Конспект заповедные тропы рязанщины

Обновлено: 06.07.2024

• образовательные: расширять и систематизировать представление детей о заповедниках; закрепить знание детей о Красной книги, о растениях и животных Рязанского края, занесенных в нее; учить узнавать и различать их по внешнему виду;

• развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

• воспитательные: воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней; формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;

• коррекционные: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять четкое произнесение слов и звуков в речи.

Предшествующая работа: рассматривание фотографий, открыток о заповеднике и животных, занесенных в него; чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Много на земле растений и животных, которых мы можем видеть каждый день в лесу, парке, дома. Есть такие животные, которых мы можем увидеть в зоопарке. Но есть такие растения и животные, которых на земле осталось очень-очень мало. Их также называют – редкие растения и редкие животные. Поэтому их надо беречь и охранять. Вот для этой цели создаются заповедники. Если бы их не было, то многие растения и животные просто бы не существовали. Что же такое заповедник?

Дети: Это место, где вся природа охраняется человеком. В заповеднике нельзя рубить деревья, рвать цветы, стрелять птиц и зверей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Заповедник – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии.

В нем животных охраняют, кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту, проявляют здесь заботу

О растениях лесных, луговых и полевых

Водоемов и болот. Вся природа здесь живет

Под охраной человека много лет, от века к веку.

Воспитатель: Вы правильно заметили: вся природа неприкосновенна. А какая бывает природа? (живая и неживая, что относится к живой, что к неживой). В заповеднике охраняется живая и неживая природа: вода, воздух, земля, животные, растения, птицы и т. д. Но цель заповедников не только сохранение, но и разведение редких, давно исчезнувших видов животных, птиц, просветительская работа.

Сегодня мы познакомимся с Окским заповедником, созданным на территории нашего Рязанского края.

В этом году заповедник отмечает юбилей – 85 лет со дня основания. Он расположен в Мещере на берегу реки Пра. Его центром является поселок Брыкин Бор. В заповеднике есть свой Музей природы.

Окский заповедник – это огромный зелёный край с множеством красивых уголков. Я расскажу вам о некоторых растениях, животных и птицах нашего заповедника, занесенных в Красную книгу. А вы знаете, что такое Красная книга?

Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им. 4 слайд

Воспитатель: В Окском заповеднике есть много растений занесённых в красную книгу, например, Венерин башмачок и Чилим- водяной орех, которым питаются многие водные звери: ондатры, бобры, выдры.

Как вы думаете, почему эти растения получили такое название?

(Дети рассматривают растения и высказывают свои предположения)

Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем и представим, что мы красивые цветы в заповеднике.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)

Опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

(После физкультминутки дети садятся на места).

Воспитатель: А теперь мы с вами поговорим о животных Окского заповедника, занесенных в Красную книгу. Кто это?

Дети: Выхухоль.

Воспитатель: Правильно. Выхухоль – необычное животное. На голове у нее хоботок с голым пятачком, а хвост цилиндрический у основания и плоский в конце. Ноги у нее небольшие, плохо приспособленные к земле. Пальцы на ногах соединены перепонкой. Почему?

Дети: она очень быстро плавает и хорошо ныряет. Она устраивает норы на берегу водоемов, под корнями деревьев. Питается выхухоль рыбой и водными насекомыми.

Воспитатель: А почему выхухоль занесена в Красную книгу?

Дети: У нее очень мягкий и красивый мех. Он почти не намокает, так как смазан жиром. А ведь это очень важно для зверька – ведь он плавает и зимой.

Воспитатель: Ещё одно водное животное, которое полностью исчезло с территории Рязанской области и его вновь развели в Окском заповеднике – это бобёр. Бобёр на реках валит деревья и толстые ветви, строит хатки, в которых зимует.

Воспитатель: В Окском заповеднике восстановили численность зверя- лесного красавца – лося. Он так же почти исчез из живой природы Рязанского края.

А следующие животное, вы отгадаете.

Он хозяин леса, рощи,

Обладает силой, мощью.

Вес его в пределах тонны.

Высота – два метра в холке,

Есть рога и есть копыта,

Тело шерстью все покрыто.

С кистью хвост его короткий,

Борода на подбородке…

Он питается корою,

Также - листьями, травою…

Первым зверь не нападает -

При угрозе убегает.

В гневе, в ярости ужасен -

Для обидчиков опасен.

Справедлив всегда и мудр

Воспитатель: Молодцы, ребята. На территории Окского заповедника был создан питомник по разведению этих редких животных – кавказко- беловежских зубров.

Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого.

Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели, утопая в небе журавли.

Вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья свой немногочисленный народ

Кто догадался, о ком сейчас пойдет речь? Верно, о журавлях. В Окском заповеднике есть питомник редких видов журавлей. Он был образован давно.

В нем содержится 7 видов журавлей, обитающих в России. Давайте познакомимся с этими удивительно красивыми птицами. Постарайтесь запомнить названия.

Каждую весну в заповедник прилетает множество птиц: гуси, журавли, цапли, кулики и другие птицы. Здесь они выводят потомство.

Воспитатель: В заповеднике обитает 49 видов животных: лось, кабан, лиса, ондатра, бобёр, зубр, белка и многие другие. Давайте ещё раз посмотрим на обитателей Окского заповедника и назовём их. (дети называют животных)

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие по Окскому заповеднику.

Давайте покажем, что же мы видели и делали.

Мы сегодня не скучали,

В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)

Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)

Нам деревья песни пели,

На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)

Птицы часто подлетали,

Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)

И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)

На прогулке мы с утра

Возвращаться нам пора. (ходьба на месте, лицом в круг)

Воспитатель: А чтобы оставить память о нём, мы изготовит белых журавликов.

Дети проходят к столам где приготовлены листы белой бумаги, садятся и изготавливают журавликов (техника Оригами)

Список литературы и интернет – ресурсов:

4. Афонькин С. Ю. Заповедники России: школьный путеводитель. Изд-во: Балтийская книжная компания,2015г.

Прикреплённые файлы:

Комплексы утренней зарядки на год для детей старших групп ДОУ

Комплексы утренней зарядки на год для детей старших групп ДОУ Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы ДОУ. Подготовила инструктор по физической культуре Рассказова Л. В. СЕНТЯБРЬ Комплекс.

Забавные шумелки для детей старших и подготовительных к школе групп

Забавные шумелки для детей старших и подготовительных к школе групп Забавные шумелки. Эксперименты с извлечением звуков из окружающих нас предметов нас настолько увлекли, что стали рождаться всё новые и новые.

Воспитатель: Много на земле растений и животных, которых мы можем видеть каждый день в лесу, парке, дома. Есть такие животные, которых мы можем увидеть в зоопарке. Но есть такие растения и животные, которых на земле осталось очень-очень мало. Их также называют – редкие растения и редкие животные. Поэтому их надо беречь и охранять. Вот для этой цели создаются заповедники. Если бы их не было, то многие растения и животные просто бы не существовали. Что же такое заповедник?
Дети: Это место, где вся природа охраняется человеком. В заповеднике нельзя рубить деревья, рвать цветы, стрелять птиц и зверей.
Воспитатель:Правильно, ребята. Заповедник – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии.

Воспитатель: Вы правильно заметили: вся природа неприкосновенна. А какая бывает природа? (живая и неживая, что относится к живой, что к неживой). В заповеднике охраняется живая и неживая природа: вода, воздух, земля, животные, растения, птицы и т. д. Но цель заповедников не только сохранение, но и разведение редких, давно исчезнувших видов животных, птиц, просветительская работа.
Сегодня мы познакомимся с Окским заповедником, созданным на территории нашего Рязанского края.
2 и 3 слайды

В этом году заповедник отмечает юбилей – 85 лет со дня основания .Он расположен в Мещере на берегу реки Пра. Его центром является поселок Брыкин Бор. В заповеднике есть свой Музей природы.
Окский заповедник – это огромный зелёный край с множеством красивых уголков. Я расскажу вам о некоторых растениях, животных и птицах нашего заповедника, занесенных в Красную книгу. А вы знаете, что такое Красная книга?
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им. 4 слайд
5 слайд
Воспитатель: В Окском заповеднике есть много растений занесённых в красную книгу, например, Венерин башмачок и Чилим- водяной орех, которым питаются многие водные звери: ондатры, бобры, выдры.
Как вы думаете, почему эти растения получили такое название?
(Дети рассматривают растения и высказывают свои предположения)
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем и представим, что мы красивые цветы в заповеднике.

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

(После физкультминутки дети садятся на места).
6 слайд
Воспитатель: А теперь мы с вами поговорим о животных Окского заповедника, занесенных в Красную книгу. Кто это?
Дети: Выхухоль.
Воспитатель: Правильно. Выхухоль – необычное животное. На голове у нее хоботок с голым пятачком, а хвост цилиндрический у основания и плоский в конце. Ноги у нее небольшие, плохо приспособленные к земле. Пальцы на ногах соединены перепонкой. Почему?
Дети: она очень быстро плавает и хорошо ныряет. Она устраивает норы на берегу водоемов, под корнями деревьев. Питается выхухоль рыбой и водными насекомыми.
Воспитатель: А почему выхухоль занесена в Красную книгу?
Дети: У нее очень мягкий и красивый мех. Он почти не намокает, так как смазан жиром. А ведь это очень важно для зверька – ведь он плавает и зимой.
7 слайд
Воспитатель: Ещё одно водное животное, которое полностью исчезло с территории Рязанской области и его вновь развели в Окском заповеднике – это бобёр. Бобёр на реках валит деревья и толстые ветви, строит хатки, в которых зимует.
8 слайд
Воспитатель: В Окском заповеднике восстановили численность зверя- лесного красавца – лося. Он так же почти исчез из живой природы Рязанского края.

А следующие животное, вы отгадаете.
Он хозяин леса, рощи,
Обладает силой, мощью.
Охраняется законом.
Вес его в пределах тонны.
Высота – два метра в холке,
Есть рога и есть копыта,
Тело шерстью все покрыто.
С кистью хвост его короткий,
Борода на подбородке…
Он питается корою,
Также - листьями, травою…
Первым зверь не нападает -
При угрозе убегает.
В гневе, в ярости ужасен -
Для обидчиков опасен.
Справедлив всегда и мудр
Беларуси символ - …
Дети: Зубр.
9 слайд
Воспитатель: Молодцы, ребята.На территории Окского заповедника был создан питомник по разведению этих редких животных – кавказко-беловежских зубров.
10 слайд.
Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого.
Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели, утопая в небе журавли.
Вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья свой немногочисленный народ

Воспитатель: А чтобы оставить память о нём, мы изготовит белых журавликов.
Дети проходят к столам где приготовлены листы белой бумаги, садятся и изготавливают журавликов (техника Оригами)

Внеурочное занятие по краеведению

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

данная презентация разработана для урока музыки по теме "эти разные марши", она построена в виде игры и интересных заданий, которые будут повышать интерес детей к изучению данной тему. В данной презентации содержится большое количество видео материалов, которые способствуют лучшему восприятию материала

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Группа: одновозрастная.

Цель: Сформировать у обучающихся представление о заповедниках и национальных парках Рязанской области.

-знать заповедники и национальные парки Рязанской области;

-уметь описывать заповедники и национальные парки Рязанской области;

- повышать учебную мотивацию посредством создания игровой ситуации;

- побуждать учащихся к самостоятельной познавательной активности посредствам создания проблемных ситуаций;

- расширять кругозор обучающихся.

- развитие связной устной речи;

- развивать процессы внимания (восприятие, памяти) в ходе решения определённых заданий;

- развивать мыслительные операции (анализ, синтез) при анализе и выполнении заданий;

- воспитывать любовь и интерес к заданиям логического типа;

- воспитывать положительные качества личности: усидчивость, стремление довести начатое дело до конца.

Оборудование:

ТСО (электронная доска, проектор).

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводная часть

Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Присаживайтесь.

Закройте глазки. Я буду зачитывать предложения, а вы их продолжать

На занятии наши глазки внимательно смотрят и все

Отлично! Думаю, вы готовы начать занятие.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Основная часть

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но куда мы определим немного позже.

А сейчас послушайте сказку и скажите, о чём она.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод. Достаёт он его с тиной морскою, с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Он второй раз забросил невод. И опять улов только

Ребята, почему рыбка не захотела жить в море?

А если оставить рыбку там, как вы думаете, что с ней будет? А с остальными морскими обитателями?

Для того, чтобы нам понять, что же придумали люди, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово.

И так, давайте проверим, что же за ключевое слово в нём спряталось.

Ребята, а что же такое заповедник?

Верно! Это место, где вся природа охраняется человеком.

Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?

Да, а также заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа.

Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках?

Верно! Их работа заключается в том, чтобы охранять природу, вести учёт численности животных, бороться с браконьерами, подкармливать животных и птиц.

Скажите, пожалуйста, что нельзя делать в заповедниках?

Да, верно. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по заповедным тропам Рязанщины.

Как вы думаете, где мы сегодня будем путешествовать и что узнавать?

Вы совершенно правы!

А транспортом, на котором мы будем перемещаться, будет автобус, но, чтобы он отправился в путь вам нужно ответить на вопросы.


Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
Если разведу костер, а тушить не буду?
Если сильно насорю, а убрать забуду?
Если мусор уберу, банки закопаю?
Я люблю свою природу, ей я помогаю?

Отлично! Мы отправляемся в путь, и вот наша первая остановка.

Послушайте как спокойно в этом заповеднике. А хотите узнать, как он называется?

Мы с вами приехали в Окский государственный природный биосферный заповедник - это огромный зелёный край с множеством красивых уголков. Я расскажу вам о некоторых растениях, животных и птицах нашего заповедника, занесенных в Красную книгу.

В формировании флоры и фауны Мещеры важную роль сыграли климатические условия региона. Достаточно холодные зимы, теплое лето, обильные ежегодные осадки создали благоприятную среду для произрастания богатой растительности и расселения разнообразных зверей и птиц.

Поднимите руки те, кто уже был в этом заповеднике?

Он расположен в северных регионах Рязанской области, прямо в среднем течении Оки и юго-восточной части низменности Мещера.

Главным охранным объектом на этой заповедной территории является русская выхухоль, количество которой в 1930-х гг. стало резко сокращаться. Чтобы этого окончательно не произошло, ученые добились образования Окского заповедника. Его даже в самом начале называли "Выхухолевым" заповедником.

Предлагаю посмотреть на картинки, вы знаете, что это за растения?

Это венерин башмачок, чилим эти растения занесены в красную книгу.

Удивительная судьба у некоторых этих растений. О них слагают легенды. Хотите послушать?

Забрела однажды в северные леса Венера, и увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. И соловей откуда-то прилетел, начал богиню красоты славить, а Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила - пусть ноги отдохнут. когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: "венерин башмачок".

Ребята, но кроме растений в заповеднике обитают и животные.

А чтобы узнать какие, нужно отгадать загадки.

Оленям брат. Рога – лопаты.
Сам очень крупный. Нос горбатый.
Хоть вид суровый, но не хмурый.
Окрас же шерсти — тёмно-бурый.

В норке и в воде живёт

Он слепой, но он не крот.

Выхухоль – необычное животное. На голове у нее хоботок с голым пятачком, а хвост цилиндрический у основания и плоский в конце. Лапки у нее небольшие, плохо приспособленные к земле. Пальцы на лапках соединены перепонкой. Как вы думаете, почему?

Верно! Она очень быстро плавает и хорошо ныряет. Она устраивает норы на берегу водоемов, под корнями деревьев. Питается выхухоль рыбой и водными насекомыми.

Выхухоль занесена в Красную книгу.

У нее очень мягкий и красивый мех. Он почти не намокает, так как смазан жиром. А ведь это очень важно для зверька – ведь он плавает и зимой.

Он хозяин леса, рощи,
Обладает силой, мощью.
Охраняется законом.
Вес его в пределах тонны.
Высота – два метра в холке,
Есть рога и есть копыта,
Тело шерстью все покрыто.
С кистью хвост его короткий,
Борода на подбородке…
Он питается корою,
Также - листьями, травою…
Первым зверь не нападает -
При угрозе убегает.
В гневе, в ярости ужасен -
Для обидчиков опасен.
Справедлив всегда и мудр
Беларуси символ –

Послушайте какие звуки издают зубры.

На кого он похож?

Зубры по своему виду напоминают крупных быков. У зубров мощное, сильное тело, покрытое кудрявой густой шерстью. Еще одной особенностью зубра является короткая шея и большой горб на спине, из-за которого зубр кажется просто огромным.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

В Окском заповеднике находится 2 крупных питомника, одним из которых является журавлиный.

Разносчик добрых он вестей – Несёт родителям детей. И, судя по всему, смекалист: Устроился отлично

Сейчас на земном шаре обитает девятнадцать видов и шесть родов аистов. В нашей стране живут два вида: белый и черный.

Белый аист обычный сосед человека, его огромные гнезда можно часто увидеть в деревнях и селах, а вот его родственник черный аист, нелюдим и обнаружить его непросто, также он занесён в красную книгу.

Парящий чёрный аист и зубр изображены на символе Окского заповедника.

Ребята, вот наша тропинка вывила нас на реку.

А вы знаете, как она называется?

Если верить легенде, давным-давно холмы правого берега Пры недалеко от её впадения в Оку облюбовал разбойничий атаман Брыкин.

Его банда промышляла разбоем, грабя торговые суда, проходившие по Оке. Вместе с наживой Брыкин и компания скрывались в болотистых лесах. Закончилась вольно-разгульная жизнь знаменитого вора с приходом правительственных войск. Правда, золотишка при нём не нашли. Пошли разговоры, что Брыкин зарыл в тех лесах лодку со всеми наворованными богатствами.

Эту историю вам охотно расскажут сотрудники Окского биосферного заповедника. Сегодня Брыкин Бор — это посёлок, где живут и работают специалисты в суровом деле охраны природы

Для того, чтобы определить какие рыбы живут в заповеднике, нужно собрать рассыпавшиеся слова.

Ребята, наш автобус едет дальше, но так как мы долго в пути нам нужно немного отдохнуть.

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)

Отлично, посмотрите, наша тропинка куда-то свернула, и мы попали…

А чтобы узнать, куда мы попали, нужно разгадать ребус.

А что такое национальный парк?

А чем же национальный парк отличается от заповедника?

В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена, на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

И называется он Мещёрский национальный парк.

Национальный парк расположенный на территории Клепиковского и Рязанского районов Рязанской области. Создан 9 апреля 1992 года.

А сейчас, представьте, что вы следопыты- исследователи и вам нужно по следам определить, что же за зверь обитает в этом парке.

Какие вы молодцы!

Основные реки национального парка Мещера − Бужа и ее приток Поль, а также Сорока, Посерда, Караслица, Таса. На юго-западе парка располагается озеро Святое.

Растительный мир Мещеры в основном представлен растениями семейств: Лютиковые, Норичниковые, Гвоздичные, Бобовые, Капустные, Розовые, Осоковые, Злаки, Астровые. Большая часть видов флоры является травянистыми растениями, среди который превалируют многолетники. Широко распространены однолетние растения.

Большую часть земель национального парка занимают леса – приблизительно 70%. Березняки и сосняки преобладают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заповедные места Рязанской области: заповедник, национальный парк. Охрана природы.

Заповедники и национальные парки Рязанской области

МО Скопинский муниципальный район, Рязанская область.

Учитель географии Аленина Лидия Васильевна

В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

К. Паустовский

На территории Рязанской области 103,5 тыс. га особо охраняемых природных территорий, в том числе: Мещёрский национальный парк, Окский заповедник, 47 заказников, 57 памятников природы.

На территории Рязанской области 103,5 тыс. га особо охраняемых природных территорий, в том числе: Мещёрский национальный парк, Окский заповедник, 47 заказников, 57 памятников природы.

О, как красива русская природа!

В ней совершенна каждая деталь.

Какое ни было бы время года

Она чиста, как горы, как хрусталь.

Здесь, в средней полосе России

Лежит жемчужина планеты.

Национальный парк Мещёрский –

Он как восьмое чудо света.

Найти в природе, друг, ты можешь

Гармонию души своей.

Национальный парк Мещёрский –

К здоровью, к счастью наша дверь.

Денис Устинов

  • Здесь представлены ландшафты центральной Мещеры с комплексом низинных и переходных болот с системой проточных мелководных озер (Великое, Шагара, Большое и Малое Белое), верховыми водораздельными болотами. Особо охраняемые объекты: низинные болота в котловине Спас-Клепиковских озер (Малое Жабье болото, болото Пыщница, Прудковская заводь — залив озера Великое). На болотах Мещерского национального парка охраняются птицы: лебедь-кликун, серый журавль, чомга, большой ветреник, большой кроншнеп.
  • Особо заповедными являются проточные мелководные озера Комгарь и Негарь на водоразделе рек Пра и Солотча с прилегающими верховыми и переходными болотами, сосновыми лесами, частично с участками степей, долина реки Пра с разнообразным природным миром, Спас-Клепиковские озера — места обитания водоплавающих птиц. Из крупных зверей — лось, олень, европейский кабан, лисица, хорек, горностай, ласка, куница, бобр, ондатра, тетерев, рябчик, глухарь.
  • Площадь заповедника составляет 55744 га и вместе с охранной зоной 77193 га. В настоящее время он располагается на территории Спасского и Клепиковского районов Рязанской области.

1 - Особо охраняемая территория – Ядро (22604га)

2 - Биосферный полигон (33140га)

3 - Охранная зона (21449га)

Схема территории заповедника

Музей природы Окского заповедника В 1938 году на территории заповедника был создан музей природы. Создателем и организатором является Владимир Андреевич Корсаков .

Музей природы Окского заповедника

Музей природы Окского заповедника

  • В музее представлено видовое разнообразие многих групп животных в естественных биотопах.

Здание музея природы в п. Брыкин Бор

Окский заповедник Одним из основных направлений деятельности заповедника является углубленное изучение отдельных видов животных.

  • В 1979 году в Окском заповеднике был организован питомник по разведению и содержанию редких видов журавлей. Основные задачи питомника – сохранение угасающих видов журавлей, возврат потомства, полученного от вольерных птиц в природу. Здесь ведутся научные исследования по отработке методов содержания птиц: выращивание птенцов, подбор специальных диет, ведение племенных книг. Проводятся наблюдения за различными моментами биологии журавлей.

В настоящее время в питомнике содержится несколько видов журавлей, среди которых черный, японский, даурский, красавка, канадский, серый и стерх (белый журавль).

Окский заповедник Серый журавль Чёрный журавль

Серый журавль

Чёрный журавль

Окский заповедник Японский журавль Канадский журавль

Японский журавль

Канадский журавль

 Спасибо вам, за вашу доблесть, За ваши ум и доброту. Спасибо вам – вы наша гордость Вы наша вера в красоту. Спасибо вам, что вы храните Природы ценный уголок. Спасибо вам, вы сберегите Весь тот бесценнейший мирок. Ирина Куклина

Спасибо вам, за вашу доблесть,

За ваши ум и доброту.

Спасибо вам – вы наша гордость

Вы наша вера в красоту.

Спасибо вам, что вы храните

Природы ценный уголок.

Спасибо вам, вы сберегите

Весь тот бесценнейший мирок. Ирина Куклина

Спасибо за внимание!

Список источников основного содержания

Список источников иллюстраций


-75%

Читайте также: