Лиса и козел конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Оценить 1951 0
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
Подготовлено воспитателем 1 квалификационной категории
г. Озёрск 2019 год
Конспект НОД по речевому развитию.
Для детей подготовительного дошкольного возраста 6-7 лет.
Вид НОД: усвоение новых знаний и умений.
Форма организации обучения: фронтальная.
Развивающие задачи: развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, способность детей обобщать и активизировать словарный запас. Развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ;
Воспитательная задача: воспитывать интерес к жанру русской народной сказки, уважение к ответам сверстников.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Средства и оборудование.
Картинки для плана. 1. Лиса в колодце.
2. Глупый козёл в колодце.
3. Спасение козла.
Организационный момент.Дети заходят, становятся в круг.
Воспитатель:Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и хорошее настроение. Давайте немножко отдохнем и настроимся на занятие, (проводится артикуляционная гимнастика).
Вот и вышел на порог
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Воспитатель: А сейчасповторяем за мной чистоговорку, произносим слоги и слова отчётливо.
Жи – жи - жи – сказку расскажи.
Ша – ша – ша – сказка хороша.
Ву – ву – ву – сказка наяву.
Ра – ра – ра – нам читать пора.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:Сегодня мы с вами будем пересказывать русскую народную сказку. Ну, а чтобы узнать, как она называется, вам помогут загадки.
Слушайте первую загадку:
Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу
И узнали мы…(Лису)!
Слушайте вторую загадку:
С бородой, как старый дед,
В шубу тёплую одет.
Целый день траву жуёт,
Никогда не устаёт.
До чего упрям и зол
Старый бабушкин. (Козел)
Воспитатель: Как вы думаете, как называется сказка?
Воспитатель: Молодцы. А теперь я вам предлагаю послушать эту сказку (воспитатель читает сказку с использованием иллюстраций к сказке).
Автор.Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить – тоже.
Сидит лиса, горюет.
Идет козел – умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:
Козёл. – Что ты там, лисонька, поделываешь?
Лиса.– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!
Автор. А козлу давно пить хочется.
Козёл.– Хороша ли вода-то? – спрашивает козел, (автор).
Лиса.– Отличная, – отвечает лиса, (автор). – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Автор. Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:
Лиса.– Ишь, бородатый, и прыгнуть-то не умел – всю обрызгал.
Автор. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
Воспитатель: - А сейчас я узнаю, внимательно ли вы слушали сказку и как её запомнили.
- Как называется сказка?
Воспитатель:- Главные герои этой сказки?
Дети: - Главные герои этой сказки: лиса и козел.
Воспитатель:- Почему лиса упала в колодец?
Дети: - Лиса упала в колодец, потому что на ворон зазевалась.
Воспитатель: - Что спросил козел у лисы?
Дети: - Что ты там лисонька поделываешь?
Воспитатель: - Что она ему ответила?
Дети: - Отдыхаю голубчик, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!
Воспитатель: - Почему козел попал в тот же колодец?
Дети: - Потому что он хотел пить.Лиса его обманом заманила.
Воспитатель: - Что ему сказала лиса, когда он запрыгнул в колодец?
Дети:Ишь, бородатый, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал (сердито).
Воспитатель: - Как лиса выбралась из колодца?
Дети: - Лиса вскочила козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Воспитатель: - Чем закончилась сказка?
Дети: - Козла отыскали и вытащили за рога.
Воспитатель: Вам понравилась сказка?
Воспитатель: - А теперь давайте с вами отдохнем, (проводится физкультурная минутка).
Физкультурная минутка.
Много сказок есть на свете (дети шагают)
Эти сказки любят дети (дети приседают)
Про лисичку и зайчонка (дети имитируют движения)
И про Машу с медвежонком
И семь беленьких козлят, (руки в стороны, потом к плечам)
Съесть которых волк был рад. А сейчас все вместе глазки закрывайте,
И волшебные слова дружно повторяйте:
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать эту сказку еще раз, но слушайте внимательно и запоминайте потому, что вы ее будете пересказывать.
Воспитатель: Чтобы рассказать сказку нужно знать, что происходило в начале, в середине и в конце. А поможет нам в этом схема к сказке, (воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу).
Воспитатель: - Как начинается сказка? - Какое название можно придумать к ее началу?
Дети: Лиса в колодце.
Воспитатель: - О чем говорится в середине? - Какое название к ней подходит?
Дети: - Глупый козел в колодце.
Воспитатель: - Чем закончилась сказка? - Какое название можно придумать к ее концовке?
Дети:- Спасение козла.
Воспитатель: - Давайте вспомним, каким голосом лиса говорила?
Дети: - Ласковым, нежным, мягким.
-Вспомните слова лиса, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково.
Воспитатель: А как лиса стала разговаривать с козлом потом?
Дети: сердито, громко, грубо, гневно.
Воспитатель: - Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.
Дети: «Ишь, бородатый! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.
Воспитатель: - А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.
-А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.
Воспитатель: - Молодцы! Смогли показать характер лисы.
Воспитатель: - А теперь пересказываем по частям (один ребёнок начинает, а другой продолжает, вызвать три ребёнка).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в театр, вы не просто дети, вы артисты.
Распределяем роли и пересказываем по ролям (драматизация сказки).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно запомнили сказку.
Заключительная часть.
Как вы понимаете слово - ложь?
Дети:неправда.
Воспитатель:Значит сказка - это неправда, придуманные события.
Воспитатель: А слово намек - указание на что-то плохое или хорошее.
Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.
Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.
Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей).
С какой сказкой мы познакомились?
Воспитатель: Ребята, а мне жалко козла за то, что он такой доверчивый, что его обманула лиса.
- А теперь я предлагаю вам взять листочки и карандаши и раскрасить рисунок. Раздать листы с лисой или козлом по сказке для разукрашивания.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План-конспект урока чтения во 2 классе
Формируемые УУД:
оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
учебно- познавательный интерес к учебному материалу;
чувство ответственности за выполнение своей работы;
Познавательные:
Совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать умения
работать с текстом, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, формировать умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков; формировать несложные выводы, основываясь на тексте произведения.
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять учебное задание в соответствии с целью;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные:
формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Ни минуты не теряем.
Улыбнитесь друг другу.
Тому, кто улыбается, смеется,
Все в жизни удается.
- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
II. Артикуляционная гимнастика.
– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём как всегда с фонетической разминки
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
-Чтоб понравиться лягушкам
Тянем губки прямо к ушкам.
- Подражаю я слону –
Губки хоботком тяну.
2. Споем песенку гласных (с разным ударением)
А-У-И-О-Ы АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ УЫОИАЭ ЫЭАОИУ
3. Чистоговорка (хором)
- Жи- жи- жи - сказку расскажи.
- Ша-ша-ша - сказка хороша.
- Ву-ву-ву - сказка наяву.
- Ра-ра-ра - нам читать пора.
4. Скороговорка
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга никуда.
- сначала читаем все вместе медленно.
- читаем с весёлой интонацией.
- читаем с вопросительной интонацией.
- читаем шёпотом.
- все вместе читаем с ускорением.
5. Упражнения в чтении.
- Найди среди букв и прочитай знакомые слова.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
– Хорошо. Прочитайте ещё раз последнее слово, которое получилось – (СКАЗКИ).
-Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по сказкам.
Гимнастика для глаз
Глазки широко открыли
Огляделись, удивились
Глазки закрываем – они у нас отдыхают
Снова глазки открываем
Быстро, быстро все моргаем
Глазки отдохнули – глубоко вздохнули
Глубоко вздохнули – вот как отдохнули!
Проверка д/з:
Физкультурная минутка.
Много сказок есть на свете дети шагают
Эти сказки любят дети дети приседают
Про лисичку и зайчонка, дети имитируют движения
И про Машу с медвежонком
И семь беленьких козлят, руки в стороны, потом к плечам
Съесть которых волк был рад.
А сейчас все вместе глазки закрывайте,
И волшебные слова дружно повторяйте:
V. Основная часть.
Подготовка к восприятию сказки
– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.
– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.
– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)
Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Сядьте удобно.
слушание сказки и рассматривание слайдов
1. Чтение сказки учителем с нацеливанием.
-Куда провалилась лиса?
2. Словарная работа.
Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.
Посмотрите на картинке изображено, что колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.
– Зачем на колодце нужна крыша? ( Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду .)
– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? ( Чтобы не осыпалась земля .)
– Чем укрепляют стенки колодцев? ( Брёвнами .)
– Как называются бревна? ( Сруб .)
3. Чтение трудных слов.
- Читайте правильно.
Ко ско вско вско-чи-ла
4. Чтение сказки (жужжащие)
Зрительная гимнастика.
Ах, как долго читали,
Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
Посмотрите все на дверь.
Посмотрите все наверх.
Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
Зажмурили глаза, открыть и поморгали.
5. Ребята, теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).
6.Первичное закрепление материала
Беседа по содержанию сказки
– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)
- Почему лиса попала в колодец? ( Лиса попала в колодец, потому что не с мотрела под ноги.)
– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что выскочить было трудно.)
- А зачем заглянул в колодец Козёл ? ( Ему интересно было, пить захотел.)
- Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце?
– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на спину и выскочила из колодца.)
Дети выбирают характеристику героя.
(хитрая, лживая, грубая, справедливая,)
глупый, доверчивый, находчивый, упрямый,
– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)
– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)
-Хорошо ли поступила лиса? А вы бы как поступили?(попросили бы помощи)
7.Выборочное чтение:
-прочитайте разговор лисы и козла. Не забудьте передать хитрый и ласковый тон лисы.
8. чтение эхом за учителем.
V I . Итог. Рефлексия.
Учитель: С какой сказкой познакомились?
Ученики: Лиса и козёл.
Учитель: Кто автор этой сказки?
Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Какой урок вы вынесли из этой сказки?
Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.
Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.
- Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.
- Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.
VII. Оценивание. Дом.задание.
1й уровень: читать 5 раз (выразительно) c .42
2й уровень: учиться читать по ролям (сколько действующих лиц? Автор, лиса и козел)
Тип урока: комбинированный
Продолжительность урока: 40 минут.
1. Организационный момент
– Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.
Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука – это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать…
А голова думает…
– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с артикуляционной гимнастики.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
– Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а затем справа налево. (Читают со школьной доски по цепочке, дети с нарушением зрения работают с индивидуальными карточками).
2. Актуализация знаний
– Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются? (Придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение).
– А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять карточку с её названием. (Детям раздаются карточки с названием сказок, а не читающим детям – карточки с иллюстрациями).
Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)– Как выскочу,
Как выпрыгну
Пойдут клочки
По закоулочкам! (Заюшкина избушка)Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок)Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.
Цель: снятие напряжения мышц плечевого пояса.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
– Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.
3. Основная часть
Подготовка к восприятию сказки
– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.
(Читающие дети работают со словарным материалом, а не читающие дети с предметными картинками).
– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.
– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)
1. Чтение сказки учителем.
Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.
Посмотрите на доску, на картинке изображено, что колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.
– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду.)
– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась земля.)
– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)
– Как называются бревна? (Сруб.)
3. Чтение по цепочке
– Ребята вы внимательно послушали сказку. Мы выяснили значение трудных слов и выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).
Первичное закрепление материала
1. Беседа по содержанию сказки
– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец . )
– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что было глубоко.)
– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на плечи и выскочила из колодца . )
– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)
– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)
Цель: снятие зрительного переутомления.
Ах, как долго читали,
Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
Посмотрите все на дверь.
Посмотрите все наверх.
Посмотрите вниз.
Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
Зажмурили глаза, открыть и поморгали.
Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.
2. Работа с пословицей
Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.
Читать разговор лисы и козла по ролям.
Рефлексия. Итог урока
– Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите карточку, где малыш улыбается. А если вам было грустно и неинтересно, то поднимите карточку, где малыш плачет.
– Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать в ладоши …(Имя ребёнка) за хорошую работу. …(Имя ребёнка), а кому похлопаешь ты?
Разработка научит пересказывать детей связно, последовательно; способствует совершенствованию умения эмоционально вести пересказ.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет
Факультет Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии
Кафедра дошкольного образования и сервиса
Конспект по обучению пересказу народной сказки
Выполнила: студентка 3 курса группы Б
(русская народная сказка)
1) Учить пересказывать детей связно, последовательно.
2) Совершенствовать умение эмоционально вести пересказ.
3) Прививать отрицательную реакцию на ложь и хитрость.
В: Ребята, вы любите сказки? /ответы детей
В: А какие сказки вы любите?/ ответы детей
В: Хорошо, я вам сегодня почитаю сказку, но чтобы узнать, как
называется сказка вам нужно отгадать загадки.
И кур в деревне крадет
А лаптей не плетет
В: Так про кого будет сказка? /ответы детей/ Правильно!
В: Прежде чем мы начнем, давайте поиграем. Я буду говорить вам фразы
из сказки, а вы подскажите мне как сказать по другому.
- зазевалась на ворон -----засмотрелась
- прыгнул сдуру------------не подумав
- лиса браниться -----------ругается
В: Какие вы молодцы! А теперь приступим к чтению русской народной
Чтение сказки (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Беседа по содержанию
В: Так кто же был героями сказки?/ответы детей/ Отлично!
В: Почему лиса упала в колодец? /ответы детей/ Абсолютно верно!
В: Как козел нашел лису? Послушайте еще раз внимательно и
постарайтесь запомнить.(повторное чтение отрывка)
Так все же, как козел лису нашел?/ответы детей/
В: Для чего козел прыгнул в колодец? (воспитатель показывает картинку
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Посмотрите на картинку и попробуйте
В: С помощью кого лиса выбралась из колодца?
В: А кто помог козлу вылезти из колодца?
Чтение с установкой на запоминание
В: А сейчас послушайте сказку еще раз очень внимательно, ведь потом мы
попробуем пересказать ее.
В: Вы внимательно слушали сказку?
В: Я предлагаю вам по цепочке пересказать ее. Начнем с …..
В: Какие вы молодцы! Хорошо запомнили сказку!
В: С какой сказкой мы сегодня познакомились?
В: А теперь, давай те нарисуем тот эпизод сказки, который вам больше
Лиса и Козел
Бежала Лиса но дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды колодце немного, утонуть-то — не утонешь, а выскочить — не выскочишь.
Сидит Лиса, горюет. Что тут делать?
Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:
— Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?
— Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.
А Козлу давно пить хочется.
— Да хороша ли вода-то?
— Вода-то хороша, — отвечает Лиса. — Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.
Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится:
- Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел , всю забрызгал.
Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел его и видел.
Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как из колодца выбраться.
Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.
Читайте также: