Мечеть архитектурный шедевр ценность исламской и мировой культуры конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Мечеть – это святое место, где люди могут поговорить с Аллахом. Первая мечеть была построена тысячи лет назад в священном городе Медина. Строилась она из кирпичей, листьев и веток пальмы. Именно по этому образцу строились и другие мечети. С четырех сторон она была обнесена стеной, а крыши не было. Лишь со стороны севера сделали укрытие от солнца.

Мусульмане выбрали такой стиль строения мечетей, потому что опирались на сооружения древней Греции, Рима, Ирана. Все было просто, стильно и со вкусом. Качество строений значительно отличалось от европейских государств.

Строились города, и в каждом из них была мечеть, ведь это место, где происходит духовное насыщение и умиротворение. Постепенно в городах появлялись библиотеки, дворцы, водопроводы, но так или иначе, ежедневно судьба вела мусульман именно в мечеть.

Со временем количество верующих росло, а значит, требовалось больше места для людей, которые хотят поговорить с Аллахом. Из-за роста населения в городах стали появляться маленькие мечети (квартальные, сельские и т.д.). В самых больших городах были построены соборные мечети – большие и величественные здания.

Очень ценились и поощрялись люди, строящие их. Считалось, что за это для них Аллах строит дворцы в раю.

С развитием архитектуры менялся и внешний облик мечети, но внутренность оставалась одинаковой. Все по-прежнему выдержано в нейтральном стиле, ведь ничего не должно отвлекать людей от молитв. Внутри мечети обязательно есть ниша, в сторону которой нужно смотреть во время молитв. Чаще всего их делают зелеными или синими, во многих народах эти цвета связывают со всем святым. 5 раз в день сюда приглашают людей специальным призывом – азаном.

В военные годы двери мечетей открывали, чтобы спасти жизни тысяч женщин и детей. В некоторых городах в мечетях работали суд, больницы и приюты. Также это место всегда ценилось за получение образования. Практически в каждой мечети была библиотека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектура мусульманских храмов – яркая страница мировой культуры.

(Архитектура мусульманских храмов)

Началом урока было погружение в атмосферу нашей сегодняшней беседы.

- Как бы вы сформулировали ее тему?

Искусство, сформировавшееся в средние века, в основе которого лежат принципы религии ислама – Исламское (Мусульманское) искусство – явление грандиозное, блистательное, но и загадочное…

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому исламская культура встречая более или менее развитое искусство, усваивала и перерабатывала его элементы в соответствии со своим духом и потребностями.

- Что в первую очередь приходит на ум, когда мы вспоминаем восточную страну?

Знаменитая архитектура Востока.

В первые десятилетия арабы приспосабливали для своих целей те здания, которые находили в покорённых городах. Когда государство халифов стало могущественным, появляются как культовые сооружения, так и светские возведения.

- Знаете ли вы названия каких - либо из них?

Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых и светских строений:

- минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву;

- медресе — здания мусульманских духовных училищ;

- караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов;

- дворцы правителей.

Архитекторы ценились в странах Арабского Востока. Это был особый класс людей.

Религиозная идеология ислама поставила перед ними задачи, стремящиеся отразить всю красоту арабского Востока. Постройки своей величественностью и гармонией, поражают и завораживают человека, отправляя его в своеобразный мусульманский мир.

Предлагаю совершить виртуальное путешествие сквозь века, из континента на континент, и пусть оно станет предпосылкой ваших будущих реальных путешествий.

Это будет история о том, во что верят мусульмане. История о гармонии и достижениях. История очень непростого прошлого и надежды на блестящее будущее.

1. АЛЬ-АКСА и КУ́ПОЛ СКАЛЫ́

Город Иерусалим является достопримечательностью исламского мира. До того как мусульмане стали совершать намаз, т.е. молиться, обратившись в сторону Мекки, признанной главным священным городом мусульман, они направляли свои молитвы в сторону Иерусалима – священный город трёх религий.

2. МЕЧЕТЬ ДЖЕННЕ

В следующей части нашего путешествия мы сможем побывать в уникальной мечети, расположенной на западе Африки. И это следующее чудо исламского мира.

3. МЕЧЕТЬ ИМАМА. Исфахан. Иран

Мы переносимся с африканского континента в одну из столиц династии Сефевидов — Исфахан, который и сегодня остаётся непревзойдённым образцом мусульманского городского строительства. Иранские зодчие продемонстрировали высшую степень художественного вкуса и мастерства.

4. МЕЧЕТЬ БАДШАХИ

Сегодня Мечеть Бадшахи (или Императорская мечеть) входит в список '100 самых красивых мест планеты и является кандидатом в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

5. МАСДЖИД АН-НАБАВИ (МЕЧЕТЬ ПРОРОКА‎)

Медину называют лучезарной и ее посещает огромное число паломников.

Это спокойное, тихое место с глубокой историей, и молящийся чувствует связь с тысячами людей, которые были здесь до него. Это дает чувство единения и вечности, связь как с прошлым, так и с настоящим.

6. ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ

Искусство архитектуры достигло огромных высот и стало ещё более серьёзной, чем прежде, наукой при династии Османов.

Голубая мечеть символизирует собой наивысшую точку развития исламской цивилизации, раскрывает все грани образованности мусульман и утонченности их вкуса в сооружении мечетей.

7. МАСДЖИД АЛЬ-ХАРАМ

Кааба – важнейшее место для мусульман, где бы они ни находились. И подобно тому, как все они едины во время молитвы, им нужно научиться быть едиными и в жизни, объединившись на правильных вероубеждениях и праведных делах.

В основе мечети лежит фундамент арабских представлений о религиозном здании, где совершаются угодные Богу дела. И это еще одно объяснение роскоши восточной архитектуры подобного характера – место поклонения обязательно должно положительно отличаться от всего вокруг, так как это (в переносном смысле) дом Аллаха.

Считается, что если Бога никто не видел, то и лик его создать невозможно. Время от времени стены мечетей расписываются аятами (стихами) из Корана или просто замысловатыми геометрическими узорами.

Характерные черты мусульманского искусства – абстрактность, орнаментальность, неизобразительность.

- Что является самой ранней формой орнаментального искусства?

Арабеска (сложные узоры из переплетающихся линий) - это сложный линейно - геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд.

Для арабской архитектуры характерно богатое орнаментальное убранство - сплошной де­кор как бы дематериализует: кружевная резьба и дробный рисунок делают камень невесомым. Зодчие стремят­ся сделать неосязаемым, ускользающим пространство, не очерчивая его четкими и ясными контурами архитектурных форм, а растворяя его в мель­кании раздробленных орнаментацией деталей. Бесконечность – это часть мифологии ислама.

Архитектура мусульманских храмов – яркая страница мировой культуры. Следуя религиозным канонам, создатели мечетей при этом воплощали в их облике и украшении ещё и национальные традиции, дух времени, собственную индивидуальность. Только так, собственно, и рождаются шедевры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить учащихся с мечетями, показать некоторые особенностями их строения.

сформировать представление об внешних особенностях и внутреннем убранстве;

Метапредметные:

активизировать познавательную деятельность обучающихся;

развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету;

географическое мышление учащихся и их творческие способности, грамотную устную речь, познавательный интерес к предмету;

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

повышать активность учащихся, раскрывать их возможности;

развивать интерес к предмету,

продолжить формировать навыки работы в коллективе.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Зачем? ( Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава ) .

Чем славится мусульманская культура? ( своими замысловатыми орнаментами и каллиграфией )

Что такое к аллиграфия ? ( искусство красивого написания букв и слов ) .

Рис 1 . Стихотворный конь. В этой каллиграфии следуя от головы к хвосту, можно прочитать стихотворение поэта Махмуда Дарвиша “Возьми моего коня”

Что такое арабеска? (сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый

Бога в исламе называют Аллахом

Коран – главная священная книга мусульман

Посланником аллаха стал Мухаммад

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Усвоение новых знаний.

Мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом, иногда имеет внутренний двор ( Мечеть Аль-Харам ).

Мечети украшались резьбой по камню, узорной кирпичной кладкой, мозаикой и росписями

Рядом с мечетью стояли минареты.

Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском

В центре стены, ориентированной на Мекку, находится михраб – ниша с текстами из Корана, здесь молится имам.

Во время общей обязательной молитвы избирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения

А справа от михраба находится мимбар – кафедра с лесенкой, откуда читается Коран и произносятся проповеди Перед входом в молитвенный зал снимают обувь и обязательно совершают ритуальное омовение Перед входом в молитвенный зал снимают обувь и обязательно совершают ритуальное омовение

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Найдите общие и отличительные черты двух изученных религий.

Главной книгой Христиан является Библия.

Согласно Библии основателем религии является Иисус Христос , в честь которого она и была названа. Иисус Христос был реальным человеком, жил в 1 веке в Иудее, где распространял

Православные верующие могут исповедовать свою религию и молиться в православных храмах –

Стены церквей увешаны иконами и расписаны сценами жития святых.

Важными центрами православной культуры всегда были монастыри . Наиболее крупные монастыри принято называть лаврами.

В России православие исповедуют: русские, украинцы, белорусы, осетины, карелы, коми -пермяки, удмурты, марийцы, чуваши, хакасы, якуты.

Основателем религии считается Мухаммед. Священной книгой мусульман является Коран. Исповедовать свою религию они могут в своих культовых сооружениях - мечетях.

Снаружи к мечети пристраиваются башни минареты, откуда служители - муэдзины призывают верующих к молитве. Женщины не могут молится вместе с мужчинами.

Служителем мечети также является мулла.

При больших мечетях открывались медресе.

Основными регионами распространения ислама в России является Нижнее Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ.

Традиционно ислам исповедуют: татары, башкиры, аварцы, лезгины, чеченцы, кабардинцы, карачаевцы, черкесы, кумыки, ингуши.

Главные праздники: Курбан – байрам, Ураза байрам, Рамадан - месяц

hello_html_m19c11640.jpg

Запишите в две колонки слова ассоциации, что относятся к исламу и христианству.

1. Коран, лавра, мулла, мечеть, минарет

2. Икона, молитва, лама, церковь, библия

Подведение итогов урока.

Разработать правила поведения в мечетях.

Анализ достижений учащихся

Три мечети считаются в исламе главными святынями:

мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке,

hello_html_m28169858.jpg
hello_html_m3cda2fed.jpg

hello_html_m5a99521.jpg

hello_html_m60a01dd2.jpg

Не завидуй тому, кто сильней и богат.
3а рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.

Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

Ветер жизни иногда свиреп.
В целом жизнь, однако, хороша.
И не страшно, когда черный хлеб,
Страшно, когда черная душа.

Один не разберет, чем пахнут розы.
Другой из горьких трав добудет мед.
Кому-то мелочь дашь — навек запомнит.
Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.

Т ы при всех на меня накликаешь позор;
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
Я готов согласится с твоими словами.
Но достоин ли ты выносить приговор?

Ты скажешь, эта жизнь - одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она - твое творенье.

Ключевые слова: искусство , искусство ислама , ислам , культура ислама , религия ислама , Шедевры исламской архитектуры , Изобразительное искусство ислама , Литература ислама , Музыка исламского мира , книжная миниатюра ислама

Цель урока. Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций ислама.

Задачи урока:

  • предметные: продолжить знакомство учащихся с видами искусства; познакомить с основами исламской культуры на примере искусства; определение понятий каллиграфии, орнамента и их значение;
  • метапредметные: готовность слушать и вести диалог; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение навыками смыслового чтения текста; развивать творческую и познавательную активность;
  • личностные: развитие представлений подростков об особенностях искусства ислама, общественных ценностях; обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и морали ислама, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

План урока:

  1. Искусство и религия
  2. Шедевры исламской архитектуры
  3. Изобразительное искусство ислама
  4. Книжная миниатюра
  5. Литература ислама
  6. Музыка исламского мира

Тип урока: урок-экскурсия.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством ислама. Ответим на вопросы, что отражает искусство ислама и чем интересны для изучения его произведения.

II. Работа по изучению нового материала на уроке

Слово учителя. Уникальная и самобытная культура исламских стран восходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу II тыс. до н.э. Объединение арабских племен и их завоевательные походы привели к созданию в VII в. крупнейшего государства – Арабского халифата, включавшего земли Ближнего Востока и Закавказья, Средней Азии, Магриба, Турции и Южной Испании.

Богато и неповторимо искусство ислама! Оно связано с исламским вероучением и помогает укреплению веры. В то же время искусство делает жизнь людей богаче и радостнее, доставляет им удовольствие.

Через все виды мусульманского искусства проходит вера в единого Бога. Произведения искусства воспевают земную красоту, созданную Аллахом. Изображать Бога, людей и животных в исламе запрещено. Считается святотатством, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу.

Самым главным чудом в исламе считается Коран. Коран – священная, сакральная книга для мусульман. Изображения из него, благие пожелания добра и мира можно видеть всюду, где живут мусульмане. Мы найдем их на стенах мечетей и на картинах. Имя Аллаха выбивали на монетах, подвесках, оружии.

III. Ознакомление с исламским искусством

А) Слово учителя. Искусство – мастерство и способность человека воплощать в реальность что-то прекрасное и получать эстетическое удовольствие от таких предметов.

Искусство бывает двух видов: изобразительное – живопись, архитектура, скульптура.

Неизобразительное (выразительное) – литература, музыка, танцы.

- Какие памятники архитектуры мусульманского мира вам уже известны? Ответы учащихся.

Архитектура мусульманского мира

В разных странах в разное время были построены поражающие своей красотой мечети, минареты, мавзолеи, дворцы, медресе, мектебы (г. Самарканд, площадь Регистан (Узбекистан)).

Бесконечным разнообразием форм отличаются устремленные ввысь минареты (башни-маяки). Многие из них также украшены орнаментом. Минарет аль-Мальвия в г. Самарре в Сирии (847), минарет Кутб-Минар в Индии (Дели 13 в).

Один из видов архитектуры исламского мира – мавзолеи. Их возводили над могилами усопших правителей, знаменитых учёных. Возле них можно увидеть мечети и медресе. Стены мавзолеев изнутри и снаружи украшали нарядными узорами, которые служили напоминанием о райском саде.

Правителями исламских стран было построено множество дворцов. Они были роскошно украшены, имели резные двери, ажурные оконные решётки. Стены украшались изразцовыми плитками, покрытыми узором, пол расписывался орнаментом. Создавалось впечатление, что всё помещение в коврах. Часто возле дворца находились фонтаны и бассейн. Дворец Ширваншахов 15 в. в Баку.

Б) Работа по учебнику.
- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о видах изобразительного искусства ислама.
Слово учителя.

Изобразительное искусство ислама

Особое место в исламском искусстве заняла книжная миниатюра. Стилистика миниатюры вобрала и своеобразно преломила опыт каллиграфии, ювелирного мастерства и ковроткачества: филигранная плоскостная графика рисунка сочетается с красочным узором.

В) Работа в парах.

Задание по карточкам. Ответить на вопросы.

1) Запишите в тетрадь имя основоположника персидской литературы.

2) Кто в мировой культуре известен под псевдонимом Хафиз Ширази?

4) Чем знаменит поэт Омар Хайям?

Слово учителя.

Литература ислама

Представлена любовной лирикой народа, которая была создана на арабском, персидском и турецком языках, она не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.

Основоположником персидской литературы является Рудаки (860-941). Его стихи обладают волшебной силой. Касыда – небольшая поэма, состоящая из двустиший (беитов), связанных особой системой рифм.

Более изысканной формой стихосложения является газель. Она обычно состоит из 5-12 беитов. Классиком этого жанра стал Мухаммад Шамсаддин (ок.1325-1389), известным в мировой культуре под псевдонимом Хафиз Ширази.

Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок.1141-1209) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейлы и Меджнуна.

- Ребята, видели ли вы, а, возможно, у кого-то из вас дома есть предметы быта, изготовленные в исламских странах, городах?
Слово учителя.

Декоративно-прикладное искусство

Предметы домашнего быта в исламских странах – это тоже произведения искусства. Испокон веков мастера создавали великолепные ковры, оружие, посуду, одежду.

На Северном Кавказе мусульмане ткут ковры, в рисунках которых используются исламские мотивы. Самый большой в мире ковёр ручной работы в мечети Шейха-Зайда в Абу-Даби (ОАЭ, 2007).Ткали его 1200 иранских мастеров прямо в самой мечети, длина - 133 м, ширина – 48 м, вес – 48 тонн. Этот шедевр отмечен Книгой рекордов Гиннеса.

В Дагестане есть село Кубачи, которое славится своими мастерами по металлу. Они делают кинжалы, посуду, украшения. Эти изделия покрывают узорами. В Поволжье мусульманки любят украшать одежду и головные уборы изысканными вышивками. Под их руками возникают узоры из цветов, веточек деревьев, в которых звучат мотивы исламского рая. Прикладное искусство создало невообразимое богатство декоративных изделий. В Северной Африке керамика с золотистым блеском, изделия из металла, покрытые чеканкой, гравировкой и инкрустацией, резные изделия из ценных пород дерева и слоновой кости, ткани – от тяжелой парчи до прозрачного муслина.

В мавританской Испании для украшения гранадского дворца были созданы массивные яйцевидные альгамбрские вазы, суженные книзу, с плоскими ручками – крыльями, покрыты люстровым орнаментом. В XV веке прославился темно-синий фаянс с золотом из Валенсии.

- А сейчас мы с вами прослушаем отрывки из музыкальных произведений мусульманского мира. Прослушивание аудиозаписи.

Слово учителя.

Музыка исламского мира

Музыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира. На Востоке не только переводили античные музыкальные трактаты, но и сочиняли свои. Характерной особенностью являлось раздельное звучание пения и инструментальной музыки.

IV. Проверка понимания изученного

Фронтальная работа.

Задание № 1. Дополни предложения.

1) Чудом архитектуры Испании считается соборная мечеть 785 г. – лучший образец мусульманского зодчества в городе? (Кордова)

2) В Гранаде находится знаменитый архитектурный ансамбль 14 в. дворец ? (Альгамбра)

3) Изобразительное искусство ислама состоит из …(орнаменталистики (арабески), каллиграфии, книжной миниатюры)

4) В VII веке в арабском мире возник прямолинейный, угловатый почерк… (Куфи, куфическое письмо)

5) Философские четверостишия, призывающие изведать доступное человеку мимолётное земное счастье (рубаи)

Задание № 2. Выберите правильный ответ из списка.

1) Аль-Мальвия - гигантское сооружение, достигающее 50 м в высоту – это: а) колокольня, б) курган, в) минарет.

2) Мавзолей Тадж-Махал находится в городе: а) Дели, б) Мекка, в) Агра

3) Медресе – это: а) школа, б) дворец, в) название поэмы

Задание № 3. Дайте определения понятиям искусство, мечеть, минарет, мавзолей, рынок, каллиграфия, арабески.

V. Подведение итогов, выводы к уроку

Искусство ислама – это тип художественного творчества, преимущественно в странах, где государственной религией стало мусульманство. В своих основных чертах оно сформировалось в период Средневековья. Именно тогда арабские страны и регионы, куда было принесено мусульманство, сделали огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Особая привлекательность исламского искусства, его своеобразие и традиции смогли заставить его выйти за рамки времени и пространства и сделаться частью общечеловеческого достояния. Несмотря на то, что мы говорим о культурных особенностях определенной религии, смысл этого термина распространяется и на светскую жизнь. В мусульманском мире живопись, архитектура, и другие виды искусства отражают восприятие людьми духовности, ценностей и того, что их окружает. Главной особенностью этой культуры является стремление к красоте, которая является признаком божественности. Геометрические формы и орнаменты словно раскрывают шифры языка Вселенной, а повторяющиеся узоры свидетельствуют о ее бесконечности. Прикладное же искусство пытается сделать прекрасными повседневные вещи. Культура ислама оказала огромное влияние на развитие Западной Европы.

VI. Рефлексия

- Наш урок-экскурсия подходит к концу. Поделитесь своими мыслями, продолжите фразы:

Читайте также: