Коробка передач газ 130 конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН УРОКА № 9

ОБУЧАЮЩАЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ .

Закрепить, углубить и расширить знания. Проверить знания.

По устройству трансмиссии и муфт сцепления. Изучить особенности устройства Коробка передач ГАЗ, ЗИЛ, ВАЗ. Раздаточная коробка

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ : воспитывать внимание, усидчивость, сознательную дисциплину, культуру речи, способствовать воспитанию профессиональной направленности.

РАЗВИВАЮЩАЯ : развивать память, техническую речь, умение свободно и правильно использовать усвоенную профессиональную терминологию .

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

ТИП УРОКА: Комбинированный

Сочетание словесн ого, наглядного

/информационный репродуктивный/ Объяснение.

Текущий контроль

Элементы самостоятельной работы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ : восприятие информации /слушание, наблюдение, запись конспекта/. Запоминание информации.

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА :

Плакаты 189, 225, 247, 190-191, 249

Модель муфты сцепления 10А-28. Муфты сцепления и детали муфт сцепления. Разрез ЗМЗ-53А и КамАЗ-740

Модель коробки передач.11А-18., Модель синхронизатора 10А-29

Тесты 102 вариант 1 и 2

Разрез коробки ВАЗ

Компьютер. Мультимедийный проектор

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Основной закон механики. Крутящий момент. Скорость. Частота вращения

Основы технического черчения

Расчет изменения передаточного числа .

Материаловедение и технология общеслесарных работ.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (1 мин). Принять рапорт дежурного. Поверить наличие учебных принадлежностей. Объявить тему и цель урока.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ .-10 мин

2. 1. Каково назначение и устройство трансмиссий..

2. 2. Назовите ведущие и ведомые части сцепления.

2. 3. Перечислите виды механизмов выключения сцепления

2. 4. Как устроен ведомый диск сцепления

2.5. Работа с тестами. Тесты 102 вариант 1 и 2

3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И УМЕНИЙ 30 мин

3.1. Изложение нового материала.10мин

Назначение коробки передач.

Типы коробок передач. Передаточное число

Схемы механизма переключения передач.

Общее устройство и работа коробки передач

Назначение, устройство и работа раздаточной коробки. * Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности.

Особенности эксплуатации различных типов коробок передач

3.2. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний-10мин

3.2.1. Назначение коробки передач

3.2.2. Устройство коробки передач ГАЗ

3.2.3. Устройство коробки передач ЗИЛ

3.2.4. Устройство коробки КамАЗ

3.2.5. Назовите особенности в устройстве коробки передач ВАЗ и КамАЗ

Самостоятельная работа.10 мин

Зачертить схемы переключения передач ГАЗ ЗИЛ и простейшую коробку

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ .- 3 мин. Анализ и подведение итогов

Объявить учащимся оценки и дать им анализ.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ .1мин Родичев В. А. НПО

стр. 135 – 148 2009 год

УСТРОЙСТВО КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Четырехступенчатая коробка передач

Передний конец вала 6 установлен на подшипнике в торцевой выточке коленчатого вала, а задний — в гнезде передней стенки корпуса КП.

Вторичный вал в средней части имеет шлицы и передним концом опирается на роликовый подшипник, установленный в торцевой выточке первичного вала.

Другой конец вторичного вала опирается на подшипник, смонтированный в задней стенке корпуса. Оси первичного и вторичного валов совпадают между собой. На шлицах вторичного вала установлена подвижная шестерня 13 первой и второй передач.

На промежуточном валу расположены шестерни различного диаметра, выполненные в виде блока и жестко закрепленные на валу. Передняя шестерня 2 промежуточного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала, поэтому промежуточный вал вращается всегда вместе с первичным валом.

Для снижения шума все шестерни постоянного зацепления выполнены косозубыми.

Шестерни 13, 17 и 26 — прямозубые.

На гладкой части вторичного вала свободно помещены шестерни второй и третьей передач, имеющие внутри бронзовые втулки. Шестерня второй передачи сзади снабжена наружным зубчатым венцом, на который могут надвигаться внутренние шлицы ступицы подвижной шестерни 13 при перемещении ее назад. Шестерня 20 третьей передачи, как и ведущая шестерня первичного вала, снабжена зубчатым венцом, на который может надвигаться зубчатая муфта 7 синхронизатора.

hello_html_56451b31.jpg

Рис. 2. Коробка передач автомобиля ГАЗ-3307:

Рис. 2. Коробка передач автомобиля ГАЗ-3307:

а — устройство; б — схемы механизма блокировки переключения передач;

в — схема промежуточного вала с шестернями;

1 — корпус; 2 и 4 — шестерни привода промежуточного вала; 3 — промежуточный вал; 5 — вторичный вал; 6 — первичный вал; 7 — зубчатая муфта; 8 — крышка; 9 — ползун; 10 — фиксатор; 11 и 19 — шестерни второй передачи; 12 — рычаг; 13 — подвижная шестерня первой и второй передач; 14 — вилка; 15 — сапун; 16 — фланец; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — ось; 20 и 21 — шестерни третьей передачи; 22 — пробки сливного и контрольного отверстий; 23 — плунжер;

24 — предохранитель; 25 — штифт; 26 — ведущая шестерня первой передачи и заднего хода;

А — зубчатый венец первичного вала

Работа. Коробка передач имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу заднего хода. Первую и вторую передачи включают перемещением подвижной шестерни 13 соответственно назад или вперед.

При включении второй передачи шлицевая ступица шестерни 13 надевается на венец шестерни 11 и блокирует ее с вторичным валом.

Третью передачу включают перемещением зубчатой муфты 7 назад. Если переместить ее вперед, то она внутренними зубьями, выполненными в ее передней части, войдет в зубчатый венец А первичного вала и соединит вместе вторичный и первичный валы, которые будут вращаться с одной частотой вращения (напрямую).

Шестерни заднего хода, выполненные в виде двухвенцового блока, вращаются на оси, закрепленной в отверстиях стенок корпуса. В отверстие блока шестерен запрессована бронзовая втулка.

Задний ход автомобиля включают перемещением блока 17 шестерен заднего хода до ввода их в зацепление с шестернями 13 и 26 вторичного и промежуточного валов. для перемещения рычага переключения передач в положение, соответствующее включению заднего хода, необходимо дополнительно преодолеть сопротивление пружины предохранителя 24, расположенного в головке ползуна заднего хода. Это устраняет возможность случайного включения заднего хода при движения автомобиля.

Замковое устройство механизма переключения передач предотвращает одновременное включение двух передач. Два его плунжера 23 размещены в сверлении крышки между ползунами. На ползунах имеются выемки, которые располагаются против плунжеров при нейтральном положении рычага переключения передач.

При перемещении среднего ползуна два других оказываются запертыми плунжерами. В случае перемещения крайнего ползуна плунжер выходит из его углубления, входит в углубление среднего ползуна, перемещает штифт 25, который давит на второй плунжер и одновременно запирает средний и другой крайний ползуны. Для легкого и безударного включения третьей и четвертой передач на ходу в КП установлен синхронизатор инерционного типа. Он позволяет бесшумно включать передачи.

Синхронизатор состоит из ступицы 3 (рис. 3), муфты 4 с внутренними зубьями и двух блокирующих конусных колец 2. Ступицы имеют внутри шлицы, а снаружи зубья, Шестерни 1 и 5 со стороны синхронизатора имеют зубчатый венец А и конические выступы. Венцы шестерен, блокирующих колец и муфты имеют на торцах зубьев скосы.

При включении третьей или четвертой передачи вилкой перемещается муфта 4, которая при помощи сухарей 8 передвигает впереди себя блокирующее кольцо. Коническая поверхность блокирующего кольца опирается на конический выступ шестерни, и благодаря силе трения, возникающей между ними, их частоты вращения уравниваются. При дальнейшем перемещении муфты ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом А включаемой шестерни.

hello_html_46af04d0.jpg

Рис. 3. Синхронизатор:

а — схема работы; б — устройство;

1 — шестерня первичного вала и четвертой передачи;

2 — блокирующее конусное кольцо; 3 — ступица; 4 — муфта; 5 — ведомая шестерня третьей передачи; 6 — втулка;

7 — вторичный вал; 8 — сухари; 9 пружинные кольца;

А — зубчатые венцы шестерен; Б — зубья муфты

hello_html_4fe9c60b.jpg

Рис. 4. Коробка передач с демультипликатором

Рис. 4. Коробка передач с демультипликатором:

1 — ведущий вал; 2— крышка подшипника ведущего вала; 3 — манжета; 4, 25 и 30— шариковые подшипники; 5, 14, 48, 50— роликовые подшипники; 6— стержень переключения передач;

7— фиксатор; 8— рычаг включения передач; 9 — блок клапанов включения демультипликатора; 10— фиксатор штока; 11 — включатель фонарей заднего хода; 12— крышка коробки передач;

13 — стержень, блокирующий включение передач; 15— шток поршня; 16— ось сателлита;

17— цилиндр пневматический; 18— солнечная шестерня; 19— сателлит, 20— коронная шестерня; 21 — блокирующий диск; 22 — датчик; 23 — вилка включения демультипликатора; 24 — картер демультипликатора; 26 — шестерня привода спидометра; 27 — крышка подшипника вала-демультипликатора; 28— фланец; 29— вал демультипликатора; 31 — втулка шлицевая;

32— синхронизатор в сборе; 33 — ступица коронной шестерни; 34— пробка сливного отверстия; 35— трубка нагнетающей магистрали масляного насоса; 36— крышка подшипника; 37, 38— ведущая и ведомая шестерни масляного насоса; 39— корпус масляного насоса; 40, 57— роликовые конические подшипники; 41 — шестерня “ползущей’ передачи; 42 — крышка маслоприемника;

43 — сетчатый фильтр; 44 — трубка всасывающей магистрали; 45 — пробка отверстия для контроля давления масла; 46— муфта включения “ползущей” передачи и заднего хода; 47— промежуточная шестерня заднего хода; 49— шестерня 1-й и 5-й передач; 51 — шестерня 2-й и 6-й передач; 52— шестерня 3-й и 7-й передач; 53— промежуточный вал; 54— ведомый вал; 55— картер коробки передач; 56 — шестерня постоянного зацепления; 58— синхронизатор в сборе

hello_html_50627f02.jpg

Рис. 5. Механизм управления коробкой передач и схема

включения передач ЗИЛ - 4331

а — передача заднего хода и “ползущая” передача;

б — 1-й и 2-й передачи; в — 3-й и 4-й передачи;

1 — рычаг переключения; 2 — чехол; 3 — серьга механизма управления; 4 — вал рычага; 5— фиксатор нейтрали;

6— картер механизма управления; 7— рычаг включения передач; 8 — подшипник; 9 — пружина демпфера;

6-й передач; 13— головка стержня передачи заднего хода и “ползущей” передачи

hello_html_656d4b26.jpg

Рис. 6. Механизм управления и переключения передач ЗИЛ - 4331

Устройство. Механизм переключения коробки передач (рис. 3) состоит из рычага, ползунов, вилок переключения, фиксаторов, замков и предохранителя включения заднего хода. Рычаг переключения передач установлен на крышке коробки передач.


Рисунок 3 - Механизм переключения КПП автомобиля ЗИЛ-130.

Рычаг имеет утолщение в виде шаровой головки, входящей в гнездо прилива крышки. От проворачивания рычаг удерживается фиксатором. В сверлениях крышки размещены ползуны, на которых закреплены вилки переключения и переводные головки с пазами. В пазы переводных головок входит нижний конец рычага. Вилки входят в выточки передвижных шестерен или муфт синхронизаторов. Для включения передачи перемещают верхний конец рычага в определенное положение; нижний конец рычага через переводную головку пе­ремещает ползун с вилкой и шестерней до включения нужной передачи. Для удержания шестерен коробки передач во включенном или нейтральном положениях служат фиксаторы.

Фиксатор состоит из шарика с пружиной, расположенной в канале, высверленном в крышке коробки передач. На ползуне имеются выемки, количество которых соответствует количеству включаемых данным ползуном передач, и одна выемка для нейтрального положения. При включении передачи или при нейтральном положении шарик од действием пружины входит в выемку, фиксируя ползун в определенном положении. Чтобы переместить ползун при переключении, необходимо приложить усилие, достаточное для выталкивания шарика з выемки.

Работа. Во время переключения передачи нижний конец рычага может установиться на стыке двух переводных головок, перемещать одновременно два ползуна и, следовательно, включать две передачи. Так как ведомый вал не может вращаться с двумя различными частотами, то могут поломаться зубья шестерен. Чтобы не допустить одновременного включения двух передач, применяют замки. Замок сделан в виде шариков или стержней, размещенных в горизонтальном канале между ползунами. В ползунах выполнены выемки против канала замков при их расположении соответственно нейтральному положению. Длина стержня замка или сумма диаметров двух шариков равны расстоянию между ползунами плюс одна выемка. Переместить один из ползунов невозможно, пока часть шарика или конец стержня не войдет в выемку соседнего ползуна и не застопорит его.

Для предотвращения от включения заднего хода при движении вперед применяют предохранитель, который состоит из плунжера с пружиной, размещенных в переводной головке. Включение заднего хода возможно только при несколько большем усилии, прилагаемом к рычагу переключения.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните устройство механизма переключения передач автомобиля ГАЗ – 53;

2. Объясните работу механизма переключения передач автомобиля

3. Объясните устройство механизма переключения передач автомобиля ЗИЛ – 130;

4. Объясните работу механизма переключения передач автомобиля

5. Объясните устройство и работу КПП автомобиля ВАЗ – 2108.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

Лекция

Устройство. Механизм переключения коробки передач (рис. 3) состоит из рычага, ползунов, вилок переключения, фиксаторов, замков и предохранителя включения заднего хода. Рычаг переключения передач установлен на крышке коробки передач.


Рисунок 3 - Механизм переключения КПП автомобиля ЗИЛ-130.

Рычаг имеет утолщение в виде шаровой головки, входящей в гнездо прилива крышки. От проворачивания рычаг удерживается фиксатором. В сверлениях крышки размещены ползуны, на которых закреплены вилки переключения и переводные головки с пазами. В пазы переводных головок входит нижний конец рычага. Вилки входят в выточки передвижных шестерен или муфт синхронизаторов. Для включения передачи перемещают верхний конец рычага в определенное положение; нижний конец рычага через переводную головку пе­ремещает ползун с вилкой и шестерней до включения нужной передачи. Для удержания шестерен коробки передач во включенном или нейтральном положениях служат фиксаторы.




Фиксатор состоит из шарика с пружиной, расположенной в канале, высверленном в крышке коробки передач. На ползуне имеются выемки, количество которых соответствует количеству включаемых данным ползуном передач, и одна выемка для нейтрального положения. При включении передачи или при нейтральном положении шарик од действием пружины входит в выемку, фиксируя ползун в определенном положении. Чтобы переместить ползун при переключении, необходимо приложить усилие, достаточное для выталкивания шарика з выемки.

Работа. Во время переключения передачи нижний конец рычага может установиться на стыке двух переводных головок, перемещать одновременно два ползуна и, следовательно, включать две передачи. Так как ведомый вал не может вращаться с двумя различными частотами, то могут поломаться зубья шестерен. Чтобы не допустить одновременного включения двух передач, применяют замки. Замок сделан в виде шариков или стержней, размещенных в горизонтальном канале между ползунами. В ползунах выполнены выемки против канала замков при их расположении соответственно нейтральному положению. Длина стержня замка или сумма диаметров двух шариков равны расстоянию между ползунами плюс одна выемка. Переместить один из ползунов невозможно, пока часть шарика или конец стержня не войдет в выемку соседнего ползуна и не застопорит его.

Для предотвращения от включения заднего хода при движении вперед применяют предохранитель, который состоит из плунжера с пружиной, размещенных в переводной головке. Включение заднего хода возможно только при несколько большем усилии, прилагаемом к рычагу переключения.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните устройство механизма переключения передач автомобиля ГАЗ – 53;

2. Объясните работу механизма переключения передач автомобиля

3. Объясните устройство механизма переключения передач автомобиля ЗИЛ – 130;

4. Объясните работу механизма переключения передач автомобиля

5. Объясните устройство и работу КПП автомобиля ВАЗ – 2108.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель задания — изучить на практике устройство сцепления, коробки передач, получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов транс­миссии.

Цель задания — изучить на практике устройство сцепления, коробки передач, получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов транс­миссии.

Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — ко­робки передач автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, разрез коробки передач (КП) автомобиля ЗИЛ-130 (для изучения взаимного расположения ше­стерен и синхронизаторов). Приспособление для разборки-сборки сцепления, для выпрессовки крышки подшипника, съемник трехлапный, комплект инструментов, выколотка из мягкого металла (например, медная, бронзовая), коловорот, пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накид­ной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, ключ специальный для регулировки роликовых подшипников, шплинтодер, шплинт, проволока 01,8 мм, дополнительный комплект шайб.

1. Изучить коробку передач автомобиля ГАЗ-53А.

2. Частично разобрать КП автомобиля ГАЗ-53А:

• снять верхнюю крышку с механизмом переключения, стара­ясь не повредить прокладку;

• снять фланцевую крышку первичного вала, отсоединить про­кладку;

• извлечь первичный вал КП, повернув его срезом на конус­ной поверхности шестерни постоянного зацепления вниз. При материала;

• отвернуть гайку крепления фланца кардана, снять шайбу и фланец;

• вывернуть штуцер из крышки заднего подшипника вторично­го вала и вынуть через отверстие в крышке ведомую шестерню привода спидометра;

• отсоединить крышку от картера КП вместе с сальником веду­щей шестерни привода спидометра;

• легким ударом молотка по выколотке сместить вторичный вал назад и извлечь вал из картера, снимая с него последователь­но синхронизатор III —IV передач, шестерню III передачи с рас­порной втулкой, упорную шайбу, шестерню II и I передач.

3. Рассмотреть устройство снятых деталей, их взаимное распо­ложение и продефектировать все детали, как снятые, так и остав­шиеся в КП шестерни, изготовленные как одно целое с проме­жуточным валом и блоком шестерен заднего хода (ЗХ). Обратить особое внимание на блокирующие кольца, сухари и пружинное кольцо синхронизатора.

4. Собрать КП автомобиля ГАЗ-53А. Выполняя операции в по­следовательности, обратной разборке, установить на место все детали, кроме верхней крышки.

5. Вращая рукой первичный вал, вручную передвигать шес­терню I передачи, синхронизатор III и IV передач, блок шесте­рен ЗХ и следить за изменением скорости и направлением враще­ния вторичного вала.

6. Частично разобрать механизм переключения передач следу­ющим образом:

• приподнять защитный резиновый колпак рычага переключе­ния передач;

• повернуть колпак до отказа против часовой стрелки;

• извлечь через горловину верхней крышки два штифта, а за­тем и рычаг переключения передач с находящимися на нем дета­лями и пружиной;

• расшплинтовать болт крепления и вывернуть его из вилки I и II или III и IV передач. Вынуть освобожденные шток, шарик, пру­жину фиксатора, а также стопорный палец и плунжер замка.

7. Рассмотреть детали вспомогательных механизмов и меха­низма переключения передач. Изучить их устройство и работу.

8. Собрать механизм переключения передач, выполняя опера­ции в последовательности, обратной разборке, установить верх­нюю крышку на место, подложив под нее прокладку.

9. Изучить КП автомобиля ЗИЛ-130.

10. Частично разобрать КП автомобиля ЗИЛ-130, выполняя следующее:

• снять верхнюю крышку в сборе вместе с рычагом переключе­ния передач, механизмом переключения передач и прокладкой;

• снять фланцевую крышку подшипника первичного (ведуще­го) вала, извлечь его (при затрудненном извлечении вала исполь­зовать молоток и выколотку);

• снять ведомую шестерню привода спидометра с крышки зад­него подшипника вторичного (ведомого) вала, крышку заднего подшипника с ведущей шестерней привода спидометра;

• при помощи молотка и выколотки через отверстие под­шипника первичного вала выпрессовать вторичный вал настоль­ко, чтобы можно было захватить подшипник съемником и снять его. Извлечь вал из картера вместе с шестернями и синхрониза­торами;

• рассмотреть устройство снятых деталей, их взаимное распо­ложение, соединение.

11.Продефектировать снятые детали, а также те, что остались на промежуточном валу в картере.

12.Частично разобрать механизм переключения передач, для чего выполнить следующее:

• расшплинтовать стопорные болты крепления вилки на пол­зуне и предохранительной головке одного из ползунов, отвер­нуть болты;

• передвинуть ползун и выпрессовать им заглушку из гнезда;

• снять вилку, придерживая шарик фиксатора, и вынуть пол­зун. Остальные ползуны оставить на месте;

• изучить устройство механизма переключения передач, фик­сатора, замкового устройства и предохранителя ЗХ.

13. Собрать КП автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.

14. Изучить общее устрой­ство КП автомобилей семейства КамАЗ. Обратить внимание на маслонагнетательное устройство, а также на то, что все шестерни вторичного вала установлены на двухрядных игольчатых подшип­никах.

28. Частично разобрать КП автомобиля КамАЗ-5320, для чего выполнить следующее:

• снять верхнюю крышку с механизма переключения передач и снять прокладку;

• снять фланцевую крышку подшипника ведущего вала дели­теля;

• извлечь ведущий вал делителя;

• снять шайбу маслонагнетательного устройства, проверить ка­налы подвода масла к подшипникам шестерен.

15. Продефектировать снятые и оставшиеся в корпусе КП де­тали. Вращая первичный вал КП вручную, перемещать муфту для включения I передачи и передачи ЗХ, синхронизаторы для вклю­чения II и III, IV и V передач и при этом следить за изменением скорости и направлением вращения вторичного вала.

16. Изучить устройство и работу привода управления механиз­мом переключения передач. Выполнить рассоедине­ние дистанционного привода переключения передач, для чего:

• зафиксировать стопорными болтами рычаг переключения передач в опоре рычага и поворотный фланец штока переключе­ния передач, установленный на верхней крышке КП;

• ослабить стяжные болты регулировочного фланца;

• вывернуть четыре болта крепления регулировочного фланца и навернуть фланец на тягу, рассоединить привод;

• осмотреть опоры тяг и при необходимости поменять уплотне­ния.

17. Собрать дистанционный привод, выполняя операции в по­следовательности, обратной разборке. Вывернуть стопорные бол­ты на опоре рычага на 21 мм, а на поворотном фланце на 31 мм.

18. Собрать КП автомобиля КамАЗ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.


Четырехступенчатая коробка передач автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12:

а — конструкция; 6 — муфта включения коробки передач автомобиля ГАЗ-53-12; 1 — первичный вал; 2, 8 — подшипники; 3, 17 — зубчатая шестерня постоянно­го зацепления первичного и промежуточного валов; 4 — синхронизатор III и IV передач; 5, 15 — шестерни III передачи; б, 14 — шестерни II передачи; 7, 12 — шестерни I передачи; 9, 11 — червячная пара привода спидометра; 10 — вторич­ный вал; 13 — блок шестерен передачи заднего хода; 16 — картер коробки пере­дач; 18 — блок шестерен промежуточного вала; 19 — крышка подшипника пер­вичного вала


Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-130:

1 — первичный (ведущий) вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 — подшипники; 3, 21, 23, 36 — стопорные кольца; 4, 34 — шестерни постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 5 — синхронизатор IV и V передач; 6— втулка шестерни IV передачи; 7, 31 — шестерни IV передачи; 8, 29— шестерни III передачи; 9 — шарик фиксатора; 10 — пружина фиксатора; 11 — штифт замка стержней пере­ключения передач; 12 — шарик замка; 13 — синхронизатор II и III передач; 14, 26 — шестерни II передачи; 15 — вилка переключения I передачи и передачи заднего хода; 16, 25 — шестерни I передачи; 18 — кронштейн стояночного тор­мозного механизма; 19 — фланец карданного шарнира; 20, 38 — сальники; 24 — вторичный (ведомый) вал; 27, 30, 32 — опорные шайбы; 28 — шестерня переда­чи заднего хода промежуточного вала; 33 — промежуточный вал; 40 — распорная втулка; 41 — блок шестерен передачи заднего хода; 42 — установочная втулка; 43 — пробка контрольно-наливного отверстия; 44 — крышка люка отбора мощности; 45 — шестерня привода спидометра; 46 — сливная пробка с магнитом; 47 — клапан-сапун; 48 — предохранитель включения I передачи и передачи заднего хода; 49 — ось промежуточного рычага; 50 — фиксатор; 51 — рычаг переключе­ния передач; 52 — промежуточный рычаг; 53 — ползун переключения I передачи и передачи заднего хода; 54 — ползун переключения IV и V передач; 55 — ползун переключения II и III передач


Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ:

1 — ведущий вал делителя; 2 — шестерня ведущего вала делителя; 3 — ведущий вал коробки передач; 4 — синхронизатор делителя; 5 — синхронизатор IV и V пе­редач; 6 — шестерня IV передачи ведомого вала; 7 — шестерня III передачи ведомого вала; 8 — синхронизатор II и III передач; 9 — шестерня II передачи ведомого вала; Ю — шестерня передачи заднего хода ведомого вала; 11 — блок шестерен передачи заднего хода; 12 — муфта включения передачи заднего хода и I передачи; 13 — шестерня I передачи ведомого вала; 14 — ведомый вал; 15 — зубчатый венец I передачи промежуточного вала; 16, 20— картер коробки; 17 — зубчатый венец промежуточного вала для включения передачи заднего хода; 18 — зубчатый венец II передачи; 19— шестерня III передачи промежуточного вала; 21 — промежуточный вал коробки передач; 22 — шестерня привода промежуточ­ного вала коробки передач; 23 — шестерня привода промежуточного вала делите­ля; 24 — картер делителя; 25 — промежуточный вал делителя

Коробка переключения передач (КПП) ЗИЛ-130 — механическая, имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Фиксаторы и кольца синхронизатора изменены. Фиксаторы состоят из двух симметричных полуцилиндров, между которыми помещены по две цилиндрических пружины, прижимающие полуцилиндры фиксаторов к внутренней поверхности отверстия.

Синхронизаторы в сборе старой и новой конструкции взаимозаменяемы.


Рис. Коробка передач ЗИЛ-130: 1 — первичный вал; 2, 22, 31, 46 и 54 — подшипники; 3, 29, 32 и 48 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника первичного вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передачи: 6 — втулка шестерни четвертой передачи; 7, 41 — шестерни четвертой передачи; 8 и 39 — шестерни третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач, 12 — установочная втулка; 13 — шарик фиксатора; 14 — пружина фиксатора; 15 — штифт замка стержней переключения передач; 16 — шарик замка, 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 35 — шестерня второй передачи; 19 — вилка переключения первой передачи и заднего хода, 20 — шестерня первой передачи и заднего хода; 21 — сапун; 23 — кронштейн стояночного тормоза; 24 — червяк привода спидометра; 25 — барабан стояночного тормоза; 26 фланец с отражателем; 27 — гайка фланца вторичного вала; 28 — сальник; 30 — гайка промежуточного вала; 33 — картер коробки передач; 34 — вторичный вал; 36, 40 и 42 — опорные шайбы; 37 и 43 — замочные кольца; 38 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 44 — промежуточный вал; 45 — шестерня привода промежуточного вала; 47 — заглушка; 49 — резиновое кольцо; 50 — блокирующим палец; 51 — роликоподшипник; 52 — гайка первичного вала; 53 — установочная втулка; 55 — распорная втулка; 56 — ось блока шестерен заднего хода; 57 — блок шестерен заднего хода; 58 — крышка люка коробки отбора мощности; 59 — пробка контрольно-наливного отверстия; 60 — шестерня привода спидометра; 61 — сливная пробка с магнитом; 62 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — крышка коробки передач; 65 — фиксатор рычага переключения передач; 66 — опора рычага; 67 — пружина; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — упор; 71 — стержень переключения первой передачи и заднего хода; 72 — стержень переключения четвертой и пятой передач, 73 — стержень переключения второй и третьей передач; 74 — штуцер гибкого вала спидометра; 75 — передний подшипник первичного вала. Примечание — с декабря 1972 г. маслосгонная канавка первичного вала 1 заменена сальником.

Коробка передач автомобиля прикреплена к картеру сцепления на четырех шпильках, ввернутых в тело картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала.

В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-наливного отверстия, через которое коробку передач заправляют маслом при отсутствии коробки отбора мощности. В левой стенке картера, внизу, имеется спускное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 61, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла из масла. В картере с обеих сторон сделаны два люка с фланцами для крепления коробки отбора мощности. От коробки передач допускается отбор мощности до 30 л.с.

Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 24 и шестерни 60, имеющей 17 зубьев (передаточное число червячной пары привода спидометра 3, 4).

Работа синхронизаторов

При включении синхронизированной передачи происходит следующее: каретка 2 синхронизатора вместе с вилкой 9 или 10 перемещается в сторону включаемой передачи. При этом движение каретки через три фиксатора передается конусным кольцам 3, которые жестко связаны между собой с помощью трех блокирующих пальцев 1, до упора в конус шестерни.


Рис. Устройство синхронизатора:
1 — блокирующий палец; 2 — каретка; 3 — конусное кольцо; 4 — фиксатор; 5 — пружина; 6 — конус шестерни

Из-за разности окружных скоростей включаемых элементов (шестерня и каретка синхронизатора) и осевого давления, передаваемого через фиксаторы, которые удерживают каретку от свободного осевого перемещения, на конических поверхностях возникает момент трения. Под действием момента трения происходит смещение каретки относительно блока конусных колец до упора в блокирующую поверхность пальцев 1, которая препятствует свободному осевому движению каретки. Вследствие этого происходит выравнивание окружных скоростей переключаемых элементов (происходит синхронизация).

После выравнивая окружных скоростей переключаемых элементов блокирующие поверхности пальцев не будут препятствовать осевому перемещению каретки и произойдет включение выбранной передачи без шума и удара.

Уход за коробкой передач

При смене масла, а также при разборке коробки передач не допускать попадания в нее грязи, песка, которые могут вызвать заедание шестерен, вращающихся на вторичном валу. Надо очищать магнит сливной пробки и промывать воздушные каналы сапуна, ввернутого в установочный болт крепления крышки. Засорение этих каналов вызывает повышение давления в картере коробки, что приводит к течи масла.

При разборке коробки передач нужно проверять надежность стопорения и затяжку гаек 27, 30 и 32; момент затяжки должен быть не менее 25 кгс*м. Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием утоненного края гайки в паз вала. Вдавливание надо производить бородком с закругленным концом, чтобы предотвратить разрыв края гайки. Отвертывать гайки нужно ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края гайки.

Читайте также: