Кризис государства и общества смутное время 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Имена: Фёдор Иванович, Борис Годунов, царевич Дмитрий, Лжедмитрий І, Василий Шуйский, Иван Болотников, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин.

Даты: 1547 – 1584 . – правление Ивана Грозного, 1565 – 72 . – опричнина, 1598 г. – пресечение семьи Рюриковичей; 1612 г . – второе ополчение, освобождение Москвы и России от интервентов; 1613 г . – избрание Михаила Романова на царство.

1. До 1538 г. Россией правила мать Ивана IV – Елена Глинская.

Она провела ряд реформ, например, денежную – перечеканились монеты по единому образцу и введена серебряная копейка (монетка с изображением всадника с копьём).

После её смерти пять лет шла борьба между Шуйскими и Бельскими – влиятельными боярами. И только в 1547 г . Иван IV венчался на царство.

Правление Ивана IV исследователи делят на два периода:

І. время успешных реформ

ІІ. период репрессий и неудач.

Понимая необходимость реформ для ликвидации пережитков раздробленности и укрепления государства, для их подготовки и проведения он создал т. наз. Избранную Раду (Ближнюю Думу).

? - Что такое местничество?

- Каков был характер и состав Боярской Думы до Ивана IV?

В Избранную Раду входили А. Адашев, священник Сильвестр, Андрей Курбский, митрополит Макарий и другие. Царь прислушивался к их советам, но длилась эта идиллия недолго. Личность Ивана Грозного сформировалась в атмосфере вседозволенности и пренебрежения к нему, пока он не обладал властью. С ранних лет он проявлял буйство, немотивированную жестокость. Его окружение потворствовало ему.

Кроме того, в России утверждалось самодержавие, всеобщая уверенность в необходимости подчиняться царю, каким бы жестоким он не был. Так сформировалась личность, в которой сочетались черты крупного государственного деятеля и сумасброда, талантливого литератора и палача.

Реформы первого периода правления :

- принятие Судебника 1550 г. – частично отменены боярские привилегии

- военная реформа – стрелецкое войско

- создание органов центрального управления – приказов

- 1549 г. - первый Земский собор

В 1552 и 1556 годах были завоёваны два ханства на Волге, которые образовались в результате распада Золотой Орды.

? -Как называются эти ханства?

Волга стала основной торговой артерией, плодородные земли Поволжья стали осваивать русские земледельцы. Кроме того, были ликвидированы очаги агрессии.

Перед Россией стояла очень важная задача – получить выход к Балтийскому морю.

В 1558 г. началась Ливонская война – за выход к Балтийскому морю. Сначала – успехи, Ливонский орден уничтожен, но вскоре против России выступили Польша, Литва и Швеция, которые тоже претендовали на Прибалтику. Война шла с переменным успе хом, и в 1581 г. был заключён мир, по которому Россия отдала Швеции почти всё побережье Финского залива с городами Ям, Нарва и Ивангород, кроме устья Невы

(карта № 8).

Реформы второго периода правления :

С 1560 года начинаются неудачи в ходе войны. В том же году умирает жена царя Анастасия, и царь подозревает бояр в её отравлении. Характер царя резко меняется:

он разогнал Избранную Раду

боясь гнева царя, в Литву бежал знатнейший русский вельможа и полководец Андрей Курбский

Царь уверился в том, что причина его неудач – измена.

Земли у бояр, не вошедших в опричнину, но попавших на её территорию, конфисковывали, а им давали вотчины в пределах земщины. 6 тысяч служилых людей составили отдельные от земских полки. Опричное войско стало личной гвардией царя. Их одежда , поведение.

1569 г. – разгром Новгорода, массовые казни в Москве. Малюта Скуратов – глава опричников. При всей своей жестокости опричное войско не смогло дать отпор набегу крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году.

В 1572 году Иван Грозный отменил опричнину, однако вред, принесённый ею, был очень значителен.

2. Итоги правления Ивана Грозного были весьма плачевны:

Ливонская война проиграна, Россия потеряла все свои приобретения в Прибалтике.

социально-экономическое положение страны было крайне тяжёлым – Северо-Запад и Центр совершенно опустошены

крестьяне бежали из родных мест.

В ответ – введение так называемых заповедных лет в 1581 – 1582 гг., что означало временный запрет на переход крестьян от одного помещика к другому.

? - Что означает данный запрет с точки зрения закрепощения крестьян?

В стране господствовала атмосфера страха и покорности, привычка к жестокости власти и её несправедливости (аналогия со сталинским режимом).

У Ивана Грозного не осталось наследников:

старшего сына, по некоторым сведениям, он убил в приступе гнева

его сын-наследник Фёдор был слабоумным и скончался в 1598 г.

в 1591 году при загадочных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного Дмитрий.

3. Причины Смуты .

Задание: прослушать рассказ и выделить причины Смуты (сформулировать причины кратко и записать)

В 16 веке иной власти, кроме монархии, в России не мыслили. Династия Рюриковичей пресеклась со смертью Фёдора Ивановича в 1598 г. Разгорелась борьба за власть.

Политика Бориса Годунова, ставшего царём после Фёдора, не привела к улучшению жизни народа; кроме того, в 1601 -1603 гг. разразился страшный голод, вызванный неурожаем (ранние заморозки и проливные дожди три года подряд).

Кризис общественных, человеческих взаимоотношений – землевладельцы не заботились о своих крестьянах, крестьяне бежали от своих хозяев, в стране множились разбойничьи шайки.

Интервенция западных соседей – Польши и Швеции, которые хотели отторгнуть западные русские земли.

Проверка задания.

4. Период Смуты исследователи делят на три периода:

а) династический – 1598 -1606 гг. – правление Б.Годунова и Лжедмитрия Первого

б) социальный – восстание И. Болотникова в 1606 – 1607 гг.

в) национальный – 1607 – 1612 гг. – борьба против интервентов

Король Сигизмунд открыто не поддержал самозванца, но разрешил ему набрать наёмников в Польше. За это Лжедмитрий пообещал ввести в России католичество и отдать Польше часть русских земель на Западе страны.

В октябре 1604 г. войска Лжедмитрия вторглись в Россию, но были разбиты правительственными войсками. В Москве скоропостижно скончался Борис Годунов, а его сын Фёдор правил всего полтора месяца, а затем его свергли и убили недовольные бояре.

Войска, окружившие самозванца, перешли на его сторону. Вскоре к нему присоединились дворяне и крестьяне из южных и центральных уездов страны. Московские бояре были вынуждены признать Лжедмитрия царём.

Но новый царь очень быстро потерял симпатии и доверие народа. Он не следовал православным традициям, его жена одевалась в иноземные платья и отказалась принять православие; кроме того, Москву наводнили польские шляхтичи, которые грабили и творили бесчинства. 17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит. Есть легенда о том, что труп его сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он пришёл.

пий Ляпунов . Иван Болотников был разбит, а затем его ослепили и утопили.

(Иван Заруцкий, Марина Мнишек и ее сын — “царевич” Иван Дмитриевич, выданные своими бывшими сторонниками, были привезены в Москву, где их ожидала ужасная казнь. Заруцкий был посажен на кол, а ребенок повешен. Марина Мнишек вскоре умерла в заточении. Отвергая закономерные подозрения в насильственной смерти жены самозванца, московский посол Ф. Г. Желябужский говорил в начале 1615 г. в Речи Посполитой: “А Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла; а государю было и боярам для обличенья ваших неправд надобна она жива. И ныне. воровская смута вся поминовалась ”)

Польский гарнизон занял Москву; интервенты творили бесчинства в Москве и стране. Шведы, вошедшие как союзники, также грабили страну.

Борьба с самозванцем закончилась победой правительственных войск под предводительством воеводы Скопина-Шуйского (его впоследствии отравили на пиру как реального претендента на престол). Недобитые отряды самозванца разбойничали по стране. Народное недовольство, направленное против интервентов, росло.

В марте 1611 г . под руководством Прокопия Ляпунова из дворян, посадских жителей и крестьян создано первое народное ополчение. Но ему освободить страну не удалось, так как возник конфликт между служилыми людьми и казаками, в результате которого Прокопий Ляпунов был убит(в июне 1611 г).

6. Закрепление – работа с вопросами стр. 147 – 148 и заданиями к § 20.

Итог урока; д/ з - § 20.

__________________________________

* Ворёнок – от древнерусского ВОР – государственный преступник

Современному значению слова ВОР соответствовало слово ТАТЬ

Тема: Кризис государства и общества в России. Смутное время.

Вопросы по теме:

2. Итоги и последствия правления Ивана Грозного.

3. Причины Смуты.

4. Поход Лжедмитрия I и Гражданская война.

5. Иноземная интервенция и народные ополчения.

Земщина – основная часть территории Русского государства, не включенная Иваном IV Грозным в особый государев удел – опричнину;

Опричнина – в 1565 – 1572 годах личный удел царя Ивана Грозного с особой территорией, войском и государственным аппаратом, доходы с которого поступали в государственную казну;

Смута – период в истории России ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной и интервенций;

Интервенция – военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Так что же это за время в России, память о которой всегда должна напоминать нам истинную цену мира и порядка?

Молодой царь Иван IV, вступив в 1547 г. на престол, осознал, что в Московском государстве необходимы преобразования и ликвидация пережитков периода раздробленности. Выслушав советы сторонников реформ, он образовал правительство – Избранную раду.

В 1558 г. началась продолжительная и истощавшая силы Русского государства Ливонская война. Целью её было получение выхода к Балтийскому морю. В 1561 г. почти вся Ливония была занята русскими, а Ливонский орден – давний враг Новгорода и Пскова – прекратил своё существование.

Но нежелательная война России с коалицией в составе Польского королевства, Великого княжества Литовского и Швеции не принесла желаемых результатов. Новый король Стефан Баторий сумел не только вернуть под власть объединенной Польши и Литвы многие ливонские города, но и захватить Полоцк и Великие Луки. В 1581 г. поляки предложили заключить мир, по условиям которого Россия теряла все свои приобретения в Ливонии и Белоруссии. По миру со Швецией Россия уступала ей большую часть побережья Финского залива с городами Нарвой, Ямом и Ивангородом, сохранив за собой только устье реки Невы.

В 1560 г. курс на проведение преобразований в государстве царем был приостановлен. Сказались и личные противоречия в верхах, и торопливость Ивана IV: он готов был ускорить внедрение новшеств путем террора, а члены Избранной рады с этим не соглашались. Участились кровавые расправы царя с приближенными, которых Иван Грозный считал причиной военных поражений в Ливонской войне.

Для укрепления самодержавной власти Иван IV ввел опричнину. Территория государства была разделена на две части. Лучшие земли с богатейшими городами вошли в его собственный земельный удел. Эти области, находившиеся под непосредственным управлением царя, получили название опричнины. Остальная часть страны стала называться земщиной. Здесь правила Боярская дума. Именно на земщину были возложены все тяготы ведения войны.

Итоги и последствия правления Ивана Грозного.

Одной из важнейших причин Смуты явилось резкое ухудшения положения крестьян в связи с отменой Юрьева дня и введением 5-летнего срока сыска беглых. Но и после запрета многие покидали родные места, скрываясь от преследований и среди земель вольного Дона начинали новую жизнь.

Вторая причина Смуты – династический кризис, пресечение московской ветви Рюриковичей – в 1598 г., когда скончался царь Федор Иванович. Прямых наследников престола не оказалось. Разгоревшаяся в начале XVII в. борьба за власть ввергла все общество в череду кровавых усобиц.

Третьей причиной Смуты следует назвать эгоизм правящего класса. Борьба боярских кланов не прекращалась и тем самым разжигала пожар гражданской войны.

Четвертой причиной драматического развития событий стали стихийные бедствия. Дождливая погода летом 1601 и ранние морозы привели к неурожаю, в результате чего страну охватил жесточайший голод.

Пятая причина Смуты – интервенция. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи – Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва.

Поход Лжедмитрия I и гражданская война.

В октябре 1604 г. отряды Лжедмитрия I вторглись в русские пределы, где ему сопутствовала удача. В результате восстания местных жителей на его сторону перешли города Чернигов и Путивль, затем Севск, Курск, Кромы и Орел. Несмотря на то, что в 1605 году у села Добрыничи царским воеводам удалось разгромить отряды Лжедмитрия, он стремительно продвигался к Москве. Получив известие о кончине Бориса, стоявшие под Путивлем войска перешли на сторону самозванца, поддержку ему оказывало казачество, служилые люди, дворяне мятежного юга и центральных уездов страны. В этих условиях московская боярская аристократия была вынуждена согласиться на занятие престола самозванцем. В июне 1605 г. он торжественно вступил в столицу.

Иноземная интервенция и народные ополчения.

Появление шведов на территории России дало Сигизмунду III, враждовавшему со Швецией, повод для открытой интервенции. Осенью 1609 г. войска Речи Посполитой осадили Смоленск. В июне 1610 г. царское войско и его шведские союзники, несмотря на численное превосходство, были разгромлены поляками при деревне Клушино, к западу от Можайска.

Жители Москвы тяготились присутствием чужеземцев. К марту 1611 г. при участии дворян, крестьян и посадских людей южных и северо-восточных уездов было создано Первое ополчение. К нему примкнули отряды казаков – бывших тушинцев. Руководителями ополчения были Прокопий Ляпунов и князь Дмитрий Пожарский. Их войска в марте ворвались в Москву, но закрепиться в городе все же не смогли. Первое ополчение распалось в июне 1611 г., когда Ляпунов был убит казаками. Ситуация сложилась критическая: интервентами были захвачены Смоленск и Новгород.

Восток страны, не подвергшийся нашествию, стал центром патриотического движения. В Нижнем Новгороде по призыву земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств для Второго ополчения.

Ливонская война и опричная политика Ивана Грозного разрушили экономику страны, принесли страдания народу. Тяжелые последствия этой политики, голод, противоречия в верхах, вмешательство иностранных государств в дела России явились причиной Смуты. Лишь благодаря героическим усилиям народа и его патриотическому подъему российская государственность была сохранена.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

1. Выберите правильный вариант ответа.

Событие, которое НЕ происходило в правление Федора Ивановича:

1) появление самозванца;

2) введение патриаршества;

3) война со Швецией;

Правильный ответ:

1) появление самозванца

Разбор задания:

Самозванство – один из основных признаков Смутного времени, которое началось после смерти последнего представителя московской ветви династии Рюриковичей – Федора Ивановича. Таким образом, появление самозванства не относится ко времени его правления.

2. Отметьте на карте походы:

1. Минина и Пожарского,

2. Ивана Болотникова,

3. Лжедмитрия II

Правильный ответ:

Разбор задания:

Задание требует прочных знаний учащегося по истории Смутного времени. Как известно, Минин и Пожарский возглавили второе ополчение, сформировавшееся в Нижнем Новгороде, найти который на карте не составит труда.

Войска Ивана Болотникова дошли до Москвы, но взять её не смогли и отошли к Туле, где и были разбиты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Кризис государства и общества. Смутное время.

Цель: оценить события Смуты начала 17 века.

-на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;

- знать отношение различных слоев к этому явлению;

- выделять основные периоды Смуты;

-формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с документами;

-формирование критического мышления обучающихся;

-учиться рассматривать историческую проблему с различных позиций; -развивать навыки выступления и защищать свою точку зрения;

-развивать коммуникативные навыки работы в группах.

-акцентировать гражданственно-патриотическую позицию;

-вовлечь в активную практическую деятельность; выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

Вводное слово учителя

(Методика работы с текстом)

Методика работы с текстом.

Запись в тетрадь

В истории нашей страны есть много прекрасных, славных страниц, которыми нужно гордиться. В истории каждого народа есть герои, которыми нужно восхищаться.

И вот об одном из таких событий мы сегодня поговорим. А о каком именно, вы поймёте, прочитав стихотворение на экране.

О каких событиях повествует стихотворение? (О событиях Смутного времени)

По каким предложениям вы сделали такой вывод?

(В 1598г умирает последний царь династии Рюриковичей Фёдор Иванович. Власть переходит к Борису Годунову, но он не является правителем по закону)

Какие ещё строки позволяют сделать вывод о том, что речь идёт о Смутном времени?

(Это происходит во время заката Рюриковичей. А враг – это поляки, которые вторглись в Российское государство, воспользовшись внутриполитической слабостью страны)

Действительно, сегодня мы поговорим продолжим разговор о Кризисе в государстве и обществе, и пойдёт наш разговор о о Смуте.

Что же такое Смута?

Для ответа на этот вопрос, мы воспользуемся текстом из различных источников.

А какое определение этого понятия можно увидеть в словаре Ожегова?

А теперь посмотрите на экран. Перед вами определения историков, изучавших события начала 17 века.

Запишите понравившееся определение в тетрадь.

С данным этапом развития России мы уже знакомились в 7 классе.

А сегодня я предлагаю ответить на вопрос: (Слайд 5)

Как оценить Смуту:

1)как единение русского народа и поворот к нравственному началу

2) или всеобщее моральное разложение?

Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Какие же второстепенные действия нам помогут достичь цели?

Основные события Смуты.

Работа с картой.

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Слова учителя. Работа с картой

Запись схемы на доске и в тетради.

Работа с текстом в группах

Работа в группах

1. ПРИЧИНЫ СМУТЫ.

Чтобы решить первую задачу, я предлагаю составить схему, которая часто используется в теоретических науках – ФИШБОУН. С методикой составления данной схемы мы уже знакомы.

На верхних косточках записываются причины возникновения проблемы, а на нижних – факты подтверждающие наличие этих причин.

Что такое заповедные лета? (годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день)

Что такое урочные лета?

(срок сыска беглых крестьян)

2. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ СМУТЫ.

С причинами мы разобрались. Переходим ко второму пункту плана.

Что нам нужно сделать? (вспомнить основные события смуты)

Я напомню вам стихотворение Константина Бальмонта

Что происходило в это время в России? (голод)

Верно. И в это время пополз слух о том, что царевич жив.

На исторической арене появляется Лжедмитрий 1.

Что вы о нём знаете?

(По самой распространённой версии это был бывший монах Чудова монастыря – Григорий Отрепьев. Он бежал в Польшу. Где стал выдавать себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия Ивановича.)

Помог ли ему польский король Сигизмунд 3?

( Он разрешил набрать на совей территории войско, но открыто отказался поддерживать самозванца. В случае успеха Лжедмитрий 1 обещал, что передаст Речи Посполитой часть русских земель и введёт католичество)

Как сказал Ключевский «Лжедмитрий был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве.

В 1604 ГОДУ он появляется на границе с Россией.

По каким территориям шёл самозванец на пути к Москве? (Чернигов, Новгород Северский, рыльск, Орёл, Тула)

Какие слои населения могли его поддержать?

(казачество, беглые крестьяне, дворяне)

Судьба самозванца известна. 17 мая 1606 – он был убит. После сожжён. По легенде его прах был положен в царь-пушку и выстрелен в ту сторону откуда пришёл самозванец.

Кто же занял царский престол? (Василий Шуйский) СЛАЙД 10

Страна разделилась на 2 лагеря:

север и центральные земли поддержали Шуйского

жители юга – восстали против очередного царя.

Какое развитие получило такое разделение?

(Началась гражданская война)

Что такое гражданская война? (это война между гражданами одного государства)

Гражданская война – самое страшное, что могла испытать страна. Это очень страшно, когда брат убивает брата. Сын встаёт против отца.

И в это время появляется новый самозванец – Лжедмитрий 2.

Что мы знаем об этом человеке?

Давайте составим схему положения дел в России в 1608г.

Какие события всплывают?

Гражданская война (И.Болотников)

А откуда взялись шведы?

Возможно тогда Шуйский не предполагал, что делает самую большую ошибку.

Давайте вспомним из курса всеобщей истории:

Какие отношения были в это время между Швецией и Польшей?

Обращение русского царя к шведам позволило начать открытую интервенцию против России.

Что такое интервенция?

(вмешательство одного государства во внутренние дела другого государства)

Такая политика не могла устроить российское общество. Поэтому 17 июля 1610 года бояре свергают Шуйского. Власть переходит к Семибоярщине.

Какой выход нашли бояре? (Они заключили договор с Владиславом – сыном Сигизмунда 3, которого призвали на российский престол)

Чем могло грозить такое решение России?

( Потерей национальной самостоятельности. Ещё при Шуйском в стране хозяйничали поляки и шведы. А теперь это было бы узаконено.)

Перед вами документы.

Вам необходимо ответить на вопрос:

На каких условиях бояре соглашались признать Владислава их царём?

Какова была реакция церкви в лице патриарха Гермогена?

Что такое ополчение?

(Это войско, состоящее из добровольцев)

Удалось ли этому ополчению выполнить поставленную задачу?

(Нет. Руководители ополчения не смогли выяснить кто главный. И в результате ополчение потерпело неудачу)

К сожалению, первое ополчение не смогло задержать Сигизмунда3. Смоленск после 20месячной осады сдался. Поляки во всю хозяйничали в Москве.

Но русский народ не сдаётся. Уже осенью 1611 собирается второе ополчение в Нижнем Новгороде.

Давай посмотрим видеофрагмент художественного фильма об этом событии и после этого ответим на несколько вопросов.

Откуда появились деньги на созыв второго ополчения?

Какие слои населения приняли участие в ополчении?

В какой город стекали добровольцы для пополнения войска ополченцев?

Кто возглавил польское войско?

Как вы думаете, что помогло русскому победить в борьбе с поляками?

Как события 1612г связаны с современной истории России?

В январе 1613 в Москве собрался Земский собор, на котором новым царём России был избран Михаил Фёдорович Романов.

Но о нём мы поговорим на следующем уроке.

Нам осталось разобрать последний пункт нашего урока.

Какой? ( Последствия Смуты)

Заполните таблицу о последствия Смуты, основываясь на знаниях, полученных на уроке и тесте учебника стр.147.

позитивные последствия Смуты

Вернёмся к нашему проблемному вопросу.

Как же оценить Смуту:

1)как единение русского народа и поворот к нравственному началу или всеобщее моральное разложение?

Да, период Смуты нельзя оценить однозначно. Это было время голода, самозванцев, интервенций. Где уж тут говорить о морали и нравственности.

Но народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение, взяв таким образом в свои руки судьбу государства.

Все ли задачи урока были выполнены?

Понравился ли вам урок?

Поделитесь своими впечатлениями.

А мне понравилось ваша работа на уроке. Большое спасибо, что смогли проникнуться такой непростой темой. Оценки за урок.

Обязательная и вариативная часть:

Параграф 2-3

4) Подготовить сочинение-рассуждение на тему

В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова,

И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дольный мир смотря.

И вопль протяжный: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!"

Из тьмы лесов стремился до царя.

На улицах иссохшие скелеты

Щипали жадно чахлую траву,

Как скот,- озверены и неодеты,

И сны осуществлялись наяву.

Договор 17 (27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем

Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину… церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити… А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти.

Прежних обычаев и чинов не применяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто не имел, тому быти по прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, … а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти.

… А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере.

Ответ патриарха Гермогена на предложение бояр благословить договор о призвании Владислава на престол.

Из дневника солдата польского гарнизона в Москве.

Для скорейшего вооружения русских патриарх московский тайно разослал по всем городам грамоты которыми разрешал народ от присяги королевичу тщательно убеждал соединенными силами как можно скорее спешить к Москве не жалея ни жизни ни имущества для защиты православной веры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока поможет учителю истории раскрыть тему урока ученикам 10 класса по учебнику О. Волобуева (Россия и мир). Конспект уорка составлен в соответствии с требованием ФГОС. Рассматриваются такие поняитя, как опричнина, а также рассматриваеются итоги правления Ивана IV Грозного.

Технологическая карта урока

Кризис государства и общества. Смутное время.

Образовательные ресурсы

Книги, тетради.

Итоги и последствия правления Ивана Грозного.

Рассмотреть особенности развития России в период правления Ивана Грозного, его влияние на дальнейшее развитие государства.

Задачи урока

Образовательная: рассмотреть понятия: царь, Избранная рада, Земский собор, опричнина, Ливонская война.

Развивающая: развивать умение анализировать документы и социальные ситуации.

Воспитательная: формировать гражданско-патриотическую позицию учеников.

Формы и методы обучения

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Царь, Избранная рада, Земский собор, опричнина, Ливонская война.

Организационный момент (2 мин.)

Приветствие учеников, проверка присутствующих, постановка темы и цели урока.

Этап проверки домашнего задания (10 мин.)

Письменный опрос по вопросам в конце параграфа.

Этап актуализации знаний.

Чтобы ответить на эти вопросы давайте приступим к изучению нашей темы урока.

Этап изучения нового материала.

В 1547 году на престол вступает молодой Иван 4 . В ранние годы своего правления он прислушивался к советам главе Челобитного и Казенного приказов, священнику Сильвестру и другим сторонникам реформ. Эту группу реформаторов называют Избранной радой.

В 1558 году начинается Ливонская война, целью которой было получение выхода к Балтийскому морю.

На первом этапе войны царское войско одержало ряд побед. Однако вскоре Россия начинает терять позиции, в этот период происходит переход командующей армией князя А. Курбского на сторону Литвы. В первой половине 70-х годов русские войска вновь заняли почти всю Ливонию. Но это преимущество оказалось недолгим. Вскоре эти земли опять вернулись под власть объединённой Польши и Литвы. Потом захватили наш Полоцк, Великие Луки, Псков. После этого Россия предложила заключить мир, по которым она потеряла все приобретения в Белоруссии и Ливонии, а также бОльшую часть побережья Финского залива с городами Нарвой, Ямом и Ивангородом, сохранив только устье реки Нарвы.

Военные неудачи отразились на простом народе, назревало недовольство. Боярская дума и духовенства требовали от Ивана Грозного восстановление прежних порядков. Стремясь избавиться от опеки избранной Рады, царь созвал Земский Собор, которой признал бывших сподвижников Ивана виновными в сложившемся положении дел. Адашев и Сильвестр были сосланы и вскоре погибли.

Также осложнились отношения с церковью. В 1563 году умер митрополит Макарий, на смену ему пришел Афанасий, который поддерживал бояр.

Положение царя стало шатким. Зимой Иван 4 с семьей перебрался в Александрову слободу, из которого написал письмо митрополиту в котором сообщал, что оставил Москву из-за изменников. Простым людям царь сообщал, что на них зла не держит.

В России установился новый порядок – ОПРИЧНИНА.

Замли гос-ва были поделены на 2 части. Одну (опричную) царь забрал под свое руководство. Другая – земщина- управлялась как прежде. В опричнину вошли наиболее богатые и важные части государства.

Именно на земщину были возложены все тяготы ведения войны.

Был образован корпус личной гвардии Ивана 4. Опричники приносили царю клятву в верности.

Они носили черную одежду, их внешнее отличие была собачья голова и метла, в знак того, что они грызут и метут изменников царя.

В 1569 году Иван Грозный заподозрил новгородскую знать в заговоре. В сопровождении опричников он выступил против Новгорода. Новгородская округа была опустошена. Были казнены многие горожане. После 6 недель грабежов и казней Новгород был оставлен. Новгород перестал быть соперником Москвы.

К 1572 году опричные казни стали затухать. Иван уничтожил всех своих противников. Опричнина стала себя изживать. Опричник боролись больше между собой, нежели боролись за интересы царя.

Поводом к отмене разорившей страну опричнины стали трагические события лета 1571 г., когда крымский хан разграбил 30 городов. У России не было сил противостоять неприятелю. В мае 1572 войска опричнины и земщины были объединены для отпора крымским татарам. Вскоре опричнина и вовсе была отменена.

Опричнина не была чем-то особенным. В Европе 16 века централизация государств сопровождалась борьбой за власть. Обычными были преследования соперников, казни.

В каждой стране были свои особенности.

Английская королева Елизавета боролась в это же время с законной наследницей престола Марией Стюарт. Казнила её саму и многих её сторонников.

В Испании свирепствовала инквизиция. И Филипп 2 ежедневно наблюдал, как сжигали его противников.

Французский король Карл 9 сам участвовал в резне протестантов в Варфоломеевскую ночь.

Итоги опричнины были неоднозначны. С одной стороны, бесконечные войны подорвали хозяйство страны. В запустении находились многие земли. Свирепствовали голод и болезни. С другой стороны, была укреплена центральная власть.

Опричнина повлияла на все стороны жизни общества. В это же время государство смогло отстоять независимость и пойти по своему пути развития.

Этап закрепления материала урока.

Решение вариантов заданий ЕГЭ части 3 (задания С1-С5) (см. приложение).

Этап рефлексии. (17 сл.)

Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что вы раньше знали? Что вам понравилось больше всего на уроке? Что не понравилось?

Читайте также: