Лексическая и стилистическая синонимия 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

- Давайте вспомним, что такое синонимы. Приведите примеры синонимов.

(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

- Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).

- Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

- Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома).

- Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов .

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

- Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

(В тетрадях записывается вывод: в художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому называется градацией).

- Попробуйте составить свои примеры, используя данный прием.

3. Совершенствование имеющихся и формирование новых умений.

Упр.1. Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

Придумайте свое подобное предложение, описав ситуацию движения людей за окном.

Упр.2. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания или предложения.

Известный, популярный, знаменитый, прославленный, славный, знатный, именитый, мировой.

Продолжите работу самостоятельно: подберите синонимы к следующим словам, составьте сами синонимический ряд слов и укажите, чем будет отличаться каждый из синонимов. Особое внимание обращайте на стилевое отличие.

Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать, прикрыть; худощавый, смешной.

Упр.3. Отредактируйте отрывок. Исправьте стилистические ошибки, усильте экспрессивность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу.

Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

Упр.4. Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц…

- Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Улыбнулись даже старые зайцы…

Создайте собственный текст небольшого объема, насыщенный синонимами, выбрав в качестве сюжета рассказ о забавном случае в походе либо о трудностях, с которыми вы столкнулись в походе. Возможно использование собственного сюжета.

4. Рефлексия.

- Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?

- Какие проблемы возникали в процессе работы?

5. Домашнее задание.

Подберите ряды синонимов из сказок А.С. Пушкина, стихов С. Есенина, русских былин. Оформите свое высказывание в виде рецензии на выбранное произведение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

обучающая: сформировать понятие синонимии, сформировать знания о лексических, стилистических и синтаксических синонимах, о взаимосвязи градации и синонимии;

развивающая: развивать умения проводить лингвистический эксперимент, формулировать выводы, использовать в речи такие средства выразительности, как градация и синонимия;

Организационный момент.

Мне дороги рукопожатья,

Приветы и встречи вокруг.

Веселое слово – приятель,

И есть еще радостней – друг…

II . Повторение изученного на предыдущем уроке.

III . Изучение нового материала.

А дорога дальше мчится,

А кругом земля дымится,

Чужая земля.

Развитие связной речи.

известный, популярный, знаменитый, прославленный, славный, знатный, именитый, мировой.

Уже после войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в одном интервью назвал песню А.Новикова "Эх, дороги" одной из лучших военных песен. А создана она была не сразу. Для одной программы нужна была песня про вагон и про солдат, которые едут на фронт и тихонько распевают песню на мотив "Эх ты, ноченька". Слова написал Лев Ошанин. Вроде получилось, но Ошанин остановил песню, сказал: "Не готова она". Тема должна быть шире: израненное поле, солдаты, согревающие друг друга шинелью в свирепую стужу, атаки на врага, пешие походы, форсирование рек и письма с фронта - это тоже о военных дорогах. Ошанин дописал слова: "Выстрел грянет - ворон кружит. Твой дружок в бурьяне неживой лежит. " Вся война - в этой фразе. Песня "Эх, дороги" была посвящена пехоте, но ее запели все. Она часто звучала по радио: ее первым исполнителем был Иван Шмелев, затем прекрасно ее исполнил Георгий Абрамов, но в последние годы по радио мы слушаем ее в записи Георгия Виноградова с Краснознаменным ансамблем

… (популярной) она стала благодаря радио.

… .(знаменитый) в годы Великой Отечественной войны певец Георгий Абрамов по радио исполнил эту песню, посвященную пехоте, подхватили же ее все: и мирные жители, и солдаты.

… (славный) Краснознаменный ансамбль А.В.Александрова исполнял песни на стихи В.Лебедева-Кумача, М.Исаковского, А.Софронова, А.Жарова, А Новикова на Белорусском вокзале перед отъезжающими на фронт.

III . 1. Лингвистический эксперимент.

Задача эксперимента: определить, могут ли слова одного синонимического ряда сочетаться с одним и тем же словом.

Материал для эксперимента: синонимические пары и ряды слов упражнения 47: дорожка – стежка, путь – дорога (синонимы-дублеры), руль – баранка, загрязнить-испачкать-залапать-замусолить-запятнать, глаза – глазищи- мигалки – глазоньки-глазенки.

«Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами , чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

«Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу, но он меня опередил вопросом:

-Ты что же, всю войну за баранкой ?

- Какие особенности синонимии стали понятны?

- Как и за счет чего вы стали понимать это?

- Какая деятельность, по-вашему, наиболее продуктивна?

- Какая организация учебной деятельности наиболее предпочтительна вам и почему?

- познакомить с градацией как средством выразительности речи.

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

- обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

- воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

- воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3
  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.
  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

(См. приложения к уроку)

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? ( лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы ? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Подберите синонимы к данным словам:

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. ( шорох, шуршание, шелест) К акова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:


- обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

Воспитывающая

- воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь

В сказке про Винни - Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Винни- Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

-Не про что, а то, что едят.

- А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Как называются такие слова?

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания на практике.

Итак, для начала давайте мы с вами вспомним, что такое синонимы? Синонимы – это слова, близкие по значению и принадлежащие к одной части речи. Например, смелый — храбрый, худой – тощий, прыгать–скакать, шалить – баловаться. Приведите, пожалуйста, свои примеры.

Синонимы появляются в языке по нескольким причинам:

Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.

Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению слову русскому: проводник = гид, чичероне; зародыш = эмбрион; введение = преамбула и др.

В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи = глаза; вотще = напрасно и др.

В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка: жестокий = безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.

Давайте выполним следующее задание, к данным словам подберем синонимы:

Проводник – гид, зародыш – эмбрион, очи – глаза, молодость – юность; красный – пунцовый – алый.

Это все вы знаете еще со средних классов, а теперь давайте рассмотрим синонимы глубже.

Итак, Синонимы делятся на несколько видов: Лексические, стилистические, контекстные.

Лексическими синонимами называются слова с одним смыслом. Например, пища, харчи, еда, яства, корм - все они означают понятие еды, все они синонимы, но с различным лексическим (словарным)значением, т.е. СОЗНАЧЕНИЕМ. Давайте посмотрим по толковому словарю их значения.

И давайте выполним еще одно с вами небольшое задание. В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

карандаш, стол, лампа

ученик, школа, портфель

дом, изба, лачуга

ныть, жаловаться, стенать;

идти, шествовать, брести;

постичь, понять, уразуметь

Прочитайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы,

Для этой головки –

Для этой глотки –

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста. Но стилистические синонимы позволяют понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика). Голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико.

Возвратимся к началу урока. Что было заявлено в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?

Чтобы определить, какие синонимы называют контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 - пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 - рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными. Слова синонимичны только в данном тексте. Т.Е. т.о. Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста.

Давайте выполним с вами несколько заданий, чтобы закрепить полученные знания.

1. Какие слова НЕ являются синонимами?

2. Замените синонимом фразеологические обороты:

На скорую руку – быстро

Спустя рукава – плохо

Повесить нос – загрустить

Курить фимиам - восхвалять

Рукой подать – близко

Синонимы очень тесно граничат с многозначными словами. И мы с вами в этом убедимся, сделав следующее задание. Вам дается многозначное слово свежий. К нему вы должны подобрать синонимы, но вам дается не просто слово, а словосочетание.

Свежий хлеб – мягкий; свежая рубашка – чистая; свежий журнал – новый; свежий взгляд – нестандартный; свежий ветер – прохладный. Таким образом, Синонимия тесно связана с явлением многозначности.

Например, слово тихий имеет несколько значений, и к каждому из них могут быть подобраны свои синонимы. Так, в словосочетании тихий сон его синонимами являются - спокойный, безмятежный, но этими словами невозможно заменить слово тихий в сочетании его со словом человек. Синонимами к нему в словосочетании тихий человек является - незаметный, скромный; в словосочетании тихий голос - слабый, еле слышный; в словосочетании тихая езда прилагательному тихая синонимичны - медленная, спокойная и т.д.

Подберите синонимы к слову победить –

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Астафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Итак, мы повторили, что такое синонимы.

Знаем теперь три вида синонимов ( лексические, стилистические, контекстуальные).

Поняли, для чего они нужны в тексте:

- чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

- чтобы избежать стилистических ошибок;

- чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Читайте также: