Крым в древности конспект урока 6 класс

Обновлено: 08.07.2024

Оборудование: раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор.

Технология построения урока: Системно-деятельностный подход, групповая работа, технология развивающего обучения, технология проблемного диалога при изучении нового материала, технологии продуктивного чтения.

Цели: Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления о целостности нашей Родины, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России. Расширение и обогащение представления учащихся о истории Крыма.

ВложениеРазмер
istoricheskoe_puteshestvie_po_krymu.rar 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель истории

Ображей Евгения Игоревна

Владимир 2016 год.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор.

Технология построения урока: Системно-деятельностный подход, групповая работа, технология развивающего обучения, технология проблемного диалога при изучении нового материала, технологии продуктивного чтения.

Цели: Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления о целостности нашей Родины, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России. Расширение и обогащение представления учащихся о истории Крыма.

Формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления о целостности нашей Родины, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России. Показать историческую, геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России.

Подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм.

Заинтересовать обучающихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.

Развивать способности к самостоятельному мышлению.

Развивать умения самостоятельной учебной деятельности, работы с дополнительной литературой и источниками.

Развивать критическую оценку, умение анализировать и делать выводы;

Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, формирование навыков исследовательской деятельности.

Воспитание коммуникабельности, развитие речевой культуры, личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Создать условия для: воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к новой территории - Крыму, Родине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности.

Воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, государства в целом, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами.

Воспитание активной гражданской позиции и создание условий для свободного осознанного самоопределения личности на основе научных данных.

Воспитание патриотических ценностных ориентаций, гордости за свою страну.

Планируемые результаты: Личностные УУД: Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения о Крыме:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

Регулятивные УУД: Способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

формирование и развитие по средствам исторических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Освоение системы знаний об истории Республики Крым, на основе которых формируется историческое мышление учащихся.

Коммуникативные УУД: Отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

1. Крым в глубокой древности

3. Крымское ханство

4. В российской империи

5. Крым в годы Гражданской войны

6. Великая Отечественная война

7. Передача Крыма Украине

  1. Организационный этап. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок, который мы никогда не проводили, его не было в планах. Урок - путешествие по Крыму. Мы впервые будем говорить о важном историческом событии, которое произошло 18 марта 2014 года. Кто знает, чем запомнился этот день? Ответ учащихся : Он запомнился тем, что в состав России вошла территория Крыма.

Ответ учащихся - Бывать в разных местах, странах, узнавать что-то новое, интересное.

Вопрос учителя - А как можно путешествовать?

Ответ учащегося - Пешком, на самолёте, на поезде, на корабле, на автобусе.

Вопрос учителя - Посмотрите на карту нашей страны. Россия очень большая страна. А совсем недавно она стала ещё больше. К нашей стране присоединилась республика Крым.

-Учитель: Как вы считаете – приобретение такой территории для России – это благо или проблема? (ребята высказывают своё мнение).

  1. Изучение нового материала. Рассказ учителя: Президент России В.В. Путин, в обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации 18.03.2014 сказал:

Ответы учащихся : Мы Мало знаем. Хотелось бы узнать больше, потому что это наша земля.

Итак, мы начинаем своё путешествие.

Крым… Овеянные преданиями величественные горные вершины, лазоревое море, безграничная, пышущая жаром степь, благоухающая травами… Эта древняя земля принимала в свои объятия людей со времен палеолита, и, обретая покой, пред ней делались равными древние эллины и византийцы, воины Золотой Орды, и жители Крымского ханства. Помнит крымская земля и времена Османской Империи, не забыла и Россию.

  1. Крым в глубокой древности. Первые люди появились на полуострове Крым еще в далекие времена палеолита, о чем свидетельствуют археологические раскопки возле стоянок Староселье и Киик-Коба. А в первом тысячелетии до нашей эры на этой земле расселились племена киммерийцев, скифов и тавров. В глубокой древности Крым назвали Тавридой. Если купить карту России с Крымом, напечатанную в XIX или начале XXвека, вы найдете на ней Таврическую губернию. За присоединение Крыма к Российской империи светлейший князь Потемкин получил титул Таврического. Откуда пошло такое название полуострова?

Эллинские и римские историки, жившие до нашей эры, таврами называли древнейших обитателей Крыма.

В VI - V в. до н. э. на крымских территориях поселились греки. Вначале эллины селились колониями, но вскоре стали возникать и греческие города-государства. Благодаря грекам на полуострове появились величественные храмы олимпийским богам, театры и стадионы, появились первые виноградники и стали строиться корабли.

У вас на столах лежит манифест Екатерины II о присоединении Крыма, давайте с ним ознакомимся и подумаем, что получила Российская Империя от присоединения территорий Крымского полуострова. (ответы детей).

С этого времени в Крыму начали возводиться дворцы, развивался рыболовный и соляной промысел, виноделие. Крым стал самой любимой здравницей российской аристократии, да и обычных людей, отправляющихся в крымские санатории лечить всякие хвори.

1) Крым и Россия имеют давние исторические и культурные связи;

2) в 1954 году Крым был передан Украине;

3) в марте 2014 года 96,77% населения Крыма проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации.

Закончить урок хочется словами одного философа, который заметил как-то в разговоре об истории Крыма, что памятниками прошлого и настоящего на полуострове являются пейзажи и горы, ведь:
«Крым – это кусочек Рая!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока истории для 6 класса

Финикия и Палестина в древности

Оборудование: учебник, стеновая карта, иллюстративный и раздаточный материал.

Основные термины и понятия: Финикия, Палестина, колония, метрополия, колонизация, Библия.

Тип урока: изучение нового материала.

Даты: ІХ-ІІІ в. до н. э.-Расцвет Финикии; 1004 г. до н. э. — образование Израильско-Иудейского царства; 964-928 гг. до н. э. — правление Соломона.

Персоналии: Давид, Соломон.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений

Решите кроссворд и в выделенных клетках прочитаете имя царя Вавилона, прославившийся своими законами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крым - удивительный уголок нашей планеты, его называют солнечным полуостровом с уникальной природой и богатейшей историей. О Крыме можно рассказывать до бесконечности. Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту — это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Кобавозрастом в 100 тыс. лет. Много позже в эпоху мезолита в Крыму обосновываются кроманьонцы (Мурзак-Коба).

История древнего человека в Крыму. Археологические памятники.

Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.

Доисторический период

Первые следы пребывания человека на территории Крымского полуострова относятся к древнему веку, делившемуся на ранний и поздний палеолит, и продолжавшемуся с 2-х миллионов лет до XIV-- X веков до н. э.

Широко известны древние стоянки Чокурча, Киик-Коба (самая известная стоянка неадертальцев) и Бакла вблизи Симферополя, 14 Заскальных стоянок у села Вишенное Белогорского района, Староселье у Бахчисарая, Кизил-Кобинские пещеры.

Первобытные люди на Крымском полуострове оставили свои следы вблизи Бахчисарая (Сюрень), у реки Качи, в до реки Альмы, у реки Бодрак (Шайтан-Коба).

Множество первобытных стоянок почти во всех частях Крыма относятся к периоду среднего каменного века, продолжавшемуся с IX до VI тысячелетия до н. э. Люди жили в пешерных стоянках: Алимов навес в долине реки Качи, Сюрень у реки Бельбек, Водопадный грот, Таш-Аир и др.

Согласно гипотезе, вплоть до VI тыс. до н. э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, территорию современного Азовского моря. Около 5500 г. до н. э., в результате прорыва вод из Средиземного моря и образования Босфорского пролива, за довольно краткий период были затоплены значительные территории, и образовался Крымский полуостров.

Бронзовый и ранний железный век

Слово Крым - Кырым (ров, окоп) собственное имя города, перешедшее в название страны. В древности он назывался Таврида. Последнее название произошло от народа "тавры", древнейших жителей полуострова, которых история застает еще на территории Крыма. Первый правитель тавров, по Геродоту, Tax, существование которого относится к XIII в. до Р.X.

В середине VII в. до н. э. часть киммерийцев была вытеснена скифами из степной части полуострова в предгорья и горы Крыма, где они создавали компактные поселения.

Новый период истории Таврики начинается с захвата Крыма скифами. Этот период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья.

В VI—V в. до н. э., когда в степях господствовали скифы, на побережье Крыма основывали свои торговые колонии выходцы из Эллады. Колонистами из Древней Греции были построены Пантикапей, или Боспор (современный Керчь), Феодосия, Херсонес, и другие города.

В первой половине V в. до н. э. на берегах Чёрного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них — демократическая рабовладельческая республика Херсонес Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма: Керкинитида (современная Евпатория), Калос-Лимени (Черноморское).

До конца III в. до н. э. государство скифов значительно сократилось под натиском сарматов. Скифы были вынуждены перенести свою столицу на речку Салгир (вблизи Симферополя), где возник Неаполь Скифский, он же Неаполис (греческое название). Начало нашей эры Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами, которые появились здесь приблизительно в начале III в. Пребывание готов в крымских степях продолжалось сравнительно недолго. Под могучим натиском гуннов в IV в. н. э. они были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками скифов и тавров.

История древнего человека в Крыму. Археологические памятники. Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.

Древние люди в Крыму

Когда появился в Крыму первый человек? В учебниках пишут, что произошло это великое событие от ста до трехсот тысяч лет назад. Однако ялтинский ученый Сергей Жук поставил официальную науку в тупик, найдя на Южном берегу большие коллекции орудий труда, которым не меньше восьмисот тысяч лет.

Известно, что в удобных для жилья пещерах крымских предгорий селилисьнеандертальцы. Неандертальцы (от названия немецкой долины Неандерталь, где впервые в 1856 году были найдены останки такого человека) — древние люди, жившие 250-35 тысяч лет назад.

В Крыму открыты 15 стоянок древних людей, из них несколько — в восточной части. Самая древняя из таких пещер, под карнизом высокого плоскогорья над рекой Зуя, называется Киик-Коба(Пещера дикаря). В 1924 году археолог Г.А.Бонч-Осмоловский обнаружил здесь следы жизни древнего человека: кремневые орудия, золу доисторических костров, кости животных. Этим находкам 100-150 тысяч лет. В открытой к югу пещере люди укрывались от северных ветров, прятались от дождя и снега. Даже совсем нежаркое зимнее солнце понемногу обогревало их неуютное примитивное убежище. Рядом с Киик-Кобой пробивался родник, а в самой пещере археологи нашли погребение женщины и годовалого ребенка.

По остаткам окаменелых костей неандертальцев, обнаруженным в разных странах, можно представить себе облик первых поселенцев Восточного Крыма. Неандерталец был невысок, ходил на коротких ногах, слегка сгибая их в коленях, и для большей устойчивости широко расставлял пятки. Небольшие зоркие глаза его прятались в нависающих надбровных дугах, а по форме нижней челюсти, тяжелой и почти не выступающей, определялась явная способность к речи. Коллективная загонная охота и сложные родоплеменные взаимоотношения (а в племени было 50-100 человек) развивали не только сложный и важный инструмент общения, как речь, но и мозг; в ту пору его объем был 1400см³.

Постепенно климат в Крыму становился теплее. Ледник отступал на север, а за ним откочевывали привычные к холодам животные. Зато появились новые озера, их заселили водоплавающие птицы. Добывать мясо стало сложнее, охота на мелкую дичь потребовала большей изобретательности, а значит, лучшего развития мозга. Так стал формироватьсякроманьонец. Кроманьонцы (по названию грота Кро Маньон во Франции) — люди современного типа. Они жили в Европе 35-8 тысяч лет назад. Он был высок, ходил прямо. В лице его появились тонкие человеческие черты: высокий и широкий лоб без массивного надбровного валика, прямой нос, выступающий подбородок. Он научился мастерски обрабатывать камень, готовить из раздробленной кости острые шила, проколки, наконечники для стрел и дротиков, остроги и гарпуны.

Усложнились не только орудия труда и охоты — изменились общественные и производственные отношения. Возникла родовая матриархальная община, появились зачатки религии, зародились наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Люди вышли жить на равнины. Поселки их полуземлянок-полушатров из веток и костей животных располагались вблизи рек, а пещеры служили для них только временными убежищами на случай непогоды или святилищами, где совершались магические культовые обряды.

В эпоху мезолита человек изобрел лук со стрелами, приручил собаку, и охота из коллективной облавы постепенно превратилась в индивидуальный промысел. У одних лучше получалось подстерегать и выслеживать дичь, другие предпочитали добывать с помощью гарпуна или остроги рыбу. А у жилищ, в загонах, подрастали подобранные на охоте жеребята, детеныши горных коз и диких кабанов. Следы таких стоянок обнаружены к северу от Судака и в окрестностях Нового Света.

В пятом тысячелетии до нашей эры начался новый каменный век —неолит. На Керченском полуострове, в степи и в предгорьях Восточного Крыма появились десятки кратковременных, вероятно, сезонных стоянок. Люди жили небольшими поселками в деревянных шалашах, занимались земледелием и загонным скотоводством. Уже одомашнили свиней, коз, овец, лошадей и крупный рогатый скот, а в быту использовали грубую глиняную посуду ручной лепки. Люди еще не перешли к оседлой жизни: весною племена уходили в степи с высокими травами, на ровные, пригодные для земледелия площадки, а на зиму искали приют под навесами скал и в гротах предгорий.

2. Археологические памятники античного и средневекового Крыма — памятники археологии причерноморских городов-государств Крыма, принадлежащие к греческому (вторая половина VII — середина I в. до н. э) и римскому (I в. — середина IV в. н. э.) периоду.

Греческие поселения возникли в Причерноморье в VIII—VI ст. до н. э., когда избыточная часть населения Грецииактивно основывала колонии в Средиземноморье, а затем — на берегу Чёрного моря. В причерноморских городах сходились торговые пути, соединявшие Европу и Азию. Все эти города-государства (полисы) представляли собой рабовладельческие демократические республики.

В IV веке Римская империя установила политический контроль над Тиром, а после своей победы над войскамиМитридата — над Понтийским царством.

Государства имели развитую экономику, чеканили бронзовые, золотые и серебряные монеты (на рубеже VIII—VII вв. до н. э. первые деньги имели вид наконечников стрел или дельфинов, как в Ольвии), были незаменимыми посредниками между материковой Грецией и варварами. Колонисты производили много предметов из золота, серебра, бронзы (зеркала, гребни, бусы, подвески, серьги, кольца и т. п.).

Эллинская эра в Южной Украине оказала большое влияние на культуру и быт местных племён. Общий кризис античного мира после распада империиАлександра отразился и на причерноморских государствах.

Самые известные памятники:

БаклаБахчисарайЕни-КалеИнкерманскийКаламита (крепость) (турецкое название — Инкерман)Качи-КальонКыз-кулеМангуп-КалеКерчь (славянское название — Корчев)Неаполь СкифскийПантикапей (античный город на территории города Керчь)Монастырь Свято-Георгиевский монастырь (Старый Крым)мечеть хана Узбекамечеть Генуэзская крепость (Судак)СюйреньскаяТепе-КерменХерсонесЧелтер-МармараЧембало (крепость) (турецкое название — Балаклава)Чуфут-КалеШулданЭски-Кермен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для показа на уроке крымоведения в 6 класесе по теме "История древнего человека в Крыму". Структура презентации: дается периодизация появления древнего человека - ранний палеолит (Homo Erectus), средний палеолит (Homo sapiens neanderthalensis), поздний палеолит (Homo sapiens sapiens), мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век и эпоха раннего железа и достижения древних людей в данных временных рамках.

История древнего человека В КРЫМУ. археологические Памятники За племенем племя, народ за народом, Их лошади и божества Тянулись к просторам её плодородным, Где соль, вода и трава И.Л.Сельвинский

История древнего человека В КРЫМУ. археологические Памятники

За племенем племя, народ за народом,

Их лошади и божества

Тянулись к просторам её плодородным,

Где соль, вода и трава

Новейшие археологические находки Каменные орудия – чопперы, возрастом около 650 000 лет

Новейшие археологические находки

Каменные орудия – чопперы, возрастом около 650 000 лет

Появление первого человека Первые следы пребывания человека на территории полуострова относятся к каменному веку, продолжавшемуся с 2-х миллионов лет до XIV-X веков до н.э.

Появление первого человека

Первые следы пребывания человека на территории полуострова относятся к каменному веку, продолжавшемуся с 2-х миллионов лет до XIV-X веков до н.э.

Ранний палеолит (650-150 тысяч лет до н.э.) Первые люди на полуострове относились к Homo Erectus – человек прямоходящий

Ранний палеолит (650-150 тысяч лет до н.э.)

Первые люди на полуострове относились к Homo Erectus – человек прямоходящий

Ранний палеолит (650-150 тысяч лет до н.э.)

Ранний палеолит (650-150 тысяч лет до н.э.)

Средний палеолит (150-35 тысяч лет до н.э.)

Появление Homo sapiens neanderthalensis - неандертальцев

Средний палеолит (150-35 тысяч лет до н.э.) Порядка 200 человек в предгорье и 150 человек на равнинах

Средний палеолит (150-35 тысяч лет до н.э.)

Порядка 200 человек в предгорье и 150 человек на равнинах

  • Появление родоплеменной организации первобытного общества
  • Изготовление более совершенных орудий труда (остроконечники, ножи)
  • Использование пещер и навесов в качестве жилищ
  • Охота на мамонтов, гигантских оленей, пещерных носорогов, львов и медведей
  • Рубка леса, примитивное скотоводство, собирательство

поздний палеолит (35-10 тысяч лет до н.э.)

Появление Homo sapiens sapiens - кроманьонцев



поздний палеолит (35-10 тысяч лет до н.э.)

поздний палеолит (35-10 тысяч лет до н.э.)

  • Значительно совершенствуется обработка кремневых орудий труда
  • Коллективная охота на животных
  • Первые произведения искусства, в т.ч. наскальные рисунки
  • Формирование религиозных представлений о природе

Мезолит (10-5 тысяч лет назад)

  • Добыча камня
  • Расселение древних людей на более обширные территории
  • Одомашнивание животных (собак, свиней)
  • Появление лука, стрел
  • Первобытно-общинный строй прекращает существование, возникает парная семья
  • Появляются первые орошаемые участки земли

Неолит (5-3 тысячи лет назад)

Энеолит (медный век) (3-е тысячелетие – начало 2-го тысячелетия до н.э.)

Бронзовый век (2-е тысячелетие – начало 1-го тысячелетия до н.э.)

Бронзовый век (2-е тысячелетие – начало 1-го тысячелетия до н.э.)

Бронзовый век (2-е тысячелетие – начало 1-го тысячелетия до н.э.)

Эпоха раннего железа (VIII век до н.э. – IV век н.э.)

Эпоха раннего железа (VIII век до н.э. – IV век н.э.)

  • Появление изделий из железа
  • Добыча железной руды и нефти на Керченском полуострове
  • Начало виноградарства и садоводства
  • Строительство городов, земледельческих поселений
  • Появление первых научных описаний Таврики: Геродот, Теофраст, Страбон, Плиний Старший

Читайте также: