Математические игры конспект внеурочного занятия

Обновлено: 05.07.2024

Занятие №1: Введение в программу кружка. Цели и задачи программы. Табличная логика.

Цель: побуждение и развитие устойчивого интереса к математике, углубление и расширение знаний учащихся, развитие математического кругозора.

- создание актива, способного оказать учителю помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;

-расширение и углубление представлений обучающихся о данном курсе внеурочной деятельности;

-развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся.

Формирование УУД:

Регулятивные:

анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; 

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа

конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

объяснять выполняемые и выполненные действия;

воспроизводить способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи;

Познавательные:

сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи. делать выводы на основе обобщения знаний;

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической формами;

умение сотрудничать с одноклассниками;

Личностные :

положительное отношение к урокам математики;

умение признавать собственные ошибки;

формирование математической компетентности.

Оборудование: компьютер, диапроектор, презентация

План занятия:

Этап занятия

Учебно-дидактический материал

№ слайда в презентации

Ребята! Рада видеть вас всех сегодня на занятии внеурочной деятельности. Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Вы узнаете чем мы будем заниматься на занятиях, чему вы научитесь к концу учебного года.

Мотивация к учебной деятельности

Предлагаю выполнить два задания, но для этого вам нужно разделиться на две команды.

Внеурочная деятельность по математике имеет название, которое состоит из двух слов. Как называется курс внеурочной деятельности по математике? Ответ получите после выполнения задания каждой команды.

(выслушивается решение каждой команды, при необходимости учитель оказывает помощь)

(выполняет команда №1)

(выполняет команда №2)

Целеполагание,

Введение в тему занятия.

Изложение темы занятия

Итак, вы ребята молодцы, дружно, быстро и правильно выполнили свои задания.

В математике господствуют две стихии-числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. Задача- это всегда поиск, а средства ее решения – это интуиция и догадка, эрудиция и логическое мышление. Эти качества человеческого ума воспитываются, укрепляются, обогащаются у каждого, кто регулярно отдает часть своего досуга умственной гимнастике, лучшим видом которой является решение математических головоломок, ребусов, задач с интригующим содержанием. Эти задачи не похожи на задачи из школьного учебника. Но те и другие нацелены на проникновение разумом в удивительный мир чисел и линий, на раскопку его богатства, на возбуждение математической любознательности и собственной инициативы. Это то, чем мы с вами будем заниматься на занятиях.

Думаю, что наше сотрудничество будет полезным и интересным для вас. Желаю всем удачи!

Математическая разминка

В эту игру каждый играет сам за себя. Нужно прослушать вопрос и быстро поднять руку, если знаете ответ. Тот ученик, кто ответит на вопрос правильно получает жетон.

Внимание вопрос:

1.На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках? ( 50 )

2.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? ( двое )

3.Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? ( 2;4;6 )

5.Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги? (2кг)

6.Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может. Дни разделяет ночь)

7.Как называют цифры на дверях квартир? ( номер)

8.На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? ( 4 )

9.Двое пошли- пять грибов нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?

10.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? ( положить ее на угол стола)

Все ученики встают в круг. Учитель бросает мяч какому-нибудь ученику, при этом называет число. Если число четное, ученик бросает мяч обратно учителю, если число нечетное, то передает его соседу справа или слева. Игра продолжается до тех пор пока учитель не назовет число 0.Ученик у которого остался мяч должен провести физминутку для одноклассников.

Основной этап

Задание: Сосчитай до 82

Ученику предлагается по слайду показать и назвать все числа быстрым темпом от 1 до 82. Остальные учащиеся наблюдают и контролируют.

Пробуют желающие. Постепенно усложнить: ограничить время до 1 минуты.

Табличная логика

Решаем задачу:

1 способ (рассуждение). Из разговора девочек ясно, что на Беловой надето не белое платье, на Черновой не чёрное, на Красновой не красное. Значит, на Черновой платье белое или красное. Но девочка в белом платье разговаривает с Черновой, поэтому на Черновой платье не белое. Не станет же она разговаривать сама с собой, если рядом стоят две её подруги? Поэтому платье на Черновой может быть только красное. Тогда на Беловой может быть надето только чёрное платье, а на

3 способ (логическая таблица). Вы уже, наверное, заметили, что мы не сразу определили, какого цвета платье у каждой девочки, а вначале выяснили, какого цвета платьев у них не может быть. Это легко показать, если использовать следующую таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Закройте глаза (учитель раздает карточки с примерами). Посмотрите на карточки. Какое внеурочное занятие у нас будет. – Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в удивительную страну Математика. Путь будет нелегок. Но я надеюсь, что это путешествие прибавит вам творческих сил, укрепит веру в свои возможности, принесет вам радость и желание познавать новое.

- Мы можем решить эти примеры?

- Значит, какую цель мы поставим для себя на сегодняшнее занятие? (закрепить пройденный материал)

3. Построим мост. – Вы должны решить пример на карточке. И из карточек построить мост, чтобы добраться до противоположного берега.

- Что повторили? (состав числа 10)

4. Конверт №1. Попали на остров. Хотите узнать какой формы наш остров. Решим примеры из конверта №1. (круговые примеры). Наш остров имеет форму круга. Мы построили с вами окружность.

- Что повторили? (счет в пределах 20).

5. Расшифруй послание. (Рыбалка) у детей алфавит

6. Рыбалка. Состав чисел в пределах 20. Раздать детям карточки с цифрами от 2 до 9. Выбежать парами, чтобы сумма двух чисел была равна числу на рыбе.

- В корзине лежат 3 яблока. Как разделить эти яблоки между тремя братьями, чтобы каждому брату досталось по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине?

- На столе стояли четыре стакана с киселём. Миша выпил один стакан киселя и поставил стакан на место. Сколько теперь стаканов стоит на столе?

- Как назвать одним словом 12 месяцев?

- Сколько горошин может войти в пустой стакан?

- -Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

8.Добываем призы. 3) Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 40 кг, и Ксюшу, которая весит 30 кг., а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько конфет, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеурочного занятия

Толмачева Екатерина Сергеевна

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, познавательное

Цель занятия: повышение интереса учащихся к изучению математики.

Задачи занятия:

обучающая: формирование умений выполнять задания данные в нестандартной форме (ребусы, шифровки, задачи);

развивающая: развитие логического мышления;

воспитательная: воспитывать честность, доверие, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты занятия:

Предметные: практическое применение приобретенных знаний, умений и навыков по математике.

Метапредметные:

познавательные – отвечать на вопросы учителя и решать логические задания;

регулятивные – принимать поставленную задачу познавательной деятельности; оценивать познавательную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные - умение слушать и понимать других; умение работать в группах; владение диалогической и монологической речью.

Личностные: готовность и способность обучающихся к применению имеющихся знаний на практике..

Средства обучения (интернет-ресурсы): дидактический материал (карточки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Как вы думаете, играя, можно научиться чему-то новому?

-Какие игры вы знаете?

- Как называются игры, которые развивают ум, мышление, развивают кругозор?

-Да, потому что благодаря играм мы много чего узнаем. Н-р, различные профессии и многое другое.

-Они развивают ум, мышление и т.д.

2. Основная часть занятия

-в игре 9 заданий, 2 команды: крестики и нолики;

-команда выбирает задание, за правильно выполненное задание ставит свой значок;

- в каждой команде есть капитан - капитаны встаньте.

-Как вы думаете, в чём сила любой команды?

-Тогда внимание, друзья, начинается игра!

1 ЗАДАНИЕ- РАЗМИНКА.

5 вопросов 1 вопрос-30 сек. Ответы записываем на листочках.

1) Назовите число, которое нельзя изобразить римскими цифрами?

2) На одной чаше весов лежит арбуз, а на другой - гиря 3 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит арбуз?

3) Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех?

4) Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

5) На что похожа половина яблока?

ПРОВЕРЯЕМ. Каждый правильный ответ- (+). Четыре (+)-с заданием справились.

2 ЗАДАНИЕ-ШИФРОВКА

(Задачи решать - ум развивать.)

-Вам удалось расшифровать шифровку? Что у вас получилось? Молодцы!

Поставьте свой знак (X или 0)

3 ЗАДАНИЕ НА ВНИМАНИЕ

Я села в автобус. В автобусе кроме меня было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. На второй вошли еще 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. потом на остановке вошли еще 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке вошел гражданин с собакой. Сколько было остановок?

4 ЗАДАНИЕ РЕБУСЫ

-Измени положение одной палочки, чтобы равенство стало верным.

Из каждой команды выходит по одному человеку и объясняет свой способ.

-Назови 3 пословицы и поговорки в которых встречаются числа и цифры.

- Из каждой команды выходит по одному участнику и зачитывает пословицы.

Как нет на свете

Без ножек столов,

Как нет на свете

Без рожек козлят,

И без панцирей раков,

Так нет в математики

Действий без знаков.

-Какие математические знаки вы знаете? (ответы детей). Для выполнения этого задания вам понадобятся именно эти знаки.

- Поставьте знаки арифметических действий:

1. 20. 4. 2 =40 2. 30. 6. 3 =15

20. 4. 2 =26 30. 6. 3 = 27

20. 4. 2 =18 30. 6. 3 = 39

-А теперь я каждой команде загадаю шуточную задачу. За правильный ответ — жетон. Если команда не отвечает — вопрос переходит другой команде.

1-По дороге два мальчика шли

И по два рубля нашли,

За ними еще четыре идут.

По сколько они найдут?

2-В комнате зажгли три свечи.

Потом одну из них потушили.

Сколько свечей осталось на столе?

3- На столе стояло четыре стакана с ягодами. Вова съел из одного стакана ягоды. Сколько стаканов осталось на столе?

4- Что случится с вороной через

три года после рождения?

-Что за фигура, в названии которой один слог?

-А знаете ли вы фигуру, у которой все углы прямые?

-У какой фигуры три стороны и три вершины?

Делятся на команды и выбирают командиров.

- Единстве, взаимопонимании, умении слушать и слышать друг друга и принимать правильное решение.

- На вторую половину

-VII + III=X- 1 способ

VIII + II=X -2 способ

-Один в поле не воин

-За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь

-Одна голова — хорошо, а две — лучше

-1. 20∙(4-2)=40 2.30:6∙3=15

3. Заключительная часть

-Прежде чем мы определим победителя, скажите, какое задание вам запомнилось больше всего?

- Друзья, подсчитайте своё количество заработанных крестиков?

Вручение грамот за 1 и 2 место.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 181 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.12.2017 2513
  • DOCX 305 кбайт
  • 70 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Толмачева Екатерина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие кружка "Математические игры" по теме "Волшебный квадрат" с презентацией разработано для учашихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС на основе системно-деятельностного подхода. Увлекательное занятие в виде игры-путешествия формирует у первоклассников представление о магических квадратах и их разновидностях (судоку, танграм). Занятие развивает у учащихся познавательную активность, мотивацию к учебной деятельности, зрительное и пространственное восприятие; логическое мышление, творческий потенциал, интеллект и исследовательское начало.

Развитие познавательной активности детей; мотивации к учебной деятельности; зрительного и пространственного восприятия; логического мышления.

развитие личности ученика, его творческого потенциала;

развитие интеллекта, исследовательского начала;

Планируемые результаты:

Предметные умения: сформировать представление о магических квадратах и их разновидностях (судоку, танграм),

Регулятивные: формирование способов решения проблем творческого и поискового характера

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: формирование умения правильно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Сценарий занятия

1.Организационный (мотивационно-целевой)

-Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”

2.Постановка темы и цели задания

- Ребята, вы знаете этого героя? (Ответы детей)

- Куда же он так быстро исчез? Смотрите, письмо нам оставил. Торопится он спасать своих друзей. А к нам обратился за помощью. В той сказочной стране, где живет Спанч Боб, исчезли все жители. Поможем герою отыскать его друзей?

- Что возьмем с собой в дорогу? (Знания, умения, смекалку, фантазию…)

- Что необычного в этой стране? (Все из квадратов)

Кто догадался, какова тема занятия? (Квадрат) Да не простой квадрат, а волшебный. Слайд 1

Как вы думаете, почему волшебный? Хотите узнать? Тогда вперед, выручать жителей страны.

Какую цель поставите перед собой? (Узнать, почему квадрат волшебный и выручить жителей страны)

Усвоения новых знаний и способов действий

А что такое квадрат?

Какие свойства квадрата вы знаете?

(Все углы прямые, стороны равны; диагонали равны)

- Нарисуйте на планшетах квадрат

- Сколько палочек потребуется, чтобы сложить квадрат? (Четыре)

-А сколько потребуется палочек, чтобы сложить пять квадратов?

- А у меня только 6 палочек. Как быть? Можно ли выполнить задание? Попробуйте.

- Для этого объединитесь в группы (по меткам на планшете)


Проверка по эталону Слайд 2

- На что стал похож наш квадрат? Стал ли он волшебным? Выскажите свое мнение.

- А если в клетки квадрата расставить числа от 1 до 9? Слайд 3

Работа с магическим квадратом. Слайд 4

- Сосчитайте сумму чисел в первой строке? И т.д.

- Что интересного заметили? (Сумма чисел везде одинаковая)


- Такой волшебный квадрат называется магическим.

Судоку - магический квадрат

Судоку — это головоломка-пазл с числами. В переводе с японского "су" — "цифра", "доку" — "стоящая отдельно" (Знакомимся с правилами игры)

- Мы с вами познакомились с двумя волшебными квадратами, а жителей волшебной страны не нашли. Как вы думаете, почему? (Не все узнали)

- Может в этом нам поможет следующий квадрат?

Танграм – старинная китайская игра-головоломка, которая возникла 4 тысячи лет назад.

- А что с ним делать? Ведь чисел здесь нет. (Предположения детей)

- Проверим ваши предположения. Работам в группах.

- Возьмите большой конверт, достаньте части танграма и схему фигуры. Соберите фигуру и наклейте ее на картон.

Практическая деятельность (работа с танграмом)

- Как вы думаете, кто это? (Жители волшебной страны)

- Мы нашли их! (Размещают фигуры на доске) Слайд 6.


- Губка Боб благодарит вас за помощь. Слайд 7.

Подведение итогов и рефлексия

- Что нового узнали?

- Какую цель ставили перед собой?

- Почему квадрат можно назвать волшебным?

Квадраты находят нас везде, иногда даже там, где мы совсем не ожидаем их увидеть.

Слайд 8

Спанч Боб в знак благодарности дарит вам конверт с геометрическими фигурами.

Из всех фигур выберите ту, которая вам нравится.

Если вы предпочитаете квадрат всем остальным фигурам, то ваши отличительные качества: трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели, стремление к порядку.

Читайте также: