Конспект занятия зимующие птицы снегирь

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру

в средней группе

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Возраст детей : 4-5 лет

Программное содержание : Расширять представления детей о многообразии птиц . Познакомить детей со снегирём . Учить выделять характерные особенности снегиря : строение тела, окраска. Формировать желание наблюдать за птицами , прилетающими на участок, и подкармливать их.

Материалы, инструменты, оборудование : иллюстрации с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сорока, снегирь и т . д.) ; поднос с кормом для птиц (семечки, рябина, хлебные крошки, кусочек сала) ; кормушка для птиц ; магнитная доска; аудиозапись с голосами птиц ; магнитофон; листы бумаги формата А4; цветные карандаши.

Словарная работа : снегирь , синица, голубь, дятел, воробей, кормушка, корм, зимующие , холодно.

Дети рассаживаются полукругом на стулья.

Воспитатель : Ребята, мы с вами часто наблюдаем за птицами , прилетающими к нам на участок. Каких птиц вы видели на участке детского сада(включить аудиозапись поющих птиц).

Дети : Ворона, воробей, синичка, сорока, голубь (воспитатель в соответствии с ответами детей развешивает на деревья макеты птиц).

Воспитатель : Правильно, молодцы. Это птицы , которые остались с нами зимовать. Ребята, а кто знает почему многие птицы улетают в тёплые края? (ответы детей)

Дети : семечками, крошками хлеба, рябиной, семенами трав и шишек.

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу познакомить вас ещё с одной удивительно красивой птицей . Она редко прилетает на наш участок, но не заметить её нельзя.

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей .

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

А Мороз-Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо подсластил.

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

Показывает картинку с изображением заснеженных рябиновых ветвей и сидящих на них снегирей .

Воспитатель : Снегирей всегда можно узнать по яркой окраске. Грудка у снегирей-самцов ярко-красная , а у самочек – темно-серая. Снегири очень дружные птицы , поэтому летают они чаще всего стайкой. Как вы думаете, что такое стайка? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает. Стайка – это много птиц , которые летают вместе. Снегири почти не боятся человека, поэтому за ними можно наблюдать, расположившись неподалеку. По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже. Зимой снегири приближаются к жилью человека, с наступлением весны снова улетают в леса. Весной снегири строят гнезда в лесу. Как вы думаете, из чего строят птицы гнезда ? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает. Они строят гнезда из веточек, а внутри выкладывают мягкими материалами – мхом, шерстью, волосом, чтобы маленьким птенчикам было тепло и уютно. Гнезда строят невысоко над землей, примерно на высоте вашего роста.

А сейчас мы с вами немного поиграем.

Дети стоят в кругу и имитируют различные движения птиц , которые называет воспитатель :

– Синички быстро и легко прыгают…

– Воробьи летают стайкой…

– Снегири скачут немного неуклюже, короткими прыжками…

– Утки идут вперевалочку…

– Гуси вытягивают шею и шипят…

– Курицы квохчут, зовут цыплят…

Воспитатель. А теперь ребята давайте пройдём за столы и нарисуем снегирей – этих красивых птиц .

Дети, садятся за столы, и под пение птиц цветными карандашами рисуют композицию : внизу листа длинную ветку, а на ветке снегиря .

Воспитатель : Молодцы ребята. У вас получились замечательные птицы .

Подвижная игра: (Воробушки и автомобиль).

О чем мы беседовали?

Что вы узнали о зимующих птицах?

В какое время года птицы нуждаются в помощи людей?

Что мы рисовали?

Ну, а сейчас мы с вами возьмём корм для птиц , оденемся и пойдём на участок кормить птиц .

Возраст детей: 4-5 лет

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии птиц. Познакомить детей со снегирём. Учить выделять характерные особенности снегиря : строение тела, окраска. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Материалы, инструменты, оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сорока, снегирь и т. д.); поднос с кормом для птиц (семечки, рябина, хлебные крошки, кусочек сала); кормушка для птиц; магнитная доска; аудиозапись с голосами птиц; магнитофон; листы бумаги формата А4; цветные карандаши.

Словарная работа: снегирь, синица, голубь, дятел, воробей, кормушка, корм, зимующие, холодно.

Дети рассаживаются полукругом на стулья.

Воспитатель: Ребята, мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими к нам на участок. Каких птиц вы видели на участке детского сада.

Дети: Ворона, воробей, синичка, сорока, голубь (воспитатель в соответствии с ответами детей развешивает на магнитной доске картинки с изображением птиц).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это птицы, которые остались с нами зимовать. Ребята, а кто знает почему многие птицы улетают в тёплые края? (ответы детей)

Дети: семечками, крошками хлеба, рябиной, семенами трав и шишек.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас ещё с одной удивительно красивой птицей. Она редко прилетает на наш участок, но не заметить её нельзя.

Посмотреть на снегирей.

Стайку встретили метели!

А Мороз-Красный Нос

Им рябинки принес.

Зимним вечером поздним

Показывает картинку с изображением заснеженных рябиновых ветвей и сидящих на них снегирей.

Воспитатель: Снегирей всегда можно узнать по яркой окраске. Грудка у снегирей-самцов ярко-красная, а у самочек – темно-серая. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Как вы думаете, что такое стайка? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает. Стайка – это много птиц, которые летают вместе. Снегири почти не боятся человека, поэтому за ними можно наблюдать, расположившись неподалеку. По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже. Зимой снегири приближаются к жилью человека, с наступлением весны снова улетают в леса. Весной снегири строят гнезда в лесу. Как вы думаете, из чего строят птицы гнезда? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает. Они строят гнезда из веточек, а внутри выкладывают мягкими материалами – мхом, шерстью, волосом, чтобы маленьким птенчикам было тепло и уютно. Гнезда строят невысоко над землей, примерно на высоте вашего роста.

А сейчас мы с вами немного поиграем.

Дети стоят в кругу и имитируют различные движения птиц, которые называет воспитатель:

– Синички быстро и легко прыгают…

– Воробьи летают стайкой…

– Снегири скачут немного неуклюже, короткими прыжками…

– Утки идут вперевалочку…

– Гуси вытягивают шею и шипят…

– Курицы квохчут, зовут цыплят…

Воспитатель. А теперь ребята давайте пройдём за столы и нарисуем снегирей – этих красивых птиц.

Дети, садятся за столы, и под пение птиц цветными карандашами рисуют композицию: внизу листа длинную ветку, а на ветке снегиря.

Воспитатель: Молодцы ребята. У вас получились замечательные птицы.

Ну, а сейчас мы с вами возьмём наши кормушки и корм для птиц, оденемся и пойдём на участок покормим птиц.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает рассмотреть плакат с изображением зимующих птиц в средней полосы России. Отмечаются характерные особенности строение тела птиц, их поз, цвет перьев, особенность строения хвоста.

Затем воспитатель загадывает загадки:

Доктор лесной. (дятел)

Платье серое надела

И к кормушке подлетела.

Стала каркать: «Кар-кар-кар!

Очень шустрый, суетливый,

По дорожке прыгает,

Птицу с грудкой красной

Знают все прекрасно.

Любит птица кочевать

И рябину объедать. (снегирь)

Далее воспитатель читает детям рассказ о снегире:

Откуда же к нам прилетают снегири, почему их можно увидеть не круглый год? Весной, летом и осенью снегири живут в лесной глуши, там вьют гнезда и выводят птенцов. Снежная зима несет с собой голод и холод маленьким птахам, и снегирипереселяются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, городские дворы и парки. А снегири-северяне, жители глухих таежных лесов, прилетают в наши края не только подкрепиться, но и погреться.

Взрослые снегири питаются почками и семенами деревьев и кустарников, выбирают семена из мякоти ягод. Отведав, например, рябины, снегирь чистит клюв от налипшей от него мякоти. Скрытые в ней семена падают на землю и прорастают весной. Толстый клюв позволяет снегирю разгрызать твердые семена и небольшие орехи. За лето в семье снегирей появляются еще раз малыши. Осенью родители вместе с детьми вновь соберутся в стайки, облетят леса, сады и парки, отъедаясь перед голодной зимой, а вместе с первым снегом порадуют своим появлением горожан.

После рассказа воспитатель раздает каждому ребенку трафарет птицы и лист белого картона на котором изображена ветка. Далее воспитатель спрашивает:

- что изображено на белом картоне?

Ответ детей (ветка)

-чей трафарет я вам дала?

Ответ детей (птицы, снегиря)

-каким цветом у снегиря грудка?

Ответ детей (красная)

-давайте наклеим птицу на ветку и сделаем ей красную грудку!

2015-02-05_15.44.17.jpg


Цель: Уточнение и систематизация знаний учащихся о зимующих птицах на примере снегиря.

Задачи: 1. Формирование умения составлять рассказ по плану.

2. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

Развитие устной речи учащихся посредством обогащения словарного запаса учащихся.

3. Воспитание бережного отношения к живой природе посредством создания условий для активной познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: предметные картинки, шаблоны птиц, ТСО, аудиозапись с голосами птиц, зеркала, разрезные картинки.

I. Организационный момент.

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик: Сегодня 20 декабря, пятница

Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок устной речи.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Фонетическая зарядка.

Дел у меня не мало, я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю

2)беседа по вопросам учителя:

-Какие зимние месяцы вы знаете?

Какой по счету месяц идет сейчас?

-А какой по счету будет февраль?

Сколько месяцев длится зима?

Что можно сказать про январь? (наступает Новый год)

Про декабрь? (заканчивается еще 1 год)

3)-Какие признаки зимы вы знаете?

На пушистом (…) снегу

Стоял сильный (….) мороз

г)Что бывает зимой ( по учебнику )

Е )-Какой праздник ждут дети в декабре?

Давайте глазками понаблюдаем как наряжают елку

Упражнения для глаз

4.Введение в тему. Психологический настрой. – Послушайте загадку.

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Проверим, правильно ли мы выделили лишние предметы.

6.Упражнения в классификации. Каких птиц ты еще знаешь?

7.Отгадать ребусы и найти соответствующую картинку птицы

(Выставляют на доску)

8.-Иногда поведение людей сравнивают с повадками птиц

(Работа по карточкам)

Прочитаем по карточке

Работа над новым материалом

9.Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появиться опять(…….)

Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной птице, о такой птице, которую стоит только раз увидеть, то уже никогда не забудешь. Это снегирь.

-От какого слова образовалось это слово снегирь

10.Чтение стихотворения детьми

11. Словарная работа и рассказ учителя.

Учитель: Рассмотри картинки, назови птиц.

Ученик: Это самка самец и птенец.

Учитель: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири зимой только прилетают к нам. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.

12. Составление описательного рассказа по плану.

Учитель: Сегодня мы будем составлять рассказ о снегире по плану.

На доске записан план.

Назови самца, самку, детёныша.

Какая это птица? Почему?

Назови основные части тела.

Какие повадки этой птицы ты знаешь?

Ученики при фронтальном опросе моделируют фразы, опираясь на вопросы учителя

13.Снегирь прилетит – о зиме известит.

Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный. Снегирь-птица спокойная, малоподвижная. Он все делает основательно. (слушание :пение снегиря)

14.Дети слушают пение снегиря и штрихуют картинку

15 б) Лексические упражнения:

Учитель: - Назовите, показанных мною птиц ласково.

17.Ребята, здесь у нас какой-то мешочек! Наверное нам подарки!

Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.

1 мешочек- семечки.

2 мешочек- сушёные ягоды

3 мешочек- кусочки сала.

- Что в мешочках? (корм).

- Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

- Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)

- Легко ли им найти корм там, где много снега?

(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).

- Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

А каких птиц чем будете угощать?

18.Загадка Что за стол среди берез

Под открытым небом

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом?

Кормушки могут быть разными

19.Ребята делали после уроков кормушки из бросового материала .После уроков мы развесим их . (Выставка кормушек)

-А как нужно развешивать кормушки?

Можно залезать на деревья? Почему?

20.Про птиц есть много пословиц и поговорок, давайте мы вместе разберем некоторые из них.

Птица крепнет в полете, а человек в труде.

21.-А сейчас проверим, как вы запомнили названия перелетных и зимующих птиц. (работа в парах)

22.С жизнью какой птицы мы сегодня познакомились?

Какая это птица?

От какого слова произошло слово- снегирь?

Как зовут самочку снегиря?

Чем питаются снегири?

Как вы отличите снегиря от других птиц?

Побываем в лесу и послушаем его звуки .

Рассказать о снегире.


-75%

Читайте также: