Критика в деловом общении конспект

Обновлено: 06.07.2024

а) обсуждение с целью дать оценку;

б) отрицательное суждение с целью указания недостатков;

в) проверка достоверности чего-то.

В деловой практике различают такие виды критики, как: критиканство, псевдокритика и критика.

Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например показать свою активность, деловитость и пр.

Позитивной критике свойственны следующие характеристики:

1. Она всегда ситуативно уместна, то есть осуществляется в том месте и в то время, когда от нее есть созидательная польза (на деловом совещании, на дискуссии, на конференции, на деловой беседе и пр.).

2. Критика позитивная осуществляется в присутствии объекта критики. Замечания о ком-то или о его поступках, высказанные третьему лицу в отсутствие второго, как правило, создают потенциально конфликтную ситуацию. Автор замечаний не может быть уверен в конфиденциальности разговора, а доверенное лицо может воспользоваться полученной информацией и распространить ее или передать тому, о ком идет речь, но уже в искаженном, деформированном виде, с добавлением собственных комментариев. Поэтому целесообразно критиковать что-либо в присутствии самого человека, допустившего ошибки.

3. Предметом критики являются дела и поступки, неверные или сомнительные умозаключения, высказывания, рассуждения, ошибки, допущенные в работе, неправильные действия, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал и т. п.

5. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков, по снятию возникших проблем. Критика — это не хладнокровное, незаинтересованное описание дела, она предполагает активное, пристрастное отношение, заинтересованную в улучшении дела позицию.

6. Цель критикующего заключается в том, чтобы выявить действительные причины допущенных ошибок и предложить конструктивные шаги по их устранению.

Щадящая, конструктивная критика ставит своей целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Кроме того, в такой критике важен ее предмет, о котором идет разговор, или спор, который и придает смысл диалогу, взаимным рассуждениям.[25]




Замечательный русский ученый М. М. Бахтин, говоря о диалогической природе социального взаимодействия, отмечал, что межчеловеческое взаимодействие нельзя свести к отношениям логическим или предметно-смысловым, которые сами по себе лишены диалогичности. В простых суждениях о вещи еще нет диалога. Для того чтобы превратиться в диалог, суждения должны стать высказываниями, стать выраженными в слове позициями разных субъектов.

Найти решение можно через разговор с человеком, допустившим промах, ошибку. С этой целью необходимо его выслушать, понять ход его мыслей, направленность его действий. Нельзя считать, что наше мнение единственно правильное, что именно мы знаем, как нужно поступать в той или иной ситуации.

· плохое настроение у критикуемого;

· неблагоприятная обстановка на работе;

· появление у критикуемого потребности защищаться:

· бесполезные, длящиеся долгое время споры, оправдания;

· появление враждебных отношений, агрессивности в общении;

· упадок сил как у критикуемого, так и у критикующего, что ведет к снижению работоспособности, ухудшению качества работы;

· состояние неуверенности, неверия, безразличия у критикуемого;

· желание ответить встречной критикой;

· появление страха перед дальнейшей критикой, боязнь выполнения заданий в связи с этим;

· критикуемый испытывает чувство оскорбленного самолюбия и пр.

Как видим, следствием критики является негативный результат, проявляющийся именно во взаимоотношениях деловых партнеров, членов коллектива. Анализ вышеперечисленных проблем свидетельствует, что необходимы серьезные размышления перед вступлением на путь критики.[26]

2. Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди и средства массовой информации. Принимаете ли вы ее, считаете ли наблюдаемый стиль критики корректным?

3. Прежде чем вам снова захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь.

4. Когда вы захотите покритиковать кого-либо или чьи-то ошибки, подумайте об этом человеке с положительной точки зрения, найдите у него минимум три положительные характеристики.

5. Учитесь заменять критику положительной мотивацией. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того чтобы быть неблагодарным за то, что не произошло.

Замечания, высказываемые в ваш адрес или в адрес ваших позиций, имеют много общего с критикой прежде всего потому, что они, так же как и критика, акцентируют отрицательные стороны высказываний. Вместе с тем, замечания имеют и положительные стороны, так как свидетельствуют о том, что оппонент вас внимательно слушал, интересуется вашей проблемой, размышляет о сущности дела, проверяет вашу аргументацию и все тщательно обдумывает. Поэтому замечания, высказанные вам в ходе деловой коммуникации, не следует рассматривать как препятствия на пути взаимодействия. Следует овладеть техникой нейтрализации замечаний при защите своих мнений и убеждений.

Югославский психолог Предраг Мицич выделяет следующие разновидности замечаний и способы их нейтрализации:

Если вы оговорились, то примите замечание по этому поводу к сведению и не объясняйте, почему это произошло.

Замечания субъективного характера. Они высказываются в ситуации, когда ваша информация малоубедительна или вы проявили недостаточно внимания своему партнеру по взаимодействию, или он не доверяет фактам, исходящим от вас. В любом из перечисленных случаев постарайтесь поставить себя на место партнера, принять во внимание его проблемы, сделать акцент на преимуществах и возможностях решений, предлагаемых вами.

Объективные замечания. Высказываются они тогда, когда партнер действительно хочет разъяснить ситуацию, лучше понять смысл ваших слов или намерений, выработать более объективное собственное мнение. В этой ситуации более уместно не противоречить партнеру в открытую, а объяснить ему, что вы учитываете его подходы, однако ваше решение имеет преимущества, и корректно и доступно обосновать их еще раз.

Общее сопротивление. Такие замечания, как правило, участник взаимодействия высказывает априори, поэтому они не являются конкретными. Их причина лежит в том, что или тема разговора не определена четко, или тактика вашего поведения неадекватна ожиданиям партнера, поэтому целесообразно уточнить или изменить тему разговора и (или) попросить разрешения сформулировать ваши аргументы, а затем выслушать замечания к ним.

Последняя попытка. Когда партнер понимает, что именно ему придется реализовывать предлагаемые решения, тогда он делает последнюю попытку поговорить о трудностях и препятствиях и, таким образом, отсрочить принятие окончательного решения. В этой ситуации более правильным поведением будет то, при котором вы попытаетесь найти еще один, может быть даже косвенный, аргумент в пользу предлагаемого варианта действий и после этого быстро принять решение.

Таким образом, основная часть беседы начинается после того, как, определив все предпосылки к данному разговору, инициатор беседы приступает к изложению своей позиции. Партнер становится его оппонентом или слушателем. Здесь необходима взаимная доброжелательность, а при определенной тематике беседы, например при поиске новых направлений, разработке и обсуждении новых идей, инициатив целесообразна критика, что позволит принять более конструктивное решение по итогам беседы.

а) обсуждение с целью дать оценку;

б) отрицательное суждение с целью указания недостатков;

в) проверка достоверности чего-то.

В деловой практике различают такие виды критики, как: критиканство, псевдокритика и критика.

Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например показать свою активность, деловитость и пр.

Позитивной критике свойственны следующие характеристики:

1. Она всегда ситуативно уместна, то есть осуществляется в том месте и в то время, когда от нее есть созидательная польза (на деловом совещании, на дискуссии, на конференции, на деловой беседе и пр.).

2. Критика позитивная осуществляется в присутствии объекта критики. Замечания о ком-то или о его поступках, высказанные третьему лицу в отсутствие второго, как правило, создают потенциально конфликтную ситуацию. Автор замечаний не может быть уверен в конфиденциальности разговора, а доверенное лицо может воспользоваться полученной информацией и распространить ее или передать тому, о ком идет речь, но уже в искаженном, деформированном виде, с добавлением собственных комментариев. Поэтому целесообразно критиковать что-либо в присутствии самого человека, допустившего ошибки.

3. Предметом критики являются дела и поступки, неверные или сомнительные умозаключения, высказывания, рассуждения, ошибки, допущенные в работе, неправильные действия, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал и т. п.

5. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков, по снятию возникших проблем. Критика — это не хладнокровное, незаинтересованное описание дела, она предполагает активное, пристрастное отношение, заинтересованную в улучшении дела позицию.

6. Цель критикующего заключается в том, чтобы выявить действительные причины допущенных ошибок и предложить конструктивные шаги по их устранению.

Щадящая, конструктивная критика ставит своей целью не уничтожение оппонента, а совместный поиск средств преодоления обнаружившихся трудностей и проблем. Здесь налицо две равноправные позиции, во взаимодействии которых и осуществляется критика. Кроме того, в такой критике важен ее предмет, о котором идет разговор, или спор, который и придает смысл диалогу, взаимным рассуждениям.[25]

Замечательный русский ученый М. М. Бахтин, говоря о диалогической природе социального взаимодействия, отмечал, что межчеловеческое взаимодействие нельзя свести к отношениям логическим или предметно-смысловым, которые сами по себе лишены диалогичности. В простых суждениях о вещи еще нет диалога. Для того чтобы превратиться в диалог, суждения должны стать высказываниями, стать выраженными в слове позициями разных субъектов.

Найти решение можно через разговор с человеком, допустившим промах, ошибку. С этой целью необходимо его выслушать, понять ход его мыслей, направленность его действий. Нельзя считать, что наше мнение единственно правильное, что именно мы знаем, как нужно поступать в той или иной ситуации.

· плохое настроение у критикуемого;

· неблагоприятная обстановка на работе;

· появление у критикуемого потребности защищаться:

· бесполезные, длящиеся долгое время споры, оправдания;

· появление враждебных отношений, агрессивности в общении;

· упадок сил как у критикуемого, так и у критикующего, что ведет к снижению работоспособности, ухудшению качества работы;

· состояние неуверенности, неверия, безразличия у критикуемого;

· желание ответить встречной критикой;

· появление страха перед дальнейшей критикой, боязнь выполнения заданий в связи с этим;

· критикуемый испытывает чувство оскорбленного самолюбия и пр.

Как видим, следствием критики является негативный результат, проявляющийся именно во взаимоотношениях деловых партнеров, членов коллектива. Анализ вышеперечисленных проблем свидетельствует, что необходимы серьезные размышления перед вступлением на путь критики.[26]

2. Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди и средства массовой информации. Принимаете ли вы ее, считаете ли наблюдаемый стиль критики корректным?

3. Прежде чем вам снова захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь.

4. Когда вы захотите покритиковать кого-либо или чьи-то ошибки, подумайте об этом человеке с положительной точки зрения, найдите у него минимум три положительные характеристики.

5. Учитесь заменять критику положительной мотивацией. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того чтобы быть неблагодарным за то, что не произошло.

Замечания, высказываемые в ваш адрес или в адрес ваших позиций, имеют много общего с критикой прежде всего потому, что они, так же как и критика, акцентируют отрицательные стороны высказываний. Вместе с тем, замечания имеют и положительные стороны, так как свидетельствуют о том, что оппонент вас внимательно слушал, интересуется вашей проблемой, размышляет о сущности дела, проверяет вашу аргументацию и все тщательно обдумывает. Поэтому замечания, высказанные вам в ходе деловой коммуникации, не следует рассматривать как препятствия на пути взаимодействия. Следует овладеть техникой нейтрализации замечаний при защите своих мнений и убеждений.

Югославский психолог Предраг Мицич выделяет следующие разновидности замечаний и способы их нейтрализации:

Если вы оговорились, то примите замечание по этому поводу к сведению и не объясняйте, почему это произошло.

Замечания субъективного характера. Они высказываются в ситуации, когда ваша информация малоубедительна или вы проявили недостаточно внимания своему партнеру по взаимодействию, или он не доверяет фактам, исходящим от вас. В любом из перечисленных случаев постарайтесь поставить себя на место партнера, принять во внимание его проблемы, сделать акцент на преимуществах и возможностях решений, предлагаемых вами.

Объективные замечания. Высказываются они тогда, когда партнер действительно хочет разъяснить ситуацию, лучше понять смысл ваших слов или намерений, выработать более объективное собственное мнение. В этой ситуации более уместно не противоречить партнеру в открытую, а объяснить ему, что вы учитываете его подходы, однако ваше решение имеет преимущества, и корректно и доступно обосновать их еще раз.

Общее сопротивление. Такие замечания, как правило, участник взаимодействия высказывает априори, поэтому они не являются конкретными. Их причина лежит в том, что или тема разговора не определена четко, или тактика вашего поведения неадекватна ожиданиям партнера, поэтому целесообразно уточнить или изменить тему разговора и (или) попросить разрешения сформулировать ваши аргументы, а затем выслушать замечания к ним.

Последняя попытка. Когда партнер понимает, что именно ему придется реализовывать предлагаемые решения, тогда он делает последнюю попытку поговорить о трудностях и препятствиях и, таким образом, отсрочить принятие окончательного решения. В этой ситуации более правильным поведением будет то, при котором вы попытаетесь найти еще один, может быть даже косвенный, аргумент в пользу предлагаемого варианта действий и после этого быстро принять решение.

Таким образом, основная часть беседы начинается после того, как, определив все предпосылки к данному разговору, инициатор беседы приступает к изложению своей позиции. Партнер становится его оппонентом или слушателем. Здесь необходима взаимная доброжелательность, а при определенной тематике беседы, например при поиске новых направлений, разработке и обсуждении новых идей, инициатив целесообразна критика, что позволит принять более конструктивное решение по итогам беседы.

Позитивная критика всегда ситуативно уместна , осуществляется в присутствии объекта критики. Предметом критики являются дела и поступки , а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал. Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью критики является решение , помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок. Критика должна быть щадящей !

Разрушительная критика по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, он заранее присвоил себе право быть правым.

Как критиковать правильно?

1. Создать доброжелательную атмосферу в начале разговора.

2. Высказать критические замечания.

а) реакция адекватная (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кивки головой);

в) реакция экстрапунитивная (вовне) – агрессия (суженные зрачки, сжатые зубы, стиснутые кулаки, одно плечо направлено вперед и т. д.) – целесообразно предложить критикуемому самому решить, принимать ли высказанные пожелания или отвергать.

· плохое настроение у критикуемого;

· появление у критикуемого потребности защищаться;

· бесполезные споры и оправдания;

· появление враждебных отношений;

· упадок сил как у критикуемого, так и у критикующего;

· состояние неуверенности, безразличия у критикуемого;

· появление страха перед дальнейшей критикой;

· чувство оскорбленного самолюбия у критикуемого.

Все это подтверждает мысль о том, что необходимы серьезные размышления перед вступлением на путь критики. Но если без критики не обойтись, воспользуйтесь некоторыми практическими советами:

· постарайтесь предельно четко определить цели критики: что и как конкретно должно измениться;

· до начала критики важно выяснить позицию критикуемого по сути негативного события;

· помните, что обязательные условия успеха критического анализа деятельности работника – это знание его способа восприятия и выбор соответствующей формы критического воздействия;

· прежде чем высказывать критическое замечание, выслушайте до конца позицию критикуемого;

· критика должна обладать достаточным эмоциональным накалом, но одновременно она не должна превращать сотрудников в непримиримых врагов;

· не критикуйте в общих словах, без точного указания ошибки;

· нельзя использовать понятия или речевые формы, оскорбляющие достоинство человека;

· не повторяйте критические замечания в адрес человека, исправившего ошибку;

· будьте предельно корректны, когда критикуете неприятных вам людей;

· критикуя подчиненных, не подавляйте в них чувство самостоятельности;

· помните, что при произнесении критических высказываний человека можно оскорбить не только словами, поза, жесты, мимика часто не менее выразительны;

· не копите замечания для публичного разноса;

· руководствуйтесь принципом уместности критики по отношению к конкретным людям (начинающий работник, новый партнер, депрессивное состояние, т. д.)

Позитивные установки на восприятие критики

· Самая важная установка – понимание того, что все, что я делаю или сделал, можно сделать лучше.

· Если критика в мой адрес отсутствует – это показатель пренебрежения ко мне как к работнику.

· Критика моих действий дает возможность своевременно предотвратить сбои в работе.

Приемы снижения негативного воздействия замечаний

Замечания имеют много общего с критикой потому, что они, так же как и критика, акцентируют отрицательные стороны высказываний. С другой стороны, замечания имеют и положительные моменты, так как показывают, что оппонент вас внимательно слушал, интересуется вашей проблемой, размышляет о деле, проверяет вашу аргументацию и все тщательно обдумывает. Поэтому замечания, высказанные вам в ходе деловой коммуникации, не следует рассматривать как препятствия на пути взаимодействия. Просто необходимо овладеть техникой нейтрализации замечаний при защите своих мнений и убеждений. Рассмотрим некоторые приемы, позволяющие снизить негативное воздействие замечаний:

· ссылки на чужой опыт и высказывания

(выясните с помощью наводящих вопросов, кто для вашего собеседника является авторитетом в обсуждаемой области, и в ходе делового общения сошлитесь именно на его опыт или высказывания для подтверждения своей точки зрения) ;

(как показывает опыт деловой коммуникации, целесообразно не отвечать на каждое замечание в отдельности, а, объединив их вместе, ответить на них одной фразой) ;

· одобрение плюс уничтожение

(если вам сделаны объективные замечания в корректной форме, то можно снизить их значимость сначала согласившись с ними, а затем, развернув дополнительную аргументацию, подтвердить свое прежнее высказывание) ;

(создавая новую речевую конструкцию, вы повторяете слова партнера, смягчая его замечание и нейтрализуя его смысл) ;

(если вас засыпают замечаниями и возражениями, да еще в некорректной форме, то лучше не отвечать на замечания, а продолжая взаимодействие, раскручивать дискуссию дальше и, в случае возвращения партнера к критике, помнить, что она уже утратила свою актуальность) ;

(не следует парировать замечания субъективного характера, лучше согласиться с ними, отказав партнеру в ответе) ;

(используя вместо прямого ответа сравнения из знакомой партнеру области знаний можно легко нейтрализовать высказанное замечание) ;

(вместо ответа на критические замечания, ставьте перед партнером вопросы, отвечая на которые, он сам даст ответы на свои замечания) ;

(для смягчения замечания партнера вы включаете замечание в текст своей речи, упреждая возможность критики, и, когда это необходимо, отвечаете на него) ;

Вопросы для самоконтроля

2. Считаете ли вы критику эффективным средством делового взаимодействия?

3. Какие виды деструктивной критики вы знаете?

4. Вспомните характеристики позитивной критики.

5. Какова цель щадящей критики?

6. При каких формах деловой коммуникации уместна критика?

7. При каких формах деловой коммуникации критика неуместна? Почему?

8. Прежде чем выступать с критикой, что необходимо сделать?

9. Каковы психологические издержки критики?

10. Как вести себя, если критикуют вас?

11. Что относится к технике нейтрализации замечаний?

12. Какие приемы используются для снижения негативного воздействия замечаний?

13. Как вы понимаете позитивные установки на восприятие критики?

14. Должна ли меняться тактика реагирования на замечания в зависимости от того, объективны они или субъективны?

Задание 1

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы.

Ситуация 1

Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 2. Слушание в деловой коммуникации

Тема 2. Слушание в деловой коммуникации Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие. Лабрюйер Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации

Занятие 1. Невербальные средства коммуникации В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:· слова,· интонация,· тембр голоса,· жесты, пластика,· энергетический импульс.Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к

Занятие 1. Комплименты в деловой коммуникации

Занятие 1. Комплименты в деловой коммуникации Виляя хвостом, собака добывает себе пропитание, а лая, получает лишь побои. Восточная мудрость Для успеха в деловой коммуникации следует помнить о том, что чем приятнее будет людям общаться, тем выше будет шанс удачно решить

Тема 8. Вопросы и ответы в деловой коммуникации

Тема 8. Вопросы и ответы в деловой коммуникации Тот, кто спрашивает, выглядит дураком всего пять минут. Тот, кто этого не делает, остается дураком на всю жизнь. Том Дж. Коннелли Вопрос представляет собой одну из логических форм. Он включает в себя прежде всего исходную

Критика и/или унижение конкурентов

3.3. Критика и достоинства системы сбалансированных показателей

3.3. Критика и достоинства системы сбалансированных показателей В настоящее время очень популярной стала система сбалансированных показателей (ССП) – Balanced Scorecard (BSC), подробно описанная в главе 1. ССП использует методологию систем управления эффективностью и дополняет ее

Критика руководителем подчиненного

Критика руководителем подчиненного Ни один руководитель не обходился в своей практике без критики в адрес подчиненных. Критика – явление негативное, но является действенным стимулом, как и поощрение.Однако коварство данного инструмента (или даже приема) состоит в том,

Управление персоналом основывается на анализе деятельности работников: видеть её результаты, замечать положительные и отрицательные стороны, корректировать суть и направление – обязанности любого руководителя. Поэтому конструктивная критика является неотъемлемой частью менеджмента, суть которого заключается в поиске и выработке оптимальных средств для решения деловых задач.

Роль и общие принципы критики

Руководитель критикует подчиненного

Конструктивная или позитивная критика – это всегда называние, проговаривание недостатков в работе коллег и подчинённых

Конструктивная или позитивная критика – это всегда называние, проговаривание недостатков в работе коллег и подчинённых. Её роль заключается в указании на важные конкретные ошибки в результатах работы, недочёты в процессе, некорректность поведения или несоблюдение правил или условий. Однако важно понимать, что выражение несогласия с происходящим, недовольства или претензий, высказанные без конкретики и доказательств, не являются конструктивными и вряд ли улучшат работу коллектива.

Это интересно: Существуют две неконструктивных разновидности критики: критиканство и псевдокритика. Их главные черты – отсутствие позитивной направленности на результат и решение эгоистичных задач: например, повысить свой мнимый авторитет или продемонстрировать деловитость.

При формулировании критических замечаний в деловой коммуникации основная задача – поиск оптимальных и эффективных вербальных и невербальных средств, которые бы способствовали конструктивному диалогу, а значит – дальнейших условий для корректировки работы или её результатов.

Основными принципами позитивной критики выступают:

  • предметность: ошибки, недочёты, неверные высказывания, неверные умозаключения, некорректные поступки – основной предмет для рабочей конструктивной критики, особенности, характер, ценности личности ни в коем случае не могут быть подвергнуты критике,
  • уместность: критика возможна только в присутствии работника, совершившего ошибки, и в ситуации tete-a-tete, публичная критика оскорбительна и недопустима при деловой коммуникации,
  • нацеленность на результат: критика нужна только для того, чтобы улучшить работу и скорректировать недостаток,
  • конкретность, фактичность и доказательность: критике могут подвергаться только недостатки и промахи в работе, которые имеют основу и ясные доказательства.

Особенности восприятия критических замечаний

Листок с исправлениями и пометами

Указание на минусы и недостатки, доказательство и примеры ошибок

Критика воспринимается более спокойно, когда выступает в щадящей форме и следует алгоритму:

  1. Первый этап: создание позитивного настроя, перечисление положительных моментов в проделанной работе, отчёте, похвала и высокая оценка приложенных усилий,
  2. Второй этап: непосредственно критика, указание на минусы и недостатки, доказательство и примеры ошибок,
  3. Третий этап: обратная связь, ожидание реакции и ответ на неё,

На всякий случай… Реакция на критику может быть различной: адекватная – в этом случае устанавливается визуальный контакт и критикуемый спокойно соглашается с необходимостью дальнейшей работы – или неадекватная – уход в обиду или агрессию, тогда критикующему необходимо сгладить негативные реакции и применить психологические приёмы, чтобы не допустить развития конфикта.

  1. Четвёртый этап: предложение помощи или эмоциональная поддержка, формулирование пожеланий или уверенности в том, что дальнейшие результаты будут выше и качественнее.

Советы для того, кто критикует

Критикующим может выступить руководитель или более опытный коллега, однако в первую очередь и тот, и другой должны быть уверены, что обладают достаточной компетенцией и профессионализмом, так как их задача – не столько отметить недостатки, сколько указать на возможности их исправления и реальные позитивные результаты в итоге работы и корректировки ошибок.

Необходимо: решить, насколько необходима критика и в каких объёмах её изложить, а также подумать, есть ли способы обойтись без неё.

Желательно: дождаться адекватной обратной связи, дать возможность критикуемому защитить свой труд и работу.

И такое может быть… Квалифицированный критик может ошибаться более квалифицированно. Манфред Хинрих.

Можно: советовать, предлагать пути решения, подсказывать возможные варианты.

Нельзя: повышать голос, проявлять агрессивность и эмоциональность, выражать недовольство поведением критикуемого или другие негативные реакции.

Советы для того, кого критикуют

Начальник за столом вместе с работником обсуждают вопрос

С достоинством и самоуважением отстаивать право на неприкосновенность личности

Обязательно: не допускать критиканства или псевдокритики как от начальства, так и от коллег, с достоинством и самоуважением отстаивать право на неприкосновенность личности и требовать оценки деятельности, выполненных заданий или распоряжений.

Необходимо: осознать, что конструктивная и позитивная критика деятельности работника – это главный критерий того, что его принимают всерьёз и начальник или коллега уверен в том, что недочёты невелики и ошибки исправимы.

Желательно: соглашаться с критикой, благодарить за рекомендации и советы, задавать вопросы, если есть необходимость уточнить детали изменений и корректировок.

Можно: предоставить свое видение ситуации, защитить свою позицию, доказать верность своих подсчётов, предположений или выводов.

Нельзя: эмоционально или агрессивно отвечать на конструктивную критику, демонстрировать критикующему недовольство или обиду.

Умение критиковать и способность воспринимать критику адекватно – условия успешной работы в современном офисе. Деловой этикет, здравый смысл и опыт помогут избежать грубых ошибок и выработать оптимальные механизмы для различных ситуаций и коллективов, однако самоуважение и самокритика – немаловажные индивидуальные черты, необходимые как для топ-менеджера, так и для пока незначительного клерка.

Правила критики в деловом общении

Не секрет, что деловое общение четко регламентировано с точки зрения речевого этикета. Присутствие критики в деловых коммуникациях очень важно для развития проектов, работы над недостатками, а следовательно - улучшения продукта. Однако, существуют строгие правила, благодаря которым критические обсуждения способны выполнять свои прямые функции эффективно и без вреда для достоинства личности и хорошим партнерским отношениям. О них и пойдет речь в этой статье.

Правила критики

  1. Критика должна быть конструктивна. Такая критика направлена не на осуждение позиции человека, а на ее улучшение. В ней отсутствует эгоистический завуалированный подтекст, как в злопыхательском критиканстве. Не должно присутствовать псевдокритики, которую используют в быту для самоутверждения;
  2. Диалоговая форма наиболее предпочтительна, так как цельный критический монолог будет являться навязыванием своей системы оценок, а учет мнений всех участников дискуссии покажет себя намного более эффективно для улучшения объекта критики;
  3. Комментарии должны быть уместны. Критика высказывается там, где ее ждут, к примеру, на совещании, на обсуждении результатов мозгового штурма, дискуссии. Очевидно, что обсуждение должно происходить в присутствии критикуемого, иначе в происходящем не будет смысла;
  4. Предметом обсуждения может являться только дела и мысли человека, критика личности не будет являться конструктивной в деловом общении;
  5. Каждое высказывание критикующего должно быть обоснованным, иметь под собой веские основания, которые не относятся ко "вкусовым предпочтениям". В этом выражается объективность критики.

Структура искусной деловой критики

Таким образом, структура высказывания будет следующей:

  1. Введение, подготовка к критике через обсуждение положительных сторон;
  2. Непосредственно обсуждение с позиции критики, параллельно считывается невербальная обратная связь от человека;
  3. Выход из обсуждения, реакция на обратную связь, моральная поддержка слушателя.

Эти правила и принципы применимы не только к деловому общению, они присущи любой хорошей конструктивной критике, поэтому мы рекомендуем способствовать прогрессу именно таким образом, не забывая о принципах уважения и вежливости.


Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое конструктивная и деструктивная критика, каким должно быть отношение к критике, как реагировать на критику. Любой человек, занимающийся каким-то делом, или даже просто открыто выражающий свое мнение, свою позицию по какому-то вопросу, обязательно будет в той или иной степени подвержен критике. Причем, чем сильнее его путь или его позиция отличаются от того, что делает или думает большинство, тем больше критики он услышит в свой адрес. Что делать в этом случае, как реагировать на критику? Обо всем этом в сегодняшней статье.

Начну с того, что от отношения человека к критике действительно зависит очень многое. Для одних людей критика выступает стимулом для саморазвития и движения вперед, для других — наоборот, дестабилизирующим фактором. Отношение к критике может очень сильно повлиять на отношения с другими людьми, причем, не только с посторонними, но и с близкими. Ну и, наконец, есть множество примеров, когда человек терпел серьезные неудачи только потому, что не хотел реагировать на критику. И, наоборот, когда люди отказывались от перспективных и успешных проектов из-за того, что их критиковали.

Реакция на критику — очень важное качество для любого человека, чем бы он не занимался. Отношение к критике может привести к серьезным переменам в жизни, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Чтобы разобраться, как правильно реагировать на критику, нужно, в первую очередь, определить, к какому виду критики она относится.

Понятие определения

Конструктивная критика подразумевает собой этическое высказывание оппонентом своего личного мнения, которое отличается искренним желанием помочь. Своими действиями он оценивает деятельность человека, которого критикует, стремится способствовать развитию его успеха. При этом он дает четкие рекомендации.

Объективная критика касается деловых отношений между работодателем и подчиненным, взрослым и ребенком, учителем и учеником. Начальник, используя ее, корректирует деятельность работника. Если этого не будет происходить, за плохое выполнение поручений есть риск остаться без работы.

Этот вид критики не нарушает развитие ребенка, он будет расти сильным и уверенным в себе. На ученика он тоже действует эффективно: дает устранить ошибки и усиливает желание получать новые знания.

Критик в таком случае должен разбираться в сфере, которой коснулись замечания. Только тогда он сможет дать действенные советы. Проявлениям эмоций здесь не место, важно высказать только конкретные факты. Критикуя конструктивно, важно подметить и положительные моменты.

Критика

А что же такое критика, которая иногда бывает полезной?

Кри́тика — анализ, оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности. Задачами критики являются: выявление противоречий; выявление ошибок и их разбор; разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку

Когда возникают сложности при определении факта оскорбления, можно провести лингвистическую экспертизу, в ходе которой эксперт изучит со всех сторон высказывание и вынесет заключение, которое суд обязан будет принять и положить в основу решения.


А вы любите критиковать? Есть ли польза от критики? Делитесь своими мыслями в комментариях.

Польза и вред

Услышав объективную критику, необходимо прислушаться к ней, а не обижаться и сердиться. Она дает возможность стать лучше, произвести работу над ошибками. Такие замечания позволяют наладить качественные отношения в семье, на работе, с друзьями. Так, положительными моментами адекватных отзывов являются:

  • шанс увидеть ошибки с помощью других;
  • появление мотива для саморазвития;
  • понимание интересов и потребностей оппонента.

Любой аспект критики влияет на самооценку, понижая уверенность в себе. Она ранит человека, который воспринимает все близко к сердцу. В таком случае стоит научиться воспринимать объективные замечания адекватно.

От объективной

Если рассматривать более подробно, то деструктивная критика отличается от объективной оценки тем, что критикующий человек не желает помочь оппоненту. Он выказывает недовольство с корыстью, преследуя цель обидеть его. Деструктивные суждения используют при личной неприязни, они строятся на агрессии и оскорблениях.

ЧИТАТЬ Какие мужчины нравятся женщинам: характеристика идеального образа

Люди, делая негативные замечания, не берут ответственность за сказанное. Они манипулируют оппонентами с выгодой для себя. Даже в идеальной работе такие критики найдут недостатки из-за зависти. Им не нравится, когда кто-то отличается от других. Следует избегать общения с ними, чтобы сохранить уверенность в себе и спокойствие.

Где могут работать критики

Говоря, чем занимается критик, стоит сказать, что сфер деятельности не так много.

Чаще всего они все относятся к искусству, например, стоит назвать литературных и художественных критиков. Также могут посещать рестораны, если являются настоящими мастерами кулинарии и давать оценку как самому ресторану или кафе, так и отдельным блюдам.

Критики также работают с литераторами или специалистами киноиндустрии. При этом они должны быть знатоками в данных сферах деятельности. Ведь чтобы написать рецензию или отзыв недостаточно быть грамотным, нужно уметь излагать свои мысли.

Не помешает периодическая публикация различных рецензий в периодических и интернет изданиях. Это способствует не только собственному развитию, но и может стать источником неплохого заработка.

Одновременно с работой критика, специалист может самостоятельно заниматься:

  • написанием книг;
  • чтением лекций в различных учебных заведениях;
  • заниматься преподаванием на авторских курсах;
  • писать картины;
  • сочинять музыку и тексты песен;
  • работать в области кинематографа.

Сразу стоит сказать, что быстро стать признанным профессионалом будет очень сложно. В первую очередь потребуется хорошо изучить объект своей работы. Для этого стоит заранее изучить все существующие писаные и неписаные законы журналистики. Нужно иметь публикации в журналах и газетах с определенными критическими и аналитическими статьями.

Причем наибольшее внимание читателей и зрителей привлекают те, кому есть действительно что сказать, и кто умеет преподнести даже отрицательную информацию так, чтобы никого не обидеть, но заставить задуматься.

В зависимости от выбранного направления деятельности, критики могут работать:

  • в кино — после посещения премьеры он выпускает рецензию;
  • театре – занимается оценкой мастерства артистов, режиссеров, прочих специалистов, занятых в постановке пьесы и обслуживании сцены. Для этого нужно посещать различные спектакли;
  • в живописи – занимается рассмотрением работ художников, выполненных в различной технике, изучает творческий путь художников, дает оценку их работам, выискивает перспективные направления развития живописи в целом. Для этого специалист должен часто посещать выставки, изучать альбомы, знакомиться с художниками;
  • в кулинарии – хорошо знать мир кулинарии и особенности ведения ресторанного бизнеса, правила приготовления тех или иных блюд, иметь отличный вкус;
  • в музыке – посещать концерты, чтобы быть в курсе тенденций современной и классической и популярной музыки. Знать различные техники исполнения. Занимается как оценкой музыкальных композиций, так и способами их исполнения. Им оценивается творчество композиторов и музыкантов.
  • в спорте – посещать спортивные состязания, либо смотреть их по телевизору, после чего делать свой анализ. В наше время большой популярностью пользуются футбольные, хоккейные и биатлонные критики.

Могут быть специалисты и в сфере компьютерных игр для детей и взрослых. В этом случае он должен разбираться в этой сфере, так как случайных людей здесь быть не может. Это касается всех перечисленных ранее сфер, где может работать критик.

От деструктивной

Отличие объективной критики от деструктивной оценки в том, что выказывается она с уважением. Благодаря ей происходит сплочение коллектива, повышается самооценка человека, усиливается продуктивность деятельности. Объективные замечания показывают, над чем, в самом деле, нужно работать, что совершенствовать.

Конструктивная критика объективна и аргументирована. Тот, кто ее выказывает, не претендует на то, что его мнение единственное и самое правильное. Он акцентирует внимание на отдельных моментах, а не на всей работе. Когда необходимо указать на ошибки, следует привести примеры из личного опыта. Критику важно быть профессионалом, иначе его замечания не будут замечены, к нему не прислушаются. При конструктивных замечаниях делается акцент на плюсах, помимо недостатков.

Деструктивная критика

Примеры

Прежде чем начать критиковать, нужно задуматься о том, хватает ли знаний и опыта в определенной области. К примеру, не понравилось платье, которое швея сшила на заказ. На недочеты в такой работе будет сложно указать, потому что у критика нет образования портного. Суждение должно начинаться с любезных слов, похвалы, в уважительном тоне. Заканчиваться тем же. Это усилит восприятие оппонентом сказанной речи. Иногда ему есть, что ответить на замечания, поэтому должна быть возможность сделать это, ведь может причина случившегося может быть обоснованной. Критику следует быть готов к тому, что придется предлагать возможные пути решения проблемы.

Похвала

Критика-похвала используется в том случае, когда начальника что-то не устраивает в выполненной работе. Подойдут такие выражения:

  • в целом хорошо, но не идеально;
  • работа хорошая, но она не подходит к нашему случаю;
  • хорошо, но Вы можете лучше;
  • по работе заметно, что Вы старались, но этого недостаточно;
  • все верно, но не вовремя.

По отношению к ребенку такой способ критики используется, если он не так понял задание, сделал лишние действия, которые в задании не указаны. В таком случае коммуникацию можно наладить так:

ты перестарался, в задании такого нет, это уже лишнее;

видно, что ты старалась, но читай задание внимательно;

ЧИТАТЬ Мужчина говорит, что соскучился: что это значит

Озабоченность

Критика-озабоченность подходит к моменту, когда работа сдана не вовремя. В высказываниях появляются личные эмоции. Недовольство можно пояснить так:

  • я озабочен Вашей недобросовестностью;
  • я поражен, что Ваш доклад не готов;
  • не уверен, что смогу доверить это задание Вам в следующий раз.

Обезличенность

Безличную критику выказывают, когда нет желания называть имен. Например, в рабочем коллективе говорят так:

  • среди нас есть сотрудники, которые еще не могут справляться со своими обязанностями, но их имен называть не будем;
  • оказалось, что не все поняли, как это для нас важно, надеюсь, они поняли о ком я;
  • некоторые сотрудники до сих пор не соблюдают рабочий график;
  • пусть будет стыдно тем, кто не нашел в себе сил признать ошибки.

Удивление

Используя критику-удивление, необходимо контролировать интонацию. Она должна быть не возмущенной, а удивленной. Это не ругань с насмешкой. Вот примеры удивления:

  • Неужели Вы не справились с поручением?
  • Я поражен, что отчет еще не на моем столе.
  • Неужели Вы не увидели до сих пор свои недочеты?
  • Не верю своим глазам. У Вас, и ошибка? Не ожидал.
  • Как же так?
  • Вам, в самом деле, самому нравится Ваша работа?

Предупреждение

Желая указать работнику на ошибку, но не обидеть его, для критики-предупреждения нужно выбрать твердый, но не угрожающий тон. Фразы подойдут следующие:

  • Рекомендую самостоятельно подумать над ошибками и сделать выводы.
  • При обнаружении повторных нарушений я Вас накажу.
  • Это последнее предупреждение Вам.
  • В следующий раз разговор будет иным.

Вопрос

Если работа выполнена не так, как требовалось, некоторым работодателям интересно знать самостоятельное решение сотрудника. Тогда они спросят:

  • Каким образом будете исправлять?
  • Что планируете предпринять?
  • Как исправите положение?
  • Что предлагаете сделать для исправления?
  • Как будете избавляться от ошибок?

Критика-вопрос

Опасение

Примеры критики, выражающей опасение:

  • боюсь, что это не в последний раз;
  • думаю, что завтра будет то же самое;
  • что-то мне подсказывает, что в следующий раз результат снова будет неудачный;
  • боюсь, не смогу больше Вам доверять ответственные задания;
  • мне не дают покоя повторяющиеся ошибки в Ваших работах (действиях).

Надежда

Надежду на исправление выражают фразами:

  • надеюсь, что Вы исправитесь и не будете больше допускать ошибок;
  • хотелось бы, чтобы в следующий раз Вы сделали поручение качественнее;
  • думаю, Вы справитесь в будущем с заданием без ошибок;
  • хочу верить, что Вы станете более внимательным;
  • я надеюсь, что Вы можете лучше.

ЧИТАТЬ Как стать общительным: эффективные практики и рекомендации психолога

Отличия конструктивной и деструктивной критики

Конструктивная критика подталкивает к саморазвитию, деструктивная ранит и разрушает.

Критикующий готов помочь в решении проблемы.

Не критикуйте, если вы не знаете, как это делать и не готовы взять на себя ответственность за свои слова.

Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.

Стоит ограничивать или вовсе прекращать общение с людьми, которые относятся к вам подобным образом, они уж никак не помогут вам стать лучше и сильнее.

Конструктивной критикой не являются:

Отличия деструктивной критики


Лучше ограждать себя от общения с людьми, критика которых деструктивна

Для того, чтобы критиковать конструктивно, стоит следовать нескольким правилам:

Правильная реакция

Любой вид критики можно высказать эмоционально. Не каждый умеет воспринимать ее спокойно. Если самооценка заниженная, реакция будет отрицательной (у меня никогда не получится это сделать, я все делаю плохо и ни на что не способен). Логика такова, что каждый делает ошибки, без них не будет развития. Поэтому впадать в уныние не следует, нужно начать верить в себя.

При выслушивании критики необходимо держать эмоции под контролем, внимательно выслушать рекомендации и применить советы на практике. Если суждения деструктивные, собеседник разговаривает в повышенных тонах, лучший выход – взять перерыв, успокоиться и подготовить ответ.

Многие считают, что критика – это придирка. Необходимо рассмотреть ее как помощь. Совсем не реагировать на замечания опасно. Стоит прислушаться к оппоненту и подумать, что может за ней скрываться. Вдруг это опасность, которую нужно предотвратить.

Порой не хочется верить и прислушиваться к замечаниям окружающих (они ничего не понимают). Однако если одно и то же говорят несколько человек, это повод задуматься над тем, что же было сделано не так.

Обращать свое внимание не нужно на агрессивные комментарии в интернете, они никакой пользы не несут. То же самое касается суждений людей, которые пытаются целенаправленно обидеть и наговорить неприятностей. Они ничем не обоснованы. Лучше обратить внимание на людей-единомышленников, которые поддерживают и дают ценные рекомендации.

Реагировать на критику необходимо с чувством собственного достоинства и спокойствием. Оправдываться перед критиками не следует. Лучше потратить свою энергию на выслушивание советов, исправление ситуации и извлечение полезных нюансов. Когда собеседник исчерпает все рекомендации, можно его поблагодарить за них и выйти из помещения.

Таким образом, объективная критика несет в себе только пользу. Она позволяет совершенствовать свои навыки и способности. Необходимо к ней спокойно прислушаться, извлечь что-то полезное и заняться исправлением ситуации, развитием своей личности.

Особенности профессии

Чтобы ответить, что за профессия и насколько она полезна, стоит заглянуть в ресурс Википедия.

Где сказано, что критик — это человек, имеющий отношение к различным видам искусства. Это может быть кулинария, литературное творчество, музыка, живопись, кино и так далее.

Стоит сказать, что на критиков специально не учат и все обучение они проходят либо под руководством более опытных наставников, либо сами относятся к той области, в которой являются экспертами. Например, журналисты или литераторы.

Специалисты должны будут уметь не только оставить свой отзыв, но и дать свое развернутое описание, объекта своей критики с объяснением почему был оставлен тот или иной комментарий.

Например, при разборе увиденного спектакля, критик расписывает работу режиссера, драматурга, игру различных актеров, отмечая все их плюсы и минусы.

Именно по этой причине, все современные критики обязаны обладать достаточно большим запасом знаний в той сфере, в которой они работают.

Потому стоит перечислить основные требования к ним в зависимости от выбранной области:

  • в совершенстве владеть литературным стилем;
  • уметь грамотно излагать свои мысли;
  • обладать развитым эстетическим вкусом;
  • быть настоящим экспертом, определяя где истинное искусство и мастерство творца, а где китч и шарлатанство.

Работа у такого специалиста не всегда является спокойной, так как критикуемые авторы очень часто переходят на личности и оскорбления, а сам специалист должен соблюдать спокойствие и невозмутимость в любой ситуации.

Читайте также: