Крылатые слова 5 класс рыбченкова конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.

Организационный момент

Приветственное слово, проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания

Целеполагание

Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.

Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.

Все вы скажите, что он не простой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.

Наш урок посвящен жемчужинам русского языка: пословицам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

Открытие нового знания

- Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.

Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке.

- А как вы думаете, где чаще всего мы можем встретить крылатые выражения? (сказки)

V . Закрепления новых знаний и способов действий

- Крылатые выражения встречаются как в народных сказках, так и в литературных. А чем отличается народная сказка от литературной? (У народной сказки автором является народ, а у литературной – один писатель).

2. Петушок - Петушок

Выгляни в окошко,

5. С букварем шагает в школу

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

6. Сейчас потолкуем о книжке другой,

Тут берег морской.

Старик вышел к морю,

Он невод забросит

О жадной старушке

Рассказ тот пойдет.

А жадность, ребята,

К добру не ведет.

А кончится дело все тем же корытом,

- Устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

По щучьему велению.

Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.

Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение на школьную тему, включив несколько крылатых слов и устойчивых выражений

Побывать на спектакл. участвовать в экспедиции. работать на стройк. подъехать к насып. добраться до палатк. гулять по алле. выступать на собрании…., пробираться по тропинк. писать в тетрад. писать в тетрадк..

Оцените свою работы по следующим критериям:

Формулирование темы урока.

На доске написаны словосочетания.

На чист..м небе, весен..м утром

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и , есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)

Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

  1. В словосочетании определить главное слово.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
  3. Выделить в слове-вопросе.
  4. Написать соответствующее в слове прилагательном.

Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк. солнечн.. зайчика

Оцените свою работы по следующим критериям:

Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – присесть.

Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.

Как х..рошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц.

Предварительный просмотр:

ПОКРУТИТ ВЕРТИТ КОЛЕТ СЛЫШИТ ДУМАЕТ РУБИТ ЗАСЕЛИТ КУПАЕШЬ ПРЯЧЕШЬ ЗНАЕТ ГОНИШЬ РАССТИЛАЕШЬ МАНИШЬ ХВАЛИШЬ СТЕЛЕТ СМОТРИШЬ КЛЕИМ СЕЕМ

Мы начинаем урок, на котором все вместе углубим ваши знания об одной самостоятельной части речи, а вот о какой – попробуйте догадаться сами:

Он, она, они и мы

Этот, тот, у нас, вы ты

С вами, вы, о вас и я

Это что же за семья?

Это, без сомнения, слова Дети: местоимения

Местоиме́ние (лат. pronomen) — часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Подходящие по смыслу местоимения.

1.Молоко пьют свежим и кислым. …иногда заменяет воду.

2. Медленно шагают верблюды. …как будто плывут по песчаному морю.

3. Верблюд может долго обходиться без воды. …может не пить целых три недели.

4. Ночной буран замел дорогу. …перегородил ее сугробами.

5. Собаки предчувствуют перемену погоды.…много спят и мало едят перед дождем или бураном.

Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

А для чего нам еще служат местоимения?

- Как они помогают нам? (Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).

Предварительный просмотр:

На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Озаглавить текст. Из первых двух предложений выписать все словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.

Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья

Разделите тект на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

– Как связаны слова в словосочетании?

Словосочетанием не являются:

– Сочетание подлежащего и сказуемого .

– Однородные члены предложения.

Согласовать в роде, числе и падеже и определить часть речи

Сверкали в (трава)

Какая синтаксическая единица называется словосочетанием?(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)

Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы. Пож.леть, друг; Увл.каться, спорт; Уд.вительный, зрелище; Спуститься, г.ры; Смелый, снег.

Именные:Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным

Обращение к людям, бурый волк

Глагольные Главное слово выражено глаголом Служит верно, обратиться смело
Определите главное слово и тип сл.соч

Слышится издалека Торжественный марш Праздничный салют Рапорт дежурного Приветствовать гостей Обращаться к героям Серьезно готовиться Помощь взрослым Приближаться к цели Школьная олимпиада

Предварительный просмотр:

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

1.Что называется подлежащим?

2.Найдите в предложениях главные члены предложения

1.Липа - красивое дерево.

3.Летом над липой вьются пчёлы.

1.Что называется сказуемым?

2. Найдите главные члены предложения

1.Казахстан- наша Родина.

2. Книга- зеркало жизни.

3. Пословица- мудрость народа.

1.Что называется дополнением?

2.Найти дополнения в предложениях.

1.Ветер сломал дерево.

2. Птицы вьют гнёзда.

3.Приплыла к нему рыбка.

4. Лес пахнет дубом и сосной

5.Дорожки в саду усыпаны гравием.

6. Автобус привёз экскурсантов.

7. На балконе стояли мешки с яблоками.

8. Ребёнок радуется игрушкам.

9 Туман окутал землю.

1.Что называется определением?

2. Найти определения в предложениях.

1.Мы вошли в сосновый бор.

2. Сухие листья шуршат под ногами.

3.Появилсь первые, весенние цветы.

4.Осеннее солнце осветило поляну.

5.Последние птицы спрятались под крыши.

6.Тяжёлую тучу прорезали яркие молнии.

1.Что называется обстоятельством?

2.Найти в предложениях обстоятельства.

1.Вчера мы ходили в поход.

2.Домой мы вернулись вечером.

3.Он читает громко.

1.Какие предложения называются распространенными нераспространёнными?

2. Распространите второстепенными членами данные предложения.

1. Качается трава.

2. Растут деревья.

Тема: Синтаксический разбор предложений

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений

1.От горячего света солнца быстро высыхают капельки росы.

2.Ударил первый мороз, и иней посеребрил траву.

1.Летят птицы и шлют прощальный привет родным местам.

2.Опустели поля и луга, и потянулись в небе косяки птиц.

1.Яркое солнце осветило деревья.

2.Цветут луга, шумят колосья хлеба.

1На лесной поляне росла огромная ель.

2.Труд человека кормит, а лень портит.

1.Весной ребята в теплице сажали рассаду.

2.Глаза боятся , а руки делают.

1.В тени берёз расположились грибники.

2.Пригрело солнце, и зазеленела трава.

1.Стая птиц улетела далеко за лес.

2.Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Чтение — вот лучшее учение.
Книга — это источник знаний.

Осень — пора грибов.

Зима - прекрасное время года

Грачи – это друз ь я весны.

Сн е гири – гости зимние.

Пословица - всем делам помощница.

Каток- спортивное сооружение.

Моя сестра- продавец.

Лес – наше богатство

Выполнить синтаксический разбор предложений

Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.Чёрная туча уходила через поля и

Тропа вывела мальчика к чистому ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой.

Предварительный просмотр:

Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.

Старик ____ неводом рыбу,

Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин).

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? (глагол)

Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? (Обозначают действие)

Сформулируйте тему урока.

Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (верно)

4.Глаголы изменяются по временам падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

Первичное закрепление материала

Однако мы с вами помним, что глаголы в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др. Давайте поработаем с глаголами цвета.. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам. Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.

— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик V класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника. И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий , формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии : развивающее обучение

обучение в группах и в парах

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ : усилить мотивацию, наглядность в обучении

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Организационный этап (слайд 1)

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?

II. Актуализация знаний

Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.

Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.

Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.

Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)

БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт

III. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):

1. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)

Это первая часть нашей темы.

2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.(карточки)

C …деть на стуле – с…деть от горя

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? ( от значения слова, от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова?

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:

Как будет звучать тема нашего урока? ( СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе ) - Запишите тему урока .

IV. Определение целей урока

- А теперь поставим цели нашему уроку:

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

V. Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.

Лексика словарный состав языка.

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Лексическое значение

Грамматическое значение

Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.

Форма слова, которая определяется по его окончанию.

Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.

Часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.

Река ЗАРОСЛА камышом.

Покрыться какой-либо растительностью.

Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

VI. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам надо сесть – это шесть

Закрепление темы

– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .

Ложка – это ложка, Оделся и пошел.

Ложкой суп едят. А я придумал слово,

У кошки – семь котят. Я повторяю снова:

Тряпкой вытру стол. И ничего не значит

– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях

Выставка словарей.

– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные

Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников

Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность

- Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.

о составителях словарей: В. Даль, Ушаков и Ожегов ) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….

– Как вы считаете, какое слово старше : самолет или космонавт ? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита

Приведите примеры слов, возникших в наше время.

о составителях словарей: Ушакове и Ожегове ) Заранее подготовленный ученик….

VII. Закрепление

ЭТАП 5. Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах

- Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.

(дети работают группами)

- Кто готов представить свой труд?

( идёт представление словарей)

Творческая работа

Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.
Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнём же урок, не будем зря время терять.

- Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи.
2. Мотивация.

Конкурс : Анаграммы

Переставь местами буквы и образуй новые слова.

лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)

Череп – п + муха =? (Черемуха)

Куртка – тка +ица=? (Курица)

Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)

Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)

Сосна – на + ка = ? (Соска)

3. Введение в новую тему.

Предлагаю послушать стихотворение.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?

-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
3. Информационный блок.

-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)

-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.)

-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)

Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потомстали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.

Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари.

Словари нам сегодня пригодятся для работы.

Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.

За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный.

Каждой команде нужно было приготовить одно крылатое выражение и проиллюстрировать. (Выступление команд)

- обманывать (водить за нос…)
- замолчать (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)

- преувеличивать (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)

- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)

Проверка задания

Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
рукой подать – (близко),
зарубить на носу – запомнить;
куры не клюют – много;
душа в пятки ушла – испуг.

Проверка задания.

- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)

- битый не битого везет;(Лиса и волк)

- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)

Проверка задания.

- голоден, как …(волк)

!- надут, как … (индюк)

!- труслив, как…( заяц)

- неповоротлив, как …( медведь)

- Как вы понимаете отмеченные выражения?

Сколько лет…(сколько зим)

Идти нога…(в ногу)

Не по дням…(а по часам)

Мастер на все…(руки).

Простая истина

Живите ближнего любя!

Ведь это просто и понятно:

Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться

А как войти потом обратно?

В жизни есть тропинки, есть пути…

Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)

Выйти из него мгновенно можно!

- Какие фразеологизмы вы услышали?

4. Подведение итогов.

Подсчет баллов в командах.

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

5. Рефлексия

У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.

6. Задание по желанию

“Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)

Читайте также: