Краденым сыт не будешь конспект урока 2 класс гармония

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока : Познакомить учащихся с произведениями В. Даля, А. Барто, И. Токмаковой, В. Берестова, познакомить с биографией В. Даля; развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать интерес к слову, развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

- дать представление о литературном творчестве В.И. Даля, его толковом словаре.

- продолжать учить работать со словом, рифмами.

- развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных достоинств произведений.

- развивать, обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

- формирование умений: развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного текста.

- развить познавательный интерес школьников, дать почувствовать гордость за свою народную культуру, писателей, бережно относившихся к родному языку.

- приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;

- создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

- приобщать к проблеме сохранения своего здоровья, воспитывать любовь к двигательной активности

Материалы и оборудование: словари Даля, его портрет, модели кузовка, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point

Структура и содержание урока

I Речевая разминка

1) Дыхательная гимнастика:

а) Представьте , что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.

- Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза )

б) Выдох со счётом .

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте, ( до 5 )

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

Раз Егорка, два Егорка,…

- Медленно шёпотом по слогам.

- Медленно вполголоса целыми словами.

- В ускоренном темпе.

Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки,

Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.

3) Работа над логическим ударением.

- Что солил Терентий? Сколько было бочек?

- Прочитать предложение так, чтобы ответом на наш вопрос было слово грибочки, бочки.

4) Работа над интонацией.

- Прочитайте с интонацией восхищения;

- с интонацией удивления.

II Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

- Как хорошо быть поэтом!- подумали мы однажды с Петей Синичкиным.

- Сочинять стихи очень просто, -говорит Петя.

- О чем же нам писать?

- Что увидим, о том и сочиним! – И мы пошли на улицу сочинять стихи.

- Пес помчался через двор, -сочинил Петя первую строчку.

- Кот забрался на забор,- добавил я вторую.

- Птички весело поют, - говорит Петя.

- Тучки белые плывут, - отвечаю я.

- Вышел дед из магазина.

- У него в руке корзина.

- А в корзине той варенье.

Вот и все стихотворенье!

- Ну теперь мы настоящие поэты! Скорее к художнику. Пусть он сделает рисунки к нашему стихитворению.

А как вы думаете, получилось у Пети и Мурзилки стихотворение? Почему? Что они не обдумали?

III. Постановка целей урока.

- Сегодня мы продолжаем играть в слова. А помогут нам замечательные авторы: Владимир Иванович Даль, Агния Барто, Ирина Токмакова и Владимир Берестов.

Что вы знаете о В.Дале? (учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал народные сказки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения)

О чем вам говорят эти опорные слова? (Владимир Даль, Казак Луганский, псевдоним, Луганск, сказки, толковый словарь)

Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?)

- В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный " Словарь живого великорусского языка", с которым мы уже работали. Он собирал русские слова, разъяснял их значение. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов. (Учитель демонстрирует словарь В. И. Даля)

– Что стало для него главным делом жизни? (В.И.Даль собиратель слов – лексикограф) – Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал “Словарь живого великорусского языка”. Откроем его — и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие — разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем. Cлайд 7 (Из словаря выпадают подготовленные заранее “ремешки”) Вот выпали из словаря “ремешки”, так называл Даль полоски бумаги, а на них — слова. Да странные какие: “замолаживать”, “выползина”,“буран”, “кузовок”, “дождь”.

3. Словарная работа.

– Какое слово вам знакомо? (дождь.)

– Объясните это слово. (Ответы детей)

Объяснение слова по словарю Даля (объяснение слова даёт заранее подготовленный ученик).

Ученица: “Мы говорим “дождь”, а Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название.

Ситник или ситничек (от слова сито) — мелкий дождь.

Ливень — проливной дождь, самый сильный.

Сеногной — дождь во время покоса.

Грозный дождь — с грозой.

Грибной дождь — теплый и мелкий.

Косохлест, подстега — косой дождь с ветром.

Лепень — снег с дождем. Слово для Даля — всегда картинка, образ”.

– Так какой же бывает дождь? (ответы детей)

– Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.)

4. Словесное рисование.

– Попытайтесь и вы увидеть это слово. Закройте глаза. Что вы увидите под звуки дождя?

Слайд 8 (звуки дождя)

– Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь. )

– “Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок”.

- Вот выпало из словаря одно русское слово- КУЗОВОК.

- Что это? ( корзинка)

-Какая? Как она выглядит? Из чего сделана? Для чего предназначена?

5. Практическая работа со словарём.

- Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля. Вы уже учились работать со словарём дома и на уроках.

- Вот так выглядит русский кузовок - плетёная корзиночка для ягод и грибов. (показ модели)

- С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне.

- Прочитаем, как он описывает её.

Владимир Иванович Даль родился более 200 лет назад, в своем небольшом произведении рассказавший нам о том, как играли дети в старину. Через всю жизнь этот человек пронес любовь к русскому языку. Он собирал и записывал народные пословицы и поговорки, загадки, сказки, игры.

- В старину, когда еще не было радио, телевизоров, плееров, компьютеров, очень популярны были игры со словами. А вы знаете какие нибудь игры со словами?

Одна из таких игр описана в произведении, с которым мы сейчас познакомимся.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

Загляните, ребятишки! ( В. Фетисов)

Как вы думаете , о чем будет идти речь в произведении? ( О кузовке).

- А кто знает, что такое кузовок? А хотите узнать?

4. Знакомство с текстом.

Произведение читается детьми по цепочке.

Давайте поиграем с вами в игру, о которой мы прочитали у Даля.

- Ребята, кто из вас догадался в какую игру мы с вами будем играть? ( Кузовок)

- А для того, чтобы играть в какую нибудь игру, что нужно знать? ( Правила)

Какие правила в этой игре?

- По очереди со словами положить в кузовок свой предмет.

- Ведущий достает предмет и просит игрока сказать, что должен сделать обладатель этого предмета.

- Хозяин должен выполнить.

-Что нам надо сделать чтобы поиграть в эту игру?

- Разбиться на группы.

-Что надо приготовить для игры?

- Предмет для каждого игрока.

Как будем оценивать игру команды? карточки

6. Оценка игроков, призы.

_ Выполнили мы с вами цель?

- Что делали для этого?

- Понравилась вам игра?

- А кому нибудь было скучно? ( вешаем на доске кузовки).

Домашнее задание: найти в словаре Даля 5 странных слов, и выписать их значение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа.


Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка".



технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин.


Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение ( 23 .10.14)

Предметные: совершенствовать качество понимания читаемого и выразительность чтения, прогнозировать содержание текста по заголовку, прогнозировать содержание текста в процессе чтения, определять жанр, создавать монологическое высказывание; определять главную мысль произведения.

Метапредметные:

Личностные УУД: формировать нравственно-этические ориентиры, умение давать нравственную оценку геероям

Познавательные УУД: сравнивать произведения, прогнозировать, анализировать текст с целью определения идеи.

Регулятивные УУД: принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу, формировать привычку к самоконтролю.

Коммуникативные УУД: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать свое мнение, пересказывать прочитанное.

Деятельность учителя и учащихся

Организационное начало урока.

Подготовка к первичному восприятию.

-Ребята, посмотрите на слайде записано название темы нашего сегодняшнего урока.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Ребят, с чего мы начинаем работу?

- Кто автор этой сказки? ( Белорусский народ)

- А что вы знаете о нем ?

- Давайте, посмотрим на слайд

-Белорусский народ живет в республике Белорусь, это государство, с которым мы граничим, главный город этого государства Минск.

-Какой следующий этап?

- О чем эта сказка? Посмотрите, может вам поможет картинка?

Чтение текста детьми. Работа над лексическим значением слов.

Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам произведение?

- Какого жанра произведения мы только, что с вами прочитали? ( Сказка)

-Почему вы так подумали? Прочитали название и все? Докажите, что это сказка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении всего урока у учащихся формируется сознательное, ответственное, заботливое отношение к качеству своей речи, что способствует личностному развитию младшего школьника; формируется умение использовать второклассниками накопленный речевой опыт для письменного пересказа текста по опорным словам с соблюдением норм орфографии и пунктуации.

Реализовать поставленные цели урока помогает активное использование средств ИКТ (компьютера, медиа - проектора, презентации Power Point со слайдами).

Воспринимают текст на слух, анализируют содержание.

Читают текст, уточняют детали содержания, последовательность событий, выделяют предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдают за развитием мысли, построением предложений, их связью и выбором слов, проводят языковой анализ.

Выбирают более точный заголовок.

Письменно воспроизводят текст, выявляют орфограммы, разграничивают решаемые и пока не решаемые орфографические задачи.

Слушают и оценивают пересказы одноклассников, улучшают свой написанный.

Проверяют написанное с точки зрения орфографии, оценивают и редактируют свой текст.

Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать (Л)

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Как собственных. Так и окружающих людей. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отрывками из художественной литературы (Л)

Ставить учебную задачу, планировать действия (Р)

Действовать по намеченному плану (Р)

Осознанно выполнять инструкцию, контролировать процесс и результат деятельности, оценивать его и вносить коррективы (Р)

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную (П)

Анализировать авторские тексты, оценивать их с точки зрения содержания и использования автором языковых средств, оценивать (П)

Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли, соблюдать правила культуры общения (К)

Слушать одноклассников, высказывать своё мнение, формулировать советы по устранению недостатков (К)

Тип урока: урок речевого развития

Формировать умения использовать второклассниками накопленный речевой опыт для написания изложения:-анализировать готовый текст, выделять смысловые части, наблюдать за развитием мысли, озаглавливать текст по его главной мысли;

-письменно пересказывать текст по опорным словам с соблюдением норм орфографии и пунктуации;

-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, редактировать написанное;

-понимать, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека

I Организация класса, эмоциональный настрой на урок

Цель: создать на уроке рабочую, психологически комфортную обстановку.

- Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Ручки, книги и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом!

II Введение в тему урока (Слайд )

Цель: на основании предложенного материала формировать умение ставить учебную задачу (Р.); понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека (Л.), выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения (К.)

- А вот когда мы письменно пересказываем текст, это называется изложение, потому что мы излагаем мысли автора.

- Давайте прочитаем советы (Слайд)

Запоминать каждое авторское слово не нужно. Можно излагать мысли по-своему.

Но порядок мыслей, точные и особо важные слова старайся сохранять.

- Подпишите: Моё первое изложение. (Слайд)

- Посмотрите на экран, из какой сказки эти герои: мальчик-луковка Чиполлино, его друзья Редиска и Вишенка? (Слайд) Кто знает автора этого произведения? Какие произведения этого автора вам известны? (Выслушиваются детские ответы. Слайд) Сегодня на уроке будем читать и пересказывать отрывок из этой сказки.

III Первое чтение текста. Учитель читает при закрытых у детей книгах текст из №265.

Цель: формировать умение понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по главной мысли; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (П.); выражать свои мысли в словесной форме (К.)

- Послушайте отрывок из сказки. Определите о ком он, и какова главная мысль. (О мальчике Вишенке, главная мысль – в последнем предложении).

Вишенка гулял по парку. Вдруг он увидел мальчика с веселым лицом. За мальчиком шла девочка лет десяти. У нее косичка была похожа на хвостик редиски.

- Меня зовут Редиска. А это Чиполлино.

- Очень приятно.

И все трое засмеялись. Так у Вишенки появились друзья.

- Как произошло знакомство? Кто эти друзья?

- Прочитайте и сравните два заголовка. (Слайд)

- Какой из них называет тему текста, а какой передаёт его главную мысль?

Выбранный детьми вариант записать на доске.

– На месте каких букв есть орфограммы? Докажите, где можете, их выбор. Запишите этот заголовок.

IV Повторное чтение текста, наблюдение за развитием мысли, выделение опорных слов для пересказа

Цель: формировать умение воспринимать при чтении нужную информацию, наблюдать за развитием мысли в тексте; выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли (К.);

- Давайте прочитаем текст еще раз. (Спросить хорошо читающего ученика или чтение про себя.)

Беседа после прочтения.

Уточнение структуры текста проводится путем повторного наблюдения за развитием мысли и связью предложений. Запись слов на доске, отражающих тему каждого предложения , заменит план. Они будут служить опорой при воспроизведении текста.

- Давайте еще раз посмотрим, как движется мысль в тексте, и выделим слова, которые при пересказе будут напоминать порядок мыслей. О ком первое предложение? (Параллельно с ответами на вопросы на экране появляются начала предложений, заключающие в себе указания на тему каждого из них. Слайд.) О чем сообщает второе? Как его продолжает третье? Что нового добавляет следующее?

Вишенка … . Вдруг он … . За мальчиком … . У неё … .

- Меня зовут … . А это … .

И все трое … . Так у Вишенки … .

Физкультминутка. Слайд

Цель: способствовать сохранению здоровья детей

V Орфографическая подготовка

Цель: формировать умение по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы; принимать и сохранять учебную задачу (Р.); переносить имеющиеся знания на конкретную ситуацию (П.)

- Найдите орфограммы в первом и втором предложениях. Посчитайте, сколько слов-помощников. Какие орфограммы видите в следующих предложениях? Сколько раз встречается слово редиска? Почему оно написано по-разному? Какие орфограммы есть в имени мальчика-луковки? Прочитайте слово так, как оно написано. Как выделена речь героев? Какие орфограммы в двух последних предложениях?

На экране слова: Вишенка, Редиска, Чиполлино, учащиеся хором орфографически их произносят

VI Повторное чтение и изложение текста

Цель: формировать умение письменно пересказывать текст повествовательного характера, сохраняя основные особенности оригинала, выражать свои мысли, используя при этом все способы ухода от орфографических ошибок ;контролировать ход и результаты своей деятельности (Р.);

Учитель перечитывает текст при закрытых книгах, дети следят за развитием мысли по опорным словам на экране.

Текст записывается. Отдельным учащимся, нуждающимся в дополнительной помощи, она оказывается учителем индивидуально.

VII Проверка написанного.

Цель: формировать умение проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки; улучшать написанное; осуществлять самоконтроль (Р.) и взаимоконтроль, участвуя в совместной деятельности, в групповом обсуждении возникших вопросов (К.)

- Теперь поработайте редакторами и корректорами.

- Прочитайте первый раз вполголоса свои тексты, понаблюдайте: не пропущена ли какая-нибудь мысль, не нарушен ли их порядок, не пропущены ли важные слова.

- Прочитайте еще раз, отметьте орфограммы, при появлении сомнения в написанной букве ставьте над ней знак вопроса.

Учитель индивидуально помогает осуществить процесс проверки.

VIII . Домашнее задание.

Цель: формировать осознание значимости учения (Л.); использовать известную информацию при самостоятельном решении учебных задач (П. );

–Хотите узнать, как закончилась встреча новых друзей? Прочитайте текст №266. Дома спишете отрывок, выполните к нему задания.

- Кого испугался Вишенка? Как Напишем слово помидор? Почему в тексте это слово написано с большой буквы?

IX Подведение итогов.

Цель: формировать осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать, понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека (Л.); обобщать полученные сведения(П.)

X Рефлексия.

Цель: формировать умение оценивать свои учебные достижения (Р.)

– Оцените свою работу на уроке (На схеме человечек без ротика, ученики рисуют ротик, оценивая своё настроение и качество своей работы)




Учебник: Воропаева, В.С. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения: ч. 1 из 2 / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова. Минск: НИО, 2010.

Ход урока:

  1. Приветствие. Организация рабочего места

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада снова вас видеть. Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок.

— Ребята, так чему нас научила эта сказка? (Быть более внимательным к своим друзьям.)

kr

12,18,1,5,6,15,29,14 19,29,20 15,6 2,21,5,6,26,28

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Сегодня мы с вами прочитаем сказку, названием для которой служит эта пословица, и поймем её смысл ещё глубже. А также выведем одно жизненное правило, которое, я надеюсь, станет правилом для каждого из вас.

Словарная работа

Выгон – участок земли, который используется как пастбище для скота

Лемех – часть плуга

Вол – бык. У волов очень большие рога, в отличие от обычного быка.

Раздобреет – потолстеет, поправится

Проверка первичного восприятия текста.

— Понравилась ли вам сказка? Что понравилось? Что не понравилось?

— Определите, какая это сказка? (веселая, мудрая, страшная)

Гимнастика для глаз

Чтение сказки учащимися молча.

Анализ текста.

— Расскажите, как старший сын выбирал себе работу.

— Как вы думаете, почему младший сын не мог себе выбрать работу по душе?

— Прочитайте, какое занятие он себе выбрал.

— Какие слова в тексте доказывают, что ему после воровства было страшно?

— Расскажите, что придумал отец, чтобы показать сыну, что краденым сыт не будешь?

— Какие выводы для себя мы можем сделать после прочтения сказки?

— Давайте эти выводы и сделаем своими жизненными правилами.

С. 32-35, прочитать сказку, подготовить пересказ сказки близко к тексту.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Читайте также: