Метафора и сравнение 4 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

В течение пяти лет в нашей Прогимназии ведется курс “Развитие речи”, рассчитанный на изучение с 1 по 4 классы (1 урок в неделю). В его основу положена система развития речи канд. пед. наук, доцента, зав. кафедрой преподавания русского языка в начальной школе РГПУ им. А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург), Г. И. Банщиковой.

Если в 1 классе основное внимание авторами программы уделяется развитию устной речи, навыку чтения и формированию элементов письменной речи, то уже со 2 класса большое место отводится письменной речевой деятельности как самостоятельной форме речи, которая является средством самовыражения личности ребенка.

Сначала дети говорят о правилах вежливого поведения и иx словесном выражении, разыгрывают речевые ситуации, сочиняют устные рассказы и сказки, учатся представлять слова в виде моделей, получают первое представление о некоторых лингвистических понятиях.

Затем изучаются разделы “Предложение”, “Текст”, “Слово”, причем работе над предложением уделяется значительно больше времени, чем обычно при обучении русскому языку.

Работе над словом также уделяется много внимания. Ученикам предлагаются задания, формирующие такие понятия, как “слово”, “лексическое значение”, “однозначные и многозначные слова”, “прямое и переносное значение слова”, “синонимы”, “антонимы”, “омонимы”.

Дети также учатся писать сочинения всех типов, и начинают с традиционно считающегося самым трудным рассуждения, ведь рассуждение – наиболее востребованный вид речевого высказывания школьника на всех уроках. Учащиеся изучают и особенности художественного описания; они более глубоко знакомятся с таким, уже известным им по урокам чтения литературным приемом, как сравнение и метафора, учатся использовать их в своих текстах. На уроках учащиеся редактируют как собственные, так и чужие тексты.

Прежде, чем описать уроки по теме “Сравнение”, хочу сказать о ней несколько слов. Детям она особенно пришлась по душе, и выполненные ими самостоятельные работы, на мой взгляд, достаточно красноречиво говорят об этом.

Всего мы уделили теме “Сравнение” 7 уроков. На двух первых уроках мы узнали, а точнее, вспомнили, что такое сравнение (потому что с этим понятием ученики уже встречались на уроках литературного чтения), выполнили ряд упражнений, в которых наблюдали за употреблением этого приема в устойчивых народных выражениях, а также писателями и поэтами в художественных произведениях. Далее мы искали и находили сравнения в прозаических и поэтических текстах, обращали внимание на знаки препинания при союзах и придумывали собственные сравнения (вне текста).

Чтобы сделать свой текст (в основном, описание), с помощью сравнений оригинальным и интересным, дети прошли определенный путь. Сначала они вставляли собственные сравнения в готовый авторский текст, далее продолжали авторский текст, используя сравнения, потом писали мини-сочинение о пасмурном дне, который выдался в тот день, далее писали сочинение – описание любого цветка, затем описывали пейзаж, изображенный на своей открытке или фотографии и, наконец, писали сочинения в форме художественного описания на свободную тему, когда сами могли выбрать тему, интересную и близкую для себя. На последнем седьмом уроке было проведено обобщение по теме, дети по желанию читали свои сочинения и обсуждали их. Принципиально важен, на мой взгляд, постепенный переход от наблюдения над употреблением сравнения в художественном произведении к полностью самостоятельному написанию такого трудного для учащихся начальной школы типу сочинения, как описание (с использованием сравнения). Помощь в виде самого текста или его начала учащиеся принимают очень хорошо; это видно по оригинальным сравнениям, которые они смогли придумать, не отвлекаясь при написании текста на такие сложные моменты, как план, герои, сюжет.

Тема урока: “Слова-помощники в сравнениях; знаки препинания при них. Использование собственных сравнений в тексте”

а) Облака, как сахарная вата, расстелились на огромном синем блюдце; словно плывущие на болоте бегемотики; они плыли, словно надутые, полные, лысые с круглыми головами в белых костюмчиках бизнесмены.

б) Вой ветра, словно вой старого раненого льва, который чувствует приближение смерти; вой ветра похож на дыхание великана; завыл ветер, словно обиженный плачущий ребенок, требующий игрушку.

в) Ежик, как подушечка для иголок; кенгуру, точно мячик; спящая черепашка, как пятнистый камень.

г) Ромашка, как яичница-глазунья; как солнышко в юбочке; как огонек в зимнем лесу.

Мы отметили, что сравнение облаков с барашками было в каждой второй работе, следовательно, его нельзя признать оригинальным, хотя использовать вполне можно.

2. Работа со сравнениями в тексте (устно): отрывок из рассказа В.Драгунского (по учебнику).

Музыка заиграла быстро и громко, и на арену выскочила белая лошадь, такая толстая и широкая, как тахта. А на лошади стояла тетенька, и она начала на этой лошади на ходу прыгать по-разному: то на одной ножке, руки в сторону, а то двумя ногами, как будто через скакалочку. Я подумал, что на такой широкой лошади прыгать – это ерунда, все равно как на письменном столе, и что я бы тоже так смог. Вот эта тетенька все прыгала, и какой-то человек в черном все время щелкал кнутом, чтобы лошадь немного проворней двигалась, а то она трюхала, как сонная муха. И он кричал на нее и все время щелкал. Но она просто ноль внимания. Тоска какая-то…

а) Нахождение выражений, подтверждающих, что этот монолог принадлежит ребенку (“лошадь толстая и широкая, как тахта”, “будто через скакалочку”, “я бы тоже так смог”, “эта тетенька”, “ноль внимания”).

б) Нахождение сравнений: “лошадь толстая и широкая, как тахта”, “прыгала на лошади, как будто через скакалочку”, “прыгать на широкой лошади, как на письменном столе”, “трюхала, как сонная муха”.

3. Слова-помощники (союзы) и их отсутствие в сравнениях; знаки препинания при них: работа с текстом “Улитка-вездеход” (диктант).

…Улитка никогда не спешит. Зачем? Домик свой она таскает на себе, словно рюкзак. На голове у нее торчат рожки-антеннки, а на них глаза, точно линзы. Видит улитка, как сова ночью, отлично. Она – вездеход. Может проползти даже по острой бритве и не порежется. Кто еще так сумеет? (По В. Кухта)

а) Определить тему (“про улитку”) и основную мысль текста (“улитка – удивительное животное”). Озаглавить самостоятельно.

б) Подчеркнуть в тексте сравнения (“домик, словно рюкзак”, “рожки-антеннки”, “глаза, точно линзы”, “видит, как сова ночью”, “вездеход”). Какую роль они здесь играют? (Делают текст более образным, интересным).

в) Какие слова-помощники использует автор при сравнении? (союзы “словно”, “точно”, “как”). Какие знаки препинания стоят при этих словах? (Обращаем внимание на одну или две запятые, в зависимости от места сравнения в предложении. Вспоминаем, что в устойчивых народных выражениях перед союзом “как” запятая не ставится: например, “упрям как осел”).

г) используются ли слова-помощники в сравнениях “рожки-антеннки”, “она - вездеход”? Как присоединяются слова сравнения к слову-предмету, который сравнивается? (знаками “дефис” и “тире”). Можно ли вместо этих знаков употребить союзы или другие слова-помощники? Какие? (Любые из вышеперечисленных союзов, а также “будто”; слова “похоже”, “подобно”, “кажется”). Зачем, по-вашему, в данном случае автор пользуется знаками тире и дефисом? (По-видимому, из-за обилия сравнений, которые употребляются почти в каждом предложении, чтобы избежать повторения слов-помощников). Можно ли было как-то иначе присоединить сравнения, без союзов и тире? (Да; например, “у нее есть и рожки в виде антеннок”, “этот вездеход может проползти…” и т. д.).

4. Самостоятельная работа: списать текст с доски, вставляя в любое его место свои сравнения; обратить внимание на слова-помощники и знаки препинания при них (можно использовать сравнения и без слов-помощников); придумать заголовок.

Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. На небе зажглись звезды. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке.

5. Домашнее задание: продолжить текст, используя сравнения (письменно).

Вы слышали, как звенит колокольчик? Он растет в глубине леса, в тени. Цветы его невесомы, и трогать их нельзя – можно сломать. Надо только смотреть и слушать. Но услышать его звон трудно. Елки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая листва, где уж тут услышать слабый нежный звон?

Но все-таки я ложусь на траву и слушаю…

(С текстами некоторых работ можно ознакомиться в Приложении).

На следующем уроке мы провели редактирование некоторых самостоятельных работ, написанных на предыдущем уроке в классе, обсуждали заголовки к тексту; также мы анализировали уместность тех или иных сравнений в тексте на примере сравнений, использованных в данных работах.

б) Редактирование: “солнце медленно, как медленная черепаха, опускалось за лес” (тавтология); повторение одних и тех же союзов (например, в работе Ани Ф. “как” и “будто” повторялись по два раза); в некоторых работах наблюдалось излишнее количество сравнений (в каждом предложении), и это делало описание громоздким и т.д.

в) Чтение работ Саши М., Даши Т. и Артема П. (см. Приложение).

Дети отметили, что все три работы интересны; особенно красивым и оригинальным показалось им сравнение солнца с “золотой колесницей Гелиоса”. Мы обратили внимание также на то, что в работе Артема П. все сравнения подходят друг другу (“солнце – желтая черепаха”, “лес – обросшее тело великана”, “звезды - тысячи глаз какого-то гигантского насекомого”), перед глазами так и встает сказочный лес, где водятся великаны и диковинные звери. В работе Саши М. присутствуют прекрасные сравнения лесной тишины (“как в храме после службы”) и звезд (“маленькие свечки”); ей был дан совет и третье сравнение блестящей воды в реке также приблизить к чему-то имеющемуся в храме; совместными усилиями мы предложили использовать здесь вместо “куска блестящей фольги” слово “серебро”, с чем автор (очень независимый человек), подумав, согласился.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родного русского языка 4 класс

Цель: закрепить знания выразительных средств языка, учить выделять и употреблять их в речи, развивать воображение учащихся.

Формирование УУД:

Регулятивные: объяснение значения слов, употреблённых в переносном значении; определение вида тропа.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну слов с переносным значением, чтобы определить, какова их роль в нашей речи. Для начала я предлагаю вам сравнить два текста. (Слайд1)

Осенью холодно. Идет дождь. Дует холодный ветер. День короткий, а ночь длинная

Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дома, пока она сама их не позовет

Что общего в этих текстах? (Они об осени)

Какой текст вам больше понравился? Постарайтесь объяснить почему.

(В первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания осени. Во втором тексте нарисована сказочная картина осени , использованы изобразительно-выразительные средства языка)

Прочитайте выразительно второй текст. Какие фразы вам показались необычными?

Актуализация опорных знаний

Вводно беседа: погружение в тему урока

-Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина и определите, какие выразительные средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

(Автор использовал эпитеты для выражения чувств легкой грусти: листва золотая, розоватая вода, синий сумрак. Олицетворение – изображение неживого предмета, как одушевленного: замрет бубенец . Сравнение – листва, словно бабочек стая )

- Как вы думаете, влияют ли выразительные средства языка на настроение? (Да, влияют, вызывают определенные чувства)

-Рассмотрите репродукции картин художников и послушайте отрывки из стихотворений. Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса темного,

Подымалась красна зорюшка,

Надвигалась туча черная…

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что же общее в репродукциях и стихах? (Общее – это картины природы, а средства разные: в картинах – краски, в стихах – языковые средства)

- Почему художник взял именно эти краски? (Заря, восход или закат, свет)

- Одинаковый ли вечерний и утренний свет?

- От чего еще может исходить свет? ) От лампочки, от костра, от огня и т.д.)

2. Наблюдение за словами, употребленными в переносном значении.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет. (Учитель прерывает чтение)

-У вас очень интересные ответы, вы нарисовали очень яркие картины, представили пожилую женщину, которая с нетерпением читает письмо от любимого сына.

- А теперь я дочитаю это стихотворение до конца:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

- Как можно назвать свет тоски, тревоги, волнения матери? (Это свет души матери)

- Давайте возьмем в руки краски и кисти и попробуем нарисовать ту картинку, которую вы увидели, представляя свет своей души. ( Дети рисуют)

3. Выставка и обсуждение рисунков.

-Какие краски присутствуют на рисунках? ( Яркие, золотистые, светлые, чистые) Почему?

4.Работа над мини-сочинением.

IV . Итог урока.Рефлексия.

- Кто хочет прочитать свое сочинение? (Дети читают несколько сочинений)

- Какие выразительные средства языка вы использовали в своих мини-сочинениях?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка познакомит детей с метафорой и сравнением.

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора. Сравнение.

Задача: познакомить детей с метафорой и сравнением, показать роль сравнения в художественном тексте.

Задача: познакомить детей с метафорой и сравнением, показать роль сравнения в художественном тексте.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак — как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

— Прослушаем чтение нескольких ребят и оценим его.

— Какую картину вы представили?

— Что помогло поэту нарисовать эту картину? Какие изобразительные средства языка здесь присутствуют?

II. Знакомство с метафорой. — Скажите, эти слова-эпитеты употреблены в прямом или переносном значении? — Прочитайте словосочетания: ножка стула, подошва горы, нос лодки, ручка двери, солнце выглянуло, двигатель дышит . — Какие слова в этих сочетаниях употреблены в переносном значении? — На основании чего стал возможен перенос значения? — Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой . (Запись в тетрадь). - Приведите свои примеры метафор.

II. Знакомство с метафорой.

— Скажите, эти слова-эпитеты употреблены в прямом или переносном значении?

— Прочитайте словосочетания: ножка стула, подошва горы, нос лодки, ручка двери, солнце выглянуло, двигатель дышит .

— Какие слова в этих сочетаниях употреблены в переносном значении?

— На основании чего стал возможен перенос значения?

— Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой . (Запись в тетрадь).

- Приведите свои примеры метафор.

Найдите метафоры в стихах: ТЕКСТ № 1 Подсолнуху от ливня Веснушчатый и рыжий Не скрыться никуда — Стоит он в картузе. В грязи увязли ноги, Зачем сбежит он с грядки, Меж грядками вода. Когда он рад грозе! С. Щипачев

Найдите метафоры в стихах:

Подсолнуху от ливня Веснушчатый и рыжий

Не скрыться никуда — Стоит он в картузе.

В грязи увязли ноги, Зачем сбежит он с грядки,

Меж грядками вода. Когда он рад грозе!

ТЕКСТ № 3 Огурцы притаились А над ними, как сторож. В листьях вялых и сонных, Загорелый подсолнух, Дыня выползла к тыну, Щурясь, смотрит на солнце, созревает и крепнет. Не боясь, что ослепнет. Д. Блынский

Огурцы притаились А над ними, как сторож.

В листьях вялых и сонных, Загорелый подсолнух,

Дыня выползла к тыну, Щурясь, смотрит на солнце,

созревает и крепнет. Не боясь, что ослепнет.

ТЕКСТ № 3 Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз. Л. Татьяничева

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

III. Знакомство со сравнением. Метафора создается при нахождении общих признаков у предметов, при сравнении двух предметов. Метафора называется скрытым сравнением . А есть и открытое сравнение. Мы часто говорим: он как медведь, голова как шар, руки как крылья. Сравнение присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО. Вводится сравнение в текст, чтобы мы ярче, нагляднее, образнее представили предмет.

III. Знакомство со сравнением.

Метафора создается при нахождении общих признаков у предметов, при сравнении двух предметов. Метафора называется скрытым сравнением . А есть и открытое сравнение.

Мы часто говорим: он как медведь, голова как шар, руки как крылья. Сравнение присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО.

Вводится сравнение в текст, чтобы мы ярче, нагляднее, образнее представили предмет.

Найдите сравнения в текстах. Объясните их смысл. ТЕКСТ № 4 В траве среди зелёных грив, Не знавших щёток и гребёнок, Передо мною белый гриб Стоял, как вежливый ребёнок. Л. Тимофеев

Найдите сравнения в текстах. Объясните их смысл.

В траве среди зелёных грив,

Не знавших щёток и гребёнок,

Передо мною белый гриб

Стоял, как вежливый ребёнок.

ТЕКСТ № 5 Расцвела черемуха Легкая, как облачко, Около ручья, Чистая, как снег. На апрельском Радовался деревцу солнышке Каждый человек. Ветками шепча.

Расцвела черемуха Легкая, как облачко,

Около ручья, Чистая, как снег.

На апрельском Радовался деревцу

солнышке Каждый человек.

— Посмотрите на стихотворение, которое мы читали в начале урока. Какие сравнения в нем использованы? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. И в душе, и в долине прохлада, Синий сумрак — как стадо овец. За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. С. Есенин

— Посмотрите на стихотворение, которое мы читали в начале урока. Какие сравнения в нем использованы?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

И в душе, и в долине прохлада,

Синий сумрак — как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

— Ребята, метафоры и сравнения используются в загадках. Вспомните такие загадки и расскажите, что в них использовано, раскройте смысл метафоры . Пример: 1. Красивое коромысло через речку повисло. Коромысло - это радуга, радуга изогнутая, как коромысло. 2. Скатерть бела весь свет одела . 3. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. 4. Золотое решето чёрных домиков полно. 5. На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки.

— Ребята, метафоры и сравнения используются в загадках. Вспомните такие загадки и расскажите, что в них использовано, раскройте смысл метафоры .

1. Красивое коромысло через речку повисло.

Коромысло - это радуга, радуга изогнутая, как коромысло.

2. Скатерть бела весь свет одела .

3. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.

4. Золотое решето чёрных домиков полно.

5. На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки.

— Ребята, а теперь представьте, что вы поэты и вам надо подобрать яркие сравнения для следующих предметов: - Посмотрим, у кого сравнения получатся лучше.

— Ребята, а теперь представьте, что вы поэты и вам надо подобрать яркие сравнения для следующих предметов:

- Посмотрим, у кого сравнения получатся лучше.

IV. Итог урока. — Что такое метафора? — А что такое сравнение? — Для чего они используются в тексте?

— Что такое метафора?

— А что такое сравнение?

— Для чего они используются в тексте?

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.

Нахмурился, словно туча.

И берёзы стоят как большие свечки.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Горит восток зарёю новой…

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело.

  • Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека.

…Звезда с звездою говорит.

…Спит земля в сиянье голубом.

Ликует буйный Рим.

Только слышно на улице где-то,

Одинокая бродит гармонь.

Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет)

Читайте также: