Кто живет в воде конспект занятия в подготовительной группе
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №13.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Ознакомление детей с обитателями пресноводных рек.
Задачи:
- Закреплять знания о пресноводных обитателях рек.
- Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегу рек.
- Развивать связную речь и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к жизни пресноводных обитателей.
Материал: картинки с изображением реки и подводных обитателей (рыб, лягушки и рака).
Предварительная работа: рассматривание картин на данную тему.
Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие и окажемся на берегу реки.
- Ребята, а кто может жить в реке и на берегу рек?
- В реке живет очень много рыбы. По берегам рек гнездится много птиц.
- Ребята, а каких водоплавающих птиц вы знаете?
- Послушайте и отгадайте загадку
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
- Правильно, это утка.
- Послушайте еще одну загадку
Улетели с севера на юг.
И теряли белый, белый пух.
- Правильно, это лебеди.
- Ребята, а чем эти птицы похожи?
- Правильно, все они водоплавающие, и питаются мелкой речной рыбкой.
- Послушайте еще мои загадки.
Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает.
Кто же это?
- Правильно, это щука.
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду.
На охоту я иду.
- Ребята, а кто же еще может жить под водой?
- Правильно, рыбы.
Рыбка хвостиком виляет,
Грациозно проплывает,
По течению реки,
Не страшны ей рыбаки!
Корм не требует она,
Чудо, как она умна,
Есть у рыбки хитрый план,
Ведь её река — экран!
- Каких вы знаете речных рыб? (ответы детей)
- Послушайте мои загадки:
От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь.
Как его зовут?
- Правильно, это карась.
Он всеядный и большой,
Скрытый желтой чешуёй.
Ил его любимый скарб.
Как зовут все рыбку?
-Правильно, карп.
Он предок карпа, очень крупный,
Камыш он любит изумрудный.
Очень жирный, как кабан.
Как зовут его?
- Это, ребята, сазан.
Она похожа на плотву,
В иле копается на дну.
Глаз кровавый, дальнозорка.
Как зовётся?
- Правильно, красноперка.
Совсем не крупный, но усатый,
Зеленовато-буроватый.
Он в речке мудрый секретарь.
Как все зовут его?
- Это, ребята, пескарь.
Он, голым плавает в воде,
Живёт в песке, на самом дне.
Из него плохой гребец.
Как все зовут его?
- Это, ребята, голец.
В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это…
- Правильно, это сом.
Есть в речке демон из шипов,
С защитой от щучьих клыков.
Он весь в колючках, не тревожь.
Как зовут ту рыбку?
- Правильно, ерш.
-Послушайте стихотворение про ершей Ю. Могутина
Над речушкою в тиши
Шелестят камыши
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.
- О чем это стихотворение, ребята?
- А еще в реке обитает рыба, похожая на змею.
- Кто знает, как она называется?
Перепутать вы смогли бы
Со змеёю эту рыбу,
Так похожи друг на друга!
Но в воде всего лишь угорь.
-Да, ребята, это рыба – угорь.
-Послушайте стихотворение Марка Львовского про рака
Рак клешнями шевелит,
Он на самом дне сидит,
Ловко пятится назад,
Он добыче очень рад!
- О чем это стихотворение?
- А кто же еще живет в речке?
- Правильно, это лягушки.
- Послушайте стихотворение Евгения Корюкина про лягушат
У меня на даче
Есть заросший пруд.
Много головастиков
Летом в нем живут.
Как наступит время,
Крошек-лягушат
Выпрыгнет на берег
Боевой отряд.
Их замаскирует
Сочная трава.
Клич раздастся звонкий:
Ква-ква-ква-ква-ква!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями внешнего вида рыб, и их приспособлением к жизни в окружающей среде.
Работа с родителями: заучивание загадок о рыбах, предложить найти речную рыбу (живую, иллюстрация) по выбору и рассказать или прочитать ребёнку что - то новое, необычное о ней.
В: да это же не рыба! Незнайка не может отличить птиц от рыб. Что делать?
Дети предлагают научить Незнайку отличать птиц от рыб, и берут его с собой на рыбалку.
(Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе) .
-Ловите, ловите. Каждый по одной.
Беседа по теме
- А кого это вы ребята поймали? (рыбу)
(Ответы детей)
-А кто такие рыбы ?
(Ответы детей)
А вы знаете где живут рыбы? (в реке, море, озере)
(Ответы детей)
- Значит, они какие? (речные, морские, озерные)
(Ответы детей)
-Посмотрите на экран и назовите знакомых вам рыб.
Воспитатель поочередно показывает слайды с изображением речных обитателей, загадывает о них загадки. Задает вопросы: «Кто это?
Он живёт в озерах, реках.
Жадный и зубастый
Ловится он человеком
Вкусным он бывает.
Вот малькам от него плохо,
- Ловит и глотает. (окунь)
Крупный, любит озёра просторные,
А ещё – камыши поглодать.
Рыба сильная, очень упорная,
Просто так её трудно поймать (карп).
Хор лягушек под мостом испугал хвостищем сом.
Видно скучно одному жить усатому сому .
Драчун и забияка живёт в воде,
Кости на спине, и щука не проглотит (ерш).
Рыба в озере живёт, глубоко зарылась в грязь.
Нет воды, один лишь лёд-до весны проспит (карась).
Акула рыщет по морям, Пугая всех и там и сям.
Разинет пасть зубастую:- я всех вас заграбастаю!
О дельфинах всем известно - нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки. В океане водится одна рыба, ближе к берегу у дна.
Называют все её пила, вот такие значит здесь дела.
У неё большой и длинный нос, он шипами с двух сторон оброс,
Пилит по частям всех, ой-ёй-ёй. Встретившись- беги, пока живой.
- Скажите пожалуйста, а рыбы у вас у всех одинаковые? (нет)
(Ответы детей)
-А чем же они отличаются? (цветом, размером, формой)
(Ответы детей)
-А есть у них что-нибудь общее? Рассмотрите внимательно, сравните их между собой. (Да, части тела.)
(Ответы детей)
У каждой рыбы есть :туловище,голова,плавники,брюхо,хвост, глаза,рот.
В: А что есть у рыб, чего нет у животных? Животные покрыты шерстью, птицы перьями, а рыбы (… ) Чем покрыто тело у рыб? (Правильно, чешуёй.)
На что похожа форма тела у рыб? (форма тела у рыб похожа на овал)
(Ответы детей)
Почему такая форма рыб удобна? (чтобы было удобней плавать).
(Ответы детей)
В: У рыб форма тела обтекаемая - удобная для плавания. Они очень быстро плавают в воде.
В: А дышат они чем? (жабрами, которые находятся на голове.)
(Ответы детей)
В: У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они выбирают из воды через жабры.
В: Что рыбы делают в воде? (Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются.)
(Ответы детей)
Питаются рыбы червячками, насекомыми и водорослями. Хищные рыбы охотятся на других рыбок. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска.
В: Знаете, дети, как рождаются рыбки? (Большинство рыб откладывают икру, а из икры появляются мальки, а некоторые сразу рождают маленьких рыбок)
(Ответы детей)
Дыхательная гимнастика
Дети встают в круг и берутся за руки.
- Давайте послушаем, как мы дышим (все дети прислушиваются к своему дыханию)
- Вдох (через нос) – все делают шаг вперед, выдох (через рот) – шаг назад.
-Сейчас мы с вами подышали все вместе чем ? (воздухом)
- А чем ребята дышат рыбы ?
-В воде есть воздух?
Сейчас мы это узнаем.
Экспериментирование
Чем дышат рыбы ?
Оборудование : прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.
Ход эксперимента : Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.
Незнайка: большое Вам спасибо, ребята! Теперь я знаю кто такие рыбы.
Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались?
Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что нового узнали? Молодцы ребята! Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, выполнили все задания.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие, присаживайтесь поудобнее. Посмотрите, перед вами - глобус. Кто мне скажет, что такое глобус?
Дети: Глобус - это модель нашей планеты.
Воспитатель: Правильно, глобус - это макет планеты. А кто может сказать, что изображено на глобусе коричневым цветом? А, что голубым?
Дети: Коричневым цветом изображена - суша, а голубым - моря, реки и океаны.
Воспитатель: Верно. Если мы сильно будем вращать глобус, то он будет казаться голубым. Почему?
Дети: Глобус кажется голубым потому, что голубого цвета на нем больше.
Воспитатель: Посмотрите, если мы возьмем яблоко, оно такое же круглое, как и глобус, отрежем от него четвертую часть, то всего лишь вот эту долю нашей планеты составляет суша, а все остальное - вода.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что внутри у рыбки есть плавательный пузырь, наполненный воздухом, и именно благодаря ему рыбка не тонет. Мы проведем эксперимент, чтобы это доказать. Перед вами аквариум и две рыбки, красная и желтая, которые я слепила из пластилина.
В красную я помещу шар наполненный воздухом, а в желтую обычный шарик (попрыгунчик) и отпущу получившихся рыб в воду. Что произошло?
Дети: Красная рыбка плавает, а желтая утонула.
Воспитатель: Таким образом, мы доказали, что воздух внутри плавательного пузыря не дает рыбке утонуть, а передвигается она в воде при помощи плавников и хвоста. Занятие подошло к концу, скажите, что больше всего вам понравилось? (высказывания детей)
Природное окружение и экологическое воспитание.
Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде.
Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Индивидуально учить правильно и кратко описывать водных животных Сережу П., Даню К., Андрея П.
Материал: Картинки с изображениями речных животных: рыб (ерш, карась, щука, лягушки, бобра, рака.
Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями водных животных.
Предварительная работа: Наблюдение за рыбками в аквариуме, экскурсия к водоему, наблюдение за лягушкой, раком.
Показываю детям глобус:
В. - Сколько здесь голубого цвета!
- Что изображено голубым цветом? (Ответы детей)
Правильно - это океаны, моря, реки - голубым цветом на картах изображают воду.
- Известно, что живые существа впервые появились в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.
- Кто всю жизнь проводит в воде? (Ответы детей)
Правильно! - рыбы всю жизнь проводят в воде.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки (прикрепляю панно подводного мира реки) .
Посмотреть на реку –
И кажется, в ней нет малявок, ни окуней
Только бежит голубая вода
Петляя по лугу, незнамо куда
Но если по глубже в нее заглянуть
С маской и трубкой тихонько нырнуть
Сразу увидишь, что это не так
Вот под корягою прячется рак
Налим под колоду забрался
А эта огромная щука
Плывет как ракета!
У кручи подмытой
На дне хрящеватой
Лещ отдыхает, стоит как лопата
В затоне лени копошатся в грязи
На солнце сверкают боками язи
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
По ходу чтения стихов дети прикрепляют картинки обитателей на панно. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает, кто на ней изображен и выражает свое отношение к животному через движение, мимику.
Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряш.
Ерш: Я чем-то напоминаю ежа: такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну а в тепле оттаю и поплыву!
Карась: Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда – то на Востоке нас, карасей держали в вазах с водой для украшения дома.
Щука: Меня рыбки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно щенка или утенка. Но ведь меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространятся болезням.
Лягушка: Раньше мы были икрою, ква-ква,
А теперь мы все герои, ать-два,
Головястиками были, ква-ква
Дружно хвостиками били, ать-два
А теперь мы лягушата, ква-ква
Прыгай с берега, ребята, ать-два
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете красота!
Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой.
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки – рыбешки все хороши:
Папы, и мамы и малыши!
Детки рыбешки на больших похожи
Плавают как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше ни где!
Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, щука старается поймать кого-нибудь.
Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились, поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть) .
Мы – улитки. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по месту водного растения.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Работа с дидактическими карточками.
В. – Дети, мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде, нужны ли друг другу растения и животные водоема?
Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема: «Водные жители заблудились и никак не могут найти свою реку, а ребята могут им помочь.
Задание детям: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде. (Ответы детей)
Итог. Мы сегодня узнали много интересного о животных водоема. Я вам предлагаю нарисовать то животное, которое больше понравилось и мы сделаем выставку рисунков.
Читайте также:
- Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию
- Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования конспект
- Физикалық дене зат масса конспект
- Петербургские жители кто они 5 класс конспект урока по однкнр
- Конспект урока алгоритмы и величины 10 класс семакин