Механизм правового регулирования конспект

Обновлено: 06.07.2024

Признаки механизма правового регулирования: является государственным, по своему характеру опирается на возможность применения принудительной силы; имеет пределы воздействия на общественные отношения; направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений, содействует развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство; осуществляется при помощи системы правовых средств и методов правового регулирования (дозволения, запреты, обвязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.).

Средства правового регулирования – предметы и явления правовой жизни общества, участвующие в правовом регулировании: Правосознание Правоспособность Правовой статус Правосубъектность Юридические факты Правоотношение

Правосознание –совокупность чувств и эмоций, теорий, в которых отражается отношение к праву.

Правоспособность- возможность иметь права и обязанности. Возникает с момента рождения, прекращается со смертью.

Правовой статус- юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

Юридические факты- обстоятельства, служащие для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения.

Акты реализации права- действия участников правовых отношений, направленных на установление, изменение, прекращение правовых отношений.

СТАДИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Осознание потребностей правового регулирования. От уровня правосознания зависит эффективность работы механизма правового регулирования.

СТАДИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2. Правотворчество. Издание нормативно-правовых актов (НПА), содержащих нормы права. Основа правового регулирования (что разрешено, запрещено, рекомендовано, каковы последствия за нарушения). Основой правового статуса является правоспособность

СТАДИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 3. Реализация права- воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права. Правосубъектность- способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. Состоит из правоспособности и дееспособности (способность своими действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Реализация права Акты реализации права- действия участников правовых отношений (трудоустройство) Акты применения права- действия субъектов права, наделенных властными полномочиями (решение суда)

Способы правового регулирования Управомачивающие (дозволение) обязывающие запрещающие С 18 лет разрешено вступать в брак Суд обязал выплатить определенную сумму за причиненный ущерб Запрет убийства, насилия

1. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации"(ч.2ст.27 Конституции РФ); 2. «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть поизведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.3 ст.35 Конституции РФ)

3. никто не может присваивать власть в Российской Федерации"(ч.4 ст.3 Конституции РФ) 4. "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15 Конституции РФ); 5. "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"(ст.57 Конституции РФ)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Схема по обществознанию "Механизм государственного регулирования экономики"

Схема, как раздаточный материал к уроку "Государство и экономика".

Правовое регулирование отношений в системе образования

Разобрав в чем заключается суть и значение правового регулирования в сфере образования, каким образом государство гарантирует право на образование, сформировать положительное отношение к образова.


Презентация к уроку права по теме "Механизм правового регулирования"

Материал данной презентации может быть использован на уроке права при изучении новой темы.

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ настоящий период с ростом потребностей современной эконо­мики России в трудовых ресурсах возрастает роль работнико.

Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах

В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ.

14.10. Т3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Правовое регулирование профессиональной деятельности

1. Что такое предпринимательская деятельность? Признаки ПД2. Охарактеризуйте содержание права собственности граждан3. Охарактеризуйте содержание права собственности государства4. Охарактеризуйте.

14, 21, 23 10. Т3. Правовые основы. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

1. Составьте конспект по главе 4,стр. 44 - 642. Перечислите признаки предпринимательской деятельности.3. Опираясь на текст главы, начертите схему "Источники предпринимательского права в РФ".

Осуществление правового воздействия в форме правового регулирования характеризуется большим числом юридических элементов и именуется механизмом правового регулирования.

Механизм правового регулирования– это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

В качестве структурно-функциональных элементов механизма правового регулированиявыделяются:

1) норма права (юридическая основа для правового регулирования, диспозиция правовой нормы выступает как модель нужного поведения; правовые нормы разного вида (запрещающие, управомочивающие, обязывающие, рекомендательные) определяют характер поведения субъектов);

2) правоотношение (главное средство определения, кто и как будет выполнять требования нормы права: общая модель поведения, зафиксированная в правовой норме, конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности);

3) акты реализации прав и обязанностей (фактическое поведение субъектов);

4) акты применения права (властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т. д.).

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, выделяют различные виды процесса правового регулирования:

– если в процессе правового регулированияиспользуется один нормативный правовой акт; индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен, такой процесс называется простым;

– если в процессе правового регулирования используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим – акт применения нормы права, такой процесс называется сложным.

Какие бы средства и в каком бы количестве в процессе правового регулирования ни использовались, его цель – упорядочивать общественные отношения и способствовать правомерному поведению граждан, всегда сохраняется, а непосредственным результатом действия механизма правового регулирования всегда является правопорядок

Однако характеризовать механизм правового регулирования только как совокупность правовых средств (инструментов) регулятивной деятельности означало бы ограничить свое представление о нем. При характеристике особенностей функционирования механизма правового регулирования необходимо обращать внимание и на индивидуальных и коллективных субъектов, которые вовлекаются в процесс правового регулирования, и на взаимосвязи и взаимодействия между субъектами, которые обеспечивают действенность этого механизма, и на отношения, которые возникают в процессе практического воплощения правовых предписаний.

Осуществление правового воздействия в форме правового регулирования характеризуется большим числом юридических элементов и именуется механизмом правового регулирования.

Механизм правового регулирования– это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.




В качестве структурно-функциональных элементов механизма правового регулированиявыделяются:

1) норма права (юридическая основа для правового регулирования, диспозиция правовой нормы выступает как модель нужного поведения; правовые нормы разного вида (запрещающие, управомочивающие, обязывающие, рекомендательные) определяют характер поведения субъектов);

2) правоотношение (главное средство определения, кто и как будет выполнять требования нормы права: общая модель поведения, зафиксированная в правовой норме, конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности);

3) акты реализации прав и обязанностей (фактическое поведение субъектов);

4) акты применения права (властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т. д.).

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, выделяют различные виды процесса правового регулирования:

– если в процессе правового регулированияиспользуется один нормативный правовой акт; индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен, такой процесс называется простым;

– если в процессе правового регулирования используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим – акт применения нормы права, такой процесс называется сложным.

Какие бы средства и в каком бы количестве в процессе правового регулирования ни использовались, его цель – упорядочивать общественные отношения и способствовать правомерному поведению граждан, всегда сохраняется, а непосредственным результатом действия механизма правового регулирования всегда является правопорядок

Однако характеризовать механизм правового регулирования только как совокупность правовых средств (инструментов) регулятивной деятельности означало бы ограничить свое представление о нем. При характеристике особенностей функционирования механизма правового регулирования необходимо обращать внимание и на индивидуальных и коллективных субъектов, которые вовлекаются в процесс правового регулирования, и на взаимосвязи и взаимодействия между субъектами, которые обеспечивают действенность этого механизма, и на отношения, которые возникают в процессе практического воплощения правовых предписаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по праву в 10 классе.

Тема: Механизм правового регулирования

- способствовать развитию правовой компетентности учащихся;

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

- воспитание гражданской ответственности уважения к правам и свободам, правопорядку;

- обеспечить в ходе урока усвоение понятий и структуры механизма правового регулирования;

- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; умение анализировать нормативные акты;

- содействовать воспитанию правовой культуры.

Основные понятия и термины: механизм правового регулирования, правовое регулирование, дозволение, связывание, запрещение.

Проверка домашнего задания

Проверка выполнения в тетрадях вопросов 6, 7, 8 к параграфу 14 (стр. 142)

Изучение нового материала

Понятие механизма правового регулирования

Структура механизма правового регулирования

Способы и средства правового регулирования

Эффективность механизма правового регулирования

Понятие механизма правового регулирования

Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В своем скоординированном системообразующем взаимодействии по достижению поставленных целей они образуют единый, хорошо слаженный механизм.

Но, что же такое правовое регулирование? (ответы обучающихся) – слайд 3

Под правовым регулированием понимается воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. Так, уголовное право содержит требование не совершать общественно опасные деяния. В этом случае для соответствующего юридического воздействия на общественные отношения используются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный).

В совокупности средства, способы и методы воздействия права на общественные отношения представляют из себя механизм правового регулирования. Таким образом, механизм правового регулирования — это система правовых средств, способов и методов, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Признаки механизма правового регулирования:

является государственным, по своему характеру

опирается на возможность применения принудительной силы;

имеет пределы воздействия на общественные отношения;

направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений,

содействует развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;

осуществляется при помощи системы правовых средств и методов правового регулирования (дозволения, запреты, обвязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.).

Структура механизма правового регулирования (слайд 5)

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Способы и средства правового регулирования (слайд 6)

Механизм правового регулирования предполагает использование различных способов непосредственного влияния правовых предписаний на общественные отношения.

Способ правового регулирования — это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

Дозволение — способ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим нравом возможностей.

Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающнх норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.

Запрещение — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Юридическое запрещение является важным правовым способом обеспечения организованности социальных отношений, охраны прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это своеобразный барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения.

Юридические запреты исходят, как правило, из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) отрегулированы в нормах права как юридические запреты.

Нарушение запретов предполагает наступление юридической ответственности. Наличие юридического запрета предполагает также наличие органа или должностного лица, которые вправе потребовать его выполнения.

Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.

Обязывание — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.

В отличие от запрета обязывание предусматривает не пассивное, а активное поведение. Обязывание используется обычно для регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы, а по ст. 59 Конституции РФ гражданин России обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Как и в случае с юридическим запретом, невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.

Следует отметить, что способы правового регулирования непосредственно связаны со средствами регулирования общественных отношений. Так, для дозволения как способа правового регулирования необходимы соответствующие юридические средства: упра- вомочиваюшие нормы, правовые ограничения, субъективные права и др. Соответственно, для запрещения и обязывания — запрещающие и обязывающие нормы, юридическая обязанность, запреты, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые ограничения и др.

Некоторые авторы в качестве самостоятельного способа правового регулирования выделяют рекомендование, когда в нормах нрава содержатся рекомендации (советы) использовать те или иные положения.

Найдите указанные ниже статьи Конституции РФ и определите способ правового регулирования (слайд 7)

ч.2ст.27 Конституции РФ

ч.3 ст.35 Конституции РФ

ч.4 ст.3 Конституции РФ

ч.2 ст.15 Конституции РФ

ст.57 Конституции РФ

дозволение "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации"(ч.2ст.27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть поизведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.3 ст.35 Конституции РФ) •

запрещение (запрещения недозволенных действий)" никто не может присваивать власть в Российской Федерации"(ч.4 ст.3 Конституции РФ) •

обязывание (метод властного связывания) "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15 Конституции РФ);"Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы"(ст.57 Конституции РФ)

Эффективность механизма правового регулирования (слайд 8)

Как Вы считаете, как повысить эффективность механизма правового регулирования?

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения. При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

1. Совершенствовать правотворчество. Наиболее полно выражать в нормах права общественные интересы и потребности, усиливать гарантированность юридических норм.

2. Совершенствовать процесс правоприменения.

3. Повышать уровень правовой культуры субъектов права.

Закрепление. (слайд 9)

Ответить на вопросы:

1) Что такое механизм правового регулирования?

2) Назовите элементы механизма правового регулирования.

3) Каковы способы правового регулирования?

4) Перечислите пути повышения эффективности механизма правового регулирования.

Домашнее задание (слайд 10)

Таким образом, сегодня на уроке мы изучили определение, структуру механизма правового регулирования и способы правового регулирования

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Механизм правового регулирования: понятие и элементы

Механизм правового регулирования - взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (это все средства, которые используются на всех стадиях правового регулирования), участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

Правовые средства - это различные правовые явления, которые задействованы в правовом регулировании и призваны обеспечить его нормальное функционирование. Правовые средства, составляющие в своем единстве механизм правового регулирования, принято рассматривать в качестве элементов механизма.

Элементы механизма правового регулирования

  • 1. Нормы права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения;
  • 2. Правоотношения – это отношения, возникающие в соответствии с требованиями норм права, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности;
  • 3. Акты реализации субъективных прав и обязанностей;
  • 4. Акты применения права.

Основные элементы считаются таковыми потому, что в механизме правового реглирования они являются узловыми звеньями и образуют его основу, каркас всей системы правового регулирования.

  • - НПА - принимаемый компетентным, специально уполномоченным на то субъектом, документ, в порядке правотворческой процедуры, содержащий правила поведения общего характера и обязательный для исполнения всеми в силу подкрепленности мерами государственного принуждения;
  • - акты толкования права;
  • - юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которым норма права связывает возникшее изменение или прекращение правоотношения;
  • - юридическая техника;
  • - правосознание - это совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, эмоций выражающих субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности;
  • - правовая культура.

Вспомогательные элементы механизма правового регулирования участвуют в правовом регулировании совместно с основными. Они как бы примыкают к основным элементам, образуя с каждым из них целый блок правовых средств, обеспечивающий процесс правового регулирования на том или ином его этапе. Например, к нормам права примыкают такие элементы, как нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, правовая культура и некоторые другие, к правоотношениям - юридические факты, к актам реализации субъективных прав и обязанностей - акты толкования права, правосознание, правовая культура, к актам применения права - акты толкования права, правосознание, правовая культура.

Читайте также: