Крестьяне и рыцари 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Крестьянство и рыцарство. Задание на урок: В чём главное отличие положения крестьянства и рыцарства в средневековом обществе?" — Транскрипт:

1 Крестьянство и рыцарство

2 Задание на урок: В чём главное отличие положения крестьянства и рыцарства в средневековом обществе?

3 План урока. 1. Положение крестьян и их повинности. 2. Будни средневековой деревни. 3. Натуральное хозяйство. 4. Война как образ жизни. 5. Мир турниров и гербов. 6. Воспитание рыцаря. 7. В замке.

4 Положение крестьян Крестьяне Свободные Зависимые

5 Виды зависимости крестьян Зависимость Поземельная Личная

6 Повинности крестьян Повинности Отработка (барщина) Продуктовый оброк Денежный оброк

7 Трёхполье Яровые Пар Озимые Яровые Пар Пар ОзимыеЯровые Участок земли в1-й год Участок земли во 2-й год Участок земли в 3-й год

8 Образ жизни рыцарей и крестьян Критерии сравнения РыцариКрестьяне Занятия Жилище Чему обучались Владение землёй Война и турниры Замок Военному делу, придворным манерам, чтению. Полностью ей распоряжались Земледелие Хижина Были безграмотны Только работали на ней

9 В чём главное отличие положения крестьянства и рыцарства в средневековом общества? Главным отличием было то, что феодалы владели землёй, а крестьяне – нет. Это и определяло различие в образе жизни рыцарства и крестьянства.

10 Ключ к Заданию Сеньор. 2. Феодалы. 3. Зависимые крестьяне. 4. Теория о трех сословиях. 5. Вассал. 6. Феодальная лестница. 7. Натуральное хозяйство.

11 Ключ к кроссворду с гт о е у с рр г л вон Феодализм ервос ьр а е обинс д м ч дяжа о ол к н

12 Домашнее задание §12, вопрос 1и3 к § (устно). Записать словарные слова с объяснением и выучить.

13 Словарные слова к уроку: Сеньория Повинности Оброк Барщина Натуральное хозяйство Девиз Герб

Доказать, что с 9 по 13 в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

1. Образовательная: познакомить учащихся с организацией жизни рыцарства, их местом на феодальной лестнице, культурными и военными традициями.

2. Развивающая: развивать навыки работы с иллюстративным материалом, схемами.

3. Воспитывающая: продолжать воспитывать уважение и интерес к культурным ценностям других эпох, возможностью их применения в современном мире.

Тип и вид учебного занятия

Методические приёмы

Рассказ учителя, беседа, работа в группах, работа с иллюстрациями учебника и презентации.

ВложениеРазмер
13_10_6klass_v_rytsarskom_zamke.docx 25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная тема, название учебного занятия

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

Урок. В рыцарском замке.

Цель и задачи учебного занятия

Доказать, что с 9 по 13 в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

  1. Образовательная: познакомить учащихся с организацией жизни рыцарства, их местом на феодальной лестнице, культурными и военными традициями.
  2. Развивающая: развивать навыки работы с иллюстративным материалом, схемами.
  3. Воспитывающая: продолжать воспитывать уважение и интерес к культурным ценностям других эпох, возможностью их применения в современном мире.

Тип и вид учебного занятия

Рассказ учителя, беседа, работа в группах, работа с иллюстрациями учебника и презентации.

конспекта учебного занятия

I.Организационный момент Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучать тему: Феодалы и крестьяне.

II.Мотивация познавательной деятельности . Коварный вопрос: по какой лестнице нельзя ходить? (по феодальной лестнице)

Слайд 1. Феодальная лестница.

- кто был сеньором короля? (господь Бог)

-кто из феодалов не являлся одновременно и сеньором, и вассалом? (рыцари)

В бою отважный рыцарь,

Он свой прославил меч,

С ним опасались встреч.

-что вы знаете о рыцарях? (где жили, что ели, чем занимались)

-а что бы вы хотели узнать еще?

-давайте сформулируем тему урока.(о рыцарях, в рыцарском замке, жизнь рыцарей).

-Давайте запишем тему урока в тетрадь. (Ученики в тетради рисуют таблицу):

Хотим узнать больше

III. Актуализация необходимых знаний .

Слайд : План урока.

Эту таблицу мы будем заполнять в течение урока.

V. Организация познавательной деятельности

Замок- это жилище феодала и его крепость .

-посмотрите на слайды и ответьте на вопросы:

-Из чего строились замки? - из камня.

- где строились замки? на острове или на возвышенном месте.

-что такое донжон? самая высокая башня.

Групповая работа: представим, что мы рыцари. Сейчас вы разделитесь на 2 отряда и выберите главных рыцарей, которые будут отвечать за выполнение задания

Задание по группам:

Группа 1 – подумайте и скажите, как бы вы действовали, если бы хотели овладеть замком? Трудно ли было это сделать?

Группа 2 – подумайте и скажите, как бы вы обороняли свой замок? Что бы вы для этого использовали?

( из параграфа 12 п.1 выписывают ответы на задания)

Заполняют в тетради таблицу:

Молодцы! Справились с заданием! Вывод: замок - это крепость феодала.

Снаряжение рыцаря. Слайд

-замок феодалов был хорошо укреплен и защищен.

- а какое снаряжение было у рыцаря?

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом, а так же длинным копьем, нередко он пользовался также боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщением на конце . Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Слайды Тело защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец( иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы-доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз . Слайд Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождал оруженосец и несколько, конных и пеших воинов. Конь и снаряжение стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым крестьяне.

- а сейчас я предлагаю вам побыть рыцарями.

- слайд о доспехах.

Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена

-а сейчас как вы думаете в чем была сила, а в чем слабость рыцаря как воина на поле боя? (1.неуязвим- железные доспехи, мощные удары2. Неповоротлив: упав с лошади не мог самостоятельно подняться).

Вывод: рыцарь был хорошо вооружен и защищен, но был неповоротлив и тяжел.

Доспехи рыцаря защищали его в бою от меча и копья.

Главное занятие рыцаря-война.

Воспитание рыцаря слайд

- как вы думаете, любой человек мог стать рыцарем?

- а почему феодалы готовились к военной службе с детства?

- какой единственный в жизни удар мог получить рыцарь , не ответив на него?

-как вы думаете, чем в основном занимались рыцари?

Вывод: рыцари готовились к посвящению с 7 лет, до 15 прислуживали феодалу, потом были оруженосцами и только после длительной службы или воинских подвигов становились рыцарями.

Герб, флаг, девиз. слайд с изображением рыцарей.

- как вы думаете что изображено на слайде?

- все рыцари облачены в доспехи, забрало опущены. Как можно их различить? По изображению на щите.

- как правило на щите был изображен герб.

Герб— эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба. Изучением гербов занимается геральдика.

На каждом гербе был девиз – краткое изречение.

Что вы можете сказать о рыцарях, у которых были такие девизы:

- а как в бою рыцари определяли местоположение своего командира?

Давайте обратимся к тексту учебника стр.98, и ответим на вопросы:

- Какими качествами обладал рыцарь?

- Что представлял из себя кодекс рыцарской чести?

- Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?

- Какими качествами обладал данный рыцарь?

- Можно ли его назвать идеальным? Докажите свое мнение фразами из текста поэмы и необходимыми рыцарскими качествами?

Вывод: у каждого рыцаря был свой герб, девиз, флаг. Рыцари жили по кодексу рыцарской чести.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: систематизация, обобщение и закрепление знаний по истории европейского средневекового общества

Задачи урока:

образовательная (информационная): обобщить знания о сословиях средневековья, а особенно крестьянах и рыцарях;

развивающая (коррекционно-управленческая): развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умения по работе с раздаточным материалом, текстом, аналитические способности учащихся, ассоциативное мышление;

воспитательная (регулятивная): воспитывать нравственность и сострадание, умение давать оценку поступкам людей, пацифизм.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок самоопределения и самореализации, с использованием опережающего задания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Основные термины: сеньор, вассал, феодальная лестница, феодальная вотчина, повинности, община, рыцари, феод, служба, барщина, оброк, замок, донжон, турнир, пиры, охота, герб, церковная десятина.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем, осмысливать нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию и ответственное поведение в современном обществе.

Метапредметные: планировать учебные действия, формулировать собственные мысли и высказывать свою точку зрения, обосновывать выводы, вести дискуссию, владеть диалогической формой речи.

Предметные: представлять условия жизни феодала и крестьянина, применять понятийный аппарат, раскрывать смысл исторических понятий.

На доске пишем тему урока ( не сразу, а после объявления её учащимися), план урока и эпиграф "Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего!"
(Платон) . Также украшаем доску докладами и рисунками учеников.

Орг.момент (3 мин.)

Здравствуйте, ребята и гости нашего урока. Поздоровайтесь с гостями. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть в таком позитиве пройдет наш урок. Садитесь.

Знаю, Средних веков не погашено пламя,

Но в ладонях его так непросто сберечь.

Старый замок и мост, и тяжелое знамя –

Знамя наших разлук и забывшихся встреч.

Ярких факелов свет в переходах недлинных,

Шелест платья и взгляд – долгий взгляд за спиной,

Свет былой красоты с гобеленов старинных

В этот день нас, ребята, зовут за собой.

Формулировка темы урока, постановка цели : Итак, давайте сегодня с вами разберемся, какова же тема нашего урока.

Ещё одна посказка для вас. Посмотрите на экран (слайд 1) Что вы видите? (дети формулируют тему урока и записывают её в тетради и на доске).

И рыцари, и крестьяне жили в какое время? Как оно называется в истории? (Средневековье). Общество в Средневековье делилось на сословья. Какие это были сословья? (Духовенство, рыцарство и крестьянство).

I. СТАДИЯ – “ВЫЗОВ” Попробуйте отгадать, о каком сословии я говорю. Отгадывая сословия, каждый ряд получает задания по этому сословию.

Вассал сеньору служит своему.

Он терпит зимний холод и жару,

Кровь за него не жаль пролить ему

Пускай не скажет обо мне никто,

Что от испуга позабыл я долг.

Не посрамлю я никогда свой род.

Вот если б ты пошел за плутом,

И, мерясь силами друг с другом,

Мы запахали бы свой клин,

Счастливей был бы ты, мой сын.

3) Молился Богу день и ночь,

Я умолял Его помочь,

Главу склоняю, со смиреньем
И отдаюсь на суд Отца.
Я всё приму,с благодареньем.
. и отозвались небеса!

- Задание такое, я даю вам чистый лист, а ученики каждой парты должны написать особенности вашего сословия не повторяя предыдущего, и ученик последней парты выходит сюда и читает их вслух. Кто больше даст правильных определений, тот и выигрывает.

-О духовенстве мы с вами поговорим на последующих уроках, когда будем говорить о Крестовых походах, а вот два других сословья мы разберем на этом уроке.

II. СТАДИЯ – “ОСМЫСЛЕНИЕ И ПРАКТИКА”. Класс делится на пять групп и каждая группа получает своё задание.

Темирханова Сара читает четверостишье о крестьянстве.

Главным богатством в средние века была земля. Но земля, которую никто не обрабатывает, не принесет никакой прибыли. Поэтому можно сказать, что главным источником богатства был труд крестьян на земле. Крестьяне составляли большинство населения средневековья.

В средневековой Европе большинство крестьян не были свободными людьми. Они не могли в полной мере распоряжаться ни собой, ни землей, на которой жили и работали, ни имуществом. А вот почему они становились зависимыми , нам ответит 1 группа , которая работала по документу.

А теперь вопрос 2 группе : Какие повинности Видрада ,в описании владений одного монастыря (X в), составляют барщину и оброк? Какие ещё повинности вы помните?

Повинности крестьян:

Барщина – даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего своими орудиями труда в хозяйстве феодала.

Оброк – плата за пользование землёй в денежном или натуральном виде.

Подати и поборы .

Десятина – 1/10 часть доходов, передаваемая в пользу церкви.

Омаров Мухаммадсаид:

О как мечтаю я попасть в железный век

Век рыцарства,век доблести и славы

В бой с Ричардом идти под стягом льва

Сражаться на турнирах ради дамы

- На доске вы видите рисунки, нарисованные вашими одноклассниками. Скажите, в чем были одеты рыцари, какое оружие они имели и как назывались их доспехи? (ученики отвечают на вопросы)

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с ног до головы.

Тело рыцаря первоначально защищала кольчуга, доходившая до колен, позднее её заменили латы. На голову надевал шлем и в минуту опасности рыцарь на лицо опускал забрало.

Сражались рыцари на сильных и выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Боевой конь, рыцарское снаряжение стоили очень дорого, поэтому только землевладелец мог нести службу. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооружённых воинов, конных и пеших.

Палица – тяжёлая дубинка с металлическим утолщённым концом.

Кольчуга – рубаха, сплетённая из железных колец.

Латы – доспехи, сделанные из стальных пластин.

Забрало – металлическая пластинка с прорезями для глаз.

Оруженосец – слуга рыцаря, который заботится о его оружии.

А кто такие сеньоры и вассалы?(дети отвечают на вопрос)

Четвертая группа расскажет нам об обязанностях сеньоров , описанных в эпических поэмах о Гильоме Оранжском .

А пятая группа расскажет о замке феодала.

Аида Алиханова подготовила презентацию о замке феодала, давайте посмотрим.

Физкультминутка. (Да,нет)

Феодальная лестница – это почётное или высокое звание (нет)

Междоусобная война – это война между феодалами (да).

Десятина – 1/10 часть доходов, передаваемая в пользу церкви(да)

Кольчуга- это тяжёлая дубинка с металлическим утолщённым концом.(нет)

Оброк - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего своими орудиями труда в хозяйстве феодала.(нет)

Забрало – металлическая пластинка с прорезями для глаз.(да)

Крестьяне входили в феодальную лестницу.(нет)

Малахова Амина и Ахмедов Магомед- Али знакомят нас героями-рыцарями (опережающие задание)

Пишем тест. Взаимопроверка. Результаты заносим в оценочные листы.

Затем группам предлагается решить кроссворд, чтобы проверить себя.

Оцениваем свою работу в группе.

Рефлексия. Кубик Блума (на гранях кубика записаны начальные слова вопросов – почему…, объясни…, назови…, предложи…, придумай…, поделись…). Один из учеников задаёт вопрос начиная со слова, выпавшего ему на кубике, а ребята на него отвечают, тот, кто ответил правильно теперь сам бросает кубик и задаёт вопрос и т.д. .

Оцениваем себя на уроке. Самооценка.

Домашнее задание:

1. Попробуйте дома на машине времени переместиться в эпоху средних веков и написать рассказ о своем путешествии по средневековью.

2. Нарисуйте герб своей семьи.

Приложение

Первая группа

Как крестьяне теряли свою свободу

В неспокойные времена крестьянину одному трудно было защитить свое хозяйство, семью и жизнь. Для этого заручались покровительством какого-нибудь могущественного соседа, например крупного сеньора или монастыря. Но в обмен на защиту крестьянину приходилось отказаться от собственности на землю и от свободы в пользу своего покровителя — признать себя зависимым. Чем сильнее был сеньор, тем безопаснее чувствовал себя на его земле крестьянин. Чем больше земли с крестьянами было у сеньора, тем богаче и могущественнее он считался.

Вопросы: Почему некоторые свободные крестьяне сами признавали себя зависимыми в пользу своего покровителя? Как ещё крестьяне становились зависимыми?

Вторая группа

В описании владений одного монастыря (X в.) сказано,

Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за негоодну свинью, фунт льна, трех кур, восемнадцать яиц; ежегодно во­зит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет пять телегнавоза со своего хозяйства; двенадцать раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит пиво. Согласно обычаю, в течение недели пасет в лесу свиней. Три дня в неделюв течение всего года обрабатывает участок господского поля (ука­зан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во времясенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена
должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он с собст­венными телегой и быками отрабатывает с мая по август.

а) Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

б) Какие виды барщины выполняют Видрад и его жена?

Третья группа

Вассал сеньору служит своему.

Он терпит зимний холод и жару,

Кровь за него не жаль пролить ему

Пускай не скажет обо мне никто,

Что от испуга позабыл я долг.

Не посрамлю я никогда свой род.

Вопросы: В чем видит вассал свой долг? Что он считает позо­ром для себя и своего рода? Почему сложились такие отношения между сеньорами и вассалами?

Четвертая группа

В эпических поэмах о Гильоме Оранжском показано, как сеньор граф Гильом
Оранжский делит военную добычу:

Велел собрать все, что оставил враг:

Коней со сбруей, мулов хоть куда,

Баулы золота и серебра,

И самоцветы, и борзых собак.

Так много получил любой вассал,

Что самый бедный стал в тот день богат.

Вопросы: Как в этом описании отразились обязанности се­ньора в отношении вассалов? Какие другие обязанности были у сеньора?

Пятая группа

Замок феодала

Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе, начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки - большие или скромные.

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице. Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон, в которой феодал вместе со своими слугами мог выдержать долгую осаду. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

Вопросы: Почему стали стоить замки? Где строились замки и как они выглядели?

hello_html_m3d3488cf.jpg

По вертикали : 1. металлическая маска для защиты лица рыцаря.

По горизонтали : 1. жилище феодала. 2. боевые доспехи рыцаря. 3. отличительный знак рода. 4. глашатай на турнире. 5. тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом. 6. одеяние из металлических колец. 7. одна из рыцарских забав.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель наставничества на 2016–2017 уч. год: формирование практической готовнос­ти молодого специалиста к работе в условиях перехода на ФГОС СПОО.

– сформировать навыки проектирования молодым специалистом содержания образования полного общего образования в рамках системно-деятельностного подхода (рабочие программы и др.);

– оказывать консультационную помощь в области предметной подготовки специалиста;

– создать условия для развития технологической культуры молодого специалиста (в том числе практической готовности в области применения активных приемов обучения);

– способствовать формированию у молодого специалиста целостных теоретических представлений о диагностике метапредметных и предметных, сформировать навыки организации мониторинга образовательных результатов;

– отработать навыки проектирования и реализации молодым специалистом современных типов уроков, в том числе в рамках дистанционного обучения;

–способствовать становлению умений обобщения собственного педагогического опыта, повышению конкурсной активности молодого специалиста.

Ожидаемые результаты:

– становление профессиональных навыков преподавания предметов в начальной школе;

– развитие психолого-педагогической культуры молодого учителя в рамках системно-деятельностной модели преподавания;

– обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

– совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

– использование в работе учителем новых педагогических технологий и различных форм мониторинга уровня предметных и метапредметных результатов учащихся

Читайте также: