Л н мартынов красные ворота конспект урока по литературе

Обновлено: 07.07.2024

Автомашины,
Мчась к воротам Красным,
Чуть замедляют бег для разворота,
Полны воспоминанием неясным,
Что тут стояли Красные ворота.

Троллейбус,
Пререкаясь с проводами,
Идет путем как будто вовсе новым,
И как раскаты грома над садами,
Несется дальний рокот по Садовым.

И вот тогда
С обрыва тротуара
При разноцветном знаке светофора
Возвышенность всего земного шара
Внезапно открывается для взора.

И светлая
Высотная громада
Всплывает над возвышенностью этой
Воздушным камнем белого фасада,
Как над чертою горизонта где-то.

Земного шара
Выпуклость тугая
Вздымается в упругости гудрона.
Машины, это место огибая,
Из полумрака смотрят удивленно.

А город
Щурит искристые очи,
Не удивляясь и прекрасно зная,
Что с Красной площади еще гораздо четче
Она
Видна —
Возвышенность земная!

На первый взгляд, сложно представить, что эти стихи, могут как-то соотноситься с современностью. Но если вчитаться глубже, включить фантазию и немного поразмыслить, то приходит понимание того, что в них видится такая картина: люди как и прежде стараются рассматривать весь мир с высоты своего жизненного опыта, изучать, анализировать происходящие события, которые заставляют понять насколько сложна, но в то же время прекрасна наша жизнь. Она бежит вперед стремительно, как автомобиль, останавливаясь и двигаясь дальше, оставляя позади следы- наше прошлое, историю нашей страны. Теперь, постигая настоящее, приятно окунуться в воспоминания, которые греют душу и хочется возвращаться к ним снова и снова.
Не знаю, насколько совпало мое видение с авторским, но я так ощущаю это стихотворение. Каждый вкладывает свой смысл в прочитанные строки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: учитель русского языка и литературы Капустина Галина Александровна

Автомашины,
Мчась к воротам Красным,
Чуть замедляют бег для разворота,
Полны воспоминанием неясным,
Что тут стояли Красные ворота.

Троллейбус,
Пререкаясь с проводами,
Идет путем как будто вовсе новым,
И как раскаты грома над садами,
Несется дальний рокот по Садовым.

И вот тогда
С обрыва тротуара
При разноцветном знаке светофора
Возвышенность всего земного шара
Внезапно открывается для взора.

И светлая
Высотная громада
Всплывает над возвышенностью этой
Воздушным камнем белого фасада,
Как над чертою горизонта где-то.
Земного шара
Выпуклость тугая
Вздымается в упругости гудрона.
Машины, это место огибая,
Из полумрака смотрят удивленно.

А город
Щурит искристые очи,
Не удивляясь и прекрасно зная,
Что с Красной площади еще гораздо четче

Вопросы к стихотворению:
Какие приметы времени,современной поэту, выделены в стихотворении? О чем они свидетельствуют?
Как поэт передает ощущение живого города? Приведите примеры олицетворений. С какой целью автор их использует?
Стихотворение написано в то время, когда Красные ворота уже давно были снесены. Почему же автор так назвал стихотворение?

В 1709 году в честь славной победы под Полтавой у проломных ворот Земляного города была поставлена Триумфальная арка. Она была очень красивой, и народ стал называть ее Красными воротами. Просторная площадь перед ними стала местом народных гуляний.
Исторические памятники Москвы
КРАСНЫЕ ВОРОТА

Красные Ворота и переулки вокруг
Перекрёсток, известный как Красные Ворота, получил своё название от барочной Триумфальной арки, установленной в честь императрицы Елизаветы в 1742 году. На коронацию царя Павла в 1796 году улицы были уставлены столами, полными едой и напитков для народа, на всём пути отсюда и до Кремля.
Хотя арка была в 1928 году уничтожена, это место всё ещё по привычке называют Красными Воротами
На воротах были представлены гербы губерний Российской империи, а над пролётом помещён портрет Елизаветы в блестящем ореоле. Облик ворот дополняли восемь золочёных статуй — аллегорий Мужества, Верности, Изобилия, Бодрствования, Экономии, Постоянства, Меркурия и Милости. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела[2][10].

Прошлое и настоящее

На фото храм Трех святителей с пределом Иоанна Богослова возвели у ворот Земляного города в 1699 году. Спустя полвека выросла колокольня. В церкви хранилась метрическая книга, где одна из записей гласит: в ночь со 2 на 3 октября 1814 года " в доме покойного господина генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя, у живущего корпуса капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил. Крещен того же октября 11 дня". Дом где жили родители М.Ю.Лермонтова стоял вблизи церкви на площади Красных ворот, теперь на этом месте высотное здание с памятной доской об этом событии.

Мемориальная доска Михаилу Лермонтову, установленная на высотном здании

Полная история площади Красные ворота
Дом Лермонтова, императорские ворота, сталинская высотка и бункер РЖД
Место для памятника было выбрано неслучайно: дело в том, что в прошлом напротив Красных Ворот располагался квартал жилых домов, в одном из которых - доме Арсеньевых - Михаил Лермонтов родился. В советские годы площадь рядом с кварталом назвали в честь поэта - Лермонтовской площадью, так же стали называть и разбитый на ней сквер. Впоследствии квартал исторических зданий, в котором родился поэт, был снесён: на его месте построили сталинскую высотку.

Учащиеся получат представление о творчестве известного поэта Л.Мартынова, выяснят, в чём заключается своеобразие его самобытного таланта.

Содержимое разработки

1) познакомить учащихся с личностью поэта, нашего земляка;

2) дать представление о литературном творчестве Л. Мартынова, выяснить, в чём заключается своеобразие его самобытной поэзии;

3) воспитывать чувство гордости за прославленного омича.

Предварительная подготовка:

2) двум учащимся подготовить биографию Л. Мартынова;

Литературная выставка:

1) портреты поэта в разные годы жизни;

2) книги стихотворений Мартынова;

3) подсолнухи – любимые цветы поэта.

Оборудование: на столах учащихся распечатки стихотворений.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Мне кажется, что я воскрес.

Я жил. Я звался Геркулес.

Три тысячи пудов я весил,

С корнями вырывал я лес,

Рукою тянулся до небес.

Садясь, ломал я спинки кресел.

И умер я.… И вот воскрес:

Нормальный рост, нормальный вес-

Я стал как все. Я добр и весел,

Я не ломаю спинки кресел,

И всё-таки я Геркулес!

Геркулес из Лукоморья - наш земляк, поэт Леонид Николаевич Мартынов. Его имя известно почти каждому омичу. В городе на Иртыше он родился, здесь прошли его детство и юность, здесь как чудо возник его талант, здесь вышли его первые книги.

И как будто бы бескраен.

И всегда твои мы дети,

Где бы ни были на свете,

Узнаём друг друга сразу,

Лишь одну промолвишь фразу.

Сегодня на уроке мы с вами поближе познакомимся с личностью нашего земляка, почитаем его стихи и попробуем выяснить, в чём заключается своеобразие его самобытной поэзии. В тетради нужно записать число, тему урока и по ходу урока сделать важные (с вашей точки зрения) записи о Л. Мартынове.

Слово учителя:

Поэт имел полное право сказать о себе, что он умеет

Столковаться с целым человечеством

Всё ж самим собой!

Из воспоминаний К. Ваншенкина: "Я поражался, как к нему, этому замкнутому, углублённому в себя человеку, тянутся люди и прежде всего молодёжь"

Вопрос: Каким настроением проникнуто стихотворение?

Слово учителя:

Друзья нередко сравнивали Л. Мартынова с Джеком Лондоном: мужественное, открытое лицо, белокурые волосы, лучистые глаза… Он исколесил всю Сибирь, от Омска до Владивостока, от Барабинских степей до Тихого океана. Его сравнивали с Байроном: Иртыш он переплывал легко и запросто.

Всех, кто знал Л. Мартынова, поражали широкая образованность, многогранность его интересов. Он прекрасно разбирался в вопросах истории, философии, литературы, хорошо знал зарубежную поэзию. До сих пор поражают его великолепные переводы, мемуарная проза и, конечно, яркая самобытная поэзия.

Казалось, любую мысль, посетившую его, он обращал в стихи. Он как бы спешил, торопился высказаться, выплеснуть на бумагу всё то, чем было переполнено его сердце.

О том, что будет, знаю я заранее,

И всё сбывается, что провозглашу,

И столько брани за своё старание

Переносил я и переношу.

Сколько раз я говорил себе,

Что стихи писать я перестану,

Но одумывался: как же стану

Разбираться в собственной судьбе?

Слово учителя:

И только фантазёр, только мечтатель мог написать прекрасные стихи о чудесной стране Лукоморье. Что же это за страна?

Аналитическая беседа о стихотворении.

Что такое, по-вашему, Лукоморье? Какие ассоциации и представления вызывает у вас этот образ? (Лукоморье - это мечта, это что-то прекрасное, это то, к чему должен стремиться человек)

Как относятся жители городка к прохожему? (Они его не понимают. Кто-то просто не понимает, кто-то иронизирует, кто-то озлоблён.) Привести примеры из текста.

В какой сцене озлобление достигает высшего предела? (Мамаши уводят своих детей.) Привести примеры из текста.

Между кем в этом стихотворении происходит конфликт? (Между обывателями и мечтателями. Это вечный конфликт между теми, для кого превыше всего спокойствие, и человеком, который хочет жить ради чего-то большого, высокого и зовёт людей к тому же.)

6) Высокий и чистый звук серебряной флейты проникает сквозь стены, достигает уха каждого. Что происходит с людьми? (Все, кого коснулись звуки таинственной флейты, ринулись за волшебником.) Привести примеры из текста.

Почему поэт не закончил стихотворение тем, что все приехали в страну Лукоморье? К кому обращён вопрос? (Вопрос обращён не к одному, а к двум адресатам:

Где твоё, поэт, Лукоморье, ведь ты с такой настойчивостью звал за собой?

Где твоё, читатель, Лукоморье, где твоё понимание прекрасного, твоё будущее, твоя цель?)

Вывод: искать своё Лукоморье нужно самому. И поэт хочет, чтобы оно было у каждого. И несколько даже тревожной нотой заканчивается стихотворение: поэта беспокоит, есть ли оно, Лукоморье, у каждого из нас.

Прохожий – поэт, звук его волшебной флейты – поэзия. В понимании Л. Мартынова поэзия призвана объединять людей. Своеобразие поэта – в соседстве романтичного с обыденным, бытовым.

Задание: Примерами из текста доказать, что и в этом стихотворении бытовое и романтическое соседствуют.

Выразительное чтение наизусть. (Заранее подготовленный ученик).

Групповая работа.

Основная мысль стихотворения. Композиция. ---1 ряд учащихся.

Лексика стихотворения. --- 2 ряд учащихся.

Синтаксис стихотворения. --- 3 ряд учащихся.

Заключительное слово учителя:

У каждого города свои достопримечательности, своя неповторимая судьба. Судьба нашего города Омска, конечно же, связана с именем Леонида Николаевича Мартынова. Образ родного города он трепетно пронёс через всё своё творчество. Но и города не забывают тех, кого вывели в люди.

Поэт оставил след в этом мире и завещал другим.

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

И пусть в душе вашей отзовётся удивлением и радостью, открытием и мудростью мир, созданный его талантом.

Домашнее задание (по выбору):

Любое понравившееся стихотворение выучить наизусть.

Русский Язык

Русский Язык

Русский Язык запись закреплена

В тетради:
Третье ноября
Москва в произведениях русских писателей
Ответы на вопросы:
1.
2.
3.

Читайте также: