Культура человека и его образованность конспект

Обновлено: 07.07.2024

сегодняшней дис куссии зву чит так: Что значит б ыть кул ьтурным человеком ?

И сейчас мы приступим к реш ению так их задач как : проблема пов едения

учащихся как в школе так и дома, у мение вест и себя досто йно в различны х

Ведущий: В толков ом словаре под редакци ей С.И. Ожег ова сказано,

что воспитанн ый чел овек — это человек, котор ый умеет х орошо вести се бя.

Возможно ли каждого чел овека считать воспитанным, о бразованн ым и

Ведущий: Образ ованность сам а по себ е не предоп ределяет

воспитанности, хотя и создает для этого благоприятн ые условия.

Воспитанность ч еловека, его хорошие м анеры, его у важение к дру гим людям

и к самому себе начинается в детстве. Р ебенок чр езвычайно подр ажателен и

усваивает те модели поведе ния, которые в нем закладывает его семь я. Если

изо дня в день м ы бу дем наблюдать хам ство и грубость, обман и безразлич ие,

если ребенок у чится в семь е рисовать ж изнь только че рными краскам и, как

бы ни старал ись школа и п едагоги, — помочь нам в так ом слу чае, жить по

Семья должна у чить ребенка не т олько з аконам человеч еского

существования, н о и законам совме стного п роживания. Ре бенку следует

знать, когда м ожно включать музыку в доме, как вест и себя в обществ енных

местах, как вест и разговор с незна комым человек ом, как ве сти себя в

транспорте и пр. К проблемам куль туры человека нам все в ремя приход ится

Ведущий: Наверн ое, вряд ли найдется с реди ду ховно здоровых лю дей

такой человек, к оторый не х отел бы бы ть культу рным. Однако по д этим

часто подразу мевают л ишь знание пр иличий и умени е быть обходительным.

Несомненно, вежливость – одно из условий, с оставляющ их многоком -

понентное ка чество культурност и, характер изую щее человека, по ду ху

соответству ющего высокому понятию К ульту ры. Однако, вежливо сть еще не

Ведущий: Ку льтура – это совоку пность в сей деятельности человека и

ее резуль татов. Существу ют пути приобщени я к куль туре, это:

1 путь – пу ть труда, ра дости, путь самостоятельног о усвоен ия ее,

2 путь – пу ть престижного пр исвоения кул ьтурных ценн остей. В этом

случае ценность ку льту ры служит целями возвышен ия челов ека в чьих – то

Факторы сп особствующие при обретени ю к ку льтуре: образован ие,

посещение му зеев, библиотек, историч еских памятни ков, сохра нение

Ве дущий: Различа ют черты, кот орые прису щи кул ьтурному чел овеку,

- знающий и со храняющий тра диции и об ычаи своег о народа.

Ведущий: Давай те послуш аем диалог двух лиц, одна из которы х

- Культу ра – это эстетическ ое отношение к жиз ни, котор ое есть у

образованн ого человека. Ку льту рный – это постоян но развиваю щийся

человек в бытово й, семейн ой, социальн ой и разл ичных дру гих сфера х.

Культу ра – это искусство жить. Т ак я для себя это о пределила.

- Наверное, м ного людей приходят са ми к одному и тому же (улыбается).

- Ты сказала об разованног о? Могу т ли люди без высшег о образова ния быть

- Могут. В деревнях много г рамотны х куль турных людей. У меня

прапрабабу шка – мудрейший человек. У неё не было н и одного класса

образования, но к ней все х одили з а советом. Из этой мудрости ф ормиру ются

Вот – культу ра это жите йская му дрость, которая есть у человека. Есть ,

например, класс л юдей – вечные сту денты. Я таки х знаю. О ни полу чают

один диплом, второй трет ий, и остают ся при этом в арварами.

- А что дает образ ование для т ого, чтоб ы человек стал ку льту рным?

- Стержень долже н быть у человека. Эт о воспит ание в семь е, как он

позициониру ет себя. Правильно, рас судительн о, обдумывая каждый

- Ну ребята, кот орые соби раются тебя о грабить на у лице, то же обдумывают

- Нет. Не может б ыть ку льтуры в негу манном обще стве. Ку льтура – это

создание нов ых объектов ценно стей. Это соз идание. Фолк нер гово рил про

старые идеалы чел овеческ ого сердца : доброта, со страдание … ку льтурный

человек должен отстаивать эти и деалы, добиваясь св оей цел и.

- То есть, мы не м ожем назвать ку льтурным и нацистов, н есмотря н а то, что

они постоянно р азвиваются и отста ивают свои ценности?

- Это идеология… Хотя, можн о, наверное, г оворить о б уровнях ку льту ры.

Культу ра меняется вместе с человечест вом… Каждый человек в терм ин

куль тура включает ценности, к оторые он отстаивает по жизни.

- Уровни ку льтуры? Это интер есно. Какой са мый высок ий уровень ?

- Наверное, у ровень госу дарства… Есть ку льтура индив ида, семьи, о бщества

Подожди. Скажу тебе пр о мой идеал ку льту рного человека. Умный,

нацеленный в бу дущее, трезв о рассу ждающий, гуманный ч еловек, в

постоянном поиске, нацеленный на с амосоверш енствова ние, постоянн о следя

за собой и привн ося что - то новое. Он с оздает атм осферу. Он умеет грамотн о

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель истории и обществознания: Потемкина С.В.

Конспект урока обществознания

Урок обществознания - 8 класс.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Воспитательная: воспитывать у учащихся потребность в приобщении к культурным ценностям.

Коррекционная: развивать умения выделять сходство и различие понятий;

кроссворд, тексты дополнительного материала, проверочный тест

тема урока, план изучения новой темы, новые понятия: культура, культура внешняя и внутренняя, ценности культуры, человек культурный, домашнее задание.

Универсальные поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2008

ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

I . Организационный этап

Ведущая деятельность учителя

Ведущая деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II . Этап фронтальной проверки домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с вами нормами морали, с основными правилами поведения в обществе, кто такой нравственный и безнравственный человек, сейчас мы проверим домашнее задание.

1. Ответьте на вопросы:

- Что отличает человека от животного?

- Почему поведение человека отличается от поведения животного?

- Что такое моральные нормы?

- Почему отличаются нормы поведения людей разных национальностей?

- Как изменились моральные нормы за последние века?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

III Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков

2. Решение кроссворда

Самое развитое, универсальное средство выражения мысли

Преобразование человеком окружающего мира

Высокая степень одаренности в какой-либо деятельности

Общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо

Умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело

Божество – прародитель рода, в римской мифологии

Одна из ложных потребностей человека

3.Подведение итога Д/З

- Приведите примеры людей, литературных героев с положительными и отрицательными нормами поведения?

- Ответьте на 2 вопрос учебника стр.26

- Выскажи свое отношение к этому правилу и готовность применить его в основе своего поведения.

Выставление оценок

Весь класс работает над кроссвордом (кроссворд раздает учитель каждому ученику)

Правильные ответы учащихся

Учащиеся приводят примеры поведения людей с положительными и отрицательными нормами

Учащиеся подводят итог урока и высказывают свое отношение к «Золотому правилу нравственности.

III этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Что такое культура?

Приобщение к культуре?

Задача для учащихся.

Учащиеся записывают план в тетради.

IV .Этап усвоения новых знаний

1.Работа в группах.

2.Подведение итога:

Ученые не могут дать общепризнанный ответ. Существует более 200 определений этого понятия.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура и т.д.)

Внешняя культура - это созданные человеческими руками вещи.

Внутренняя культура – это совершенствующие умения, творческие способности воображение, творческое мышление и т.д.

3.Работа учащихся с текстом учебник

Задание: выяснить пути приобщения к культуре, кто влияет на формирование наших представлений, о культурных ценностях.

4.Беседа по прочитанному тексту

- Что такое «царский путь получения знаний?

- Как выглядит путь приобщения культурных ценностей? Чем он привлекает людей?

- Какую роль в приобщении к культуре играет воспитание человека?

- Кто формирует наше представление о вкусе и моде?

- Всегда ли нужно следовать моде?

- Какие профессии человека в области культуры ты знаешь?

5 . Составление плана (письменно в тетради)

- Какими качествами обладает человек культурный? (ответ в тетради)

- Какую роль играет воспитание в приобщении к культурным нормам? (ответ в тетради)

Выставление оценок

Учащиеся в группах читают предложенный текст и выбирают определение: что такое культура?

В средние века культура ассоциировалась, прежде всего, с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремёсел, её целью считалось сделать всех людей счастливыми. В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека . Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчёркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчётливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура – это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый народ создаёт свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.

Термин культуры переводится с латинского языка как’’ возделывание’’, ‘’уход’’, ‘’обработка’’, ’’почитания’’ и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура- это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

Учащиеся читают определения, которые они выделили

Запись в тетрадь:

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их создания и воспроизводства .

Виды культур : материальная, духовная, народная, религиозная, авторская, светская, массовая, контркультура, субкультура.

Внешняя культура - это созданные человеческими руками вещи.

Внутренняя культура – это совершенствующие умения, творческие способности воображение, творческое мышление и т.д.

Эпиграф к уроку:

Иоганн Гердер - немецкий мыслитель

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать четкое представление учащихся о необ­ходимости взаимоотношения человека и общества через культуру.

Учащиеся должны знать, что:

2) культура развивалась в пространстве и во времени;

3) существует культура внутренняя и внешняя;

4) одним из проявлений культуры человека является культура общения.

Учащиеся должны понимать, что такое:

2) ценности культуры;

3) внутренняя культура;

4) культура внешняя;

5) культура общения.

Учащиеся должны уметь:

2) объяснять основные понятия;

3) высказывать свою точку зрения;

4) анализировать высказывания.

Учитель проверяет, как усвоено домашнее задание. Уча­щиеся отвечают на вопросы 1-4 со с. 26.

II. Изучение нового материала.

- Проанализируйте высказывания и определите тему урока.

«Культура - это накопленный опыт человечества в упорядо­ченной форме. (Александр Ахлезер - российский ученый-физик.)

«Есть города, которые славятся памятниками культуры, а есть - культурой. (Ггоргий Ковальчук.)

«Культура - это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в ее продвижении от животного к человеку.

Проанализировав высказывания, учитель говорит о том, что сегодня на уроке речь пойдет о культуре и определяет план изучения темы.

1. Что такое культура?

2. Приобщение к культуре.

Если сравнивать определения культуры в различных словарях, трудах философов и ученых, то можно обнаружить существенные различия между ними.

1. Культура - лат. cultura (возделывание, воспитание, образо­вание, развитие, почитание). Таким образом, первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу.

2. В позднеримской империи, а затем в эпоху средневековья понимание культуры ассоциировалось с городским укладом жизни и связанными с ними благами цивилизации.

3. В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства. Культура отождествляется с различными областями духовной деятельности: наукой, моралью, искусством, философией, религией.

4. Философы Просвещения рассматривали культуру как некую специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Кант различал культуру умения (способность реали­зовать цели) и культуру дисциплины (способность ставить осмыс­ленные цели и делать разумный выбор).

5. В XIX веке в культуре философы видели систему ценностей и идей.

Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее звено самопознания абсолютной идеи.

Шпенглер рассматривал культуру народов как замкнутые, не­повторимые организмы, которые прошли в своем развитии сле­дующие стадии: возникновение, расцвет, надлом, упадок, гибель.

6. Марксистская концепция культуры включает в содержание культуры не только духовную, но и материальную культуру.

Работы со схемами.

Задание 2. Нарисуйте словес­ный портрет культурного человека, вписав характеристики в лепестки цветка.

Задание 3. Можно ли считать состоявшимся общение в сле­дующем случае?

Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзго­дах

Задание 4. Прокомментируйте следующие высказывания:

- Какое значение в общении имеет умение слушать и слышать собеседника?

На уроке уместно проведение психологических тестов. Материал использо­ван из книги: Тесты и задания по обществознанию: 8 класс основной школы / Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт, Э. Н. Егорова, JI . Ф. Иванова, М. Н. Козлова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 1997.

1) Вам предстоит рядовая деловая встреча. Выбивает ли она вас из колеи?

2) Вы откладываете визит к врачу до тех пор, пока вам станет невмоготу?

4) Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы ни­когда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избе­жать этой командировки?

5) Любите ли вы делиться своими переживаниями?

6) Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице об­ратится к вам с просьбой?

8) Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые взял несколько месяцев назад?

9) В ресторане либо в столовой вам подали недоброкачествен­ное блюдо. Промолчите ли вы?

10) Оказавшись наедине с незнакомым человеком, вы не всту­пите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Это так?

11) Вас приводит в ужас длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь?

12) Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рас­смотрению конфликтной ситуации?

14) Услышав где-либо ошибочные высказывания по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать?

15) Вызывает ли у вас досаду просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16) Вы охотнее излагаете свою точку зрения в письменном ви­де, чем в устной форме?

30-32 очка - вы некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Старайтесь быть общи­тельнее.

25-29 очков - вы замкнуты, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов выводят вас из равнове­сия.

19-24 очка - вы общительны, в незнакомой обстановке чувст­вуете себя уверенно. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой.

14-18 очков - вы коммуникабельны, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчи­вости. Но не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков - вы весьма общительны, любопытны, разговорчи­вы, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами.

3 очка - вы говорливы, вмешиваетесь в дела, которые не име­ют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в ко­торых совершенно некомпетентны. Вспыльчивы, обидчивы, неред­ко бываете необъективны.

Войдите в комнату, где сидит группа людей. Не вмешиваясь в беседу, понаблюдайте за позами. Кто здесь главный? В чем это вы­ражается? Есть ли в комнате люди, сидящие в напряженной позе, чем это вызвано? Определите зону психологической дистанции между собеседниками. (По мнению английского психолога М. Ар- гайле, эти дистанции таковы: до 50 см - интимная, 50-120 - лич­ная, 120-360 см - деловая, более 360 см - общественная дистанция.)

Понаблюдайте за малыми группами, образовавшимися при этом. Из кого они состоят? Кто вне групп? Какими средствами обеспечивается контакт между людьми внутри каждой группы? Понаблюдайте за выражением глаз, за жестами и мимикой. Что за ними стоит, какие эмоции они выражают?

Вот пришел новый человек. Как он здоровается с людьми в комнате? Как себя чувствует: уверенно или нет? Какое место он занимает?

Каждому приходится бывать в ситуациях вынужденного обще­ния (например, в купе поезда, на остановке в ожидании автобуса, вдвоем с малознакомым человеком и т. д.).

Как вы ведете себя в подобных случаях?

а) Уходите от общения.

б) Ждете, когда партнер первым начнет разговор.

в) Пытаетесь проявить инициативу.

г) Уверенно вступаете в разговор.

Попробуйте потренироваться в подобного рода контактах. Начните беседу с нейтральных тем. Сориентируйтесь в контактно­сти и настроении собеседника. Попробуйте отыскать взаимоинте- ресную тему, не теряя контакта. В случае потери контакта возвра­щайтесь к нейтральной теме.

Разыграйте ситуацию в классе. Обсудите тактику участников. Отметьте их достижения.

- поздоровайтесь с незнакомым человеком;

- если вам стыдно за свой поступок, признайте свою вину первым;

- похвалите человека за хороший поступок;

- поцелуйте руку нравящейся вам девушке;

- заговорите первым при встрече с человеком, которого недо­любливаете.

Попробуем оценить наше умение слушать.

На листе бумаге ставьте номер вопроса и свою оценку по дан­ному вопросу. Для оценок существует 4-балльная шкала:

1 - никогда так не поступаю;

2 - редко поступаю так;

3 - почти всегда так делаю;

4 - делаю так всегда.

1) Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли пол­ностью, не перебивая?

3) Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

4) Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных со­общений?

8) Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда взгляды говорящего отличаются от моих соб­ственных?

9) Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

10) Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Для обработки необходимо подсчитать сумму получившихся баллов.

32 и более баллов - вы идеальный слушатель.

27-31 балл - вы слушатель выше среднего уровня.

22- 26 баллов - вы нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать.

6. Как стать хорошим слушателем.

Обсудите правила, дополните их новыми, исключите несуще­ственные.

1) Старайся сконцентрироваться на человеке, который обраща­ется к тебе.

2) Обращай внимание не только на слово, но и на интонацию голоса, мимику, жесты, позу и т. п.

3) Покажи говорящему, что ты его понимаешь. Это можно сде­лать, повторяя своими словами то, что услышал.

4) Не давай оценок, советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают сво­боду высказывания собеседника, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Требования к процессу коммуникации:

- передаваемая информация должна быть по возможности од­нозначной;

- информацию стоит передавать соответствующим людям;

- не следует скрывать или как-то урезать важнейшую инфор­мацию с целью избежать дискомфорта и тревоги;

- надо стараться как можно больше узнать о том, как другие понимают наши поступки, как реагируют на наше поведение.

7. Расскажи мне о себе.

- Больше всего в себе мне нравится.

- Больше всего в себе мне не нравится.

- Я хотел бы быть.

- Мое любимое занятие - это.

- Мне кажется, что мое имя означает.

- Я бы хотел узнать о.

- Я хотел бы познакомиться с.

- Я чувствую себя счастливым, когда.

- Мне грустно, когда.

- Я хотел бы быть более.

- Будущее кажется мне.

- Когда-нибудь я надеюсь.

Работа в группах.

2) «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одно­временного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.

Вопросы и задания:

2. Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие суждение Фрэзера.

3. Сравните точки зрения на значение первобытности в разви­тии культуры, приведенные в фрагментах работ Фрэзера и Тайлора, сделайте необходимые выводы.

4) «Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, - память. В созидании культуры участвуют многие поколения лю­дей. Культура человечества - это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура пере­дается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запо­минается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоле­ния ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей.

История культуры - это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования.

Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы с оценкой значения славянской культуры в мировом культурном процессе? Ответ аргументируйте.

3- я г р у п п а:

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте своими словами связь культуры личности и культуры общества. Как осуществляется эта связь?

2. Приведите примеры в подтверждение или опровержение вы­двинутого тезиса о связи культуры индивидуальной и общественной.

6) «Наука, которая занимается охраной и восстановлением ок­ружающей природы, называется экологией и как дисциплина начи­нает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохра­нение культурной среды - задача не менее существенная, чем со­хранение окружающей природы.

Вопросы и задания:

1. Какими причинами вызвана необходимость экологии куль­туры?

2. Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева о том, что сохране­ние культурной среды не менее важно, чем сохранение среды при­родной?

3. Подтвердите фактами, что задача сохранения культурной среды сегодня не менее актуальна, чем задача сохранения природ­ной среды. В чем состоит угроза среде культурной?

4. В чем, по-вашему, выражается связь экологии биологической и экологии культурной, нравственной? Как связаны в данном слу­чае культура и нравственность?

Вводное слово учителя: Мы неоднократно сталкивались с понятием “культура”. В обществознании встречается около 200 определений этого понятия.

Что же подразумевают учёные – обществоведы под этим понятием? Что такое культура?

Её виды, функции.

Тема нашего урока. Работая с материалом, сравните определения термина “культура” и выделите основные признаки этого понятия.

Учитель: Понятие “культура” употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций, (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения.

Вывод: Таким образом, культура – это всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. Как видим, культура есть средство отражения окружающего мира. Значит, ключевым словом является слово “творчество”. Здесь уместны слова Азимова: “Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир”.

  1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями её развития, например, компьютерный дизайн во многом облегчает принятие решения по обустройству быта.
  2. Между нормативностью культуры и свободой её интерпретации (из периода матриархата дошёл обычай пропускать женщину вперёд. Но все ли мужчины так поступают?)
  3. Между социализацией личности и её индивидуальностью (просматривая очередной боевик, одни зрители находят лишние подтверждение тому, что сильный всегда прав; другие становятся ещё более непримиримыми к злу и убеждаются в необходимости противостоять ему.)

3, Виды культуры

  • на мировую и национальную, причём лучшие образцы национальной культуры признаются мировыми шедеврами;
  • материальную и духовную;
  • духовная культура включает в себе философскую, художественную, правовую, религиозную, эстетическую, этическую, познавательную, интеллектуальную культуру;

Задание: приведите примеры каждого вида культуры. Дайте характеристику памятника культуры с позиции всех видов.

Учитель: Духовная культура.

Духовность. Что это такое? Эту часть урока я начну с притчи

Однажды отец богатой семьи решил взять с собой своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень богатой семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:

- Как тебе понравилось путешествие?

- Это было замечательно, папа!

- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.

- И чему ты научился из этого?

- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них – четыре пса. У нас есть бассейн среди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? У отца и сына разные точки зрения. Имея любовь, друзей, семьи, здоровья, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

Что такое духовность?

На этот вопрос я ответила так:

Духовность – это то, что отличает нас от мира животных. И надо много трудиться, чтобы достичь её.

Порассуждаем и мы на эти сложные темы.

Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой – то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”.

- Как вы понимаете слова писателя?

- Что же включает в себя духовный мир человека?

Вывод: Духовность – личное качество человека, обладающего богатым духовным миром.

- Лёгок ли путь к духовности? Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:

- Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

На что Сократ ответил:

- Конечно, потому что ты их зовёшь вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.

Вывод: Таким образом, на социально – психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:

Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека.

Духовное развитие общества. Что это? Как происходит?

Послушай притчу и выскажите предположение, что такое духовное развитие общества.

Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им о пути человека к мудрости, он сказал:

- Путь человека к мудрости похож на путь шелка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шелк, человек проходит похожий путь к мудрости.

- Как это? – изумились ученики. – Расскажи нам, Учитель.

- Первый шаг – шаг рождения, - начал Хинг Ши, как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.

Второй шаг – шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице, питается он тем, что сам не собирал, совершая свой второй шаг.

Третий шаг – шаг кокона. После того как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек, же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Четвёртый шаг – сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек, же решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные нити познания.

Пятый шаг – шаг закрепления - заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей связывают в одну, более прочную шелковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.

Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:

- Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?

- Шестой шаг – шаг соединения и гармонии, - ответил мудрец, - когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.

- Значит, на этом шестом шаге мудрость укрепляется, так же как на пятом, - сказал Янг Ли.

- Но только на шестом она начинает приносить плоды, - улыбнулся Хинг Ши.

- Как происходит духовное развитие общества?

Пути приращения духовного богатства:

1. Путь преемственности. Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом, могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы: обычаи, обряды, церемонии.

2. Путь новаторства. Культура развивается за счёт пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха, вне зависимости от материальных и иных условий существования людей, порождает новаторов – творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающие шедевры искусства. Не всегда современники могут по достоинству оценить новые явления в духовной культуре.

Закрепление изученного материала

1. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал:

“Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим”. Какие три книги (фильма, записи музыкальных произведений и т.д.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках испытательной программы в барокамеру на три месяца?)

2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (попустительство может быть о равнодушия, потворство всегда сознательно.)

Читайте также: