Культура речи речевая ситуация конспект урока 6 класс
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Русский язык
Культура речи. Речевая ситуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о культуре речи и её аспектах.
2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.
Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.
Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)
Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.
Речевой этикет – нормы и правила общения.
Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.
Дополнительная литература:
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.
Открытые электронные ресурсы:
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. нормативный (владение различными нормами русского языка);
2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);
3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).
Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.
Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.
Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.
– Здравствуйте, ребята, здравствуйте! – улыбнулась Ольга Николаевна. - Ну как, нагулялись за лето?
– Нагулялись, Ольга Николаевна!
– Хорошо отдохнули?
– Не надоело отдыхать?
– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!
– Вот и прекрасно!
– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.
– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.
Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.
Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).
Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивание элементов
В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.
Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.
Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.
Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Установите соответствия.
использование вежливых слов
связан с влиянием обстановки
знание правил и их использование
Разбор задания : вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Слово учителя: Ребята, глядя на тему и эпиграф урока,
постарайтесь сформулировать цель нашей работы.
(Учащиеся формулируют цель).
I. Синтаксическая пятиминутка. Чтение, расстановка знаков
препинания.
2. Списать текст, расставить знаки препинания (знаки препинания в стихотворении не расставлены).
Объяснить пунктограммы.
- Подчеркнуть в тексте слова общеупотребительной
лексики и раскрыть значения слов, обращаясь к
словарю (эскадра, тральщик, лемеха). - Какая была в прошлом специальность у тракториста?
(Тральщик - капитан рыболовного судна). - По какому словарю вы это узнали? (толковому).
- Это общеупотребительное слово или нет? (нет, это
профессионализм). - Какие слова называют профессиональными?
Слово учителя : Скажите, отличается ли ваша разговорная
речь в общении со сверстниками, от той, которую вы
слышите от учителей на уроках или читаете в книгах? А чем?
А какую речь вы используете, работая над сочинением?
Наша задача - научиться отличать слова общеупотребительные от тех, которые засоряют нашу речь и мешают в работе над сочинением. (Обращение к эпиграфу урока).
II. Объяснение нового материала.
1. Чтение предложений:
• Скажите, пожалуйста, какое слово, известное нам,
употреблено в необычном варианте? <водила)
Слова подобного рода, т.е. те, которые ограничены в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой, называют жаргонизмами.
2. Закрепление материала:
(работа с сигнальными карточками: общеупотребительные -
зелёные, жаргонизмы - красные).
Тачка, видак, отдохнула, общага, угрожать, челнок, закуска,
машина, наехать, слинять, уйти, круто, закусон, общежитие,
продавец, хорошо, оттянулась, телик, видеодвойка,
телевизор. 3.Какие же слова называют жаргонизмами?
Вывод: жаргонизмы могут быть разными частями речи.
III. Проверка домашней работы (с элементами
исследования). Ребята называют жаргонизмы и им соответствующие слова изобщеупотребительной лексики. Например:
жаргонизмы общеупотребительными словами и затем сравнить с литературным вариантом.
Сделать вывод (вначале ребята, затем - учитель). V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание по группам: 1гр - Когда типа кумарит, когда, в натуре, рвёт башню от голимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты мне один в кайф, крутой, пацанский, отпадный, чисто русский базар! (Анекдот) .
2гр. - используя любые жаргонизмы, составить пять предложений или связный текст, а затем заменить жаргонизмы на общеупотребительные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской
Программа рассчитана на 204 часа. Календарно - тематическое планирование содержит рубрики "Домашнее задание", "Творческие задания", "Региональный кубанский компонент" на основе программы Гриценко Р.М.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 7 класса по программе М.М.Разумовской
КТП разработано на основе рабочей программмы.
Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников.
Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.
Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз.
Открытый урок по развитию речи и окружающему миру (7 класс VIII вид, по программе Баряевой Л.Б.)
знакомство с планетами земной группы Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) . Урок ориентирован на детей с умственной отсталостью.
Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно.
На уроке мы будем совершенствовать умение анализировать чужую речь, создавать свои тексты.
Тема сегодняшнего урока: "Речевая ситуация. Стили, типы речи".
-С кем можно общаться? Где? Зачем?
-От чего зависят высказывания?
Учитель открывает на доске карточку-перевертыш №1 (карточки-перевертыши в Приложении №1)
2. Лингвистический эксперимент. Инсценировка речевой ситуации.
- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, выстелился, вот и опоздал.
- Ребята, вам понравилась речь Миши? Почему? Поработайте в группах и изобразите в схеме речевую ситуацию.
3. Группы обсуждают и показывают ответ на мини - досках
Стимулирование учебной деятельности с помощью лингвистического эксперимента в форме дидактической игры (исследовательский метод)
:с одним человеком или несколькими;:в неофициальной или официальной обстановке;
:чтобы пообщаться, сообщить что-то, воздействовать на слушателя.
В разных речевых ситуациях используются разные стили речи. Назовите их.
2. Ответы учащихся.
Учитель открывает карточку-перевертыш №2
На дворе лютые мороз, и мы посвятим урок зиме. О ней можно рассказывать по-разному. Вы в этом убедитесь, выполняя задание на карточке № 1 (Задания и предполагаемые ответы в Приложении №2)
4. Работа в группах
5. Ответы групп.
В прочитанных текстах авторы повествуют, описывают, рассуждают о зиме. А что такое описание, повествование, рассуждение? Ответьте на вопрос по схеме логического определения. Ответ запишите в тетрадь.
Открывается карточка-перевертыш № 3.
2. Ответы учащихся.
3. Оценка ответа.
V. Домашнее задание.
Согласитесь, чтобы написать так о зиме, нужно
Теперь мы гости Вообразили и должны соблюдать ее законы. Они просты:- чувствовать;
Сейчас прозвучит фрагмент из музыкального цикла Вивальди "Времена года. Зима". Прослушайте его и скажите, какие образы возникли в вашем воображении?
2.Звучит музыкальный фрагмент.
В Вообразили живут разные люди: писатели, ученые. Присоединимся к ним и создадим текст на тему "увиденной" картины в том стиле и типе речи, какой указан в карточке №2 (Задания в Приложении №3).
Открывается карточка-перевертыш №4
2. Работа в группах.
3. Ответы групп.
1. Учитель. Подведем итог нашей работы. Что нужно для того, чтобы речь была правильной?
2. Ответы учащихся
Учитель открывает карточку-перевертыш №5
Где пригодятся эти знания и умения?
Возьмите "Лист контроля" (см. Приложение №4). Прежде чем сдать его, подумайте:
Красивая речь привлекает внимание и помогает построить мысль доступными словами. Очень важно сохранять литературный язык. Его сохранение – дело государственной важности. Охрана литературного языка, его норм – одна из основных задач культуры речи.
Цели и задачи
Цель:
Задачи:
сформировать представление о культуре речи и её аспектах;
познакомить с речевой ситуацией как коммуникативным аспектом культуры речи;
сформировать представление о нормах русского литературного языка как нормативном аспекте культуры речи.
Узнаем, научимся, сможем
На уроке мы узнаем:
что такое культура речи;
мы научимся:
рассматривать речевую ситуацию как коммуникативный аспект культуры речи;
мы сможем:
распознавать аспекты культуры речи.
Культура речи. Речевая ситуация.
МОУ"Узуновская СОШ" с. Узуново, мкр. Северный, д.13.
Конспект урока русского языка по ФГОС
в 6 б классе на тему: "Правописание не с прилагательными"
Учитель: Синегубова Лариса Владимировна
Тип урока: урок-освоения нового материала
Цели урока: Обучающая. А) знать правила правописания НЕ с прилагательными;
Б) формировать умения отличать слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и навыки правильно применять правила при письме;
В) развивать интерес к русскому языку.
Развивающая: Развить логическое и аналитическое мышление. Развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Воспитательная: воспитать интерес к предмету.
Задачи урока: формирование навыка правописания не с прилагательными.
Планируемые образовательные результаты урока:
- знаний о написании НЕ с прилагательными;
-умения правильного написания НЕ с прилагательными;
- к совместной познавательной деятельности;
-к полученным результатам.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение выявлять проблему;
- умение определять цель урока, формулировать учебную задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение выбирать действия по достижению цели;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
познавательные
-умение работать по алгоритму;
коммуникативные
-умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;
-умение работать в малой группе;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
- Знание условий слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными
-умение правильно писать НЕ с прилагательными
-применение новых знаний в жизненных ситуациях
Базовый уровень
Оборудование и технические средства обучения:
-презентация к уроку.
Дидактические материалы:
- карточки к уроку.
Автор учебника: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.
Содержание этапа, деятельность учителя
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть!
Замечательно, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь! Ты мой друг и я твой друг, вместе мы семья ,если не смогу один сможем ты и я!
- Расскажите о правописании не с глаголом, с существительным.
-Что общего в правописании не с глаголом и существительным?
Приветствие, настрой на урок.
рассказывают о правописании не с глаголом и существительным
Актуализация знаний. Постановка учебной цели.
Запишите число, классная работа.
Словарный диктант.
Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.
- Оределите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?
-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?
- Образуйте от существительных неряха, несчастье прилагательные.
Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не. Подобрать синоним с не. (Слайд2).
. Вопрос классу.
-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?
( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).
- Попробуйте сформулировать тему и цель урока.(Слайд5)
Записывают число, классная работа.
Формулируют и записывают тему урока. Формулируют цель урока.
Первичное закрепление знаний.
Работа с параграфом 62
Расскажите о правописании не с прилагательными
Слитно, если:
Раздельно, если:
- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)
- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)
- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);
- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);
- прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);
- с кратким прилагательным ( не могуч).
Работа с учебником
Мы немного отдохнём, к физминутке перейдём.
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять.
Потянулись вправо, влево.
И скорей опять за дело.
Закрепление нового материала.
1.Раскройте скобки:
(НЕ)брежное выполнение, (не)добросовестное решение, (не)вежественный человек, (не)верный друг, (не)внимательный ученик, (не)внятный шепот, (не)громкий, а тихий стук;(не)далекий человек, (не)добрый взгляд.(Слайд 3). Проверка (Слайд 4).
2.Работа в парах.
Записать слова в два столбика. 1 – слова, которые без не не употребляются, 2 – слова с приставкой не.
Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный, не могуч.(Слайд 6).
Записать предложения, раскрыв скобки. (Работа по карточкам).
Комната была (не)большая. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.
Комната была небольшая. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая. По дну оврага протекала небыстрая речка.
Урок для обучающихся 6 класса. Цель урока: создание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся. Задачи урока: 1.Дать представление о простом анализе речевых ситуаций; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации. 2.Способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.
Тема урока: Ситуация общения.
Цель урока: с оздание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся.
Задачи урока:
1. Дать представление о простом анализе речевых ситуаций ; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации.
2. Способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи , привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях.
3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.
Планируемые результаты
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
1.Приветствие. Этап эмоционального вхождения в урок.
Эпиграф на доске : У человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. (С. Аверинцев.)
На экране понятие речевой этикет и его определение.
Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.
- Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Произносить он не привык.
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нём.
Вам этот школьник не знаком?!
-Почему автор заканчивает стихотворение таким вопросом? (Ответы детей.)
2.Постановка учебной задачи.
– Прочитайте ещё один эпиграф к нашему уроку:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер)
– Как вы понимаете слова поэта? (Ученики отвечают на вопрос.)
– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения.
Должен помнить ты везде,
Чтоб культурным быть:
КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ
Учитель читает текст:
Что значит здороваться? Это, прежде всего, пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.
В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.
Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.
3.Работа по теме урока.
-Представьте себе такую ситуацию.
- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.
- Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (Ученики рассуждают, отмечают манеру общения.)
-Итак, мы с вами познакомились с компонентами речевой ситуации:
1.Как называют того, кто говорит, отправляет, передает информацию?
2.Как называют того, кто слушает, получает информацию?
-В каких ситуациях уместно использовать слова собеседник, партнёр, корреспондент? Дело в том, что обстановка, в которой происходит общение, может быть официальной (деловой, служебной) и неофициальной (бытовой, повседневной). Давайте попробуем самостоятельно в этом разобраться.
На доске слова: привет, добрый день, здравствуйте, салют, извините, не сердитесь, произошло недоразумение, пока, до встречи, будьте любезны.
Задание для 1-го варианта: укажите слова, уместные в официальной обстановке. (Добрый день, здравствуйте, извините, произошло недоразумение, будьте любезны.)
Задание для 2-го варианта: укажите слова, уместные в неофициальной обстановке. (Привет, салют, не сердитесь, пока, до встречи.)
-Итак, очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить. Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:
(Учитель проговаривает заданные ситуации, дети после обсуждения предлагают свой вариант ответа, могут доказывать свою точку зрения.)
1.Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?
2.Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?
3.Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?
-Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что такое ситуация общения?
-Почему мы не говорим всегда и со всеми одинаково?
-Почему необходимо учитывать ситуацию общения?
-Какие правила ведения диалога вы знаете?
-Умеете ли вы слушать собеседника? Как вы оценили бы себя в качестве собеседника?
В небытие уходит часто
Извечный смысл давно забытых слов.
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,
Не всякий возглас в речи выжить смог.
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.
И так же срок нам видится немалый
С тех пор, как просьба речи принята:
Касаются веков литые грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши добрые слова.
5.Домашнее задание:
Вам предстоит дома поработать с небольшим текстом, оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово.
- Здравствуйте, ребята! - … старичок.
- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.
- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.
- А в какое место вам нужно идти. старик.
- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.
- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.
- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.
Использованные ресурсы:
4. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1[Текст]/[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – С. 7-11.
Читайте также: