Культура и религия народов междуречья 5 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Предмет: | История |
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Сугакова Анна Чеславовна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 460.36 Kb |
Методическая разработка урока истории
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ
Разработала и провела:
учитель I квалификационной категории
Тема урока: Культура и религия народов междуречья
Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать самые значимые достижения народов Междуречья.
создать условия для изучения и первичного закрепления знаний по культуре и религии народов Междуречья;создать условия для развития умений ставить цель и планировать свою деятельность, анализировать текст, сравнивать познавательные объекты, формулировать проблемы, предлагать пути их решения.создать условия для воспитания культуры речи и поведения, взаимоуважения и взаимовыручки.Термины и понятия: клинопись.
Формы, методы, приёмы работы на уроке:
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3. Проверка готовности учащихся к уроку
4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку
5. Организация внимания учащихся.
Проверка домашнего задания
Ассирия и Вавилония
В начале III тысячелетия до н.э. в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. его жителей принято называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тысячелетия до н.э. Ассирия стала огромной державой от Египта до Ирана. Новой столицей державы стал город Вавилон. Ассирийцы были не только могущественные, но и очень жестокие правители. Покорённые народы не хотели оставаться под властью жестоких ассирийцев. В 126 г.до н.э. столица Ассирии была уничтожена.
Вспомните культурные достижения древних египтян.
Изучение новой темы
Учитель: Скажите, какова цель нашего путешествия?
Учитель обобщает полученные ответы и напоминает учащимся, что все настоящие путешественники ведут дневники. (Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока)
1. Имитация полёта на самолёте.
2. Имитация полёта птиц, которых видят путешественники через окно иллюминатора.
3. Разминка для плеч и шеи, которую выполняют путешественники в самолёте.
Учитель: Наш самолёт приземлился. Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.
В первую очередь мы посетим известные вам памятники культуры Древнего Междуречья: Вавилонскую башню и висячие сады Семирамиды. Местные гиды уже ожидают нас.
1. Появление клинописи.
Учитель: Ребята! А хотели бы вы побывать в местной школе? Тогда предлагаю вам это сделать.
Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которую шумеры создали в конце четвёртого тысячелетия до н.э.
2. Знания жителей Древнего Междуречья
3. Месопотамский календарь.
Разминка для глаз.
4. Религия народов Месопотамии.
Боги Древней Месопотамии: Иштар, Таммуз и др.
1. Изобретателями клинописи являются египтяне. -
2. Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которая была создана в конце четвёртого тысячелетия до н.э. +
3. Жители Месопотамии знали математику, астрономию, медицину. +
4. Месопотамский календарь можно назвать лунно-солнечным. +
5. Народы Месопотамии поклонялись Осирису и Хапи. –
Самопроверка выполненного задания.
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание: §19, вопросы и задания, иллюстрации или ребусы по теме урока (по желанию).
Выставление отметок учащимся.
Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.
Учащиеся по цепочке передавая микрофон корреспондента, называют самые значимые , на их взгляд, достижения народов Междуречья.
1. История Древнего мира: учеб. пособие для 5-го кл.В.2ч. Ч.1. / В.С.Кошелев. – Минск: Нар. асвета, 2009. – 118 с.
2. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1988. – 318 с.
Кошелев, В.С. История Древнего мира. 5 класс% пособие для учителей учреждений общ. сред. образования. – Минск: Аверсэв, 2012. – 304 с.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
сформировать у учащихся представления о научных знаниях, культуре и религии в городах-государстве Древнего Двуречья;
формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, изобразительных источников и обобщать их по заданной теме.
воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;
формировать навыки самоконтроля.
развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения, делать д/з на опережение;
развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.
I.Организационный момент
II. Проверка д/з
III.Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Постановка цели и задачи урока.
IV. Переход к изучению нового материала
V. Физкультминутка
VI. Изучение нового материала
VII. Рефлексия
VII.Итоги урока. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Приветствие. Проверка наличия письменных принадлежностей
Как назывался домашний параграф?
Какие новшества позволили ассирийцами создать грозную и сильную армию?
Когда Ассирия стала огромной державой?
Что представляет Вавилон в годы своего расцвета? Кто заботился о его могуществе и величии?
Ребята, кто-нибудь сделал дополнительное задание на отметку и подготовил рисунок и рассказ о вавилонской башне и 2 чуде света?
Если ответ на вопрос положительный – хлопок в ладоши, если отрицательный – тишина.
Я утверждаю, что…
Письмо египтян состояло из знаков-рисунков, или иероглифов.
Египтяне писали на специальном материале – бересте. (пипирусе)
Египтянами был создан календарь, который состоял из 365 дней.
Наука, которая изучает звезды и планеты – это медицина. (астрономия)
Ур и Урук – это реки. (города-государства у шумеров)
Аккадский царь Саргон, чтобы обеспечить порядок, издал законы. (Царь Вавилона Хаммурапи)
Молодцы! Цель сегодняшнего урока: познакомиться с культурой, наукой и религией Междуречья. Для этого нам необходимо показать ее на карте.
Во время игры мы с вами вспомнили, что египтяне писали на папирусе, а буквами у них были знаки-рисунки – иероглифы. Изобретателями письменности в Междуречье считаются шумеры. Их письмо отличалось от египетского, и, конечно же, от нашего.
Подскажите, а в Междуречье рос папирус? А на чем они могли писать?
Т.к. папируса произрастало мало, а глины было много, жители Междуречья научились оставлять свои записи на сырых глиняных табличках, свои буквы они рисовали специальной бамбуковой палочкой с острым наконечником. Эти буквы были очень похожи на клинья. Поэтому эти знаки называют клинописью.
Если надписи считались важными, то таблички обжигали. И тогда такие записи уже не боялись ни огня, ни воды, ни времени. Многие из них прекрасно сохранились и до наших дней.
П.2 на с.74-75 читают самостоятельно. После должны ответить на вопросы:
какие науки были известны жителям Древней Месопотамии?
П.3. с. 75 комментированное чтение по цепочке.
В Древнем Междуречье почитали многих богов. В их честь совершали разнообразные обряды, в каждом городе был свой бог-покровитель.
Учитель просит открыть тетрадь и на чистом листе обвести ладонь по контуру. Когда ладонь нарисована, обучающиеся заштриховывают то количество пальчиков, которое соответствует их оценке на уроке.
Т.о, жители Месопотамии создали древнейшую в истории человечества письменность и лунно-солнечный календарь, достигли больших успехов в математике, медицине, астрономии. Обитатель Древнего Междуречья поклонялись многим богам.
Ассирия и Вавилония.
Оружие из железа, жесткая дисциплина, сильная армия, конница, осада крепостей.
В 8 в. до н.э., столица Ниневия.
В к. 7 в. до н.э. царем Вавилона стал Навуходоносор. Подчинил земли, строительство дорог, каналов, перестроил храм.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методическая разработка урока истории
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ
Разработала и провела:
учитель I квалификационной категории
Тема урока: Культура и религия народов междуречья
Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать самые значимые достижения народов Междуречья.
создать условия для изучения и первичного закрепления знаний по культуре и религии народов Междуречья;
создать условия для развития умений ставить цель и планировать свою деятельность, анализировать текст, сравнивать познавательные объекты, формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
создать условия для воспитания культуры речи и поведения, взаимоуважения и взаимовыручки.
Термины и понятия: клинопись.
Формы, методы, приёмы работы на уроке:
составление сравнительной таблицы;
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
учебные пособия и рабочие тетради;
картонные карточки, покрытые слоем пластилина (имитация глиняных табличек)
Организационный этап
3. Проверка готовности учащихся к уроку
4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку
5. Организация внимания учащихся.
Проверка домашнего задания
Ассирия и Вавилония
В начале III тысячелетия до н.э . в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. его жителей принято называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тысячелетия до н.э. Ассирия стала огромной державой от Египта до Ирана. Новой столицей державы стал город Вавилон. Ассирийцы были не только могущественные, но и очень жестокие правители. Покорённые народы не хотели оставаться под властью жестоких ассирийцев. В 126 г.до н.э . столица Ассирии была уничтожена.
Актуализация знаний
Вспомните культурные достижения древних египтян.
Изучение новой темы
Выдана: __________________________________________________________________
Ученику(це): ___________________________________________________________
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Междуречье". На уроке применяются различные формы и методы урока, разнообразные задания познавательного характера, физминутка, необычная форма урока- путешествие, делает его увлекательным и интересным.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_mezhdureche.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения- 23 ноября 2015 года.
Учитель: Коннова Н.Б.
МАОУ СОШ с. Новополеводино
Урок открытия новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, культурой, религией общественным устройством древнейших городов-государств Древнего Двуречья;
- формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из источников и обобщать ее;
- развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, ясно и точно выражать свои мысли.
- Мотивация. Под музыку дети рассматривают картину "Поселок шумеров" и отвечают на вопросы. А хотите совершить путешествие на воздушном лайнере в один из древних поселков или в город и узнать о нем гораздо больше? Тогда отвечайте на вопросы, ваш ответ и будет служить билетом на самолет.
- Учитель: С каким государством мы с вами знакомились на предыдущих уроках? Где оно находится? Какая река там протекает? Чем занимаются его жители?
Беседа по вопросам
Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества?
Учитель в костюме стюардессы . А сейчас приготовьтесь и мы отправляемся с вами в удивительный мир путешествий. Командир корабля и экипаж от имени Аэрофлота желают вам приятного полета ( запись взлета и посадки самолета) Итак, мы приземлились на сказочной земле шумеров. Давайте узнаем, какая же это страна. Она раскинулась на территории Западной Азии, недалеко от Египта, а в помощники возьмем атлас, итак, откройте карту .
- Давайте посмотрим на карту и найдём Реки Тигр и Евфрат, они относятся к какому-либо государству? А как бы Вы назвали страну, которая расположена между реками. Междуречье или если две реки Двуречье. Как вы думаете, почему, она получила такое название?
- Какие же две крупные реки находятся в этой стране? ( Тигр и Евфрат)
Итак, страна Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.
Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну отец истории Геродот.
Работа с историческим источником: текст Геродота.
… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).
… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.
Вопросы к источнику:
- Какая земля существовала в Междуречье или Древнем Двуречье? (Плодородная).
- Что выращивали жители этой страны? ( Ячмень, пшеницу, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).
- Чем занимались жители Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, кирпичи из глины, циновки, пекли хлеб).
Вопрос: Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук).
Работа с иллюстрацией: стр. 63. Составление вопросов к иллюстрации. Работа в группах. класс поделен на 4 группы по 3 человека.
- Опишите то, что вы видите на иллюстрации?
- Как вы думаете, кто, по мнению древних шумеров, мог помогать им ? (Боги).
- А сейчас приготовьтесь- ка, друзья, физминутка для тебя.
Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.
Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.
Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.
Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Посмотрите на картину на доске, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм). Беседа по вопросам: 1. Что такое храм?
2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями?
- Во что верили древние египтяне
- Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они верили в богов).
У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы: Работа учащихся в рабочей тетради:
Ш А МАШ – бог Солнца. СИН – бог Луны. Э А – бог воды. И ШТАР – богиня плодородия и любви.
Вопросы: 1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (Жрецам). 2. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные). Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников. При изучении, какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта). Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы). В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – клинопись. Клинопись – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.
Работа с учебником. Чтение одного из пунктов и ответы на вопросы
- На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).
- На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).
- Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот). Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).
IV. Закрепление знаний, полученных на уроке. Самостоятельная работа.
Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Ур у к это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Ш а маш. (Да). 5. К богине И штар ходили за урожаем и детьми. (Да). 6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да). 7. Кл и нопись - это узоры на посуде. (Нет). 8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). 9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).
Задание 2: . Эта страна расположена на берегу Нила, она славилась пирамидой Хе о пса, одной из семи чудес света. Ответ: Египет.
Задание 3 . Работа с таблицей. Заполнение таблицы. Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья? Ответ занесите в таблицу.
Читайте также: