Май весну завершает лето начинает конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- Коммуникативные:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

- Познавательные: осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; сопоставлять пейзажи ранней м поздней весны, извлекать необходимую информацию из текста.

Предметные: Знать признаки поздней весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Личностные: Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные: Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД).

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, технология.

Ноутбук, проектор, экран, аудиоколонки, компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для парной и индивидуальной работы, предметные картинки, лист самооценки.

Организация учебной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Основополагающий подход к обучению

Системно - деятельностный подход

Организация рефлексии на всех этапах урока

1. На каждый ответ учеников, утверждение учителя используется знаковая система оценивания:

2. На протяжении всего урока происходит самооценка, результаты которой фиксируются в листе самооценивания.

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Мотивация к учебной деятельности.

(создание эмоционального настроя) - Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, успешной работы.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе. - Какое время года за окном? У весны имеется три периода: ранняя, средняя и поздняя весна. - Что особенного происходит в природе в конце весны? Мы принимаем все ваши ответы, а насколько вы оказались правы, мы узнаем в конце урока. Нам предстоит много работать, а любая работа заслуживает оценки. Для этого мы воспользуемся листом самооценки.(инструкция)

Приветствуют учителя, проговаривают вслух стихотворение.

Мы в 1 классе учимся,

И всё у нас получится!

Дают ответы на вопросы.

Уметь выражать свои эмоции, чувства и следовать им.

Уметь отвечать на вопросы, выражать свои мысли в устной форме. (Коммуникатив -ные УУД)

Актуализация знаний и формулирование темы и цели урока.

Итак, мы в гостях у природы.

Я предлагаю вам прислушаться к звукам природы под музыку известного композитора П.И. Чайковского и с особым вниманием посмотреть фрагменты поздней весны.

Включает произведение "Времена года. Весна"

Включает презентацию.Слайд 2-11

- Какие признаки поздней весны вы увидели?

- А теперь послушайте загадку и сформулируйте тему нашего урока:

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад

Пчёлы первые летят

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? [ май ]

- Какой будет цель нашего урока?

Под музыку просматривают слайды с изображением весенних пейзажей.

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает
Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает
Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает
Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает
Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает
Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Мнения детей выслушиваются, и выводятся цели урока.

Уметь выражать свои эмоции, чувства во время прослушивания музыкального произведения и просмотра слайдов. (Личностные УУД)

Уметь определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД)

Выявление места и причины затруднения.

Я предлагаю вам внимательно прочитать необычные слова. Это народные названия разных месяцев. Оказывается, каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. Слайд 12.

Ваша задача: выбрать 3 слова, которые по вашему мнению могут заменить слово май.

- Молодцы, что смогли правильно объяснить значения слов, которыми пользовались наши предки. Слайд 13.

Оцените свою работу. Лист самооценки.

Обучающиеся высказывают свои варианты объяснения значения слов и выбирают нужные, в результате делают вывод, как в народе можно называть месяц май.

Самооценка. Приложение № 1.

Уметь осуществлять анализ объектов и отбирать необходимую информацию. (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникатив-ные УУД)

Регулировать и оценивать свою деятельность. (Регулятивные УУД)

Реализация проекта по открытию новых знаний.

- Откройте учебник по закладке. Здесь вы видите один и тот же парка в разные периоды весны. Сравните два этих пейзажа. Чем они отличаются? Перечислите все признаки.

Молодцы, вы были очень внимательны!

Поднимите руку, кто может уверенно сказать, что он может отличить раннюю весну от поздней?

Оцените свою работу. Лист самооценки.

- Я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите жёлтые карточки, которые лежат у вас на столе. Внимательно изучите явления природы, которые вам предложены и зачеркните те, которые НЕ ОТНОСЯТСЯ к маю - месяцу.

- Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в первом столбике? А во втором?

Из оставшихся нужно выделить самые главные признаки мая.

Выделение главных признаков весны.

- Как потепление влияет на растения?

- Кого привлекают цветущие растения?

Оцените свою работу в парах.

Работа по учебнику с. 55 и с.80.

Дети работают с учебником, сравнивают пейзажи. Стараются найти как можно больше отличий.

Работа в парах по карточке.

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Отвечают на вопросы. Проверка.

Уметь сопоставлять, находить сходства, различия. (Познавательные УУД)

Уметь находить ответы на вопросы по иллюстрации в учебнике. (Личностные УУД)

Уметь регулировать и оценивать свою деятельность. (Регулятивные УУД)

Уметь работать в паре. (Коммуникатив -ные УУД)

Отбор необходимой информации на основе имеющихся знаний, выделение главных признаков, умение делать выводы в результате совместной работы. (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действий. (Регулятивные УУД)

Издают звуки и имитируют движения того насекомого, которого указал учитель.

- Немного поиграем. Я начну, а вы продолжите:

На - на - на -всех на радует … [весна]

Ло - ло - ло - всем от солнышка [ тепло ]

ты - ты - ты - прилетели … [ аисты]

Я хочу познакомить вас с аистом. Это крупная красивая птица, которая возвращается к нам весной после долгого перелёта. С давних времён аист считался священной птицей. Именно эта птица, по представлению наших предков, приносит в дом счастье. И если аист свил гнездо на крыше дома, значит эта семья разбогатеет и будет счастлива. Доброй приметой было увидеть весной летящего аиста, это предвещало крепкое здоровье и хороший урожай.Слайд 15.

- Ребята, а вы хотели бы, чтобы аист поселился на крыше вашего дома и принёс удачу вашей семье?

Возьмите рисунок с изображением крыши дома, приклейте гнездо аиста и поселите его там.

Оцените свою работу. Лист самооценки.

Извлечение метапредметных знаний.

Эта картина написана художником в чёрно-белом цвете.

- Как вы думаете, почему?

На переднем плане картины изображено гнездо, на котором сидят аисты.

- Какого цвета оперение у птиц?

Художник этими цветами подчёркивает особенность птицы. Её оперение чёрно-белое.

Белый цвет - цвет чистоты, счастья.

Художник здесь хотел подчеркнуть контраст двух цветов,

- Как вы думаете, почему именно аистам художник посвятил свою картину?

- Какие цвета использовал художник?

- Скажите, от того, что картина выполнена в чёрно-белых тонах, она стала грустная?

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Работают с предметными картинками. Наклеивают гнёзда..

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

слушают описание картины учителем, отвечают на вопросы.

Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникатив-ные УУД)

Оценить свою деятельность. (Регулятивные УУД)

Уметь объяснять своё эмоциональное отношение к предложенной картине.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с репродукцией картины.

Уметь находить ответы на вопросы в репродукции картины. (Личностные УУД)

Первичное усвоение новых знаний с проговариванием во внешней речи.

- Отгадайте следующую загадку, и узнаете, какие птицы прилетают в наши края позже всех.

Птица эта небольшая,
Целый день она летает -
Не желает приземлиться,
И на ветки не садится.
Выше леса, выше крыш -
Всех быстрей летает … [Стриж]

Я вам расскажу про эту птицу, а вы мне потом скажете, чем необычна эта птица.


Стрижи - это настоящие воздушные акробаты, которые носятся в воздухе со скоростью более 100 км/час. На лету стрижи захватывают мелких насекомых. Они очень похожи на ласточек, но у стрижей сильно отличается строение лапок. У большинства птиц на лапках три пальца смотрят вперёд, а один назад, что позволяет им ходить по земле и сидеть на ветках. А у стрижа все четыре пальца смотрят вперёд и предназначены они для цепляния на вертикальной поверхности, поэтому сидеть он не может. Для постройки гнёзд стрижи используют собственную слюну, которая служит цементом при постройке гнезда. Поскольку стриж не может собирать с земли веточки для постройки гнезда, тогда он налету цепляется клювом за веточку и отламывает её, а затем склеивает веточки слюной и прикрепляет к отвесной поверхности.

- А теперь вопрос вам. Кто любит сидеть на проводах ласточки или стрижи?

- Чтобы узнать о других птицах, обратимся к учебнику.

Статья "Лесные картинки"

- Перечислите птиц, о которых говорится в этой статье.

- Прочитайте, как по другому называют стрижей?

- Какая из этих птиц поёт лучше всех?

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос.

Работа по учебнику с. 56.

Работа с учебником с. 81.

Знакомятся с содержанием статьи.

Отвечают на вопросы по содержанию.

Уметь слушать и понимать речь других.(Коммуникатив-ные УУД)

Уметь извлекать необходимую информацию из текста. (Познавательные УУД)

Под музыку повторяют движения, которые показывает "танцующая ёлка".

Прочитайте первое предложение статьи.

- Почему роща нежно-зелёного цвета?

Найдите веточку берёзы на этой странице

- Как цветёт берёза?

Рассмотрите остальные цветы.

О каком растении вы мало знаете?

Я хочу вам рассказать о цветах незабудках.

Кто нибудь знает, почему они так называются?

А какой совет вы дадите ребятам, которые встретили на полянке незабудки?

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникатив-ные УУД)

Умение давать советы на основе имеющихся знаний. (Личностные УУД)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Возьмите зелёные листочки, и, используя знания, полученные на уроке, составьте рассказ "Май весну завершает".

Ваша задача: подчеркнуть словосочетания, которые помогут вам составить этот рассказ.

Оцените свою работу. Лист самооценки.

Урок по окружающему миру 1 класс Май весну завершает, лето начинает

Работа по карточкам. Выбирают нужные словосочетания. Зачитывают получившийся текст.

Оценивать правильность выполнения задания с помощью установленных жестов. (Регулятивные УУД)

- Ребята, наш урок подошёл к концу. Мы с вами сегодня совершили замечательное путешествие в мир пробуждающейся природы. Выберите для себя утверждение и выскажитесь.

- Мне очень понравилась ваша активность на уроке. Давайте обратимся к вашему листу самооценки. Покажите, у кого получилось больше зелёных кружков. Да вы просто молодцы! Я вижу, что вы с работой справились и тему урока поняли. Спасибо всем за работу.

Но это ещё не всё! Приглашаю всех на релаксацию. Сели удобно, расслабились и отдыхаем.

Дети высказывают своё мнение.

Подводят итог по листу самооценки.

Дети расслабляются, отдыхают эмоционально, ещё раз под музыку просматривают фрагменты изменений в природе поздней весной, о которых говорилось на протяжении всего урока.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (Коммуникатив-ные УУД)

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)

Выражать свои эмоции, чувства по отношению к картинам природы. (Личностные УУД)

Сравнение пейзажей ранней и поздней весны

- у меня все получилось

- я старался, но требовалась помощь.

Карточка для работы в паре.

Стало холоднее. Стало теплее.

Возвращаются с юга птицы. День увеличился.

Земля покрылась снегом. День уменьшается.

Образовались проталины. Лёд на реке тает.

Тает снег. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Появилось много насекомых.

Приложение № 3. Составление текста.

Май весну завершает.

Яркое солнце. Тёмные тучи. Белые облака. Жёлтые листья. Холодный дождь. Пение птиц. Весёлые ручьи. Красногрудые снегири. Запах цветов. Звенящие капли. Первые проталины. Жужжание пчёл. Поющие скворцы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План - конспект урока

Предмет: Окружающий мир 1 класс

Программа: Начальная школа XXI века

Тема: Май весну завершает, лето начинает.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся сравнивать признаки изменений в природе, внешнее строение растений.

Образовательная цель: расширение знаний учащихся об изменениях в неживой и живой природе, происходящих в мае.

Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.

Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.

Наблюдение за поведением птиц.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

1. Мотивация к учебной деятельности. (создание эмоционального настроя)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе. Мы совершим с вами виртуальную экскурсию. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает) (СЛАЙД 1)

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

- У природы есть различные времена года. Вспомните их. (СЛАЙД 2) в разные времена года природа выглядит по разному. Посмотрите на это дерево. (СЛАЙД 3) Мы с вами должны поработать так, чтобы оно в конце урока стало прекрасным.

- О каком времени года говорится в загадке?

-Растопило солнце снег,

Радость на сердце у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И птички сели в гнезда на яички.

Что с природою такое? (весна) (СЛАЙД 4)

- Какие признаки весны помогли вам отгадать загадку?

- У весны имеется три периода: ранняя, средняя и поздняя весна.
- Что особенного происходит в природе весной?
- Итак, мы в гостях у природы. Я предлагаю вам прислушаться к звукам природы под музыку известного композитора П.И. Чайковского и с особым вниманием посмотреть фрагменты поздней весны. (СЛАЙД 5-9)

- Какие звуки, которые помогли вам определить время года. ( звучит капель, журчат ручьи, пение птиц, шум ветерка)

-Какое настроение навевает эта музыка ( радостное, чувствуется пробуждение весны)

- Правильно. О каких месяцах мы уже говорили? (март, апрель)

- Сегодня мы поговорим о ещё одном месяце весны. Отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…( май) (СЛАЙД 10)

2. Актуализация знаний и формулирование темы и цели урока.

- Как бы вы определили тему урока? (май, последний месяц весны)

-О чем мы будем говорить на уроке? ( о признаках мая, о живой и неживой природе в мае)

- Скажите, какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? (Познакомиться с изменениями природы в мае, узнать народные приметы, пословицы и поговорки).

-Какие признаки мая называются в загадке? (грохочет гром, поет соловей, цветет сад, зеленеют поля, летят пчелы)

3.Открытие нового знания.

- Свое название май получил в честь римской богини Майи. В мае 31 день. Земля покрывается молодой зеленой травой, на ветках деревьев начинают прорываться молодые листочки. Месяц роста травы и зелени. В древней Руси май называли травень, т.к. в мае все вокруг покрывается зеленой травой. В народе про май говорят: май весну завершает, лето начинает.

- Как вы это понимаете? (май последний месяц весны, он её заканчивает, в конце мая тепло, как летом, потому он лето и начинает)

- Откройте учебник на с.55,80. (СЛАЙД 11). Здесь вы видите один и тот же парк в разные периоды весны. Сравните два этих пейзажа. Чем они отличаются? Перечислите все признаки.

- Кто может уверенно сказать, что он может отличить раннюю весну от поздней?

4.Работа в парах.

Исключение лишнего .

- Я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите жёлтые карточки, которые лежат у вас на столе. Внимательно изучите явления природы, которые вам предложены и зачеркните те, которые НЕ ОТНОСЯТСЯ к маю - месяцу.

цветение , гроза , листопад , птицы прилетают с юга, снег, снеготаяние, проталины , листопад, половодье , туманы, набухание почек , метель, ледоход , жара, ледостав

- Как потепление влияет на растения?

- Давайте откроем учебники на с. 81. Что мы видим на рисунке? (СЛАЙД 12-13).

ГУСИНЫЙ ЛУК, или ЖЕЛТЫЙ ПОДСНЕЖНИК. Когда-то гусиного лука по лугам и лесным полянам было очень много. Желтый подснежник цветет весной. Старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, который они очень любили. Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка - гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же высоко-высоко в небе появляются стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою родину.

НЕЗАБУДКА. В конце весны и начале лета россыпи прелестных нежно-голубых цветков с нарядной желтой серединкой украшают перелески, луга, берега речушек.

ЛАНДЫШ. Когда весна вступает уже полностью во владения, то появляются ландыши. К сожалению, на сегодняшний день ландыш считается очень редким и даже занесён в Красную книгу. Существует поверье, что там, где поселяется такой цветок, он быстро занимает всю территорию, но вот стоит лишь только сорвать хотя бы один из них, как сразу погибает вся цветущая местность.

ВЕТРЕНИЦА . Цветение это вида растений продолжительное, приходится на апрель—май. Это хрупкое растение удивительно ветроустойчиво и неприхотливо.
ЧЕРЁМУХА. Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что черемуха тоже одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо. С этим деревом связывают многое, например возврат холодов, весну. Это связано с тем, что эти периоды совпадают со временем её цветения.

БЕРЁЗА . Цветение березы начинается весной. Когда идёт цветение этого дерева, можно увидеть, как изменяются желтые серёжки. Соцветия начинают слегка обвисать и удлиняться. Они состоят из множества цветков, которые отличаются маленькими размерами.

5.Работа в парах.
- У вас на столе оранжевые карточки. Выберите любое растение и опишите его: как оно называется, какой формы листья, цветки?

К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники, травы)

Есть ли на этом растении листья?

Какого цвета и формы листья?

Много ли их на вашем растении?

К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).

Есть ли на растении плоды и семена?

Какого цвета кора вашего растения?

6. Работа с учебником и тетрадью.

Тетрадь стр 77-78 с помощь учебника стр 81.

7. Продолжение работы над новым материалом.

Лают лисицы, воют волки, трубят лоси, кашляет косуля (СЛАЙД 16).

Скрипят жуки и кузнечики, жужжат шмели и пчелы, урчат и квакают лягушки. (СЛАЙД 17).

• Май - пора цветения.

• Как на дождь богатый май - щедрый будет урожай.

• Дождь в мае хлеба поднимает.

• Холодный май - будет каша и каравай.

• Май леса украшает, лето в гости ждет.

• Ласточка прилетела - скоро гром загремит.

• Первый весенний гром - на ясный день.

• Майских жуков много - на засуху.

8. Работа с учебником.

- Чтобы узнать о других птицах, обратимся к учебнику. Статья "Лесные картинки"

- Перечислите птиц, о которых говорится в этой статье.

- Прочитайте, как по другому называют стрижей?

- Какая из этих птиц поёт лучше всех?

Подведение итогов, рефлексия.

- Давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной.

- Ребята, наш урок подошёл к концу. Мы с вами сегодня совершили замечательное путешествие в мир пробуждающейся природы. Кому путешествие понравилось, может подойти к столу и взять листочек или цветок и украсить наше весеннее дерево. (СЛАЙД 20-21).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан по пограмме "Начальная школа 21 века".

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Май весну завершает, лето начинает.

Цели: создать условия для ознакомления с изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета, уточнение состояния деревьев, времени цветения разных растений.

Планируемые результаты: научатся наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета, уточнять состояния деревьев, время цветения разных растений, описывать изученные природные явления, называть существенные признаки.

1. Организационный момент

-Растопило солнце снег,

Радость на сердце у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И птички сели в гнезда на яички.

Что с природою такое? (весна)

- Какие признаки весны помогли вам отгадать загадку?

-Какое время года вы узнали в этом фрагменте. Слушайте внимательно звуки, которые помогут вам определить время года. ( весна, звучит капель, журчат ручьи, пение птиц, шум ветерка)

-Какое настроение навевает эта музыка (радостное, чувствуется пробуждение весны)

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о весне. Мы уже посвятили 2 урока весне. О каких месяцах мы говорили? (март, апрель)

Сегодня мы поговорим о последнем месяце весны. Отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…(май)

-Какие признаки мая называются в загадке? (грохочет гром, поет соловей, цветет сад, зеленеют поля, летят пчелы)

-Свое название май получил в честь римской богини Майи. В мае 31 день. В древней Руси май называли травень, т.к. в мае все вокруг покрывается зеленой травой. В народе про май говорят: май весну завершает, лето начинает.

-Как вы это понимаете? (май последний месяц весны, он ее заканчивает, в конце мая тепло, как летом, потому он лето и начинает)

- После нашей беседы как бы вы определили тему урока? (май, последний месяц весны)

-О чем мы будем говорить на уроке? (о признаках мая, о живой и неживой природе в мае)

3. Изучение нового материала

Распустился ландыш в май,

В самый первый день.

Май цветами провожая,

-О каких цветах рассказал автор? (ландыш, сирень)

-А какие еще растения цветут в мае? (ответы детей)

-в мае в сырых местах распускаются золотистые купальницы, голубые незабудки. В это же время можно увидеть медуницы и ландыш. Зацветает береза, распустив свои нарядные сережки. Когда зацветает черемуха, часто наступает похолодание. Когда она отцветет, набирает цвет рябина. Ее дурманящий запах привлекает многих насекомых. В майском лесу зацветают земляника, черника, малина. На поверхности лужиц, небольших водоемов появляется желто-зеленоватый налет. Это начала пылить сосна. Много есть цветущих весной растений. Анютины глазки, пастушья сумка, мокрица- весенние ли они растения? Они не прятались от зимы, а встретили ее отважно- в полном цвету. Зима их укутала снегом. И как только вновь показалось голубое небо, они очнулись и снова нас радуют своими цветами. Пригрело солнышко, освободились пригорки от снега, и вдруг появился волшебной красоты цветок. Это сон-трава, или прострел. Растение ядовито, люди и животные, пожевав корень, впадают в глубокий сон. Из-за красоты цветка сон-травы становится все меньше, растение находится под угрозой исчезновения. Сбор этого растения строго запрещен.

Весна –очень важное время для растений. Они пробудились от зимнего сна, спешат расти. Отгадайте загадки:

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунет ветерок-

Остался стебелек (одуванчик)

Там на грядке яркий шарик

Днем зажегся, как фонарик (тюльпан)

Одно из известных растений весны- мать-и мачеха. Почему у него такое странное название? (гладкая сторона листа-мачеха, с ворсинками, мягкая – мать)

Весной в саду цветут вишня, слива, груша, айва. Позже зацветают яблони, персик.

4. Работа по учебнику

Прочитать текст стр 81-82 и составить вопрос на карточке.

5. Работа в парах

-Дети отрабатывают вопросы в парах сменного состава.

- Опрос 2-3 учеников по составленным вопросам.

6. Продолжение работы над новым материалом.

- А как же май встречают животные?

-Ребята, как же еж провел зиму?(спал)

-Как провела зиму белка?(ела запасы)

-Как лиса? (голодала, ловила мышей и кур в деревне щипала)

-А как же волк? (голодал)

-А медведь? (спал, и весну чуть не проспал)

Весной всем лесным жителям как будто хочется показать свою силу,

ловкость, умение. На утренних и вечерних зорях все поют и играют,

барабанят дятлы, ухает филин.

Лают лисицы, воют волки, трубят лоси, кашляет косуля.

Скрипят жуки и кузнечики, жужжат шмели и пчелы, урчат и квакают лягушки.

Лесной оркестр не умолкает весь последний месяц Весны.

Звери, птицы — все обитатели леса ищут себе пары.

Скоро наступит лето, смолкнет лесной оркестр, будет не до игр,

не до песен, не до драк — будут все звери и птицы кормить,

выращивать, учить своих детей, т.к у многих животных появляются детеныши у волков, лисиц, хорьков, куниц и мелких грызунов. Второй раз у зайца родятся зайчата.

- В мае прилетают с юга почти все птицы, кроме ласточек, стрижей, козодоев. Поздно, в конце мая прилетает кукушка.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Наш веселый друг … (скворец)

Еще в низинах снег и лед,

Но небеса весенние,

А он летает и поет,

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения. (Жаворонок)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…(грач)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком (пчела)

Целый день летает,

Ночь настанет, тогда отстанет (муха)

8. Работа с учебником и тетрадью

Тетрадь стр 77-78 с помощь учебника стр 81

Речевая разминка в тетради стр 76+ задания на стр 76

9. Рефлексия

1 начался листопад

3 птицы прилетают с юга

4 земля покрылась снегом

5 появляется трава

6 птицы улетели на юг

7 проснулись насекомые

8 созревают яблоки

9 растаял весь снег

10 у животных появляются детеныши

- А почему бабочка? (потому что бабочки просыпаются или прилетают в мае)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: наблюдение за изменениями в природе поздней весной.

2. Развивать умение наблюдать за весенними изменениями в природе, образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте весенней природы.

3. Воспитывать любовь к окружающему миру.

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем

- Ребята, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.) Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в парк. (Дети отвечают)

Нельзя разжигать костер пожароопасное время.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Нельзя брать в руки незнакомые растения и насекомых

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Берёмся по парам за корзинки, а теперь в путь.

Работа над темой урока.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло–голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает

Так давайте сбережем
Наш земной природный дом

- Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вспомните, как называется все, что нас окружает? (Окружающий мир.)

- Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Весна.)

- Вспомните, как выглядел наш двор осенью? (Листья опадали, было хмуро.)

- А зимой? (Все было в снегу, деревья без листвы.)

- А сейчас? (На деревьях появились листочки, все зеленеет, птицы поют.)

- Сейчас вы назвали признаки весны. Действительно, весной вся природа оживает. Какие у вас возникли чувства с приходом весны? (Стало веселей, настроение хорошее.)

-Послушайте, какие чувства вызывает у поэтов весна.

Сельская песня. А. Плещеев

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен;

А ты песню спой

Что из стран далеких

Принесла с собой.

- Как красиво весной! Меняется все. И живая природа, и неживая. Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце стало выше, уже припекает. Ветер уже теплее. Небо голубое, хотя часто облачно, срывается дождь.)

- А как изменилась живая природа? (Птицы возвращаются с юга. Листья появляются. Животные выводят потомства.)

- А как изменилась жизнь людей с приходом весны? ( Одеваемся легче (куртки, кофты, без шапки. Начинается посев культурных растений. )

5. Работа по группам.

- А теперь каждая группа будет выполнять свое задание. Затем мы подведем итоги. (Группам даются задания на листочках.) На выполнение задания 10 минут.

1. Найдите знакомые вам деревья. Какие изменения с ними произошли с приходом весны? Почему?

2. Понаблюдайте за птицами. Каких птиц вы видите? Каких птиц вы не видели зимой? Как вы их узнали? По каким признакам? Что особенного в их поведении?

1. Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с зимой? Почему?

2. . Осмотрите почву. Твердая она или мягкая? Почему?

1. Понаблюдайте, как светит солнце, где оно греет сильнее: на открытом месте или под деревьями? Почему?

2. Понаблюдайте, как одеты взрослые и дети. Сравните с одеждой людей зимой. Сделайте вывод об изменениях.

- А сейчас проверим, насколько вы были внимательны и наблюдательны. (Проверка заданий групп.)

6. Подведение итогов урока.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Подведем итоги. Сейчас я зачитаю вам характеристики периодов весны, а вы подумайте, какая из этих характеристик относится к нашей сегодняшней погоде.

1) от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу (зеленая весна)

2) от зацветания черемухи до отцветания яблони (поздняя весна).

(Подходит второе описание. Экскурсия проводится в начале мая.)

- Молодцы. Нам пора возвращаться в класс. Нас ждёт фильм –презентация по теме нашей экскурсии.

Читайте также: