Красота и целесообразность вещь как сочетание объемов и образ времени изо 7 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Форма вещи не случайна.
Наилучшая форма вещи – это результат
наиболее полного выражения ее функции.
Материал, цвет, конструкция вещи должны
соответствовать ее эффективности в работе.
Исходя из этого и лейка, и чайник сконструированы так,
чтобы из носика текла вода.
Каждая вещь создана, чтобы принести пользу.
Вещь утилитарна,
рассчитана на практическое применение.
Когда исчезает дело, для выполнения которого
предназначена вещь, исчезает и отмирает сама вещь.
В вещи воедино слито художественное и утилитарное,
красота и польза.
Красота не существует сама по себе, а является полным
выражением предназначения предмета.
Например, форма самолета изменялась в соответствии со
стремлением достичь наибольшей скорости. Красота явилась
художественным воплощением сути полета.
В форме современных вещей дизайнеры стремятся
эстетически воплотить их функцию.
Вещь должна быть полезной, удобной и красивой.
Со временем практическая эффективность вещи
часто уменьшается,
а ее художественная ценность как предмета искусства
возрастает.
Вещь значима для нас как отпечаток времени.
Глядя на какую-нибудь вещь, мы вспоминаем связанные с ней события.
Вещь вбирает в себя дух своего хозяина, места, в котором находится.
В вещи живет память и образ времени.
Вещь – материальный отпечаток эпохи.
Благодаря этому свойству в современном искусстве вещи
служат материалом для создания инсталляций.
Инсталляция – форма современного искусства,
плоскостная или пространственная
композиция, созданная из различных готовых
материалов и форм, являющая собой
художественное целое.
14. Пространственная инсталляция
15. Пространственная инсталляция
17. Плоскостная инсталляция
Практическая работа
по созданию плоскостной инсталляции
(далее представлены примеры инсталляции)
Инсталляция на тему о Великой Отечественной войне
Инсталляция может быть выполнена с помощью
различных мелких деталей: гаек, монет, кнопок,
пробок, скрепок, пуговиц, макарон, семян и др.
Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
Предмет – Изобразительное искусство.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- дать определение вещи как объекта, несущего отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего;
- осознавать и объяснять дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование;
- выявлять сочетание объемов, образующих форму вещи;
- выявлять слияние художественного и утилитарного в вещи (красоты и пользы);
- дать определение произведений пластического искусства;
- иметь представление о социальной роли вещей во все времена.
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
- развивать воображение и фантазию при создании творческой работы;
- определять учебную цель и жизненно-практическую проблему.
Познавательные:
-выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций;
Коммуникативные:
- понимать общее и различное во внешнем облике вещи, работать по плану, сверяясь с целью;
- планировать деятельность, излагая свое мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
3. Личностные:
- понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- формирование чувства красоты и эстетизма;
- формирование умения рационально выполнять работу
__________________________________________________________________________________Словарь урока:
Конструкция вещи – это то, что можно выявить в вещи, вне зависимости от её назначения, взаимное сочетание объёмов простых и сложных.
Форма – это результат наиболее полного выражения сути вещи, ее функции.
Утилитарность - практическое назначение вещи.
Инсталляция – произведение современного пластического искусства.
__________________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
Авторы А.С. Питерских, Г.Е. Гуров
- принадлежности для выполнения аппликации, материалы для монтажа инсталляции, предметы для инсталляции, плоскости для инсталляции
- по возможности ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор, экран
Наглядно – демонстрационный материал:
- наглядный материал: простые геометрические объемы, сложные объемы
- принадлежности для практической работы по проверке пройденного материала
- жетоны для подведения итогов практической работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- деление класса на три команды
- приветствие учащихся, проверка наличие учебников и принадлежностей на рабочем месте (слайд1)
- проверка наличия учебников и принадлежностей на рабочем месте
Знакомство с темой урока и введение в суть темы через высказывание древнего философа. (слайд 2)
- многообразие мира вещей, их роль в жизни человека;
- отображение красоты вещей и материалов из которых они изготовлены в живописных произведениях изобразительного искусства;
- призыв внимательно приглядеться к вещам, чтобы не упустить их своеобразие и достоинство
- повторение ранее пройденного материала;
- отвечают на вопросы
1. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий мир вещей? (слайд 3)
2. Когда и где появился натюрморт в качестве самостоятельной картины?
Актуализация знаний
Формирование чувства уважения и грамотного отношения к окружающему миру вещей:
- проектирование, создание нового;
- вещь как авторство дизайнера;
- необходимость эстетичности восприятия вещей
- красота вокруг нас
- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;
- дизайн вещи это искусство
- создание нового как старого, но с учетом новых требований
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование нового знания о конструкции вещей, как взаимном сочетании объемов:
- простых геометрических тел;
Организация промежуточной практической работы.
Демонстрация наглядных изображений сложных объемов
Охарактеризовать виды предложенных сложных объемов
Просмотр слайдов. (слайд 5)
Анализ предмета с простой геометрической формой.
Практическая работа:
-выявление составляющих геометрических объемов и подбор соответствующих геометрических фигур.
- выполнение схематичной аппликации
- подведение итогов практической работы
Формирование нового знания о форме, как результате наиболее полного выражения сути вещи, ее функции.
- создание вещи для дела;
- форма вещи и ее эффективность в работе;
- эстетическое воплощение функции вещи
Просмотр слайда. (слайд 8)
- отвечают на вопросы:
1. Чем отличается форма современных самолетов от формы первых самолетов?
2. Какова цель конструкторов, создателей самолетов?
3. Приведите примеры вещей, в форме которых отражено слияние утилитарного и художественного
Исчезает дело, исчезает и вещь
Старые вещи сегодня утратили свою роль и практическое значение.
- (шарманка, граммофон, примус)
С развитием прогресса появились новые предметы
- ( ракеты, компьютеры, сотовые телефоны и др.) (слайд 11)
Формирование вывода:
Надо с уважением относиться к старым вещам, несущим отражение прошлой жизни, дух своего хозяина, красоту прошедшей эпохи
Вещи, потерявшие утилитарность, но не популярность и любовь
Просмотр слайда (слайд12)
(звучит музыка)
Слова об уюте в доме с русским самоваром. Форма самовара, слияние красоты и целесообразности
Демонстрация красоты русских самоваров (слайд 13, 14, 15, 16, 17 18)
- воспитание уважения к русским традициям.
- привитие уважения и восхищения к русским мастерам, изготовляющим русские самовары.
Мир старых вещей.
Просмотр слайда (слайд 20)
- знакомство с миром старых вещей
- знакомство с дизайном вещей прошлых лет
- знакомство со свойствами старых вещей:
Сочетание красоты и рациональности
Материальный отпечаток эпохи
Дух своего хозяина
Чтение стихов о старых вещах.
Формирование вывода:
Надо с уважением относиться к старым вещам, несущим отражение прошлой жизни, дух своего хозяина, красоту прошедшей эпохи
Формирование нового знания:
Использование свойств старых вещей в современных видах пластического искусства.
Ассоциативно-образное представление созданное предметами в инсталляции. Приобретение предметами художественного смысла и символичности.
Инсталляция – это художественно-образный язык монтажа.
Логические или образные названия композиций инсталляций.
Просмотр слайдов: (слайд 21, 22)
Знакомство с материалом учебника
стр 74-75, просмотр инсталляций.
Какие предметы используются в инсталляциях?
Как размещены предметы на плоскости?
Какой смысл отражают инсталляции?
Например: игра, отношение, любимое дело, воспоминание и прочее.
6 этап Организация практической работы (Выполнение инсталляции)
Проведена работа по сбору предметов для инсталляций каждой группой учащихся по разным темам.
Рекомендации по выполнению монтажа предметов:
Работа по группам. (III группы)
Распределение обязанностей по выполнению инсталляции.
Физкультурная минутка
(пальцы в замок, вращаем кисти рук)
Составить композицию предметов на плоскости
Выполнить крепёж с помощью клея-карандаша, шила, верёвки
Придумать название работе
- Помощь учащимся в работе. Завершение работы по выполнению инсталляции.
Выполнение учащимися практической работы. (звучит музыка)
Рефлексия и оценивание
Представляя инсталляцию, расскажите:
- К какому виду искусств относится ваше произведение?
-Какой образ вы создали и какие предметы при этом использовали?
- Какие ассоциации хотели вызвать у зрителя?
-Как назвали свою инсталляцию?
- Другие варианты названий?
Закрепление основных понятий урока:
Конструкция вещи- как сочетание объемов
Форма – красота и польза
Вещь как образ времен
Представители каждой группы учащихся демонстрируют работу группы.
Анализ и оценка инсталляций. Инсталляции под номером (1,2,3)
Объявлено коллективное оценивание.
Подведение итогов голосования.
Закрепление основных понятий темы урока:
Ответы с места
Самовар стал символом русского застолья. Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях, что неоднократно было отражено в произведениях изобразительного искусства.
Пузатыми самоварами пользовались в домах простых людей, и в царском дворе.
Этот прибор был очень удобным. Вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. На вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже долго не остывал.
Самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно. Сейчас мы приобретаем больше электрические чайники. Но самовары по-прежнему живут в нашей жизни.
Для учителя – макеты инсталляции, презентация по теме (мультимедиа), аудиозапись (музыкальное сопровождение).
Для учащихся – рамка, клей ПВА, пластилин, гуашь, элементы бытовых предметов, ножницы, промышленные и природные материалы, фрагменты текстов и репродукций.
Я не первый раз у вас в школе, и мне очень нравится, как оформлена ваша школа. Поднимаясь по лестнице, я любовалась оформлением лестничного марша. Я вижу, что в вашей школе учатся ученики, которые любят создавать уют и красоту. Это ваш школьный мир. И у каждого человека есть свой мир, известный и понятный только ему одному. В этом мире человек живет, созидает, создает уют, он полон интересов и увлечений.
Инсталляция – это латинское слово, переводится как установка, размещение, монтаж. (Это искусство возникло на основе АРТ – дизайна в 20 веке).
Инсталляция – это пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных и природных материалов, фрагментов текстовой и визуальной информации. (определение на доске).
На основе изученного материала, вам необходимо составить эскиз и макет предмета или здания. В эскизе или в макете должны быть определены основные используемые стереометрические формы (желательно, 3-4 формы). В итоговую работу необходимо будет внести цвет и обосновать свой выбор.
Макет можно создавать как своими руками из простых материалов (бумага, картон и т.д.), так и с помощью ИКТ.
Любая форма вещи – это продуманная конструкция, отражающая суть и назначение этой вещи. И у каждой вещи есть своя функция, даже если мы говорим о сувенире, предназначением которого является напоминание, украшение интерьера и создание настроения. Такое свойство предметов называется утилитарность.
Некоторые вещи выходят из нашего обихода. Но при этом сохраняется их художественная, эстетическая и культурная ценность. А некоторые вещи меняются с развитием прогресса, и тогда уже ценной становится их ушедшая в прошлое форма. Оставаясь значимой только в качестве отпечатка нашей жизни, вещь часто используется в инсталляции.
Инсталляция – это своего рода объёмный коллаж, созданный при помощи вещей и вызывающий у нас образные ассоциации. Название инсталляции – это тоже её деталь, поскольку направляет наши образы в задуманное автором русло и позволяет более глубоко вникнуть в суть композиции.
Предназначение предмета влияет не только на его форму, но и на материал, из которого он изготавливается. А материал в свою очередь может влиять на форму предмета. И здесь также на художника влияет недостаток природной среды и экологии: зачастую новые предметы создаются с повторением природных форм, текстур или из природных материалов. Так родилась новая наука – бионика. Она изучает применение законов природы в технических устройствах и системах.
Немаловажной характеристикой дизайнерского и архитектурного объекта является цвет. С его помощью можно выделить конструкцию, разграничить пространство, подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки формы объекта. Цвет помогает выделить доминантный объект или объединить предметы в одну композицию. Он может зрительно увеличивать или уменьшать пространство.
А в некоторых случаях на наше восприятие формы предмета или здания влияет ещё и свет. Именно он создаёт особенный образ предметов, интерьеров и городов – ночной.
Итак, в своей работе вам необходимо будет учесть, из каких форм будет составлен объёмный макет, какие материалы понадобились бы для реализации этого макета в реальный предмет, а также найти цветовое решение получившейся композиции.
Читайте также:
- Конспект занятия по музыкотерапии в детском саду
- Расселение славянских племен конспект
- Конспект аппликация снежинки сестрички во второй младшей группе
- А с пушкин арион отличие от мифа 6 класс конспект урока
- Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах конспект 8 класс