Л в куклин как я научился читать фрагмент для 1 класса конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

  • Учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передовая интонационно конец предложений
  • совершенствовать у учащихся навыки чтения.
  • Учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: Азбука В.Г.Горецкий, презентация.

Этап урока
Методы и приемы

Словес.: слово учителя

Доброе утро! Какая прекрасная погода? Какое у вас настроение? Пусть хорошее настроение будет у вас до конца дня!

Личностные – воспринимать нашу речь.

Мотивационный
Практич.: фонет.разминка.

Настраиваться на работу

Познавательные – осмысленно читают стихотворения.

Постановка учебной задачи и ее решение
Словесн.: слово учителя

- Ребята, вы слышали про страну Грамотеев? - А вы хотите туда попасть? - А кто может туда попасть? (Кто умеет читать, писать, … )

- На пути в эту страну вам встретятся различные препятствия. Как вы должны работать, чтобы их преодолеть? (Дружно, сплоченно)

- А ещё вы должны обладать хорошими качествами человека. Давайте выберем качества, которые помогут нам в пути. Читаем и хлопаем в ладоши при верном утверждении. Слайд

Доброта , смелость , злость, зависть, честность , трусость, уважение , хвастовство , юмор .

- Молодцы, ребята. Именно эти положительные качества мы возьмём с собой в путь.

- Что мы изучали на уроке чтения, начиная с 1 сентября до сегодняшнего дня? (Звуки и буквы)

- А для чего нам это было нужно? (Чтобы научиться читать, писать, красиво и правильно говорить)

- А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать) А если вам нравится читать, то, как мы назовём наш сегодняшний урок?

Тема урока: Как хорошо уметь читать!

Работа по теме урока.

- Садитесь правильно и послушайте. (Звукозапись)

- Теперь прочитаем это стихотворение сами и ответим на вопрос:

- Почему автор считает, что хорошо уметь читать?

- Потренируемся в чтении. Читаем цепочкой по строчкам.

- А сейчас прочитаем это стихотворение по ролям в паре. Один ученик читает четыре первые строчки, второй ученик две следующие строчки, а последние строчки прочитаем хором.

- В этом стихотворении есть спор или утверждение? (Утверждение)

Есть подтверждение того, что хорошо уметь читать.

- Найдите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак. Как их нужно прочитать? Почему? (С чувством радости, удовлетворения) Прочитаем их.

- Прочитайте первое предложение и найдите слова, где букв больше, чем звуков. (Уметь, читать) Почему вы так считаете?

Повторение о звуках и буквах

- На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

- Сколько букв в русском алфавите?

- Чего больше букв или звуков? Почему?

- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте:

Хорошо известен детям.

На рисунке там девчонка

С нежным именем … ( Алёнка)

По тарелке покатилось,

А тарелка не простая-

Там каёмка золотая. (Яблоко)

- Расшалились остальные буквы, разбежались. Давайте их вернём на свои места.

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 82, 83. Сколько сказочных героев пришли к нам на урок! Назовём их.

(Лиса Патрикеевна, Волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, Заяц)

- Из каких сказок они пришли к вам в гости на урок?

- Они не просто здесь оказались, а пришли послушать, как вы умеете читать. Ну, давайте прочитаем стихотворение С. Я. Маршака

Работа по стихотворению С. Я. Маршака

- О каких ключах идёт речь в стихотворении? (О буквах)

Прочитаем стихотворение по столбикам и ответим на вопрос:

- Почему буквы сравнивают с волшебными ключами? (Зная буквы, можно прочитать любую книгу)

-Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, добрались до страны Грамотеев!

Нажмите, чтобы узнать подробности

читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

Познавательные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные универсальные учебные действия:

развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Я взрослею ( 5 часов)

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

Познавательные универсальные учебные действия:

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные универсальные учебные действия:

овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Я фантазирую и мечтаю ( 3 часа)

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

Познавательные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные универсальные учебные действия:

овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ-РОДИНА МОЯ ( 6 ЧАСОВ)

Что мы Родиной зовём ( 3 часа)

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

Познавательные универсальные учебные действия:

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные умения: знакомство со стихотворением C.Маршак "Ты эти буквы заучи. " и В.Берестов "Читалочка"; научатся читать правильно умными словами, отвечать на вопросы по тексту; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи и мышления; формирование (развитие) интереса к чтению детских книг, к учению.

Личностные: мотивация к обучению.

Метапредметные:

Регулятивные: овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь слушать учителя, сотрудничать с учителем и классом.

Чтение, книги, стихотворение

Азбука 2ч. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина; мультимедийное сопровождение урока; словарь Ожогова; картинки; раздаточный материал; детские книги С.Маршака и В.Берестова

Литературное чтение; Русский язык; культура речи; ИЗО; окружающий мир; ИКТ

Индивидуальная, коллективная работа; групповая (парная) работа; проблемный метод

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организация и мотивация учебной деятельности

Ребята, встаньте, урок начинается. Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Умение слушать и понимать других

Актуализация знаний

Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Кто мне расскажет? Только не выкрикивайте, а поднимайте руку.

1) Откройте страницу 81 и посмотрите на ленту букв.

Назовите гласные буквы.

Назовите согласные буквы, обозначающие непарные звонкие звуки

Назовите согласные буквы, обозначающие непарные глухие звуки

Назовите согласные буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки

Какие буквы не обозначают звуков?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

3) Чтение слов, слоговых таблиц (презентация)

4) Разгадывание ребусов (отгадки слова на презентации из рассыпанных букв)

Давайте сейчас вместе с вами разгадаем ребусы. Обратите внимание на доску.

Давайте разберем первый ребус. что изображено на первой картинке?

Хорошо (учитель записывает на доске НОС)

Что идет дальше?

Молодцы (Учитель добавляет О)

Что изображено дальше?

Хорошо (Дописывает РОГ)

Что за слово у нас получилось?

Давайте проверим. МОЛОДЦЫ!

(Далее работа по образцу)

5) Итак, ребята. Вы хорошо освоили прошлые темы и с легкостью справились со всеми заданиями. Вы хорошо можете отличить согласные буквы от гласных, знаете чем отличаются согласные звуки от гласных.

А, о, у, ы, э, я, ё, ю, и, е

Б-п; в-ф; г-к; д-т; ж-ш; з-с

гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.

Дети поочередно читают слова с слоговой таблицы

Мужчина, НО стрелка на нос, значит нос

Корова, НО стрелка на рог, значит рог

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

Проблемная ситуация

Послушайте внимательно стихотворение, чтобы потом вы смогли ответить на мои вопросы.

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Не всё в этом мире

Легко нам даётся,

И всё же упорный

И мудрый – добьётся

Того, к чему доброе

Сердце стремится:

Он клетку откроет,

Где птица томится!

И каждый из нас

Облегчённо вздохнёт,

Поверив, что мудрое

Время – придёт!

И мудрое, новое

Время – придёт!

Скажите мне, о чем это стихотворение?

Для чего нам нужно читать книги?

Ребята, кто догадался, о чем будет сегодняшний наш урок

Правильно. Сегодня мы будем с вами разговаривать о стихотворениях. Тема нашего урока "Как хорошо уметь читать"

Какие задачи вы можете поставить для себя?

Тому, что человеку без книги никуда; плохому книги не научат

Научиться хорошо, выразительно читать.

Овладевают способностью планировать этапы своей работы

Построение выхода из затруднения

Что нам поможет решить эти задачи?

Правильно. Откройте учебник на странице 82

Что вы видите на этой странице? Стихотворение или рассказ?

Кто его написал?

Верно, это Самуил Яковлевич Маршак. А что вы о нем знаете?

Родился Маршак Самуил Яковлевич в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью.

Писать небольшие тексты он начал в 4 года. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения.

Самуил Яковлевич очень любил детей. Многие его работы написаны для них. Главными героями его произведений очень часто выступают сами дети. Писатель поэтому и работал там, где был в окружении детей. Он передавал им свой опыт.

А сейчас обратите внимание на доску. На слайде вы видите книги С.Я.Маршака (прочитать какие стихи для детей он написал; порекомендовать прочитать)

Умение извлекать нужную информацию из беседы

А сейчас пришло время физминутки. Давайте дружно встанем.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

Реализация проекта выхода из затруднения

Послушайте стихотворение "Ты эти буквы заучи. " и ответьте на вопрос, почему стихотворение так называется? (Первичное чтение учителем)

А теперь давайте вы прочитаете мне это стихотворение по частям.

1 четверостишье прочитает мне.

А теперь попробуй ответить мне на вопросы:

- О чем идет речь?

- Сколько их в алфавите?

- С чем сравнивает автор буквы?

- Почему он так называет буквы?

2 четверостишье читает.

- Что автор подразумевает под словом ключи?

- Почему буквы так важны?

3 и 4 четверостишье

- Где ты можешь побывать, благодаря буквам?

- О чем можно прочитать в книге?

- Какой путь тебе откроют эти чудесные края?

А теперь давайте проведем с вами работу над стихотворением В.Берестова "Читалочка".

Кто знает этого поэта? Что вы можете мне о нем рассказать?

Обратите внимание на доску. На слайде вы видите Валентина Берестова.


-находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения.

-осознавать смысл работы с учебными задачами урока;

Тип урока: открытие новых знаний

Этап урока
Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Словесный – слово учителя

-Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке.

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи

Практический – чтение чистоговорки

Словесный – строят речевое высказывание

На наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия.



-Прочитайте чистоговорку:

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

-Ребята, когда я готовилась к уроку, буквы перепутались, помогите мне распутать буквы.

-Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.


-Какое слово получилось? А К С З К А (сказка)

-А что такое сказка?(то, что придумано человеком)


Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые. (читает сильный читающий ученик)

-Какие сказки вы знаете? (бытовые, волшебные,.)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми произведениями.

Рассуждать о сказках

К: слушать и понимать речь других

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: Строят устные речевые высказывания

Решение частных задач

Практический –изучение произведения

(имитировать сказачных героев)

Словесный – ответы на вопросы

Продолжение работы по теме урока

Первичное знакомство с произведением

Анализ произведения

Выборочное чтение

-Откройте учебник на стр. 9.

-Прочитайте, кто написал это произведение? (И. Токмакова)

Краткая биография об авторе

Ирина Петровна Токмакова — профессиональный филолог, переводчица с других языков. Она была одним из первых представителей советской литературы для детей в далекой Африке. Она — поэт, сказочник.


– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

ста-ра-лась – старалась

не слу-ша-лись – не слушались

пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились

раз-ма-хи-ва-ла – размахивала

и-зу-ми-лась – изумилась

вы-го-во-ри-ла – выговорила

вос-клик-ну-ла – воскликнула

пле-мян-ни-ца – племянница


Словарная работа.

– Объясните значение слов:

изумилась – удивилась;

воскликнула – громко сказала, крикнула;

клякса – чернильное пятно на листе бумаги;

племянница – родственница.

- Любите ли вы сказки ?

-Что обычно происходит в сказках?

-Кто в них действует? (герои)

-Могут ли героями сказки быть буквы?

-Ну что же, переходим к чтению сказки Ирины Токмаковой.

- Давайте прочитаем эту сказку.

-Знаете ли вы, что такое клякса?


(бесформенное пятно краски или чернил)

- Каким вы представляли себе Кляксича?

-Подтвердите свой ответ текстом.

- Какое впечатление произвело на вас это произведение?

-Сказка это или рассказ?

- Объясните свою точку зрения.

-Расскажите, как вы себе представляете Алю, трудно ли ей было писать буквы?

-Почему с ней приключилась эта волшебная история?

-Слушаются ли вас буквы, когда вы их пишите?

-Сейчас прочитайте сказку жужжащим чтением.

-Чем была взволнована буква А?

- Как она выглядела в данный момент?

- Прочитайте соответствующий фрагмент.

-Кто рассорил буквы?

-Каким образом Кляксичу удалось выгнать буквы?

-Подтвердите свой ответ словами из текста сказки.


-Прочитайте на с. 12, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (Ф. Кривин.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Ф. Кривина)

Кривин Феликс Давидович -писатель, поэт, прозаик.

Родился 11 июня 1928 г. в Донецкая области.

После окончания педагогического института работал учителем .

Проживает в Израиле.

-Как вы думаете, о чем оно?


Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод. (читает сильный читающий ученик)

– Какие звуки можно петь? (АУДИОЗАПИСЬ)

– Какие звуки нельзя пропеть?

Объяснение учителя.

– Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя):


Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. (АУДИОЗАПИСЬ)

Если же воздуху приходится прорываться через преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные.


Со-гласный звук – звук, который обязательно должен произноситься рядом (то есть со) гласным.

– Прочтите строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум.

– Как называются эти звуки?

– Прочтите строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными.

Читайте также: