Красота и целесообразность вещь как сочетание объемов и образ времени изо 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Форма вещи не случайна.
Наилучшая форма вещи – это результат
наиболее полного выражения ее функции.
Материал, цвет, конструкция вещи должны
соответствовать ее эффективности в работе.
Исходя из этого и лейка, и чайник сконструированы так,
чтобы из носика текла вода.

Каждая вещь создана, чтобы принести пользу.
Вещь утилитарна,
рассчитана на практическое применение.
Когда исчезает дело, для выполнения которого
предназначена вещь, исчезает и отмирает сама вещь.

В вещи воедино слито художественное и утилитарное,
красота и польза.
Красота не существует сама по себе, а является полным
выражением предназначения предмета.
Например, форма самолета изменялась в соответствии со
стремлением достичь наибольшей скорости. Красота явилась
художественным воплощением сути полета.

В форме современных вещей дизайнеры стремятся
эстетически воплотить их функцию.
Вещь должна быть полезной, удобной и красивой.

Со временем практическая эффективность вещи
часто уменьшается,
а ее художественная ценность как предмета искусства
возрастает.

Вещь значима для нас как отпечаток времени.
Глядя на какую-нибудь вещь, мы вспоминаем связанные с ней события.
Вещь вбирает в себя дух своего хозяина, места, в котором находится.
В вещи живет память и образ времени.
Вещь – материальный отпечаток эпохи.

Благодаря этому свойству в современном искусстве вещи
служат материалом для создания инсталляций.
Инсталляция – форма современного искусства,
плоскостная или пространственная
композиция, созданная из различных готовых
материалов и форм, являющая собой
художественное целое.

14. Пространственная инсталляция

15. Пространственная инсталляция

17. Плоскостная инсталляция

Практическая работа
по созданию плоскостной инсталляции
(далее представлены примеры инсталляции)
Инсталляция на тему о Великой Отечественной войне

Инсталляция может быть выполнена с помощью
различных мелких деталей: гаек, монет, кнопок,
пробок, скрепок, пуговиц, макарон, семян и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.

Предмет – Изобразительное искусство.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- дать определение вещи как объекта, несущего отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего;

- осознавать и объяснять дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование;

- выявлять сочетание объемов, образующих форму вещи;

- выявлять слияние художественного и утилитарного в вещи (красоты и пользы);

- дать определение произведений пластического искусства;

- иметь представление о социальной роли вещей во все времена.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

- развивать воображение и фантазию при создании творческой работы;

- определять учебную цель и жизненно-практическую проблему.

Познавательные:

-выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций;

Коммуникативные:

- понимать общее и различное во внешнем облике вещи, работать по плану, сверяясь с целью;

- планировать деятельность, излагая свое мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности;

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

3. Личностные:

- понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- формирование чувства красоты и эстетизма;

- формирование умения рационально выполнять работу

__________________________________________________________________________________Словарь урока:

Конструкция вещи – это то, что можно выявить в вещи, вне зависимости от её назначения, взаимное сочетание объёмов простых и сложных.

Форма – это результат наиболее полного выражения сути вещи, ее функции.

Утилитарность - практическое назначение вещи.

Инсталляция – произведение современного пластического искусства.

__________________________________________________________________________________

Ресурсы урока:

Авторы А.С. Питерских, Г.Е. Гуров

- принадлежности для выполнения аппликации, материалы для монтажа инсталляции, предметы для инсталляции, плоскости для инсталляции

- по возможности ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор, экран

Наглядно – демонстрационный материал:

- наглядный материал: простые геометрические объемы, сложные объемы

- принадлежности для практической работы по проверке пройденного материала

- жетоны для подведения итогов практической работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- деление класса на три команды

- приветствие учащихся, проверка наличие учебников и принадлежностей на рабочем месте (слайд1)

- проверка наличия учебников и принадлежностей на рабочем месте

Знакомство с темой урока и введение в суть темы через высказывание древнего философа. (слайд 2)

- многообразие мира вещей, их роль в жизни человека;

- отображение красоты вещей и материалов из которых они изготовлены в живописных произведениях изобразительного искусства;

- призыв внимательно приглядеться к вещам, чтобы не упустить их своеобразие и достоинство

- повторение ранее пройденного материала;

- отвечают на вопросы

1. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий мир вещей? (слайд 3)

2. Когда и где появился натюрморт в качестве самостоятельной картины?

Актуализация знаний

Формирование чувства уважения и грамотного отношения к окружающему миру вещей:

- проектирование, создание нового;

- вещь как авторство дизайнера;

- необходимость эстетичности восприятия вещей

- красота вокруг нас

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- дизайн вещи это искусство

- создание нового как старого, но с учетом новых требований

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование нового знания о конструкции вещей, как взаимном сочетании объемов:

- простых геометрических тел;

Организация промежуточной практической работы.

Демонстрация наглядных изображений сложных объемов

Охарактеризовать виды предложенных сложных объемов

Просмотр слайдов. (слайд 5)

Анализ предмета с простой геометрической формой.

Практическая работа:

-выявление составляющих геометрических объемов и подбор соответствующих геометрических фигур.

- выполнение схематичной аппликации

- подведение итогов практической работы

Формирование нового знания о форме, как результате наиболее полного выражения сути вещи, ее функции.

- создание вещи для дела;

- форма вещи и ее эффективность в работе;

- эстетическое воплощение функции вещи

Просмотр слайда. (слайд 8)

- отвечают на вопросы:

1. Чем отличается форма современных самолетов от формы первых самолетов?

2. Какова цель конструкторов, создателей самолетов?

3. Приведите примеры вещей, в форме которых отражено слияние утилитарного и художественного

Исчезает дело, исчезает и вещь

Старые вещи сегодня утратили свою роль и практическое значение.

- (шарманка, граммофон, примус)

С развитием прогресса появились новые предметы

- ( ракеты, компьютеры, сотовые телефоны и др.) (слайд 11)

Формирование вывода:

Надо с уважением относиться к старым вещам, несущим отражение прошлой жизни, дух своего хозяина, красоту прошедшей эпохи

Вещи, потерявшие утилитарность, но не популярность и любовь

Просмотр слайда (слайд12)

(звучит музыка)

Слова об уюте в доме с русским самоваром. Форма самовара, слияние красоты и целесообразности

Демонстрация красоты русских самоваров (слайд 13, 14, 15, 16, 17 18)

- воспитание уважения к русским традициям.

- привитие уважения и восхищения к русским мастерам, изготовляющим русские самовары.

Мир старых вещей.

Просмотр слайда (слайд 20)

- знакомство с миром старых вещей

- знакомство с дизайном вещей прошлых лет

- знакомство со свойствами старых вещей:

Сочетание красоты и рациональности

Материальный отпечаток эпохи

Дух своего хозяина

Чтение стихов о старых вещах.

Формирование вывода:

Надо с уважением относиться к старым вещам, несущим отражение прошлой жизни, дух своего хозяина, красоту прошедшей эпохи

Формирование нового знания:

Использование свойств старых вещей в современных видах пластического искусства.

Ассоциативно-образное представление созданное предметами в инсталляции. Приобретение предметами художественного смысла и символичности.

Инсталляция – это художественно-образный язык монтажа.

Логические или образные названия композиций инсталляций.

Просмотр слайдов: (слайд 21, 22)

Знакомство с материалом учебника

стр 74-75, просмотр инсталляций.

Какие предметы используются в инсталляциях?

Как размещены предметы на плоскости?

Какой смысл отражают инсталляции?

Например: игра, отношение, любимое дело, воспоминание и прочее.

6 этап Организация практической работы (Выполнение инсталляции)

Проведена работа по сбору предметов для инсталляций каждой группой учащихся по разным темам.

Рекомендации по выполнению монтажа предметов:

Работа по группам. (III группы)

Распределение обязанностей по выполнению инсталляции.

Физкультурная минутка

(пальцы в замок, вращаем кисти рук)

Составить композицию предметов на плоскости

Выполнить крепёж с помощью клея-карандаша, шила, верёвки

Придумать название работе

- Помощь учащимся в работе. Завершение работы по выполнению инсталляции.

Выполнение учащимися практической работы. (звучит музыка)

Рефлексия и оценивание

Представляя инсталляцию, расскажите:

- К какому виду искусств относится ваше произведение?

-Какой образ вы создали и какие предметы при этом использовали?

- Какие ассоциации хотели вызвать у зрителя?

-Как назвали свою инсталляцию?

- Другие варианты названий?

Закрепление основных понятий урока:

Конструкция вещи- как сочетание объемов

Форма – красота и польза

Вещь как образ времен

Представители каждой группы учащихся демонстрируют работу группы.

Анализ и оценка инсталляций. Инсталляции под номером (1,2,3)

Объявлено коллективное оценивание.

Подведение итогов голосования.

Закрепление основных понятий темы урока:

Ответы с места

Самовар стал символом русского застолья. Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях, что неоднократно было отражено в произведениях изобразительного искусства.

Пузатыми самоварами пользовались в домах простых людей, и в царском дворе.

Этот прибор был очень удобным. Вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. На вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже долго не остывал.

Самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно. Сейчас мы приобретаем больше электрические чайники. Но самовары по-прежнему живут в нашей жизни.


Для учителя – макеты инсталляции, презентация по теме (мультимедиа), аудиозапись (музыкальное сопровождение).

Для учащихся – рамка, клей ПВА, пластилин, гуашь, элементы бытовых предметов, ножницы, промышленные и природные материалы, фрагменты текстов и репродукций.

Я не первый раз у вас в школе, и мне очень нравится, как оформлена ваша школа. Поднимаясь по лестнице, я любовалась оформлением лестничного марша. Я вижу, что в вашей школе учатся ученики, которые любят создавать уют и красоту. Это ваш школьный мир. И у каждого человека есть свой мир, известный и понятный только ему одному. В этом мире человек живет, созидает, создает уют, он полон интересов и увлечений.

Инсталляция – это латинское слово, переводится как установка, размещение, монтаж. (Это искусство возникло на основе АРТ – дизайна в 20 веке).

Инсталляция – это пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных и природных материалов, фрагментов текстовой и визуальной информации. (определение на доске).

На основе изученного материала, вам необходимо составить эскиз и макет предмета или здания. В эскизе или в макете должны быть определены основные используемые стереометрические формы (желательно, 3-4 формы). В итоговую работу необходимо будет внести цвет и обосновать свой выбор.
Макет можно создавать как своими руками из простых материалов (бумага, картон и т.д.), так и с помощью ИКТ.


Любая форма вещи – это продуманная конструкция, отражающая суть и назначение этой вещи. И у каждой вещи есть своя функция, даже если мы говорим о сувенире, предназначением которого является напоминание, украшение интерьера и создание настроения. Такое свойство предметов называется утилитарность.
Некоторые вещи выходят из нашего обихода. Но при этом сохраняется их художественная, эстетическая и культурная ценность. А некоторые вещи меняются с развитием прогресса, и тогда уже ценной становится их ушедшая в прошлое форма. Оставаясь значимой только в качестве отпечатка нашей жизни, вещь часто используется в инсталляции.
Инсталляция – это своего рода объёмный коллаж, созданный при помощи вещей и вызывающий у нас образные ассоциации. Название инсталляции – это тоже её деталь, поскольку направляет наши образы в задуманное автором русло и позволяет более глубоко вникнуть в суть композиции.
Предназначение предмета влияет не только на его форму, но и на материал, из которого он изготавливается. А материал в свою очередь может влиять на форму предмета. И здесь также на художника влияет недостаток природной среды и экологии: зачастую новые предметы создаются с повторением природных форм, текстур или из природных материалов. Так родилась новая наука – бионика. Она изучает применение законов природы в технических устройствах и системах.
Немаловажной характеристикой дизайнерского и архитектурного объекта является цвет. С его помощью можно выделить конструкцию, разграничить пространство, подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки формы объекта. Цвет помогает выделить доминантный объект или объединить предметы в одну композицию. Он может зрительно увеличивать или уменьшать пространство.
А в некоторых случаях на наше восприятие формы предмета или здания влияет ещё и свет. Именно он создаёт особенный образ предметов, интерьеров и городов – ночной.
Итак, в своей работе вам необходимо будет учесть, из каких форм будет составлен объёмный макет, какие материалы понадобились бы для реализации этого макета в реальный предмет, а также найти цветовое решение получившейся композиции.

Читайте также: