Конституция россии 4 класс окружающий мир перспектива конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ - КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны.

- познакомить учащихся с основными документами, защищающими права человека.

- развивать устную речь.

- воспитывать интерес к истории России.

Планируемые образовательные результаты

Характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства

Объяснять особенности правового статуса гражданина России

Классифицировать конституционные права граждан

Личностные УУД:

- гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности)

- осознание учащимися роли Конституции Российской Федерации в жизни российского общества.

Регулятивные УУД:

планирование и организация учебных действий в соответствии с целью

Коммуникативные УУД:

- способность передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками ( работа в группах);

- поиск и извлечение новой информации;

- умение осознанно строить речевые высказывания.

Познавательные УУД:

- самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи;

- формирование умений анализировать информацию из различных источников;

- формирование познавательного интереса направленного на поисковую деятельность, развитие навыков и умений работать с документами.

Средства обучения : административная карта России, Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, презентация

Организационный момент.

Проверка д.з.

– Как называется страна, в которой мы живем?

Учащиеся: Наша страна называется – Россия или Российская Федерация. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

- Хотите узнать какая тема урока?

- Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. Господствующая над городом высота 102,0 – место ожесточеннейших боев в период Сталинградской битвы.

3. Как назывался Волгоград во время Великой Отечественной войны?

4. Многие города России были основаны как военная…

5. Что выпускали машиностроительные заводы во время Великой Отечественной войны?

6. Название скульптуры, поднявшейся над Мамаевым курганом в Волгограде.

7. Учреждение, где показывают движение планет, читают научно-популярные лекции по астрономии.

8. Где находился штаб немецкого генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса в Сталинграде?

9. Первое название города Волгограда.

10. За Домом Павлова стоят разбитые снарядами и бомбами руины бывшей…

11. Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.

К л ю ч е в о е с л о в о: конституция.

Учитель. Сегодня мы поговорим о конституции, узнаем, что такое закон.

4. Работа над новым материалом.

Рассмотрите административную карту России на с. 70 – 71 учебника. Покажите границы нашего государства.

Россия – демократическая республика. Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.

12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством.

Первой демократической конституцией стала Конституция Соединенных Штатов Америки. Так, стали законом свобода слова, печати, собраний, свобода верить в того бога, какого себе избрал. Законом охранялась и неприкосновенность личности. Церковь была отделена от государства, то есть уже не могла вмешиваться в управление страной.

Конечно, записать такие слова в конституции и реально добиться того, чтобы все были свободны, равны и счастливы, не одно и то же. В истории тех же Соединенных Штатов Америки и других государств с самыми демократическими конституциями немало было и есть несправедливости, жестокости по отношению к людям, особенно к бедным и незнатным. Демократическая конституция – лишь первый шаг к правовому государству, то есть к государству, где все подчиняются закону и ни для кого не делается исключений.

Сама конституция – это главный закон государства. Какой бы закон ни принимали, он не может противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет нарушающие конституцию решения законодателей.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране в 1918 году была принята конституция РСФСР. В ней было записано, что вся земля, ее недра, фабрики, заводы передаются в руки народа, а власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось равноправие граждан независимо от их национальности и пола.

До конца 1991 года в Советском Союзе жили по конституции, которая была принята в 1977 году. Она была шагом вперед по сравнению с предыдущей конституцией, однако основная роль в управлении государством отводилась не народным Советам, а Коммунистической партии. Это сдерживало развитие демократии в стране, ограничивало возможности людей отстаивать свои права.

Прочитайте статьи на с. 112–133. Какова главная мысль конституции России? Сколько народов живет на территории России?

5.Физминутка

У п р а ж н е н и я д л я г л а з:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

6. Первичное закрепление

По резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря отмечается как День прав человека.

ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

7. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– Как называется наша страна?

– Сколько народов живет на территории России?

– Что такое конституция?

– Что такое законы?

– Назовите главную мысль конституции.

– Какое право имеет человек?

– Какие документы были приняты после Второй мировой войны?

– Назовите главный среди них.

– О чем говорится в Декларации?

– Какие права имеет каждый из вас?

Учащиеся слушаюm сmuхоmворенuя, оmрывкu uз лumераmурных проuзведенuй u рассказываюm, о какuх правах деmей в нuх говорumся,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира на тему "Основной закон нашей страны - Конституция РФ" с использованием технологии составления интеллект-карт.

Конструкт зачетного урока окружающего мира

Говорухиной Марины Алексеевны

Дата: 18.05.2018 г.

ФИО учителя класса: Дьячкова Наталья Викторовна Подпись ______________

Цель: формирование представления о содержании и значении Конституции Российской Федерации; правах и обязанностях человека; полномочиях главы государства.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга; к основному закону государства – Конституции Российской Федерации; главе государства.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе. Обучающиеся демонстрируют умение четко, ясно кратко формулировать свою точку зрения; наличие в ответе обоснованного, логически непротиворечивого объяснения.

Предметные: обучающиеся знают об основном законе страны – Конституции Российской Федерации; правах и обязанностях человека; полномочиях главы государства.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга; к основному закону государства – Конституции Российской Федерации; главе государства.

Развивающие: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Способствовать развитию познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Способствовать развитию коммуникативных УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе. Развивать умение четко, ясно кратко формулировать свою точку зрения; наличие в ответе обоснованного, логически непротиворечивого объяснения.

Образовательные: повторить основной закон страны – Конституцию Российской Федерации; права и обязанности человека; полномочия главы государства.

Принципы воспитания:

создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип систематичности и последовательности;

принцип психологической комфортности.

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведения: художественное слово;

методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной деятельности: создание ситуации успеха.

Методы обучения:

по источнику получения знаний:

словесные: рассказ, объяснение, беседа;

практические: практическая работа;

по уровню включения в продуктивную деятельность:

методы контроля и самоконтроля;

методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием;

методы закрепления и повторения изученного материала:

методы эмоционального стимулирования:

поощрение и порицание.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Дидактические средства:

демонстрационные: мультимедийная презентация;

индивидуальные: пенал, дневник;

раздаточные: брошюра Конституции РФ (6 шт.), план (6 шт.), листы А4 (6 шт.), листы на рефлексию (26 шт.).

Тип урока: урок систематизации и обобщения (обобщающий урок)

Структура урока:

Самоопределение к деятельности (Орг. момент) (1 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (6 мин)

Комплексное применение и систематизация знаний (21 мин)

Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности (6 мин)

Информация о домашнем задании (1 мин)

Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин)

Использованная литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

Окружающий мир [Текст]: 4 класс: Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 128 с.

Окружающий мир [Текст]: 4 класс: Учебник: в 2 ч./О.Н.Федотова, Г.В. Трафимов, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – ч 2: 160 с.: цв. ил.

Эскиз доски

Основной закон страны – Конституция России. Президент РФ – глава государства.

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формирования УУД

Самоопределение к деятельности (Орг. момент)

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.

Обучающиеся сидят в группах по 4 человека.

- Добрый день, ребята!

- Садитесь, пожалуйста, на свои места.

- Давайте проверим вашу готовность к нашему уроку. У вас на партах должны быть: дневник, пенал, цветные ручки, фломастеры.

- Для того чтобы на протяжении всего урока у вас было отличное настроение улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.

- А я вам желаю плодотворной и хорошей работы на уроке.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, определить проблему и поставить учебную задачу.

По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение; наглядные: демонстрация.

Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

Методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведения: художественное слово.

- Для того чтобы вспомнить материал прошлого урока проведем небольшой опрос.

- Перечислите названия нашей страны от ее возникновения до настоящего времени. (Древняя Русь, Удельная Русь, Русское царство, Российская империя, Российская Республика, РСФСР, СССР, Российская Федерация)

- Назовите порядок расположения цветов российского флага. (белый, синий, красный) Что означают каждый цвет? (белый – чистота, правда, мир; синий – небо, вера, верность; красный – отвага, героизм)

- Опишите герб нашей страны. (герб РФ представляет собой красный щит, на котором распростер крылья золотой двуглавый орел под тремя коронами – двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла мы видим изображение серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона.

- Что символизируют короны, скипетр и держава? (символизируют сильную и единую государственную власть, всадник – готовность народа встать на защиту родины)

- Что такое гимн? (торжественная песня) Когда исполняется Гимн? (в особых, торжественных случаях; звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей органов государственной власти, во время встреч и проводов глав государств, во время спортивных состязаний и военных мероприятий; когда звучит гимн, все молча, встают)

- Молодцы. Я вижу, что вы освоили материал прошлого урока.

- Для того чтобы определить тему урока послушайте отрывок из сказки:

Делать нечего: бояре,
Потужив о государе,
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.

Объявили царску волю —

Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.

- А возможна ли такая ситуация в наши дни? Почему? (нет, не возможна, потому что так делали только в царские времена)

- А кто управляет страной в наши дни? (президент)

-А как вы думаете, имеет ли право президент по собственной воле назначить наказание? (нет, не имеет)

- Кто следит за исполнением законов и назначает наказания? (за исполнением законов следит суд, а назначает наказания - полиция)

- А знаете ли вы, каким основным законом руководствуются судьи, полиция в своих действиях? (Конституцией Российской Федерации)

- Что мы должны узнать на уроке? Какую информацию?

- Цель урока: обобщить знания об основном законе страны – Конституции России; правах и обязанностях человека; полномочиях главы государства.

- План урока выглядит, так:

- Приступим к достижению цели.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Комплексное применение и систематизация знаний

Задача: решение проблемы и обсуждение её решения.

По источнику получения знаний: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

- Для того чтобы достичь цели урока вспомним, что есть в любом государстве? (власть, законы) Как вы понимаете, что такое законы? (это правила, которые должны соблюдать каждый гражданин страны)

- Зачем нужны законы в государстве? (для соблюдения порядка, охраны прав граждан)

- То есть без законов государство существовать не может. Законы защищают граждан, их права.

- В каком основном документе страны записаны законы? (Конституции РФ)

- Рассмотрим подробнее, как устроена Конституция РФ.

- Каждой группе я раздаю брошюры Конституции РФ и карточку с планом, по которому вы будете самостоятельно ее изучать.

- А фиксировать информацию вы будете в интеллект-карте. Вспомните правила составления карты. Все принадлежность у вас уже лежат на партах.

- Запишем ключевое слово интеллект-карты. Как вы думаете, какое? Что вы сейчас будете рассматривать? (Конституция РФ) Запишите. Записываю на доске.

- Посмотрим на план. Вам необходимо указать в карте: когда и кем принят закон; записать название глав; права и свободы гражданина; указать кратко информацию о Президенте РФ, Федеральном Собрание и Правительстве РФ.

3. Когда и кем принят закон.

4. Содержание документа (главы).

5. Права и свободы гражданина.

7. Федеральное Собрание.

8. Правительство РФ.

- На рассмотрение и составление интеллект-карты у вас есть 10 минут. В группе должны работать все. Кому непонятно задание? Завершаем работу. Закройте брошюру Конституции РФ.

- Сейчас немного отдохнем. Встаньте. Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, то есть возьмитесь правой рукой за кончик носа, а левой рукой за мочку левого уха, и повторите упражнение.

Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе.

Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности

Задача: проверить полученные знания.

По источнику получения знаний: словесные: беседа; наглядные: демонстрация.

Методы контроля и самоконтроля.

- Проверим, какую информацию вы указали в интеллект-карте.

- Назовите дату, когда был принят основной закон страны и кем. (принят Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

- Из скольких глав состоит закон? Прочитайте их. (Основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебная власть, местное самоуправление, конституционные поправки и пересмотр Конституции) Хорошо.

- Какие обязанности определяет Конституция? (каждый обязан платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защита Отечества)

- На какой срок избирается глава государства? (6 лет) Кем? (гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании)

- Назовите имя действующего Президента РФ. (В.В. Путин)

- Из скольких палат состоит Федеральное Собрание? (из двух – Совета Федерации и Государственной Думы)

- Какую информацию вы указали о Правительстве РФ? (осуществляет исполнительную власть, состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров)

- Таким образом, мы рассмотрели основной закон страны – Конституцию России, права и обязанности человека, полномочия Президента РФ.

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; познавательные УУД: структурирование информации.

Обучающиеся демонстрируют умение четко, ясно кратко формулировать свою точку зрения; наличие в ответе обоснованного, логически непротиворечивого объяснения.

Информация о домашнем задании

Задача: дать информацию о домашнем задании обучающимся.

По источнику получения знаний: словесные: объяснение.

Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.

- Откроем свои дневники и запишем домашнее задание.

- Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу из двух заданий на отдельных листах. Раздаю листы с заданиями. Посмотрите внимательно на задания. Если есть вопросы задавайте их. Кому непонятно задание?

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Задача: самооценка результатов деятельности.

По источнику получения знаний: словесные: беседа.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

- Наш урок подходит к концу, в течение урока какие трудности у вас возникли? Как их преодолеть?

- Предлагаю вам заполнить небольшую анкету для того чтобы оценить результаты своей деятельности на уроке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

создать условия для формирования представления о государственном устройстве нашей страны, об остновных документах, защищающих права человека.

Урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД:

- определять различные виды обществ и обосновывать своё мнение;

определять условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу и обосновывать своё мнение;

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

Познавательные:

- называть сообщества, определять их цели и общие интересы, работать в группах, договариваться и приходить к общему решению.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению окружающего мира

Оборудование: учебник, тетрадь, Конституция РФ, карточки для работы в группах, карточки проверочной работы.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку

1. Проверка готовности к уроку.

На столах лежат…

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

2. Самоопределение к деятельности

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

-Послушайте отрывок из сказки.

Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

- Возможна ли такая ситуация в наши дни? Почему?

-Кто управляет страной России в наши дни?(Президент)

- Имеет ли право президент по собственной воле назначить наказание?

-Кто следит за исполнением законов и назначает наказания?(суд, полиция)

-Каким основным законом руководствуются судьи, полиция в своих действиях? (Конституцией РФ)

- Конституция это основной закон нашей страны.)

Сегодня на уроке поговорим об этом документе.

Отвечают на вопросы, объясняют, составляют и записывают предложения

3. Изучение нового материала

1. Работа по теме урока

- Что записано в Конституции? (Законы)

- Как вы понимаете, что такое законы?( Правила, которые должны выполять)

В давние времена почти всеми странами правили цари и короли.

- А как передавалась власть в таких царствах, королевстве. (По наследству – от короля-отца к принцу)

Раньше делалось так, как приказывали короли. Прошло время и народы стран решили отказаться от такой системы правления и стали сами избирать правителя. Выбранное правительство обязано было управлять делами государства, исполнять конституцию страны.

Рассказ о конституции.

Согласно Конституции 1993г. наша страна стала РФ с республиканской формой правления.
- Как вы понимаете, что это значит? (Власть принадлежит народу. Она осуществляется через органы власти Президента, Гос думу. Их выбирает народ на выборах)

-Давайте рассмотрим подробнее, как устроена Конституция РФ.

3. Работа в парах

(Чтение статьи коллективно)

- Что такое конституция (Основной закон страны)

- Что такое законы?(Это правила, обязательные для всех жителей страны)

- Когда была принята последняя Конституция РФ? (12 декабря 1993г)

- Что она определяет? (Устройство нашего государства, права и обязанности граждан)

- Какие права, записанные во второй главе Конституции, вы запомнили?

-Какие обязанности определяет Конституция?

- Выполните задание для самостоятельной работы на с.13.

Конституция состоит из преамбулы (вводной части), 2 разделов, 9 глав, 137 статей, 9 параграфов и заключительных положений.

-Познакомитесь с преамбулой Конституции РФ на с.14. (самостоятельно читают и обсуждают текст)

4. Физкульминутка

Утром бабочка проснулась

Подтянулась, улыбнулась.

Утренней росой умылась.

И немного покружилась.

Наклонилась и присела.

И тихонько улетела.

5. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику

Работа в группах

- Соедините права и обязанности, записанные в Конституции со сказками, где иллюстрируются эти нравственные правила. Подтвердите свой ответ эпизодом из сказки.

3. Сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.

- Формировать и обучать умению анализировать дополнительную литературу к уроку.

- Развивать у учащихся навыки работы в группах и парах.

- Расширять правовой кругозор обучающихся.

- Воспитывать уважение к Основному закону государства:

1. Мотивация учебной деятельности.

На доске: того не себе пожелаешь другим делай не чего

- Собери пословицу. ( Не делай другим того, чего не пожелаешь себе.)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Скажите, какими документами мы пользуемся, когда необходимо подтвердить свою личность?

( Паспорт, свидетельство о рождении).

(Слайд: паспорт, свидетельство о рождении).

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

( ФИО, год рождения, место жительства, гражданство, семейное положение, дети).

- Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?

- Какую информацию можно извлечь из дневника?

( Расписание уроков, ФИО преподавателей, домашнее задание, отметки)

- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

- Совершенно верно, таким документом является Конституция.

- Что такое Конституция ?

- Какова тема урока ?

Тема урока (на доске): Основной закон России (Конституция) и права человека.

- Какие цели урока ? (Узнать, что такое Конституция, что значит быть гражданином России, основные права и обязанности человека и гражданина).

3. Открытие нового знания. Реализация построенного проекта.

1) - Что же такое Конституция?

(Слайд: Конституция - Основной закон страны.)

- Конституция - Основной закон страны, определяющий,

- как устроено государство,

- как образованы органы власти,

- каковы права и обязанности граждан.

- Конституция РФ была принята в 1993 г.

Работа в группах. (Раздаточный материал)

Обращение к человеку.

Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (Почётный, уважаемый).

Гражданин - житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

• Гуманность • Скромность • Чувство справедливости • Честность • Чувство долга
• Чувство чести • Искренность • Чувство вины • Стыдливость • Сочувствие • Милосердие
• Ответственность.

- Объясните свой выбор.

- Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

Задание: Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?

Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.

- Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.

- Какие памятники героям Великой Отечественной войны есть в нашем городе ?

Совокупность прав и обязанностей гражданина.

Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.

Вопрос всему классу.

Приобретение гражданства по рождению.

Приобретение гражданства в порядке регистрации.

2) - Что такое правовой статус?

( Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей ).

- Какие международные документы, закрепляющие права человека, являются фундаментом Российской Конституции?

1948г. - Всеобщая декларация прав человека;

1950г. - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

1959г. - Декларация прав ребенка;

1989г. - Конвенция о правах ребенка.

- Что значит быть гражданином России сегодня?

( Во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным).

3) - Быть гражданином - значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции РФ.

- Прочитайте текст в учебнике на с. 157 - 158. Какие права имеет каждый гражданин России? Запиши в рабочую тетрадь.

Право на достойную жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность.

Право на защиту чести и достоинства.

Право на труд, отдых, образование, мед. обслуживание, …

- А есть ли права у ребёнка?

- У человека в современном обществе с рождения очень много прав. Но о чём не стоит забывать и взрослым и детям?

Читайте также: