Культура византии 6 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Форма урока: Урок изучения нового материала.

Тип урока: Видео-урок- диалог

Технология личностно- ориентированного развивающего обучения.

Ход урока.

III. Изучение новой темы.
1. Рассказ учителя и показ слайдов.
- Византия стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока. На ее культуру сильно повлияла и христианская религия.
Именно христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме помещали статую Бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным.
Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились прежде всего о красоте его внутренних помещений. Интерьер церкви должен был отвечать многим требованиям: быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для простых верующих
К тому времени, когда христианство в IV веке было разрешено и стало испытывать потребность в храмах, таких зданий еще не было, их только предстояло создать.
Сначала стали использовать уже имеющиеся здания. Еще при Константине Великом для богослужения были приспособлены базилики, прежде служившие залами суда или торговли. Базилика – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на три или пять проходов. Они назывались нефами. Средний неф был обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находилась наиболее почитаемая часть храма- алтарь. На востоке по христианской традиции находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.

2.Задание для учащихся.
1. Посмотрите в словаре, что такое базилика, алтарь, апсида, неф Найдите на схеме эту форму и части здания и подпишите.(Приложение 1)
2. Почему алтарь помещался всегда на востоке?
(Христиане считали, что на востоке находится рай)

4. Задание для учащихся.
1.Какое впечатление производит храм Св. Софии на зрителя, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу, величие, подавленность или др.?
2. Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.

6. Задание для учащихся.
1. Выберите правильный ответ.
1) Самая почитаемая часть христианского храма: а) неф; б) алтарь; в) вход в здание.
2) Храм Святой Софии был построен при императоре: а) Аркадии; б) Константине; в) Юстиниане.

7. Рассказ учителя и показ слайдов.
Византийский храм восхищал современников не только совершенством своих архитектурных форм. Интерьер храма был богато украшен произведениями скульптуры, декоративно – прикладного искусства и в особенности живописи. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения в пространстве храма. Эти правила именуют каноном. Согласно канону, в храме было отведено место разнообразному представлению евангельских сюжетов. На восточной стене обычно изображался Христос в окружении апостолов, на западной – сцены страшного Суда, на парусах – четыре евангелиста, по бокам – сцены из жизни Христа
Существовали правила изображения святых и мучеников. В лице внимание привлекалось к внутренней жизни души Широко раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлиненные пропорции лица и фигуры – все говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.
Размеры изображенных фигур зависели от их важности в христианской иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более крупно, чем остальные, а лишенные души башни или деревья – меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
В Византии имели место три типа изобразительного искусства :мозаика, фреска и икона. Мозаики – изображения из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.Смальту укрепляли в сырой штукатурке с различным наклоном. Когда зритель двигался внутри церкви, мозаика, отражая свет вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками.
Позже наряду с мозаиками все чаще стали использовать фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке. К достоинствам фрески относится быстрота исполнения и выразительности цвета.
В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход.
- Существуют ли сейчас иконы в православных храмах?

Византийская Культура особенно сильно повлияла на культуру южных и восточных славян. Болгария, Сербия, Армения, Грузия и Русь приняли христианскую веру из Византии. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами.

IV. Закрепление изученного на уроке.
1.Чем архитектура христианских храмов отличалась от античных?
(В древнегреческом храме помещали статую Бога внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади, поэтому стремились сделать внешний вид храма особенно нарядным. Христиане и архитекторы заботились прежде всего о красоте его внутренних помещений.)

Айя – София – здесь остановиться
Судил господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.

Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и аксерды,
Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом четыре
Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье.
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

V. Итог урока. Домашнее задание:
1. Прочитать параграф 7.
2. Ответить на вопросы стр.78.
3. Выучить термины

Данная работа содержит материал по истории Средних веков по учебнику Агибаловой, Донского, которая поможет познакомить учащихся с культурой Византии: развитием образования, научными знаниями, архитектурой и живописью.




Целевая аудитория: для 6 класса

Конспект урока подробный, содержит навигацию по слайдам, что упрощает работу с ресурсом. Презентация содержит иллюстративный материал, но не указаны источники литературы и нет ни единой ссылки на использованные Интернет-ресурсы, что является прямым нарушением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1.

Я не учитель истории, но мне в этом году дали вести историю в 6 классе. Анжелика Викторовна, спасибо вам большое за ваш труд. Мне ваши презентации очень помогают. Благодарю!

Уважаемая Татьяна! Я тоже по специальности не учитель истории, но увлеклась его преподаванием и стараюсь преподнести материал так, чтобы учащиеся легко овладели новым материалом. Пользуйтесь на здоровье и успехов в труде!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

МОУ Сосново-Борская СОШ

Головерса Г.А.

Культура Византии

    Вы познакомитесь с культурой Византии;

1.Развитие образования.

2. Научные знания.

3. Архитектура.

5. Культурные связи Византии.

Исторические условия развития культуры Византии

Подумайте, какие исторические особенности

Византии могли способствовать

высокому уровню культурного развития?

Город – центр торговли, ремесла и сильной

Византия становится наследницей

Влияние христианства на культурное развитие

Хирургические инструменты

Греческий огонь

Научные знания

Представление о мире

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

Архитектура Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Архитектура Реконструкция и внутренний вид Айя-Софии Архитектура В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора. Живопись

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ.docx

ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ

ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ

ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ

ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ

ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ

ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ

ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ

ОЦЕНИ СЕБЯ НА УРОКЕ

Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx

Айя-София — здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол тво.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Айя-София — здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол тво.

Айя-София — здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и аксерды, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон — света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, - И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. Осип Мандельштам

СЛАВА ВСЕВЫШНЕМУ, КОТОРЫЙ ИЗБРАЛ МЕНЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ЭТОГО ВЕЛИКОГО ДЕЛА! Я П.

СЛАВА ВСЕВЫШНЕМУ, КОТОРЫЙ ИЗБРАЛ МЕНЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ЭТОГО ВЕЛИКОГО ДЕЛА! Я ПРЕВЗОШЕЛ ТЕБЯ, СОЛОМОН!

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

КАКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАМ ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛИСЬ?

КАКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАМ ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛИСЬ?

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

 АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ

АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ










ФРЕСКА – ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ, НАПИСАННОЕ ВОДЯНЫМИ КРАСКАМИ ПО СЫРОЙ ШТУКАТУРКЕ

ФРЕСКА – ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ, НАПИСАННОЕ ВОДЯНЫМИ КРАСКАМИ ПО СЫРОЙ ШТУКАТУРКЕ



Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Предмет: Всеобщая история Класс: 6 Дата проведения 25.09.2018 г.

Учебник; мультимедийная презентация.

м етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: групповая, фронтальная

Основные понятия

Мозаика, фреска, иконопись

Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Познавательные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия; решать проблемные и развивающие задачи

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

научиться объяснять причины расцвета империи; описывать памятники истории и культуры Византии; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в истории; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

Читайте также: