Лингвистический анализ художественного текста конспект

Обновлено: 06.07.2024

Вы научитесь характеризовать фрагменты прозаических и поэтических художественных текстов с точки зрения языкового воплощения темы, идеи, подтекстовой реализации художественного смысла:

  • расширите знания о языке художественной литературы;
  • узнаете, какие виды анализа художественного текста существуют;
  • научитесь анализировать текст с точки зрения языкового оформления, наличия в тексте явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Глоссарий по теме

Анализ текста — разбор текста. Различают лингвистический, стилистический и литературоведческий виды анализа текста.

Заумь — приём, основанный на частичном или полном отказе от элементов привычного, естественного языка и использовании вместо них других элементов, похожих на языковые.

Ирония — оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. (По Словарю литературоведческих терминов С. П. Белокуровой).

Подтекст — это словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания. (По Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя).

Обязательная литература:

  1. Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/ Белокурова С.П. — СПб., 2005 – 320 с.;
  2. Розенталь Д.Э., Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп./ Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста/ Шанский Н.М.. — Л., 1990 -224с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Представьте, что содержание произведения, его смысл — это подарок. Но чтобы его получить, сначала нужно развернуть многослойную упаковку. Анализ текста и есть разворачивание упаковки. Чтобы снять первый слой, языковой, нужно провести лингвистический анализ текста, то есть выявить, как автор работает с фактами языка разного уровня — словами различных частей речи в их словарных значениях, сочетаниями таких слов, синтаксическими конструкциями (словосочетаниями, предложениями). Язык — это первоэлемент, то есть главный, основной элемент литературы. Именно поэтому лингвистический анализ—база для остальных видов анализа. Следующий слой — это речевая художественная форма. На этом этапе проводится стилистический анализ текста — изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств (тропов и фигур речи). Когда вы провели стилистический анализ текста, вам открывается последний слой упаковки — литературная форма произведения. Этот слой открывается с помощью литературоведческого анализа —разбора образов, мотивов, художественных деталей, композиции и так далее. Конечно, можно проводить и комплексный анализ текста, одновременно обращаясь ко всем видам анализа. Комплексный анализ более информативен и естественен.

Стоит различать скрытый смысл текста, который выявляется при его анализе и может варьироваться в зависимости от интерпретации, интерпретатора и подтекста. Согласно Словарю лингвистических терминов Дитмара Эльяшевича Розенталя, подтекст — это словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания.

Так, подтекст — это частный случай скрытого смысла, он закладывается, подразумевается автором, входит в художественный замысел. При этом скрытый смысл художественного текста в целом не всегда охватывается авторской задумкой. Очевидный пример подтекста — ирония, скрытая насмешка.

Сосредоточимся на лингвистическом анализе. Рассмотрите, на изучение каких аспектов языковой формы художественного текста предлагает обратить внимание при лингвистическом анализе академик Николай Максимович Шанский:

1) устаревших слов и оборотов, т. е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов;

2) непонятных фактов поэтической символики;

3) устаревших и окказиональных перифраз;

4) незнакомых современному носителю русского литературного языка диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов;

5) индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости;

6) ключевых слов разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием;

7) устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Первый этап любого анализа текста — замедленное чтение. Во время замедленного, вдумчивого чтения постарайтесь обратить внимание на всё не знакомое, ненормативное, выделяющееся. Это те сигналы, расшифровав которые, вы сможете добраться до скрытого смысла текста. Например, при лингвистическом анализе сигналом может быть устаревшее или книжное слово на фоне общеупотребительной лексики. При стилистическом — все выразительные средства языка. При литературоведческом — отсутствие незарифмованной строчки в рифмованном стихотворении.

Все подобные сигналы можно условно разделить на качественные и количественные. К качественным сигналам относится единичная работа со значением или стилистической окраской конкретного слова, словосочетанием, предложением, тропами, фигурами речи. К количественным относятся повторы, когда что-либо в тексте становится значимым вследствие повтора. На уровне фонетики это может быть, например, аллитерация (повторение согласных звуков), на уровне лексики — лексический повтор, на уровне синтаксиса — синтаксический параллелизм (повторение одинаковой структуры предложения), анафора (одинаковое начало предложений).

Качественные сигналы (единичная работа)

Лексические особенности (архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы и пр.)

Стилистическая окраска

Особое строение словосочетания

Особое строение предложения

Тропы

Количественные сигналы (повтор)

Аллитерация

Лексический повтор

Синтаксический параллелизм

Тип речи приведенного текста — повествование. И только в конце появляется прямая речь – голос героев, который озвучивает вопрос. Формально с точки зрения языка это вопросительное предложение. Но именно за ним читатель слышит решение героев, их общий ответ на вопрос о будущем. Но в чём заключается скрытый смысл, главная мысль рассказа, можно понять, только узнав его название.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

С помощью какого средства А. С. Пушкин в приведенном четверостишии выражает гуманистические идеи и неприятие рабства?

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Б. Церковнославянская лексика.

Г. Лексический повтор.

Правильный ответ: Г. Лексический повтор.

Всегда выбирай избу, где во дворе висят

пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.

Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,

чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;

то же самое — баба. Прячь деньги в воротнике

шубы; а если ты странствуешь налегке —

в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.

В Азии сапоги — первое, что крадут.

А. Пелёнки используют как скатерти. Хозяева будут хорошо кормить.

Б. В такой избе безопаснее, потому что у хозяев есть дети.

В. Пелёнки указывают на возраст хозяев.

Г. Если во дворе висят пелёнки, то изба не просматривается с улицы. Так безопаснее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Русский язык, 11 класс. Урок № 16

Язык и смысл художественного текста

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы научитесь характеризовать фрагменты прозаических и поэтических художественных текстов с точки зрения языкового воплощения темы, идеи, подтекстовой реализации художественного смысла:

  • расширите знания о языке художественной литературы;
  • узнаете, какие виды анализа художественного текста существуют;
  • научитесь анализировать текст с точки зрения языкового оформления, наличия в тексте явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Глоссарий по теме

Анализ текста — разбор текста. Различают лингвистический, стилистический и литературоведческий виды анализа текста.

Заумь — приём, основанный на частичном или полном отказе от элементов привычного, естественного языка и использовании вместо них других элементов, похожих на языковые.

Ирония — оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки. (По Словарю литературоведческих терминов С. П. Белокуровой).

Подтекст — это словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания. (По Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя).

Обязательная литература:

  1. Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/ Белокурова С.П. — СПб., 2005 – 320 с.;
  2. Розенталь Д.Э., Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп./ Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста/ Шанский Н.М.. — Л., 1990 -224с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Представьте, что содержание произведения, его смысл — это подарок. Но чтобы его получить, сначала нужно развернуть многослойную упаковку. Анализ текста и есть разворачивание упаковки. Чтобы снять первый слой, языковой, нужно провести лингвистический анализ текста, то есть выявить, как автор работает с фактами языка разного уровня — словами различных частей речи в их словарных значениях, сочетаниями таких слов, синтаксическими конструкциями (словосочетаниями, предложениями). Язык — это первоэлемент, то есть главный, основной элемент литературы. Именно поэтому лингвистический анализ—база для остальных видов анализа. Следующий слой — это речевая художественная форма. На этом этапе проводится стилистический анализ текста — изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств (тропов и фигур речи). Когда вы провели стилистический анализ текста, вам открывается последний слой упаковки — литературная форма произведения. Этот слой открывается с помощью литературоведческого анализа —разбора образов, мотивов, художественных деталей, композиции и так далее. Конечно, можно проводить и комплексный анализ текста, одновременно обращаясь ко всем видам анализа. Комплексный анализ более информативен и естественен.

Стоит различать скрытый смысл текста, который выявляется при его анализе и может варьироваться в зависимости от интерпретации, интерпретатора и подтекста. Согласно Словарю лингвистических терминов Дитмара Эльяшевича Розенталя, подтекст — это словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания.

Так, подтекст — это частный случай скрытого смысла, он закладывается, подразумевается автором, входит в художественный замысел. При этом скрытый смысл художественного текста в целом не всегда охватывается авторской задумкой. Очевидный пример подтекста — ирония, скрытая насмешка.

Сосредоточимся на лингвистическом анализе. Рассмотрите, на изучение каких аспектов языковой формы художественного текста предлагает обратить внимание при лингвистическом анализе академик Николай Максимович Шанский:

1) устаревших слов и оборотов, т. е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов;

2) непонятных фактов поэтической символики;

3) устаревших и окказиональных перифраз;

4) незнакомых современному носителю русского литературного языка диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов;

5) индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости;

6) ключевых слов разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием;

7) устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Первый этап любого анализа текста — замедленное чтение. Во время замедленного, вдумчивого чтения постарайтесь обратить внимание на всё не знакомое, ненормативное, выделяющееся. Это те сигналы, расшифровав которые, вы сможете добраться до скрытого смысла текста. Например, при лингвистическом анализе сигналом может быть устаревшее или книжное слово на фоне общеупотребительной лексики. При стилистическом — все выразительные средства языка. При литературоведческом — отсутствие незарифмованной строчки в рифмованном стихотворении.

Все подобные сигналы можно условно разделить на качественные и количественные. К качественным сигналам относится единичная работа со значением или стилистической окраской конкретного слова, словосочетанием, предложением, тропами, фигурами речи. К количественным относятся повторы, когда что-либо в тексте становится значимым вследствие повтора. На уровне фонетики это может быть, например, аллитерация (повторение согласных звуков), на уровне лексики — лексический повтор, на уровне синтаксиса — синтаксический параллелизм (повторение одинаковой структуры предложения), анафора (одинаковое начало предложений).

Качественные сигналы (единичная работа)

Лексические особенности (архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы и пр.)

Особое строение словосочетания

Особое строение предложения

Количественные сигналы (повтор)

Тип речи приведенного текста — повествование. И только в конце появляется прямая речь – голос героев, который озвучивает вопрос. Формально с точки зрения языка это вопросительное предложение. Но именно за ним читатель слышит решение героев, их общий ответ на вопрос о будущем. Но в чём заключается скрытый смысл, главная мысль рассказа, можно понять, только узнав его название.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

С помощью какого средства А. С. Пушкин в приведенном четверостишии выражает гуманистические идеи и неприятие рабства?

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Б. Церковнославянская лексика.

Г. Лексический повтор.

Правильный ответ: Г. Лексический повтор.

Всегда выбирай избу, где во дворе висят

пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.

Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,

чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;

то же самое — баба. Прячь деньги в воротнике

шубы; а если ты странствуешь налегке —

в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.

В Азии сапоги — первое, что крадут.

А. Пелёнки используют как скатерти. Хозяева будут хорошо кормить.

Б. В такой избе безопаснее, потому что у хозяев есть дети.

В. Пелёнки указывают на возраст хозяев.

Г. Если во дворе висят пелёнки, то изба не просматривается с улицы. Так безопаснее.

В этом году, ребята, вам предстоит нелёгкое испытание: итоговая аттестация по русскому языку. Из урока в урок ми с вами совместно прилагаем немалые усилия, чтобы на экзамене вы смогли в полной мере проявить свои знания, умения, навыки, свои творческие способности.

Итак, чему будет посвящён сегодняшний урок? Запишем тему урока и подумаем над её формулировкой.

- Чем мы сегодня будем заниматься? (Совершенствовать навык анализа текста)

-Что нам сегодня нужно повторить и узнать? (Повторить сведения о художественном стиле речи и узнать способ действий для анализа текста)

Это и будет целью нашего урока.

II. Основная часть урока.

1. Теоретический блок.

- Вспомним, что такое стиль речи. (Это разновидность языка, особенности которой связаны со сферой её применения)

- Какие стили речи вы знаете?

Мы предоставляем слово нашим консультантам-теоретикам, которые выполняли индивидуальное домашнее задание. Они изучили научную и справочную литературу о художественном стиле и готовы изложить их в обобщенном виде.

2. Используется в художественных произведениях, чтобы

а) нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие;

б) передать читателю эмоции автора, т.е. наглядность и эмоциональность.

2. Словесное рисование.

Учащимся предлагается познакомиться с текстом художественного стиля и отразить свои впечатления в виде миниатюр.

Радость может ждать на каждом повороте.

Не грусти. Не надо. Посмотри в окно.
Осень, в желтых листьях, в нежной позолоте,
Медленно колдует. Что нам суждено?

К.Бальмонт. Осенняя радость

Ребята защищают работы.

Итог этапа урока:

Мы с вами не раз обращались к такому виду работы, как словесное рисование, и всегда убеждались в том, что художественный (а особенно поэтический текст) обладает особой силой воздействия на читателя. Художественные образы, которыми наполнен такой текст, вызывают в нашем воображении яркие, выразительные картины, интересные мысли и чувства. Сегодня мы убедились в этом вновь.

3. Практический блок.

В чем же загадка художественного стиля? Давайте перейдем к следующей части нашего урока и реализации нашей второй цели – проанализируем художественный текст, то есть разберемся в его идейном замысле, построении, художественных особенностях, чтобы понять, каким образом выполняется основная задача стиля - эстетическое воздействие на читателя. Для этого разобьемся на группы.

Знакомство с текстом В.Юровских “По листопаду”.

Отцветающим подсолнухом свесилось над лесами солнце… И не стерпел, вздохнул шумно ветер возле березы. Всплеснула она руками, и полетели-посыпались оттуда не то листья, не то желтогрудые птахи. Березки-подростки к матери своей обернулись и тоже пустили пташек. А осень прислушивается за бугорком, приглядывается красноглазой калиной. А может, она же уставила немигающие черные глазенки с крушины?

Слушаю перешепот лесной и спускаюсь в низину. Из отавы приподнялась тоненькой девочкой поздняя купавка. Золотеет ее головка, и сама она, холодная, вздрагивает от утренней сырости. И совсем по-летнему раскрылся жарко-желтый козлобородник, и рядом в болотине взяла да и расцвела скромная калужница.

Не опустела округа, не замолчала. Вон парочка вяхирей сбила листья с берез, а там поднялась над колками стая горлиц. “Квох-ох, квох-ох…” - шумят дрозды-рябинники на безъягодной черемухе.

В лесной остудине все еще тоненько вытенькивают пеночки. Тут как бы лето с осенью на меже остановилось. Большие синицы со всех сторон попискивают и звоночками перекликаются. И полевые воробьи, как на базаре, о чем-то спорят. “Фи-фи-фи!” - насмешливо кричит один. “Чо-че, чо-чи-че?” - спрашивает другой. В охотничьем азарте на них внезапно налетает ястребенок, и воробьишки падают-забиваются в кусты.

А леса всё волнуются, перешёптываются, и с шорохом летят, летят листья… В колодчике сверху листья, и на дне медные полоски с краснотала, кругляши с берёз и осин. И всё метёт, заметает его листопад.

День засерел и сгас. И глухо стало, и вечер сиротливо мигнул огоньками звёздочек. Только шорох и шушуканье в темноте, только листья за воротником моим, под ногами, на плечах. Дышу яблочным запахом и чем-то ещё непонятно грустным и близким.

Учитель: Понравился ли вам текст? Опишите свои впечатления.

Спасибо! А теперь начинайте работать.

Работа в группах (до 10 минут).

Послушаем, что у вас получилось. Дадим слово представителям групп.

Ребята читают вопрос, отвечают на него. Где это необходимо, приводят примеры из текста. В то время, как одна группа отвечает, остальные внимательно слушают и делают краткие записи в тетрадях.

Музыкальная минутка. Слушаем отрывок из “Времён года” А.Вивальди или П.И. Чайковского.

1) Прочитайте текст и установите, о чём он. Насколько важно то, о чём в нём говориться? Что важнее - информация или впечатление от текста?

2) Изменилось ли ваше настроение после прочтения текста?

3) Почему к таким произведениям можно возвращаться снова и снова, несмотря на то, что их содержание давно известно?

4) Найдите приметы художественного стиля в данном тексте, прокомментируйте их.

1) Озаглавьте текст. Определите тему, идею. Как автор подводит читателя к её пониманию?

2) К какому типу речи можно отнести текст?

3) Определите тип авторской эмоциональности (пафос). Как раскрывается образ повествователя? Каким он предстаёт перед вами?

4) Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их роль в тексте.

1) В каком времени употреблены глаголы в тексте? Чем это обусловлено?

2) Каково стилистическое использование в тексте возможностей словообразования? Приведите примеры. Прокомментируйте их.

1) Найдите звуки, раздающиеся в тексте. Какова роль аллитерации в тексте

2) Какова цветовая гамма?

3) Отметьте синтаксические особенности текса (длинные - короткие предложения, простые - сложные, предложения с однородными членами предложения и т.д., их роль в тексте).

Отметьте средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, анафора и другие. Какова их роль?

Учитель. Впечатления от художественного текса могут быть не только описаны словами, но и представлены в художественных образах-картинах. Познакомившись с текстом В. Юровских заранее, наши художники отразили свои впечатления в замечательных рисунках (выставка на доске). Отразить слово в красках, конечно, может не каждый. Очень приятно, среди вас есть не только юные “художники слова”, но и талантливые художники в области изобразительного искусства.

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Прошу вас ответить на несколько вопросов.

Раздаются листочки для рефлексии (вопросы выводятся на экран).

Учитель. Подведём итоги.

Обратимся к цели нашего урока. Достигнута ли она? Чем мы сегодня занимались, чему научились?

Составляем лингвистический анализ текста

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

  • Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
  • Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
  • Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
  • С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
  • К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
  • Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
  • Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

Текст

Анализ

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

Читайте также: