Луг 4 класс планета знаний конспект

Обновлено: 06.07.2024

I. Орг. момент. Психологический настрой. (1мин)
Прозвенел звонок весёлый,
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы. (5 мин)
Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы, задевает щёки, касается губ. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Продолжаем путешествие в мир природы, ведь природа самое удивительное из того, что нас окружает. А вдалеке вы видите лес.
- На столах у вас лежат листочки с заданиями. На работу у вас 2 минуты. Приступаем. (дети выполняют задание)

- + -
- - +
- Оцените себя и запишите в таблице самооценки количество баллов (Самооценивание и заполнение таблицы).

III. Постановка темы, целей и задач урока (3 мин)
- Нашу зелёную планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существует крепкая дружба. Сегодня на уроке окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зелёных жителей планеты. Возьмите карточки с кроссвордом на столах и впишите ответы и мы узнаем куда отправимся сегодня (работа в парах).
Кроссворд:
1. Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России (Лес).
2. Вертикальная структура леса, или расположение растений (Ярус).
3. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой (Экология).
Назовите ключевое слово, которое у вас получилось? (ЛУГ).
Оцените себя.

Послушайте стихотворение И. Сурикова.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов,
На нём разбросаны букеты.

- Назовите тему нашего урока. (Жизнь луга).
- Какие задачи поставим перед собой?
1) Что такое луг?
2) Растения луга.
3) Животные луга.
4) Луг и человек.

IV. Формирование новых знаний. ( 12 мин)
- Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Ответы детей)
Прочитайте текст №1 который лежит у вас на столах.
1. Широкой полосой вдоль рек и озёр тянутся луга. Их можно встретить как на равнине, так и в горах, везде, где на длительное время скапливается вода. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами. Но на лугах только на возвышенностях можно увидеть редкие деревья. Все растения луга делятся на те, которые любят свет, и те, которые любят тень. Поэтому на лугах, так же как и в лесах есть свои ярусы.
2. Много растений на лугу. Среди них — ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и другие. По топким берегам рек и канав растёт одно из самых ядовитых растений — вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть.
3. Богат животный мир луга. Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчёлы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.
Насекомые луга являются пищей для птиц, которые здесь находят не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу — коростеля, луговую курочку — перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых.
4. В середине лета начинается страдная пора — сенокос. Там, где могут пройти машины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажнённых местах, заросших кустарниками, косят траву вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для подкормки домашних животных в зимнее время.
Луга издавна человек использует для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботится о них: очищает от мелких кустарников, засевает ценными кормовыми травами, удобряет луговые почвы.
- Чем отличается луг от леса? (Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).
Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
- Как вы думаете, где располагаются луга? (на равнинах и в горах)
Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут - вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё. В природе встречается еще один тип лугов – в горах. Это альпийские луга, но расположены они не в низинах, а высоко по склонам гор. Причина здесь в том, что в горах климат с высотой становится холоднее, и леса на склонах с высотой становятся реже, ниже. Их сменяют кустарники, а еще выше так холодно зимой, что не выдерживают и они – их сменяют луга. Травы на горных лугах за короткое лето успевают вырасти, отцвести и дать семена.
- Можно ли проследить ярусность среди растений луга? (да)
- Почему одни растения выше, а другие – ниже?
Вывод: луговые травы растут ярусами - этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые.
- Какие растения растут на лугах? Прочитайте текст №2.
С некоторыми растениями я вам предлагаю познакомиться подробнее. У каждой группы на столах есть задания. Вам нужно отгадать загадку и подобрать описание этого растения.
Отгадайте загадку:
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё ж на звёздочку похож. (Василёк)

(Рассказ ученика)
Василёк луговой — многолетнее травянистое растение, высотой обычно около метра. Листья — удлинённые, седоватые от опушения. Цветёт в течение всего лета украшая луга и поляны яркими розовыми, голубыми и синими пятнами. Отдельные цветущие растения могут встретиться даже осенью, после листопада. Васильки — хорошие медоносы. Используется в народной медицине.
Загадка:
Эй, звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)

(Рассказ ученика)
Колокольчик растение светолюбивое, холодостойкое и влаголюбивое. В пышном разнотравье лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид - форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубенчиками. Особенность у них такая – солнечная погода: цветы полностью раскрыты, начался дождь – они плотно закрылись. В природе встречается более ста пятидесяти видов колокольчиков.
Загадка:
Белая корзина золотое донце. (Ромашка)

(Рассказ ученика)
Растение, которое мы называем ромашкой или поповником, оказывается не ромашка, а нивяник обыкновенный, он внесён в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Это многолетнее растение высотой до 80 см. Зацветает в конце мая — начале июня и цветёт 40-45 дней. Ромашка предпочитает хорошо освещённые места. Запаха у цветков растения нет. Это чисто декоративное растение!
- Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень.

Рассказ учителя:
Это мятлик, ежа сборная, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями. Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста.
Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.
Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.
А вот белый клевер — растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.
Мышиный горошек — это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет- ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на “соседей”. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

V. Физминутка.
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Растилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
- Отдохнули, нужно продолжать нашу работы, вы можете много интересного узнать, если будете внимательны.

VI. Продолжение работы.
- С растениями луга мы познакомились. Пришло время познакомиться с обитателями луга. Прочитайте текст №3
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков. ).
- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность. ).
- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений. ).
- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие. ).
- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается. ).
На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Поэтому луг можно назвать природным сообществом.
Прочитайте текст №4.
- как человек использует луга?
А сейчас поработаем в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”.
(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту)
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.
Оцените свою работу в группах.

VIII. Рефлексия.
- посмотрите на наш план. На все ли вопросы ответили?
- что для вас было легко на уроке? А сложно было?
- в таблицах самооценки подведите итог. После урока сдайте листочки.

Цель урока: сформировать представление о луге, как о природном сообществе.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- выявить и расширить знания учащихся о разнообразии растительного и животного мира луга, взаимосвязи между ними;(б)

-раскрыть значение луга для человека;(б)

-научить описывать луг как природное сообщество;(п)

-развивать речь при аргументации своей позиции; (б)

- развивать навыки управления собственной деятельностью( планировать, контролировать, оценивать);(б)

-воспитывать познавательный интерес к изучению природы;

-воспитывать основы адекватного природосообразного поведения в окружающей среде;

- воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе по теме:

Цель урока: сформировать представление о луге, как о природном сообществе.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- выявить и расширить знания учащихся о разнообразии растительного и животного мира луга, взаимосвязи между ними;(б)

-раскрыть значение луга для человека;(б)

-научить описывать луг как природное сообщество;(п)

-развивать речь при аргументации своей позиции; (б)

- развивать навыки управления собственной деятельностью( планировать, контролировать, оценивать);(б)

-воспитывать познавательный интерес к изучению природы;

-воспитывать основы адекватного природосообразного поведения в окружающей среде;

- воспитывать культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

Формы и методы обучения

I . Организационный момент.

II.Проверка домашней работы.

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы, задач урока.

VII.Итог урока. Рефлексия.

Приветствие. Рабочий порядок на столе. Психологический настрой .

- Глубоко вдохните. Вместе с вдохом настройтесь на плодотворную работу, на работу в атмосфере взаимности, добра.

Сделайте выдох. Выдохните то, от чего вы желаете избавиться, то негативное, что может быть вас сегодня огорчало , расстраивало.

1 .Послушайте загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

О чём эта загадка? О болоте.

Почему мы начали урок с загадки о болоте?

-Мы начали урок с загадки о болоте , потому что на прошлом уроке шёл разговор о природном сообществе – болото.

2 . Графический диктант

1) Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями.
2) На болотах растут тростник, осока, камыш.
3) На болотах нет лекарственных растений.
4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные охотники на комаров.
5) Болота – природные фабрики нефти.
6) Особенно богата болотами зона степей.
7) На болоте растет насекомоядное растение – росянка.

Самооценка по слайду на доске.

- Предлагаю вам самостоятельно проверить графический диктант по образцу на слайде и оценить свою работу в листке оценивания.

-Молодцы! Можем ли мы переходить к следующему этапу нашего урока? Да, можем.Тогда продолжим наше путешествие по природным сообществам. Готовы?

- Слово предоставим Пасечной Ане. А вы подумайте, как оно связано с нашей работой.

Нынче удались цветы повсюду,

Вволю им дано покрасоваться

Я смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Вот раскрылся лютик милый, милый,

А на холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке .

Какие учебные задачи перед собой поставим?

1.Узнать о разнообразных растениях и животных луга, показать связи между ними.

2.Раскрыть значение луга для человека.

3.Показать роль человека в жизни луга.

Подведём итоги нашей работы на втором этапе.

- Для решения поставленных задач предложите план изучения данного природного сообщества.

Ребята, а что такое луг в Вашем представлении? Дети рассказывают о луге, исходя из жизненного опыта.

Все правильно высказывали свои мнения. Как вы думаете, этого достаточно для усвоения темы урока? Где в каких источниках вы сможете найти нужную информацию .(учебник,

-Объём материала урока очень большой. Как Вы думаете, какая форма работы будет наиболее продуктивной? Самая продуктивная форма работы – групповая.

- Вспомним основные правила работы в группе.

2.Уметь выслушать друг друга.

3.Слушать других, не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределить обязанности между собой, четко знать долю работы каждого.

6.Уметь договориться, помочь друг другу.

7.Выбрать лидера группы .

Объяснение об-ся задания, вопросы на понимание, фиксируется время работы.

-Соблюдение правил работы в группе будет являться критерием оценивания .Ребята делятся на четыре группы.

1 группа: изучает материал о растениях луга.

2 группа: изучает материал о животных луга.

3 группа: изучает материал об экологических проблемах луга.

4группа : о значении луга для человека и роли человека в жизни луга.

2.Выпишите названия растений луга (помни: луговые травы растут ярусами – этажами, выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые), постарайтесь запомнить самые яркие и интересные для всех сведения о 2-3 представителях лугового сообщества. Укажи кормовые и медоносные растения, растения, занесённые в Красную книгу, ядовитые растения, лекарственные растения.

3. В ходе работы постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1 .Что объединяет все растения луга?

2.Как вы считаете, какие условия необходимы им для жизни?

3.Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?

4.На весеннем лугу растёт много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый. За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит – попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют ещё куриной слепотой. Как вы думаете, откуда это название?

2. Выпишите названия животных луга (звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые), постарайтесь запомнить самые яркие и интересные для всех сведения о 2-3 представителях лугового сообщества.

3. В ходе работы постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1.Как животные приспособились к жизни на лугу?

2.Кто может угрожать птицам луга и мелким животным?

3.Как вы думаете, на лугу должны быть хищники?

4.Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу?

5.Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений?

6.На лугу обитают разные живые существа. Как, на ваш взгляд, они связаны между собой? Приведите пример.

1.Значение луга для человека.

2.Роль человека в жизни луга.

3.Что может произойти, если в жизнь луга вмешается человек ?

1.Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга?

2.Как нельзя вести себя на лугу?

3.Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?

4.Почему необходимо бережно относиться к живущим на лугу ящерицам, жабам, птицам?

5.Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?

6.Какие меры предпринимают работники сельского хозяйства, чтобы растения не исчезли?

Идет работа в группах .

Представление работы групп , обсуждение результатов.

- Ребята, вы должны внимательно послушать рассказ представителей группы. Если захотите что-либо уточнить, можете в конце прослушивания задать вопросы. Дети слушают и задают вопросы на понимание.

- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Сал. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?Дети находят ошибки в поведении ребят и подчёркивают их красным карандашом. Работа ведётся в паре.

Чтение стихотворения учителем .

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а речкам течь.

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!

1.Закрепить материал по теме в учебнике.

2.Подготовить свои варианты природоохранных значков о правилах поведения на лугу (не менее трёх

Нам удалось решить поставленные задачи? Да.

Докажите. Ответы учеников.

Как нам удалось получить эти знания?Работали индивидуально, парами, группами.

Давайте попробуем вспомнить все этапы нашего урока и продолжить предложение.

Всем спасибо. До свидания.

Эмоционально настроить обучающихся на активную учебно- познавательную деятельность.

Цели: способствовать формированию представлений учащихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга; с ролью человека .

- выяснить, почему луг называют природным сообществом;

- какие живые организмы встречаются на лугу;

- какие растения растут в этом сообществе?

- выяснить какую роль играет человек в этом природном сообществе.

- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

- создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать

пути её решения;

- способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- способствовать развитию коммуникативных навыков: уметь грамотно и доходчиво объяснять

свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую

- создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

1. Знать, как связаны между собой организмы в сообществе.

2.Иметь представление о влиянии человека на сообщество и значение сообщества для человека.

3.Знать, как нужно охранять луга .

I. Организационный момент урока

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Проверка домашнего задания.

- С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

III. Изучение нового материала.

- Работать будем по знакомому нам плану.

  1. Растения луга.
  2. Животные луга.
  3. Луг и человек.

1. Растения луга.

- Представьте, что сейчас лето. Ярко светит солнце. Мы выходим на пёстрый луг. Дует лёгкий, приятный ветерок. Он перемешал ароматы множества цветов. Прислушайтесь и присмотритесь. Здесь вы увидите целый мир. (Слайд №2,3)

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы лапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер и т.д.)

- Что объединяет все эти растения? ( Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство – цветы.)

- Как вы думаете, что такое луг?

Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги.

- Почему на лугу не растут деревья?

- Молодцы, на лугу нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги.

-Как вы думаете, а люди строят дома на лугах? Почему? Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

- А сейчас мы у себя в классе “вырастим” луг. На доске плакат, на который мы должны “посадить” растения, которые встречаются на лугу. А потом и животных, для которых луг является родным домом. Чтобы узнать какие растения будут красоваться на нашем лугу, мы должны отгадать загадки.

Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё на звёздочку похож. (Василёк)

Эй звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке (Одуванчик)

Белая корзина золотое донце (Ромашка)

Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Листья у луговых трав узкие и длинные. Луговые травы растут ярусами – этажами; выше всех светолюбивые; нижние – теневыносливые.

- Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и силой разбрасываются вокруг, некоторые имеют зацепки, некоторые семена плохо намокают и легки, их далеко уносит водой (мятлик). Семенами питаются грызуны и птицы, они растаскивают их, теряя часть по дороге. Луговые травы не похожи на лесные.

-Откроем учебник на стр.57прочитаем самостоятельно и ответьте на вопрос. Какие ещё растения можно встретить на лугу и в чём их особенность?

- Какое ещё есть название у ромашки?

- Среди богатого набора трав на лугах встречаются лекарственные. Назовите их. (Слайд №13)

Дети. Одуванчик, ромашка, василек, подорожник

- При каких недугах используют эти растения? (противовоспалительное, для снижения давления, при отёках, кровоостанавливающие)

Учитель. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, т.к. в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению. Цветы выделяют пыльцу, которая, попадая с цветка на цветок, прорастает и образует плод и семена. Если бы все растения цвели в одно время, то пыльца всех цветков перемешалась бы, и ей труднее было бы попасть на свой цветок.

Если повнимательнее понаблюдать как животные едят траву, можно увидеть ,что одни травы они едят хорошо, другие тщательно обходят. Оказывается, на лугах встречаются ядовитые растения: лютик, чемерица, вех ядовитый, болиголов пятнистый.

Кроме того, на лугах люди заготавливают прекрасный корм животным на зиму.

Физминутка. Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики:

Прыг-скок, прыг-скок,
Стоп. Сели. Травушку покушали, тишину послушали.
Выше-выше, высоко, прыгай на носках легко.

3. Животные лугов.

Учитель. Наш луг оживает. А чего еще не хватает?

Учитель. Луга – открытая местность. Может показаться, что луга безжизненны, но это обманчивое впечатление.

- Что бы ответить на этот вопрос давайте обратимся к нашему учебнику на стр.59.

Приглядитесь к пёстрому ковру цветов, и вы увидите, как – то здесь, то там с цветов взлетают и садятся много насекомых, в воздухе слышен стрекот кузнечиков, жужжат шмели и пчёлы, порхают бабочки.

Если присесть в траву и раздвинуть её руками – увидишь, как по земле спешат муравьи, по стеблям и листьям растений деловито ползают разные букашки.

На лугах масса насекомых, и их гораздо больше чем в лесах. Кто догадался, почему лугах много насекомых? Чем питаются насекомые?

Дети. Соком растений, нектаром, есть хищники- (стрекоза) ест комаров и мошек, есть всеядные (муравьи).

Учитель. Кто догадался, почему на лугах много мышей и кротов?

Дети. Много пищи : для кротов- черви, для мышей – семена трав.

Учитель. Кто охотится на мелких животных?

Дети. Животные леса: лисы, совы, ласки, хорьки

- Какое животное могло бы о себе так сказать?

* “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. (Кузнечик)

* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела)

* Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (Бабочка)

* Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (Шмель)

*Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (Муха)

- На лугу живут ещё и птицы. Что привлекает птиц на луг? ( Обилие корма, убежище от врагов, из травинок строят гнёзда, куда откладывают яйца и выводят птенцов)

4. Луга и человек (слайд№ 31)

Учитель. Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота на лугах?

Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться

Учитель. При заготовке сена на лугах?

Дети. Косить траву после того, как поспевают семена, чтобы при косьбе они упали на землю.

Учитель. Какую работу проводят работники сельского хозяйства?

Подсеивают полезные травы – клевер, донник, люцерну.

Учитель. Почему нельзя выжигать сухую прошлогоднюю траву?

Дети. Погибают подземные части многих растений. Эти растения исчезают с лугов. Могут погибнуть божьи коровки, гнёзда шмелей, птицы.

Учитель. Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека может нарушиться природное равновесие на лугу?

Учитель. Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

Учитель. Однажды в прекрасный солнечный денёк на очень красивой полянке, встретились две пчёлки. Они радостно летали от цветка к цветку и собирали нектар.

Из автобуса высыпала группа ребят …

Почему, увидев ребят, пчёлки загрустили?

Учитель. Сформулируйте правила поведения на лугу, соответствующие этим знакам.

- У вас на партах лежат листочки с вопросами. 1 вариант должен найти лишнее растение, 2 – лишнее животное и вычеркнуть.

- Посмотрите на доску, какой замечательный луг у вас получился. Скажите, а что помогает травам и цветам на лугу быть яркими, сочными? (дождь, солнце)

- Для чего нужен дождь? Солнце?

Учитель. Понравилось ли вам занятие? Что нового и полезного узнали?

Учитель. Почему луг называют природным сообществом?

Дети. На лугу обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой.

Учитель. Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ.


Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"

Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто.


Презентация по теме "Луг -природное сообщество"

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе.

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы.

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество".

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель начальных классов: Щукина Татьяна Николаевна
МОУ СОШ №31 Г.о.Подольск

Цель : сформировать у детей представление о природном сообществе - луг: растениях и животных луга, их взаимосвязи.

Формировать УУД:

Регулятивные:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные:

выделять существенную информацию из учебных текстов;

устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

обобщать результаты наблюдений, делать выводы

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий, устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

распределять обязанности при работе в группе

Личностные:

воспитывать любовь к природе

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов “Окружающий мир” (1 часть), карточка № 1, гербарий (тимофеевка), карточки-светофоры.

I . Психологический настрой. Слайд 1

II . Актуализация знаний. Определение темы урока.

На земном шаре существуют места, где растения и животные приспособились жить и развиваться в одинаковых условиях. Как они называются? (Сообщества)

-Какие природные сообщества вы знаете? (лес, луг, озеро, болото) Слайд 3

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о каком сообществе нам предстоит поговорить сегодня? Слайд 4

( Звуки луга)

Нынче удались цветы повсюду;
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться,
Вот раскрылся лютик милый,
А на, холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке.

- О чём это стихотворение? (О цветах).

- Где мы можем увидеть такое обилие цветов? Все эти цветы растут на лугах.

- Какова же тема нашего урока? (Луг – природное сообщество) ( по щелчку)

- Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели).

На уроке вы в роли исследователей. Кого называют исследователями? Попытайтесь из названия темы урока сформулировать проблему или цель исследования. (Доказать, что луг является природным сообществом).

- Чтобы достичь наших целей, будем работать по плану: Слайд 5

Знакомство с понятием луг;

Растения луга. Значения для человека;

Связь растительного и животного мира.

Знакомство с понятием луг. Работа в парах (карточки №1)

- Первое задание вы выполните, работая в парах. Возьмите карточку № 1. Прочитав текст, вы должны ответить на несколько вопросов: Слайд 6

1. Что такое луг?

2. Где располагаются луга?

3. Какие бывают луга?

4. Почему травы на заливных лугах хорошо растут?

5. Как человек использует луг?

Карточка №1

Лугами называют открытое пространство, занятое травянистыми растениями, где нет деревьев, и редко встречаются кустарники. Эти растения получают много света и тепла, со всех сторон их обдувают сильные ветры. Обычно луга располагаются по берегам рек и озер.

Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются – заливные. Они являются прекрасным пастбищем для животным. Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Горные луга называют цветочными или альпийскими.

Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы, сверкая всеми цветами радуги. В эту пору идет активная пора сенокоса. Жарким днем луг наполнен густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели, стрекочут кузнечики. В вышине поет жаворонок. Среди густой травы можно заметить мышь.

Проверка. Ответы на вопросы (по 1 вопросу группе)

Растения луга.

Еще раз обратимся к нашей карточке. Возьмите карандаш и подчеркните слова и предложения, которые характеризуют растения луга (выполняют в парах).

- Какие характеристики растений луга вы нашли в тексте? (травянистые растения, нет деревьев, редко встречаются кустарники, летом высокие травы, яркая пестрота цветущих трав)

- Давайте посмотрим, какие растения растут на лугу? Слайд 7 -15

- Эти растения можно разделить на 2 группы. Слайд 16

В 1 группу я поместила…., а во 2-ую ….

- Как вы думаете, по какому признаку я это сделала?

- Молодцы, правильно! (по щелчку)

Одна группа растений называется цветковые растения, вторая – это злаки.

3. Практическая работа (раздать гербарий)

- Сейчас мы выполним практическую работу. Каждой команде я предлагаю внимательно рассмотреть злак – тимофеевка. Какой корень, стебель, лист, цветок… А есть ли семена у этого растения?

Теперь обменяемся мнениями. (Дети высказываются)

Злаки - это травянистые растения с корнями, которые растут пучком, образуя плотный дерн, предохраняющий почву от высыхания; со стеблем похожим на трубку, т.е. соломиной; узкими длинными листьями; мелкими невзрачными цветками, собранные на верхушках стеблей в соцветия. Из цветков образуются мелкие сухие плоды – зерновки. Злаки являются лучшим кормом для животных (собрать гербарий).

- Представьте, что вы сидите на лугу. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.

- Закройте глаза. Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

-Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

-Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание. Вдохните.

-Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох. Открыли глаза.

Лекарственные и ядовитые растения. Слайд 18

а) лекарственные растения

- Мы только сейчас побывали на лугу. Каких только цветов там не встретишь. Есть среди них лекарственные, но есть и ядовитые. Человек их должен знать.

(по щелчку) Красивый цветок, с белыми лепестками и желтой серединкой, мы часто называем ромашкой. На самом деле это не ромашка, а нивяник. Это растение внесено в Красную книгу (значит рвать его нельзя) и является лекарственным растением. Нивяник заживляет раны, снимает воспаление, оказывает успокаивающее действие.

(по щелчку) В качестве лекарственного растения тысячелистник используют с давних времен. Еще греческий герой Ахилл исцелял его травой своих солдат, истекающих кровью.

(по щелчку) На лугу растёт много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, лютик ядовитый. Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу - место это будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Особенно едок он бывает во время цветения. Рвать его нельзя.

(по щелчку) По топким берегам рек и озёр на заливных лугах растёт одно из самых ядовитых растений - вех. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть. Подходить к нему опасно.

Итак, растительный мир луга богат и разнообразен.

- Почему? Слайд 19

Животные луга. Слайд 20

а) Отгадывание загадок.

Богат луг разнообразием животных. Отгадав загадки, вы узнаете, какое животное могло бы о себе так сказать? Готовы?

Загадка 1 команде… 2-ой команде и т. д.

* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела) (по щелчку)

* Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела … (Божья коровка) (по щелчку)

* Я трижды меняю облик, прежде, чем стать взрослой (сначала гусеница, потом куколка и, наконец, взрослое животное). (Бабочка) (по щелчку)

* Я самое прожорливое насекомое на планете. (Стрекоза) (по щелчку)

б) Работа с текстом

- В какую группу мы можем объединить этих животных? (насекомые) Слайд 21

- Откройте учебник на стр. 59. Прочитайте первые 3 абзаца и скажите, каких насекомых мы не назвали (шмели, мухи).

- Как вы думаете, какие еще группы животных можно встретить на лугу? (птицы, растительноядные млекопитающие).

- Читаем текст дальше, чтобы узнать, какие птицы живут на лугу.

- О каких же птицах мы узнали? (перепел, коростель, трясогузка) (по щелчку)

- Дочитайте текст про себя до конца и назовите третью группу животных.

(по щелчку)

- На лугу живут мелкие животные- мыши и кроты

- Как вы думаете, почему на лугу не живут крупные животные? (Луг – открытая местность).

- Так каковы же особенности животных луга? (маленькие, едва заметные)

III . Подведение итогов исследования. Рефлексия.

Связь растительного и животного мира. Слайд 22

- Почему луг называется природным сообществом? (растения и животные обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду) Слайд 23

- Растения и животные связаны друг с другом: пчёлы собирают нектар с цветов и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят все растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают животные -“разрушители”, живущие в почве. Все нужны друг другу.

- Наше урок – исследование подошел к концу. Подведем его итоги. У каждого из вас есть 3 сигнала светофора. Посмотрите на слайд. Слайд 24

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 4 классе "Жизнь луга. Луг - природное сообщество".

Урок окружающего мира в 4 классе.

Цели и задачи урока:

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.

Метапредметные:

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.

Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

5. Планируемые результаты.

- решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;

- оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы

- Сегодня мы на уроке продолжаем изучать наш родной край. На уроке все активно работаем, слушаем внимательно, отвечаем поднимая руки. Друг-друга не перебиваем. Для того, чтобы хорошо работать снимем с себя напряжение, создадим рабочий настрой. Послушайте звуки природы.

Представьте, что вы находитесь на природе и вам хорошо и комфортно.

- Какие звуки вы услышали ? Когда слушали запись, где вы себя ощутили?

- Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)

- Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)

2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)

Составьте цепи питания с каждым из этих животных.

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названиями животных (сова, кабан, заяц, шмель, жук-короед)

(Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.)

3.Постановка цели урока.

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой

И жёлт, и синь, и ал.

- Какие цели поставим перед собой?

(Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)

- Составим план работы с новой темой

1. Что такое луг?.

2. Растения луга

3. Животные луга

4. Роль человека в жизни луга.

4.Открытие нового знания.

- Что изображено на слайде? (Слайд 1)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?

(Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)

Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?

(В горах тоже есть участки, где нет деревьев.)

- Верно, высоко в горах есть субальпийские луга.

- Значит, что такое луг? Сделайте вывод. (Слайд 3)

(На лугу растут только травянистые растения.)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

- Какие растения растут на лугу?

На лугу, цветов – не счесть!

Васильки, ромашки есть,

Цвета зорьки алой,

В маках покрывало.

Колокольчик голубой,

Всем качает головой,

Милая букашка,

Села на ромашку.

Рады бабочки, шмели,

Что цветочки расцвели!

(Дети перечисляют.)

Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)

(Работа в парах. Проверка.)

- Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами. (Слайд 4) -Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей.)

-Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам. [2, с. 169]

а слайде 4 картинки появляются по щелчку)

-У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? (Слайд 5)

(Их разносит ветер.)

-Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?

(С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)

Луговые растения – это прекрасный корм для сельских животных. Когда приходит пора сенокоса, траву на лугу скашивают и сушат ее. А когда трава высохнет, получается сено, которое очень нравится коровам и другим травоядным животным, живущим на селе.

- На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы. (Слайд 7)

Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.

- Растения луга приносят большую пользу человеку. Среди них много лекарственных растений, из которых делают различные медицинские препараты или же используют в виде настоев и отваров для укрепления здоровья.

-На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.(Слайд 8)

- Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.

Лекарственные растения

Ромашка (Арина) , зверобой (Розалия).

Ядовитые растения. (Раиль)

Самое опасное из них – вех. Вех достаточно крупное растение от 50 до 120 сантиметров. Чаще всего вех можно встретить близ пресных водоемов, предпочитает влажные места. В нем ядовито абсолютно всё и яды сохраняются как в свежем, так и в высушенном растении. Если его сок попадёт в организм человека, то он быстро действует на мозг, что приводит к остановке дыхания.

Физкультминутка

-Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей.

Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?

(Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)

-Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать.

Работа в группах

(Ученики получают карточки с заданием) Приложение 2.

- Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу?

(Млекопитающие, птицы, насекомые, членистоногие, пресмыкающиеся, земноводные, черви)

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.

(Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)

- Как вы думаете, на лугу живут хищники?

(Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)

- Чем питаются животные на лугу?

(Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).

Пчелы пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения. Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.

На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.

-Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы. (Слайд 17)

-Послушайте голоса этих птиц.

Работа по учебнику стр 174 луга и человек прочитать самостоятельно.

6.Первичное закрепление материала.

7.Самостоятельное применение знаний.

-А теперь закрепим полученные знания.

Работа в тетради (стр.10-11)

- Рассмотрите растения, подпишите только растения луга, обведите опасное растение.

-Проверьте себя. (Слайд 18)

- Раскрасьте только животных луга и составьте с ними схемы цепей питания.

Проверь себя. (Слайд 19)

- Объясните, что растения луга дают животным? (Слайд 20)

(Они дают животным пищу, укрытие.)

- Чем помогают растениям луга животные? (Слайд 21)

(Животные опыляют растения, разносят их семена.)

-Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных.

- Какой вы можете сделать вывод?

(Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)

-Подумайте, а что луга дают человеку? (Слайд 22)

(Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)

Задание 2 в учебнике на стр174 -175

Объясните, как правильно должна двигаться косилка при скашивании трав? Почему?

(Косилка должна двигаться от центра к краю луга, чтобы животные имели возможность спастись)

Сформулируем правила поведения на лугу.

(Коллективная работа)

9.Рефлексия деятельности на уроке.

-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?

(Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)

- Что для вас было новой информацией?

- Что запомнилось, показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

(Ответы детей)

- Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)

(Приложение 3.)

10.Домашнее задание.

1.Найти информацию о животных и растениях луга, занесённых в Красную книгу.

Список использованной литературы.

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012

Луг – природное сообщество

Луг – природное сообщество



Субальпийские луга



Цветущие травы

Цветущие травы


Ромашка аптечная

Зверобой











Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву Не рвите охапками цветы. Не уничтожайте насекомых. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Помоги траве родиться, Белкам – жить, а речкам – течь. Ты на свете самый главный, Значит должен всех беречь!

Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву

Не рвите охапками цветы.

Не уничтожайте насекомых.

Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга.

Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Помоги траве родиться, Белкам – жить, а речкам – течь. Ты на свете самый главный, Значит должен всех беречь!

Читайте также: