Мат грязные слова конспект

Обновлено: 07.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

ругательств, мата; познакомить с влиянием таких слов на человека,воду.

2. Информировать об истоках русского мата, сквернословия; сравнить

принципиальную основу образования и появления таких слов в других языках и как результат - неупотребление в речи этих слов.

3. Воспитывать любовь и уважение к родному языку как неотъемлемой

Форма работы:беседа, презентация

С языком,с человеческим словом,с речью безнаказанно шутить нельзя;словесная речь человека-это видимая,осязаемая связь,союзное звено между телом и духом.

Ход часа общения.

Мы рады,что вы смоги оценить важность темы,которую мы предлагаем вашему вниманию

и приглашаем вместе с нами к разговору.

А начать наш разговор хочется с одной легенды:

Скажите мне ребята, почему Эзоп считал, что язык и друг и враг? (ответы детей)

Воспитатель : Так о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? (О языке) Правильно, о нашем с вами языке, а именно о нецензурной речи, которую вы употребляете. (слайд 1)

Воспитатель :Да!К языку нужно относиться с большой осторожностью и уважением. При неумелом и небрежном отношении он может создать нам массу проблем,при правильном-станет другом.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг,подумай,не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

2 Основная часть.

Воспитатель : Русский язык отличается от других языков красотой,гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. Но можно ли считать,что язык,созданный великими предками,его потенциал,богатство неистощимы?Можно ли утверждать,что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? (слайд 2)

К сожалению,наблюдается снижение уровня речевой культуры разных слоёв общества, расшатываются традиционные литературные нормы.

Сколько всего слов составляет матерный язык? В целом около сотни. В активном же словарном запасе около 20-30. Но очень активно используются замены этих слов : е-мое, е-п-р-с-т, ексиль-моксиль и т. д.

Так что же такое матерная речь или как принято говорить в народе мат? Недавно заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельхохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А. Олянин провел целое научное исследование, посвященное ненормативной лексике. (слайд 4)

На примере этих размышлений,нецензурная брань –это самый безобразный враг родного языка. Многие народы имели особые запреты, табу, на подобные слова., т. к. вызывали демонов и злых духов.

До середины 19 века сквернословие было не распространено даже в деревнях и было уголовно наказуемым деянием. До революции за матерную брань секли на площади,это была политика государства. А во времена Алексея Михайловича Романова по Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание, вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом вышла и на улицы городов. И постепенно сквернословие из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. И постепенно распространилось по всей Руси, и очень огорчает, что огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей вставляют в свою речь матерные слова. (слайды 6-7)

Воспитатель : Есть предположение, что нецензурная брань досталась нам от моноголо-татарского ига. Для кочевых племен было важно не нарушать деторождение, обеспечивающее господствующее преимущество. Поэтому они обзывали и ругали интимные отношения. Так же матерная речь берет свои истоки в обрядах языческого происхождения, ритуалах. Человек, произносящий такие слова, проклинает не только себя, но и весь свой род в первую очередь и только потом других людей,он как бы призывает беса, дьявола. А эти бесы влияют на здоровье, настроение, состояние финансов, а так же на взаимоотношения с другими людьми.

Вот как бранные слова влияют на воду, а ведь человек, в зависимости от возраста состоит на 70-90 % воды. А так же мат влияет на самого челоека! Посмотрите, что происходит с нами при употреблении нецензурных выражений. (слайд 16-18)

С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность человека. Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. (слайд 20-21)

Воспитатель : А сейчас поговорим о происхождении некоторых бранных слов.

1 Язык мой – враг мой.

2 Язык мой – друг мой.

3 Можно научиться сдерживать свои эмоции и говорить без употребления нецензурных слов.

4 Речевая культура многим не по плечу.

5 Скверные слова лично мне неприятны, а вам?

6 Мату много лет – спасенья от него нет.

7 Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.

8 Можно матом покрывать и при этом уважать.

9 Лучше матириться, чем молча злиться.

9 Сквернословие можно потерпеть, не замечать.

Дети делятся на группы, каждой группе дается лист бумаги и цветные карандаши.

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ

Дети записывают или рисуют ассоциации, затем зачитывают или объясняют, обсуждают. А задача воспитателя подвести к мысли, что только нецензурная брань вызывает отрицательные эмоции и рисунок тусклый, с преобладанием темных тонов,что вызывает в нас отрицательные эмоции.

4 Рефлексия

Воспитатель : А как вы думаете, почему люди употребляют нецензурные слова? (ответы детей) Молодцы, посмотрите на доску, здесь написаны основные причины почему человек ругается. (на доске плакат)

1 Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по другому.

2 Отрицательное влияние окружающих (плохая компания) и неспособность противостоять ему.

3 Злоба, гнев, ненависть. Агрессия, неадекватность поведения.

5 Скверный характер. Вредные привычки.

6 Неуважение к окружающим.

7 Отсутствие внутреннего самоконтороля.

(обсуждение каждого пункта с детьми)

Воспитатель : Ребята, а можем ли мы сами бороться со сквернословием и как? (да, можем. Другие ответы детей)

1 Повышение общего уровня культуры и грамотности.

2 Глубокое изучение русского языка и литературы.

3 Воспитание любви к людям. Доброты.

4 Ужесточение законов, штрафы, цензура.

5 Воспитание примером в семье с малых лет.

6 Пропаганда здорового образа жизни.

7 наказание хамов презрением, игнорированием.

Воспитатель : Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Возможно, если б человек видел. Какую силу несет плохое слово, он бы не произносил его никогда.

Л. Н. Толстой писал: «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, и словом можно их разъединить. Словом можно служить любви, словом же можно служить вреде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Ни одна из религий не поощряет сквернословие. Это считается тяжким грехом. (слайды 23-24)

И хотелось бы закончить наше занятие такими словами :

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, словом можно купить,

Слово можно в разящий венец перелить.

Прикреплённые файлы:

План по нравственному воспитанию Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное.

Цель: формирование нравственно-этических норм в поведении учащихся.

  1. Познакомить с губительным влиянием сквернословия на человека;
  2. Развивать память, мышление, речь у учащихся;
  3. Воспитывать речевую культуру в поведении у учащихся.

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, -

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале -

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

- Ребята, а у нас в школе есть такие дикари? (Ответы детей)

- Ребята, у нас в классе есть дети, которые выражаются неприличными словами? (Ответы детей)

- Ребята, давайте вспомним какие есть хорошие слова, а я запишу их на доске. (Дети говорят свои ответы, а педагог записывает ответы на доску)

- Что вы чувствуете, когда произносите добрые и хорошие слова? (Ответы детей)

- А что вы чувствуете, когда произносите плохие слова? (Ответы детей) Стыдно, неловко.

- Когда вам бывает стыдно? (Ответы детей) Когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно. Человек должен многого стыдиться, если он человек.

- А за свои слова вам бывает стыдно? (Ответы детей)

- Как вы думаете, если человека хвалят и говорят ему хорошие слова, он будет хорошим или плохим? (Ответы детей) Похвала влияет на человека лучше, чем требование или просьба, а сквернословие только портит настроение и поведение людям.

- Сквернословие - это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Ответы детей ) Наркомания, курение, токсикомания, наркомания, телемания, игромания, компьютеромания и т.д. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.

- Ребята, нецензурная брань может быть заразной, вызывать зависимость? (Ответы детей)

- Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться? (Ответы детей)

- Считаете ли вы что нецензурная брань, курение, алкоголь, наркотики помогают человеку расслабиться? (Ответы детей ) Или для расслабления можно найти хорошие дела? (Ответы детей) Туризм, спорт, коллекционирование, музыка и другие увлечения.

  1. Перестать ругаться матом самому;
  2. Не общаться с людьми, которые ругаются матом;
  3. Часто читать книги;
  4. Заниматься полезными делами (физкультура, спорт, изготовление поделок, рисование, танцы, музыка и т.д.).

Педагог выдаёт детям листы бумаги с распечатанными страницами для книжки, которые содержат тематическую иллюстрацию и правила для избавления от сквернословия. Дети вырезают каждую страничку. Далее педагог помогает каждому ребёнку соединить степлером страницы в книжку.

- Мне кажется, у нас стало немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день! Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие плохие слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час

Подготовила и провела:

кл. руководитель 10 Б класса

Благовещенск, 2016г

Цель: информировать обучающих о проблеме сквернословия.

Познакомить с историей сквернословия

Предупредить о вреде здоровью

Выявить сущность мата

- Побуждать к нравственному самосовершенствованию

Вступительное слово

Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. МатерщИна свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати.

Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.

Попытаемся в этом разобраться.

Тема эта очень важная, трудная и в тоже время интересная .У меня к вам вопрос: «Что такое сквернословие?

Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

- Ребята, в каких целях используется мат в современном мире?

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Царственное слово

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле - печаль

И долговечней - царственное слово.

Царственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова? какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (дети высказываются).

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своём стихотворении:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков

Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота.

Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию все дозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.

Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в

электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

Ученик.1 Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают

информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Ученик2. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Ученик 3 Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Учитель: Вот такие, ребята, неопровержимые факты

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Как борется с матом закон?

Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты:

Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)

Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?

Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

Творческие задания

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

перестать ругаться самому,

выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

читать русскую классическую литературу;

запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

Составление антирекламы сквернословия.

Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань.

Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

Заключительное слово.

Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором и очень бедна.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Подведение итогов

Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)

Соберите пословицы.

Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое занятие по нравственному воспитанию о вреде использования нецензурной лексики и сквернословия (бранных слов, хулы, ругательств, мата). Представленное внеурочное занятие для обучающихся школьной гостиницы (общежития) можно использовать на классных и воспитательских часах, на уроках русского языка и литературы в средних школах, школах-пансионах и интернатах. Конспект предназначен воспитателям, классным руководителям, учителям русского языка и литературы.

Цели и задачи мероприятия:

- профилактика проблемы использования в речи слов-паразитов, хулы, мата, бранных слов;

- информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия.

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области


Цели и задачи мероприятия:

- профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата, бранных слов;

- информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование, телевизор; презентация.

Форма проведения: Беседа. Практикум. Решение проблемных ситуаций.

ПРОВЕДЕНИЕ: 18 сентября 2020 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

- Прочитайте высказывания великих людей (на экране):

Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь.

Мигель Сервантес

Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу.

Франческа Петрарка

В то время как люди умные умеют выразить в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать.

Франсуа де Ларошфуко

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками.

И.С. Тургенев

Ответы обучающихся.

- Ну, конечно, есть. Это - бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Введение в тему

Ну что ты, блин, мне толкуешь! Или я, блин, не знаю?

Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится, блин (из газеты).

Для того, чтобы говорить, человек затрачивает определённое количество энергии. Сколько её уходит на слова-паразиты?

Разговор о сленге

Ответы обучающихся.

1) Задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек ещё сто лет назад:

Я торчу от этой музыки. (Она мне нравится).

Ловлю кайф. (Получаю удовольствие).

Выделываться. (Вести себя вызывающе).

Прикол. (Шутка).

Отпад. (Замечательно).

Тащиться, я тащусь. (Быть в восторге).

Задание оказалось для вас совершенно несложным. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошёл в нашу речь и стал нормой общения подростков, - перевести его на литературный язык нам проще простого.

Читают мальчик и воспитатель.

- А что, - там лошадь была?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит, один фитиль…

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный… Подкатил к шкету…

- Он на чём подкатил, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

3) Сленг – не норма

Лингвисты называют сленгом слова, идущие в разрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодёжному жаргону - в нём можно обнаружить и лексику заключённых, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

Некоторые филологи считают, что зарождение новых слов происходит в Москве и Санкт-Петербурге, а затем они перемещаются на периферию. Процесс ознакомления страны с неологизмами занимает, в среднем, полгода.

Для молодёжного жаргона характерно постоянное обновление. Например - после гражданской войны, во времена разрухи и беспризорности.

Почему дети и подростки употребляют сленг: 1) школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль; 2) стремление к разнообразию; 3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании.

Психологи уверены: увлечение сленгом — дурная, но преходящая мода.

Твоя речь и твоё здоровье

Учёные доказали, что слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне.

Казалось бы, от растений до людей – огромная дистанция. Но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ – будь то человек, скумбрия или подсолнух – работают по каким-то неведомым пока универсальным законам.

Интонации людей безошибочно выдают, что человек собой представляет: добрый он или злой, скромен или чванлив. Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Многие почти не реагируют на грубые, злые слова. Тесты подсказали: более 60% взрослых россиян оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия стала нормой.

Длительный стресс, который могут спровоцировать постоянные унижения от хама-начальника или грубияна-соседа, доводит людей до психических расстройств, снижает иммунитет. Тут до изменений на генетическом уровне рукой подать.

Только сейчас, практически вслепую, мы на ощупь пытаемся разобраться с тем, чем ещё в древние времена пользовались наши предки:

заговоры, останавливающие кровь;

молитвы, очищающие сердце;

проклятия, ведущие к болезням…

Значение грубых слов

Вот вам самые, казалось бы, безобидные слова… А сколько зла и боли они несут.

Мат и скверна

Но, пожалуй, самым страшным вирусом современности стала матерная брань. Также, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), — безусловно, порок.

Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление - всё богопротивное.

Немного истории:

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие. Они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что детей бранить матом нельзя, - они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя - бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу - леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбится водяной.

Мат — отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы. Так невозможно молиться и потом спокойно материться без духовных последствий.

На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. А позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Самым важным и научно подтверждённым фактом является то, что мат опасен для здоровья: он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступление, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Как избавляться от сквернословия, как беречь чистоту речи?

Надёжных рецептов здесь нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду:

Попробуй устоять в такой позиции: мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный).

Сквернословие не есть способ расслабиться, а расслабление не означает вседозволенности.

Как раньше боролись со сквернословием?

Давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Моя речь — это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри.

Сквернословие — это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и нарушает всё, что вокруг вас происходит.

Посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царём природы или разбойником из подворотни?

Много слов на Земле. Есть дневные слова —

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова — всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Заполнение Анкеты – Приложение.

Анкета – опросный лист по проблеме сквернословия (Дети) Дата опроса __________2020 г.

Читайте также: