Лермонтов и дон конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Предмет: литература

Развивающие -формирование способности анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать.

Воспитательные -воспитание чувства любви к Родине, интерес к истории страны и к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувства признательности и уважения к подвигам предков нашей страны.

-организовать деятельность учащихся по изучению творчества М.Ю. Лермонтова;

-вызвать у учащихся познавательный интерес к занятию;

-развивать у учащихся потребность в творческой деятельности;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, словари, учебники по литературе 5 класса Г. Меркина, аудиозапись

Оформление доски: иллюстрация солнышка

1 Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на моем уроке! Я надеюсь, что на сегодняшнем занятие вы получите массу положительных эмоций, ощутите радость новых открытий! Давайте мы с вами поприветствуем друг друга, с помощью улыбок.

-Ребята, у нас сегодня очень теплая и солнечная за окном погода. Я очень хочу, чтобы и у нас на уроке было тепло и уютно, поэтому к нам в гости на занятие я пригласила яркое солнышко. Оно будет присутствовать у нас в течение всего урока, дарить свое радостное настроение и наблюдать за вашей работой!

2 Актуализация знаний

-Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

3 Знакомство с некоторыми фактами из биографии М.Ю. Лермонтова

Лермонтов поступает в 1830 году в Московский университет на нравственно-политическое отделение. С этого момента Лермонтов начинает творить. У него появляется свой стиль, прием лирического героя, и некая драматичность всех его произведений. Он иногда отходит от рифмы и отдается прозе. И в 1830-1831 Михаил Юрьевич достигает вершины раннего литературного творчества.

В 1841 году Михаил Юрьевич в Пятигорске отправляется на ужин в один дом, где его высказывания не понравились одному человеку по фамилии Мартынов. Ссора повлекла вызов Лермонтова ну дуэль, но Михаил Юрьевич, несмотря на то, что принял его, не понимая причину конфликта, решил, что не будет стрелять в своего оппонента. Результатом стало то, что Лермонтов был убит 15 июля.

Эта новость поразила всех, его считали убитым. Но несмотря ни на что, 13 лет творчества Лермонтова оставили огромный вклад в русскую классическую литературу.

4 Знакомство с текстом произведения

-Ребята, скажите какому историческому событию посвящено это стихотворение?

Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени.

-Что вы знаете о войне 1812 года?

- 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

7 Работа с текстом стихотворения

-Какие чувства вы испытываете после прочтения или прослушивания стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова? Опишите их.

-Какое общее настроение преобладает в этом произведении поэта? Как и при помощи чего оно создается?

-Понравилось ли вам само стихотворение? Почему? Аргументируйте свой ответ.

-Что вы можете сказать о построении стихотворения, то есть его композиции?

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Каким вы представляете себе старого воина? Опишите старого солдата.

-Что волнует больше всего молодого солдата?

-Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения? Что, с его точки зрения, их отличало от потомков?

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

- Найдите в тексте стихотворения строки, в которых описывается настроение русской армии во время отступления и накануне боя.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

У наших ушки на макушке.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

8Работа в группах

-Дети, давайте поделимся на 2 группы. Первая группа найдет описание лагеря русских солдат, как они вели себя во время боя, перед боем и после него. Вторая группа найдет описание лагеря французских солдат.

(Работа выполняется в таблицах, где ребята проводят сравнительный анализ двух лагерей.)

(Проверка работы детей)

9 Работа с текстом стихотворения

-Найдите описание места, где будет или уже происходит сражение. Каково оно?

-Как описывается сам бой? Это описание дано солдатом или самим автором? Докажите это. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

-Какие чувства у вас вызывает сам бой? Какие картины предстают у вас перед глазами?

-Кем и где служил старый солдат?

-Он был артиллеристом на батарее Раевского.

- Почему солдат-рассказчик так тепло вспоминает своего боевого командира? Что объединяло простого солдата, скорее всего, крепостного крестьянина, и боевого полковника, родовитого дворянина? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста стихотворения.

Полковник наш рожден был хватом.

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

- Какое слово встречается чаще и почему?

- Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент народного бедствия и во время сражения?

-Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.

-О каких чертах народного характера это говорит?

(отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой)

- Как называют человека, обладающего такими чертами характера?

Вывод : русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами.

Выделите в стихотворении строфы, характеризующие героизм, мужество и патриотизм русских людей.

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

… Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

- Чему учит молодого солдата и нас рассказ старого воина?

- Какова главная мысль, идея этого стихотворения ?

-Герои тех событий - простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов. От того, насколько наше молодое поколение будет похоже на героев тех далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел донести до будущих поколений М. Ю. Лермонтов.

10 Словарная работа: лафет, кивер, бивак, редут, картечь, уланы, драгуны.

- Поработаем со словарями, прочитаем понятия данных слов.

Анализ композиции стихотворения.

11 Подведение итогов урока

- Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда создавал это стихотворение?

О чем мы должны помнить?

(Любовь к Родине, гордость за свою страну, за народ, грусть.

Мы не должны забывать о подвигах героев войны, о великих военачальниках.)

-На этом наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. Спасибо за урок! Наше солнышко очень довольно вашей работой и дарит вам лучики радости!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лермонтов и Дон.

С самых малых лет до старости каждого русского сопровождают два великих имени: Пушкин и Лермонтов. Уголки нашей памяти хранят их строки… . Ещё не осознанно, не зная имени поэта, его трагической судьбы, мы слушаем и запоминаем тихий голос матери:

Спи, младенец мой прекрасный,

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

А вы, надменные потомки,

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Лермонтов особенно язвил Столыпина, прадед которого происходил далеко не от знатных предков, и обогатился на винных откупах, следовательно, не совсем безупречными средствами, хотя и пользовался репутацией честного человека.

Святослав Афанасьевич Раевский, проживавший у Лермонтова, нашёл сочинённые стихи, пришёл в восторг и стал распространять их. Оба были взяты под стражу и допрошены – Раевский даже днём раньше. Обвиняли в основном за распространение стихов, поэтому Раевский понёс более суровое наказание – находился в ссылке в Олонецкой губернии на один год дольше, чем Лермонтов. Это очень тревожило Михаила Юрьевича, и он чувствовал себя виноватым перед Раевским.

И опять той же дорогой, что и в далёком детстве, ехал он по бескрайним донским степям. Но на душе его было тоскливо, не было того безоблачного счастья и восторга от всего увиденного. Он был ссыльный поэт.

Тучки небесные, вечные странники

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Прибыв в Геленджик, Лермонтов поступил в распоряжение начальника первого отделения Черноморской береговой линии, артиллерийского генерал-майора Штейбена. Со всей страстностью натуры бросился он испытывать волнения боевой жизни. Его интересовал и кавказский солдат, казак и горец, привлекала опасность. Он здесь находил материалы для своих произведений.

В сентябре отряд вернулся домой, части были распущены на зимние квартиры.

В начале лета 1840 года М.Ю.Лермонтов ехал по донской земле в последний раз, ехал опять в ссылку на Кавказ. Сослали поэта в очередной раз из-за дуэли с де Барантом. Ссора была совсем пустяшной, но недоброжелательность высшего света к Лермонтову сыграло свою роль и, если бы не заступничество великого князя Михаила Павловича, то Лермонтову грозило разжалование, а так его просто отправили в ссылку.

Дружеские отношения сложились у Лермонтова и с Анной Григорьевной Хомутовой – сестрой генерала. В доверительной беседе она рассказала ему о своей первой любви – известном поэте Иване Ивановиче Козлове, ослепшем после болезни. Лермонтов был взволнован этой историей и посвятил Анне Хомутовой стихотворение:

Слепец страданьем вдохновенный,

Вам строки чудные писал,

И прежних лет восторг священный

Он перед Вами изливал.

Да не сойдёт благословенье

На вашу жизнь за то, что вы

Хоть на единое мгновенье

Умели снять венец мученья

С его преклонной головы.

Генерал, будучи вторым, по положению человеком в Войске Донском, поражал окружающих своей доступностью и раскованностью в общении. О нём сохранились воспоминания, как о человеке, жившем в доме с постоянно открытой настежь дверью. Неудивительно, что Хомутов, несмотря на очевидную разницу в звании и положении, весьма радушно принял гостя. Прожил Лермонтов у генерала три дня. Он живо интересовался бытом и жизнью казачьего населения Новочеркасска, знакомился с городом. По совету генерала трижды побывал в местном театре. Здание тех лет не сохранилось. Да и постоянной труппы в городе не было. Известно, что в то время гастролировала передвижная труппа украинского актёра и антрепренёра Жураховского. Труппа была весьма слабой.

От Хомутова Лермонтов узнал, что в Ставрополье формируется спец отряд из добровольцев, для участия в предстоящей кампании против горцев. Хомутов написал рекомендательное письмо на имя генерала Павла Христофоровича Граббе, о зачислении Михаила Юрьевича в этот отряд. С этим письмом Лермонтов и покинул Новочеркасск.

Общаясь с генералом Граббе, Лермонтов был поражён, что тот в молодости писал стихи, а теперь ведёт записи о пережитом, передуманном и прочитанном. В молодости Павел Христофорович близко знал декабристов, был посвящён в их замыслы. Поэт высоко ценил те доверительные отношения, которые сложились у него с Граббе. 20 лет спустя Граббе сменил Хомутова на посту наказного атамана и за 5 лет своего атаманства поддерживал литераторов, актёров, других творческих людей, поощрял театр, покровительствовал газете.

Общение Лермонтова с генералами Хомутовым и Граббе, было одной из светлых полос в суровой жизни великого поэта.

Степь, синея, расстилалась

Близ азовских берегов;

Запад гас, и ночь спускалась;

Вихрь скользил между холмов.

И, тряхнувшись, в поле диком

Серый сокол тихо сел;

И к нему с ответным криком

Брат стрелою прилетел…

Очень сильное впечатление на Лермонтова произвела степь. Образ этой унылой гнетущей степи стал для поэта символом печали и тоски и в его дальнейшем творчестве.

Печален степи вид, где без препон

Волнуя лишь серебряный ковыль,

Скитается летучий аквилон.

Немая степь синеет, и венцом

Серебряным Кавказ её объемлет.

Но я люблю – за что – не знаю сам

Её степей холодное молчанье.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

В сознании поэта казак – это бесстрашный воин, удалец, лихой наездник, окружённый романтическим ореолом:

Но отец твой старый воин,

Сам узнаешь, будет время

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмёшь ружьё.

Богатырь ты будешь с виду

Лермонтов показывает казаков в разной обстановке:

Не спи, казак, во тьме ночной

Чеченец ходит за рекой.

Беда беспечным казакам!

Не зрить им уж родного Дона

Не слышать колоколов звона!

Меж тем с беспечною отвагой

Отряд могучих казаков

Гнался за малою ватагой

И пушка грянула по ним

И казаки спешат навстречу!

С тёплым чувством Лермонтов говорит о казаках, оторванных от родного дома, несущих царскую службу на далёких окраинах:

О чём ты думаешь, казак?

Вспоминаешь прежние битвы?

И Родину? Коварный сон!

Простите вольные станицы,

И дом отцов, и тихий Дон…

Помещик Борис Петрович Палицын, владелец богатого имения, приехал однажды в монастырь к вечерне и увидел у монастырских ворот нищего. Безобразный вид нищего поразил Палицына, но, уступая настойчивой просьбе последнего, берёт его к себе в услужение, не подозревая, что новый холоп - сын его врага. Когда-то отец Вадима и Палицын были друзьями. Но однажды на охоте собака отца Вадима обскакала собаку Палицына. Отец Вадима посмеялся над Палицыным - вспыхнула непримиримая вражда. Палицын отнял имение отца, а сын стал тем, кем стал сейчас…

В доме Палицына Вадим неожиданно встречается со своей сестрой Ольгой, с которой был разлучён с детства. Трёхлетней Палицын взял её к себе в дом, чтобы принудить к молчанию соседей-дворян. Видя красоту Ольги, старый ханжа уговаривает её к постыдным удовольствиям.

Обуреваемый жаждой мести Вадим открывает Ольге имя виновника гибели их отца. Потрясённая Ольга клянётся во всём повиноваться Вадиму.

Вспыхивает восстание. Гибнет помещица Палицына, а самого помещика укрывает вдова-солдатка в глухих пещерах. Вадим устремляется на поиски старика.

Роман обрывается на сцене пытки казаками вдовы-солдатки и её сына.

Пугачёв в восстании показан только через восприятие различных действующих лиц повествования.

Так в творчестве Лермонтова нашла отражение тема, связанная с Тихим Доном и его людьми.

1. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество. /П.А.Висковатов. – М.; 1987. – 494с.

2. Данцев А.А. Донские казаки и их столица: Документально-краеведческие очерки. /А.А. Данцев. – Новочеркасск; 2000. – с.149-152.

3. Нагорный Б.А. На донском меридиане: пособие для учащихся средней школы. /Б.Нагорный, В.Левченко. – Ростов-на Дону; 1984. – с.183-185.

4. Поэтами воспетый край: Сборник стихов о Доне. – Ростов-на-Дону; 1971. – с.13.

Разработка открытого урока по литературе на тему: Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Цель: - дать более полное представление о личности поэта; показать закономерность его трагической судьбы в царской России; добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова, помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов

Тема: Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Цель: - дать более полное представление о личности поэта; показать закономерность его трагической судьбы в царской России; добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова, помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый
характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов.

Задачи:
Образовательные:

  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • Обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие :

  • Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории;
  • Развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;
  • Формирование умения быстро принимать решения;
  • Формирование навыков публичного выступления.

Тип урока: урок обобщение .

Оборудование: - портрет М. Лермонтова;- музыка (классическая); мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды, выставка книг, портрет писателя, информационные буклеты.

Эпиграф урока:

Представить себе нельзя, до какой высоты этот человек

поднялся бы, если бы не погиб двадцати семи лет.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя (на фоне музыки).

Звёздная ночь. Она тихо накрывает собой землю, меняя всё вокруг, придавая привычным предметам таинственные очертания. Высокий, бесконечный купол неба освещают миллионы звёзд.

В такие мгновения особенно остро ощущаешь быстротечность своей жизни, её бренность в сравнении с жизнью Вселенной. Действительно, что такое 60-80 лет в миллионах, которыми исчисляется возраст Космоса? Что можно успеть за эти мелькающие, как секунды, годы? Очень немного, если жить, плывя по течению, как все. Но можно жить и по-другому: сгорая ради веры и правды, будучи одержимым высокой целью, идя навстречу Вечности, ощущая своё родство с ней. Жить так, как жил Михаил Лермонтов.

27 лет было отпущено судьбою Лермонтову. 27 лет земной жизни - и тысячи лет в сердцах и памяти человеческой.

Природа одарила Лермонтова многими талантами: он обладал редкими музыкальными способностями, хорошо рисовал, легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Но самым большим его увлечением была литература. С детских лет Михаил Юрьевич любил русские сказки, народные песни, предания, интересовался героическим прошлым своего народа и не мог оставаться равнодушным к тому, что царило вокруг.

Преемник Пушкина (учитель)

Мы привыкли и к тому, что имя Лермонтова всегда ставят рядом с именем Пушкина, называя его учеником, продолжателем великого поэта. Но это не совсем так. О Блоке, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой тоже можно сказать, что они ученики и продолжатели Пушкина, хотя бы потому, что жили и писали позже.

Нет, Лермонтов был слишком яркой индивидуальностью, чтобы идти за кем-то след в след, даже за Пушкиным. Пушкин - весь гармония: сквозь следы у него светится улыбка. Лермонтов не знает и не ищет примирения. Он весь во власти жажды свободы, его сжигает внутренний огонь, в котором каждый атом души становится поэзией. Он открыл в русской словесности множество новых возможностей; в его поэзии теряется грань между словом и музыкой, его описания природы сродни живописи.

Да, природа щедро одарила своего избранника, наградив его даром музыканта, поэта, живописца, но, увы, не дав насладиться этим даром.

Итак, мы переходим к слушаниям.

III. Изложение нового материала.

Эта встреча с Лермонтовым не первая в вашей жизни. Его имя знакомо и привычно для нас с детства.

- Какие произведения Лермонтова вы знаете? ("Бородино", "Мцыри", "Демон", "Тучи", "Прощай, немытая Россия", "Песня про купца Калашникова", "Беглец").

Сегодня выступят две группы по темам:

І этап.

1. Работа на открытое выступление групп.

1. Детство (1 группа)

А начиналось всё обычно: в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у отставного пехотного капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой, родился сын Михаил.

Когда младенцу было полгода, родители переехали в родовое имение бабушки Миши - Тарханы.

Здесь, на северо-западе Псковской губернии, в прекрасном уголке России, среди мягких зелёных холмов, цветущих лугов, кудрявых березовых рощиц прошло детство поэта, здесь он открыл для себя мир природы.

Здесь, когда Мише не было 3х лет, умерла его мать (в 21 год), отсюда навсегда уехал отец, оскорблённый бабушкой Лермонтова. (Решительный характер бабушки, урожденной Столыпиной. Она не отдавала внука, пригрозив иначе лишить его наследства). Отец, будучи бедным человеком, вынужден был согласиться. Мальчик не понял всей горечи этой разлуки. Может быть, лишь среди ночи проснулся, вскрикнув, стал звать отца: "Папенька! Где мой папенька?" Нянька подхватила его на руки, стала успокаивать, не смея сказать то единственное, что могло бы утешить ребёнка, что отец его отлучился ненадолго, вернётся поутру, и всё станет в доме по-хорошему.

В Тарханах Миша впервые стал задумываться, почему перед ним в низком поклоне стоят дворовые люди, почему они, такие же люди, его рабы, а он их господин?

Здесь он слышал рассказы о Бородинской битве, о пугачёвском восстании, сюда приезжал отдохнуть душой, навестить любимую бабушку.

Сюда, в Тарханы, привезли и гроб с телом поэта. Здесь, в маленьком часовне, в семейном склепе, освященный жёлтыми язычками пламени двадцати шести свечей, он покоится и сегодня.

1 задание. 1839 год - время триумфа. (рассказ 2 группы)

Вообще 39 год - год триумфа Лермонтова: " Дума", "Поэт", "Русалка", " Три пальмы", главы "Героя нашего времени".Он популярен, ему открыты двери всех салонов. В Москве приглашён к Гоголю на именины (читал по просьбе Гоголя "Мцыри").

Дуэль с де Барантом (вступился за честь Марии Щербатовой), что по-служило поводом для очередной ссылки на Кавказ.

на Кавказ - 1840 год. Прощание в доме Карамзиных (предчувствие смерти).

Последний отпуск на 3 месяца - весна 1841 года. Поэт подает

прошение об отставке, но получает отказ и вынужден возвращаться в полк.

13 июля 1841 года в Пятигорске происходит столкновение Лермонтова с Мартыновым, знакомым ему еще по юнкерской школе.

2 задание(2 группа) Дуэль и смерть

15 июля - дуэль в 4 км. от Пятигорска, у подножия горы Машук.

Когда-то в юности Лермонтов писал:

Кровавая меня могила ждёт,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось ( 17.07 поэт был похоронен на пятигорском кладбище без песнопения).

В апреле 1842 года Елизавета Алексеевна перевезла прах внука в Тарханы (на фоне музыки)

Да, мало было отпущено ему земной жизни, и всего 4 года - жизни поэтической! Но за это время он успел выполнить своё предназначение - отразить жизнь и проблемы всего поколения русского общества середины XIX века.

Ученики высказывают своё мнение, отстаивают его, ставят оценки.


2.Этап. Выразительное чтение стихотворения

2 группа читает стихотворения.

3 этап. Беседа по прочитанному стихотворению.

(вопросно- ответная беседа)

4 этап. Ребята, следующее ваше задание показать яркие моменты из жизни Лермонтова, запомнившиеся вам ( в виде инсценировки).

1 группа. Сцена из “Маскарада”(сценка1)

Ведущий: 1840 год.

В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.

И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ:

Жандарм (олицетворение власти):

“Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.

Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.

На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.

Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.

1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?

Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.

2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.

Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.

1-я Дама — Вам нездоровится?

Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.

Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…

Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.

Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.

Лермонтов — Новое? Извольте!

Начинает звучать мелодия Грига, “ Песня Сольвейг”.

Не смейся над моей пророческой тоскою
(читает стихотворение)

2группа (сценка) Дуэль .

Ведущий: Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.

Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.

Звучит музыка Моцарта “Маленькая ночная серенада”.

Эмилия Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:

“Собралось к нам несколько дам и мужчин. М.Ю. Лермонтов дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом.

Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом.

Мартынов: Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!
Лермонтов: Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?
Мартынов: Да.
И тут же назначили день!

Ссора произошла 13 июля 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой неожиданно началась гроза.

(Звуки грозы).

Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило в голову его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить у него прощения.

“Стреляй! Стреляй!” – был ответ исступленного Мартынова.
Лермонтов выстрелил в воздух, желая закончить ссору дружелюбно.
Но не так великодушен был Мартынов.
Сбылись страшные предчувствия.
Рок был неумолим!

Звучит фрагмент мелодии Прокофьева “Ромео и Джульетта”.

— Абаю очень хотелось познакомить казахских читателей со стихами своего любимого поэта Лермонтова.

Лермонтов использовал чужое творение, переводя то, что близко ему по духу и настроению. Он смог не только передать интонацию и настроение стихотворения, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным.

Э питет – образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженная прилагательным. Функция эпитета – в выделении среди других определенного свойства или признака изображаемого предмета.
Сравнение – уподобление изображаемого предмета, явления какому-либо другому по общему признаку. Сравнение включает в себя объект сравнения (описываемое явление), средство сравнения (предмет, с которым сравнивают) и основание сравнения (общий признак).

8 этап .Выводы.

Учитель: Дорогие мои ученики! На доске написаны слова самого Лермонтова о поэзии, о поэте, о себе. Какой из них подходит нашему сегодняшнему уроку?
( учащиеся по группам обсуждают, доказывают своё мнение, запись)

Сам поэт писал так: «Что ж? умереть так умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек зевающий на бале который не едет спать только потому что еще нет его кареты Но карета готова … прощайте!
Судьба Лермонтова загадочна и таинственна, как у всякого гения, многое скрыто занавесом времени безвозвратно, но что-то, пусть совсем немногое, мы смогли вспомнить сегодня. Сегодня на уроке выполнена колоссальная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Я сегодня отдыхала всей душой на уроке. Сегодня работали вы сами.
Как приятен плод собственного труда! Спасибо вам за урок: вы сегодня окунулись в мир
поэзии, в мир музыки, в мир живописи…Надеюсь, что вы сегодня открыли для себя
великого романтика 19 века Михаила Юрьевича Лермонтова.

Лермонтов прожил неполных 27 лет. Но то, что он создал за свою короткую жизнь, ставит его в ряд величайших поэтов мира.

Его произведения стали шедеврами русского искусства.

9 этап. Домашнее задание . Написать всю хронологию жизни и творчества


Мейрманова Айсулу Калижанкызы, Республика Казахстан, город Караганда, СОШ №76 имени Алихана Бокейхана

Описание разработки

Цели урока:

Ход урока

I. Организационный момент.

2. Слово учителя (на фоне музыки).

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно. Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи – значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.

Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой своей вещи разрушает миф о том, что проза лишь достояние зрелого возраста.

. До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта.

Здесь Пушкина изгнанье началось

Итак, как вы уже поняли, сегодня вновь состоится наша встреча с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

(На экран проецируется портрет Лермонтова.)

презентация м.ю.лермонтов - певец свободы

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею.

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка; и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник. Все, все в этом крае прекрасно.

Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром – в тишине увядая душою – желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Но Кавказ здесь ни при чем: соотечественник поэта Мартынов вызовет его на дуэль. И все-таки: если бы Лермонтов знал, что на Кавказе оборвется его жизнь.

Лермонтовский Кавказ. Он удивителен так же, как и судьба поэта: поручик Лермонтов прибыл на Кавказ для участия в военных действиях. Как же разрешить это противоречие: война и – лермонтовское упоение Кавказом?

– Не забыли заглавие стихотворения?

Как поэт сумел создать столь беспощадно правдивый образ войны?

– Но все ли мы открыли в гениальном лермонтовском создании? Во имя чего поэт написал его?

В 1837 году М. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, среди развалин и могильных плит поэт встретил дряхлого старика. Это был монах-горец.

Старик рассказал Лермонтову, как еще ребенком был взят в плен и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но, постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.

М. Ю. Лермонтов уже давно вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. Рассказ старика был настолько созвучен собственным мыслям поэта, что помог воплотить замысел в поэму "Мцыри".

2. Слово учителя.

(Поэмалироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.)

– Отметим в тетрадях, что поэма создавалась в 1838–1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.

Послушаем и мы поэму.

3. Чтение поэмы учителем (ученики продолжают чтение).

Домашнее задание: прочитать поэму до конца; составить цитатный план I–VIII глав.

Читайте также: