Конспект занятия звуки ч щ в средней группе
Обновлено: 06.07.2024
Задачи. Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность. Воспитывать культуру общения.
И. О. О.: Р. р., П. р., С.-К. р., Х.-Э. р.
Начало НОД.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Заниматься все начнем.
- Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке. Хотите?
Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика и артикуляция звука Щ.
- Жил да был в своём домике язычок (в каком домике?).
Язычок умел песенки петь, стихи и сказки рассказывать и даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка?)
Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.
Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять – гулял он, гулял и вдруг очутился в чаще леса и понял, что он заблудился. Сел на пенёк и заплакал.
2.Чистоговорки.
- Послушайте внимательно и повторите:
Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.
Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.
Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.
Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.
- Ребята, скажите, какие звуки мы услышали в чистоговорках?
3. Физминутка.
Если вы услышите слово со звуком Ч, то вы хлопаете, а если в слове услышите звук Щ – прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете. Слушайте внимательно: чемодан, щека, собака, щука, ложка, чайник, книга, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок, часы, молоток, человек.
Итог НОД.
- Ребята, какой звук мы учились правильно и красиво произносить? Какие звуки хотели нас запутать?
3. Упражнять в произношении :ча, ща, чу, щу.
4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята посмотрите сколько к нам гостей пришли. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте. Гости пришли к нам посмотреть как мы умеем играть и мы чему научились.
Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.
Жил -да был в своём домике язычок (в каком домике).
Покажите свои язычки! А у ваших язычков домик есть? (есть)
И У моего язычка домик есть (показываю).
Язычок умел песенки петь.
И даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка)
Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем. (ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ЗУБЫ СЖАТЫ И ВИДНЫ)
Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (РОТ ОТКРЫТ, ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ)
Подражаю я слону губы хоботом тяну. (ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ)
Ох и вкусное варенье жаль осталось на губе, язычком я подниму и остатки оближу. (ГУБЫ ОБЛИЗАТЬ) Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.
Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять
–гулял ЯЗЫЧОК и вдруг очутился в чаще лесаи понял, что он заблудился. Чаща –это густой, труднопроходимый лес.
В таком густом лесу даже солнышка не видно.
Ребята, а давайте поможем язычку найти дорогу в свой домик.
Ребята скажите а какое сейчас время года (весна).
Но снег ещё весь не растаял в городе, и в лесу снег лежит долго и тает очень долго.
Воспитатель:- Не забудьте, вдох через нос, выдох через рот.
: Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Раз, два, три покружитесь
И в снежинки превратитесь!
Подул ветерок, и снежинки прилетели на лесную полянку (звучит фонограмма пение птиц).
Воспитатель:- Вот мы с вами и оказались в лесу.
- Посмотрите, как здесь тихо и спокойно. В лесу свежий воздух и только слышно пение птиц.
1. Ой, ребята, смотрите чьи-то следы. (видим следы зайца).
Давайте мы по ним пойдём и посмотрим, куда они нас приведут. Вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.
Координация речи с движением (ходьба с высоким подниманием коленей)
По заснеженной дорожке
Зашагали наши ножки.
Раз шажок, два шажок
Веселей иди, дружок
Ты в сугроб не упади
Ждёт нас что-то впереди!
Кто нас ждёт?Как вы думаете, кто их оставил (Зайчик) (игрушка зайца).
Послушайте внимательно и повторите :
(Все вместе повторяют). Молодцы. Зайчику понравилось, что вы были внимательные.
Воспитатель: Ребята, а что зайка любит кушать? (ответы детей)
Воспитатель:- Правильно. У меня для зайки припасена морковка. А я знаю стихотворение про морковь и поиграем с ней и угостим зайчика
Дети берут в руки морковь, проговаривают слова и выполняют движения руками.
Я – полезный, вкусный овощ (перекладывают из руки в руку)
Сочная и гладкая (перекатывают между ладонями)
Любят зайчики меня (гладят сверху вниз ладонями)
Я морковка сладкая! (протягивают ладони вперёд)
Кладём морковь в корзинку и угощаем зайчика.
Прощаемся с зайчиком.
2. - Давайте отправимся дальше, может быть, ещё кого – нибудь встретим.
Идут дальше. (на дорожке скорлупа от орехов)
Воспитатель: - Дети, посмотрите, что это такое?
Дети: - Скорлупа от орехов
Воспитатель:- Как вы думаете, кто это всё оставил?
Уточнить у детей кто какую картинку взял с каким звуком и в какую корзинку положил – по одному кладём в корзинку.
Воспитатель: - Молодцы! Ой, ребята, что – то я замёрзла (изображаю дрожь). Давайте с вами поиграем, чтобы согреться.
Воспитатель говорит слова, выкладывая грибы и шишки из корзинок.
Зверька узнаём мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвёт орешки,
Все припасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
По окончанию стихотворения дети разбегаются и собирают грибы и шишки в разные корзинки.
Воспитатель: - Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, и отправимся дальше.
4. Пальчиковая гимнастика.
На полянке дом стоит,
На дверях замок висит.
За дверями стоит стол-
Возле дома частокол.
Тук- тук-тук-дверь открой:
На полянке появляется волшебный домик.
-: Ребята, посмотрите -домик. Как вы думаете -это домик, в котором живёт язычок?
-Это домик одной доброй козочки.
Козочка: здравствуй козочка.
- Здравствуйте ребята проходите в гости. Я очень люблю когда ко мне приходят гости. И очень люблю играть. Поиграете со мной?
Дети, проговаривая потешку, на слух хлопают в ладоши.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Какой звук встречается в этой потешке? (щ). спрашиваю и уточняю у 4 – 5 детей.
На полянке где живет козочка стоит еще домик. Давайте зайдем и проверим, не в этом ли домике живет наш язычок?
5. Работа за столами.
- Ребята посмотрите, перед вами карточки, в них нарисованы разные домики- обведите домик язычка карандашом.
Какой домик вы выбрали? (ответы детей).
Для чего нам нужен язык? (чтобы разговаривать, петь песни, стихи рассказывать).
Какие ещё помощники языка живут в этом домике? (зубы, губы, щеки).
Язычок вам говорит спасибо, что - вы помогли язычку найти свой домик.
Сегодня наше путешествие в лес закончилось. Сейчас я превращу вас в снежинки, и мы полетим в детский сад.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Раз, два, три покружитесь
И в снежинки превратитесь!
Подул ветерок и снежинки прилетели в детский сад (звучит волшебная музыка)
Воспитатель:- Вот мы с вами вернулись в детский сад.
Вам понравилось наше путешествие в лес? (ответы детей)
Итог: Ребята давайте вспомним, как мы искали домик язычка?
Кого мы с вами встретили в лесу? (ответы детей)
Что вам больше всего понравилось?
В будущем мы будем встречаться и узнаем о новых приключениях язычка и познакомимся с другим звуком.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Конспект открытого занятия по развитию речи
Воспитатель: Кравцова И.В.
Барнаул 2020
Воспитательные: развивать фонетический слух, укреплять артикуляционный аппарат.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети сидят на стульях)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Гости хотят посмотреть какие вы большие, как умеете хорошо заниматься. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются.)
Воспитатель: ребята, к нам пришли еще гости, но кто это, вы узнаете отгадав загадки. Слушайте первую загадку:
Раньше был он – безымянная игрушка,
Не медведь, не слон, не погремушка.
А сейчас его знает каждая дворняжка.
Ведь это – друг Гены (чебурашка).
Воспитатель: правильно, это чебурашка. Слушайте вторую загадку:
Лает, косточки грызет,
Мяч поймает, принесет!
Скачет радостно у ног,
Это маленький (Щенок)
Основная часть
- кончик языка держите за верхними зубами – рот растянуть. (проговариваем все вместе, а потом индивидуально 4-5 детей).
Воспитатель: Хорошо, молодцы
(Проговариваем все вместе, потом только девочки, только мальчики и 4 – 5 детей по одному.
Воспитатель: Молодцы.
-А теперь повторяйте за мной четко чистоговорки:
Ча-ча-ча – к Тане вызвали врача
Ща-ща-ща – в речке я поймал леща
Чо-чо-чо- солнце греет горячо
Щу-щу-щу – в парке я щенка ищу
Че-че-че – сидит кошка на плече
Що-що-що- мы хотим играть еще
Чу-чу-чу – нам купили по мячу
Щи-щи-щи – мама нам готовит щи
Воспитатель: Ребята, кажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей)
Слова: утка, бабочка, удочка, машина, чайник, бочка, кукла
Слова: щетка, витамины, овощи, ящик, небо, ящик, лещ.
Возвращаемся на свои места .
Воспитатель: Ребята, чебурашка и щенок принесли вам картинки и сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.
(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, , крановщик,
Составьте предложения по картинкам “Кто что делает?”.
Врач лечит больных. Учительница учит учеников.
Часовщик чинит часы. Крановщик работает на кране.
Пчеловод разводит пчел.
Раз – поднялся, потянулся.
Два – согнулся, разогнулся.
Три – в ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть – на место сесть опять
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что звук Щ похож на знакомый нам звук Ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим?Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Мяч-мячик.
ключ мама папа кошка утка
белка волк гриб заяц елка
Собака шапка тарелка цветок часы
Вилка сумка колобок доска лист
(черепаха, часы, чеснок, щука, щетка, щенок )
Воспитатель: Ребята, какие звуки научились говорить наши язычки? (ответы детей)
Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!
Чебурашка и щенок еще немного у нас погостят и вечером вы сможете с ними поиграть
- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.
Конспект занятия
по развитию речи в средней группе
-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;
- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;
- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета), раздаточный материал.
1. Вводная часть.
Сюрпризный момент. ( Работа группами у стола)
Ребята, я сегодня получила два письма.
Там должны быть подсказки, о чем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.
Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и чашка.
На какие звуки начинаются слова? (ответы).
Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.
2. Основная часть (работа за столами).
Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места (словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). - Сели на свои места.
Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки).
На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:
«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:
Чи – щи –чи, ащ – ущ - ча
Ач – ач – щу, чу – ча – щи.
Молодцы, справились с заданием!
2. Найди звук в слове.
Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.
Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.
3. Физминутка
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
Теперь очень трудное задание.
- Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок - кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).
Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.
5. Закрепление.
Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.
Мальчик - пальчик, где ты был?
(большой пальчик поворачивается)
- С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)
- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)
- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)
- С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)
Песни пел, да плясал,
Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)
- Ребята, а теперь разукрасьте каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. – синим.
-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Щ], с буквами Ч, Щ)
Читайте также: