Кто такие птицы конспект и презентация 1 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.

Учитель.

- Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними глазами.

- На уроке мы будем работать под девизом.

Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!

(Слайд 1 )

II. Присоединение.

Учитель.

- Сегодня вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных открытий.

(Слайд 2 )

Учёный – этоспециалист в какой-нибудь области науки - много знающий, образованный .

Учитель.

- Наш урок посвящён живой природе ,а именно тем, кто два раза родится: в первый раз гладкий ,а второй раз- мягкий. Кто это? (Птица)

- Предположите, о ком мы будем говорить на уроке ?

III. Этап актуализации знаний.

Учитель.

- А каких птиц знаете? (дети называют)

IV. Этап изучения новых знаний.

Cоздание проблемной ситуации, знакомство учащихся с характерным признаком птиц.

1). Постановка цели и задач урока.

Учитель.- Прочитайте тему урока на стр.36 учебника. (Кто такие птицы?)

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? ( читающие дети читают стр.36)

(Слайд 3)

Учитель.

Цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

2). Определение главного признака птиц.

Учитель- Ребята, кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?

(Они умеют летать)

- Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать?

( Слайд 4)

Рассказ Муравья Вопросика.

Однажды вечером он гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться.

За лесом на окраине деревни прокукарекал петух, созывал кур на насест.

Большая ночная бабочка пролетела над ним бесшумно взмахивая крыльями, с резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало животное, похожее на белку.
Какие разные животные подумал Муравей. Все они умеют летать. Наверное, все они – птицы?

- (Слайд 5 ) (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)

Учитель.

- А вы как думаете, ребята?

- Давайте рассмотрим этих животных. Все ли они птицы?

- Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей?

Птица ли она? А летучая мышь – птица?

Учитель.

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий признак, который отличает их от других животных.

- Умение летать не подходит – мы знаем, что летают не только птицы, но и рыбы и насекомые, а вот курица летает плохо.

- Так чем птица отличается от других животных, вот это нам предстоит выяснить.

Выдвижение гипотезы (2 мин) (Слайд 6)

Рассказ о строении тела птицы на примере голубя, гуся или утки.

Учитель.-Чем они все похожи?

(У них у всех есть перья.)

3). Возвращаемся к рисункам.

- Чем покрыто тело летучей мыши (шерстью).

- А крылья у неё перепончатые.

- Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит они не птицы.

Учитель.

-Найдите среди всех животных птицу. (Курица).

-Курица летает плохо, но её учёные так же как и вы относят к группе птиц. Почему?

-Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. (Слайд 6)

-Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? (ответы)

(потому что самый главный признак этой группы – перья)

Учитель.

- Кто же такие птицы?

- Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц.

-Чем похожи птицы? (Все покрыты перьями)

Учитель.

- Важный ли признак для птиц - умение летать? ( Нет)

- Какой же главный признак птицы? ( Перья). (Слайд 7)

- Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми. (Слайд 8)

-Давайте познакомимся со строением птицы.

4). Строение птицы.

(Слайд 9)

Учитель

- Посмотрите, что это за птица? (Голубь)

- Дети, назовите все части тела птицы.

( Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.)

- Поработайте в паре: рассмотрите картинку стр.36, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)

- А теперь проверим. Правильно ли вы назвали части тела птицы (проверка по слайду 9 )

- Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)

-Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)

-Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) (Слайд 10)

5). Знакомство со строением перьев. Практическая работа. (Слайд 11)

Учитель.

- Мы сейчас с вами будем настоящими исследователями. А цель нашего исследования узнать:

- А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?

-А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).

-А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)

(Слайд 11).

-У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их.

-Рассмотрите их внимательно. Сравните перья.

-Чем различаются? Чем похожи? (Формой, цветом, размером)

- Найдите вот такие жёсткие и упругие перья. Это полётные или маховые перья.

С их помощью птицы летают. (Слайд 12).

-Маленькие и пушистые-это кроющие перья. Они покрывают тело птицы (Слайд 13)

и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. (Слайд 14).

- Для чего же нужны перья птице? (летать, сохранять тепло)

Физминутка.

Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)

Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)

И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

(Слайд 15)

V. Практическая работа

Учитель.

- Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.

- Возьмите любое перо и рассмотрите его.

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.

- Найдите бородки, покажите их

-Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

- Что случится, если сейчас подует ветерок?

( Перья полетят. Они лёгкие. )

-Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.-

-Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)

- Как вы думаете, а что находится внутри перьев?

-Давайте проверим , возьмите ножницы и среднее перо разрежьте. Что вы видите внутри? (Ничего.Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)

Учитель (приглашает 3 человека)

- Они будут проводить наблюдение по инструкции:

- Опустите перо в воду.

- Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

- Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

- Опустите перо в воду. Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)

- Намокло ли перо? (нет)

-Что происходит с капельками воды?

( Нет, вода скатилась капельками.)

- Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости .)

Вывод. Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости.

Учитель.

Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?

-Спасибо за помощь (дети садятся за парты)

-Может, вы знаете, почему у птиц перья не намокают от воды? (ответ детей)

(Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают)

Учитель.

- Для чего нужны птицам большие перья?

Учитель.

- Для чего нужны маленькие пёрышки?

- Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)

- Обратите внимание. Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей?

(Перьями раньше писали.)

- Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером.

VI. Закрепление изученного материала (до 15 минут)

Учитель .

- Ребята, пока вы исследовали перья, к нам пришла электронная почта. ( Слайд 17 )

Подпись: Синички, воробьи, снегири и другие птички.

Учитель.

-Птицы нас просят о помощи. Поможем птицам? Да!

-А прежде, давайте подслушаем их разговор. (О чем же они говорят).

VII. Инсценировка .(Диалог птиц)

- Холодно нам птицам зимой.

- Да и не хватает корма.

- Мы, ласточки, скворцы питаемся насекомыми и улетаем в теплые края. А сейчас насекомых нет – они спят.

- А вот нам воробьям, синицам и холодно, и голодно.

- А ты знаешь, что мы возвращаемся опять туда же, откуда улетали.

- Ну, с нашего города мы улетели сюда же в наш город мы и прилетаем.

- Но есть одно но… Мы возвращаемся в том случае если к нам отношение бережное, встречают нас, делают нам искусственные гнезда, которые называются скворечники.

- А зимой нас надо подкармливать и делать нам кормушки.

Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

-Корма, который подходит птицам в природе мало, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильем.

Учитель.

- А мы сделали для птиц кормушки и знаем, чем птиц кормить.

Рассказы детей о корме и кормушках. (Слайд 18)

Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют оседлыми. Это такие птицы, как галки, воробьи, снегири.

Зимой снегиря можно подкармливать семенами растений.

Дятла – семенами сосны, семенами растений.

Воробьев– пшеном, крошками хлеба, сырыми семечками подсолнуха.

Кормушки.

Подкормку птиц начинают с появлением первого снега. Практичная кормушка – это домик. Для синиц – жердочка из проволоки, на которую нанизываются кусочки сала.

2гр. Рассказ о птицах.

Воробей. (Слайд 19)

Ласточки. (Слайд 20)

Птицы воздуха. Они редко спускаются на землю, даже воду пьют на лету. Если ласточки летают низко – будет дождь.

3 гр. Чув. легенды. Ласточка вьет гнездо у бога под столом. В чув. вышивке используют швы, которые называются ласточкин хвост и лапки \/ \/ \/, а петушок любимый сказочный герой.

Все эти птицы нам знакомы. Они живут с нами рядом.

Есть птицы, о которых вам предстоит узнать много нового и интересного.

Соловей (Слайд 21 )

Про соловья говорят, что он лучший певец. О чем же он поет. Сидит он в листве, неприметный и то щелкает, то рокочет, то трелью рассыпается, да так звонко и красиво, как ни одна другая птица не умеет.

Песней птицы подзывают друг друга, отгоняют врагов. Они даже ругаться могут – послушай, как ссорятся воробьи, отнимая друг у друга хлебную корку. (Звуки)

- А самые красивые песни птицы поют для своих невест и жен. Если пересказать соловьиную песню человеческими словами, то получится примерно так:

- Я пою лучше всех соловьев, а моя жена – самая красивая соловьиха во всем лесу.

Под этим кустом мы совьем гнездо, и если какой-нибудь чужак попробует тут поселиться, я его прогоню – потому что я храбрый и сильный.

Учитель.

-Вот он о чем поет.

(Исполнение музыкального произведения на флейте)

VIII . Рассказ о декоративных птицах.

-Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары. В природе много птиц. В лесу, на лугу – везде живут птицы. Мир птиц очень красочный и разнообразный. Птицы очень красивые и нарядные. Каждая птица красива по-своему. Красивое оперенье у павлина, колибри, райской птицы, попугая.

Колибри(Слайд 22)

Птица – муха. Самая маленькая птичка в мире. Питается нектаром с цветов. Гнездо величиной с грецкий орех.

Учитель.-Об одной из них я вам расскажу

- А какая птица говорит о себе так?

И петь не пою,
И летать не летаю
За что же тогда
Меня птицей считают?
(страус) (Слайд 23)

Тело страуса покрыто перьями. Страус не умеет летать.

- Зачем же ему крылья? ( крылья служат ему для украшения)

В нашей местности есть люди, которые занимаются разведением страусов.

Учитель.

- А какие птицы ещё не умеют летать? (пингвины) (Слайд 24)

- А почему они не умеют летать?

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух. Поэтому они не летают, а их крылья выполняют другую функцию. (Слайд 25 )

Учитель.

- Ребята, а вы знаете, что о птицах написано много рассказов?

Муравей – Вопросик советует вам прочитать рассказы В. Бианки. (показать портрет В. Бианки)


IХ. Рефлексия. Итог урока (2-4 мин)

Учитель.

- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными.

- Какие важные для себя открытий вы сделали на этом уроке?

- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите жёлтую птицу.

– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – оранжевую птицу.

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

Тысячи лет шумят для нас леса – слышим ли?
Тысячи лет радуют нас стихи и горы – ценим ли?
Тысячи лет поют для нас птицы – не напрасно же?
Можно ли представить себе землю без птиц?
Море без чаек. Степь без жаворонков, горы без орлов
Или лес без кукушки. Скучно станет, неинтересно, мертво и глухо.
Так давайте будем оберегать природу сейчас и всегда.

Учитель.

- Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.

Подготовила: учитель начальных классов Рогожа Е.П.

Тема: Кто такие птицы?

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.

2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения, внимания, мышления

3.Воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство заботы и любви к природе.

Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход

Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки.

у учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные-овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

1 . Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Ни минуты не теряем

Вместе всё запоминаем.

-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие в мир живой природы и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

2. Актуализация знаний.

-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые)

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых три пары ног. (Да)

в) Акула – речная рыба. (Нет)

г) Рыбы живут в воде. (Да)

д) Паук – это насекомое. (Нет)

е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

– А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…) Молодцы!

2) Индивидуальная работа. У вас на партах( в учебнике) карточки с заданием (Приложение1)



Рассмотрите рисунки и закрасьте кружок красным цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое.

- А вы все кружочки закрасили? (нет)

- Почему ? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (птичка -голубь)

- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам? (нет чешуи, нет 6 ног).

III. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).

Сегодня мы узнаем: Кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных?


Слайд К нам на урок пришел муравей Вопросик.


Слайд

Он приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Каких животных можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц).

ΙV. Мотивация учебной деятельности.

- Послушайте рассказ муравья Вопросика и постарайтесь запомнить животных, которых увидел он в лесу. Слайд


«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку.

- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы - подумал Муравей.

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравей, нам необходимо открыть учебник на стр. 36. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы?

- А вы как думаете, ребята? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).


( Если дети не знают, учитель сообщает: Это белка-летяга.) Птица ли она? А летучая мышь — птица?

V. Работа по теме урока.

1. Выявление существенного признака птиц. Работа по учебнику.

Давайте поможем муравью Вопросику найти основное отличие птиц от других животных?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.

- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак. (перья).

- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы? (Это животные, …..)

Слайд (Животные, тело которых покрыто перьями).


- Давайте посмотрим, такой ли вывод подсказывает нам Мудрая Черепаха. (в учебнике на стр. 37).

Значит, курица – птица, у неё тело покрыто перьями и есть крылья, а у остальных животных перьев нет.)

Каких птиц вы знаете?

2. Знакомство со строением тела птицы.

- Мудрая Черепаха предлагает нам познакомиться со строением птицы. (учебник, стр. 36).

- Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Назовите основные части тела. Давайте познакомимся со строением птицы. Рассмотрите рисунок. Слайд.


-Какую птицу вы узнали?

Давайте рассмотрим части тела птицы.

Тело (туловище)

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

-А форма тела вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

У птицы 2 ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут,защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка (см. муляж утки - модель предмета в натуральную величину) между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой нос- у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук.

А вы когда – нибудь задумывались, почему у птиц разные клювы?

Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые.

- А сейчас я проверю как вы запомнили все части тела птицы. Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) (Муляж утки )

- Посмотрите на доску. Кто это? Ласточка и сова- это птицы? (Да.) Докажите свой ответ. (Тело ласточки и совы покрыто перьями, значит, они птицы.)

Физкультминутка: Утка раненько проснулась,

Утка раненько проснулась,

Повернулась влево, вправо,

К речке быстро побежала,

и на воду с шумом села.

- Мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?


- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. Мы будем исследовать, наблюдать, размышлять, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся.

- Давайте сравним перья. одинаковые по размеру, по форме, окраска. (Нет) Но у есть что-то общее- это одинаковое строение)

У вас на столах ( в обложке учебника ) лежат разные перья.

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.)


Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными.

Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).

- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (Они очень легкие).

- Почему перья легкие? Что у них внутри? (пустота). Посмотрим и убедимся. Да, перо полое, внутри пусто.

- Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Водоплавающие птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости. - Обратите внимание на изображение пера и чернильницы. Слайд.


Почему они нарисованы рядом? Раньше перья использовали вместо ручек, писали чернилами.

Вывод по практической работе:

- Итак, мы выяснили, что тело птицы – покрыто перья. Перья имеют одинаковое строение, потому, что у них есть стержень. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

- С наступлением зимы, когда выпадает снег, птицам не так холодно , греют перья, а голодно. Как мы можем им помочь? ( Сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.)


VI. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.

Посмотрите на картинку в учебнике и назовите птиц (с.37). Опишите одну из птиц по плану (в учебнике).

Всего более 8 тыс. видов птиц.

Назовите самую маленькую птицу ?( Колибри) Слайд


-Мы много говорили о голубе. Каждый день мы видим эту птицу.

-Что интересного знаете о голубях? ( В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)

Есть птицы, которые не умеют летать? Где живут?


Пингвины - самые холодостойкие птицы. Живут в Антарктиде, на Южном полюсе, там также холодно, как на Северном полюсе. Эти птицы не умеют летать и не строят гнёзда. Их крылья больше похожи на ласты, а перья на чешую. Ходят неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно (со скоростью до 40 км/ч) Питаются рыбой, рачками, моллюсками.


Загадка: Без рук, без топорёнка построена избёнка. ( Гнездо) .

В какое время года птицы строят себе гнёзда и выводят птенцов?( Весной, в начале лета).


А клёст выводит птенцов зимой. Он питается семенами шишек хвойных деревьев, они созревают зимой.

А где птицы могут соорудить себе гнездо ? ( на дереве, в кустах, в расщелинах скал, в углублениях в земле, на земле)

Показ гнезда птицы.

Гнездо у многих птиц напоминает собой сплетённую корзинку.

Кукушка не строит гнезда, она подбрасывает яйца в чужие гнёзда.


/data/files/c1514820468.pptx (Презентация к уроку окр.мира в 1 классе "Кто такие птицы?")

-Наше путешествие подходит к концу.

С какой группой животных вы сегодня познакомились? ( С птицами)

Как отличить птиц от других животных? ( Их тело покрыто перьями).

Прочитайте вывод в учебнике.Совпадает ли он с вашими наблюдениями?

Расскажите о строении птиц.

Посмотрите на нижний рисунок на странице 37. На чём летит Муравьишка?

Может ли он летать без дельтоплана? Почему?

- Что нового вы для себя открыли?

- Продолжи предложение … Я сегодня узнал…

День окончен трудовой,
Нам пора идти домой.
Дружно на прощание

Скажем: “До свидания!”


Венценосный журавль

Старинная африканская легенда гласит, что однажды великий вождь, заблудившись во время охоты, обратился за помощью к различным животным, встречавшимся на его пути. Он просил зебру , антилопу и слона вывести его туда, где находилось его племя.

Однако все они отказали вождю, напомнив ему, как он безжалостно охотился на них и их детенышей. И когда старый вождь уже потерял всякую надежду, он увидел стаю журавлей, которые и показали ему дорогу в деревню.

В знак благодарности вождь приказал кузнецу выковать каждой птице по золотой короне. Спустя несколько дней журавли вернулись и рассказали, что другие звери из зависти сорвали и растоптали их короны. Тогда мудрый вождь призвал колдуна, который прикоснулся к голове каждой птицы, и на голове у нее выросла корона из золотых перьев. Так появился венценосный журавль ( лат. Balearica pavonina) – самый миниатюрный из пятнадцати видов журавлей и единственный, кто проводит ночь на ветвях деревьев.

Задачи: Научить выделять отличительные признаки птиц, приводить примеры зимующих, перелётных птиц, описывать птиц по плану. Формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать кругозор детей, прививать любовь к предмету.
По усмотрению учителя можно использовать на любом этапе урока. Работа с презентацией осуществляется по управляющим кнопкам и согласно инструкции на слайде.



Нажмите, чтобы узнать подробности

организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий:

Результаты урока

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

Формирование желания выполнять учебные действия.

Метапредметные:

Умение контролировать процесс и результаты деятельности;

Умение адекватно оценивать свои достижения.

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

Формирование умений обсуждать проблемные вопросы;

Формирование умения в поиске и выделении необходимой информации (работа с текстом).

Формирование умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Знакомство с разнообразием животного мира;

Знакомство с отличительными признаками птиц, их внешним строением, образом жизни;

Формирование умения определять принадлежность животного к своей группе;

Формирование познавательных процессов учеников;

Воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Оборудование

Для учителя: поурочные разработки, учебник, рабочая тетрадь, ИКТ

Для обучающихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, ИКТ, карточки с заданиями, перья птиц, рисунки птиц.

Оборудование урока:

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Вновь звенит для нас звонок,

Начинаем наш урок.

2. Мотивация к учебной деятельности.

О разном и о прочем,

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чем-то знаю я, а что-то вам известно….

Поговорим! Нам будет интересно!

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

Работа с карточками

4. Самоопределение к деятельности.

- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы) (Слайд 1)

5. Тема урока. Постановка учебной цели и задачи.

- Какая будет цель урока?

И сегодня на уроке мы с вами должны выяснить кто такие птицы. Узнаем, что общего у всех птиц. Будем учиться бережному отношению к природе. (Слайд 2)

- Где вы встречали птиц?

- Что вы знаете о птицах?

Они создают красоту в природе.

Они являются санитарами леса.

Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.

- Как можно отличить птиц от других животных? (Они летают)

1) работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на станице 36 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

-Значит, если животное летает, то оно птица?

Тогда посмотрите на это летающее животное. (летучая мышь, белка-летяга)

-Но ведь они умеют летать.

-А это птицы? (Слайд 3)

- А чем покрыто тело птиц?

-Можно сказать, что все животные, тело которых покрыто перьями – это птицы?

-Давайте с вами прочитаем в учебнике, что нам говорит Мудрая Черепаха о птицах. Согласна она с вашим выводом?

Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (картинки в учебнике)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде. А белка? А летучая мышь?

7. Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево,

Пощипал он клювом перья.

Оглянулся он вокруг

И с разбегу в воду – плюх!

8. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

- На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (учебник с 36)

- Назовите, что есть у птиц?

- Крылья, клюв, лапки, хвост, голова, шея, туловище.

- У птиц есть клюв – это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (Слайд 5)

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. У большинства птиц клюв такого вида.

- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (Слайд 6) .

- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые.

Страус – самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (Слайд 7)

Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (Слайд 8)

Форма крыльев у птиц разная. По своему строению крыло напоминает руку. Тоже сгибается в двух местах. Крылья помогают птице подняться в воздух. (Слайд 9)

У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек – острые.

- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. (Слайд 10, 11) Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло.

Работа в тетради. Практическая работа.

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?

(Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало). (Слайд 12)

- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)

- Раньше писали гусиным пером. (Слайд 13)

9. Физкультминутка.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд)

Вот уж последняя стая – (все встали)

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

10. Включение в систему знаний.

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 37.

- Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них по плану. (на доске)

Работа в печатной тетради.

- Откройте тетради на странице 25.

- Чем различаются эти птицы?

- Раскрасьте птиц на рисунках.

11. Обобщение и систематизация знаний.

- Какая была цель урока?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? (Они едят насекомых, мух и комаров. А еще уничтожают невероятное количество грызунов – вредителей сельского и лесного хозяйства. Если можно было бы сложить в одну линию насекомых, которых потребляет стриж, то она протянулась бы на километр. Есть птицы - санитары, которые уничтожают много мух и других переносчиков опасных болезней и очищают землю от мертвечины и различных отбросов, птицы истребители семян сорняков, птицы – переносчики семян ценных деревьев и кустарников. А еще птицы дают нам эстетическое наслаждение.)

- А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? (Слайд 14)

12. Рефлексия.

- Какое задание было самым интересным?

- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто такие птицы?

- У вас на столах лежат птички. Раскрасьте ярким цветом, если вам понравился урок. Оставьте не раскрашенной, если урок вам показался скучный и неинтересный. А теперь, давайте посадим наших птичек на дерево. (На доске дерево на ватмане)

- Урок окончен. Спасибо за урок. (Слайд 15)

Самоанализ урока по окружающему миру (1 класс)

продолжить знакомить с разнообразием животного мира;

познакомить детей с отличительными признаками птиц, их внешним строением, образом жизни;

учить определять принадлежность животного к своей группе;

формировать познавательные процессы учеников;

воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.

При подготовке к уроку подбирала материал в соответствие с потребностями детей данного возраста, способствующий развитию кругозора, общения, разнообразной продуктивной деятельности. Использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками: разноуровневость в достижении результативности; создание ситуации успеха ребенку, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения.

В ходе работы на уроке царила атмосфера сотрудничества и взаимного уважения. В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка:

Я могу учиться, исследовать, делать открытие сам;

Я имею право голоса при принятии решений;

Меня нужно принимать таким, какой я есть – Ребёнок.

При проведении урока старалась учитывать психологические особенности и возможности учащихся, создать благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения, обеспечить высокий уровень психического и личностного развития школьников, формировать учебную деятельность.

В начале урока была сделана установка на эмоциональный настрой детей, использовала возможность для развития у уч-ся эстетических чувств.

При повторении ранее изученного материала был проведен опрос в форме беседы, что активизировало детей.

Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод., использовала системно деятельностный подход. Дети сами определили тему урока. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

В ходе урока объясняла материал на уровне восприятия, осмысления и запоминания, используя различные формы работы, вырабатывала умения целеполагания и планирования деятельности, отбор главного из основного. Перед детьми была поставлена проблема, которая раскрывалась путём доказательного решения. Этап усвоения новых знаний и способов действий происходил на уровне применения знаний в новой ситуации.

Весь урок был направлен на развитие речи учащихся. Применение мультимедийных технологий способствовало созданию эмоционального фона (слайды с фотографиями, музыкальное сопровождение)

Физкультминутки были проведены в игровой форме, подобраны с учетом физиологических особенностей детей, соответствовали теме урока, оказывали эмоциональный настрой, развивали внимание уч-ся, способствовали проверке знаний.

В ходе урока стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, формировала умения доказывать его. На уроке прослеживались межпредметные связи в учебном материале (чтение и окружающий мир). Присутствовали игровые технологии. Использовала задания различной сложности. Была проведена практическая работа.

Урок носил воспитательный характер. На уроке царила доброжелательная атмосфера. Все дети активно работали. Прослеживалась смена видов деятельности. Были созданы условия для проявления индивидуальных способностей уч-ся.

Ученики без затруднений подвели итог урока. На основании этого я сделала вывод, что тема урока была раскрыта, поставленные цели достигнуты. Урок старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Считаю, что мне это удалось.

Читайте также: