Люди с дорожной обочины история конспект

Обновлено: 20.05.2024

ИЗМЕНЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйственного уклада меняли состав и занятия европейского населения.
Сословие – это группа населения, с определенными правами и обязанностями, которые определяются фактом рождения.

Слайд 3

БУРЖУАЗИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
С развитием предпринимательской деятельности увеличились численность и богатство капиталистических предпринимателей. Верхушку предпринимателей к середине XVII в. составляли купцы, ведущие международную торговлю, крупные банкиры и откупщики. Позже, в XIX в., их назовут буржуазией.

Слайд 4

БУРЖУАЗИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Фуггеры – самая богатая в Европе купеческая семья из города Лугсбурга (Германия). Их предки в XIV в. были мастерами ткацкого цеха и вели торговлю полотном. В 1488 г. Фуггеры ссудили эрцгерцога Сигизмунда большой суммой денег и получили право покупать всю добычу серебра Швацких копей. В XVI в. Фуггеры известны как банкиры, дававшие в долг деньги не только князьям, но и императорам.

Слайд 5

БУРЖУАЗИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Медичи — олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. В XII веке семья Медичи переселилась из во Флоренцию, занялась ростовщичеством и стала быстро богатеть. Представители семьи наиболее известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения.
Купец Козимо Медичи

Слайд 6

БУРЖУАЗИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Откупщики брали на откуп сбор какой-либо пошлины или налога, они выплачивали вперёд в казну определённую сумму денег, а затем сами собирали налоги и распоряжались собранными денежными средствами.
Откупщик Антуан Лоран Лавуазье — французский естествоиспытатель, основатель современной химии. Значительную часть больших доходов, которые Лавуазье получал от откупов, он тратил на научные опыты.

Слайд 7

НОВОЕ ДВОРЯНСТВО
Дух предпринимательства затронул и некоторую часть дворянства. В начале эпохи Нового времени дворянство начало делиться на новое и старое. Старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы-аристократы), не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои привилегии.
Дворянство Мантии – приобретали себе титул за деньги либо получали его за государственную службу. Дворянство шпаги – Получали титул за военную службу, представители старой аристократии

Слайд 8

Слайд 9

НОВОЕ ДВОРЯНСТВО
С конца XV в. всё больше землевладельцев (в основном мелкое и среднее дворянство) превращали пахотные земли в пастбища, а для работы нанимали батраков. В условиях оскудения части дворянства (одно из последствий революции цен) продажа шерсти давала возможность разбогатеть.

Слайд 10

НОВОЕ ДВОРЯНСТВО
Кроме шерсти, эти дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и др. Таких дворян стали называть новыми дворянами или джентри. Применяя наёмный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов.

Слайд 11

КРЕСТЬЯНСКАЯ ЕВРОПА
Как и в период Средневековья, основная масса населения Западной Европы по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством. Но к началу Нового времени, в своём подавляющем большинстве они стали лично свободны.

Слайд 12

КРЕСТЬЯНСКАЯ ЕВРОПА
Но за пользование землёй полагалось нести денежные и натуральные повинности. Чтобы получить необходимые деньги, крестьянину всё чаще приходилось обращаться к рынку — продавать свои продукты, а ещё нужны были деньги для уплаты налогов государству и церкви.

Слайд 13

КРЕСТЬЯНСКАЯ ЕВРОПА
Дух предпринимательства подчинял себе и зажиточных крестьян. Они опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы в общинных полях, использовали наёмных работников — батраков. В их хозяйствах применялись усовершенствованные орудия труда — двухколёсные плуги, сеялки, молотилки.
Фермеры – зажиточные крестьяне, которые обладали землями и использовали на них труд наемных людей

Слайд 14

КРЕСТЬЯНСКАЯ ЕВРОПА
В целом же в Европе ещё в XVIII в. большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями труда, так как железо было дорогим. Крестьяне были также рудокопами, ткачами, перевозчиками, занимались выплавкой железа и др. Без дополнительного дохода выжить было невозможно.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
Зарождающееся капиталистическое хозяйство изменило состав европейского общества, положение и занятия различных слоев населения.

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Учебник: Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.

  • познакомить учащихся с новыми процессами, происходившими в обществе европейских стран в раннее Новое время, показав их связь с изменениями в экономике;
  • довести до понимания учащихся, что дух предпринимательства и развитие капиталистического уклада меняют структуру общества: увеличивается численность буржуазии и наемных работников, крестьянство освобождается от зависимости;
  • ввести новые исторические понятия, опираясь на ранее изученные и известные учащимся термины и понятия.
  • продолжить работу по развитию логического мышления учащихся;
  • формировать умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, использовать ранее полученные знания для приобретения новых, самостоятельно работать с учебником, документами и другими источниками (рисунками, схемами) выделять главное в тексте, конспектировать, образно излагать исторический материал.
  • развивать познавательный интерес учащихся.
  • воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке;

Приемы деятельности учителя: объяснение, беседа, постановка проблемных задач, комментирование иллюстраций.

Тип урока: комбинированный.

2. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. Выпуск 1. М.: Просвещение 2007

1. Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.

2.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб.для 6 кл. сред.шк. / Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 1987.

3. Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006

5. Юдовская А.Я., Л.М.Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. В 2-х выпусках. М.: Просвещение 2007

6. Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение 1977

Электронные пособия: Бердник С. Учителю истории. Методические материалы. DVD. Благовещенск 2007

Урок имеет ряд особенностей:

Этапы урока. Слово учителя . Ответы и выступления учащихся.

2.Опрос по темам предыдущего урока. Подведение к получению новых знаний.

-На прошлом уроке мы узнали о том, как в Новое время дух предпринимательства изменил экономику, к ак создавались предприятия нового типа, чем они отличались от средневековых. Сегодня узнаем о том, какие это имело последствия. Сначала повторим основные понятия предыдущего урока

Письменный понятийный опрос с использованием слайдов:

1. Какое слово мы употребляем в данном значении? ( Предпринимательство).

Листочки с понятиями собираются и отдаются для проверки одному или двум ученикам.

В это время остальные устно называют признаки мануфактуры по таблице на слайдах.

После окончания устного опроса ученики, проверяющие понятия, называют правильные ответы.

-Для возникновения капиталистического производства необходимо два условия? Какое первое?

- Наличие денежных средств.

- Второе условие вы должны были найти при выполнении домашнего задания.

- Лично свободные люди, лишенные орудий труда.

ВЫВОД: Рост предпринимательской деятельности привел к изменениям в экономике - появлению нового типа предприятий (капиталистических мануфактур). Все большему количеству людей стали близки новые ценности: достижение богатства, личный успех. У них появилась новая цель - разбогатеть. И эти новые ценности изменяют (преобразуют) общество. Как это происходило, мы узнаем сегодня.

Тема : НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО.

1. Сословия средневекового общества.

2. Изменения общественного состава в Новое время:

В процессе работы мы узнаем:

1. Сословия средневекового общества.

-Чтобы представить то, как изменилось общество, нужно сначала вспомнить каким оно было ранее, в Средние века.

Средневековое общество делилось на сословия. Что означает это слово? Какие сословия существовали?

На эти вопросы отвечает ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание.

- Сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

По ходу ответа заполняется таблица на опорном листе:

СОСЛОВИЯ средневекового общества.

2.Изменения общественного состава в Новое время.

(Даются задания группам для самостоятельной работы).

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ. Рост численности буржуазии.

-Используя материалы п.1 §5 и задания на карточках ответить на вопросы:

2. Кого относили к этой категории населения?

3.Каковы источники богатств буржуазии? (Карточка № 1).

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ. Расслоение крестьянства.

-Используя материалы п.2 §5 ответить на вопросы:

1.Что изменилось в положении крестьян в раннее Новое время?

5. Какие категории крестьян появились в деревне?

ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЕ. Изменения в положении феодалов (дворянства).

Используя материалы п.3 §5 и задания на карточках ответить на вопросы:

3. Какие группы феодалов, существовавших в Новое время, вы можете назвать?

4. К какой категории феодалов вы отнесете человека, жизнь которого описана? (Карточка № 4).

Проверка выполнения заданий. Ответы учащихся под руководством учителя.

- Рост предпринимательской деятельности увеличивал численность и богатство буржуазии.

Ответы учащихся 1 группы о росте численности буржуазии.

- Кто относился к этой категории? (ответы ученика записываются на опорном листе)

  • Купцы
  • Владельцы предприятий
  • Банкира
  • Откупщики

- Источники богатств буржуазии?

-Ограбление колоний, торговля, прибыль от производства.

Ответ на этот вопрос ученик может дать своими словами, но лучше прочитать.

- Цель жизни торговцев и предпринимателей – получить наибольшую прибыль с наименьшими затратами. Содержанием их жизни и главной ценностью стал профессиональный труд, ради него следовало жертвовать отдыхом, даже сном и едой. Такая деятельность заставляла ценить время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или путешествия. Время требовало ускорения в делах.

Ответы учащихся 2 группы о расслоении крестьянства.

- Основная масса населения по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством. Что изменилось в положении крестьян в раннее Новое время?

-Нет. Крестьянин стал свободным, но земля оставалась в собственности бывшего господина, и крестьянин ею мог пользоваться, но не мог продать или купить. Крестьянин получал землю во временное держание — в аренду. За это нужно было нести в пользу господина повинности, денежные и натуральные. Чтобы получить деньги, крестьянину- арендатору все чаще отправлялся на рынок — продавать свои продукты.

- В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись. Зажиточные крестьяне опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы, нанимали для работы батраков. В их хозяйствах появилась техника — двухколесные плуги, сеялки, молотилки. Таких крестьян, использующих наемный труд и технику, называют фермерами.

Запись на опорном листе.

Ответы учащихся 3 группы об изменениях в положении феодалов (дворянства).

- Дворян, которые вели хозяйство по-новому: сгоняли крестьян с их наделов, а для работы нанимали батраков, называли новыми дворянами (джентри).

- Оставалось старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы- аристократы), не желавшее перемен и ведущее хозяйство по-старому.

- Были дворяне не родовитые, купившие себе дворянские титулы

3. Феодалы ( дворянство)

Ответы учеников, выполнивших индивидуальные домашние задания:

- Они покидали родные места и становились бродягами и нищими. Не находя работы бездомные бродили по дорогам Англии, выпрашивая милостыню, многие гибли от голода и болезней.

Боясь такой участи, разоренные крестьяне нанимались на работу за самую низкую плату. Это было выгодно владельцам мануфактур и новым дворянам.

Кровавыми законами правительство стремилось превратить бывших крестьян в наемных рабочих.

- Но и положение наемных работников было тяжелым. Зарплата была невелика, а причин для нищеты много: болезни, потеря работы, смерть одного из супругов.

На мануфактурах часто работали мужчины, женщины и дети. Женщинам платили в два раза меньше, чем мужчинам, детям — еще меньше. Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко применялись штрафы и вычеты из зарплаты. Рабочие зачастую должны были жить на самих мануфактурах, за ворота которых они могли выходить только в праздничный день и только для посещения церкви.

ВЫВОД: В начале Нового времени зарождается капитализм – общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. Это приводит к изменениям в обществе, в занятиях и образе жизни различных слоев населения.

Ту информацию, которую вы получили на уроке, можете еще раз повторить и углубить, выполнив домашнее задание: §5, тестовое задание № 1.4. стр. 23 в рабочей тетради.

Слайды № 8, 9, 10, 11, 12

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ К ДАННОМУ УРОКУ

1.Что такое сословие?

2.Какие сословия существовали в средневековом обществе?

СОСЛОВИЯ средневекового общества.

1. Почему разорившиеся крестьяне становились нищими?

2. Что предписывали законы против бродяг?

4.Какую цель преследовало правительство, применяя эти законы?

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ НА УРОКЕ

Назовите источники богатств буржуазии.

Цель жизни торговцев и предпринимателей – получить наибольшую прибыль с наименьшими затратами. В их среде содержанием жизни и главной ценностью стал считаться профессиональный труд, ради него следовало жертвовать отдыхом, даже сном и едой. Такая деятельность заставляла ценить время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или путешествия. Время требовало постоянного ускорения в делах.

Карточка № 4. Сравните два плана поместья и назовите различия, которые показывают происшедшие изменения.

Поместье после проведения огораживания.

Представитель одного из древних дворянских родов шевалье де Прад вынужден был заниматься ремеслом угольщика. Он добывал уголь и сам же развозил его для продажи. Шевалье нагружал на осла корзину с углем, а также вешал шпагу на его шею. Прибыв к городской заставе, дворянин надевал шпагу и совершал торжественный въезд в город, держа руку на эфесе почетного оружия.

Собрание провинциальных штатов становилось праздником для этой разорившейся знати — тогда можно было на парадных обедах вознаградить себя за долгие дни питания всухомятку, по-крестьянски.

ОПОРНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ

Тема: НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО

План: 1.Сословия средневекового общества

2.Изменение общественного состава в Новое время.

СОСЛОВИЯ средневекового общества.

2.Развитие хозяйства (производства и торговли), рост предпринимательской деятельности меняли состав и занятия европейского населения.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

ОПОРНЫХ ЛИСТОВ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ СОДЕРЖАВНИЯ ТЕМЫ

( МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ )

И еще одно наблюдение, которое, на первый взгляд, кажется не очень важным: большинство ребят, отсутствовавших на уроках по какой-либо причине, позже сами, без напоминания учителя, стараются заполнить пропущенные опорные листы, обращаясь за помощью к одноклассникам.

Данное пособие не является полностью завершенным, что-то будет дополняться или изменяться в процессе дальнейшей работы, но польза от его применения заметна. Кроме экономии времени и выработки навыков самостоятельной образовательной деятельности применение таких опорных листов позволяет на уроке включить в работу практически всех учащихся.

I. Каков был замысел, план урока и почему?

2. Особенности урока.

Изучение нового материала строится на актуализации межкурсовых связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья.

3. Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к
уроку. Более подготовленным ученикам в качестве домашнего задания дается

подготовка ответа по некоторым пунктам плана новой темы («Сословия

Образовательные ( ставились с учетом программных требований к изучению

  • познакомить учащихся с новыми процессами, происходившими в обществе европейских стран в раннее Новое время, показав их связь с изменениями в экономике;
  • ввести новые исторические понятия, опираясь на ранее изученные и известные учащимся термины и понятия.
  • продолжить работу по развитию логического мышления учащихся;
  • формировать умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, использовать ранее полученные знания для приобретения новых, самостоятельно работать с учебником, документами и другими источниками (рисунками, схемами) выделять главное в тексте, конспектировать, образно излагать исторический материал.
  • развивать познавательный интерес учащихся.
  • воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.
  • способствовать формированию коммуникативных качеств.
  1. Обоснование хода урока, деятельности учителя и учащихся.

Содержание темы не сложно для понимания учащимися, что позволяет организовать самостоятельную работу в группах или парах по предложенному учителем плану. В качестве основного источника используется учебник и карточки-задания.

Подробный опрос домашнего задания по предыдущей теме урока не планируется, повторяются лишь основные понятия. Это объясняется тем, что произошло только первое знакомство с материалом о развитии капиталистического хозяйства, к которому семиклассники будут обращаться в течение всего времени изучения истории 16-18 вв.


6. Дифференцированный подход к учащимся на уроке.

Задания для самостоятельного изучения новой темы даются группе, но между учащимися они распределяются по уровню сложности.

II. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные
задачи урока?

Задачи урока были решены, основной объем запланированной работы выполнен, что стало возможным благодаря экономии времени за счет применения опорных листов для записей и использования ИКТ.

Ш. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на
будущее? Разнообразить виды заданий для самостоятельной работы в группах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока по истории Нового времени. 7 класс. Цели урока: охарактеризовать изменения в социальной структуре европейского общества, рассмотреть формы социального взаимодействияв Европе.

Областная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

Методическое объединение учителей истории и обществознания

История и обществознание

Разработка урока по истории на тему

учитель истории и обществознания

Данная разработка предназначена для использования на уроках новой истории в 7 классе.

Предварительная подготовка к уроку:

Подготовка и распечатка заданий группам.

Распечатка новых терминов и их значения для этапа закрепления материала.

Расстановка парт для удобной работы в группах.

охарактеризовать какие изменения произошли в социальной структуре европейского общества в Новое время;

рассмотреть формы социального взаимодействия в Европе в 16 – 18 веках.

Задачи урока:

Образовательные:

- обеспечить усвоение обучающимися новых понятий и терминов;

- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, обобщать материал, составлять выводы;

Развивающие:

- создать условия для дальнейшего развития умений вести монологическую и диалогическую речь;

- продолжить развитие навыков работы в группах.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Межпредметные связи: обществознание.

Цели: охарактеризовать какие изменения произошли в социальной структуре европейского общества в Новое время; рассмотреть формы социального взаимодействия в Европе в 16 – 18 веках.

Новые понятия: буржуазия, откупщик, талья, фермер, батрак, новое дворянство, огораживание, капиталист.

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал (тестовые задания, карточки с заданиями для групп, карточки с терминами и их значением).

На доске: тема урока.

Форма работы учеников: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам (фронтально):

- Какие изменения произошли в экономике европейских стран?

- Назовите признаки зарождения капитализма.

- Что является основным принципом предпринимательской деятельности? (деньги должны работать)

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что в Новое время происходит зарождение нового общества, которое получило название – капиталистическое. Люди стали понимать, что деньги должны работать и приносить прибыль. Появляются частная собственность и рыночная экономика. А это в свою очередь привело к развитию нового хозяйственного уклада, появлению новых ценностей, которые меняли состав и занятия населения.

Сегодня на уроке мы должны выяснить:

Проблемное задание для всех групп (на доске):

Как новые ценности преобразовали структуру европейского общества?

Дайте оценку этим изменениям с позиции представителей каждой социальной группы.

Работа в группах.

Учитель: Вы разделились на 4 группы. Каждая группа будет работать со своим текстом и представлять различные слои населения. (Учитель предлагает группам самостоятельно выбрать, какой слой населения они будут представлять и раздаёт карточки с заданием)

1 группа – предприниматели-капиталисты.

Как изменилась жизнь буржуазии в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

Какие слои населения относились к буржуазии?

Чем занимались представители буржуазии?

2 группа – представители крестьянства.

Как изменилась жизнь крестьян в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

Как изменилось положение крестьян?

Кто такие арендаторы? Какое у них было положение?

Кто такие фермеры?

Сделайте вывод: какие изменения произошли в деревне?

3 группа – представители нового дворянства.

Как изменилась жизнь дворянства в новых экономических условиях?

Для этого ответьте на вопросы:

Объясните, кто такие новые дворяне.

Каким образом они обогащались?

Чем отличалось новое дворянство от старого?

4 группа – представители бедноты.

Ответьте на вопрос:

Во многих странах Европы были приняты суровые законы, направленные против бродяг. Как вы думаете почему?

Для этого ответьте на вопросы:

Охарактеризуйте положение наёмных рабочих.

Назовите причины, по которым люди обнищали и становились бродягами.

Как государство относилось к бродягам и нищим?

Какой выход находили из создавшегося положения нищие и бродяги?

Выступление представителей групп и обсуждение проблемного вопроса:

Как новые ценности преобразовали структуру европейского общества?

Какие новые слои общества появились?

Закрепление изученного на уроке.

Выполнить задание. Фронтально. На доске таблички с терминами и их значениями.

Установите соответствие между термином и его значением.

А) Крестьянин, который взял землю во временное пользование на определённых условиях.

Б) Сельскохозяйственный рабочий, работающий по найму.

В) Крестьянин-предприниматель, использующий наёмный труд и технику.

Г) Прямой налог с крестьян во Франции.

Д) Человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.

З) В Англии процесс насильственного захвата дворянами земель, ранее принадлежавших крестьянам и превращение их в пастбища для овец.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитать параграф 5, ответить на вопросы в конце параграфа и выучит новые термины.

Список использованной литературы:

Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800 г. 7 класс. Пособие для учителей.

Крис.
Был ли выход из такого положения? Каждый искал свой. Некоторые объединялись в банды,
занимавшиеся грабежом, пиратством. Другие шли наёмниками на военную службу или
нанимались в слуги. Но в слуги шли без охоты, ведь слуга себе не хозяин, днём и ночью он при
господине. К тому же слуги были полностью бесправны. Слуга не выбирал себе хозяина —
выбирали его. Если же он сам оставлял работу или его увольняли, то попадал в разряд бродяг.
Когда на улице хватали девушку, не имеющую работы, ей выстригали волосы на голове и
подвергали порке, мужчин же отправляли на галеры.

Диана А.
И дворянам случалось бедствовать
Современники писали о дворянах, которым приходилось
самим обрабатывать поле или заниматься ремеслом. Так,
представитель одного из древних, но обедневших родов в
Оверни (провинция во Франции. — Авт.) шевалье де Прад
вынужден был заниматься ремеслом угольщика. Он добывал
древесный уголь и сам же развозил его для продажи.
Шевалье нагружал на осла корзину с углём, а также вешал
ему на шею свою шпагу. Прибыв к городской заставе,
дворянин надевал шпагу и совершал торжественный въезд в
город, держа руку на эфесе почётного оружия.
Собрание провинциальных штатов становилось праздником
для этой разорившейся знати — тогда можно было на
парадных обедах вознаградить себя за долгие дни питания
всухомятку, по-крестьянски.

Читайте также: