Ломоносов 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Учёный – специалист в какой-либо научной области, внёсший вклад в науку.

Университет – высшее учебное заведение и научное учреждение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями.

Астроном – специалист по астрономии.

Астрономия – наука о небесных телах.

Поморы – это люди, которые живут на побережье Белого моря.

Телескоп – прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путём сбора электромагнитного излучения.

Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства.

Николай Коперник – астроном и учёный эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической ситемы мира.

Клавдий Птоломей - астроном, автор геоцентрической системы мира (нарисовал карту, где планеты и звёзды вращаются вокруг Земли).

Список литературы

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году неподалёку от Архангельска.

Отец Ломоносова занимался рыбной тоговлей, и маленький Михайло часто выходил с ним в море на лодке-баркасе. На рыбалке мальчику нравилось наблюдать за волнами, туманами и другими природными явлениями.

С раннего возраста будущий учёный интересовался устройством мира. Первым учителем Ломоносова был местный дьяк, он научил Михаила основам грамматики, алгебры, литературы.

Однажды, воспользовавшись тем, что домашние уснули, юный Ломоносов надел старый тулуп, взял всё самое необходимое и отправился в Москву.

Сначала он шёл пешком в одиночку, а после встретил рыбный обоз и присоединился к нему. Три недели, больше тысячи километров, зимой, добирался он до Москвы.

Скрыв свою принадлежность к низшему сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне. Тут он изучал латынь и греческий язык, историю и математику, естественные науки, литературу, упражнялся в поэзии.

Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в герцогство Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.

В Саксонии он получил обширные знания в области математики, физики, химии, географии, астрономии, анатомии, выучил немецкий, французский, итальянский и английский языки.

Вернувшись в Россию, он стал первым русским, которого избрали профессором химии. Ему покровительствует фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Шувалов.

Благоволит учёному и сама и сама императрица Елизавета. Все свои связи в высших кругах Ломоносов использовал для развития русской науки.

При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет. Ломоносов добивается того, что учиться получают право даже представители низшего сословия – крестьяне.

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Михаил Васильевич придерживался теории астронома Николая Коперника, который создал гелиоцентрическую картину мира, по которой все планеты движутся вокруг Солнца. До Коперника многие разделяли мнение астронома Птоломея, жившего в сотом году нашей эры. Он считал, что всё движется вокруг Земли.

Ломоносов художественно сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь учёных разделяли столетия. В стихотворении эти образы используются для столкновения разных идей.

Данное стихотворение - это притча о серьёзной научной проблеме.

Еще одно новаторство Ломоносова – допущение в стихосложении использования низкого стиля. Именно контраст высокопарных речей астрономов и обыденной речи повара помогает автору достичь в стихотворении нужный эффект.

Область интересов учёного Ломоносова была обширна и включала не только литературу и астрономию. Он писал картины, сделал множество великих открытий в физике, химии и астрономии.

Он раскрыл секрет получения стёкол всех цветов и возродил производство цветного стекла в России, делал мозаичные картины.

Сейчас именем Ломоносова в России назван город в Ленинградской области, также его имя носят станции метро, улицы и учебные заведения.

Теоретический материал для углублённого изучения

Ломоносов усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

Работы Ломоносова до сих пор изучаются во всех университетах мира.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Выделите цветом правильный ответ на вопрос, почему Михайло Ломоносов отправился в Москву?

Варианты: был голоден; хотел путешествовать; хотел учиться и постигать науки; мечтал жениться на москвичке.

Нужно вспомнить этапы жизни Михаила Ломоносова и выбрать верный вариант.

Правильный ответ: хотел учиться и постигать науки

Выбор элемента из выпадающего списка

Оборудование: интерактивная доска, портрет М.В.Ломоносова, репродукции картин.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке, ребята, мы обратимся с вами к литературе XVIII века.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.

Откроем тетради и запишем тему урока:

Михаил Васильевич Ломоносов

“Все испытал и все проник”

Более 20 лет своей жизни Михаил Васильевич Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Какими науками занимался Ломоносов и какой вклад внес в развитие научной мысли России? Об этом моя небольшая лекция.

Ваша задача, ребята, слушать меня внимательно и запоминать то, о чем я буду говорить, потому что после моего рассказа вы должны будете выполнить одно задание. А вот какое задание, об этом вы узнает позже.

Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.

Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.

Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

Он первый в мире географ-полярник.

Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.

Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.

Полтавская баталия. Мозаика Ломоносовской мастерской. 1762-1764. Общий вид

В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.

- Как вы думаете, чье имя он носит?

( имя Михаила Васильевича Ломоносова).

Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на интерактивной доске памятник).

Памятник М.В. Ломоносову в Москве перед зданием МГУ на Моховой

А теперь, ребята, вспомните все то, о чем я вам сейчас говорила, и постарайтесь назвать и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова, названия тех наук, в которых преуспел М.В.Ломоносов.

Если вы затрудняетесь выполнить это задание, что-то забыли, то можете посовещаться с ребятами, сидящими рядом с вами.

Идет проверка выполнения данного задания. У ребят должны быть записаны названия следующих наук: химия, физика, астрономия, география, история, русский язык, литература.

Я думаю, что вам интересно будет узнать, где родился, учился М.В.Ломоносов, кем работал, прежде чем стать великим и знаменитым ученым.

Работа с учебником.

Чтение стр. 51 – вслух или можно предложить кому-то из ребят, заранее подготовленных, рассказать кратко о детстве и юности М.В.Ломоносова.

Мемориальный дом-музей на месте дома Ломоносовых

Подведем итог первой части нашего урока.

- Сегодня на уроке вы тоже сделали небольшое открытие. Попытаемся оформить это открытие (на доске или на интерактивной доске), тем более что слова, которые вы должны записать в эту таблицу, звучали в течение первой части урока.

Технологии: ИКТ, игровые технологии.

Оснащение:

К плану прилагается презентация, просмотреть которую Вы сможете по этой ссылке.

Данный классный час проводился в 2011 г. в 5 классе в День Знаний. Разработка содержит в себе основные факты из жизни М. Ломоносова, обсуждение "ломоносовских" мест в Санкт-петербурге, конкурс кроссвордов, викторину, дополнительное задание на выразительное чтение стихотворений М. Ломоносова. Класс делится на 2 или 3 команды, победителям можно приготовить небольшие поощрительные призы ко Дню Знаний.

ВложениеРазмер
tematicheskiy_urok_v_5a_klasse.doc 93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовлен Михайлишиной Е.Ю.

- дать основное представление о жизни, деятельности и личности М.В. Ломоносова;

- способствовать накоплению сведений об истории родного города и страны;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь.

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление.

1. Вступительное слово учителя.

Вы когда-нибудь слышали о нем? Посмотрите на портрет. ( Слайд 1 )

Если в этом году исполняется 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова, скажите, в каком году он родился?

2. Основные факты биографии М.В. Ломоносова

Сегодня мы проведем небольшой конкурс посвященный М.В. Ломоносову, а предшествующим этапом будет рассказ о годах жизни Ломоносова, приготовьтесь внимательно слушать и смотреть- это вам поможет в работе с кроссвордом.

Михайло Ломоносов, родился 19 ноября 1711 года в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Это современное название. ( Слайд 3 : Слева - Земля Ломоносова - живописный Холмогорский край – сегодня; справа - Макет деревни Мишанинской с домом, где родился Михайло Ломоносов).

Во времена Ломоносова оно звучало так – Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня Мишанинская (около середины XVIII века она слилась с соседней деревней Денисовкой, которую ошибочно стали считать его родиной). В настоящее время Денисовка и другие слившиеся с ней деревни образовали село Ломоносово. ( Слайд 4 . План мест , прилежащих к Куростровской волости, где родился М.В. Ломоносов. 1788.)

Лучшими моментами в детстве Михайло Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Он начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасные плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями (( Слайд 6 . Место, где находился дом Ломоносова. Модель гукора).

Слайд 9 . В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739, затем он учился в Фрайберге, и, в общей сложности, пробыл в Германии до 1741 г., после чего вернулся в Петербург. (Слева - Вид города Марбурга XVIII века. Акварель. Справа- Вид города Фрейберга XVIII века. Акварель.)

Слайд 11 . С колько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его" Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова", собрал отзывы о своих работах и оформил их как "Свидетельства о науках советника Ломоносова". ( нижнее изображение - Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж).

4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался. (слева - Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре).

Слайд 12 . Места Ломоносова в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич Ломоносов учился и жил в Петербурге до самой смерти, поэтому очень многие места в нашем городе напоминают нам о нем. Одно из этих мест вы уже можете назвать сами – оно было изображено на предыдущем слайде.

Площадь Ломоносова в Санкт-Петербурге (правое верхнее изображение), которая находится на набережной реки Фонтанки, в историческом центре города. Она является предмостной площадью моста Ломоносова (нижнее правое изображение). К площади также подходит улица Ломоносова.

В Санкт-Петербурге также находится Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925—2005 гг.), который ранее назывался Императорский фарфоровый завод.

Класс разделен на 4 команды. Между ними проводится соревнование.

А) Разгадывание мини-кроссворда (Время – 5 мин. За каждое отгаданное слово –1 балл).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предметные: понимают смысл произведения и видят смешное.

Познавательные: умеют извлекать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют выразительно читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: развитие чувства юмора.

Подведение к теме урока.

К 5 классу учащиеся уже знают имя М.В.Ломоносова, поэтому предлагаю уч-ся догадаться, о ком будет идти речь на уроке. А сделать это можно по подсказкам, которые в схематичном виде фиксируются на доске:

- Он родился близ г Холмогоры Архангельской губернии

- Его имя носит МГУ

- Он ушел из дома пешком в Москву

Как правило, после 2-й подсказки дети называют фамилию Ломоносова.

- Ребята, вы догадались, о ком сегодня пойдет речь на уроке. А знаете ли вы, как зовут этого человека?

Записываем в тетради и на доске ФИО Ломоносова.

Постановка целей и задач урока.

- Ребята, попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока .

Ответы учащихся кратко фиксируем на доске:

- узнавать новое о Ломоносове

- вспомним уже изученное о Ломоносове

- будем читать произведения Ломоносова

- будем беседовать по прочитанному.

Ребята, какие этапы в жизни каждого человека можно выделить?

Изучение нового материала.

Предлагается учащимся работа в парах – можно по статье в учебнике, лучше раздать на каждую парту текст о Ломоносове. Задание следующее: необходимо прочитать предложенный текст и подготовить ответы, иллюстрирующие каждый из этапов жизни Ломоносова. Если подготовка класса позволяет, то такую работу можно предложить группам, либо отдельный критерий поиска для каждой группы.

«У М. В. Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 г. в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой.

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.

В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет. Там так преуспел в науках, что в числе лучших 3-х учеников направлен в Германию для изучения химии и горного дела. В Германии проучился 5 лет. Наряду с физикой, химией и геологией Ломоносов за это время овладел немецким, английским, итальянским языками (греческий и латинский выучил еще в Москве), стал отличным рисовальщиком. В это время Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы.

В 1752 г создал первую мозаичную картину, создает несколько художественных произведений. В 1754 г создает проект учреждения Московского университета, который торжественно открывается летом 1755 г. В 1756 г Ломоносов работает над изобретением телескопа, создает мастерскую оптических приборов, становится директором географического Департамента.

Ломоносов за свою жизнь преуспел во многих науках, овладел 11 языками (12 – арабский - начал учить за несколько месяцев до смерти).

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет удостоен звания академика.

Работа со стихотворением.

Словарная работа.

Астрóном – астроном (ученый).

Весьма – очень сильно.

В жару – в пылу спора (сильно).

Слыл – все его знали.

Коперник – польский астроном.

Птолемей – древнегреческий астроном.

Очаг – место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

Выразительное чтение стихотворения учителем наизусть.

Словарная работа
Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.

Детям предлагаю сначала просто послушать, затем провожу беседу по услышанному.

- какое впечатление произвело стихотворение?

-все ли было понятно?

Самостоятельное чтение учащимися стихотворного текста.

Теперь предлагается детям самостоятельно прочитать стихотворение.

- как вы думаете, почему в стихотворении так много непонятных слов и выражений?

(т.к. стихотворение написано почти 300 лет назад, за это время язык сильно изменился, поэтому часть слов и выражений не совсем понятны.)

Учитель помогает ребятам отметить паузы, логическое ударение, лучше понять ритм произведения.

Дополнительный вопрос : В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?


Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно. Оценка выразительного чтения друг друга.

Работа по теории литературы: роды и жанры литературы.

Работа в парах – на каждую парту раздается таблица, которую необходимо заполнить на основании теоретического материала из статьи учебника на стр.__________

Первый столбик в таблице заполняется совместно, после чего учащиеся работают самостоятельно в парах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с личностью, литературной деятельностью и удивительной жизнью русского учёного- М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности стихотворения; обучать выразительному чтению;

развивать умения находить в тексте юмористические моменты; развивать умения работать со словарём, анализировать стихотворный текст;

воспитывать интерес к истории развития русского языка, к литературе, её теоретическим аспектам.

Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.

Слово о Ломоносове.

Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).

Беседа по тексту.

Словарная работа: ритор, механик, минералы. Астроном, очаг. Весь­ма, слыл, о сём.

Оборудование: книги Ломоносова, репродукции мозаик, портрет.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж очень важный.

Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.

Запишите тему урока в тетради и скажите, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Что нового мы узнаем?

Историк, ритор, механик, химик,

минералог, художник и сти­хотворец,

он всё испытал и всё прошёл.

1. Объясните значение непонятных слов.

2. Что нам сказали о Ломоносове эти пушкинские слова?

3. Слово о Ломоносове.

Подобно всем детям из крестьянских семей, Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в десятилетнем возрасте стал ходить в море вместе с отцом. В одиннадцать-двенадцать Ломоносов стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился он старательно и плодотворно. Ломоносовские односельчане вспоминали в конце столетия, что дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год по­сле начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему всё, что знал, и ничему его больше научить его не может.

В 1730 году тайком от отца Ломоносов уходит пешком вместе с обо­зом рыбы в Москву, надеясь там продолжить своё учение. В возрасте де­вятнадцати лет (то есть в возрасте выпускника) он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ему удалось закончить двенадцатилетний куре менее чем за шесть лет, и в 1735 году его в числе двенадцати лучших уче­ников направляют в университет при Академии наук в Петербурге для про­должения образования. Там он за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736 года, когда было решено послать троих студентов в Гер­манию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.

В Германии Ломоносов учился с 1736 по 1741 год, сначала в Марбургском университете (вторым великим русским, обучавшимся там, был Борис Пастернак) под руководством известного философа и физика Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге под руководством профессора химии и гор­ных дел Иоганна Ганкеля. Наряду с физикой, химией и геологией Ломоно­сов за это время овладел немецким, французским, итальянским и англий­ским языками (латынь и греческий он изучил в Москве), он стал отличным рисовальщиком. Но, пожалуй, самым главным за этот период стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы, блестящий ре­форматор русского стихосложения.

Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).

Словарная работа:

-Какие слова в стихотворении вам показались непонятными, сложными?

Коперник, Птолемей, астроном, очаг, слыл, о сем, весьма.

Астроном - астроном (ученый).

Весьма - очень сильно.

В жару - в пылу спора (сильно).

Слыл - все его знали.

Коперник — польский астроном.

Птолемей - древнегреческий астроном.

Очаг — место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

Беседа по тексту.

- Какова тема этого стихотворения? В чём его необычность?

- О чём спорили учёные Коперник и Птолемей?

— Кто разрешил их спор?

- Какие доводы использовал для этого повар?

- Что хотел сказать своим произведением автор?

- Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит смеш­но?

- Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно – насмешливое отношение к чему- нибудь.

РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Вы начинаете читать и обсуждать произведения рус­ской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художест­венной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих терминов определения, то по­лучится, что мы знаем произведения эпические, лириче­ские, драматические.

Эпические произведения повествуют о событиях, про­исходящих с героями произведения.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведе­ния предназначены для постановки на сцене.

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос вклю­чает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы и т. д.; лирика — стихотворе­ния; драма — пьесы, сценки.

В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расши­ряться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэ­мах и одах.

Домашнее задание.

С.52 (наизусть); с. 55 (термины), с.56- 64 (чтение, 2 басни наизусть)

Оценки. Итоги.

Работа с таблицей. Укажите в таблице стрелкой соответствия.

произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведе­ния предназначены для постановки на сцене

произведения повествуют о событиях, про­исходящих с героями произведения.

Эпос включает в себя жанры:

оды, стихотворения, баллады, поэмы, песни

Лирика включает в себя жанры:

пьесы, сценки, комедии, трагедии

Драма включает в себя жанры:

рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы, эпопеи, трилогии.

Читайте также: