Лепка в средней группе разные рыбки конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формировать у дошкольников умение создавать при помощи лепки образ рыбки.

Технические задачи: учить делить брусочек пластилина на части; продолжать учить детей прищипывать и оттягивать пластилин от основной формы (брюшные и грудные плавники), работать со стеками (надсекать, разрезать пластилин); совершенствовать приемы: скатывание, раскатывание, сглаживание.

Воспитательные задачи: воспитывать у дошкольников самостоятельность и аккуратность в работе.

1 Организационная часть.

Ребята, отгадайте загадку.

Куда хотим, туда плывем.

Река наш дом, мы в ней живем…(Рыбы)

2. Основная часть.

Посмотрите на игрушку -рыбку. Скажите, из каких частей состоит тело рыб?

Сенсорное обследование. Педагог задает наводящие вопросы, помогая ребенку самостоятельно выделить и сравнить основные части и некоторые детали.

Рыбка-малютка по речке плывёт

сложить ладошки вместе и наклонять их в стороны

Рыбка- малютка хвостиком бьёт

Вытянуть руки вперед и поочередно махать кистями вверх-вниз, изображая волны или хвостик.

Педагог уточняет, каким образом дети будут лепить овоид, просит сопровождать рассказ движениями рук. Затем показывает детям как разрезать стеками зауженную часть овоида и отвести в стороны две полученные половинки –это хвостик.

Педагог вызывает ребенка для показа.-Алена, покажи как ты разрежешь зауженную часть овоида и отведешь разрезанные части в стороны(показ на готовой модели).

Все объяснения и показ педагог закрепляет мнемосхемами.

Педагог:- Чтобы хвостик получился плоским и красивым, сплющиваем разрезанные части, надсекаем их с внутренней стороны. Теперь делаем брюшные плавники, прищипывая с обеих сторон туловища. Настя, а каким способом ты будешь делать спинной плавник (объяснение ребенка). А у кого из вас есть другой вариант? (объяснение ребенка)

Педагог предлагает вылепить рыбок –мальков. Включает музыку. Во время лепки педагог подходит к детям, осуществляя помощь, напоминает о необходимости использования влажной салфетки. Каждый раз уточняет, каким способом ребенок будет делать ту или иную часть поделки. Отпустим ваших мальков в озеро. Посадим их за парты-водоросли.

Педагог просит детей рассказать о самой красивой рыбке. Спрашивает почему она им нравится? Отмечает выразительные глаза, плоский красивый хвостик и объемное туловище и т.д. Спрашивает, как зовут рыбок, которых они вылепили, каким способом делали спинной плавник.

Дети приводят в порядок свои рабочие места, убирают дощечки и пластилин на место, салфетки на просушку.

Цель: дать детям представление о строении тела рыб.

Задачи: учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности. Воспитывать любознательность, интерес к окружающей природе.

Методы и приемы:

наглядный: показ приема лепки, рассматривание иллюстрации рыбки;

словесный: беседа, загадывание загадки;

игровой: пальчиковая гимнастика, физминутка;

музыкальный: использование ТСО;

Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, морские пейзажи, аудиозапись шума моря.

Материалы и оборудование: пластилин, стеки, доски для лепки, картон облепленный пластилином.

Ход занятия:Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. Справа друг и слева друг, Улыбнемся всем вокруг!Замечательно! От ваших улыбок в группе стало светлее.

Воспитатель: Отгадайте мою загадку.

Куда хотим, туда плывем.

Река наш дом, мы в ней живем (Рыбы)

Воспитатель: Ребята, а где живут рыбки?

Дети: В реке, и в морях, и в океанах.

Воспитатель: Ребята, а где ещё могут жить рыбки.

Дети: В аквариуме.


В. : Ребята, давайте посмотрим, из каких частей состоит рыбка. Как называется эта часть тела рыбки?

В. : Верно. А на какую геометрическую фигуру похоже туловище?

В. : Правильно, молодцы. Что есть у рыбки на туловище?

Д. : Глаза, рот, плавники, хвост.

В. : Правильно. На туловище рыбки располагаются спинные и брюшные плавники. Как вы думаете, за счет чего рыбка может быстро или медленно плавать?

Д. : За счет хвоста.

В. : Верно. Скажите хвост этой рыбки больше или меньше туловища.

В. : Верно, у этой рыбки маленький хвостик.

- Ребята, сейчас мы возьмём самый обычный пластилин и начнём лепить.

1. В процессе работы необходимо постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.

2. Внимательно выслушивать задания воспитателя.

3. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками.

4. Необходимо быть аккуратным, работая с пластилином:

- не вытирать руки об одежду;

- не пачкать стол, за которым работаешь.

Возьмите кусочек пластилина, с помощью стеки разделите его на 2 неравные части, так чтобы одна часть была большая, а другая маленькая. Из большого кусочка скатаем шар, затем раскатываем слегка короткую колбаску, вытягиваем хвостик, прищипываем верх и низ - получился хвост. Головку вытягиваем, стекой ротик нарисуем, прищепим один плавник на спинке, на брюшке с одной стороны - один и с другой стороны – один. Скатайте 2 маленьких шарика для глаз. Поцарапаем стекой чешую. Посмотрите, какая чудесная получилась рыбка. Из второй части (маленькая часть) пластилина, слепим маленькую рыбку. Какие нарядные рыбки у вас, весёлые и все такие разные ни одна не похожа на другую.

Вам понравились рыбки в нашем аквариуме?

Воспитатель: Теперь мы с вами можем порадоваться тому, что у нас в группе есть аквариум, сделанный своими руками. Спасибо Вам, ребята, вы все молодцы!


Воспитатель: Чем мы занимались сегодня на нашем занятии?

Дети: Рассматривали и лепили рыбку, играли в игру, отгадывали загадку.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. На этом наше занятие закончено.

Конспект НОД по лепке из природной глины. Средняя группа

Конспект НОД по лепке из природной глины. Средняя группа В рамках работы над проектом "Волшебная глина", в непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила: Линченко Ирина Владимировна

Цель : дать детям представление о строении тела рыб.

Задачи : учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности. Воспитывать любознательность, интерес к окружающей природе.

Предварительная работа: рассматривание аквариума с рыбками (слайды); чтение потешки о рыбке; рассматривание с детьми иллюстраций с изображением рыбок; беседа по вопросам; загадывание загадок.

Методы и приемы:

наглядный : показ приема лепки, рассматривание иллюстрации рыбки;

словесный : беседа, загадывание загадки;

игровой : пальчиковая гимнастика, физминутка;

музыкальный : использование ТСО;

практический : самостоятельная деятельность детей.

Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, морские пейзажи, аудиозапись шума моря.

Материалы и оборудование: пластилин, стеки, доски для лепки, картон облепленный пластилином.

Ход занятия:

Релаксационный момент: в начале занятия звучит приятная спокойная музыка. Дети стоят, взявшись за руки, в круге. Воспитатель желает всем доброго утра и предлагает передать друг другу частицу своего тепла.

Организационная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем лепить, но кого догадайтесь сами, отгадав мою загадку.

Куда хотим, туда плывем.

Река наш дом, мы в ней живем…(Рыбы)

Беседа о рыбках

Воспитатель: Ребята, а где живут рыбки?

Дети: В реке, и в морях, и в океанах.

Воспитатель: Ребята, а где ещё могут жить рыбки.

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас, превратимся в рыбок и поплаваем.

Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб).

Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. (Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Садятся за столики.)

Продуктивная деятельность.

В.: Ребята, давайте посмотрим, из каких частей состоит рыбка. Как называется эта часть тела рыбки?

В.: Верно. А на какую геометрическую фигуру похоже туловище?

В.: Правильно, молодцы. Что есть у рыбки на туловище?

Д.: Глаза, рот, плавники, хвост.

В.: Правильно. На туловище рыбки располагаются спинные и брюшные плавники. Как вы думаете, за счет чего рыбка может быстро или медленно плавать?

Д.: За счет хвоста.

В.: Верно. Скажите хвост этой рыбки больше или меньше туловища.

В.: Верно, у этой рыбки маленький хвостик.

В.: А теперь ребята разомнем ваши пальчики, чтобы у нас получились замечательные рыбки!

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети.)

Рыбке весело играть. (Изображают как плывёт рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка быстро уплыла.

Проводится инструктаж по безопасной работе с пластилином.

1. В процессе работы необходимо постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.

2. Внимательно выслушивать задания воспитателя.

3. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками.

4. Необходимо быть аккуратным, работая с пластилином:

- не вытирать руки об одежду;

- не пачкать стол, за которым работаешь.

- брать пластилин в рот;

- тереть грязными руками глаза;

- разбрасывать пластилин по группе.

6. По окончании работы привести в порядок рабочее место.

7. Тщательно вымыть руки теплой водой с мылом

Объяснение приемов лепки.

- Ребята, сейчас мы возьмём самый обычный пластилин и начнём лепить. Возьмите кусочек пластилина, с помощью стеки разделите его на 2 неравные части, так чтобы одна часть была большая, а другая маленькая. Из большого кусочка скатаем шар, затем раскатываем слегка короткую колбаску, вытягиваем хвостик, прищипываем верх и низ - получился хвост. Головку вытягиваем, стекой ротик нарисуем, прищепим один плавник на спинке, на брюшке с одной стороны - один и с другой стороны – один. Скатайте 2 маленьких шарика для глаз. Поцарапаем стекой чешую. Посмотрите, какая чудесная получилась рыбка. Из второй части (маленькая часть) пластилина, слепим маленькую рыбку. Какие нарядные рыбки у вас, весёлые и все такие разные ни одна не похожа на другую.

Самостоятельная деятельность детей.

Анализ детских работ.

Воспитатель: Как много красивых рыбок у нас получилось!

Вам понравились рыбки в нашем аквариуме?

Воспитатель: Теперь мы с вами можем порадоваться тому, что у нас в группе есть аквариум, сделанный своими руками. Спасибо Вам, ребята, вы все молодцы!

Воспитатель: Чем мы занимались сегодня на нашем занятии?

Дети: Рассматривали и лепили рыбку, играли в игру, отгадывали загадку.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. На этом наше занятие закончено.

Девочка у аквариума

Дети знакомы с различными видами рыб и могут передать их в художественном образе

Рыба — объёмный объект. Первоначально дети лепят двухмерные изображения, а позже приступают к выполнению трёхмерных моделей рыб на плоскости.

Лепка рыбок на плоскости

Таблица: способы и приёмы лепки пластилиновых рыбок

  • Скатывание,
  • раскатывание,
  • сплющивание,
  • оттягивание,
  • прищипывание.
  • Приёмы скульптурной лепки для изготовления деталей,
  • примазывание,
  • прилепливание.

Девочка раскатывает пластилин

Упражнение в различных приёмах лепки отлично развивает мелкую моторику рук

  • отрезание,
  • рассечение,
  • надрезывание,
  • выведение узора: линий, крестиков.

Чешуя на пластилиновой рыбке

Детализация на пластилиновой рыбке выполняется при помощи стеки

Алгоритм лепки совместно определяется педагогом и подопечными. Дети 4–5 лет проводят первые связи между действием и результатом, пытаются прогнозировать итог работы. Порядок действий рекомендуется сначала обсудить с ребятами. Они предполагают, что следует слепить сначала и какими приёмами этого достичь, какие этапы будут дальше. Воспитатель поправляет ответы и наводящими вопросами помогает выстраиванию правильной схемы для лепки.

Практическую работу дети выполняют самостоятельно. Объекты для лепки (виды рыб) распределяет воспитатель, дети выбирают цвет пластилина. Известные детям приёмы лепки педагог напоминает устно. Прямой показ сохраняется в средней группе для объяснения новых способов лепки и в качестве индивидуальной подсказки (по необходимости).

Самостоятельная лепка в средней группе

Дети лепят рыбок самостоятельно, воспитатель наблюдает и устно подсказывает

Варианты композиций

  1. Отдельные композиции. Даётся задание на группу: слепить рыбку, разместить на основе, украсить композицию. В качестве основы для индивидуальных композиций используются фигурные заготовки из картона (аквариум, пруд), старые CD-диски, пластиковые широкие пластиковые крышки от молочных продуктов.

Отдельная композиция Рыбка

CD-диск — необычная и весьма удобная основа для лепки

Рыбки на волнах

  • ракушки и мелкие камешки,
  • веточки, травинки, листья — имитация водорослей,
  • крупы:
    • манка, пшено — имитация на дне аквариума/водоёма,
    • бобовые — камни.

    Важно. Напоминайте детям правила техники безопасности! Детальки и сыпучие вещества не подносить к лицу, не нюхать и не пробовать на вкус. Попадание мелких элементов и частиц в дыхательные пути опасно для жизни!

    Пластилиновая композиция Рыбка

    Подготовка к занятию начинается с составления конспекта. Выбор обучающих форм зависит от задач, прогнозируемых к реализации воспитателем.

    • Развивать умение лепить пластичным/конструктивным способом,
    • совершенствовать умение передавать пропорции в лепке,
    • научить прорисовке деталей с помощью стеки,
    • учить составлению предметной композиции на плоскости.

    Передавать в лепке форму и пропорции рыбки — основная задача занятия в средней группе

    Начало занятия посвящается с погружения детей в тему. Заинтересованность и позитивные эмоции — условия для плодотворной работы.

    Таблица: вводная часть занятия

    • Из каких частей состоит рыбка?
    • Какой формы туловище рыбки?
    • Что есть на туловище?
    • Какого цвета бывают плавники, чешуя?
    • Что больше — хвостик или туловище?

    Лепка рыбок в средней группе

    Рыбок можно разместить на картоне с рисунком, напоминающим волны

    Схематично разберём, как слепить рыбку ребёнку 4–5 лет тремя возможными способами.

    Рыбка из одного куска пластилина

    Лепка: простая рыбка

    Скатывания шарика детям удаётся хорошо, показывать приём не нужно

    Лепка: аквариумная рыбка

    Дети знают, большинство рыб имеют овальное туловище

    Лепка: несложная рыбка

    Приём вытягивания следует продемонстрировать

    Лепка для детей: простая рыбка

    Прищипывание также показываем детям

    Готовая работа: рыбка

    Детализация — обязательный этап лепки

    Рыба-кит конструктивным способом

    1. Скатывание и формирование деталей: шарообразное туловище, хвост, колбаски для фонтанчика, шарики для глаз.

    Лепка: кит

    Форма и количество деталей могут быть нарисованы на доске или схеме

    Конструктивный способ считает наиболее сложным для детей 4–5 лет

    Рыбка комбинированным способом

    1. Вылепливание туловища с хвостиком пластичным способом и подготовка деталей.

    Лепка в детском саду: рыбка

    Комбинированный способ интереснее детям возможностью сочетать несколько цветов в поделке

    Изображение получается реалистичнее с примазанными элементами

    Лепка комбинированным способом: рыбка

    Дети стараются проводить изогнутые линии, похожие на чешуйки

    Фотогалерея: примеры готовых работ

    Деталью могут быть и губки рыбы Детализацию можно выполнить с помощью колпачков, а не стеки Задание с усложнением: сделать чешую при помощи пластилиновых элементов Композиция может быть трёхмерной, если закрепить рыбок на деревянных шпажках Подставку для композиции на диске легко сделать из пластилинового шарика Оформить основу следует заранее, например, это может быть домашним заданием для детей и родителей

    Читайте также: