Лексика заимствованная русским языком из языков народов россии и мира 4 класс конспект урока

Обновлено: 23.07.2024

Тема урока : Лексика, заимствованная русским языком из языков народов мира.

Цель урока : познакомить с заимствованными словами,

создать условия для выявления заимствованных слов и употребления их в собственной речи.

-умение выделять заимствованные слова в тексте;

-знание причин заимствования слов;

-умение находить значение заимствованных слов в словаре иностранных слов;

-умение работать в парах, группах.

Оборудование: тетрадь, карточки со словами из словаря.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока.

I.Самоопределение к деятельности.

(Психологический настрой)

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь

-Организация рабочих мест.

1. Фронтальная работа.

-Послушайте стихотворение, подумайте. О чем пойдет речь на уроке?

Каждое слово живое,

С особой, своей судьбою,

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы,

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья-

Волшебное слов превращенье,

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье,

Слово по вкусу пришлось языку,

-Буду жить у тебя, никуда не уйду!

-О каких словах мы будем говорить сегодня на уроке (О словах, которые пришли к нам из других языков.)

-Это заимствованные слова.

-Прочитайте на слайде (на доске) :

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с такими словами. Узнаем причины заимствования слов, выясним с помощью каких словарей можно найти значение заимствованных слов. Мы даже и не подразумеваем, насколько много в русском языке таких слов.

IV.Открытие новых знаний.

Путешествуя по острову, мы будем делать следующие остановки.

На корабле ходить я буду,

Когда на Флот служить пойду.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

На нём живёт его команда -

Все люди разных возрастов.

Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов?

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся. (Клоун)

Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме, на каждом столе,

Стоит он, помощник тебе да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Он — ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Любит "одолжить" он

У лесных пчёл мёд. (Медведь)

Кольцо с каким-нибудь драгоценным камнем для пальца руки. (Перстень)

- Объясните значение записанных слов. Распределите в 2 группы.

Земляника, медведь, перстень

Матрос, компьютер, клоун

--Почему легко было объяснять значение слов первой группы?

-Почему сложно объяснить значение слов второй группы?

В них трудно выделить части слова.

-Эти слова пришли к нам из других языков. Это заимствованные слова : Оказывается, в нашей речи очень много заимствованных слов. А каковы причины заимствования? (Появлялись новые предметы, события, занятия, а вместе с ними новые слова)

-Прочитайте стихотворение. Найдите заимствованные слова.

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд.

Чемпион, тайм-аут, спорт.

-Что обозначают выделенные слова?

-Как вы думаете, что послужило причиной заимствования иноязычной лексики?

Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в основной базе языка. Очень часто слово появляется вместе с предметом или понятием.

-Откройте словарь иностранных слов, прочитайте значение этих слов.

-Спишите слова, заимствованные из английского языка, располагая их по алфавиту.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

-Разделимся на четыре группы. Каждая группа получает задание, найти значение слов в толковом словаре С. И. Ожегова (карточки со словами из словаря).

Командиры групп читают значение слов.

-Делаем вывод, как найти значение заимствованных слов? (В толковом словаре или словаре иностранных слов)

-Даже этого не подозревая, вы умеете говорить на разных языках.

-Ребята, сейчас разделимся на две группы. Выясним, кто лучше знает иностранные слова.

1. Дежурство на корабле по-голландски? (Вахта)

2 Гостиница по- французски? (Отель)

3. Меткий стрелок по- английски? (Снайпер)

4. Перерыв, отдых у школьников после каждой учебной четверти по -латински? (каникулы)

5. Брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, окрашенной в синий цвет по–английски? (Джинсы)

6. Воображаемая линия, где небо сходится с землей по-гречески? (Горизонт)

-Молодцы! Хорошо справились с заданием.

-Из каких языков пришли в наш русский язык эти слова?

-А теперь проверим, как вы запомнили написание отгаданных слов.

Подумайте, какие предложения вы составите с данными словами. Поставьте знак ударения, в записанных словах

Вахта, отель, снайпер, каникулы, джинсы, горизонт.

(Матрос заступил на вахту. На летних каникулах я отдыхал у бабушки в деревне. На горизонте показался долгожданный корабль.

-Запишите предложения, подчеркните основу. Каким членом предложения являются заимствованные слова в данных предложениях.

.-Работа в парах. Взаимопроверка.

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие слова называются заимствованными?

-Каковы причины заимствования?

-С каким новым словарём вы познакомились?

Составить три предложения с заимствованными словам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием заимствованные слова, показать, какими путями они из одного языка проникают в другой.

Формируемые результаты:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя).

использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументировать свою точку зрения.

I. Организационный момент.

Урок русского языка

Прозвенел весёлый звонок.

Знать хотят про всё на свете.

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на "древнеиндийский язык", ибо слово сахар – индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное деревце и полученный из его листьев напиток. "Хочу какао или шоколада!" Но в таком случае вы – потомок ацтеков из далёкой Мексики: какао или шоколад – настоящие американо-индейские слова.

- О чем пойдёт речь на уроке? (Заимствованные слова)

- как понимаете эти слова?

-Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам заимствованные слова?

-На этот вопрос нам и предстоит ответить в течение урока

IV. Изучение нового материала.

Этимологияэто один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. (ЗАПИСАТЬ)

1. Э. – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

2. Э. – происхождение того или иного слова или выражения.

Существуют этимологические словари, которые содержат в себе секреты и тайны слов. Материал этимологических словарей дает представление о том, в каком языке возникло то или иное слово, какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано.

V.Работа по теме урока.

Речь состоит из слов.
Этот закон не нов.
Каждое слово – живое
С особой, своей судьбою.
Бежали столетья и годы,
По-разному жили народы.
Торговлю вели, воевали,
Бранились, а после – мирились,
Жить в добром соседстве учились.
И вот результат их общенья,
Волшебное слов превращенье.
Так, в языке зародившись одном,
Слово потом оказалось в другом.

-Каковы же причины заимствований? Почему люди меняются словами? ( Учащиеся делают предположения, )

- А теперь проверим ,верны ли ваши предположения?

спорт sport
спортсмен sportsman
старт start
волейбол volleyball
баскетбол basketball

Ученик показывает образование слова футбол в английском языке.

Football – foot (нога) + ball (мяч) –––– футбол

Образовать от данных заимствованных слов новые слова.(Учащиеся вспоминают способы образования слов в русском языке).

Спорт – (спортивный) спортшкола
Футбол – (футболист) спортзал
Волейбол – (волейбольный) спортинвентарь
Баскетбол – (баскетбольный)

Основными причинами заимствований являются следующие:

Исторические контакты народов.

Необходимость названия новых предметов и явлений.

В языке закрепляются заимствованные слова, похожие по структуре.

Заимствование из языка в язык может идти двумя путями: устным и письменным, через посредство книг. При письменном заимствовании слово изменяется мало, при устном – сильнее. Заимствоваться слова могут непосредственно из языка в язык, а также через языки-посредники.

Давайте мы с вами немного поиграем и научимся находить заимствованные слова.

Заимствованные слова можно узнать по определенным признакам:

- они начинаются с гласных А, Э (эрудиция, ансамбль);

-в таких словах есть буква Ф (кроме филина);

- в корне есть сочетания ХЕ, КЕ, ГЕ, КГ, КЗ, КД, ГБ (макет, схема, анекдот);

- корнях есть сочетания ПЮ, ВЮ, БЮ, МЮ, КЮ (пюре, бюро, мюсли);

- в корне соседствуют две гласных ИУ, ИЕ, ЕА, УЭ (дуэль, театр, силуэт);

- в корне есть удвоенная согласная СС, РР, ЛЛ, НН (вилла, ванна, касса, территория);

- такие слова не склоняются (жюри, пальто, кашпо, такси, шасси);

Выберите из слов иноязычные:

легенда, простота, бюллетень, келья, чистенький, сестричка, администрация, приучить, этаж, графин, молоко, близкий, диета, ножницы, караул, братский, обновка, авиация.

В словах есть подсказки, которые помогают нам понять какое перед нами слово и из какого языка оно заимствовано.

Английский язык: сочетания ДЖ, ИНГ, МЕН

Немецкий язык: сочетания ШТ, ШП, МАН, БУРГ

Разделите слова на два столбика в зависимости от происхождения: смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, джентльмен, джем.

ФИЗМИНУТКА

1. Вымышленный персонаж американских комиксов, первый супергерой мужского пола.(Супермен) англ.

2. Клейкая лента.(Скотч) англ.

3. Небольшое мучное кондитерское изделие в форме полумесяца из слоёного теста. Очень популярен во Франции. ( Круассан) франц.

4. Напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. ( Чай) китай.

5. Цитрусовое дерево с крупными сочными плодами жёлтого цвета, имеющими кислый вкус; плод такого дерева. (Лимон) араб.

Замените данные заимствованные слова русскими синонимами, при затруднении обращайтесь к словам для справок

слова для справок : малыш, подарок, звезда, образ, плакат, ,– выходные дни, неудачник, лицо, каникулы, прейскурант,


VI.Итог урока.

С какими словами познакомились сегодня на уроке? (исконно русскими и заимствованными)
К каким источникам на необходимо обратиться , чтобы уточнить происхождение слова и узнать из какого языка оно к нам попало?

-Всегда ли нужны заимствованные слова? Послушайте стихотворение-пародию “Бурное новословие” Н.П.Колесникова.

У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов,
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
саммит, зомби,
Картер, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, клиринг,
Селинг, лизинг, дилинг,
Плоттер, триллер, дилер,
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему

Учёные считают, что если заимствованная лексика превышает 2-3%, то возможно скорое исчезновение языка. Количество заимствований в русском языке уже превышает 10%! Есть повод задуматься, не правда ли? Стараясь копировать чужие образцы, мы теряем свою самобытность, родной язык, культуру. Всё-таки там, где можно обойтись средствами родного языка, давайте не будем отдавать дань моде жить и мыслить по-американски.

Вывод: Используя в речи заимствованные слова, необходимо помнить, что неуместное их употребление ведет к засорению языка, делает речь непонятной. Теряется самобытность языка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока родного языка в 4 классе

Автор: Григорьева Ирина Владимировна, учитель начальных классов филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с.Подлесное

Тема урока: Заимствованные слова в русском языке

Цель урока: познакомить с заимствованными словами,

создать условия для выявления заимствованных слов и употребления их в собственной речи.

Планируемые результаты :

-умение выделять заимствованные слова в тексте;

-знание причин заимствования слов;

-умение находить значение заимствованных слов в словаре иностранных слов;

- умение работать в парах, группах.

I .Самоопределение к деятельности.

-Долгожданный дан звонок,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь

-Организация рабочих мест.

-Послушайте стихотворение, подумайте. О чем пойдет речь на уроке?

Каждое слово живое,

С особой, своей судьбою,

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы,

Торговлю вели, воевали,

Бранились, а после мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья-

Волшебное слов превращенье,

Так, в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом,

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв, то звучанье,

Слово по вкусу пришлось языку,

-Буду жить у тебя, никуда не уйду!

-О каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?(О словах, которые пришли к нам из других языков.)

-Это заимствованные слова.

-Прочитайте на слайде ( на доске):

III . Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с такими словами. Узнаем причины заимствования слов, выясним с помощью каких словарей можно найти значение заимствованных слов. Мы даже и не подразумеваем, насколько много в русском языке таких слов.

IV .Открытие новых знаний.

Путешествуя по острову, мы будем делать следующие остановки.

На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда -
Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов?
(Матрос)

В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (Клоун)

Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме, на каждом столе,

Стоит он, помощник тебе да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Он — ЭВМ. Это имя одно.

А как по-другому зовем мы его? (Компьютер)

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
( Земляника )

Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд. (Медведь)

Кольцо с каким-нибудь драгоценным камнем для пальца руки .(Перстень)

- Объясните значение записанных слов. Распределите в 2 группы.
Земляника, медведь, перстень

-Эти слова пришли к нам из других языков. Это заимствованные слова: Оказывается, в нашей речи очень много заимствованных слов. А каковы причины заимствования? (Появлялись новые предметы, события, занятия, а вместе с ними новые слова)

-Прочитайте стихотворение. Найдите заимствованные слова.

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей ,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд.

Чемпион, тайм-аут, спорт .

-Что обозначают выделенные слова?

-Как вы думаете, что послужило причиной заимствования иноязычной лексики?

Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в основной базе языка. Очень часто слово появляется вместе с предметом или понятием.

-Откройте словарь иностранных слов, прочитайте значение этих слов.

-Спишите слова, заимствованные из английского языка, располагая их по алфавиту.

VI .Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

-Разделимся на четыре группы. Каждая группа получает задание, найти значение слов в толковом словаре С.И.Ожегова.

Командиры групп читают значение слов.

-Делаем вывод, как найти значение заимствованных слов? (В толковом словаре или словаре иностранных слов)

-Даже этого не подозревая, вы умеете говорить на разных языках.

-Ребята, сейчас разделимся на две группы. Выясним, кто лучше знает иностранные слова.

1.Дежурство на корабле по-голландски? (Вахта)

2 Гостиница по- французски? (Отель)

3.Меткий стрелок по- английски? (Снайпер)

4.Перерыв, отдых у школьников после каждой учебной четверти по -латински? ( каникулы)

5.Брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, окрашенной в синий цвет по–английски? (Джинсы)

6.Воображаемая линия, где небо сходится с землей по-гречески? (Горизонт)

-Молодцы! Хорошо справились с заданием.

-Из каких языков пришли в наш русский язык эти слова?

-А теперь проверим, как вы запомнили написание отгаданных слов.

Подумайте, какие предложения вы составите с данными словами. Поставьте знак ударения, в записанных словах

Вахта, отель, снайпер, каникулы, джинсы, горизонт.

(Матрос заступил на вахту. На летних каникулах я отдыхал у бабушки в деревне. На горизонте показался долгожданный корабль.

-Запишите предложения, подчеркните основу. Каким членом предложения являются заимствованные слова в данных предложениях.

Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно); Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовать усилия по решению учебной задачи.

Осуществлять контроль по результату.

Познавательные УУД: Общеучебные (поиск и выделение информации), Логические (подведение под понятие, выведение следствий).

Коммуникативные УУД: Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, оценка действий партнера, умение с точной полнотой и точностью выражать свои мысли); Логические (синтез как составление целого из частей, выполняя недостающие компоненты;) Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника.

воспроизводить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости; развивать речь детей; словарный запас, мышление; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность; Формирование нравственного отношения к людям.

Изучение нового материала

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: в 2 ч.: Ч.1, тетрадь, рабочая программа, раздаточный материал, толковый словарь, словарь заимствований

Читайте также: