Конструкции с союзом как 11 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цели: повторить условия постановки знаков препинания в конструкциях со сравнительным союзом; отработать умения правильно оформлять предложения с союзом как.

I. Лексическая разминка

— Объясните значения слов.

Деструктивный, криминогенный, альянс, коммюнике, транснациональный, девальвация, консолидация, консенсус, маргинал.

II. Интерактивная беседа по усвоению нового материала

(По ходу беседы учащиеся записывают предложения в тетрадях и анализируют их, графически выделяя знаки препинания.)

Перед союзом “как” запятая ставится в следующих случаях.

1. Если оборот обозначает уподобление (“как” в значении “подобно”). Например: Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют (А. Пушкин); Как чайка, парус там белеет в высоте (А. Фет).

2. Если сравнительному обороту предшествует указательные слова так, такой, тот, столь. Например: Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте (Н. Гоголь); Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой).

3. Если сравнительный оборот начинается сочетанием как и. Например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность (К. Паустовский).

4. Если оборот выражается сочетаниями как всегда, как нарочно, как обычно, как исключение, как правило, как прежде, как сейчас, как теперь. Например: Вижу, как теперь, своего хозяина (А. Пушкин).

Запятая не ставится в следующих случаях.

1. Если сравнительный оборот имеет в качестве основного значение обстоятельства образа действия и может быть заменен творительным падежом существительного или наречием. Например: Как град посыпалась картечь (М. Лермонтов) (ср.: посыпалась градом); Как демон коварна и зла (М. Лермонтов).

2. Если союз “как” имеет значение “в качестве”. Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); Полученный ответ рассматривается как согласие (В. Ажаев).

3. Если сравнительный оборот характеризует лицо или предмет с какой-либо одной стороны. Например: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (К. Федин).

4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым, которое без сравнительного оборота не имеет законченного смысла. Например: Отец и мать ей как чужие (Н. Добролюбов); Все относились к Ване как к своему человеку (М. Пришвин).

5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, именно, прямо, просто, точь-в-точь. Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как чувство отдыха. (М. Пришвин).

6. Если сравнительный оборот или все сочетание с ним имеет характер устойчивого сочетания, например: беречь как зеницу ока (как святыню); бросился как безумный; глуп как пробка; пошел ко дну как камень.

Тип занятия - закрепление и комплексное применение знаний на основе обобщения и систематизации изученного.

Методическая - показать возможности активизации мыслительной деятельности студентов через организацию их самостоятельной работы на занятии (работа парами)

  • обучающая - отработать навык постановки знаков препинания при союзе КАК (путём структурирования и актуализации знаний с опорой на прошлые знания студентов, систематизации знаний в виде удобных таблиц; за счёт частой смены видов деятельности поддерживать активность учащихся на всех этапах занятия)
  • развивающая - формировать навыки исследовательской деятельности, развивать и совершенствовать навык работы по решению тестовых заданий и анализу текста
  • воспитывающая - показать многообразие народных песен, их богатство и этические потенциал; воспитывать чувство прекрасного, пробуждать интерес и толерантность к иной национальной культуре (путём использования воспитательных возможностей дидактического материала – статьи Расула Гамзатова о народных песнях; а также путём выразительного чтения преподавателя)

Оборудование: раздаточный материал в виде карточек и таблиц, контрольные тесты, электронная презентация к занятию.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (при анализе текста)

Уровни усвоения знаний, учебной информации:

  1. восприятие, осознание, фиксация информации
  1. усвоение способов применения по образцам
  2. творческое применение знаний при анализе текста

Содержание учебного материала - практическая направленность и дифференциация контрольных заданий (тестов) оценивается по трём уровням сложности.

  1. визуальная (наблюдение преподавателя за всеми студентами на занятии);
  1. выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения, закрепления, решения тестовых заданий в парах);
  2. фронтально-содержательная (беседа с группой на этапе уточнения таблицы и первом (совместном) решении тестовых заданий).

Ход учебного занятия:

1. Слово преподавателя:

Занятие сопровождается компьютерной презентацией.

I. Организационный этап

(Преподаватель приветствует группу, отмечает отсутствующих)

II. Этап целеполагания

(Преподаватель объявляет тему учебного занятия, ставит учебные задачи, показывает содержание отрабатываемых вопросов по теме - систематизировать и обобщить теоретические сведения по данной теме, отработать навык постановки знака в этой позиции, поработать с тестами, начать анализ красивейшего текста – публицистической статьи Расула Гамзатова о народной песне. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний:

III. Этап повторения и систематизации изученного

Параллельно выполняются следующие виды работы:

А) 3 студента выполняют задания у доски (работают по карточкам).

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … во вводной конструкции …в придаточном предложении.

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в составном (парном) союзе …в сравнительном обороте.

Б) Фронтальная беседа с группой:

- Поставите ли вы запятую в предложении:

Тут уж наш Иван-дурак покраснел как словно рак ?

Почему? ( Нет, так как союз КАК входит в состав фразеологизма )

  • Действительно, не ставим запятую при союзе КАК в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных сказуемых. Давайте вместе вспомним модели выражений такого типа. (Слайд 2)

. Сделался как камень

Побледнел как смерть

Полетел как стрела

Льёт как из ведра

Мечется как угорелый

Вертится как белка в колесе

Всё идет как по маслу

Свеж как огурчик

Красный как рак

Сделать как следует

3. Работа группы по составлению таблицы

- Союз КАК - это союз сочинительный или подчинительный? Можно ли дать однозначный ответ? Приведите примеры. ( Союз КАК подчинительный, но однозначного ответа дать нельзя, так как он может быть составной частью парных сочинительных союзов, например КАК…, ТАК И )

- Почему в союзах с тех пор как, по мере того как, подобно тому как возможно двоякая постановка знака? В каких составных союзах знак перед КАК недопустим? (Слайды 3, 4)

В) Проверка заданий, выполненных у доски, уточнение позиций, примеров

Запятая не ставится

1. При присоединении придаточных предложений (изъяснительных, сравнительных, меры и степени и др.):

Он видел, как далеко раскинулась сеть железных дорог .

1. Если КАК входит в состав сказуемого:

Овраг был как глубокое ущелье .

2. При присоединении сравнительного оборота:

Он, как разъярённый лев, бросился на противника.

2. Если в сравнительном обороте перед союзом есть отрицание:

Он взял инструмент не как мальчишка, а как взрослый рабочий

3. Если КАК входит в состав вводной конструкции:

Он, как мне кажется, человек интересный .

3. Если КАК входит в состав парного союза (КАК…,ТАК И):

Позади остались как большие города, так и маленькие деревушки.

4. Если КАК входит в состав приложения со значением причины:

Он, как человек дела, сразу подошёл к станку .

Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава .

5. В сочетании с союзом И:

Она выглядела так, как и три года назад

5. В устойчивых словосочетаниях (в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных сказуемых):

Его руки были холодны как лёд.

6. Если есть указательные слова ( так, такой, столь и т.д.):

Он был так же скор в решениях, как раньше .

6. При повторении сравниваемого для обозначения обычности, типичности предмета:

Всё здесь по-прежнему в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни .

7. В оборотах не более, как… (не) раньше, чем… (не) больше, чем… которые не содержат сравнения:

Не более, как через полчаса, занятия закончатся .

не кто иной, как…не что иное, как…

По окончании работы по составлению таблицы раздаются её распечатанные экземпляры каждому студенту для вклеивания в рабочую тетрадь.

IV. Этап закрепления полученных знаний

А) Работа в парах. (Проговаривание друг другу содержания таблицы - желательно на память – по вариантам: один студент – случаи постановки знака перед союзом КАК, другой – случаи отсутствия запятой при союзе КАК). Слабых учащихся проверяет преподаватель. Обязательное условие – приведение своих примеров ко всем названным случаям постановки/не постановки знака.

Отметьте предложения, в которых ставится запятая перед КАК :

  1. Современный рынок в России…как и всякое явление… развивается через противоречия.
  1. Несмотря на то, что Россия идёт к рынку, для многих людей сегодня…как и несколько лет назад…он остаётся абстрактным понятием.
  2. Вывоз капитала может осуществляться …как в предпринимательской форме, так и в виде ссудного капитала.
  3. Государственный бюджет выступает …как центральное звено финансовой системы и основной финансовый план страны.
  4. Дефицит в сфере экономики проявляется …как превышение расходов над доходами в государственном бюджете.
  5. Судьба России …как крупнейшей державы … не может не волновать политиков разных стран.
  6. Культура исследуется целым рядом наук …как социальное явление.
  7. Национальной науки нет …как нет и национальной таблицы умножения.
  8. Аудиторские службы располагают … как правило … высококвалифицированными юристами и экономистами различного профиля.
  9. Вот звук дождя … как будто домбры звук.
  10. По мнению российских учёных, этот провал не что иное … как угасший вулкан.
  11. Я … как опытный халтурщик… сразу же придумал заголовок для радиоскрипта.

(Ответы: 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12).

В) Работа в парах - тестовые задания на 3 варианта по 10 предложений (от 1 к 3 варианту задания усложняются, что даёт преподавателю возможность вести дифференцированное обучение), выполняют самостоятельно - проверяют по инструктивной контрольной карте, в случае неясности консультируются с преподавателем.

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. Человек создан для счастья как птица для полёта.
  1. Молодость как песня жаворонка на заре.
  2. За днями дни проходили как тень.
  3. Осыпался с берёзы лист и как ковёр устилал землю.
  4. Под ним как океан синеет степь кругом.
  5. Тучи как свинцовые.
  6. Полученный ответ рассматривался как согласие.
  7. Дубровин с год как шальной ходил.
  8. Уезжай как можно дальше отсюда.
  9. Как зарницы в небе они запылали как огненный дождь с неба упали.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - а, 6 - б, 7 - б, 8 - б, 9 - б, 10 - а)

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. День начался как всегда в густом тумане.
  1. Мы встретились как старые знакомые.
  2. Разбойник мужика как липку обобрал.
  3. Журавли кричали грустно как будто звали с собой.
  4. Дорога была как аллея.
  5. Мне хочется сохранить эти письма как память.
  6. Было спокойно и тихо как после бури.
  7. Под ним Кавказ как грань алмаза снегами вечными сиял.
  8. Я говорю как литератор.
  9. Я вам как чужой.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - б, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. Он держал себя как аристократ.
  1. Он был телом сильным как бык и храбрым как лев.
  2. Было спокойно и тихо как после бури.
  3. Ты что это как муху проглотил?
  4. Вот с неба звёзды глянут, и как река засветит Млечный Путь.
  5. На улице было множество людей как в праздник.
  6. Редко встречаешь столь интересного человека как он.
  7. Как град посыпалась картечь.
  8. Вечер как две капли воды похож на всякий другой.
  9. Эта мелодия создана Глинкой, но она воспринимается как подлинно народная.

(Ответы: 1 - б, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - а, 7 - а, 8 - б, 9 - а, 10 — б)

V. Этап контроля знаний

Контрольное тестирование по изучаемой теме (3 варианта, от 1 к 3 варианту задания усложняются, что даёт преподавателю возможность вести дифференцированный контроль усвоения знаний).

Контрольное тестирование, 1 вариант

Укажите, что присоединяет союз КАК и нужны ли здесь запятые:

а – придаточное предложение, запятая нужна;

б –сравнительный оборот, запятая нужна;

в –именную часть сказуемого, запятая не нужна.

  1. Эти равнины как море бескрайнее.
  1. Море в далёкие годы пело мне песни как мать.
  2. Смотри как роща зеленеет.
  3. Земля ещё как смутный негатив, она никак не может проявиться.
  4. Сегодня месяц как светлый серп.
  5. Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море.
  6. Серёжа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.
  7. И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый.
  8. Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки.
  9. Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.

(Ответы: 1 - в, 2 - б, 3 - а, 4 - в, 5 - в, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Контрольное тестирование, 2 вариант

Укажите, что присоединяет союз КАК и нужны ли здесь запятые:

а – придаточное предложение, запятые нужны;

б – сравнительный оборот, запятые нужны;

в – именную часть сказуемого, запятые не нужны.

  1. Капли дождя как алмазы.
  1. Был как смола, небыль как вода.
  2. Родину свою не выбирают как не выбирают матерей.
  3. На тёмном небе звёзды как яркие искры.
  4. Море в далёкие годы пело мне песни как мать.
  5. Звёзды как вербочки распухают в прозрачных облаках.
  6. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим светом.
  7. Стало слышно как точат косы.
  8. Посмотри, милый друг как прекрасна земля.
  9. На просеке лежит метровый снег, сыпучий как песок.

(Ответы: 1 - в, 2 - в, 3 - а, 4 - в, 5 - б, 6 - б, 7 - в, 8 - а, 9 - а, 10 - б)

Контрольное тестирование, 3 вариант

Укажите, нужно ли выделять запятыми конструкции с союзом КАК: а — да; б – нет .

  1. Из села Окоёмово как говорят его жители видно половину России.
  1. Докладчик охарактеризовал его как лучшего нашего художника.
  2. Мальчику как уроженцу юга трудно было привыкнуть к суровой Арктике.
  3. Двор как цветущий сад.
  4. Каждая ветка была вся в розовых лепестках как невеста в прозрачном своём уборе.
  5. Дождь льёт как из ведра, и не хочется выходить из дома.
  6. Он был спокоен как тихая вода горных озёр.
  7. Он выглядел как и три года назад.
  8. Лишь тогда я по-настоящему понял как труден и опасен подъём.
  9. Мне было интересно в лесу как одному, так и с ним.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - а, 10 — б)

4. Обобщение и выводы по теме:

VI. Анализ текста

А) Краткая информация о Расуле Гамзатове от преподавателя или подготовленного студента (не более 1 минуты)

Б) Выразительное чтение текста преподавателем (раздаточный материал – текст статьи Расула Гамзатова (см. ниже) каждому студенту):

Песни стари…ые песни новые… Песни колыбельные свадебные боевые. Длинные и короткие. Печальные и весёлые. По всей земле поют вас. Слова нанизывают словно бусинки на серебря..ую нить. Слова заколачивают крепко. Словно гвозди. Слова возн..кают и текут ле..ко как слеза за слезой когда плач..т красавица. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпущенные опытной рукой. Слова льются и уводят (в)даль как горные тропинки по которым можно уйти в конце концов на край света.

Пространство между строчками словно улица на которой стоит дом твоей любимой. Оно словно межа на отцовском поле. Оно как час Ра..вета и час з..ката отделяющие день от ночи.

Песни записа..ые на бумаге и песни (не)записа.ые на бумаге. Но какой(бы) н.. была песня она должна петься. (Не)поющаяся песня (всё)равно что (не)летающая птица (не)бьющ..ся (не)стучащ.. сердце.

Песни потоки с гор. Песни стремительные гонцы вестники с поля битвы. Песни кунаки друзья (не)ожида..о приехавшие гости. Берите пандур чонгур чаган свирель кеманчу зурну бубен гармонь барабан берите просто таз или медную тарелку. Бейте каблуками о землю. Слушайте как сабли ударяются о сабли. Слушайте как звенит камушек брошенный в окно любимой. Пойте и слушайте наши песни. Они послы печали и радости. Они паспорта чести и храбрости свидетельства мысли и дел. Они молодых делают мужестве..ыми и мудрыми старых и мудрых молодыми. Всадника они заставляют сойти с коня и заслушат?ся. Пешего они заставляют вскочить в седло и лететь как птица. Хмельного они отр..звляют и заставляют задумат?ся над своей судьбой трезвого делают отча..ым и как(бы) хмельным. О чём только нет на свете песен!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Когда ставится запятая перед союзом КАК

Запятая перед союзом как используется в предложениях со сравнительными оборотами, в сложноподчиненных предложениях. Но есть такие случаи, когда запятая перед союзом как ставится не всегда. И дети часто допускают ошибки, ставя запятые во всех случаях, забывая о том, что оборот с союзом как может входить в состав сказуемого или фразеологического оборота.

Чтобы заинтриговать детей, урок по этой теме начинаю с проблемного диктанта. Проблемное задание: Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Ученики сразу же на примерах поймут, что не все так просто с союзом как и захотят подробнее узнать об этом вопросе.

Они успели узнать её как женщину расчетливую и рассудительную.

Он как огня боялся фамильярности.

У каждого дома как и у человека есть свой характер.

Отец как отец, только после смерти матери он совсем как сумасшедший стал.

Вот уже три дня как я в Кисловодске.

Как командир приказываю вам, господа, немедленно разойтись.

Пили бабушкиной наливки – желтую как золото, темную как деготь.

Заинтриговав детей, создаю с ними алгоритм

1.Что вводит союз КАК?

Обособляется всегда Сравнительный Тождества

Я не знаю, как тут быть ( союзами СЛОВНО,

Обособляется почти Его пригласили как

Как невесту, мы Родину

любим.(срав. об.)

Теперь формулируем правила постановки запятой или ее отсутствие перед союзом КАК

Запятая перед союзом КАК ставится, если это предложение со сравнительным оборотом. Иногда в нем могут употребляться, кроме союза как , союзы будто, как будто, словно, точно, что, ежели, чем

Она таяла, словно свечка. Он упрям, как осел.

Запятая ставится в сложноподчиненном предложении перед союзом как .

Его губы шевелятся, как будто он что-то повторяет.

Иногда в основной части предложения имеются соотносительные слова такой, так, столь, тот.

Жаркая погода вредна для здоровья так же, как холодная .

Всегда выделяются запятыми обороты, начинающиеся со связки как и

В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное

Всегда выделяются запятыми словосочетания: как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно, как известно, как таковой

День начался, как всегда. Запятыми, как правило, выделяется деепричастный оборот.

Запятая ставится перед как в оборотах НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК… и НЕ КТО ИНОЙ, КАК

Это было не что иное, как шаровая молния. Это был не кто иной, как Иван Иванович.

Запятая перед союзом КАК не ставится , если

Сравнительный оборот с союзом как входит в состав сказуемого. Наш сад как проходной двор . Это звучит как оскорбление

Является фразеологизмом Он крутится как белка в колесе. Ходит как в воду опущенный. (ЖЕЛТОЕ НАДО ПОДЧЕРКНУТЬ ДВУМЯ ЧЕРТАМИ)

Сравнительный оборот синонимичен творительному сравнения или может быть заменен наречием: Как град посыпалась картечь (Картечь посыпалась градом)

Является оборотом тождества (Можно поставить знак равенства между оборотом и тем, о чем говорится;

Как отличница учебы сестра поехала на конференцию (Сестра=отличница)

Союз как имеет значение в качестве

Его все знали как хорошего слесаря.

Добавочное обстоятельство со значением причины или условия выделяется на письме запятыми факультативно, т.е. не всегда.

Она, как меньшая, была любимицей отца.(Она в качестве меньшой была любимицей отца) (Она, так как меньшая, была любимицей отца)

После объяснения правил, возвращаю детей к проблемному диктанту, и они сами расставляют знаки препинания.

1. Они успели узнать её как женщину расчетливую и рассудительную. (Запятая не нужна: Они успели узнать её в качестве женщины расчетливой и рассудительной)

2. Он как огня боялся фамильярности. (Запятая не нужна, так как здесь присутствует фразеологический оборот)

3. У каждого дома, как и у человека, есть свой характер (Запятая нужна, потому что оборот начинается со связки КАК И)

4. Отец как отец, только после смерти матери он совсем как сумасшедший стал (Запятая не нужна, так как оборот тождества)

5. Вот уже три дня как я в Кисловодске (Запятая не нужна, так как входит в состав сказуемого)

6. Как командир приказываю вам, господа, немедленно разойтись (Запятая не нужна: В качестве командира приказываю вам…)

7. Пили бабушкиной наливки – желтую, как золото, темную, как деготь (Запятые нужны - сравнительные обороты)

Найдите предложение со сравнительным оборотом (Знаки препинания не расставлены)

А) Он вдруг стал бледен как смерть

Б) С утра на небе появились черные как дым тучи

В) Дом охраняется как памятник архитектуры

Укажите предложение, в котором не нужна запятая перед союзом как.

А) Он вдруг стал бледен как смерть

Б) Это был не кто иной как мой старинный приятель.

В) Ее голос звенел как колокольчик

Найдите предложение с оборотом тождества

А) Дом охраняется как памятник архитектуры

Б) Люди как люди…только квартирный вопрос их испортил

В) С утра на небе появились черные как дым тучи

Найдите предложение с фразеологическим оборотом, в котором не нужна запятая перед союзом как.

А) Ее голос звенел как колокольчик

Б) Она берегла его как зеницу ока

В) Дом охраняется как памятник архитектуры

Укажите предложение, в котором как входит в состав сказуемого.

А) Я как огня боюсь змей

Б) Я свою работу воспринимаю как счастье

В) Мне нравится как он улыбается.

А) С юга как из печки пахнуло теплом.

Б) Река неподвижна как болото.

В) Как невеста получаю каждый день письма

7. Найдите предложение, в котором союз как вводит придаточное предложение

А) Я не знаю как тут быть.

Б) Он был беззаботен как птица

В) Шофер как шофер: любит крутить баранку.

8. Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота

А) Байкал известен как объект Всемирного наследия

Б) У рыбы плавник был как кухонный нож

В) Весенние вспаханные поля лежат как бархат.

В тесте вопросов немного, но отсутствие знаков препинания в предложениях заставит разобрать все примеры, и, я думаю, дети лучше усвоят тему.


Цель урока заключается в систематизации знаний о постановке знаков препинания при союзе как, формировании умений правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзам как. На уроке учащиеся работают с текстом, отрабатывая навык поискового чтения, создают и преобразовывают схемы для решения задач урока, строят логическое рассуждение, учатся обобщать.

Описание разработки

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать знания о постановке знаков препинания при союзе как; формирование умений правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как.

Работа с текстом (сделаны ксерокопии).

Задание: Выделить грамматические основы предложений, объяснить постановку знаков препинания.

Мне кажется, что иные души построены как медные шары. Есть души плоские, как зеркала, - это все равно как будто их нет. А в большинстве своем человечьи души кажутся мне бесформенными, как облака, и мутно - пестрыми, как лживый камень опал (в первом предложении союз как служит для присоединения сказуемого, во втором и третьем - выделяет сравнительные оборот).

Закрепление изученного.

Углубляя и расширяя знания учащихся по данной теме, составляем справочную таблицу, которой будем пользоваться в дальнейшем.

Запятая перед как ставится

Урок русского языка Запятая перед как

Практическая работа с использованием таблицы.

На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу. (1 - 5)

Занавеска была задернута, и комната, как фужер с шампанским, была наполнена желтоватым светом. (2 - 5)

Эта девушка как цветок, лучший аромат которого испаряется навстречу первому лучу солнца. (2 - 3)

Поразительно, как переменилась жизнь. (1 - 1)

Как опытный инженер, он знал, каким с ложным механизмом является завод. (1 - 2)

Если наречие так с частицей же и союз как и оказываются в предложении рядом, они сливаются в один сложный союз и запятой не разделяются.

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе.

Работа с таблицей

Когда запятая перед как ставится?

Когда запятая перед как не ставится?

Приведите свои примеры на изучаемое правило или примеры из литературных произведений.

Практическая работа.

Моя солдатская шинель как печать отверждения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня (Грушницкий).

Итак, я вам советую как приятель быть острожным (Вернер).

Княгиня меня ей представила как своей родственнице (Печорин).

Честолюбие есть не что иное, как жажда власти (Печорин).

Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мной Печорин).

Чтобы предупредить ошибку в первом примере, просим выделить во всех предложениях грамматические основы. Проверку начинаем с примеров, где постановка знаков препинания не вызывает затруднений.

Чтобы увидеть приравнивание (отождествление) в третьем примере, нужно вспомнить, кто, кому и о ком говорит.

Наибольшие затруднения вызывает второй пример, т. к. здесь возможны варианты: по - приятельски, в качестве приятелем.

Приходим к выводу, что запятая не нужна, т. к. приятельские отношения между Печориным и Вернером весьма непродолжительны.

Читайте также: