Литература эпохи возрождения урок в 8 классе конспект

Обновлено: 05.07.2024

Урок литературы в 8 классе. Урок-погружение в литературное произведение.

ВложениеРазмер
urok_po_tragedii_shekspira_romeo_i_dzhuletta.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по программе Г.И. Беленького

ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира;

2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения

разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического

3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость;

формировать интерес к творчеству Шекспира.

ТИП УРОКА: урок-погружение в произведение

МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный

аудиомагнитофон, фонограмма – фрагменты из балета

видеокассета – фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и

созданные в программе Power Point.

Любовь всегда прекрасна и желанна,

Особенно, когда она нежданна.

Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.

Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.

  1. Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения

и просмотр слайдов, созданных на компьютере в программе Power Point

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.

Учитель: Мы говорим сегодня о пьесе, и я надеюсь, вам удалось отыскать материал о развитии театра в эпоху Возрождения?

Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.

Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.

Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.

Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.

Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.

(Работа с карточкой-информатором)

Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире. Перед вами карточка-информатор, где записана краткая биография писателя. Внимательно прочитайте и расскажите о Шекспире.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР ПО БИОГРАФИИ У. ШЕКСПИРА

23 апреля 1564 года – родился Уильям Шекспир в Англии в Стратфорд-он-Эйвон в семье

торговца и почтенного горожанина

Около 1580 года – бросает школу, чтобы помогать отцу

Ноябрь 1582 года – вынужденно женится на Энн Хэтэуэй

Май 1583 года – рождение дочери Сьюзен

Февраль 1585 года – рождение двойни: сына Гамлета и дочери Джудит

Вторая половина 1580-х годов – отъезд Шекспира из Стратфорда

1592-1594 года – эпидемия чумы в Лондоне; театры закрыты; создание пьес: хроника

Осень 1599 года – становится совладельцем, актером труппы и основным драматургом

1606 год – начало последнего периода шекспировского творчества

1613 год – отъезд Шекспира на родину; создание трагедий на античные сюжеты

Март 1616 года – составление и подписание завещания из-за болезни

23 апреля 1616 года – смерть Шекспира

25 апреля 1616 года – погребение Шекспира в алтаре церкви Святой Троицы на окраине

  1. Представление подготовленным учеником герба дома Шекспира,

нарисованного им самим

Герб Шекспиров имеет форму щита, пересекаемого по диагонали копьем; поверх щита на венке стоит сокол, держащий одной поднятой лапкой копье.

Хотя отец Шекспира был женат на дворянке, звание жены не переходило ни к мужу, ни к сыну. Шекспир настойчиво добивался герба – не для отца и не для сына (Гамлет умер одиннадцатилетним) – для упрочения собственного социального статуса и права именоваться джентльменом.

Учитель: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце ΧVI века, точнее – в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса ΧΧ века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…

В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам

(В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей

- Давайте прочитаем пролог.

а) Чтение вслух пролога

Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

- Определите тему трагедии.

(Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении

- Где происходит действие?

(В Италии, в Вероне и Мантуе.)

- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?

(Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее

давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже

давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему

б) Прослушивание в грамзаписи фрагмента «Монтекки

- Какое настроение воплощено в этой музыке?

- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

(Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих

семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и

- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.

(Сюжет – это система событий в произведении. Элементы

сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)

- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.

( Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа

Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;

завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и

кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая

своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из

развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)

- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и

- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под

влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с

(акт 1, сцена 1- три отрывка)

- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

(Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не

отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает

девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь

обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта

отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь

думала о любви, о браке, она спокойна.)

- Вспомните, сколько лет Джульетте?

(Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)

- Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-

в) Прослушивание в грамзаписи фрагмента

- Почему автор делает героиней такую молодую девушку?

(Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в

- Как и где вспыхивает чувство юных героев?

(Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и

Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в

надежде встретиться с Розалиной.)

г) Просмотр видеофрагмента из фильма Ф. Дзефирелли

- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от

- Что мешает их любви?

(Вражда их семейств.)

- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и

красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает

дочь Капулетти, он начинает действовать. Из

мечтательного юноши он превращается в смелого,

мужественного человека, способного принимать решения

и отвечать за свои поступки.

Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была

покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою

- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую

роль в судьбе героев?

(Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и

кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга

Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из

- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

(Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей

супруги и не желает ему зла.)

- В чем видят герои смысл жизни?

(В любви. Они не могут оставаться друг без друга,

поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая

снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за

- Почему погибают герои?

(Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии,

примирению, доброте и любви.)

- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.

д) Выразительное чтение развязки трагедии

(с рассказа монаха Лоренцо)

- Есть ли смысл в гибели героев?

(Да, так как после смерти героев враждующие семьи

е) Анализ эпиграфа к уроку

- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?

(Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь,

которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли

жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель

открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что

любовь сильнее смерти.)

Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.

История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Список использованной литературы:

2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Анл. писатели XVI-XX вв.: Кн. для

учащихся. – 2-е изд., дораб. – М., 1992.

  1. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. 3-е изд. – Т.11. Язык и литература. М., 1976.
  1. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8. Флобер – Яшпал. – М., 1975.
  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М., 1988.
  1. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова,

В.Д. Синюков. – М., 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про. купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти.

конспект урока литературы 7 класс


Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа.


Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.


Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.


Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека.



Урок знакомит с литераторами эпохи Высокого Возрождения – Уильямом Шекспиром и Мигелем Сервантесом. Предлагает взглянуть на героев их произведений как на ярких представителей эпохи Возрождения. Знакомит с жизнью и творчеством художников, представителей Итальянского Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Литература эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение"

Литература эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение

Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения началась в Европе в начале XIV века. Раньше вы уже начинали знакомиться с культурой этого периода истории. Сейчас вам предстоит более подробно узнать о культуре высокого Возрождения, которая относится к XVI веку.

На этом уроке вы сможете погрузиться в мир литературы высокого Возрождения и художественной культуры Италии.

Начнем с литературы. Важной ее особенностью стало проявление интереса к личности человека, его внутренним переживаниям. Теперь писателей стала интересовать земная жизнь с ее волнениями и проблемами.

Уильям Шекспир. Одним из главных представителей литературы этого времени является Уи́льям Шекспи́р. Родился он 26 апреля 1564 года в Стра́тфорде-на-Э́йвоне. Шекспир называл мир театром, в котором люди – актеры, исполняющие свои роли. Поэтому в своих пьесах он уделял большое внимание переживаниям людей, их трагедиям. Посредством театра Шекспир хотел научить людей преодолевать трудности.



Мигель Сервантес. Следующий знаменитый писатель эпохи Возрождения – Миге́ль Серва́нтес. Родился он 29 сентября 1547 года в Испании в городе Алька́ла-де-Эна́рес. Он прожил очень яркую и насыщенную событиями жизнь. Именно поэтому его роман о Дон Кихоте получился настолько живым и образным. Сервантес делился с читателем всем, что сам видел или испытал.




Само произведение задумывалось для высмеивания жанра рыцарских романов, характерного для эпохи Средневековья. Ало́нсо Киха́на – испанский идальго, который уже далеко не молод. За свою жизнь он прочитал большое количество рыцарских романов и от этого сошел с ума. Идальго вообразил себя рыцарем, назвавшись Дон Кихотом. Свою старую лошадь он видел благородным конем Россина́нтом. В слуги к Дон Кихоту поступил крестьянин Са́нчо Па́нса. Вместе они отправляются в путь, полный подвигов.

Дон Кихот является героем, готовым на все, чтобы помочь людям. Главное его качество – альтруизм. Правда не всегда эта помощь приносит что-то хорошее и самому рыцарю, и тем, кому он помогает.

Во второй книге образ героя меняется. Он начинает видеть реальный мир, его недостатки и несправедливость. Дает многочисленные советы Санчо Пансе, который мечтает стать губернатором острова. Так, например, он советует в первую очередь узнать самого себя и быть самим собой; в правлении проявлять мягкость и разумность, не подкупать правосудие, распределять блага между бедными только справедливо; для настоящего правителя истина должна быть на первом месте. Во время правления Санчо Панса активно ведет борьбу с бездельем, подкупами, поощряет труд. Сервантес демонстрирует читателю недостатки Испании во времена правления Филиппа II: налоговая система, непригодная и отсталая медицина, различные религиозные суеверия.

С одной стороны, книга является смешной и комичной, а с другой, она полна доброты и человечности.

Обратите внимание на тот факт, что Уильям Шекспир и Мигель Сервантес умерли в один день и в один год – 23 апреля 1616 года. В 1996 году ЮНЕСКО объявила этот день Всемирным днем книг и авторского права.


Леонардо да Винчи. А теперь рассмотрим Итальянское Возрождение. Одним из самых ярких его представителей был Леона́рдо да Ви́нчи. Родился он 15 апреля 1452 года неподалеку от городка Ви́нчи.


В 14 лет стал подмастерьем художника Верро́кьо во Флоренции. За время обучения он познакомился с разными науками, такими как черчение, химия, металлургия. Научился работать с гипсом и кожей. Однажды Веррокьо поручил Леонардо изобразить на картине ангела. Далее, согласно легенде, когда мастер посмотрел на результат, то навсегда забросил живопись. Настолько талантливо Леонардо нарисовал своего ангела и превзошел учителя.



Всю жизнь Леонардо да Винчи творил. Его увлекало все новое. Среди набросков Леонардо да Винчи обнаружили прототип вертолета и парашюта. Он разработал орнито́птер — летательную машину на птичьих крыльях. Но предпочтение все же отдавал изобразительному искусству.

В возрасте 64 лет Леонардо поселился в замке, принадлежавшем королю Франциску I. Здесь он провел последние годы жизни и умер 2 мая 1519 года.






Микела́нджело Буонарро́ти. Родился 6 марта 1475 года в городе Капре́зе. В 13 лет Микеланджело стал учеником у художника Домени́ко Гирланда́йо. Через год он попал к скульптору Берто́льдо ди Джова́нни. Микеланджело пользовался покровительством Лоре́нцо Ме́дичи. Дальнейшие годы наполнены постоянным трудом. Он создает множество произведений искусства. Папа Юлий II заказал Микеланджело свою гробницу. По его же просьбе написаны фрески в Сиксти́нской капе́лле. Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме.





Рафаэль Санти. Еще один выдающийся представитель итальянского Возрождения – Рафаэ́ль Са́нти. Родился он 28 марта 1483 года в Урби́но. Рафаэль жил в Перу́джо, Флоренции, Риме, Ватикане и везде он творил. За недолгую жизнь художник оставил большое количество работ. Но главной темой его творчества была Мадонна. Всего он написал около 42 изображений Мадонны и младенца. Умер Рафаэль 6 апреля 1520 года в Риме в возрасте 37 лет.




Таким образом, можем сделать вывод, что для Итальянского Возрождения характерно:

· большое внимание античности;

· познание анатомии человека;

· освобождение от церковных догм.

Вы познакомились только с частью культурного наследия, которое нам оставило Итальянское Возрождение. Неизвестно, как развивалось бы современное искусство, если бы мастера того времени не создали свои великолепные шедевры, которыми до сих пор не устают восхищаться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел : Любовь и честь Школа:

ФИО учителя:

Количество присутствующих: Количество отсутствующих:

Литература эпохи Возрождения

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

ПО1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм

ОС4 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного единства и фактологической точности

Все учащиеся научатся: отвечать на проблемные вопросы, выражающие знание и понимание изучаемых произведений с использованием цитат

Большинство учащихся научится: выявлять важные для определения конфликта произведения проблемы, используя художественные особенности произведения, объяснять значение композиции для раскрытия идейно-тематического замысла

Некоторые учащиеся научатся: понимать информацию с позиции критического осмысления произведений, определяя свое отношение к теме произведения

отвечает на проблемные вопросы, выражающие знание и понимание изучаемых произведений, выявляет важные для определения конфликта произведения проблемы;

Языковые цели

уметь представлять текстовую информацию по проблематике произведения в различном виде (таблицы, ряд символов и т.д.); анализировать прозаический

Сотрудничество, взаимоуважение, семейные ценности

Русский язык, искусство, история

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

1. Оргмомент

I . Мотивация учебной деятельности

Тебе дана возможность пасть до уровня животного,

но также и возможность подняться до уровня существа богоподобного -

лишь благодаря личной внутренней свободы .

Учитель читает высказывание графа Пико делла Мирандолы

Работа с эпиграфом

• Как вы понимаете это высказывание?

• Согласны ли вы с ним?

Большая ответственность - понимать, что только от тебя будет зависеть твое будущее. И никому упрекать, что в жизни происходит что-то не так, как хотелось бы. Такими смельчаками были титаны Возрождения - новой эпохи в развитии человечества.

II. Изучение нового материала

Возрождение, или Ренессанс (Кепатапсе), - эпоха в истории культуры и искусства Х IV -Х VI вв., что начатая в Италии.

Впервые термин Ренессанс употребил историк искусства Дж.Вазари в Х V И ст.

Эпоха Возрождения - это эпоха великих географических открытий, эпоха бурного развития науки, расцвета искусств и становления высоких общечеловеческих идеалов. Она представляет собой переход от средневековой культуры, для которой характерен аскетизм с его презрением ко всему земному и телесному, к культуре нового времени.

Сначала деятели Ренессанса видели свою главную задачу в возрождении идеалов античности, откуда и возникло название эпохи. Но со временем идейной основой Возрождения стал гуманизм - учение, основанное на признании ценности человека как личности, ее права на развитие и проявление своих способностей. Ведущей стала идея человека, чье достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, а личной доблестью, благородством в делах и мыслях.

В средневековом искусстве в центре внимания всегда был Бог, а в искусстве Возрождения центральное место занимает человек во всей свои физической, моральной, интеллектуальной красе. Большая вера в человека, его безграничные возможности была основной в идеологии Ренессанса.

Какими произведениями прославилась эпоха Возрождения?

Работа с учебником стр 56-60 Читаем и обсуждаем

2. В чём заключается прогрессивность идей эпохи Возрождения?

3. Кого называли гуманистами?

Анализируем, сравниваем и оцениваем

1.Как идеалы гуманистов отразились в произведениях живописи эпохи Возрождения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать интерес к литературе и культуре; формировать духовные потребности личности.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Оборудование: электронная презентация, портреты наиболее известных представителей эпохи Возрождения, репродукции картин, фотографии скульптур, таблица к изучаемому материалу, эпиграф на доске.

Эпиграф: Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам.

Этапы урока

I. Организационный момент

1. Приветствие учителя.

2. Внесение в журнал информации об отсутствующих.

3. Запись даты, темы, эпиграфа в тетрадь.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

III. Проверка домашнего задания

Письменный опрос.

Каким словом принято обозначать литературу и культуру Древней Греции и Древнего Рима?

Каковы хронологические границы античной культуры?

Укажите географические границы античной культуры.

Как рассматривался человек в античной культуре? (3 предложения)

Назовите особенности античной культуры (3).

Назовите особенности античной литературы (3).

Укажите жанры эпоса, лирики и драмы, которые появились в Античности.

В чём состоит значение Античности для последующего развития европейской культуры?

IV. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень значительным периодом, который оказал огромное влияние на культуру и жизненный уклад всех народов мира. По этой и двум предыдущим темам на следующем уроке мы проведём небольшую проверочную работу, так что слушайте внимательно. Некоторые особенно важные моменты мы запишем в тетради.

2. Объявление темы.

3. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь. Обращение к эпиграфу урока.

– Что вы знаете об эпохе Возрождения?

4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

5. Работа с учебником. Комментированное чтение с. 9.

Запись в тетради:

Литература эпохи Возрождения

IV-XV века – Средневековье.

6. Лекция учителя.

Закат средневековья начался в XIV веке. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие систему средневековых ценностей. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство – инквизицию. Но патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Этому способствовали следующие события:

1. Великие географические открытия. В 1492 г. - X. Колумб в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись.

2. В разрушении средневекового мира огромная роль принадлежит развитию научной мысли Европы, достижениям в технике и естественных науках. Гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видения Вселенной. Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась. Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте.

3. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения произведений. (1462 г.— Иоганн Гуттенберг. Книга становится доступной. Книги священные, Библия)

4. Политика: укрепление и начало абсолютизации королевской власти.

Культура Возрождения зародилась во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI веков, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Одной из первых вступила на этот путь Италия.

Запись в тетради.

Возрождение (Ренессанс) – XIV-XVI (14-16) века, нач. в Италии.

Средневековое презрение ко всему земному сменяются теперь интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Для искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями.

Запись в тетради.

Эпоха Возрождения – эпоха воплощения в искусстве идей Античности:

7. Работа с учебником. Комментированное чтение с. 10.

В эпоху Возрождения влияние церкви на общество и культуру ослабело. Быстро развивалось светское искусство. Деятели науки и искусства называли себя гуманистами – людьми, изучавшими всё, что связано с природой человека и его духовным миром.

Запись в тетради.

Лат. humanus – человеческий.

Особенности искусства эпохи Возрождения:

Слабое влияние церкви.

Становление реализма.

Связь с наукой.

Основа всей культуры – искусство Античности.

Человек, его земная жизнь и борьба за счастье – главное содержание искусства. Человек эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитая личность, физически красивая и духовно богатая.

Любовь – важнейшая тема в искусстве.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Портреты и пейзажи стали реалистичными, правдиво изображался мир и человек.

Запись в тетради.

Деятелей науки и искусства эпохи Возрождения называют:

гуманистами (изучали всё, что связано с природой человека и его духовным миром);

универсалами (проявляли талант в нескольких областях);

титанами (сделали столько, сколько не под силу обычному человеку).

Особенности литературы:

1. Устраняется средневековое противопоставление плоти и духа;

2. Изображён человек с земными страстями и желаниями.

3. Ценность человека определяется его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Новые имена эпохи Возрождения: Уильям Шекспир (Англия), Сервантес (Испания), Петрарка (Италия).

Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи (в 20 в. нашли его бумаги, там были проекты и чертежи вертолёта, пулемёта, велосипеда, парашюта и др.).

Деятели русской культуры припадали к Возрождению и черпали в его шедеврах жизненные силы. Рим Микеланджело влек Гоголя, во Флоренции Чайковский написал "Пиковую даму", трагедии Шекспира послужили образцами Пушкину для его "Бориса Годунова".

V. Подведение итогов урока.

Читайте также: