Культура общения со сверстниками и взрослыми конспект

Обновлено: 07.07.2024

говорится, “ от обратного”. Понятие пр отивоположное д ружбе – эгоизм.

Если человек эго ист, у него не мож ет быть настоящег о друга. Владимир

Иванович Даль в св оем знаменит ом “Толковом словаре” приводит такое

определение дружбы: “Дру жба – бескорыст ная стойкая пр иязнь”.

На первое место з наменитый у ченый и писатель став ит бескорыстие. Т ы

дружишь с чел овеком не для тог о, чтобы он тебе что - нибуд ь хорошее сделал,

не потому , что это выгодно. Ты дружишь с человек ом потому, что он близок

тебе. Близки ег о интересы, ег о взгляды, его внутрен ний мир. Есть, конечно,

ребята, котор ые выбирают себе друга за “ красивые глаза”. Умеет человек

хорошо и м одно одеваться – буду с ним дружить. Не у меет – не буду. У

таких ребят ни когда не будет настоя щих друзей. А без д рузей человек не

Случается, что ради дружбы необх одимо поступиться св оими личными

интересами. И есл и дружба для теб я действительно це нна, ты делаешь это, не

Говоря о дру жбе, нельзя не сказать и о таком важн ом понятии, как

порядочность. П орядочность леж ит в основе многих человеческ их

поступков. Засту питься за младшег о, которого оби жают, уступить место в

автобусе, при йти на помощь старо му человеку – все это проявлени я

порядочност и. Лишь у порядоч ного человека могу т быть настоящие, ве рные,

– А сейчас, ребят а, обсудите ситу ации: “Как бы я посту пил?”.

1. Твой дру г не сделал домашнее зада ние и просит тв ою тетрадь, чтобы его

2. Твой дру г употребляет плохие сл ова и выраже ния.

3. За углом школь ного двора после у роков два лохмат ых типа поджидают

- Стоять! Не ры паться! - команду ет лохматый и хватает за шиворот первого.

Пять мальчик ов смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзки й обыск.

4. За пять мину т до первого у рока все сидели в классе. Ол я пришла

У нее был расст роенный вид, за плаканные кра сные глаза.

- Чего это у тебя глаза на мокром ме сте? громко закричала Катя.

- Что у тебя слу чилось, расскажи! Кто те бя обидел? Ну , давай - давай,

Оля разрыдалась и выбежала из кла сса. Все недоу менно пожали плечам и.

(Ребята проявил и бестактность. Нель зя такие вопросы задав ать при всех,

громко. Иногда нужно дать чел овеку успокоиться, а затем проявить

– Как вы ду маете, ребята, какие посту пки и действия сп особствуют

укреплению т оварищеских и дру жеских о тношен ий в коллективе ? /Ответы

Только взаимна я помощь в у чебе, труде, взаимная вы ручка и поддержка в

преодолении вст речающихся тру дностей в учении и делах будет

содействовать у креплению това рищеских отношени й. Вы, ребята, долж ны

знать, что не стоит с порить по пу стякам, зазнаваться. Если что - то полу чается

Необходим о проявлять чуткость и вним ание не только в б ольших делах, но и

План конспект занятия : Культура общения.

Цель: создать условия для формирования умений и навыков, которые облегчают установление контактов; развитие коммуникативных навыков; коррекция эмоционально - волевой сферы.

1. Расширить знания учащихся о культуре общения, о правилах ведения беседы;

2. Способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу.

4. Формировать навыка в толерантной манере выражать свои мысли и чувства.

Оборудование: мультимедио, цветные карандаши, ножницы.

1.Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся.

-Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским? (Ответы детей) Даже ветер бывает разным. А уж человек!

-Кто любит сладкое – дотроньтесь до носа.

-Кто любит читать – кивните головой.

-Кто любит игру в шахматы – хлопните в ладоши.

-Кто любит макароны – поставьте палец к губам.

-Кто любит море - улыбнитесь.

-Кто любит сложные задачки решать – поднимите руки.

Вот мы - какие разные. И общаемся мы все по-разному.

. В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия - общение. Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое общение, как нужно общаться между собой и со взрослыми людьми.

- А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие "Общение"? (ответы учащихся).

Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особо велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит это общение? (со сверстниками). - Ответы учащихся.

Да, мы с вами видим, что человек - существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным:

· Деловое - (учитель-ученик, директор-учитель, мастер-рабочий)

· Личностное - (друзья, враги, знакомые)

Примерные правила общения:

- внимательность к говорящему;

- доверие друг к другу;

- не выносить обсуждение за пределы разговора;

- право каждого на свое мнение.

Этих правил, мы придерживаемся и сегодня.

2 .А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь)

Далеко не каждый из нас умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. Иногда мы не можем и не знаем, как правильно сказать о чем-либо. Как вы думаете "Почему"? - ответы учащихся.

- Правильно, мы должны обладать богатым словарным запасом и иметь представление о культуре речи. Если мы будем иметь представление о культуре речи, то мы будем людьми, с которыми приятно общаться, т.е. мы будем культурными людьми. Давайте подумаем, что означают понятия "культурная речь" и "культурный человек"? - мнения учащихся

Культурная речь - это правильная речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.(составляем домик)

Ребята, если вы будете обладать всеми этими качествами, то с вами будет легко и приятно общаться.

Но подростки часто употребляют сленг. Что это такое? Как вы относитесь к этому понятию? (мнения учащихся).

Часто вы слышите от родителей такие фразы: "Я тебя прошу, не употребляй эти слова" или "Да расскажи, наконец, нормальным языком. Я не могу понять ни слова из того, что ты сказал".

Например, слово "круто" вы употребляете когда :. (что-то имеет право быть в нашей жизни, к этому стоит стремиться, этого стоит добиваться). Необходимо заметить, что в наши дни слово "круто" приобретает положительный оттенок. "Крутой" - это уже не прожигатель жизни, а чаще хороший специалист в какой-то области (компьютеры, дизайн, иностр. языки и т.д.)

С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.

· Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

· Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

· Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

· Красно поле пшеном, а беседа умом.

· Говорил день до вечера, а слушать нечего.

· Лишнее говорить - себе вредить.

· От одного слова - да навек ссора.

· За худые слова слетит и голова.

· Кстати промолчать - что большое слово сказать.

· Доброе слово лучше мягкого пирога.

· Ветер горы разрушает, а слово - народы поднимает.

В центре цветка напишите имя этого человека, а на лепестках цветка самые лучшие слова, которые вы адресуете этому человеку. Этот цветок прикрепить на доску. Кто хочет может рассказать о своем подарке.

6. Рефлексия. А теперь пообщаемся друг с другом: повернитесь к соседу и скажите ему добрые слова и пожелания.

7 . Итог. Спасибо вам за прекрасное общение, понимание и теплоту. До свидания.


Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, словарик вежливых слов, солнышки, тучки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь!

– Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы изучаем?

III. Актуализация знаний.

Теперь послушайте стихотворение об одном мальчике:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

Произносить он не привык.

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

- Как вы думаете, можно ли такого школьника считать культурным, воспитанным человеком?

- Почему он не здоровался вежливо, не прощался, не благодарил, не извинялся? (Не знает вежливых слов, стесняется, не умеет их правильно употреблять).

- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? Какими чертами он должен обладать?

IV. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя с элементами беседы.

– Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.

– А как называют человека, которому присущи все эти качества? (воспитанный)

– Что же такое воспитанность?

– Воспитанность – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.

Значит (Слайд 1): Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

- Как по-другому можно назвать воспитанного человека? (Культурный)

- Да, ребята нам будут встречаться слова воспитанный и культурный, и вы должны знать, что речь идет о человеке, с которым приятно общаться.

– Почему эти слова называются волшебными?

– А знакомы ли вам эти волшебные слова; слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Сегодня на уроке мы вспомним эти слова, будем учиться обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расстовании.

И так тема нашего урока (Слайд 2) Формы обращения к взрослым и сверстникам. (вклеивают в тетрадь)

Ребята по очереди открывают лепесток , читают слово , говорят, в каких случаях произносят его, и приклеивают слово в определенную колонку таблицы.

Юра – закрашивает лепестки со словами в тетради.

– Мы с вами составили словарик вежливых слов (Слайд 3)

-Какие слова мы говорим при встрече?

- Какие слова нам помогают обращаться с просьбой, с вопросом?

-Какие слова употребляем при расставании?

-Так что это за слова? (волшебные)

-Для чего они нам нужны?

Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра.(Слайд 4)

- Думаю, вы теперь хорошо знаете вежливые слова, слова приветствия, прощания.

- Я раздаю вам по три слова. Вам они знакомы, вы их хорошо знаете. Сейчас и гости посмотрят, как вы эти слова знаете и применяете.

- Ваша задача: прочитать и понять, к кому эти слова обращены к взрослому или ребенку.

Ксюша, ты у нас хорошо читаешь, давай начнем с тебя. Читай слово. К кому ты обратишься к Нине Васильевне или Юре? Обращайся. Закончи предложение.

Привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела, здравствуй, извини, простите, пожалуйста; помогите мне пожалуйста – помоги мне пожалуйста; извини меня – извините; как дела – как ваши дела

- Итак, я надеюсь, что вы закрепили умения пользоваться волшебными словами и не забудете, как надо обращаться к взрослым и как к детям.

2. - Чтобы стать по -настоящему воспитанными людьми, этому вы должны учиться. Иногда приходится учиться всю свою жизнь. Но, в жизни бывает так, что даже взрослые прожив жизнь и зная хорошие слова, не научились быть вежливыми, не научились пользоваться волшебными словами, совершают плохие поступки. Вы видели таких людей в своей жизни? Сталкивались с этим? Где? Приведите примеры.

- А всегда ли вы пользуетесь вежливыми словами? Или иногда забываете про них? (Приводят примеры)

Задания на внимательность. Найди ошибку (на картинках). Слайды 5-6.

- Молодцы. Вы с заданием справились. Ребята запомните, что добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

3. - Но только ли от употребления вежливых слов зависит культурный человек или нет? От того, как человек сидит, стоит, ходит, смотрит, говорит, кушает можно судить о его воспитанности. А еще есть много правил, которые человек должен соблюдать постоянно, чтобы можно было считать его культурным

– А сейчас мы проверим культурные ли вы?

Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
Приветствуя даму,
юноша руки из карманов вынимает.

Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто обгоняет.

б) А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем. Слайд 13.

Если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. Давайте сначала потренируемся, чтобы я увидела, что вы меня поняли.

Я здороваюсь при встрече. +

Я не встаю на обращение учителя. +

Я извиняюсь, если кого-то обидел. +

Я вежливо обращаюсь с просьбой. +

Если я толкнул, я не извинюсь. +

Я прощаюсь уходя.

Я говорю грубые слова.

Я обижаю маленьких.

Я помогаю пожилому перейти дорогу.

Я не уступаю место в автобусе взрослому. +

VI. Подведение итогов. -Я надеюсь, вы запомнили, о чем мы сегодня говорили, и ребята расскажут нам стихотворение.

Стихотворение (автор – В. Кудлачев) ( Слайд14)

Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

– Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Чем мы занимались на уроке?

- Какие слова запомнили? (Словарик)

– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

-Мне очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.

VII. Рефлексия. (Слайды 15-16)

– Ну вот, пришло время прощаться.

– Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.

– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.

– Кому было интересно, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.


В работе с родителями была затронута тема "Культура общения со взрослыми и сверстниками в старшей группе".

Содержимое разработки

Выполнила: Таранова Надежда Сергеевна

Пояснительная записка

В работе с родителями была затронута тема "Культура общения со взрослыми и сверстниками в старшей группе".

Это связано с рядом причин: недостаточно высокий уровень культуры общения взрослых и детей, недостаточный интерес детей к литературному языку. Кроме того, 2015 год объявлен Годом Литературы. Все это позволит, как мы надеемся, существенно повысить интерес родителей и их детей к культуре общения.

В рамках организации работы с родителями по данному направлению использовалась методика, предложенная Г.А Урунтаевой, Ю.А Афонькиной, по изучению навыков культуры общения.

Актуальность мероприятия определяется тем, что формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших предпосылок успешного обучения в школе. Решить эту задачу можно лишь во взаимодействии и сотрудничестве с родителями. Осуществляя взаимодействие, педагог учитывает приоритетность законных представителей, как первых воспитателей в силу их значимости для ребенка.

Кроме того, предусмотрена система обратной связи, которая позволяет сформировать социальный запрос со стороны родителей и выявить проблемы организации досуговой деятельности. По окончании мероприятия родители получили , памятки по воспитанию культуры общения и поведения у детей. (Приложение 2).

В педагогической работе с родителями мною регулярно отводится время теме организации досуга в семье. Данное мероприятие было запланировано и проведено в осенний период (октябрь, 2015 г.)

Для организации круглого стола была проведена предварительная работа с родителями группы: накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр: копилка "Страна волшебных слов"; тематические альбомы с правилами ведения диалога и речевого этикета: "Уроки вежливости", "Учимся говорить красиво", "Размышляй - ка", где записывались интересные выводы, мысли детей. Совместно с родителями создан проект "Моя семья - дом - детский сад"; оформлена фото выставка "Знакомьтесь, наша семья"; презентация к проекту "Моя семья".

Основная часть

Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.

показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;

обратить внимание на проблемы общения детей;

формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.

развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и окружающими взрослыми, побуждение активности, проявления доброты, вежливости и сопереживания со сверстниками.

Продолжительность - 45 минут

Место проведения: музыкальный зал дошкольного отделения прогимназии.

Материалы и оборудование: альбомные листы, фломастеры, ватман, вырезанные из бумаги рукавички, сундучок (пуговица, бусинка, брошка, старые часы…)

Ход круглого стола.

Воспитатель:

Звучит спокойная, приятная музыка.

Родители это– самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка всегда счастливым. Итак, тема нашего разговора – общение. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения. А сейчас я предлагаю вам немного поупражняться:

Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаю соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц) Родители и дети делятся на пары.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Итак, дружеские отношения – это важная составляющая в нашей жизни.

Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш ребёнок. А дети проговорят.

Возможные варианты: воспитатель, дети в группе и во дворе, сестры, братья.

У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.

В дошкольном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.

Общение со взрослыми важно для детей, но к старшему дошкольному возрасту дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить. Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт. Кроме того, дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Предложить назвать проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками

(ссорятся, порой дерутся, жалуются, не умеют считаться с мнением другого).

Для игры потребуются вырезанные из бумаги рукавички, количество пар соответствует количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью 3х разноцветных карандашей стараются как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички.

Воспитатель наблюдает, как организуется совместная работа в паре, как дети делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют

Упражнение выполняется среди детей или между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, одежды и.т.д. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Работа в малых группах. Предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями.

- вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка;

- обращается к воспитателю с просьбой решить проблему;

- обращается к родителям обидчика;

Итоги круглого стола:

В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, зависит его будущее. Мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию культуры общения и поведения у детей и приглашаются на чаепитие.

Приложение 1

Если бы ваш ребенок не поздоровался приходя в детский сад?

Если бы ваш ребенок упал в лужу на улице?

Если бы ваш ребенок устроил скандал в магазине за то, что вы не купили ему то, что он хотел?

Если бы ваш ребенок начал кидаться попкорном в сидящих рядом в кинотеатре?

Если бы ваш ребенок начал плакать на улице требуя свое?

Если бы ваш ребенок ударил играющего ребенком на детской площадке?

Если бы ваш ребенок обозвал сидящего рядом в песочнице?

Если бы ваш ребенок не правильно вел себя общественном транспорте?

Если бы ваш ребенок забрал чужую вещь?

Если бы ваш ребенок стал кричать в саду, во время сон часа?

Памятка для родителей по воспитанию культуры общения и поведения у детей.

1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость . Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он станет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение-это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Благодарим вас за готовность сотрудничать с нами. До свидания.


-75%

Читайте также: