Культура и религия народов междуречья 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Автор: Сугакова Анна Чеславовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 460.36 Kb

Методическая разработка урока истории

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ

Разработала и провела:

учитель I квалификационной категории

Тема урока: Культура и религия народов междуречья

Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать самые значимые достижения народов Междуречья.

создать условия для изучения и первичного закрепления знаний по культуре и религии народов Междуречья;создать условия для развития умений ставить цель и планировать свою деятельность, анализировать текст, сравнивать познавательные объекты, формулировать проблемы, предлагать пути их решения.создать условия для воспитания культуры речи и поведения, взаимоуважения и взаимовыручки.Термины и понятия: клинопись.

Формы, методы, приёмы работы на уроке:

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3. Проверка готовности учащихся к уроку

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку

5. Организация внимания учащихся.

Проверка домашнего задания

Ассирия и Вавилония

В начале III тысячелетия до н.э. в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. его жителей принято называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тысячелетия до н.э. Ассирия стала огромной державой от Египта до Ирана. Новой столицей державы стал город Вавилон. Ассирийцы были не только могущественные, но и очень жестокие правители. Покорённые народы не хотели оставаться под властью жестоких ассирийцев. В 126 г.до н.э. столица Ассирии была уничтожена.

Вспомните культурные достижения древних египтян.

Изучение новой темы

Учитель: Скажите, какова цель нашего путешествия?

Учитель обобщает полученные ответы и напоминает учащимся, что все настоящие путешественники ведут дневники. (Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока)

1. Имитация полёта на самолёте.

2. Имитация полёта птиц, которых видят путешественники через окно иллюминатора.

3. Разминка для плеч и шеи, которую выполняют путешественники в самолёте.

Учитель: Наш самолёт приземлился. Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.

В первую очередь мы посетим известные вам памятники культуры Древнего Междуречья: Вавилонскую башню и висячие сады Семирамиды. Местные гиды уже ожидают нас.

1. Появление клинописи.

Учитель: Ребята! А хотели бы вы побывать в местной школе? Тогда предлагаю вам это сделать.

Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которую шумеры создали в конце четвёртого тысячелетия до н.э.

2. Знания жителей Древнего Междуречья

3. Месопотамский календарь.

Разминка для глаз.

4. Религия народов Месопотамии.

Боги Древней Месопотамии: Иштар, Таммуз и др.

1. Изобретателями клинописи являются египтяне. -

2. Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которая была создана в конце четвёртого тысячелетия до н.э. +

3. Жители Месопотамии знали математику, астрономию, медицину. +

4. Месопотамский календарь можно назвать лунно-солнечным. +

5. Народы Месопотамии поклонялись Осирису и Хапи. –

Самопроверка выполненного задания.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание: §19, вопросы и задания, иллюстрации или ребусы по теме урока (по желанию).

Выставление отметок учащимся.

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

Учащиеся по цепочке передавая микрофон корреспондента, называют самые значимые , на их взгляд, достижения народов Междуречья.

1. История Древнего мира: учеб. пособие для 5-го кл.В.2ч. Ч.1. / В.С.Кошелев. – Минск: Нар. асвета, 2009. – 118 с.

2. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

Кошелев, В.С. История Древнего мира. 5 класс% пособие для учителей учреждений общ. сред. образования. – Минск: Аверсэв, 2012. – 304 с.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

сформировать у учащихся представления о научных знаниях, культуре и религии в городах-государстве Древнего Двуречья;

формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, изобразительных источников и обобщать их по заданной теме.

воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

формировать навыки самоконтроля.

развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения, делать д/з на опережение;

развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.

I.Организационный момент

II. Проверка д/з

III.Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Постановка цели и задачи урока.

IV. Переход к изучению нового материала

V. Физкультминутка

VI. Изучение нового материала

VII. Рефлексия

VII.Итоги урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Приветствие. Проверка наличия письменных принадлежностей

Как назывался домашний параграф?

Какие новшества позволили ассирийцами создать грозную и сильную армию?

Когда Ассирия стала огромной державой?

Что представляет Вавилон в годы своего расцвета? Кто заботился о его могуществе и величии?

Ребята, кто-нибудь сделал дополнительное задание на отметку и подготовил рисунок и рассказ о вавилонской башне и 2 чуде света?

Если ответ на вопрос положительный – хлопок в ладоши, если отрицательный – тишина.

Я утверждаю, что…

Письмо египтян состояло из знаков-рисунков, или иероглифов.

Египтяне писали на специальном материале – бересте. (пипирусе)

Египтянами был создан календарь, который состоял из 365 дней.

Наука, которая изучает звезды и планеты – это медицина. (астрономия)

Ур и Урук – это реки. (города-государства у шумеров)

Аккадский царь Саргон, чтобы обеспечить порядок, издал законы. (Царь Вавилона Хаммурапи)

Молодцы! Цель сегодняшнего урока: познакомиться с культурой, наукой и религией Междуречья. Для этого нам необходимо показать ее на карте.

Во время игры мы с вами вспомнили, что египтяне писали на папирусе, а буквами у них были знаки-рисунки – иероглифы. Изобретателями письменности в Междуречье считаются шумеры. Их письмо отличалось от египетского, и, конечно же, от нашего.

Подскажите, а в Междуречье рос папирус? А на чем они могли писать?

Т.к. папируса произрастало мало, а глины было много, жители Междуречья научились оставлять свои записи на сырых глиняных табличках, свои буквы они рисовали специальной бамбуковой палочкой с острым наконечником. Эти буквы были очень похожи на клинья. Поэтому эти знаки называют клинописью.

Если надписи считались важными, то таблички обжигали. И тогда такие записи уже не боялись ни огня, ни воды, ни времени. Многие из них прекрасно сохранились и до наших дней.

П.2 на с.74-75 читают самостоятельно. После должны ответить на вопросы:

какие науки были известны жителям Древней Месопотамии?

П.3. с. 75 комментированное чтение по цепочке.

В Древнем Междуречье почитали многих богов. В их честь совершали разнообразные обряды, в каждом городе был свой бог-покровитель.

Учитель просит открыть тетрадь и на чистом листе обвести ладонь по контуру. Когда ладонь нарисована, обучающиеся заштриховывают то количество пальчиков, которое соответствует их оценке на уроке.

Т.о, жители Месопотамии создали древнейшую в истории человечества письменность и лунно-солнечный календарь, достигли больших успехов в математике, медицине, астрономии. Обитатель Древнего Междуречья поклонялись многим богам.

Ассирия и Вавилония.

Оружие из железа, жесткая дисциплина, сильная армия, конница, осада крепостей.

В 8 в. до н.э., столица Ниневия.

В к. 7 в. до н.э. царем Вавилона стал Навуходоносор. Подчинил земли, строительство дорог, каналов, перестроил храм.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока истории

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ

Разработала и провела:

учитель I квалификационной категории

Тема урока: Культура и религия народов междуречья

Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать самые значимые достижения народов Междуречья.

создать условия для изучения и первичного закрепления знаний по культуре и религии народов Междуречья;

создать условия для развития умений ставить цель и планировать свою деятельность, анализировать текст, сравнивать познавательные объекты, формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

создать условия для воспитания культуры речи и поведения, взаимоуважения и взаимовыручки.

Термины и понятия: клинопись.

Формы, методы, приёмы работы на уроке:

составление сравнительной таблицы;

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

учебные пособия и рабочие тетради;

картонные карточки, покрытые слоем пластилина (имитация глиняных табличек)

Организационный этап

3. Проверка готовности учащихся к уроку

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку

5. Организация внимания учащихся.

Проверка домашнего задания

Ассирия и Вавилония

В начале III тысячелетия до н.э . в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. его жителей принято называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тысячелетия до н.э. Ассирия стала огромной державой от Египта до Ирана. Новой столицей державы стал город Вавилон. Ассирийцы были не только могущественные, но и очень жестокие правители. Покорённые народы не хотели оставаться под властью жестоких ассирийцев. В 126 г.до н.э . столица Ассирии была уничтожена.

Актуализация знаний

Вспомните культурные достижения древних египтян.

Изучение новой темы

Выдана: __________________________________________________________________

Ученику(це): ___________________________________________________________

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Междуречье". На уроке применяются различные формы и методы урока, разнообразные задания познавательного характера, физминутка, необычная форма урока- путешествие, делает его увлекательным и интересным.

ВложениеРазмер
urok_po_istorii_mezhdureche.docx 22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения- 23 ноября 2015 года.

Учитель: Коннова Н.Б.

МАОУ СОШ с. Новополеводино

Урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, культурой, религией общественным устройством древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из источников и обобщать ее;
  • развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, ясно и точно выражать свои мысли.
  1. Мотивация. Под музыку дети рассматривают картину "Поселок шумеров" и отвечают на вопросы. А хотите совершить путешествие на воздушном лайнере в один из древних поселков или в город и узнать о нем гораздо больше? Тогда отвечайте на вопросы, ваш ответ и будет служить билетом на самолет.
  2. Учитель: С каким государством мы с вами знакомились на предыдущих уроках? Где оно находится? Какая река там протекает? Чем занимаются его жители?

Беседа по вопросам

Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

Учитель в костюме стюардессы . А сейчас приготовьтесь и мы отправляемся с вами в удивительный мир путешествий. Командир корабля и экипаж от имени Аэрофлота желают вам приятного полета ( запись взлета и посадки самолета) Итак, мы приземлились на сказочной земле шумеров. Давайте узнаем, какая же это страна. Она раскинулась на территории Западной Азии, недалеко от Египта, а в помощники возьмем атлас, итак, откройте карту .

  1. Давайте посмотрим на карту и найдём Реки Тигр и Евфрат, они относятся к какому-либо государству? А как бы Вы назвали страну, которая расположена между реками. Междуречье или если две реки Двуречье. Как вы думаете, почему, она получила такое название?
  2. Какие же две крупные реки находятся в этой стране? ( Тигр и Евфрат)

Итак, страна Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну отец истории Геродот.

Работа с историческим источником: текст Геродота.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к источнику:

  1. Какая земля существовала в Междуречье или Древнем Двуречье? (Плодородная).
  2. Что выращивали жители этой страны? ( Ячмень, пшеницу, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).
  3. Чем занимались жители Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, кирпичи из глины, циновки, пекли хлеб).

Вопрос: Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук).

Работа с иллюстрацией: стр. 63. Составление вопросов к иллюстрации. Работа в группах. класс поделен на 4 группы по 3 человека.

  1. Опишите то, что вы видите на иллюстрации?
  2. Как вы думаете, кто, по мнению древних шумеров, мог помогать им ? (Боги).
  3. А сейчас приготовьтесь- ка, друзья, физминутка для тебя.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Посмотрите на картину на доске, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм). Беседа по вопросам: 1. Что такое храм?

2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями?

  1. Во что верили древние египтяне
  2. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они верили в богов).

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы: Работа учащихся в рабочей тетради:

Ш А МАШ – бог Солнца. СИН – бог Луны. Э А – бог воды. И ШТАР – богиня плодородия и любви.

Вопросы: 1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (Жрецам). 2. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные). Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников. При изучении, какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта). Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы). В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – клинопись. Клинопись – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Работа с учебником. Чтение одного из пунктов и ответы на вопросы

  1. На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).
  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).
  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот). Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке. Самостоятельная работа.

Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Ур у к это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Ш а маш. (Да). 5. К богине И штар ходили за урожаем и детьми. (Да). 6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да). 7. Кл и нопись - это узоры на посуде. (Нет). 8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). 9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

Задание 2: . Эта страна расположена на берегу Нила, она славилась пирамидой Хе о пса, одной из семи чудес света. Ответ: Египет.

Задание 3 . Работа с таблицей. Заполнение таблицы. Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья? Ответ занесите в таблицу.

Читайте также: