Местоимение как часть речи личные местоимения конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Местоимение – самостоятельная часть речи, указывает на предмет, признак, или число, но не называет его.

Личные местоимения. Указывают на предмет или лицо, но не называют его. Личные местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи, а местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не участвующие в речи.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Попробуйте отгадать загадку:

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

Личные местоимения 1-го лица я и мы указывают на говорящего, личные местоимения 2-го лица ты и вы указывают на того, кому говорят, личные местоимения 3-го лица он, она, оно, они указывают на тех, кто не участвует в разговоре.

Местоимения делают нашу речь более правильной и выразительной.

Сравните два текста:

На день рождения Егору подарили мотоцикл. Мотоцикл маленький, но сидеть на мотоцикле можно. У мотоцикла есть руль. Колёса мотоцикла пластмассовые.

На день рождения Егору подарили мотоцикл. Мотоцикл маленький, но сидеть на нём можно. У него есть руль. Колёса мотоцикла пластмассовые.

Вы, конечно, обратили внимание, что слово мотоцикл заменили несколько раз местоимением, и рассказ стал построен более грамотно и правильно.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте текст. Подчеркните местоимения.

Мы осторожно раздвинули густые ветки и увидели гнёздышко. В гнёздышке лежали четыре голубых яичка.

Пока мы смотрели, две птички кружились, пищали над нами.

Мы часто навещали знакомое гнёздышко. В начале лета из яичек вывелись птенчики, а возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.

Когда подросли и вылетели птенцы, мы сняли красивое гнёздышко, положили в пустую коробку и привезли в город.

Теперь это гнёздышко стоит на полке с любимыми игрушками Саши.

Мы, на него глядя, вспоминаем счастливое тёплое лето и нашу лесную тропинку.

(По И. Соколову-Микитову)

Проверьте себя по эталону:

Мы осторожно раздвинули густые ветки и увидели гнёздышко. В гнёздышке лежали четыре голубых яичка.

Пока мы смотрели, две птички кружились, пищали над нами.

Мы часто навещали знакомое гнёздышко. В начале лета из яичек вывелись птенчики, а возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.

Когда подросли и вылетели птенцы, мы сняли красивое гнёздышко, положили в пустую коробку и привезли в город.

Теперь это гнёздышко стоит на полке с любимыми игрушками Саши.

Мы, на него глядя, вспоминаем счастливое тёплое лето и нашу лесную тропинку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- познакомить учащихся с новой частью речи - местоимением;

- познакомить с личными местоимениями, а также лицами и числами личных местоимений.

- учить употреблять местоимения в речи.

развивающая:

- развивать умение делать выводы, обобщать;

- активизация самостоятельной деятельности

- развитие познавательной активности

воспитательная:

- воспитывать умение работать в группе, паре.

- воспитание интереса к предмету

- воспитание коммуникативности, доверительных отношений, чувства взаимопомощи, поддержки;

1. Организационный момент.

Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить с вами на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные и мы узнаем тему нашего урока.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

2. Минутка чистописания.

3. Словарно – орфографическая работа.

- Работа в группах.

- Вы должны вставить пропущенные буквы в словарные слова и подчеркнуть орфограммы.

Г..рячий, а..уратный, з..л..той, еловый, те..исный, ..рбузный.

- К какой части речи относятся эти словарные слова?

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Возьмите из каждого слова 1 букву. Из этих первых букв у вас получиться новое словарное слово (записывают слово газета в словари).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи – с “Местоимением", но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители двух газет: журналисты , корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица, а также - секретари - машинистки .

Представьте нам, пожалуйста, названия своих газет. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.

5. Объяснение нового материала.

- Я предлагаю вам на некоторое время стать журналистами и у меня интервью по теме урока. Итак, начинаем интервью.

Что такое местоимение?

Что обозначают местоимения?

Приведите примеры местоимений.

Как изменяются местоимения?

- Ну вот, мы собрали необходимый материал.

Далее нам этот материал необходимо передать в отдел коррекции. Но прежде сделаем производственную гимнастику.

6. Этап релаксации (физминутка).

7. Закрепление изученных знаний.

- И вот попали мы в коррекционный отдел. Но пока мы до него дошли, все местоимения куда-то пропали. Ваша задача сейчас восстановить текст.

- Дети вставляют местоимения и записывают предложения.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

Я нарисую ёлочку. А ТЫ что будешь рисовать? Когда ОН приедет? Завтра МЫ пойдём на речку. Кого ВЫ ждёте? Почему ОНИ улетают?

Вечером МЫ читаем сказки. Что ОН вырезает из бумаги? А ВЫ умеете так вырезать? Какую задачу ОНИ решают? Куда ТЫ идёшь? Завтра Я пойду в библиотеку.

А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно, заменял какую-нибудь длинную фразу на более короткую.

местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________

к 1-му лицу относятся местоимения________________

ко 2-му лицу относятся местоимения__________________

к 3-му лицу относятся местоимения______________________

по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа

предлоги с местоимениями пишутся ____________________________________ .

Выписать лишние слова.

Найди лишнее:

Тебя, тебе, табун, тобой.

К тебе, ко мне, к нам, к дому.

Окно, око, оно, Ока.

Хитрые вопросы:

Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он).

Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно).

В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)

Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)

К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (мы-ло)

Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного? (За – я – ц).

Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? ( Я – всегда говорит о себе, но в алфавите последнее).

Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)

Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы-мы-ты)

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Настал момент подведения итогов. Больше всего баллов набрали работники газеты “. ”. Молодцы! Они знают свое дело. Спасибо и остальным ребятам, участвующим сегодня в работе нашей редакции.

А сейчас вам предстоит провести обсуждение в командах и выставление отметок за работу в группе. Постарайтесь быть объективными. "Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут".

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_4_klass_mestoimenie_kak_chast_rechi.docx 28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Забавина Любовь Ивановна учитель начальных классов

План – конспект урока по русскому языку в 4 класс

Тема: Местоимение как часть речи .

Дидактическая цель: создать условия для осмысления, осознания и первичного закрепления новой учебной информации средствами ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

познакомить с особенностями местоимениями как часть речи;

учить распознавать местоимения среди других частей речи;

формировать УуД: личностные , познавательные, коммуникативные , регулятивные;

работать над развитием речи, орфографической грамотностью;

воспитывать интерес к предмету.

познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

- коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

- личностные - нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выборна основе социальных и личностных ценностей.

1. Организационный момент

Начнем наш урок с улыбки. Подарим друг другу хорошее настроение.

2. Актуализация знаний . Слайд 1

Отгадайте загадки, запишите отгадки .

Отгадай загадку: у кого за носом пятка? ( Обувь)

Сижу верхом, не ведаю на ком. ( Шапка)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. ( Подушка)

На чужой спине едет, а на своей груз везёт. ( Седло)

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит- слёзы льёт. ( Зима)

Вцепился в чуб вихрастый. ( Гребешок)

А ну-ка , ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает? ( Варежки)

- Н а какие группы можно разделить слова отгадки?

( Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне )

- Подберите проверочные слова.

3 . Самоопределение к деятельности

Скажите ребята, чем вы любите заниматься вместе? ( Ответы детей)

А вот я знаю одного ученика, который очень любит смотреть кино .Послушайте об этом стихотворение А. Л. Барто. .

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему.

А он как даст ему

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла .

- Почему девочка ничего не поняла?

( Брат не называл имена героев , а заменял их местоимениями.)

- С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными)

- Сформулируйте задачи урока.

( Вспомнить , что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения )

4. Открытие нового знания Слайд 2

Работа на интерактивной доске .

- Определите какой в нём есть недостаток.

Сова- хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником.

У совы мощные когти и чуткие уши.

( В каждом предложении повторяется слово сова)

( Слова сова можно заменить другими словами )

- Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложении слово сова другими словами.

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником.

У неё мощные когти и чуткие уши.

- Вместо какой части речи вы употребили слова она, у неё ?

( Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного )

Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.

-Называют ли местоимения она, у неё на конкретный предмет или только указывают на него?

- Что же такое местоимение?

( Местоимение- часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. )

5.Первичное закрепление изученного.

Работа по учебнику

Упр .108 с. 52. (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения)

-Убедимся в правильности наших выводов, прочитав сведения о языке на с. 52 уч.

Чтение сведений о местоимении.

- Назовите личные местоимения

Найдите в толковом словаре значение слова личный . Слайд 3

-Придумайте предложения, употребив слово личный.

Обобщите наши рассуждения по плану:

- Что такое местоимение?

- Как называют местоимения , которые указывают на лица?

- Какие местоимения относятся к личным?

Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.

Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, метель.

7. Закрепление изученного материала.

1.)Работа по учебнику .

Упр 110 учебника с. 52

– Прочитайте первое предложение

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено?

– Прочитайте второе предложение.

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено, Вместо какого слова оно употреблено? ( Она - ящерица)

- С какой целью в загадках используют местоимения?

Выполните письменно второе задание к упражнению.

2.) Задание на интерактивной доске Слайд 5.

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

р о е к к у а н ь

к о о г з о ё р л о д

м м а е л д и в е н д а ь

Используя их, отгадайте загадки :

Только этот водоём, для него родимый дом.

Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили?

Какой кустарник каждый день кому- то посещать не лень?

Справка: озеро, окунь, козёл, огород, малина, медведь.

Слова- отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями..

Запишите отгадки и местоимения , которые их заменяют.

( Озеро- оно, козёл – он, малина- она )

3.) Самостоятельная работа

Работа по карточкам . (Разноуровневые задания)

Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл . Птич…ку з..вут м…доуказчиком

. Ч…й нельзя считать тр…вой. Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва

Мангуст ловко истребляет змей. Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма.

Задание: В каждой паре предложений одно обозначает причину какого либо явления, а другое является следствием этой причины . Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишитеих в следующем порядке: причина- следствие. При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

Птич…ку з..вут м…доуказчиком. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл .

Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва. Ч…й нельзя считать тр…вой.

Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма. Мангуст ловко истребляет змей.

Задание . Прочитайте текст . используя материал для справок, добавьте в указанные абзацы последние предложения . По смыслу они должны быть следствием того, о чём говорится в предыдущих предложениях. Напишите. Вставьте нужные буквы. На какие группы вы можете разделить пропущенные орфограммы?

Сотни тысяч лет назад, з(а,о)долго до п(о,а)явления ч(е,и)л(о,авека на З(е,и)мле, в ( а,о) кеанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми с(а,о)зданиями.

Обычно у рыбы удл(и,е)ненная и суживающаяся к хвосту форма.____________________. Кроме одного вида рыб. Все остальные дышат при пом(а,о)щи жабр. Рыба з( о,а) глатывает ртом воду, которая пр(а,о) ходит через жабры.и выл (е,и) вается через сп(е,и)циальное (о,а)тверстие._______________. Кровь у рыб холодная. __________________. Рыбы имеют тёмную (а,о)краскусверху,и светлую снизу.

Они тоже чувствительны к боли.

В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы.

Это помогает им защищаться от своих врагов. Которые, глядя сверху, видят тёмный свет.; а снизу кажется, что это светлая поверхность воды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создать условия для осмысления, осознания и первичного закрепления новой учебной информации средствами ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

познакомить с особенностями местоимениями как часть речи;

учить распознавать местоимения среди других частей речи;

формировать УуД: личностные , познавательные, коммуникативные , регулятивные;

работать над развитием речи, орфографической грамотностью;

воспитывать интерес к предмету.

Формируемые УУД:

познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

- коммуникативные- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

- личностные- нравственно- этическое оценивание усваеваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выборна основе социальных и личностных ценностей.

1. Организационный момент

Начнем наш урок с улыбки. Подарим друг другу хорошее настроение.

2. Актуализация знаний . Слайд 1

Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Отгадай загадку: у кого за носом пятка? ( Обувь)

Сижу верхом, не ведаю на ком. ( Шапка)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. ( Подушка)

На чужой спине едет, а на своей груз везёт. ( Седло)

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит- слёзы льёт. ( Зима)

Вцепился в чуб вихрастый. ( Гребешок)

А ну-ка , ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает? ( Варежки)

- Н а какие группы можно разделить слова отгадки?

( Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне)

- Подберите проверочные слова.

3 . Самоопределение к деятельности

Скажите ребята, чем вы любите заниматься вместе? ( Ответы детей)

А вот я знаю одного ученика, который очень любит смотреть кино .Послушайте об этом стихотворение А. Л. Барто. .

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему.

А он как даст ему

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла .

- Почему девочка ничего не поняла?

( Брат не называл имена героев , а заменял их местоимениями.)

- С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными)

- Сформулируйте задачи урока.

( Вспомнить , что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)

4. Открытие нового знания Слайд 2

Работа на интерактивной доске .

- Определите какой в нём есть недостаток.

Сова- хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником.

У совы мощные когти и чуткие уши.

( В каждом предложении повторяется слово сова)

( Слова сова можно заменить другими словами)

- Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложении слово сова другими словами.

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником.

У неё мощные когти и чуткие уши.

- Вместо какой части речи вы употребили слова она, у неё?

( Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного )

Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.

-Называют ли местоимения она, у неё на конкретный предмет или только указывают на него?

- Что же такое местоимение?

( Местоимение- часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. )

5.Первичное закрепление изученного.

Работа по учебнику

Упр .108 с. 52. (Устная работа по вопросам и заданиям упражнения)

-Убедимся в правильности наших выводов, прочитав сведения о языке на с. 52 уч.

Чтение сведений о местоимении.

- Назовите личные местоимения

Словарная работа .

Найдите в толковом словаре значение слова личный . Слайд 3

-Придумайте предложения, употребив слово личный.

Обобщите наши рассуждения по плану:

- Что такое местоимение?

- Как называют местоимения , которые указывают на лица?

- Какие местоимения относятся к личным?

6. Физкульминутка

Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.

Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, метель.

7. Закрепление изученного материала.

1.)Работа по учебнику .

Упр 110 учебника с. 52

– Прочитайте первое предложение

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

-Вместо какого слова оно употреблено?

– Прочитайте второе предложение.

-Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено, Вместо какого слова оно употреблено? ( Она - ящерица)

- С какой целью в загадках используют местоимения?

Выполните письменно второе задание к упражнению.

2.)Задание на интерактивной доске Слайд 5.

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

р о е к к у а н ь

к о о г з о ё р л о д

м м а е л д и в е н д а ь

Используя их, отгадайте загадки:

Только этот водоём, для него родимый дом.

Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили?

Какой кустарник каждый день кому- то посещать не лень?

Справка: озеро, окунь, козёл, огород, малина, медведь.

Слова- отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями..

Запишите отгадки и местоимения , которые их заменяют.

( Озеро- оно, козёл – он, малина- она )

3.)Самостоятельная работа

Работа по карточкам . (Разноуровневые задания)

Задание: При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл. Птич…ку з..вут м…доуказчиком

. Ч…й нельзя считать тр…вой. Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва

Мангуст ловко истребляет змей. Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма.

Задание: В каждой паре предложений одно обозначает причину какого либо явления, а другое является следствием этой причины . Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишитеих в следующем порядке: причина- следствие. При написании предложений одинаковые существительные заменяйте подходящими по смыслу местоимениями. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.

Птич…ку з..вут м…доуказчиком. В ( Аа) фрике есть птич…ка, которая умеет н…х…дить гн…зда диких пчёл.

Ч..й делается ( из) лист…ев ч…йного дер…ва. Ч…й нельзя считать тр…вой.

Мангуста специально держат ( в ) тех местах, где змеи з…п…лзают ( в) д…ма. Мангуст ловко истребляет змей.

Задание . Прочитайте текст . используя материал для справок, добавьте в указанные абзацы последние предложения . По смыслу они должны быть следствием того, о чём говорится в предыдущих предложениях. Напишите. Вставьте нужные буквы. На какие группы вы можете разделить пропущенные орфограммы?

Сотни тысяч лет назад, з(а,о)долго до п(о,а)явления ч(е,и)л(о,авека на З(е,и)мле, в ( а,о) кеанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми с(а,о)зданиями.

Обычно у рыбы удл(и,е)ненная и суживающаяся к хвосту форма.____________________. Кроме одного вида рыб. Все остальные дышат при пом(а,о)щи жабр. Рыба з( о,а) глатывает ртом воду, которая пр(а,о) ходит через жабры.и выл (е,и) вается через сп(е,и)циальное (о,а)тверстие._______________. Кровь у рыб холодная. __________________. Рыбы имеют тёмную (а,о)краскусверху,и светлую снизу.

:_________________-.

Они тоже чувствительны к боли.

В воде содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы.

Это помогает им защищаться от своих врагов. Которые, глядя сверху, видят тёмный свет.; а снизу кажется, что это светлая поверхность воды.

Читайте также: