Конспект занятия звуки ч щ в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

Задачи. Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность. Воспитывать культуру общения.

И. О. О.: Р. р., П. р., С.-К. р., Х.-Э. р.

Начало НОД.

Мы сейчас пойдем налево,

А потом пойдем направо.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Заниматься все начнем.

- Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке. Хотите?

Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика и артикуляция звука Щ.

- Жил да был в своём домике язычок (в каком домике?).

Язычок умел песенки петь, стихи и сказки рассказывать и даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка?)

Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.

Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять – гулял он, гулял и вдруг очутился в чаще леса и понял, что он заблудился. Сел на пенёк и заплакал.

2.Чистоговорки.

- Послушайте внимательно и повторите:

Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.

Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.

Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.

Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.

Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.

- Ребята, скажите, какие звуки мы услышали в чистоговорках?

3. Физминутка.

Если вы услышите слово со звуком Ч, то вы хлопаете, а если в слове услышите звук Щ – прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете. Слушайте внимательно: чемодан, щека, собака, щука, ложка, чайник, книга, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок, часы, молоток, человек.

Итог НОД.

- Ребята, какой звук мы учились правильно и красиво произносить? Какие звуки хотели нас запутать?

3. Упражнять в произношении :ча, ща, чу, щу.

4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята посмотрите сколько к нам гостей пришли. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте. Гости пришли к нам посмотреть как мы умеем играть и мы чему научились.

Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.

Жил -да был в своём домике язычок (в каком домике).

Покажите свои язычки! А у ваших язычков домик есть? (есть)

И У моего язычка домик есть (показываю).

Язычок умел песенки петь.

И даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка)

Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем. (ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ЗУБЫ СЖАТЫ И ВИДНЫ)

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (РОТ ОТКРЫТ, ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ)

Подражаю я слону губы хоботом тяну. (ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ)

Ох и вкусное варенье жаль осталось на губе, язычком я подниму и остатки оближу. (ГУБЫ ОБЛИЗАТЬ) Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.

Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять

–гулял ЯЗЫЧОК и вдруг очутился в чаще лесаи понял, что он заблудился. Чаща –это густой, труднопроходимый лес.

В таком густом лесу даже солнышка не видно.

Ребята, а давайте поможем язычку найти дорогу в свой домик.

Ребята скажите а какое сейчас время года (весна).

Но снег ещё весь не растаял в городе, и в лесу снег лежит долго и тает очень долго.

Воспитатель:- Не забудьте, вдох через нос, выдох через рот.

: Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Раз, два, три покружитесь

И в снежинки превратитесь!

Подул ветерок, и снежинки прилетели на лесную полянку (звучит фонограмма пение птиц).

Воспитатель:- Вот мы с вами и оказались в лесу.

- Посмотрите, как здесь тихо и спокойно. В лесу свежий воздух и только слышно пение птиц.

1. Ой, ребята, смотрите чьи-то следы. (видим следы зайца).

Давайте мы по ним пойдём и посмотрим, куда они нас приведут. Вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.

Координация речи с движением (ходьба с высоким подниманием коленей)

По заснеженной дорожке

Зашагали наши ножки.

Раз шажок, два шажок

Веселей иди, дружок

Ты в сугроб не упади

Ждёт нас что-то впереди!

Кто нас ждёт?Как вы думаете, кто их оставил (Зайчик) (игрушка зайца).

Послушайте внимательно и повторите :

(Все вместе повторяют). Молодцы. Зайчику понравилось, что вы были внимательные.

Воспитатель: Ребята, а что зайка любит кушать? (ответы детей)

Воспитатель:- Правильно. У меня для зайки припасена морковка. А я знаю стихотворение про морковь и поиграем с ней и угостим зайчика

Дети берут в руки морковь, проговаривают слова и выполняют движения руками.

Я – полезный, вкусный овощ (перекладывают из руки в руку)

Сочная и гладкая (перекатывают между ладонями)

Любят зайчики меня (гладят сверху вниз ладонями)

Я морковка сладкая! (протягивают ладони вперёд)

Кладём морковь в корзинку и угощаем зайчика.

Прощаемся с зайчиком.

2. - Давайте отправимся дальше, может быть, ещё кого – нибудь встретим.

Идут дальше. (на дорожке скорлупа от орехов)

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что это такое?

Дети: - Скорлупа от орехов

Воспитатель:- Как вы думаете, кто это всё оставил?

Уточнить у детей кто какую картинку взял с каким звуком и в какую корзинку положил – по одному кладём в корзинку.

Воспитатель: - Молодцы! Ой, ребята, что – то я замёрзла (изображаю дрожь). Давайте с вами поиграем, чтобы согреться.

Воспитатель говорит слова, выкладывая грибы и шишки из корзинок.

Зверька узнаём мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвёт орешки,

Все припасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

По окончанию стихотворения дети разбегаются и собирают грибы и шишки в разные корзинки.

Воспитатель: - Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, и отправимся дальше.

4. Пальчиковая гимнастика.

На полянке дом стоит,

На дверях замок висит.

За дверями стоит стол-

Возле дома частокол.

Тук- тук-тук-дверь открой:

На полянке появляется волшебный домик.

-: Ребята, посмотрите -домик. Как вы думаете -это домик, в котором живёт язычок?

-Это домик одной доброй козочки.

Козочка: здравствуй козочка.

- Здравствуйте ребята проходите в гости. Я очень люблю когда ко мне приходят гости. И очень люблю играть. Поиграете со мной?

Дети, проговаривая потешку, на слух хлопают в ладоши.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Какой звук встречается в этой потешке? (щ). спрашиваю и уточняю у 4 – 5 детей.

На полянке где живет козочка стоит еще домик. Давайте зайдем и проверим, не в этом ли домике живет наш язычок?

5. Работа за столами.

- Ребята посмотрите, перед вами карточки, в них нарисованы разные домики- обведите домик язычка карандашом.

Какой домик вы выбрали? (ответы детей).

Для чего нам нужен язык? (чтобы разговаривать, петь песни, стихи рассказывать).

Какие ещё помощники языка живут в этом домике? (зубы, губы, щеки).

Язычок вам говорит спасибо, что - вы помогли язычку найти свой домик.

Сегодня наше путешествие в лес закончилось. Сейчас я превращу вас в снежинки, и мы полетим в детский сад.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Раз, два, три покружитесь

И в снежинки превратитесь!

Подул ветерок и снежинки прилетели в детский сад (звучит волшебная музыка)

Воспитатель:- Вот мы с вами вернулись в детский сад.

Вам понравилось наше путешествие в лес? (ответы детей)

Итог: Ребята давайте вспомним, как мы искали домик язычка?

Кого мы с вами встретили в лесу? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось?

В будущем мы будем встречаться и узнаем о новых приключениях язычка и познакомимся с другим звуком.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Конспект открытого занятия по развитию речи

Воспитатель: Кравцова И.В.

Барнаул 2020

Воспитательные: развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат.

Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Дети сидят на стульях)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Гости хотят посмотреть какие вы большие, как умеете хорошо заниматься. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются.)

Воспитатель: ребята, к нам пришли еще гости, но кто это, вы узнаете отгадав загадки. Слушайте первую загадку:

Раньше был он – безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это – друг Гены (чебурашка).

Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку:

Лает, косточки грызет,

Мяч поймает, принесет!

Скачет радостно у ног,

Это маленький (Щенок)

Основная часть

- кончик языка держите за верхними зубами – рот растянуть. (проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4-5 детей).

Воспитатель: Хорошо, молодцы

(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5 детей по одному.

Воспитатель: Молодцы.

-А теперь повторяйте за мной четко чистоговорки:

Ча-ча-ча – к Тане вызвали врача

Ща-ща-ща – в речке я поймал леща

Чо-чо-чо- солнце греет горячо

Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу

Че-че-че – сидит кошка на плече

Що-що-що- мы хотим играть еще

Чу-чу-чу – нам купили по мячу

Щи-щи-щи – мама нам готовит щи

Воспитатель: Ребята, кажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей)

Слова: утка, бабочка, удочка, машина, чайник, бочка, кукла

Слова: щетка, витамины, овощи, ящик, небо, ящик, лещ.

Возвращаемся на свои места .

Воспитатель: Ребята, чебурашка и щенок принесли вам картинки и сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, , крановщик,

Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”.
Врач лечит больных. Учительница учит учеников.
Часовщик чинит часы. Крановщик работает на кране.

Пчеловод разводит пчел.

Раз – поднялся, потянулся.

Два – согнулся, разогнулся.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть – на место сесть опять

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что звук Щ похож на знакомый нам звук Ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим?Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Мяч-мячик.

ключ мама папа кошка утка

белка волк гриб заяц елка

Собака шапка тарелка цветок часы

Вилка сумка колобок доска лист

(черепаха, часы, чеснок, щука, щетка, щенок )

Воспитатель: Ребята, какие звуки научились говорить наши язычки? (ответы детей)

Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

Чебурашка и щенок еще немного у нас погостят и вечером вы сможете с ними поиграть

Нажмите, чтобы узнать подробности

- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.

Конспект занятия

по развитию речи в средней группе

-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;

- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;

- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета), раздаточный материал.

1. Вводная часть.

Сюрпризный момент. ( Работа группами у стола)


Ребята, я сегодня получила два письма.


Там должны быть подсказки, о чем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.

Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и чашка.


На какие звуки начинаются слова? (ответы).

Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.

2. Основная часть (работа за столами).

Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места (словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). - Сели на свои места.

Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки).

На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:

«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:

Чи – щи –чи, ащ – ущ - ча

Ач – ач – щу, чу – ча – щи.

Молодцы, справились с заданием!

2. Найди звук в слове.

Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.

Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.

3. Физминутка

Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.



Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

Теперь очень трудное задание.

- Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок - кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).

Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.


5. Закрепление.

Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.

Мальчик - пальчик, где ты был?

(большой пальчик поворачивается)

- С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)

- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)

- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)

- С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)

Песни пел, да плясал,

Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)

- Ребята, а теперь разукрасьте каждую картинку соответствующим цветом.

Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. – синим.



-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Щ], с буквами Ч, Щ)

Читайте также: