Литературные страницы улыбка р брэдбери урок музыки 7 класс презентация и конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Анализ рассказа Р. Брэдбери. "Улыбка". Роль искусства в жизни человека.

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_po_teme.docx 17.23 КБ

Предварительный просмотр:

1)Обсудить с учащимися всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения; познакомить с положением Гаагской конвенции по МГП об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

2)Продолжить работу над совершенствованием умений анализировать произведение, систему художественных образов.

Материалы к уроку:

2)Отличительный знак материальных ценностей по МГП (рисунок )

6)Записи на доске:

Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Варвары – воинственные древнегерманские племена, разрушившие Рим и уничтожившие его культурные ценности.

Эпиграф к уроку:

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет , природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

- О каком творенье идет речь? О каком творце?

- О художниках, композиторах, писателях, скульпторах и других людях искусства, и их произведениях.

- Какую роль отводит автор этих строк произведениям искусства ?

Они должны служить людям, радовать их, согревать сердца.

- Это фантастические рассказы. В обоих рассказах о разрушении или уничтожении цивилизации : в одном случае на Марсе, в другом – на Земле.

- (Зачитывание фрагментов на стр.с.21, 39, 41, 43)

- Это тоже рассказ-предупреждение.

-О чем предупреждает автор? Кого и что винят люди, стоящие в очереди?

- Ораву идиотов, троглодитов, которые правили государством.

- Что говорит о том, что человечество отброшено назад на десятки, а, может быть, даже на сотни лет назад?

- Рваная одежда, дырявые карманы, голодные люди, озлобленность, люди не знают счет времени (зачитывание фрагмента)

- что все-таки им скрашивает жизнь время от времени?

- Праздники, во время которых они разрушаю с остервенением остатки былой цивилизации (зачитывание фрагмента)

- Итак, очередной праздник. Куда и для чего выстроилась очередь?

- Выставили картину на растерзание.

- Почему так бережно охраняют картину?

-Не кажется ли вам цель этого циничной, кощунственной?

- Картину оберегают с тем, чтобы все успели в нее плюнуть, могли душу отвести, порадоваться.

- Глумление над материальными ценностями, над красотой и называется вандализмом.

(Обращаемся к записям на доске) Но фактами вандализма называется и то, что вырезают на дереве, делают записи непотребных слов на заборах, на зданиях.

- Все ли с одинаковой целью стоят в очереди?

- Нет, Том скорее из любопытства .

- Откуда это видно?

- Из разговора Григсби ( зачитывание «А говорят..)

- А нет намеков, что оно вполне может участвовать ? Разве он не участвовал в других праздниках? (зачитывание отрывка их диалога)

-А есть ли еще такие, кто сомневается в правильности их действия, кто все-таки верит, что у человека есть светлое будущее?

- Человек из очереди (зачитывание)

- Какое чувство, а, может быть, потрясение испытывал Том, когда увидел картину?

- Что оно сделал с куском холста?

- Он хотел сказать, что будущее – за детьми.

- Были ли у вас подобные случаи, что вы, как громом пораженные, удивлялись какому -то

Вспомним наше последнее посещение выставки нашего местного художника А.Ф.Загуменова. Что оно нам дало?

- У художника в основном пейзажи наших родных мест.

-Как-то по-другому начинаешь смотреть на это, кажется, что почему-то не замечал этого раньше.

- Этот означает, что художник достиг своей цели – приобщить нас с вами к красоте окружающего мира, научить видеть прекрасное в самом обыкновенном.

- Подводя итог сказанному, какой, ребята, вывод каждый из нас для себя должен сделать?

- Мы должны помнить, что произведения искусства необходимо беречь, хранить для следующих поколений.

- Во время второй мировой войны было уничтожено очень много памятников культуры, архитектурных сооружений, много материальных ценностей, поэтому Международное сообщество приняло Гаагскую конвенцию в 1954 году по МГП, одно из положений которого говорит о необходимости сохранения памятников культуры во время вооруженных конфликтов.

(Знак – символ бело-голубой)

- Как вы думаете, почему именно эту картину выбрал Брэдбери

- Потому что Джоконда улыбается.

- Как вам кажется , что означает ее улыбка? Ведь у улыбки может быть самое разное значение? (Дети высказывают свои мнения)

С. 52 («Глаза имеют тот блеск и ту влажность…)

На конкурс представлен урок по этому произведению. Сначала авторы учебника поместили этот рассказ в пробный учебник для 7 класса, но, на мой взгляд, ввиду сложности этого произведения, его логичнее изучать в 8 классе.

Конечно, рассказ непростой. Дети, как мне кажется, должны заранее прочитать его дома. Можно предложить им перечень вопросов, чтобы облегчить и ускорить работу на уроке, в сильном классе можно предложить заполнить таблицу (см. урок), ведь времени урока не всегда хватает.

Я постаралась максимально облегчить учителю подготовку к уроку и приложила к разработке урока Презентацию, причём в двух форматах: 2003 и 2010 (с учётом разных технических возможностей: для размещения на сайте удобнее формат 2010 – меньше весит, но я не уверена, что у всех пользователей установлена эта версия, поэтому приложила и формат 2003), а также всю информацию к уроку в печатном виде, для того чтобы при отсутствии возможности применить компьютерные технологии учитель мог воспользоваться бумажными носителями.

Буду рада, если разработка поможет учителям в работе.

Эпиграф:

В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу. (Р. Брэдбери)

Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты. она древнее скал, ее окружающих…

Уолтер Патер, английский историк искусства XIX в.

Джоконда подобна древнему загадочному сфинксу, который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили.

Теофиль Готье, французский поэт-романтик XIX в.

– Как вы думаете, почему в основу своего произведения Рей Бредбери положил именно эту картину? (Картина – бесценнейшее богатство, достижение всего человечества, она не принадлежит никому – это достояние всех людей и народов планеты, и в то же время мы можем сказать, что эта картина принадлежит каждому из нас: тебе, мне, ему, – потому что человечество – это МЫ. Но даже такое великое произведение может постигнуть беда, и от этого проблема, поднимаемая в этом произведении, становится еще острее).

  • завязка – собралась толпа;
  • кульминация – уничтожение картины и отказ Тома плевать на нее;
  • развязка – Том спас кусочек – саму улыбку.­

(Информация на слайде) (итоговый вариант).

ВА'РВАРСТВО, -а, ср. Грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей.
ВАНДАЛИ'ЗМ, -а, м. Бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. 1985.

– Приведите примеры вандализма в повседневной жизни.
– В чем причина варварства и вандализма в наши дни?
– Почему этот рассказ авторы учебника поместили в один ряд с произведениями военной тематики? (Потому что во время военных конфликтов страдают не только люди, но и художественные ценности, которые могут быть безвозвратно утрачены для будущих поколений.)

(Информация на слайде)

Культурные ценности (исторические памятники, произведения искусства), места отправления культа пользуются особой защитой. В условиях вооруженного конфликта они не должны быть объектами нападения. Знак, защищающий культурные ценности во время войны, представляет собой бело-синий щит.

(Информация на слайде)

Защита культурных ценностей

(Гаагская конвенция 1954 г., Дополнительные протоколы 1, 11)

Каждое государство заинтересовано в защите культурных ценностей, так как они являются общим наследием всего человечества.
Запрещается совершать враждебные акты, направленные против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, или использовать их для поддержки военных действий.
Отличительный знак культурных ценностей представляет собой бело-синий щит. Тремя знаками обозначаются культурные ценности, находящиеся под особой защитой.

(Информация на слайде)

(Информация на слайде)

… Ветреной ночью – как дивно Вселенной мерцанье!
В нем обещание далекое,
В нем прорицанье
Грозное! всем, кто нарушил зарок:
не расслышал урок
Мирозданья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптимизм: прозревшие одиночки учитывают ошибки человечества


2061 год Кофе ненастоящий Города—груды развалин Дороги от бомбежек словно пила, вверх-вниз Поля по ночам светятся, радиоактивные.

Дороги от бомбежек словно пила, вверх-вниз

Поля по ночам светятся, радиоактивные.

2061 год Сколько времени одна сплошная катавасия была. И достались нам только рожки да ножки.

Сколько времени одна сплошная

катавасия была. И достались нам только

ТОМ ГРИГСБИ

ПРАЗДНИК Радость Счастье Веселье

ПРАЗДНИК

Вандализм — одна из форм поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества и т. д.

Вандализм — одна из форм поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества и т. д.

Цивилизация- 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. 2. Современная мировая культура. 3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой.

Цивилизация- 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. 2. Современная мировая культура. 3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой.

Говорят, она улыбается…

Говорят, она улыбается…

Она же красивая!

Она же красивая!


Культурные ценности - движимые или недвижимые объекты, составляющие культурное достояние человечества.

Культурные ценности - движимые или недвижимые объекты, составляющие культурное достояние человечества.

Урок по рассказу Рея Бредбери

Вступая в диалог с писателем, одобряя его позицию или споря с ним, читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир, свою жизненную позицию. Переживая трагические моменты, приходит к катарсису, душевному очищению. Здесь переплавляются и приобретают высокое гражданское значение житейские представления и эмоции. Идёт процесс самопознания, самовоспитания, самостроения личности. Такова философия учительского подхода к изучению темы, воплощенная в методический замысел урока.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, выработки умений самостоятельно применять их в новых условиях.

Форма урока: урок – мастерская ценностных ориентаций.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная: групповая.

Цели и задачи урока:

2.Развитие исследовательских навыков, умения анализировать художественное произведение, углубление представления о характере героя, данном в развитии.

3.Воспитание патриотизма, чувства уважения к истории нашей Родины.

3. Развитие навыков эмпатии, то есть таких качеств, как терпимость, заботливость, уважение к людям преклонного возраста и тем, кто перенес какие-либо трагические испытания, понимание их проблем, бескорыстная готовность разделить боль другого человека, утешить страдающего; воспитание активной жизненной позиции.

Методы обучения: практический; продуктивно- творческий; проблемный.

Технологии обучения: компьютерные технологии; проблемного обучения.

Приёмы деятельности учителя: эмпатическое погружение в эпоху; эвристическая беседа; анализ художественного текста; вопросы и задания для работы в группах.

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер; выставка книг о войне;

Эпиграф к уроку:

Как важно вовремя успеть…

А говорили: всё проходит Самое главное человеческое

И позабудется в свой срок. качество – умение сопереживать,

Но боль войны живёт в народе сострадать кому – то и в горе,

И бродит, как в берёзе сок. и в радости.

А. Селезнёв. В. Сухомлинский

( кадры фотохроники: война-фронт, тыл, сегодняшний день).

На фоне всего звучит голос учителя.

- Более 70 лет тому назад отгремели залпы последней, страшной войны, которая унесла 22 миллиона жизней нашей страны. Четыре поколения сменили погибших дедов и прадедов, но боль от потерь не стихает, а отзывается в сердцах поколений, отражается во множестве замечательных книг, картин, песен , фильмов.

(слайд№1- портрет Б.Екимова).

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье специалистов по пушнине..

Первая книга писателя — "Девушка в красном пальто" — появилась в издательстве "Современник" в 1974 году. Она стала "заявкой" на собственное место в литературе. Потом были другие книги: "У своих", "Офицерша", "Доехали благополучно", "Последняя хата", "Тёплый хлеб", "Ночь исцеления" и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах.

Но "открытие" Б.Екимова для многих, несмотря на то, что он уже был автором нескольких книг, состоялось после появления в "Нашем современнике" рассказа "Холюшино подворье", вызвавшего баталии на страницах "Литературного обозрения".

Он работал корреспондентом в "Новой газете", заместителем редактора журнала "Отчий край". Ныне сотрудничает в "Волгоградской правде".
В 1999 году — лауреат Государственной премии России и Всероссийской литературной премии "Сталинград".

Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.

Но все ли испытывают подобные чувства?

В год 71-летия Великой Победы мы не можем не думать о людях, переживших войну, у которых до сих пор болят душевные раны, которые кричат по ночам от страшных воспоминаний.

Борис Петрович Екимов в годы войны был совсем маленьким, но рассказы мамы и других очевидцев запали ему в душу, заставили взяться за перо.

Выявление восприятия и постановка задач.

Ребята, вы уже познакомились с произведением. Какое впечатление оно произвело на вас? Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
Попытайтесь очень коротко передать сюжет рассказа.

Аналитическая работа по тексту.

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа и почему?

- Определите тему рассказа.

- На сколько частей можно разделить рассказ? (три части, первая часть – приезд Гриши, вторая часть – первая ночь в деревне, третья часть – ночь исцеления).

- Поделив рассказ на части, мы разбили его на микротемы.

- С кем из главных героев рассказа мы встречаемся, как только начинаем читать первые его строчки?

- Найдите ключевые слова первой части (одна, одиночество).

( Антитеза – стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении явлений и понятий. Слайд №3). Попробуем найти в тексте примеры антитезы и запишем их в таблицу (слайд№4).

«Я, бабаня, сплю мёртвым сном, ничего не слышу «.

Работа в группах (слайд№5).

- А почему получилось так, что баба Дуня почти всегда была одна, разве у нее не было родственников, детей?

Почему лекарства не помогали бабе Дуне? ( Следовательно, хворь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами).

Группа№3( слайды № 6,7,8).

Бабушка многое пережила в годы войны, но ничего не рассказывала внуку. Почему? Что же пережила баба Дуня в годы войны? Из обрывочных фраз ночного сна Гриша понял, что рассказать было о чем. О чем могла рассказать баба Дуня внуку? Какие детали помогают нам узнать происходящее много лет назад?

Сны – это художественная деталь (записываем определение в тетрадь).

Художественная деталь – мельчайшая изобразительная подробность, которая призвана представить изображаемый характер, картину, действие, переживание в их своеобразии, неповторимости (слайд№9).

- Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. О каких карточках идёт речь? Что они значили для людей во время войны, и почему так страшно было их лишиться? (слайды № 10,11).

- Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в случае утери (слайд№12). Давайте попробуем прочувствовать состояние героини в момент утери карточек.

Дома вы должны были расспросить о жизни в тылу в военные годы. О чём рассказывали ваши прабабушки бабушкам? (слайд№13).

- Гриша поражён тем, что сны могли стать причиной настоящих слёз, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность. Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью. Докажите эту мысль. Назовите ключевые слова второй части (про бабушку думать было больно, что-то жгло, жгло).

- Зачитаем выразительно третью часть рассказа (слайд№14).

- Назовите ключевые слова (сердце, слезы).

-О чём думает мальчик после разговора с мамой?

- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов.

Чем они отличаются?

Два способа помощи бабушке

Мамин – быстрый, лёгкий, простой,

но жестокий, грубый.

Он подавляет психику бабушки, не исцеляет её, а помогает другим (эгоистичный , не для неё, а для себя).

Гришин – долгий – трудный, мягкий, чуткий, добрый: он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т.е. исцеляет её, именно ей помогает – гуманный (с любовью, милосердием, состраданием).

Какое же решение принял Гриша?

- Почему мальчик не послушался совета матери? Правильно ли он поступил?

Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? Меняется ли Гриша в течение рассказа? (слайд№15)

Работа в группах.

- Какое ключевое слово повторяется? (сердце)

.Что символизирует мотив сердца? (Душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие)

- А с каким мотивом неразрывно связан мотив сердца? (почему оно болело – не могло спать?)

- Мотив сна… что он символизирует? (воспоминание, проживание заново давно прошедших событий)

VI . Обобщение:

1) Легко ли удалось Грише реализовать свои планы? Какой эпизод рассказа, на ваш взгляд, является наиболее трогательным?

О чём говорят слёзы мальчика? (он пережил то же, что чувствовала бабушка, он стал чувствовать чужую боль.) – Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа.

2) Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа? Почему он принимает решение не говорить бабушке, как ей помог?

Работа в группах.

Выразите стилистические ассоциации (стиль?) (высокий: исцеление – возрождение, воскрешение, очищение, прозрение – духовное – обретение здоровья души)

Какой вывод можно сделать о содержании рассказа? (Речь пойдёт о духовном выздоровлении бабушки и прозрении, преображении внука).(слайд№16). О чём же рассказ Б. Екимова? Определите тему, проблемы. Кто же исцелился? (слайд№17). Какой вывод вы сделаете из этих рассуждений? ( -В душе мальчика происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию.

-Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.) В последнее время можно слышать: молодежь не та пошла: грубая, невоспитанная, нечуткая, особенно к старшему поколению.

1. Согласны ли вы с этим? 2. Борис Петрович Екимов тоже не согласен. 3. Каким он изображает своего героя?

Подведём итог сегодняшнего урока.

Тема рассказа: Как внук помог бабушке. Что волнует автора? Какие проблемы он поднимает?

Проблем, затронутых в рассказе очень много.

Сейчас вы выполните следующее задание.

На экране перечислены некоторые проблемы, поднятые в рассказе (слайд№18).

1. Последствия войны, спустя годы после ее окончания, могут приносить страдания мирным людям.

2. Молодым, здоровым людям нужно бережно относиться к пожилым, помогать и сострадать им.

3. Пожилой человек не должен оставаться один со своими воспоминаниями о пережитых страданиях.

4. Отчужденность между родителями и детьми (внуками) становится обычным явлением нашей жизни.

5. Болезни, в том числе связанные с психикой человека, нужно лечить, обращаясь к врачам.

6. Милосердие и война – понятия несовместимые.

Выберите и поместите на свой лист две наиболее важные, на ваш взгляд, проблемы, лишнее уберите, обоснуйте свой выбор.

Обратимся к эпиграфам нашего урока (слайды № 19, 20, 21,22). Как они связаны с нашим сегодняшним разговором?

5. Можно ли сказать, что эти афоризмы относятся только к пережившим Великую Отечественную войну, как и баба Дуня?

6. Давайте подумаем и назовем те качества, которые нужно проявлять в общении с любым человеком, а тем более с тем, которому довелось пережить сложное жизненное испытание – войну.

Заключительное слово учителя ( сопровождается слайдами №23-28).

- Может, рядом с вами живут люди, которым необходима помощь. Они её ждут. В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому–то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь всё нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть…
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью – то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего – то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

IX . Домашнее задание: (на выбор, письменно)

1. Написать сочинение – размышление о прочитанном;

2. Написать письмо Грише;

3. Как связан рассказ с современными событиями? (Дайте развёрнутый ответ).

Читайте также: