Материалы и их свойства технология 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Текстильные материалы, которые окружают человека – одежда, постельные принадлежности, шторы, гардины, мебельная обивка и многое-многое другое, – должны иметь не только привлекательную расцветку и оригинальный крой. Очень важно, чтобы все эти вещи были удобными, комфортными, гигиеничными и, что самое главное, не приносили вреда организму. Этими свойствами в полной мере обладают натуральные биологически чистые ткани.

Если ты зайдёшь в магазин, где продаются ткани, то увидишь там большое их разнообразие. Обычно самые пёстрые – это хлопчатобумажные (2), тонкие – шёлковые ткани (4). Плотные, ворсистые, чаще однотонные - шерстяные (1). А льняные ткани чаще бывают светлой однотонной расцветки, из утолщённых нитей (3).

Завезенные в средние века в Европу первые рулоны хлопчатобумажной материи ценились буквально на вес золота. Носить одежду из этих тканей могли только самые состоятельные и знатные горожане.

Ассортимент хлопчатобумажных полотен, которые предлагает современная текстильная отрасль, исчисляется не одной сотней наименований. К несомненным достоинствам таких материалов можно отнести следующие:

- гигроскопичность. Волокна хлопка могут впитать до 40% влаги, оставаясь сухими. Поэтому ткани часто используют для пошива летней одежды, постельных принадлежностей, банных полотенец и халатов;

- прочность. Материал обладает достаточной крепостью и устойчивостью к механическим повреждениям. Правда, под воздействием высоких температур или ультрафиолетового излучения она заметно уменьшается;

- легкость. Большинство хлопчатобумажных полотен имеют тонкую структуру, поэтому одежда из них практически невесома;

- гипоаллергенность. Волокна не содержат в себе вредные для организма человека вещества и не вызывают раздражение кожи и другие заболевания.

Хлопчатобумажные вещи может спокойно носить ребенок с первых минут появления на свет, поскольку они абсолютно безопасны;

простота ухода. Ткани легко стираются руками или в машинке, быстро сохнут и замечательно разглаживаются. Они стойки к различным химическим веществам, в том числе хлорсодержащим.

Существует несколько классификаций хлопковых полотен: по виду переплетения, способу отделки, сезонности и т. п. Приведем небольшой список тканей в зависимости от их назначения:

  1. Бельевые: батист, шифон, мадаполам, миткаль, канифас, интерлок, кулирка, нансук.
  2. Сорочечно-платьевые: ситец, фланель, байка, сатин, шотландка.
  3. Костюмно-пальтовые: деним, плащевка, сукно, габардин.
  4. Мебельно-обивочные: бархат, вельвет, плюш, жаккард.
  5. Постельные: бязь, сатин, поплин, перкаль, тик.
  6. Гардинные: батист, гипюр, кисея.
  7. Полотенечные: махра, вафельная ткань.
  8. Специальные: марлевка, молескин, брезент.

Несколько тысячелетий тому назад в Китае впервые научились разматывать из коконов шелкопрядов тончайшие волокна. Ткань, которая получалась из этих нитей, была легкой, тонкой, с блестящей переливающейся поверхностью. По закону, изданному императором, строжайше запрещалось вывозить шелк из страны, а за разглашение тайны изготовления производителю ткани грозила смертная казнь.

Однако уже в ХVII столетии вездесущие купцы стали тайком, а затем и в открытую доставлять свитки шелковых полотен в Европу. Так началось победное шествие красивейшей из тканей по всему миру.

Уже в ХХ веке после химической революции и открытия синтетических материалов стали производить искусственный шелк из ацетатного волокна. Ткань, безусловно, очень привлекательная, с гладкой блестящей поверхностью. Но свойств настоящего натурального шелка она, увы, не повторит. Ведь природный материал может похвастаться множеством уникальных качеств:

аэрационная способность. Ткань обладает настолько высокой воздухопроницаемостью, что кожа просто не ощущает прикосновения одежды;

- абсолютное влаговпитывание и испарение пота;

- терморегуляция. Уже через 10-15 минут после надевания шелковая одежда приобретает температуру тела человека;

- гигиеничность. Ткань препятствует размножению микробов и болезнетворных бактерий;

- износостойкость. При правильном уходе изделия из шелка могут служить более 10 лет.

Ассортимент шелковых тканей по сравнению с хлопковыми или шерстяными не так уж и велик. Их можно рассортировать в зависимости от назначения на следующие группы:

Как и хлопчатобумажная, ткань изо льна пришла к нам из глубины веков. В льняные тоги одевались римские патриции, хитоны и плащи из этого материала носили ораторы Древней Греции. Даже на мумиях фараонов, которые жили более 10 тысячелетий тому назад, находят остатки льняных материй.

Примечательно, что славянские народности называли полотном именно ткань изо льна, ведь вся их одежда шилась только из нее. Такие рубахи, сарафаны, кафтаны и штаны отличались высокой прочностью и носились не один год.

Лен выращивают и перерабатывают в России, Беларуси и на Украине. Уникальность этого материала такова, что из него можно изготавливать и тонкий полупрозрачный батист, и грубую парусину или брезент. Льняные ткани обладают ценнейшими свойствами:

- воздухопроницаемость. В одежде изо льна человек никогда не вспотеет;

- тепловой комфорт. Даже в летнюю жару в льняной рубашке температура тела будет на 2 – 3 градуса ниже;

- гигроскопичность. Ткань не только поглощает излишнюю влагу, но и отлично испаряет ее, оставаясь совершенно сухой;

- прочность. Из всех натуральных волокон льняные обладают наибольшей крепостью и стойкостью к истиранию;

- устойчивость к загрязнениям. Материал не накапливает в себе пыль и легко чистится и стирается;

- Диэлектрические качества. Даже незначительное, менее 10%, присутствие льняного волокна в изделии предотвращает появление в нем зарядов статического электричества;

- износостойкость. Ткань долгое время не теряет своей привлекательности;

- безопасность. Льняные изделия не излучают токсинов и не провоцируют аллергию и другие заболевания.

По типу отделки материалы изо льна могут быть суровыми, имеющими природный серо-желтоватый цвет, отбеленными, крашеными или пестроткаными. Их получают при помощи саржевого, полотняного, мелкоузорчатого и других переплетений.

Кроме того, льняные полотна можно разделить и по назначению. Чаще всего выделяют такие группы:

  1. Плательно-костюмные. Из них шьют сарафаны, брюки, рубашки, юбки и другие изделия.
  2. Постельно-бельевые. Простыни, пододеяльники, наволочки, наперники.
  3. Столовые. Скатерти, салфетки, полотенца-рушники.
  4. Технические. Мешки, парусина, канаты, веревки, брезент, бортовка.

Льняные ткани довольно капризны в пошиве. Легкие полотна способны сползать с раскроечного стола, а плотные тяжело разрезаются ножницами. И те и другие сильно сыплются и дают значительную усадку при влажно-тепловой обработке. Поэтому прежде чем взять льняную ткань в пошив, ее обязательно следует декатировать – увлажнить и высушить.

Пожалуй, среди всех природных материалов наистарейшей является шерсть. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки эпохи неолита, найденные в пещерах на территории современной Швейцарии. На них изображен процесс изготовления шерстяных тканей при помощи примитивных приспособлений.

Полотна вырабатывают из волосяного покрова различных животных: овец, коз, кроликов, верблюдов и лам. Главным свойством тканей является высокая степень сохранения тепла, поэтому их используют для изготовления верхней одежды, а также свитеров, кофт, головных уборов, шарфов, пледов, одеял и других изделий. Помимо этого, шерстяные полотна обладают и иными, не менее важными качествами:

- высокая эластичность. Одежда, деформируясь в процессе носки, после снятия легко возвращает первоначальный вид;

- воздухопроницаемость. Это свойство в большей степени присуще трикотажу и легким платьевым материям;

- гигроскопичность. У всех видов шерстяных тканей она проявляется по-разному. Некоторые, например, габардин, совсем неспособны к впитыванию влаги;

- износоустойчивость. Сама по себе шерсть в большинстве случаев не обладает достаточной прочностью, но добавление некоторого количества синтетики сразу же делает ткань намного крепче;

- функциональность. Практически все шерстяные полотна просто кроить и сшивать. Они не осыпаются, не скользят и легко драпируются, позволяя воплощать любые идеи;

- безопасность. Как и другие материалы из природного сырья, шерсть не является источником аллергии или иных заболеваний.

Материалы из шерсти животных используют не только при пошиве одежды, но и для изготовления многих других изделий. Рассмотрим их употребление на примере некоторых известных тканей.

  1. Кашемир – элегантные пальто, пиджаки, шарфы и палантины.
  2. Фланель – детская одежда, пижамы, халаты.
  3. Габардин – куртки, плащи, рюкзаки, сумки, чемоданы.
  4. Велюр – пиджаки, костюмы, мебельная обивка, шторы.
  5. Твид – мужские и женские костюмы.
  6. Байка – демисезонные пальто, одеяла.
  7. Репс – форменная одежда.
  8. Шотландка – юбки, платья, занавески.
  9. Фетр – головные уборы, обувь, декоративные изделия.
  10. Плюш – детские игрушки, чехлы на мебель

По растяжению ткани можно определить направление нити в ткани. Направление, в котором ткань почти не тянется, называется продольным (1). Направление, в котором ткань тянется, - поперечным (2).

Если на трикотажном полотне есть кромка, работает то же правило, что и на тканях — долевая нить идет параллельна кромке трикотажного полотна.

Если кромка срезана, а необходимо определить направление долевой нити, сделать это очень просто. Внимательно посмотрите на трикотажное полотно, вы увидите петельные столбики и ряды. Направление столбиков соответствует направлению долевой нити, рядов — поперечной.

Способы соединения деталей

При изготовлении швейных изделий выполняют ручные и машинные операции, а также ВТО.

Детали соединяют способами: ниточным, клеевым, сварным, комбинированным, заклепочным

Выбор способа соединения деталей зависит от материалов, требований к выполнению соединения, эксплуатационной нагрузки.

При ниточном способе детали скрепляют с помощью стежков, образующих строчки и швы.

Клеевой способ – соединение при помощи взаимодействия клеящего вещества (порошка, нити, пленки) со склеиваемым материалом посредством химического или термического воздействия. Клеевые соединения выполняют с использованием утюгов, прессов или высокочастотного оборудования.

Сварной способ – соединение посредством сваркой термопластических материалов на специальных установках путем доведения соединяемых поверхностей в зоне контакта материалов до вязкотекучего состояния с последующей фиксацией.

Комбинированный способ – сочетание ниточного и клеевого или ниточного и сварного способов. Применяют в основном при изготовлении защитной и специальной одежды.

Заклепочный – соединение с помощью специальной фурнитуры посредством механического или термического воздействия. С помощью заклепок прикрепляют пуговицы, кнопки, блочки, крючки, петли. В отверстие на материале вставляют стержень (заклепочный элемент), а затем его расклепывают.

Сегодня на уроке ты познакомился с натуральными тканями их происхождением, свойствами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
"Камышловский педагогический колледж"

Конструкт урока технологии во 2 классе по теме:

Разработчик:

студентка 3 а группы

Методист: Е.Ю. Болотова ____________

Учитель: Г.А. Федорова_____________

Предмет – технология

Тема урока – Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

Тип урока – открытие новых знаний

Место урока в системе уроков по данной теме – 1

Цель урока: формировать представление о натуральных тканях; освоить умение создавать аппликацию из тканых материалов.

обучающие: формировать представление о видах натуральных тканей, их происхождении, их свойствах; формировать умение соединять детали из ткани, соблюдая правила безопасности при работе с клеем и ножницами

воспитательные: воспитывать аккуратность и культуру труда, бережное и экономное отношение к материалу;

развивающие: развивать учебно-организационные умения (планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность), учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (анализировать, делать выводы, обобщать).

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

предметные: представление о видах натуральных тканей, их происхождении, их свойствах; соединять детали из ткани, соблюдать правила безопасности при работе с клеем и ножницами;

Регулятивные: умение планировать, организовывать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок;

Познавательные: умения перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы, обобщать;

Коммуникативные: умения слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.

личностные: умение осмыслять значение правильной организации рабочего места и соблюдения правил безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.

Основные термины, определения, понятия урока (дидактические единицы) – натуральные ткани.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Открытие новых знаний.

Первичное закрепление новых знаний.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Информационно-образовательная среда

Используемая литература: Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — М.: Просвещение, 2013. — 199 с. Информационный материал: Технология. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — М.: Просвещение, 2014. — 143 с.

Оборудование: мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

- Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Андреевна.

- Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите чтобы у каждого лежали на краю парты: лист картона, ткань, ножницы, клей.

Коммуникативные: слушать других людей

- Ребята давайте вспомним, какие виды ниток бывают?

- Для чего их используют?

- Из чего изготовляли пряжу?

- Мулине, швейные, шелковые, пряжа.

- Для шитья одежды, для вышивания, для вязания.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: слушать других людей.

Метод устного контроля: опрос.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- В наших магазинах мы можем видеть огромное разнообразие тканей. Тут и гладкокрашеные, пестрые. Но из всего этого разнообразия многие для одежды выбирают натуральные ткани. Как вы думаете, почему?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Правильно. Сегодня мы узнаем, что такое натуральные ткани, и каковы их свойства.

- Что вы хотели бы узнать на уроке по данной теме?

- Натуральные ткани полезны для здоровья.

- Когда человек научился делать одежду из тканей?

- Как появились натуральные ткани?

- Какие животные и растения дают сырье для натуральных тканей?

- Какие бывают натуральные ткани?

- Каковы свойства натуральных тканей?

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения.

Логический: аналитический и синтетический прием.

Открытие новых знаний

- Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем, например, сколько видов одежды можно увидеть в магазинах — на любой вкус! Ну а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много. Как вы думаете из чего была создана первая ткань?

- Ребята, какие натуральные ткани вы знаете?

- Как вы думаете, из чего делают эти ткани?

- У вас на партах лежат образцы натуральных тканей. Вам нужно в парах рассмотреть образцы по плану, представленному на слайде, и ответить на вопросы. Зачитайте пункты плана и вопросы к ним.

- Теперь обсудим те результаты, которые у вас получились. Кто желает ответить? Какой вид ткани вы рассмотрели?

- Шерстяную ткань изготовляют из волосяного покрова животных (овец, коз и т. п.). Хлопчатобумажные изготавливают из волокон хлопка. Льняное полотно из льна. Шелковое — из кокона бабочки тутового шелкопряда.

- Направления, в которых ткань не тянется, называют продольной, а направления, в котором ткань тянется, - поперечной.

- Какой вывод можно сделать из услышанного.

- Из волокон шерсти, хлопка, льна и нитей бабочки тутового шелкопряда прясть пряжу и ткать разные ткани

- Шерстяные, льняные, хлопчатые, шелковые.

- 1. Рассмотри образец, потрогай его. Какие ощущения вызывает ткань?

2. Потяни ткань в одну и другую сторону. Одинаково ли они тянутся?

3. Рассмотрите цвет ткани с двух сторон. Одинаковый ли у нее цвет с двух сторон?

- Хлопчатобумажная ткань на ощупь шероховатая, шелковая - гладкая, шерстяной – мягкая, колючая, льняной - шероховатая. Ткани по-разному тянутся в стороны. Цвет ткани с двух сторон одинаковый.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.

Словесный: беседа. Логический: аналитический прием.

Били лен, били (стучать кулачками)

Топили, топили (растирать ладошки)

Колотили, колотили (хлопать)

Мяли, мяли (сжимать, разжимать кулаки)

Трепали, трепали (трясти руками)

Белы скатерти ткали (сжать руками замок)

На столы накрывали

Первичное закрепление нового

- Рассмотрите изделие, назовите его. Где и как его можно использовать?

- Сколько деталей у изделия? Какой они формы?

- Из каких материалов изготовлено изделие?

- Как можно разметить детали?

- Как лучше отделить детали от заготовки?

- Как можно соединить детали?

- Куда лучше наносить клей? На картон или ткань?

- Как можно украсить изделие?

- Теперь составим план выполнения изделия. Что нужно сделать первым действием.

- Но прежде чем приступать к созданию аппликации, давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем.

- После завершения работы мы проведем выставку, на которой будут оцениваться работу по критериям: аккуратность, творчество, самостоятельность, соответствие плану работы, соблюдение правил работы с ножницами и клеем.

- Приступим к созданию аппликации. Возьмите лист картона, отмерьте на нем ширину 10 см и длину 15 см. Возьмете шаблоны бабочек, обведите по нему контуры бабочки. Тоже сделайте с туловищем. Отложите ткань.

- Положите ткань с прямоугольником. Выстригите получившийся у нас прямоугольник. Положите его на ткань. Отмерьте линейкой 1 см от всех сторон картона. Какая ширина будет у прямоугольника, который будет на ткани, а длина?

- Начертите на ткани прямоугольный треугольник длиной 17 см и шириной 12 см. Начертите линую в 1 см в углах прямоугольника. Теперь вырежьте его. Положите перед собой лист картона лицевой стороной к себе. Нанесите клей по всей поверхности картона. Возьмите ткань, положите ее так, чтобы лицевая сторона была на парте, а обратная лежала к верху. Положите на ткань вырезанный картон таким образом, чтобы лист картона был примерно посередине. Переворачиваем. Расстригаем по линиям края. Теперь наносим клей по краям картона, и торчащие края ткани загибаем на картон, приклеивая их. У нас готов фон, отложите его.

Презентация: Свойства материалов

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Свойства материалов" о технологии. Презентация состоит из 12 слайдов. Для учеников 2 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.5 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 6.27 Мб.

Содержание

Презентация: Свойства материалов

Урок технологии во 2 классе Свойства материалов


Слайд 2

Задачи урока

Дать представление о связи материала (его свойств) с изделием (конструкция и функции); Учить применять ранее приобретенные знания и умения при изготовлении изделий из разных материалов; развивать образно – логическое мышление; Учить анализировать предложенные задания, составлять план предстоящей практической работы; Развивать исследовательские качества: учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, обобщать, делать выводы; Стимулировать развитие художественных и конструкторско – технологических способностей учащихся при выполнении практических работ.


Слайд 3

Введение в проблему

Из каких материалов сделаны ваши учебники? Из каких материалов сшита одежа, в которой вы пришли в школу?


Слайд 4

Из каких материалов сделаны эти предметы?


Слайд 5

Посмотрите вокруг себя. Назовите предметы, которые окружают вас. Из чего они сделаны? Почему выбраны именно эти материалы? Можно ли изготовить одинаковые изделия из разных материалов? Можно ли из другого материала сделать стол? Одежду? Оконную раму? Докажите свой ответ.


Слайд 6

Работа с учебником

Рассмотрите рисунки на стр. 20 – 21. Назовите, из каких материалов изготовлены изделия. Можно ли использовать другие, подходящие для каждого из этих изделий материалы? Какое изделие можно изготовить из разных материалов? Почему? подсказки:


Слайд 7

Обсудим вместе

Можно ли носить одежду из бумаги? Почему? Полетит ли глиняный самолёт? Почему? Как определяется выбор подходящего материала для каждого изделия? Выбор матариала зависит от назначения изделия


Слайд 8

Проведём исследование

Бумага и картон Ткань Дерево Металл


Слайд 9

Руководство к работе

Возьми каждый материал в руки: погладь, помни, согни, постучи. Расскажи о своих ощущениях. Что ты чувствуешь? Может ли материал гнуться, мяться, вытягиваться? Гладкий он или шершавый? Прочный или хрупкий? Лёгкий или тяжёлый? Опусти образцы по очереди в воду. Вынь из воды. Расскажи о своих наблюдениях.


Слайд 10

ЗАПОМНИ!

Мягкость, гладкость, прочность и другое – это свойства материалов.


Слайд 11

Обобщение

Бывают ли сходные свойства у внешне разных материалов? Как знание похожих свойств различных материалов помогает каждому мастеру в его работе? О чём думает мастер при выборе материала для своего изделия?


Слайд 12

Похожие презентации

Презентация: Приспособление первобытного человека к окружающей среде

Презентация: Технологические операции обработки тканей

Презентация: Виды уроков технологии

Презентация: Хлопчатобумажные и льняные ткани

Презентация: Творческие проекты

Презентация: Материаловедение

Презентация: Ремёсла и ремесленники

Презентация: Назначение инструментов

Презентация: Материаловедение

Презентация: Швейное материаловедение

Презентация: Швейное материаловедение

Презентация: Натуральные волокна. Хлопок

Вставьте данный скрипт на свой сайт.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Читайте также: