Литература родного края 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родная литература, 6 класс. Урок 1. Тема: Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

Планируемые результаты

1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2 . Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3 . Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию ; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции . Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека/

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Метапредметные

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

-понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Обучающийся научится:

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

-пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Орг.момент (приветствие, задачи курса на новый учебный год, тему определяем вместе с учениками)

- В школьном расписании 6-классников появился новый предмет – родная (русская) литература. Как понимаете РОДНАЯ литература? Ваши ожидания от знакомства с этой учебной дисциплиной? (Дети высказывают свои предположения.) Попробуйте сформулировать тему 1-го урока из этих слов, данных в начальной форме. (На доске слова: 1. Своеобразие, родной, литература. 2.Значимость, чтение. Изучение, родной, литература, развитие, человек. 3. Родной, литература, способ, познание, жизнь.)

Во всякой работе должно быть осознание того, что ты делаешь и зачем. Ваш труд – учёба. Как важно каждому из вас понять, какова ваша личная (индивидуальная) траектории образования. На уроках родной (русской) литературы мы должны осознать этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Мы будем учиться осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Новая тема. (Слайд)

1. Слово учителя.

- А что такое литература?

Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития. Литература – это:

 Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или всего человечества. Литература – это искусство слова, художественное творчество. Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год). Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.

- Назовите произведения литературы, изученные до 6 кл. или прочитанные летом, которые написаны на материале русских народных сказок (напр., сказки А. С. Пушкина ).

2. Патриоти́зм в литературе — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

ПАТРИОТИЗМ - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

hello_html_m41a2cb1c.jpg
hello_html_m47442395.jpg
hello_html_4495afa1.jpg
hello_html_m6e395c6f.jpg

3. Реализм в литературе представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения.

И только однажды Петька был по-настоящему счастлив, его отпустили на дачу к господам, у которых служила его мама. Петька первый раз ехал в поезде, счастливо улыбаясь и расспрашивая пассажиров о том, о сём. Его глаза становятся лучистыми, и все морщинки исчезают с его радостного лица.

На даче Петька подружился с гимназистом Митей, с которым он ходил купаться, рыбачить и просто играть в мальчишеские игры.

Но в один день всё заканчивается. Мама получила письмо от парикмахера, который приказал привезти мальчика назад в город. Петька в ужасе, она кричит, плачет, падает на землю, но ничего не помогает, и мать отвозит его в город.

И снова упреки, ругань, крики, подзатыльники. Жизнь становится прежней, и только темными ночами Петька рассказывает своему приятелю о том, как хорошо он жил на даче.

- Работая в команде, составьте перечень пунктов на тему функции книги ( деятельность, обязанность, работа, назначение).

Слово учителя. Подсчитано, что в мировой литературе всего 24 или 36 (по другим источникам) сюжетов. То есть вся жизнь, если смотреть обобщенно, описывается этими 24 сюжетами. Читайте, читайте и еще раз читайте - ведь ничего нового в жизни не происходит - с точки зрения духовной жизни человека. Только читать надо хорошую литературу.

Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности. – Что новое открыли для себя? Какие моменты вызвали затруднения? Оцените урок с помощью смайликов.


А.А.Блок.Слово о поэте.Цель:пробудить у учащихся интерес и любовь к поэзии. Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений.

Содержимое разработки

Конспект урока литературы в 6 классе

Цель: пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.

Тип урока: урок-беседа.

Оборудование: учебники, тетради по литературе.

1. Организационный момент.

3. Изучение нового материала.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике. Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой русские поэты 20 века таких, как А.А. Блок и С.А. Есенин. Мы попытаемся разобраться какой они видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу. Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы, немного познакомимся и с самими поэтами.

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).

1. Слово о поэте

Прежнее безразличие Блока к общественно - политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. События того времени отразились в целом ряде произведений Блока.

В 1907 - 1908 годах определился глубокий разлад его почти со свей символистской литературой. Чем дальше, тем более настойчиво идет Блок своим путем. Из своих раздумий, сомнений и тревог он сделал решительные и окончательные выводы.

В 1911 году он снова путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин). В 1913 году - в третий раз (Париж и Бискайском побережье Атлантического океана).

Летом 1916 года он был призван в действующую армию и служил в инженеpно-стpоительной дружине, сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Здесь застала его весть о свержении самодержавия.

Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления Блока - с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петрограде и в Москве).В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь.Утром 7 августа он скончался.

Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров - в эпоху подготовки и осуществления октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

13 декабря 1898 г

Вы, бедные, нагие

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого.

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя.

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

24 августа 1899

3. Беседа с классом

Анализ стиха А.А.Блока - Летний вечер. План: 1) дата написания; 2) тема стиха; 3) идея стиха; 4)

лирический герой; 5) от чьего лица ведется повествование; 6) средства худ. выразительности; 7) рифма;

8) размер; 9) заключение.

1)13 декабря 1898.

поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной

4) У лирического героя тревожное нстроение, душевный непокой, тоска по гармонии, неясность

цели и будущего.

Пейзаж лишь повод для выражения чувств лирического героя.

"Закат","Дремота","туман","дали","ночь","луна"-ключевые слова, определяющие его настроения4

5) от лица лирического героя.

Блок рисует деревенский пейзаж позднего лета:"сжатая рожь","Некошеная межа","Роща","песня

жницы","туман","луговые дали",освещенные закатным солнцем.

Картину природы оживляют эпитеты, глаголы действия, сменяющие покой на стремительность,

безличные предложения, подчеркивающие тишину; потом в последней строфе-побудительные

предложения: "Забудь заботы и печали,/Умчись без цели на коне. "

7) 1 и 3 абзацы перекрёстная рифма. 2 абзац-парная.

8) Четырехстопный ямб.

9) Стихотворение очень красиво по своей композиции. Автору хорошо удалось передать чувства

и эмоции лирического героя через состояние природы.

- Чем отличается настроение в этих стихотворениях Блока? (В первом стихотворении главное

тишина и ничто не предвещает беды, хотя некоторый намек на тревожное мироощущение все же

есть: диск луны красный, подсвеченный последними лучами заката, а путь всадника не ясен из-за

Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.)

1. Слово о поэте

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21

сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны

Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

В 1904 году С. А. Есенина отдают на учёбу в Константиновское земское училище. Через несколько лет он поступает в церковно-учительскую школу.

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки

в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в

типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет 5

для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о

Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и, по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в

В 1915 году молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград. Там с его творчеством

знакомятся многие поэты и писатели того времени. Его стихотворения читали А.А.Блок и

Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж –

одна из постоянных тем есенинской лирики.

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек. 6

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец крестьянин,

Ну а я крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

21/22 октября 1925

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Убегает лентой вдаль.

3. Беседа с классом

- Какое время года рисует поэт в этих стихотворениях? В чем их общность и различие в

- Что общего в первых строках каждого стихотворения? Какие образы стихотворений поэт создает

при помощи лексики и синтаксических конструкций? (Кажется, что первые строки каждого стихотворения построены по одной модели. Детали окружающего мира намечены мазками, выраженными короткими предложениями с точками. Однако, если вдуматься, в первом стихотворении назывные предложения рисуют статичные зрительные картины, а во втором —

главными становятся динамика и звуки: лирический герой едет по лесной дороге и слышит звоны

4. Осмысление эпиграфа

Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравнениям, природа

видится нам живой, одухотворённой, ведь “В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ

ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК”.

– Вспомните художественные произведения, где природа очеловечена? (“Кладовая солнца” М.

Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратынского).

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание с комментированием к нему.

Д.З.: наизусть стихотворение А. Блока или С. Есенина (по выбору), анализ лирического текста.


-75%

Конспект урока

Цели урока: Образовательные: совершенствование навыков анализа и выразительного чтения лирического произведения. Развивающие: развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать); развитие элементов творческой деятельности; развитие навыков устной и письменной речи; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся. Воспитательные: воспитание любви к прекрасному; воспитание в учениках уверенности в своих силах, активной жизненной позиции, эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости читателей; привитие любови к родной природе.

Планируемые результаты:

Пр. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение. Выразительно читать. П. Структурируют знания. Р. Оценивают достигнутый результат. К. Умеют создавать связный текст. Л. Освоение личностного смысла учиться.

Оборудование: компьютер; проектор; презентация, карточки со стихами, портреты поэтов.

I. Организационный момент.

II. Мотивация. Целеполагание. Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня не совсем обычный урок литературы. Сегодня у нас урок выразительного чтения любимых стихотворений поэтов 19 века.

- О чем стихи великих поэтов? Ответить на этот вопрос нам поможет эпиграф.

- Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?

Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране. К.Г.Паустовский.

- Сформулируйте тему урока. Какие цели поставим?

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов и другие поэты. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова.

III. Работа по теме урока.

1. Повторение о средствах художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, звукопись. (Запись на доске)

- Сегодня мы услышим стихотворения, полные любви к природе и к Родине, но сначала давайте вспомним о средствах выразительности. Что это такое?

2. Работа в группах.

Класс делится на 4 группы и готовит стихотворения, посвященные одному времени года. Под руководством учителя каждая группа готовит свою презентацию с собственными иллюстрациями к стихотворениям, музыкальным произведением при чтении стихов.

1. Группа. Один учащийся из группы делает обзор стихотворений:

-Мы подготовили стихи об осени. Это стихотворения А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. Скучная пора у Пушкина, короткая, но дивная пора у Тютчева, славная осень у Некрасова, пахарь отдыхает в стихах Лермонтова. Авторы используют эпитеты, сравнения, олицетворения. Расскажите об этом.

Участники группы выразительно читают стихотворения (дети могут читать наизусть). Дают краткий анализ по плану:

-Тема, основная мысль

-Художественные выразительные средства

-Что вы услышали?

-Дальше продолжит группа, подготовившая стихи о зиме А.А.Фета, А.С.Пушкина, Е.Баратынского.

1). Ответственный в группе делает обзор стихотворений о зиме.

3)Анализ по плану.

1 ) Обзор (Все стихи радостные, веселые. В них много солнца, света, ярких красок, даже чувствуются запахи. Авторы передают свои сердечные переживания. А.Плещеев, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин.

Анализ по плану.

1.Обзор (Авторы не только описывают природу, но и труд людей. Ведь труд – это радость, удовольствие. Авторы любуется трудом косарей, восхищаются природой, олицетворяют ее.

2) Чтение стихов
Анализ по плану.


Слово учителя.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. С жизнью и творчеством этих и других поэтов 19 века мы более подробно будем знакомиться в старших классах. Главное сейчас, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться!

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

А. Фет

Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День — коньки, снежки, салазки,
Вечер — бабушкины сказки, —
Вот она — зима.

А. Фет

От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.

А.С. Пушкин

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняло пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Евгений Баратынский

Где сладкий шепот.
Евгений Баратынский
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…

Жуковский

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

ПУШКИН

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренние морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров,
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?
Быть так, прощаю комаров!
Но признаюсь — пустыни житель,
Покой пустынный в ней любя,
Комар двуногий, гость-мучитель,
Нет, не прощаю я тебя!

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Ярко звезд мерцанье

В зеркало залива

Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой

Слышен меж кустами

Смех и разговор;

По траве высокой,

С цепью на ногах,

Белый конь впотьмах.

Вот уж песнь заводит

Из кружка выходит

Шапку вверх кидает,

Ловит — не глядит,

Коростель в лугах,

Гладь да блеск озер,

Без конца простор,

Звезды над полями,

Глушь да камыши.

Так и льются сами

Е.Баратынский

Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров,
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?
Быть так, прощаю комаров!
Но признаюсь — пустыни житель,
Покой пустынный в ней любя,
Комар двуногий, гость-мучитель,
Нет, не прощаю я тебя!


Познакомиться с поэтами и писателями Саратовской области, выяснить, какое место занимает их творчество в литературе родного края, в литературном наследии Саратовской области.

Содержимое разработки

Литература родного края

Особое место в жизни русского человека всегда занимали духовные и литературные традиции, как в стране, так и на малой родине. Литература – часть жизни народной. Саратов и Саратовская область являются родиной целого ряда выдающихся поэтов и писателей, художников, артистов и музыкантов. Бурное развитие саратовской культурной жизни и большое внимание к искусству, истоки которых уходят к первой половине XIX века, и которыми охарактеризован советский период, привлекли на берега Волги также приезжих деятелей культуры, оставивших яркий след не только в истории региона, с которым они связали свой творческий путь, но и внесших неоценимый вклад в культурное достояние страны.

Саратовский край самобытен, богат своей историей, традициями, культурой. Многие улицы нашей области названы в честь писателей, поэтов, художников и политических деятелей, изобретателей и космонавтов, известных по всей стране и миру. В Саратовской области родились и работали многие известные люди: писатели - Н.Г.Чернышевский, К.Федин, А.Толстой, А.Вознесенский, К.Симонов, Л.Кассиль и другие, художники- В. Борис-Мусатов, К. Петров-Водкин, А.П.Боголюбов и др, изобретатели и ученые- Н.И.Вавилов, Ф.А.Блинов, П.И.Бахметьев, Н.Н.Семенов, И.В. и Я.В. Мамины, П.Н.Яблочков и другие. Многие из наших прославившихся земляков были увековечены в истории Саратова и области. В честь кого-то были названы улицы, кому-то был воздвигнут памятник, кто-то удостоился памятной таблички. Но, к сожалению, не все люди, которые прославили наш край, удостоились такой чести.
Сегодня стоит вспомнить писателей, тесно связанных с Саратовом. Знаменитыми они стали, переехав работать в столицу. Что, впрочем, понятно. Не все из них после переезда поддерживали связь с родными местами Связь с реальной жизнью, чувствами и душой автора всегда была отличительной чертой лучших представителей литературной интеллигенции Саратова. Саратовцы высоко чтят эти традиции и берегут память о знаменитых земляках и литераторах, чьи имена так или иначе связаны с Саратовской губернией.

А гордиться нам есть чем. В Саратове – два музея, которые изучают и хранят творческое наследие знаменитых литературных деятелей Н. Г. Чернышевского и К. А. Федина. Самая длинная улица, которая тянется вдоль Волги, носит имя Н. Г. Чернышевского. Это же имя значится на зданиях университета и театра оперы и балета.

Художественный музей – Третьяковка Поволжья – назван Радищевским, подарок городу от внука писателя.

В городе Вольске возвышается бюст писателю Ф. Панферову, а в Энгельсе открыт дом-музей и поставлен памятник Льву Кассилю.

В Краснопартизанском районе с. Савельевка создан музей имени В. В. Шабанова, в котором ежегодно проходят литературные и творческие вечера, посвященные поэту-земляку.

Цель работы - познакомиться с поэтами и писателями Саратовской области, выяснить, какое место занимает их творчество в литературе родного края, в литературном наследии Саратовской области.

Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове 24 июля 1828 года в семье священника. Отец Гаврила Иванович был многосторонне образованным человеком, начальное образование давал сыну на дому. Уже в детстве Николай поражал всех своей начитанностью, изучал иностранные языки, историю и географию. С 1842 года учился в духовной семинарии, которую не стал заканчивать и поступил в 1846 году в Петербургский университет на историко-филологический факультет. С 1851 по 1853 год Николай Гаврилович преподавал в саратовской гимназии, после чего женился и вновь переехал в Санкт-Петербург, где с начала 1854 года работал учителем во Втором кадетском корпусе, писал статьи в "Санкт-Петербургские ведомости", "Отечественные записки" и "Современник". 10 мая 1855 года состоялась скандальная защита диссертации на тему "Эстетические отношения искусства к действительности", подвергавшей критике идеалистов и теорию "искусство для искусства". Присуждению учёной степени помешал земляк Чернышевского министр просвещения А. С. Норов, магистром русской словесности Николай Гаврилович стал лишь три года спустя при Е.П. Ковалевском. Во второй половине 1850-х годов Чернышевский участвовал в деятельности революционных кружков, создании тайного общества "Земля и воля", формировании народничества, попал под наблюдение полиции. Арест состоялся 12 июня1862 года по обвинению в антигосударственной публицистической деятельности и провокаторстве. За почти два года заключения и следствия Чернышевским был написан главный труд - роман "Что делать?", опубликованный в трёх номерах "Современника". 7 февраля 1864 года сенат огласил обвинительный приговор: 14-летняя ссылка на каторжные работы и последующее пожизненное поселение в Сибири. Александр II высочайшей милостью сократил срок каторги вдвое. 19 мая1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга состоялась гражданская казнь революционера, после чего он был отправлен в Нерчинск. С 1871 года жил в Вилюйске, в 1874 году отказался от помилования. Освобождение стало возможным в 1883 году, после чего Чернышевский переехал в Астрахань, где вновь начал писать (мемуары о Добролюбове, Некрасове, Тургеневе, философский трактат "Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь", перевод с немецкого "Всеобщей истории" Георга Вебера). Возвращение в Саратов состоялось в июне 1889 года, однако всего через несколько месяцев 17 октября Николай Гаврилович умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен в фамильной усыпальнице на Воскресенском кладбище. 2

В своих произведениях Н.Г.Чернышевский использует саратовский материал, например, в своих мелких рассказах. В рассказе "Приключение друга"выведен саратовский знакомый Чернышеского Ф.И.Гейнцен, передающий историю женитьбы своего сына. Об этом случае Чернышевский писал отцу, еще будучи студентом. (Письмо от 16 марта 1847 года). В рассказе "Покража" передан вопиющий случай с женитьбой дряхлого старика купца, услышанный Чернышевским в Саратове .Веет саратовской стариной и от рассказа "Духовная сила". 3

В своем рассказе "Не всякую пятку хватай" Чернышевский рисует сильного "мужичищу здоровеннейшего" поволжанина. Анекдотическая форма рассказа, на первый взгляд напоминающего неправдоподобные "охотничьи рассказы", дает Чернышевскому возможность прикрыть главную мысль: есть в Саратове смелые, бесстрашные, удалые люди с такими качествами, какие нужны для народных мстителей. А сила их уходит попусту.

Много рассказов Чернышевского повествуют о саратовской жизни- "Чингисхан", "История Елизара Федотыча" и другие.

В роман "Повести в повести" входит в двух вариантах "Моя биография" Н. Г. Чернышевского, в котором он, называя себя Л. Панкратьевым (это был псевдоним его статей в "Современнике"), сообщает интересные данные о своих детских и юношеских годах в Саратове, в том числе о своей страсти к чтению.

В Алексеевском равелине Чернышевским было написано бессмертное произведение "Что делать?", на котором воспитывались поколения революционеров и в России, и за рубежом. Это памятник мирового значения. Саратовские впечатления проникли и сюда: то снова были те "живые люди", которые дали Чернышевскому свои черты и краски для типических обобщений. (в романе прослеживаются черты саратовского помещика П. А. Бахметева в образе Рахметова ) 4

С началом самостоятельной жизни вдали от семьи Федин сделал первые шаги как писатель. Эти ранние рассказы публиковались в 1913-1914 годах в петербургском "Новом сатириконе. В 1919 году писатель работал редактором "Сызранского коммунара" в Сызрани, где стал свидетелем событий гражданской войны в Поволжье. Из Сызрани вскоре был переведён в Петроград в редакцию газеты "Боевая правда", где работал до 1921 года. В марте 1949 года писатель приезжал в Саратов на встречу со студентами и работниками университета, на которой читал отрывки из "Необыкновенного лета". Осенью 1959 года Федин вновь гостил в родном городе, куда был приглашён на празднования 50-летия СГУ. Писатель участвовал в конференции, посвящённой его творчеству, работал над последней частью трилогии романом "Костёр", вышедшим в двух частях в 1961 и 1965 годах. В 1959-1971 годах Константин Александрович был 1-м секретарём Союза писателей СССР, после чего его избрали председателем правления. Среди последних работ Федина мемуары "Писатель, искусство, время" и "Горький среди нас". Умер Федин 15 июля 1977 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В Саратове писателю-земляку установлен памятник, его именем также названа площадь, а в здании бывшего Сретенского начального мужского училища работает музей Федина.


Белянкин Евгений Осипович-советский, российский писатель, член Союза писателей СССР (1959). Участник Великой Отечественной войны.

Н.Е.Палькин-поэт, журналист,публицист
Поэт родился на саратовской земле в селе Большой Мелик в 1927 году. Детство и юность провел в Балашове. Начало журналистской судьбы забрасывало его к оленеводам Ловозерской тундры, к горнякам Караганды, к строителям Темиртау, и вот уже многие годы он живет и работает в Саратове. Работает активно: в течение десяти лет был ответственным секретарем Саратовского отделения Союза писателей, затем долгое время главным редактором журнала "Волга"; ныне заслуженный работник культуры РСФСР, орденоносец, участник писательских съездов, публицист, автор прекрасных песен, многие из которых приобрели всесоюзную известность, поэт, на счету которого полновесные поэтические сборники и поэмы, великолепный пропагандист литературы.

Почетный гражданин г. Саратова, лауреат литературной премии Саратовской области им. М.Алексеева, кавалер Серебряного Знака имени Петра Великого за вклад в науку и образование.

В 1998 году Николай Егорович стал лауреатом одной из самых престижных литературных премий - имени Ф.Тютчева.

Стихи его лиричны, искренни, задушевны, музыкальны. Именно это побуждает композиторов к созданию песен. Его песни привлекали известных эстрадных певцов, в числе которых Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Леонид Сметанников.

Основная тема творчества - тема родного края, Волги, человека, живущего на ее берегах. 12 Тема Волги встречается во многих его произведениях. В каждом его стихотворении присутствует тревога за судьбу России, которая не может не вызвать тревоги за её настоящее и будущее у каждого, кто считает себя её сыном.

5 марта 2013 года ушел из жизни Николай Палькин. Поэт вошел в плеяду выдающихся деятелей отечественной культуры, чье творчество отличалось яркой индивидуальностью, самобытностью и многогранностью. С именем Палькина связана целая эпоха в истории культуры Саратовского края. Особая страница творчества Николая Егоровича Палькина - стихи, на которые написано более ста песен о Саратове и Волге - навсегда останется в истории культуры Саратова.

Тобольский И.Г. -поэт

Родился в Саратове 26 августа 1921 года в семье рабочего.

У Тобольского вышло около тридцати книг, отличающихся высоким гражданским звучанием.

Долгое время Исай Тобольский считался "детским" поэтом. В его творческой биографии стихи о детях и для детей занимают большое место. "Солнце над Волгой", "Весенние ручьи", "Дедушкин секрет" - эти и другие сборники стихотворений для ребят не раз выходили в центральных и местном издательствах. Произведения Тобольского для детей лишены навязчивой назидательности. Ставя своих героев в понятные и близкие детям ситуации, поэт говорит о патриотизме, о взаимовыручке, о любви к природе, о необходимости и радости труда, о мире.

Необыкновенный человек, поэт и художник Г.Голобоков. Геннадий Григорьевич Голобоков родился в 1935 году в селе Малая Быковка Балаковского района Саратовской области. С детства увлекался астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке, гармошке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской реки Линевки, он ударился головой о песок. Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция была сделана в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Страшный диагноз - полная неподвижность. Но он не сдался, боролся за свою жизнь всеми силами. При поступлении в Московский заочный университет искусств из приемной комиссии ему ответили: необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, для всех без исключения. Тогда Геннадий Голобоков посылает письмо и несколько своих рисунков вице-президенту Академии художеств СССР В. А. Серову, который ходатайствует о приеме в университет.

Творческий путь художника начинался с полотен, посвященных прошлому и настоящему любимой Родины, труду молодежи в городе многих ударных комсомольских строек. Он рисовал парней и девушек, причастных к преображению Балакова. Главный герой - молодой, счастливый и сильный человек-созидатель.

Проникновенные стихи Геннадий Голобоков посвятил и Родине, такие как "Русь. Россия.."

Г. Г. Голобоков умер 17 мая 1978 года. В ящике его письменного стола лежали рекомендации для приема в Союз художников от народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю. М. Непринцева и члена Союза художников СССР, летчика-космонавта СССР А. А. Леонова.

Геннадий Григорьевич не успел вступить в творческий союз. Но Художником он стал.

Саратовская область- регион, обладающий высоким культурным потенциалом. Н.Г.Чернышевский, А.Толстой, Л.Кассиль, К.Федин, Г.Голобоков, Н.Палькина , И. Тобольский - писатели и поэты, чья жизнь и творчество, так или иначе, связаны с Саратовом, Саратовской губернией. Их было не очень много, но зато насколько выдающиеся это были люди.

Читайте также: