как использовать
6. Метод Марии Поповой
Мария Попова — создательница блога BrainPickings. Она рассказывает, что каждую неделю ей приходится читать около 15 книг, чтобы писать по три статьи в свой блог ежедневно. Было бы странно, если бы она конспектировала всё, что читает. Поэтому Мария составила Maria Popova on Writing, Workflow, and Workarounds / The Tim Ferriss Show собственную систему заметок, в которой отмечает только страницы книг.
Когда полезен
Метод поможет, если вы читаете много трудов по предмету. В конспекте можно собрать нужные материалы или вычленить основную мысль из очень объёмной книги.
Как использовать
Всё, что вам нужно записать, — это главную тему конспекта и ключевые моменты. К ним вы добавляете те страницы из книг, где нашли основную мысль.
Например, вы делаете разбор нескольких книг о пластичности мозга. Ваш конспект будет выглядеть примерно так:
- что такое пластичность мозга — Норман Дойдж, с. 12, 56;
- можно ли её развить — Норман Дойдж, с. 17;
- как это сделать — Джо Диспенза, с. 26, 45.
Цитаты отмечайте прямо в книге — текстовыделителями, карандашами или стикерами. Так вам не придётся тратить время на подробный конспект, а в момент написания работы по материалу нужно будет просто следовать пунктам списка.
7. Метод индексов
Этот способ предполагает, что важные мысли вы маркируете в тексте определёнными значками. Они помогут продолжить работу с конспектом после: структурировать информацию, предпринять какие-то действия, сформулировать вопросы.
Когда полезен
Пригодится, если у вас нет времени или возможности обработать материал сразу по ходу письма. К примеру, когда после встречи нужно поставить задачи, распределить приоритеты и роли.
Как использовать
Составьте список значков, которые вы будете использовать. Маркируйте мысли подобным образом:
- квадрат — собственные задачи;
- круг — задачи, которые нужно делегировать;
- звёздочка — особо важные моменты;
- знак вопроса — что нужно уточнить.
8. Метод потока
Когда полезен
Метод помогает в тех случаях, когда вам не нужно точно или дословно воспроизводить материал. Используя его, вы лучше разберётесь в теме, так как будете сразу самостоятельно перерабатывать полученную информацию. Плюс, сможете формулировать вопросы по ходу лекции и задать их сразу же.
Как использовать
Записывайте только ключевые моменты лекции. Если попадается ещё что-то важное — передавайте своими словами. А в остальном дайте полную свободу потоку мыслей: фиксируйте свои идеи, вопросы, комментарии и выводы.
9. Метод ментальных карт
Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного построчного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее M. Kalyanasundaram, S. B. Abraham et al. Effectiveness of Mind Mapping Technique in Information Retrieval Among Medical College Students in Puducherry — A Pilot Study / Indian Journal of Community Medicine .
Когда полезен
Метод удобен, когда вам нужно переработать очень большой объём информации, найти новые идеи, составить план или как-то проанализировать своё текущее состояние. Если надоело тупо зубрить учебники, способ вам тоже понравится — чего только стоит рисование веток, стикеров и других обозначений.
Как использовать
В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
Школково | Обществознание - ЕГЭ 2022 запись закреплена
5 СПОСОБОВ ЭФФЕКТИВНО ДЕЛАТЬ КОНСПЕКТЫ
ЧАСТЬ 2
МЕТОД МАРИИ ПОПОВОЙ
Мария Попова — создательница блога BrainPickings. Она рассказывает, что каждую неделю ей приходится читать около 15 книг, чтобы писать по три статьи в свой блог ежедневно. Поэтому Мария составила собственную систему заметок, в которой отмечает только страницы книг.
Когда полезен:
⠀
Метод поможет, если вы читаете много трудов по предмету. В конспекте можно собрать нужные материалы или вычленить основную мысль из очень объёмной книги.
⠀
Как использовать:
⠀
Всё, что вам нужно записать, — это главную тему конспекта и ключевые моменты. К ним вы добавляете те страницы из книг, где нашли основную мысль.
⠀
МЕТОД ПОТОК
Этот способ записи предложил программист и предприниматель Скот Янг. Он советует записывать не слова лектора, а собственные мысли. Только так, считает Скот, можно по-настоящему научиться чему-либо.
⠀
Когда полезен:
⠀
Метод помогает в тех случаях, когда вам не нужно точно или дословно воспроизводить материал. Используя его, вы лучше разберётесь в теме, так как будете сразу самостоятельно перерабатывать полученную информацию. Плюс, сможете формулировать вопросы по ходу лекции и задать их сразу же.
⠀
Как использовать:
⠀
Записывайте только ключевые моменты лекции. Если попадается ещё что-то важное — передавайте своими словами. А в остальном дайте полную свободу потоку мыслей: фиксируйте свои идеи, вопросы, комментарии и выводы.
⠀
МЕТОД МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного построчного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее.
⠀
Когда полезен:
Метод удобен, когда вам нужно переработать очень большой объём информации, найти новые идеи, составить план или как-то проанализировать своё текущее состояние. Если надоело тупо зубрить учебники, способ вам тоже понравится — чего только стоит рисование веток, стикеров и других обозначений.
⠀
Как использовать:
⠀
В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
На этом сайте я узнала о текстах, людях и мыслях, которые мне было бы неоткуда добыть в другом случае. Кое-чего вообще не существует на русском, а что-то другое я никогда бы не нашла на русском, не прочитав об этом у Марии на английском.
Сайт Марии Поповой (я была уверена по имени, что она русская американка, но она родом из Болгарии, а живет в Нью-Йорке и пишет на идеальном английском, зависть) поддерживал меня в то время, когда я не успела собрать себе круг вдохновительных персон и мыслей.
Он привел меня к Венди Макнотан — и я поехала на конференцию The power of storytelling знакомиться с ней. Он рассказал мне о Ниле Геймане как о сражающемся со своими драконами живом человеке (а не великолепном успешном писателе, далеком, как Луна). Нельзя упомнить всех, с кем я познакомилась благодаря Марии — но можно перевести её статью в знак моей признательности (и некоторой зависти).
Brain Pickings рос вместе со мной — последовательно собранная коллекция, отражающая моё собственное интеллектуальное, творческое и духовное развитие. В начале я даже и подумать не могла, что этот крошечный проект займет столько места в моей жизни, будет большим двигателем для меня — и способом заработка на жизнь (и что семь лично знакомых мне читателей рассылки со временем вырастут в десять миллионов подписчиков).
Я верю, что развитие человека на протяжении всей жизни — динамический и безостановочный процесс. Поэтому мне трудно давать интервью: то, что я скажу сегодня, будет верно только на сегодняшний день, а завтра изменится. Впрочем, за десять лет работы над Brain Pickings я обратила внимание на то, что возвращаюсь к нескольким основным ценностям — конечно, они тоже видоизменяются со временем, но судя по их стабильности, они стали гравитационным центром моего опыта, а значит, можно их записать и показать.
1. Позволь себе дискомфот — и роскошь — перемены мнения
2. Ничего не делай исключительно ради престижа, статуса, денег или одобрения
Внешняя мотивация может поддержать в моменте, но из неё не выстроишь стремление выскочить из кровати утром или удовлетворение перед сном вечером — скорее наоборот, они отвлекают и уводят от более глубоких опор.
3. Будь великодушной
Щедро делись всем: временем, ресурсами, благодарностью и особенно словами. Гораздо проще быть критиком, чем восхищаться и праздновать. Помни, что на другом конце любого взаимообмена — живой человек, а за любым творческим подвигом — критика. Понимать и быть понятой — великие жизненные дары, и каждая беседа — возможность обменяться ими.
4. Культивируй тишину
Медитируй. Гуляй. Катайся на велосипеде без определенного направления. Творческому процессу нужно время думания ни о чем — и обо всем сразу. Творческому человеку необходимо встречаться со скукой. Лучшие идеи приходят, когда мы перестаем наседать на себя, требуя что-нибудь изобразить. Тогда фрагменты, которым жонглирует подсознание, соединяются в новые комбинации — и зажигается лампочка.
(прим. пер.: Лиля Ким называет это органическим сторителлингом и работой дефолт-системы)
А самое важное — спи.
Сон — творческий афродизиак. Сон влияет на то, как мы проводим остальную часть дня. Он устанавливает социальные ритмы и отвечает за настроение. Относись ко сну так же серьезно и рационально, как ты относишься к регулярности труда. Нынешний мир утверждает, что люди, которые спят мало, а успевают много, делают всё правильно — но они живут в долг и со временем он их догонит. Что может быть лучшей инвестицией, чем спокойствие, самочувствие и уважение к себе?
5. Когда люди говорят тебе о том, кто они такие — поверь им, как говорила Майя Энджелоу. Но если люди говорят тебе о том, кто такая ты — не верь ни в коем случае
Ты — единственная, кто может оценить, что такое быть целостной для тебя сейчас и как к этому прийти. Если человек, который плохо понимает, кто ты, высказывает предположение о том, что в тебе не так — всё, что он говорит, он говорит о себе, а не о тебе.
6. Присутствовать куда сложнее и приносит гораздо больше удовлетворения, чем быть продуктивным
7. Ожидай, что всё ценное займет много времени
Это сказала Дебби Миллман и трудно с ней спорить. Миф о внезапном успехе, не основанном на уходящей под воду части айсберга, так трудно отбросить как нечто не согласующееся с реальностью — он так соблазнителен. Цветок не распускается в три секунды — ему требуется пройти через большой трансформирующий процесс. Как и всем нам. Этот процесс укрепляет характер и обуславливает судьбы.
8. Ищи то, что усиливает твой дух
Патти Смит как-то рассказывала о том, какие писатели и художники усиливали её дух — я позаимствовала идею. Что это за люди, идеи, книги, поддерживающие тебя в интеллектуальных и духовных поисках? Ищи их, держись за них, подключайся к ним почаще. Они понадобятся не только если всё почему-то станет плохо, но и как прививка, укрепляющая ощущение того, что сейчас всё достаточно хорошо.
9. Не стесняйся быть идеалистом
10. Не просто сопротивляйся цинизму — активно борись с ним
Борись в себе — это чудовище спит в лучших их нас — борись с ним в тех, кого ты любишь и с кем общаешься, практикуй другие способы реагировать на окружающий мир. Цинизм нельзя уподоблять критическому мышлению — он не конструктивен, не великодушен и уничтожает творческие порывы. Как любой инструмент разрушения, цинизм проще и ленивее, чем конструктивный комментарий. Нет ничего труднее (зато они приносят глубокое удовлетворение) искренней жизни и действий из открытого сердца, неумолимого прокладывания пути к росту и пошаговому улучшению. Это лучший способ борьбы с цинизмом. Вот истинный акт сопротивления, требующий отваги.
Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.
Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.
Что такое конспект
Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.
Виды конспектов
Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:
- Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
- Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
- Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
- Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
- Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.
Методы конспектирования
Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.
Метод Корнелла
В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен
Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.
Предметы
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- биология,
- химия,
- география.
Как использовать этот метод конспектирования:
- Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
- Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
- Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
- В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
Метод боксов
Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен:
- при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
- для сопоставления нескольких понятий.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык.
Как использовать:
Метод нумерации
Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен метод
Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика.
Как использовать:
Метод таблиц
Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.
Когда полезен:
- при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
- при конспектировании большого количества фактов,
- чтобы свести несколько элементов в одну систему,
- чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод написания конспекта:
- Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
- Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
- Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
Метод индексов
Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.
Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.
Когда полезен
Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика,
- информатика.
Как конспектировать методом индексов:
Метод ментальных карт
Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.
Когда полезен:
- для разбора больших сложных тем,
- для анализа литературных произведений,
- при написании эссе,
- в подготовке докладов.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод ведения конспектов:
- В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
- Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!
Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Читайте также: