Берковский романтизм в германии конспект

Обновлено: 08.07.2024

1. Исторические предпосылки возникновения Романтизма в Германии.

2. Особенности немецкого Романтизма. Периодизация.

3. Йенская школа немецкого Романтизма.

1. Романтизм как явление мирового порядка наиболее полно выразился в немецкой культуре. На долгое время стало равнозначным: быть немцем – быть поэтом, быть поэтом – быть немцем. Как литературное направление Романтизм сложился в 90-е гг. XVIII в. В Германии он сразу проник во все сферы искусства: литературу, живопись (Рунге, Фридрих, Овербек), музыку (Шуберт, Вебер, Шуман, Вагнер).

Германия конца XVIII века представляла собой конгломерат государств (механическое соединение). В него входило белее 360 самостоятельных государств, несколько вольных городов, правителями были удельные князья. Германия была образцом феодальной раздробленности. Ее политическое устройство задерживало развитие экономики, так как невозможна была концентрация производства и капитала. Именно Германия явилась той благодатной почвой, на которой вырос Романтизм. Почему? Экономическая и политическая раздробленность, обособленность каждого княжества способствовали развитию романтического мироощущения (назовите его особенности), погружению личности в свой внутренний мир.

Воздействие революции проявилось в сфере идеологической: конкретные общественно-политические идеи переносились в область духа, так как это была единственная сфера, доступная для исследования у немцев, которые добивались свободы личности не путем ее реального освобождения в условиях отсталых сословно-феодальных порядков, а с помощью создания некого иллюзорного эстетического идеала.

Война с Наполеоном внесла коррективы в мировоззрение немцев. Все настойчивее становится идея национального объединения. Отношение к Бонапарту было противоречивым: оккупировав Западные земли, он внес на штыках революцию, но после вторжения провел буржуазные реформы: ликвидировал феодализм, уравнял всех граждан перед законом, без учета социальной и сословной принадлежности. Наполеон лихо перекроил карту Германии: оставил 36 государств и несколько городов, что способствовало развитию экономики и политики. Но Бонапарт стал восприниматься как захватчик: он провел мобилизацию немцев в свою армию.

Как литературное направление Романтизм в Германии оформился на три десятилетия раньше, чем во Франции.

Основные работы философов, привлекавших романтиков, были написаны в 1780–1790-е гг. Романтиков интересовали сущность духа и материи, связи общего и частного, их диалектика, возможности познания мира и достижения идеала, место человека в мироздании и пути развития человеческого общества, а также его конечная цель. Они хотели уяснить место природы, религии, Бога и морали в системе мироздания, а также роль в процессе познания логики, эмоций и воображения, связи философии, науки и искусства.

И. Г. Фихте, не меньший рационалист, чем Кант, оказался им особенно близок учением об активности Я. Романтики, мечтавшие об изменении мира, отнесли суждение философа об активности, под которой понималась абстрактная духовность, к Я отдельной личности, поставили творческую индивидуальность в центр своей философии и эстетики.

Романтики стремились не изображать, а преображать жизнь средствами художественного творчества. Они творили особый мир, их произведения существовали по законам художественной интуиции. Стремление преобразовать действительность возникло из недовольства ею. Новое поколение художников старалось разрушить границу между искусством и жизнью, слить их в духовно-материальное целое. Немецкий Романтизм отличается крайним субъективизмом, острым чувством современности и сознанием своего противоречия с ней, ощущением разорванности, фрагментарности в восприятии мира. Все это окрашивало мироощущение романтиков в трагические тона.

Немецкий Романтизм не был явлением однородным. Принято выделять три периода и несколько школ. Первый – йенский, который условно датируется 1796–1806 гг., второй – гейдельбергский, с 1806 по 1814 г., и поздний, 1814–1830 гг.

Во главе йенского круга романтиков стояли братья Шлегели – Фридрих и Август Вильгельм. В эту группу входили писатели Новалис, Л. Тик, В. Вакенродер. К ним были близки философы – на раннем этапе Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), позднее – Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775— 1854) и теолог Фридрих Шлейермахер (1768–1834). В первый период развития немецкого романтизма творил Фридрих Гёльдерлин, но он не входил в йенское объединение.

Главной для йенских романтиков становится тема искусства. Эстетика школы основывается на двух тезисах: 1) искусство – высшая ценность; 2) художник – гений, высший тип человека. Под гениальностью понималась специфическая способность к художественному творчеству. Йенцы считали: действительность должна преобразовываться в искусстве, художники – вожди человечества. Шеллинг так описывал процесс творчества: в начале художник испытывает чувство бесконечного разлада, в результате он приходит к бесконечной гармонии, воплощенной в произведении. Новалис утверждал, что в художнике живет причастность к высшему миру, он исполнен страстного томления по идеалу.

Романтики любили туманность и неопределенность, потому что в них прячется свобода. С особым вниманием живописцы изображали даль и дорогу.

Филипп Отто Рунге (1777–1810) был первым художником, воплотившим в своих произведениях романтическое мироощущение современной философии и эстетики йенцев (см. приложение). Он происходил из семьи купца, владельца судовой верфи. Семейство отличалось патриархальностью и глубокой религиозностью. Литературные и эстетические пристрастия Рунге сформировались достаточно рано. Первые годы творчества художника связаны с Дрезденом, неподалеку от которого располагалась Йена. Молодой Рунге сближается с йенцами, особенно близок был ему Л. Тик.

В наследии Ф.О. Рунге много детских портретов: романтики особо ценили мир детства, видя в нем чистоту, незапятнаннность бытом, повседневностью; в ребенке, по их мнению, сохранена способность к воображению, мечте.

Основные идеи йенской школы: культ гениальной личности, провозглашение духовной деятельности, искусства единственной преобразующей силой, крайний субъективизм, стремление к бесконечному, к универсуму, принцип романтической иронии.

1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худ. литература, 1973.

2. Дмитриев А. Предисловие //Избранная проза немецких романтиков в 2 т. М.: Художественная литература, 1979. Т. 1. С. 3–30.

3. Иванова Э. И. Поэтическая сказка – душа романтизма //Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2005. С. 3–23.

4. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-классика, 2005.

Издательство Common place

Издательство Common place

Издательство Common place запись закреплена

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии

Книга выдающегося советского ученого Н. Я. Берковского посвящена целой литературной эпохе - истории романтизма в Германии. Автор рассматривает наиболее важные явления и темы немецкого романтизма, выделяя специально главы о творчестве Новалиса, Тика, Гельдерлина, Арнима, Брентано, Клейста и Гофмана, и в то же время связывает его с общим развитием европейской литературы.

А. Аникст. Н. Я. Берковский
Романтизм в Германии, его природа, замыслы и судьбы
Новалис
Тик
Гельдерлин
Арним
Брентано
Клейст
Э.-Т-А. Гофман
Примечания

Смотри также

Андреев Л.Г. (ред.) Зарубежная литература XX века. Учебное пособие

Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Высш. шк. , 2004. —559 с. В учебнике впервые предпринята попытка обобщить в рамках одного тома литературный процесс XX столетия вплоть до наших дней. Авторы предлагают новый тип учебной книги, дающей динамичную картину узловых моментов развития литературы зарубежных стран.

  • 1,00 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.12.2010 01:49

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - Л., - 1973, - 65 стр От издателя: Наум Яковлевич Берковский (1901 — 1972) — известный ученый, специалист по западноевропейской и русской литературе, театральный и литературный критик, историк театра. В центре его научных интересов всегда был немецкий романтизм — тема, с которой он дебютировал как филолог, и ею же отмечен финал его.

  • 229,04 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 10.12.2010 23:47

Дмитриев А.С. (ред.) Литературные манифесты западноевропейских романтиков

Л. Г. Андреев, А. К. Авеличев, Я. Н. Засурский, А. Ч. Козаржевский, В. И. Кулешов, В. В. Кусков, А. И. Метченко, П. А. Николаев, В. И. Семанов, А. А. Тахо-Годи Под общ. ред. проф. А. С. Дмитриева. - Москва: Издательство Московского университета, 1980. - 639 с. Настоящее издание включает основные теоретические манифесты западноевропейских романтиков - представителей важнейшего.

  • 9,89 МБ
  • добавлен 28.03.2016 21:00
  • изменен 01.04.2016 00:04

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин

  • 14,27 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 13.05.2016 22:58

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века

М: Высшая школа, 1969. - 313 с. Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста + оглавление В книге Бориса Георгиевича Реизова рассмотрена история французского романа начиная от исторического романа эпохи романтизма и кончая натуралистическим романом последних десятилетий века. Отдельные главы посвящены творчеству крупнейших писателей столетия и эстетике.

  • 5,86 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 23.05.2011 18:17

Соловьева Н.А. (ред.) История зарубежной литературы XIX века

Моргенштерн MMA

Скарлетт Йоханссон Черная вдова умерла

Дадут ли 15 тысяч пенсионерам к новому году 2021. Условия получения. Кому положено

Артем Холод

Суд защитил купившего угнанный внедорожник россиянина

Арутюн Аветисян

В 2022 году вступят новые правила для получения водительских медсправок

Евгения Андреева

Кого играла Инна Волгина в


Влад А4

Читайте также: