Культура работы с текстами разных типов стилей и жанров конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

2 Воловичева Н. П. Что должны знать? Типы и функциональные стили речи; лексическое значение слов в текстах; порядок морфологического разбора; структуру текста-рецензии.

3 Воловичева Н. П. Что должны уметь? Определять типы и функциональные стили различных текстов; проводить лексический и морфологический разбор слов; проводить анализ языковых средств текста по алгоритму (1. Стиль 2. Сфера общения. 3.Основные функции текста. 4. Фактор адресата. 5. Тип мышления.6. Форма речи. 7. Стилевые черты. 8. Языковые приметы стиля: лексические, морфологические, синтаксические. 9. Образ автора. 10. Индивидуально-авторские стилистические особенности). Создавать тексты различных функциональных стилей с последующим написанием рецензии на них.

5 Воловичева Н. П. Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные. Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит - язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями - семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова? Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков. (Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы)

11 Воловичева Н. П. Анализ текста официально- делового стиля Статья Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить или распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, опреде­ляется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

12 Воловичева Н. П. Статья Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (Конституция Российской Федерации. Глава 2)

13 Воловичева Н. П. Стилистический анализ текста официально-делового стиля 1. Стиль: официально-деловой; подстиль: законодательный; жанр: закон.Стиль 2. Сфера общения: деловая, правовая. Ситуация, на которую текст ориентирован: официальная, общение имеет неличный характер, предполагается обращение к массовому адресату в силу общественной значимости сообщаемого. 3. Основные функции текста: а) констатация сути законов; б) выражение долженствующе- предписующего характера информации. 4. Фактор адресата: текст предназначен для массового читателя и адресован гражданам России (. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право на объединение. ).

15 Воловичева Н. П. Стилистический анализ текста официально-делового стиля 8. Языковые приметы стиля. Лексические: а) использование канцеляризмов - устойчивых словосочетаний терминированного характера и единичных газетизмов, учитывая принадлежность текста к законодательному подстилю (имеет право на объединение, перечень сведений, свобода мысли и слова; свобода массовой информации, свобода деятельности); б) повторы существительных во избежание инотолкований (Не допускается пропаганда и агитация. Запрещается пропаганда. Каждый имеет право на объединение. ).Лексические

18 Воловичева Н. П. Анализ текста публицистического стиля А что будет с нами? Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталин­ских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1-1,5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье.

19 Воловичева Н. П. Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн. " пенсионеров-21 % населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин. В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989г. и микропереписи в 1994г. Государство боится ска­зать нам грустную и страшную правду.

20 Воловичева Н. П. По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие уменьшится на 8% и составит 136 млн. человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной безопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа. (Прошак Л, Что будет с Россией через 50 лет? // Аргументы и факты )

24 Воловичева Н. П. 7. Стилевые черты, характерные для текста, отражают стилистический принцип соединения экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров): эффект новизны, документализм, фактографичность, простота, доступность, собирательность, социальная оценочность, призывность. Логичность в изложении сочетается со сдержанной экспрессией речевых средств, отражающих крайнюю озабоченность автора неутешительными прогнозами о будущем России. Последнее позволяет исключить предположение о том, что этот текст принадлежит к научному стилю.Стилевые черты

25 Воловичева Н. П. 7. Языковые приметы стиля, имеющиеся в тексте. ЛексическиеЛексические: а) использование дат, статистических сведений для отражения документализма (. В 90-х годах еще более ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин); б) употребление терминологии по соответствующей теме (демографическая ситуация, убыль населения, демографические показатели, среднегодовой прирост населения, процесс старения, неблагоприятное соотношение полов, рождаемость, национальный состав населения, уровень продолжительности жизни, лица пенсионного возраста, данные переписи населения, микроперепись); в) использование книжных слов (. перспективы, противоречия, исторический феномен, статистические сведения, уязвимы и др.);

26 Воловичева Н. П. г) употребление газетизмов (социальный процесс, годы сталинских репрессий, на пороге третьего тысячелетия, занимать. место в мире, период Великой Отечественной войны, уровень продолжительности жизни, угроза экспансии, факторы риска, национальная безопасность России, интересы страны); д) ограниченная метафоризация терминов (гражданская междоусобица, угроза демографической экспансии); е) использование языковых средств других стилей: беллетризмов (В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье); применение разговорных средств (А что будет с нами?), книжных средств и терминов (феномен, геополитические интересы, демографические факторы и т.д.); ж) употребление олицетворения и сравнения (Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа); приема вопросно-ответного изложения для усиления экспрессии, оценочности, для создания яркости и доверительности (А что будет с нами. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду. ).

29 Воловичева Н. П. Анализ текста разговорного стиля А. Проголодался? Б. А? А. Проголодался? Б. А? А. Проголодался? Б. Не-ет !! А. Какой-то ты голодоустойчивый человек!! Б. (смеется). А. Н у, сейчас будем (обедать). А. (приносит обед). А. Обедаем? Б. Угу! (Русская разговорная речь. Тексты. - М., С ).

30 Воловичева Н. П. Стилистический анализ текста разговорного стиля 1. Стиль: разговорный; подстилы обиходно-бытовой; жанр: 6ытопой диалог.Стиль 2. Сфера общения: обиходно-бытовая. Ситуация, на которую ориентирован текст: непринужденное, непосредственное спонтанное общение двух близких людей на бытовую тему. 3. Основные функции текста: а) неофициальное общение; б) установление контакта (фатическая функция, судя по доверительному характеру общения). А. Характер адресата: адресат Б является непосредственным участником общения и близким человеком для говорящего А. Немногословность адресата подчеркивается краткими репликами (А? // Не-ет. // Угу. //).

31 Воловичева Н. П. 5. Тип мышления, отраженный в тексте: имеет конкретный (не понятийный) характер. 6. Форма речи: устная, сопровождается особой мимикой: А (смеется); жестами и движениями: А (приносит обед); тип речи: особое изложение в вопросно- ответной форме без элементов описания, рассуждения, повествования; вид речи: диалог на бытовую тему, и мест личностный характер. 7. Стилевые черты, характерные для текста: спонтанность, непринужденность, фамильярность, конкретизированный характер; непоследовательность (алогичность), эмоциональность, проявление личностного начала, эллиптичность.Стилевые черты 8. Языковые приметы стиля, проявляющиеся в тексте. Лексические: а) отсутствие книжных средств, слов с отвлеченно-обобщенным значением; б) наличие окказионализма (голодоустойчивый человек). Лексические

36 Воловичева Н. П. 4. Характер адресата: текст обращен к массовому читателю, обладающему необходимым уровнем духовной и языковой культуры, способному понять художественное произведение. 5. Тип мышления, отраженный в тексте: образный. Написанное и форме обращения к тучам, стихотворение отражает психологический параллелизм образов лирического героя и туч. Три строфы выражают динамику в размышлениях лирического героя и смену его эмоционального состояния: от сравнения себя с тучами, которые гонимы ветром, к выражению горечи от прощания с Родиной и противопоставлению себя тучам. Тучи - холодные, свободные, бесстрастные, равнодушные; лирический герой - глубоко страдающий от преследования и изгнания, несвободный.

37 Воловичева Н. П. 6. Форма речи: письменная; тип речи: индуктивное размышление с выводом в конце, содержащее противопоставление лирического героя (изгнанника) тучам (вечным странникам, холодным и свободным); вид речи - монолог лирического героя, обращенный к тучам, позволяющий в художественной форме выразить его эмоциональное состояние (ср.: Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники. ). 7. Стилевые черты: а) образность (способность создавать различные представления о реалиях художественного мира, образно отражающего реальный мир с позиций определенного эстетического идеала). Объединенные темой изгнания, ключевые образы лири­ческого героя и туч сопоставляются и противопоставляются: вечно холодные -вечно свободные чужды страсти Нет Родины – Нет изгнания –Стилевые черты

38 Воловичева Н. П. Я: способность к страданиям, неволя, способность к страстям, есть Родина (милый север), изгнан Жажда свободы, простора усиливается поэтическими перифразами: степь лазурная (небо); цепь жемчужная (тучки небесные). б) Эстетически направленная экспрессивность обусловлена системой изобразительно-выразительных средств. Тема изгнания и связанное с этим чувство горечи, трагизма эксплицируются в тексте благодаря особым лексическим средствам: 1) обозначающим нравственно-этические понятия: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета ядовитая; 2) называющим явления природы (в связи с приемом психологического параллелизма): тучки небесные, степь лазурная, цепь жемчужная; 3) отражающим мотив преследования: странники, изгнанники, гнать, изгнание; 4) актуализирующим образ родины: родина, милый север.

40 Воловичева Н. П. 8. Языковые приметы стиля. Поэтический текст характеризуется использованием различных изобразительно-выразительных средств: олицетворения (тучи - вечные странники), эпитетов (лазурная, жемчужная, ядовитая и др.), сравнений (Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники. ), образных перифраз (милый север - Петербург, сторона южная - Кавказ, степь лазурная - небо, цепь жемчужная - облака), риторических вопросов и синтаксического параллелизма (Кто же вас гонит? Судьбы ли решение, зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?); приема повтора: чужды (2), вечно (2), нет (2).Языковые приметы стиля Все это служит средством эмоционального и смыслового усиления индивидуального эстетического видения мира автора, позволяет читателю приобщиться к нему.

42 Воловичева Н. П. Рефлексия Мне понравилось на уроке, что я … Я ощущал себя на уроке … После урока я задумаюсь о …

43 Воловичева Н. П. Ресурсы Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы.- Москва: Просвещение, 2008; Конституция Российской Федерации. Глава Прошак Л, Что будет с Россией через 50 лет? // Аргументы и факты ; Русская разговорная речь. Тексты. - М., С ; М.Ю. Лермонтов. Тучи. Антология русской поэзии. Материал портала

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лось Марина Викторовна,

учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 13 г. Оленегорска Мурманской обл. (184538, г. Оленегорск, н.п.Высокий)

Конспект урока-практикума по русскому языку в 11 классе

Цели и задачи урока: совершенствовать умения анализировать текст, его структуру, языковые особенности, подготовить опорный материал для написания сочинения публицистического характера.

Используемые учебники и учебные пособия:

УМК А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

Используемое оборудование: раздаточный материал (отпечатанные тексты на каждого учащегося, таблица для её заполнения во время работы с текстом, карточки–информаторы ), ПК, мультимедиа-проектор.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке вам предстоит роль внимательных, вдумчивых читателей, т. к. очень важно суметь не просто прочитать произведение, а понять автора, раскрыть его замысел и в конечном итоге - научиться грамотно излагать свои мысли. Итак, мы будем готовиться к написанию творческой работы.

Актуализация уже имеющихся знаний.

Дайте определение текста, назовите его основные признаки?

Что предполагает анализ текста? (Определяем тему, идею…)

Анализ текста мы начинаем с формулировки темы.

Что такое тема? ( предмет речи; то, о чём говорится в тексте )

От темы переходим к идее.

Что такое идея? ( основная мысль – то, для чего написан текст, к чему призывает )

Что такое проблема текста? ( вопрос, требующий исследования, серьёзного размышления; вопрос, поднимаемый автором в тексте)

На уроке мы будем работать с текстом известного писателя Василя Быкова. Быков продолжил традиции Л.Н.Толстого в решении проблемы исследования характера человека. Василь Быков учился у Льва Николаевича мастерству в раскрытии психологии героев, стремился разрешить философскую проблему нравственного выбора.

Знакомство с этапами творческой биографии писателя (учитель предоставляет слово обучающемуся, которому было дано опережающее задание: подготовить презентацию о биографии В.Быкова с использованием интернет–ресурсов).

Нравственные принципы В.Быкова нашли отражение в его тексте. Обратимся непосредственно к тексту.

Внимательно прочитайте, вникните в его содержание.

(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(16) Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех - его современников и живущих в другую эпоху, но всё на той же прекрасной и грешной земле? (410 слов) (По В.Быкову)

III . Работа с текстом.

Докажите, что перед вами текст. (Налицо тематическое и композиционное единство. Все части текста объединены одной темой…)

Сформулируйте тему ? ( Этот текст об уникальности личности Толстого.

Предложения соединены по смыслу и грамматически. Мы видим наличие грамматической связи между частями текста: цепная – предложение 2, 3, 4; параллельная – предложение 9, 10,12). Также видна смысловая цельность и относительная законченность.)

Да, по мнению автора текста, Толстой был уникальным человеком. В чём же секрет уникальности Л.Н. Толстого?

Найдите, как об этом говорится в тексте, определите ключевые слова ? ( 4 предложение: он обладает неиссякаемой щедростью ума, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ; 8 предложение: в огромном таланте и художническом мужестве ) В тексте подчёркивайте ключевые слова.

Что говорится об уникальности личности Л.Н. Толстого в 16 предложении? (Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски.)

Итак, мы выяснили, что текст об уникальности личности Толстого, сформулировали тему. Но этого недостаточно для понимания текста. Нам надо ещё выявить проблематику, определить позицию автора, стиль, тип речи. Для наглядности всё это оформим в виде таблицы.

У вас перед глазами текст и таблица для анализа текста. Именно эта таблица, которую мы заполним в течение урока, и будет являться опорным материалом для выполнения творческого задания дома.

Таблица для анализа текста.

Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла

По мнению автора, Л.Н. Толстой является одним из самых ярких примеров для подражания

рассуждение, В. Быков рассуждает о величии Л.Н. Толстого

эпитеты, метафоры, окказионализмы, сравнение, термины,

В первую графу таблицы запишите автора текста. (В.Быков)

Подумайте, над какой проблемой заставляет нас задуматься автор? ( Проблема поиска цели в жизни, её смысла, проблема поиска самого себя.)

Найдите в тексте подтверждение этой мысли (принцип, исповедуемый Толстым,- предложения 14, 15)

Давайте определим, какое утверждение отражает позицию автора, в каких предложениях раскрывается основная мысль? ( Мысли автора раскрываются в предложениях 4, 6, 11, 14 и др.) Подчеркните в тексте ключевые слова. Сформулируйте позицию автора. Запишите .

IV . Обобщение, расширение изученного материала.

Определите стиль текста? ( Публицистический ).

Какие языковые средства могут служить доказательством того, что текст относится к публицистическому стилю?

Чтобы передать своё отношение к изображаемому, дать оценку, выразить не только мысли, но и чувства, автор использует различные лексические и грамматические средства : слова, употреблённые в переносном значении (оторван от школы, пленить воображение); сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной лексики (предложения 14, 15) ; антонимы (начинать и бросать; бороться и лишаться - контекстные антонимы ; не заканчивается, а продолжается; его современников и живущих в другую эпоху) ; синонимы ( ускользающей, изменчивой; путаться, ошибаться; рваться, биться; поражений и утрат; странно, парадоксально ) ; слова, стилистически окрашенные (пленить – высок. и устар.; сокровищница - устар.; неиссякаемый – высок.; вещий - высок; путаться - разговорн.)

Какие используются грамматические средства и с какой целью?

Используя различные лексические и грамматические средства, автор выражает своё отношение к изображаемому, даёт оценку, передаёт чувства .

Какова типологическая принадлежность текста? ( это текст-рассуждение)

Заполните 6 графу таблицы.

Для публицистического стиля особенно характерно рассуждение-размышление.

Почему этот текст является рассуждением ? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст. ( Этот текст является рассуждением, т.к. в нём можно выделить тезис , который звучит в первом абзаце (4 предложение). Далее идут доказательства этой мысли.

В конце текста - в ывод , к которому пришёл автор рассуждения (последний абзац - предложения 16,17).

Итак, позицию автора мы определили, автор излагает своё видение проблемы. А вы должны выразить своё отношение к данному вопросу.

Давайте запишем это как первый аргумент.

Ваша позиция должна быть подкреплена еще одним аргументом. Подумайте, опираясь на свой читательский опыт.

Определите свою позицию.

Заполните 4 графу таблицы.

Действительно, положительные герои Л.Н. Толстого всегда не удовлетворены собой, непрерывно ищут смысл жизни и место в ней, постоянно ищут истину. Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс.

В этом тексте автор мастерск и использует средства художественной выразительности . С какой целью?

Какие же средства художественной выразительности, присущие публицистическому стилю, использует в этом тексте автор? Предлагаю найти:

ключевые эпитеты и метафоры (обратимся к 3, 5, 13 предложениям):

эпитеты (добротворное чтение, вещий смысл, грешная земля ) , метафоры ( духовная сокровищница.

Найдите в 6 и 8 предложениях:

окказионализмы (искательство, художническое)

сравнение (предложения 4, 12)

Прочитайте, как автор заканчивает своё рассуждение. Какую стилистическую фигуру он использует?

риторический вопрос (Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?- 18 предложение)

А какова роль этого риторического вопроса? ( Автор стремится привлечь внимание читателя к поднимаемой в тексте проблеме, призывает задуматься о том, в чём же великий урок Л.Н.Т., в чём тайна его уникальности , заставляет искать ответ на вопрос о смысле человеческой жизни.)

V . Итоги урока.

Л.Н. Толстой жил и творил более 100 лет назад, но читающий, думающий, желающий больше знать, учится у него, стремится достичь определённых целей, вся жизнь Толстого - это непрестанные поиски смысла и цели жизни. Ч еловек не должен останавливаться на достигнутом, необходимо ставить новые цели и к ним стремиться.

VI . Задание на дом.

У вас есть опорный материал для написания сочинения.

Ваше домашнее задание:

Напишите сочинение по прочитанному тексту. (В этом вам поможет таблица , над которой мы работали.)

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт.

А в заключение я хочу сказать :

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово.

Творческих вам успехов!

VII . Список литературы.

УМК А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение,2009.

Развитие речи: теория и практика обучения: Кн. для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. М.: Просвещение, 2006

Предлагаемый комплект заданий содержит небольшие по объёму тексты из произведений художественной литературы, публицистики, а также из научно-популярных книг. Подобраны тексты разнообразные по тематике: об отношении к природе, Родине, о проблемах нравственности, об отношении к языку и др.

К каждому тексту помещены задания, направленные на осмысление содержания, формирование умения выделять главную информацию, соотносить прочитанное со знаниями из других областей и жизненным опытом, создавать собственное высказывание по проблеме, поднятой в тексте и т. д.

ВложениеРазмер
proekt-tekst.docx 37.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тексты различных стилей и жанров как средство формирования культуры чтения

Чижикова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и

Введение_________________________________________ 3 стр.

  1. Пояснительная записка_________________________5
  2. Задания к текстам_____________________________ 6
  3. Заключение__________________________________ 13

Список использованной литературы___________________14

В последние годы резко изменилась информационная инфраструктура в читательском развитии человека. Экспансия видео и компьютерной культуры оказывает негативное влияние на качество чтения, следовательно, на качество учения и обучения в образовании.

Среди 32 стран Россия оказалась на 27 месте в 2000 году; в 2003 - на 33 месте среди 40 стран по качеству чтения. По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) – в нашей стране 73,5% нечитателей и почти нечитателей [1,5]

Тестирование школьников старших классов и студентов по чтению, проведенное в начале 80-х годов прошлого века, в сравнении с результатами 2001-2005 гг. также свидетельствуют о снижении продуктивности чтения - интегрированного показателя качества чтения (усвоение содержания текста в единицу времени, определяемое как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения). Продуктивность чтения отражает восприятие, понимание, запоминание, выявление смысла содержания текста. Снижение продуктивности чтения произошло в основном не по скорости чтения, а по качеству (снизился коэффициент усвоения). Снизилось количество читателей со средними показателями чтения (по скорости и усвоению) с 44% до 33%; увеличилось количество читателей низкопродуктивных с 48% до 67% [2]

Почему такая тенденция сохраняется?

Информационные ресурсы в образовании и социальных коммуникациях постоянно увеличиваются, а технология обучения чтению остается прежней. Все также специальные уроки по формированию навыков чтения имеются лишь в начальной школе. Практически не решается задача читательского развития в 5-х – 11-х классах. Да и в начальной школе многие ученики не достигают установленных норм чтения. Это связано с тем, что в базовом педагогическом образовании, готовящем учителей для основного и среднего общего образования, не осваивают теорию и технологию работы с разной литературой как универсума развития личности и образования. Поскольку успешность учения напрямую зависит от качества чтения, продуктивности освоения и переработки учебной информации, воспитание культуры чтения должно стать приоритетной задачей. Решение этой задачи обеспечит формирование ключевых компетенций личности, ее познавательных и созидательных способностей. [3]

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.

В педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Цель проекта: разработать комплект заданий на материале текстов различных стилей и жанров, которые были бы направлены на формирование умения критического осмысления информации

- изучить литературу по теме;

- сделать подборку текстов различных стилей и жанров;

- разработать задания к текстам, направленные на формирование у школьников таких умений, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

3. Проверка д/з:

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа ( в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите

данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст

(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.

8. Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.

К какому стилю относится данный текст?

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

(Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи

г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

Читайте также: