Лиса и козел конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1951 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе

Подготовлено воспитателем 1 квалификационной категории

г. Озёрск 2019 год

Конспект НОД по речевому развитию.

Для детей подготовительного дошкольного возраста 6-7 лет.

Вид НОД: усвоение новых знаний и умений.

Форма организации обучения: фронтальная.

Развивающие задачи: развивать речь, интерес к художественному слову, творческое мышление, способность детей обобщать и активизировать словарный запас. Развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ;

Воспитательная задача: воспитывать интерес к жанру русской народной сказки, уважение к ответам сверстников.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Средства и оборудование.

Картинки для плана. 1. Лиса в колодце.

2. Глупый козёл в колодце.

3. Спасение козла.

Организационный момент.Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель:Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и хорошее настроение. Давайте немножко отдохнем и настроимся на занятие, (проводится артикуляционная гимнастика).

Вот и вышел на порог

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Воспитатель: А сейчасповторяем за мной чистоговорку, произносим слоги и слова отчётливо.

Жи – жи - жи – сказку расскажи.

Ша – ша – ша – сказка хороша.

Ву – ву – ву – сказка наяву.

Ра – ра – ра – нам читать пора.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:Сегодня мы с вами будем пересказывать русскую народную сказку. Ну, а чтобы узнать, как она называется, вам помогут загадки.

Слушайте первую загадку:

Эта рыжая плутовка

Ловит мышек в поле ловко.

Хоть похожа на собаку,

Никогда не лезет в драку.

Нет хитрей её в лесу

И узнали мы…(Лису)!

Слушайте вторую загадку:

С бородой, как старый дед,

В шубу тёплую одет.

Целый день траву жуёт,

Никогда не устаёт.

До чего упрям и зол

Старый бабушкин. (Козел)

Воспитатель: Как вы думаете, как называется сказка?

Воспитатель: Молодцы. А теперь я вам предлагаю послушать эту сказку (воспитатель читает сказку с использованием иллюстраций к сказке).

Автор.Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить – тоже.

Сидит лиса, горюет.

Идет козел – умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

Козёл. – Что ты там, лисонька, поделываешь?
Лиса.– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!

Автор. А козлу давно пить хочется.

Козёл.– Хороша ли вода-то? – спрашивает козел, (автор).
Лиса.– Отличная, – отвечает лиса, (автор). – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Автор. Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

Лиса.– Ишь, бородатый, и прыгнуть-то не умел – всю обрызгал.

Автор. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Воспитатель: - А сейчас я узнаю, внимательно ли вы слушали сказку и как её запомнили.

- Как называется сказка?

Воспитатель:- Главные герои этой сказки?

Дети: - Главные герои этой сказки: лиса и козел.

Воспитатель:- Почему лиса упала в колодец?

Дети: - Лиса упала в колодец, потому что на ворон зазевалась.

Воспитатель: - Что спросил козел у лисы?

Дети: - Что ты там лисонька поделываешь?

Воспитатель: - Что она ему ответила?

Дети: - Отдыхаю голубчик, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!

Воспитатель: - Почему козел попал в тот же колодец?

Дети: - Потому что он хотел пить.Лиса его обманом заманила.

Воспитатель: - Что ему сказала лиса, когда он запрыгнул в колодец?

Дети:Ишь, бородатый, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал (сердито).

Воспитатель: - Как лиса выбралась из колодца?

Дети: - Лиса вскочила козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Воспитатель: - Чем закончилась сказка?

Дети: - Козла отыскали и вытащили за рога.

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: - А теперь давайте с вами отдохнем, (проводится физкультурная минутка).

Физкультурная минутка.

Много сказок есть на свете (дети шагают)

Эти сказки любят дети (дети приседают)

Про лисичку и зайчонка (дети имитируют движения)

И про Машу с медвежонком

И семь беленьких козлят, (руки в стороны, потом к плечам)

Съесть которых волк был рад. А сейчас все вместе глазки закрывайте,

И волшебные слова дружно повторяйте:

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю послушать эту сказку еще раз, но слушайте внимательно и запоминайте потому, что вы ее будете пересказывать.

Воспитатель: Чтобы рассказать сказку нужно знать, что происходило в начале, в середине и в конце. А поможет нам в этом схема к сказке, (воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу).

Воспитатель: - Как начинается сказка? - Какое название можно придумать к ее началу?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: - О чем говорится в середине? - Какое название к ней подходит?

Дети: - Глупый козел в колодце.

Воспитатель: - Чем закончилась сказка? - Какое название можно придумать к ее концовке?

Дети:- Спасение козла.

Воспитатель: - Давайте вспомним, каким голосом лиса говорила?

Дети: - Ласковым, нежным, мягким.

-Вспомните слова лиса, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково.

Воспитатель: А как лиса стала разговаривать с козлом потом?

Дети: сердито, громко, грубо, гневно.

Воспитатель: - Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.

Дети: «Ишь, бородатый! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.

Воспитатель: - А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.

-А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.

Воспитатель: - Молодцы! Смогли показать характер лисы.

Воспитатель: - А теперь пересказываем по частям (один ребёнок начинает, а другой продолжает, вызвать три ребёнка).

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в театр, вы не просто дети, вы артисты.

Распределяем роли и пересказываем по ролям (драматизация сказки).

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно запомнили сказку.

Заключительная часть.

Как вы понимаете слово - ложь?

Дети:неправда.

Воспитатель:Значит сказка - это неправда, придуманные события.

Воспитатель: А слово намек - указание на что-то плохое или хорошее.

Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.

Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.

Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей).

С какой сказкой мы познакомились?

Воспитатель: Ребята, а мне жалко козла за то, что он такой доверчивый, что его обманула лиса.

- А теперь я предлагаю вам взять листочки и карандаши и раскрасить рисунок. Раздать листы с лисой или козлом по сказке для разукрашивания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока чтения во 2 классе

Формируемые УУД:

оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

учебно- познавательный интерес к учебному материалу;

чувство ответственности за выполнение своей работы;

Познавательные:

Совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать умения
работать с текстом, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, формировать умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков; формировать несложные выводы, основываясь на тексте произведения.

Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять учебное задание в соответствии с целью;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Ни минуты не теряем.

Улыбнитесь друг другу.

Тому, кто улыбается, смеется,

Все в жизни удается.

- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

II. Артикуляционная гимнастика.

– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём как всегда с фонетической разминки

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими язычками.

-Чтоб понравиться лягушкам

Тянем губки прямо к ушкам.

- Подражаю я слону –

Губки хоботком тяну.

2. Споем песенку гласных (с разным ударением)

А-У-И-О-Ы АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ УЫОИАЭ ЫЭАОИУ

3. Чистоговорка (хором)

- Жи- жи- жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву - сказка наяву.

- Ра-ра-ра - нам читать пора.

4. Скороговорка

Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга никуда.

- сначала читаем все вместе медленно.
- читаем с весёлой интонацией.
- читаем с вопросительной интонацией.
- читаем шёпотом.
- все вместе читаем с ускорением.

5. Упражнения в чтении.

- Найди среди букв и прочитай знакомые слова.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

– Хорошо. Прочитайте ещё раз последнее слово, которое получилось – (СКАЗКИ).

-Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по сказкам.

Гимнастика для глаз
Глазки широко открыли
Огляделись, удивились
Глазки закрываем – они у нас отдыхают
Снова глазки открываем
Быстро, быстро все моргаем
Глазки отдохнули – глубоко вздохнули
Глубоко вздохнули – вот как отдохнули!

Проверка д/з:

Физкультурная минутка.

Много сказок есть на свете дети шагают

Эти сказки любят дети дети приседают

Про лисичку и зайчонка, дети имитируют движения

И про Машу с медвежонком

И семь беленьких козлят, руки в стороны, потом к плечам

Съесть которых волк был рад.

А сейчас все вместе глазки закрывайте,

И волшебные слова дружно повторяйте:

V. Основная часть.

Подготовка к восприятию сказки

– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.

– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.

– Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.

– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)

Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Сядьте удобно.

слушание сказки и рассматривание слайдов

1. Чтение сказки учителем с нацеливанием.

-Куда провалилась лиса?

2. Словарная работа.

Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.

Посмотрите на картинке изображено, что колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.

– Зачем на колодце нужна крыша? ( Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду .)

– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? ( Чтобы не осыпалась земля .)

– Чем укрепляют стенки колодцев? ( Брёвнами .)

– Как называются бревна? ( Сруб .)

3. Чтение трудных слов.

- Читайте правильно.

Ко ско вско вско-чи-ла

4. Чтение сказки (жужжащие)

Зрительная гимнастика.

Ах, как долго читали,

Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.

Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.

Посмотрите все на дверь.

Посмотрите все наверх.

Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).

Зажмурили глаза, открыть и поморгали.

5. Ребята, теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).

6.Первичное закрепление материала

Беседа по содержанию сказки

– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)

- Почему лиса попала в колодец? ( Лиса попала в колодец, потому что не с мотрела под ноги.)

– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что выскочить было трудно.)

- А зачем заглянул в колодец Козёл ? ( Ему интересно было, пить захотел.)

- Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце?

– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на спину и выскочила из колодца.)

Дети выбирают характеристику героя.

(хитрая, лживая, грубая, справедливая,)
глупый, доверчивый, находчивый, упрямый,

– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)

– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)

-Хорошо ли поступила лиса? А вы бы как поступили?(попросили бы помощи)

7.Выборочное чтение:

-прочитайте разговор лисы и козла. Не забудьте передать хитрый и ласковый тон лисы.

8. чтение эхом за учителем.

V I . Итог. Рефлексия.

Учитель: С какой сказкой познакомились?

Ученики: Лиса и козёл.

Учитель: Кто автор этой сказки?

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Какой урок вы вынесли из этой сказки?

Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.

Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.

- Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.

- Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.

VII. Оценивание. Дом.задание.

1й уровень: читать 5 раз (выразительно) c .42

2й уровень: учиться читать по ролям (сколько действующих лиц? Автор, лиса и козел)

Тип урока: комбинированный

Продолжительность урока: 40 минут.

1. Организационный момент

– Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.

Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука – это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать…
А голова думает…

– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с артикуляционной гимнастики.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.

– Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а затем справа налево. (Читают со школьной доски по цепочке, дети с нарушением зрения работают с индивидуальными карточками).

2. Актуализация знаний

– Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются? (Придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение).

– А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять карточку с её названием. (Детям раздаются карточки с названием сказок, а не читающим детям – карточки с иллюстрациями).

Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)

– Как выскочу,
Как выпрыгну
Пойдут клочки
По закоулочкам! (Заюшкина избушка)

Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)

Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.

Цель: снятие напряжения мышц плечевого пояса.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

– Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.

3. Основная часть

Подготовка к восприятию сказки

– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.

(Читающие дети работают со словарным материалом, а не читающие дети с предметными картинками).

– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.

– Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.

– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)

1. Чтение сказки учителем.

Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.

Посмотрите на доску, на картинке изображено, что колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.

– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду.)

– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась земля.)

– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)

– Как называются бревна? (Сруб.)

3. Чтение по цепочке

– Ребята вы внимательно послушали сказку. Мы выяснили значение трудных слов и выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).

Первичное закрепление материала

1. Беседа по содержанию сказки

– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец . )

– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что было глубоко.)

– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на плечи и выскочила из колодца . )

– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)

– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)

Цель: снятие зрительного переутомления.

Ах, как долго читали,
Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
Посмотрите все на дверь.
Посмотрите все наверх.
Посмотрите вниз.
Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
Зажмурили глаза, открыть и поморгали.

Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.

2. Работа с пословицей

Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.

Читать разговор лисы и козла по ролям.

Рефлексия. Итог урока

– Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите карточку, где малыш улыбается. А если вам было грустно и неинтересно, то поднимите карточку, где малыш плачет.

– Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать в ладоши …(Имя ребёнка) за хорошую работу. …(Имя ребёнка), а кому похлопаешь ты?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка научит пересказывать детей связно, последовательно; способствует совершенствованию умения эмоционально вести пересказ.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет

Факультет Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра дошкольного образования и сервиса

Конспект по обучению пересказу народной сказки

Выполнила: студентка 3 курса группы Б

(русская народная сказка)

1) Учить пересказывать детей связно, последовательно.

2) Совершенствовать умение эмоционально вести пересказ.

3) Прививать отрицательную реакцию на ложь и хитрость.

В: Ребята, вы любите сказки? /ответы детей

В: А какие сказки вы любите?/ ответы детей

В: Хорошо, я вам сегодня почитаю сказку, но чтобы узнать, как

называется сказка вам нужно отгадать загадки.

И кур в деревне крадет

А лаптей не плетет

В: Так про кого будет сказка? /ответы детей/ Правильно!

В: Прежде чем мы начнем, давайте поиграем. Я буду говорить вам фразы

из сказки, а вы подскажите мне как сказать по другому.

- зазевалась на ворон -----засмотрелась

- прыгнул сдуру------------не подумав

- лиса браниться -----------ругается

В: Какие вы молодцы! А теперь приступим к чтению русской народной

Чтение сказки (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Беседа по содержанию

В: Так кто же был героями сказки?/ответы детей/ Отлично!

В: Почему лиса упала в колодец? /ответы детей/ Абсолютно верно!

В: Как козел нашел лису? Послушайте еще раз внимательно и

постарайтесь запомнить.(повторное чтение отрывка)

Так все же, как козел лису нашел?/ответы детей/

В: Для чего козел прыгнул в колодец? (воспитатель показывает картинку

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Посмотрите на картинку и попробуйте

В: С помощью кого лиса выбралась из колодца?

В: А кто помог козлу вылезти из колодца?

Чтение с установкой на запоминание

В: А сейчас послушайте сказку еще раз очень внимательно, ведь потом мы

попробуем пересказать ее.

В: Вы внимательно слушали сказку?

В: Я предлагаю вам по цепочке пересказать ее. Начнем с …..

В: Какие вы молодцы! Хорошо запомнили сказку!

В: С какой сказкой мы сегодня познакомились?

В: А теперь, давай те нарисуем тот эпизод сказки, который вам больше

Лиса и Козел

Бежала Лиса но дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды колодце немного, утонуть-то — не утонешь, а выскочить — не выскочишь.

Сидит Лиса, горюет. Что тут делать?

Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:

Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?

Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.

А Козлу давно пить хочется.

Да хороша ли вода-то?

Вода-то хороша, — отвечает Лиса. — Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится:

- Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел , всю забрызгал.

Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел его и видел.

Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как из колодца выбраться.

Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.

Читайте также: