Краткий конспект по операм руслан и людмила м и глинки хованщина мусоргского м п

Обновлено: 06.07.2024

Начинается опера со сцены княжеского пира. Князь отдаёт дочь свою (Людмилу) за героя – Руслана. Сам герой хорош, да и Людмила любит его, отвергая всех других претендентов на свою руку: Фарлафа и Ратмира. Тут Баян в песне предсказывает нелёгкую судьбу Руслана и Людмилы. Им помешает злая сила, но кончится всё хорошо.

На своём пути Руслан встречается с волшебником – Финном, который рассказывает ему свою историю. В молодости он никак не мог покорить красавицу Наину. Когда же от отчаяния прибег к чарам, то влюбил в себя уже старушку Наину. Теперь она преследует его, а он в ужасе скрывается.

Далее Руслан сталкивается с огромной головой, которая, дуя на него, устраивает ураган. Но герой побеждает злую голову, забирает волшебный меч, который она хранила.

Теперь Руслан проходит ещё одно испытание – встречает Наину, которая заманивает его в прекрасный дворец, где полно яств, драгоценностей и красавиц. Тут уже и Ратмир, за которым спешит влюбленная в него Горислава. Мужчины заколдованы, они обо всём забыли. Но от чар Наины их спасает Финн. Ратмир возвращается к Гориславе. А Фарлаф давно готов был отступиться от Людмилы, но Нана обещает ему волшебную помощь.

Тем временем Людмила в плену у Черномора отказывается от его подарков. А Руслан вызывает его на бой. Герой отрубает колдуну бороду, в которой и содержалась его могущество.

Вместе с заколдованной Людмилой Руслан возвращается к её отцу. Тут Фарлаф пытается разбудить княжну, но получается это лишь у Руслана.

Опера учит тому, что добро обязательно побеждает.

Читать краткое содержание Глинка - Руслан и Людмила. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оперы. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Глинка - Руслан и Людмила

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Молодая, симпатичная девушка выходит замуж за богатого мужчину, который ей годится в отцы. Ее социальное положение очень тяжелое.

Действие в книге начинается в городе со скрытым названием. В городе живет популярный писатель Глеб Бородаев. Глеб писал мистические и приключенческие повести. Рассказ ведется от лица шестиклассника Алика Деткина

Однажды, в канун Нового Года хозяйка магазина игрушек разносит подарки по домам детям, чьи родители совершили заранее покупку. Хозяйка представляется в образе баронессы-феи и передвигается по улицам верхом на метле, олицетворяя добрую колдунью из сказок

Юрий Иосифович Коваль — это писатель с тяжелым детством. Ведь его детство пришлось на предвоенное время, 1938 году он родился в Москве. Его мать работала в то время врачом-психиатром, а отец в милиции. Детство его было, сложным

В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб, к которому прибиты металлические таблички с надписями. Городской люд просыпается под настойчивый перезвон колоколов и голос стрелецких труб. Подьячий первым появляется на сцене, идёт к своей будке. Показывается боярин Шакловитый, сыскной начальник. Он хочет написать донос, кляузу на князей Хованских, якобы они собрались власть захватить и порядки свои чинить. Подьячий так пугается, что зочет отказаться записывать, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым. Шакловитый забирает бумагу и исчезает.

На сцене появляется князь Иван Хованский со своими стрельцами, а за ним и сын его Андрей. Андрею нравится девушка Эмма из Немецкой слободы. Он проявляет ей знаки внимания, но она отвергает его. В гневе, он замахивается на неё, но на защиту Эммы встаёт смелая Марфа. Между отцом и сыном возникает конфликт, который прерывается появлением на сцене Досифея, главы раскольников.

2 действие

В своих палатах князь Голицин читает письмо царевны Софьи, в чьих фаворитах он ходит. На пороге появляется Варсонофьев и говорит, что пришла гадалка. Это Марфа, переодевшись колдуньей, гадает князю над чашей с водой, предсказывая ему неминуемую опалу. Трусливый князь, боясь, что гадалка может всё разболтать, приказывает её убить. Но Марфа, подслушав разговор, успевает скрыться. Заходит Иван Хованский. Между ним и Голициным вспыхивает пылкая ссора и только появление Досифея успокаивает их. В покои входит Иван Хованский, а затем и Марфа, умоляющая помиловать её, ведь предсказание сбывается. А за сценой слышны голоса прислужников Петра.

3 действие

4 действие

Картина 1

Князь Иван Хованский в своём доме трапезничает, требует всё больше блюд на стол. А молодые крестьянки развлекают его песнями и танцами. Голицин предупреждал его об опасности, но Иван не поверил ему. Шакловитый вызывает его, якобы на разговор к Софье. Князь собирается и, не подозревая подвоза и опасности, выходит. Шакловитый продолжает плести свои коварные сети. По его приказу князя Ивана Хованского хватают и убивают. Всё вышло так, как он планировал, можно праздновать победу.

Картина 2

На площади Кремля стражники увозят Голицина в ссылку. Досифей, Марфа и Андрей понимают, что происходит что-то страшное, ведь к Кремлю уже приближается Преображенский полк Петра.

5 действие

В отчаянии и скорби Досифей предлагает единомышленникам не сдаваться живыми, умереть за правое дело. Он понимает, что раскольники обречены. Старообрядцы шествуют со своим гимном. Марфа, поддерживая своего наставника, от своей свечи на поляне разжигает костёр, которому суждено стать погребальным. Они не боятся умирать за свою веру. Когда появляются войны Петра, Досифей с раскольниками, Марфа и Андрей ступают в костёр. Огонь охватывает их. Скит раскольников тоже объят огнём. Народ с ужасом смотрит на пламя, поглащающее человеческие жизни, полные веры и страданий.

События, описанные в опере, основаны на реальных событиях второй половины 17 века.

Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Лучше умереть, чем предать свою веру.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

Мусоргский - Хованщина. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главная героиня - Липа беззаботно танцует, хочет наверстать упущенное. Так как считает, что разучилась плавно и грациозно двигаться, и не слушает замечания матери. Мать ругает её за то, что она не следит за своим здоровьем

Стоящий у власти Джедефра, фараон Четвёртой династии Древнего царства Египта, желает оставить память о себе на многих поколения потомков. Великие фараоны прошлого совершали потрясающие открытия

Стимул успеха – возникновение мысли!

Во время правления одного из падишахов в стране казнили всех стариков, достигших семидесятилетнего возраста. Правитель был молод и думал, что от пожилых людей нет никакого толку.

Повесть начинается в доме у князей Приклонских. Пожилая княгиня с дочерью Марусей пытаются уговорить молодого князя, Егора, брата Маруси, перестать проматывать последние деньги семьи

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критская. Музыка, 4 класс

Урок 5. В музыкальном театре: Восточные мотивы в разноплановых музыкальных жанрах русских композиторов

Цель урока: Освоение жанровых, языковых особен­ностей музыки русских композиторов, в которой ярко проявилась тенденция использо­вания восточных мотивов и получение представлений о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

- расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки;

- содействовать накоплению музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;

- развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;

- развивать творческое начало в размышлениях о музыке, в двигательных импровизациях;

- развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

- воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Музыкальное приветствие

- Здравствуйте!

- Начался урок!

Мы вновь отправились сейчас

В театр музыки тотчас.

Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы

– В прошлый раз в музыкальном театре мы познакомились с одной из опер русского композитора. Напомните автора и название оперы.

- Сейчас вы ещё раз услышите фрагменты из оперы. Вспомните героев, их образные характеристики и сцены в опере.

- Изобразительные, т.к. инструменты симфонического оркестра подражают народным инструментам. Постепенное непрерывное нарастание динамики звучания показывает, как постепенно пробуждается все вокруг и появляется свет - от почти полной темноты до ещё не очень яркого: утро - раннее.

- Это – песня главной героини оперы – Марфы.

- Вспомните, а как вообще называется сольная песня в опере?

- А как думаете, почему Мусоргский выбрал не традиционный оперный жанр — арии, а жанр песни?

- Чтобы раскрыть народность образа героини, показать душу русского народа.

- Композитор использовал подлинную народную песню в своей обработке или написал песню в народном духе?

- Песня написана Мусоргским в народном духе: протяжная, лирическая, распевная мелодия.

3) Выявление проблемы урока

А) Рассматривание картин

- На картинах русских художников изображены нерусские - восточные сцены и сюжеты. Это видно по одежде, узорам, обстановке.

Что вы можете сказать о нарисованной Иваном Билибиным женщине?

- Молодая, красивая, с необычным цветком в руках и скипетром. Её черты лица и наряд – восточные. То, как она сидит, а также скипетр в руках говорят о её принадлежности к высшему сословию. Преобладает яркий, красный цвет.

- Действительно, царственная поза молодой женщины (в раскинутых руках ски­петр и волшебный цветок), восточные черты лица, необычность костюма (тяжелый тюрбан со звездой на голове, шаровары, многослойность и орнаментальная роспись верхней одежды, характерная (с загнутыми вверх носами) обувь говорят о восточной царице. Художник изобразил её в ярко-красных, праздничных тонах.

Б) Расширяем кругозор

Имя Тимура или Тамерлана (1336—1405), прозванного в народе Железным Хромцом, среднеазиатского полководца и завоевателя, уже вам известно. В конце XIV в. чудотворная икона Богоматерь Владимирская во время нашествия войск хана Тимура спасла Москву от гибели.

- Все виды искусства, в том числе и музыка, предоставляют большое поле для деятельности и творчества авторов. Теперь, рассмотрев внимательно живописные восточные образы на картинах русских художников Верещагина и Билибина, предположите, о чём у нас с вами пойдет сегодня разговор.

- Наверное, будем знакомиться с восточной музыкой русских композиторов.

- Каким вы себе представляете Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?

- Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…

– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды и одновременно пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические растения.

Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:

серия живописных восточных картин (3-4 слайда);

иллюстрации из восточных сказок (4-5).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Давайте со мной вместе попытаемся пропеть эти музыкальные темы, выявляя характерные восточные интонации и причудли­вые пунктирные ритмы, узорчатость мелодики, обилие распевов.

- Вспомните, кто в опере исполняет этот хор?

- Восточные девушки в замке злой волшебницы Наины.

- Персидские девы манят путников пленительным пением.

- Как восточным красавицам это удаётся? В чём проявляется особенность их пения?

Тембр голоса завораживающий, нежный.

- М ногочисленные распевы, убаюкивающий ритмический рисунок.

- М елодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.

Учащиеся плавным движением рук отмечают фразировку, вступления высоких (сопрано) и низких (альты) голосов хора, их сочетание.

Б) Вокализация вслух разучивание по строчкам.

Четвероклассники выявляют сходство и различия между разнотипными мелодиями.

- Я предлагаю вам теперь последовательно послушать эти два фрагмента из опер. При слушании обратите внимание на красочность ор­кестровки , необычность тембров голосов и инструментов, вариационный ти­п развития музыки.

– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Какими видите их движения?

- Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…

– Представьте, что вы находитесь в восточном шатре и должны своими движениями, взглядом поймать в свои сети путника. Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно: сначала придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия.

А) Прослушивание фрагмента. Дети двигаются.

- А теперь соединим характерные движения, добавим в сопровождение звучание тре­угольника и румбы, которые подчеркнут ритмический рисунок, и исполним получившийся танец.

- Получился замечательный восточный танец!

- Каков ритм колыбельной? Какими движениями можно его передать?

- В оркес­тре звучат колокольчики; ритм - спокойный, ровный, убаюкивающий. Движения рук должны быть мягкими, плавными.

3) Повторное полное прослушивание и пластическое интонирование

- Всегда ли ровно и спокойно звучала музыка?

- Нет. Музыка сначала звучала нежно и спокойно, но затем музыка, набирая силу, стала в средней части взволнованной и страстной. В конце мелодия зазвучала вновь спокойно и очень ласково, нежно.

- Какова же форма построения музыки этой колыбельной? Сколько вы услышали в ней частей?

- Сопоставление зву­чания крайних частей колыбельной даёт возможность определить трехчастную форму.

4) Рассматривание картины

Что вы видите на этой картине?

- Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера, и спрятавшаяся в дымке горная гряда с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения.

Ответы четвероклассников.

Задача: У силить впечатления школьников от знакомства с восточной музы­кой.

3. Углубление в тему

– А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура в целом – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов.

Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке, часто так и называют - Русский Восток.

Подумайте, объясните, почему именно так назвали эти образы?

Ответы детей.

- То есть за основу были взяты подлинные восточные народные (персидские, арабские, турецкие мелодии), но написаны были русскими композиторами.

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия (Викторина)

- А сейчас для того, чтобы закрепить наши знания, приготовьтесь к написанию викторины.

Учитель раздает бланки викторины и объясняет ход работы в них:

– Теперь, прослушав и исполнив немало восточных тем и сделав их анализ, подумайте, в чём же особенности восточной интонации?

Многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие;

Мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент;

Часто встречается мелодия плавная, покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих девушек;

Характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.

– Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано?

- Придают волшебство, загадочность, контраст…

– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток?

Ответы детей.

2. Подведение итога

Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма.

Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.

Хованщина

Действующие лица:

Голос

Описание

опера Хованщина

В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.

Фото:

Мусоргский Хованщина
Хованщина краткое содержание



Интересные факты

Шаляпин в роли Досифея

Модест Петрович Мусоргский

Настоящим прорывом в понимании драматургии Мусоргского стала постановка оперы Театром оперы и балета Белорусской ССР в 1971 году. Впервые она была показана как динамичная, настоящая народная драма, полная жизни и движения.

В 1999 году в Саратове очередная постановка, в редакции Д.Д. Шостаковича, дирижер – Ю.Л. Кочнев.


Образы


Вспомогательные персонажи оперы

  • Эмма – наложница Хованского, является, по сути, его рабыней;
  • Варсонофьев – приверженец Голицына, не имеет своего мнения ни по какому вопросу;
  • Сусанна, Пастор, стрелец Кузька, клеврет Голицына;
  • три безымянных стрельца;
  • московский разнообразный пришлый люд, стрельцы, раскольники-старообрядцы, рабыни Хованского, народ.

Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя. Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ – как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже – в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: