Конспект занятия ярмарка в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

песенку. Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку , да не делайте дав ку.

Солнце - самое б ольшое и добр ое чудо. А ещё какое оно?

Конкурс стихов, п есен, потешек, час тушек о солныш ке.

Петушок выбирает себе кур, ку ры бегают, собирают зёрнышки, вы бегает

лиса, кого поймает, забирает себ е, если не у спеют сесть на жёрдочку.

Ведущий А в от и кружевницы! Чт о ткать, что выш ивать мастериц ы!

(выходят под му зыку девочки, демо нстриру я различные платки и шал и,

Застелишь скате рть на столе - стан ет радостней в из бе.

Ах, этот русски й платок, цветами разукрашенн ый.С ним и на посиделки

пойдёшь, и по у лице пройдёшь, от холода у кроешься, да и с лезу горючу ю

утрёшь. Недаром есть хорош ая традиция у русских людей - дарить плат ки

своим любимым и дорогим мате рям .Обойдёшь весь белый свет, а таких

остановится ,к огда му зыка прекратится, тот читает стиш ок или зага дку .

Ведущий Коли есть гуляния, т о как не быть му зыкантам! Славилась Россия

своими чудо - масте рами - умел ьцами из дерева вы резать и ложки, и трещотку

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возрастная группа: старшая группа.

Форма совместной деятельности: интегрированная ОД.

Форма организации: групповая.

мультимедийные – презентация;

литературные - стихи, загадки;

оборудование – ИКТ; сундук, набор матрёшек, набор Богородских игрушек, куклы обереги, иллюстрации цветов, зонт с лентами.

Программные задачи :

1. Познавательные :

-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: русская матрёшка, Богородская игрушка.

-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные:

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

Работа с родителями: обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи о русских народных промыслах , совместное изготовление с детьми кукол –оберегов.

Под музыку в зал входят дети.

Их встречают 2 тётушки: Матрена и Пелагея.

Матрёна: Здравствуйте гости дорогие, добро пожаловать на ярмарку.

Что вы, дети, тут стоите?

Аль на ярмарку не хотите?

Пелагея: Загрустили, что с утра?

Уж на ярмарку пора.

Будем вместе мы гулять.

Будем ярмарку встречать.

Матрёна: Посмотрите-ка сюда!

Вот какая красота!

Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, шутками, прибаутками так, как раньше было на Руси. Хотите?

Пелагея : Тогда в добрый час!

Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

1 ребенок : Что за праздник? Что случилось?

2 ребёнок: Просто ярмарка открылась!

Под русскую народную мелодию дети гуляют по ярмарке (переход)

Матрёна: Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Дети : матрешка !

Воспитатель : Конечно, матрешка !

Матрёна : Какая матрешка?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Пелагея: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Матрёна: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети: Из березы, липы.

Пелагея: Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Матрёна: И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

Матрёна: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.

Матрёна: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети : Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Матрёна : Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Пелагея : Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Матрёна : Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд.

Пелагея: В Богородске-городке

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски :

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят .

Даже старые старушки

Делают себе игрушки .

Что же за игрушка встречает нас на этот раз?

Дети: Это богородская игрушка.

Матрёна: От куда же приехала к нам богородская игрушка?

Дети: Приехала она к нам из села Богородское.

Пелагея : Чем же она особенна, чем отличается от других игрушек?

Ответы детей, в случае затруднения воспитатель задаёт наводящие вопросы. Эти игрушки изготовлены из дерева, они бывают подвижными, они бывают не расписанные и расписанные.

1 ребёнок: Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!

2 ребёнок: Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.

3 ребёнок: Я детская игрушка
Зовут меня Петрушка.
Вид у меня приличный
Я даже симпатичный.
4 ребёнок: На голове цветной колпак
Кручу головой и этак и так.
Меня на руку одевают
И что хотят, то вытворяют.

5 ребёнок: Скок-скок, скок-скок,
Хвост и грива на бочок.
До чего же гладка
Ты, моя лошадка.

Буду щеткой чистить я
Чтоб блестела шерсть твоя
И куплю я снова
Новые подковы.
Ты моя красавица,
Все в тебе мне нравится,
Но немного странная.
Ты же деревянная.

Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох досточка кончается,

Пелагея: На ярмарке не только торговали, но и веселились.

Матрёна: На ярмарке веселье, приглашаем покататься на карусели.

Матрёна: Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Пелагея: Ребята, посмотрите, как называется эта кукла?

Дети : (Травница)

Пелагея: Молодцы! А почему она так называется?

Матрёна: А это, что за кукла? (Достаёт ещё одну куклу Крупеничку)

Дети: Крупеничка.

Матрёна: А эту куклу, почему так назвали?

Пелагея: Ребята, как называют всех этих кукол?

Дети: (Это куклы – обереги)

Пелагея: Почему их так называют?

Дети: оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Матрёна: Ребята, из какого материала сделаны куклы?

Дети: (из лоскутков)

Матрёна : Правильно. А если кукла сделана из лоскутков – значит это какая кукла? (тряпичная). Если кукла будет сделана из дерева, то она будет какая? А из соломы? и. т. д. Игра на словообразование. (из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа, из ваты)

Пелагея: Всё – то вы знаете, а вот почему у кукол нет лица точно не знаете.

Дети: они безликие, лицо кукле не рисовали, потому что в неё мог вселиться злой дух.

Пелагея: Ну, удивили и об этом они знают!

Собрались как-то девчушки

Посидеть и поболтать,

В куклы вместе поиграть…

Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)

Что же он в себе таит?

Не простые в нем игрушки!

Обереги - наши куклы!

Чтобы их узнать поближе-

Надо всем нам сесть потише…

И прислушаться к девчушкам,

Эта кукла - не простая,

Про нее я много знаю…

Кубышка - Травница здоровье бережет,

Защита-утешение от нее идет!

Наполнена душистою, целебною травой,

Несет она здоровье, несет она покой!

Ну а эта куколка – куколка с секретом!

Внутри Благополучницы спрятана монета.

В дом удачу и достаток принесет -
И очаг домашний сбережет.

Эта - тоже не случайна-

В ней большая скрыта тайна.

Кукла-колокольчик – для добрых вестей,

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Куколка Счастья – с длинной косой

Счастье, здоровье несет нам с тобой!

К солнышку ручки она протянула-

Успех и удачу к нам притянула!

Так сидели хохотушки,

Любовались на игрушки,

Будем знать теперь и мы-

Куклы тайнами полны.

И дома оберегают,

И удачу зазывают,

Куклы в доме всем нужны-

В них секреты старины…

Под музыку входят скоморохи:

1-й скоморох.

Мы с тобой совсем не плохи,

Посмотрите-ка на нас!

2-й скоморох.

Перед вами – скоморохи:

1-й скоморох.

2-й скоморох

Ну, а если мы вдвоём,

Тут уж знайте наших…

Мы и шутим, и поём,

1-й скоморох

А коль надо, спляшем!

2-й скоморох

Ну, короче, здравствуйте.

В день такой хороший

1-й скоморох

В забавах поучаствуйте,

Похлопайте в ладоши.

Скоморох: Мы шли, шли –

И платок нашли
Разноцветный, непростой!
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Хотите, тогда выходите!

Осень: Раз, два, три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте,
Поскорее отвечайте!

(Если угадали, ребёнок танцует, все хлопают)
(Игра 2-3 раза. Последний раз Осень накрывает платком корзину с яблоками).

Ведущий: Нет! Все ребятки тут. Кто же тогда под платком
спрятался?

Осень: Мы платочек поднимаем,
Что под ним - сейчас узнаем.
Что же это?
Сундук
А в Сундуке…

Читайте также: