Конспект занятия ярмарка в старшей группе
Обновлено: 05.07.2024
песенку. Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку , да не делайте дав ку.
Солнце - самое б ольшое и добр ое чудо. А ещё какое оно?
Конкурс стихов, п есен, потешек, час тушек о солныш ке.
Петушок выбирает себе кур, ку ры бегают, собирают зёрнышки, вы бегает
лиса, кого поймает, забирает себ е, если не у спеют сесть на жёрдочку.
Ведущий А в от и кружевницы! Чт о ткать, что выш ивать мастериц ы!
(выходят под му зыку девочки, демо нстриру я различные платки и шал и,
Застелишь скате рть на столе - стан ет радостней в из бе.
Ах, этот русски й платок, цветами разукрашенн ый.С ним и на посиделки
пойдёшь, и по у лице пройдёшь, от холода у кроешься, да и с лезу горючу ю
утрёшь. Недаром есть хорош ая традиция у русских людей - дарить плат ки
своим любимым и дорогим мате рям .Обойдёшь весь белый свет, а таких
остановится ,к огда му зыка прекратится, тот читает стиш ок или зага дку .
Ведущий Коли есть гуляния, т о как не быть му зыкантам! Славилась Россия
своими чудо - масте рами - умел ьцами из дерева вы резать и ложки, и трещотку
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: интегрированная ОД.
Форма организации: групповая.
мультимедийные – презентация;
литературные - стихи, загадки;
оборудование – ИКТ; сундук, набор матрёшек, набор Богородских игрушек, куклы обереги, иллюстрации цветов, зонт с лентами.
Программные задачи :
1. Познавательные :
-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: русская матрёшка, Богородская игрушка.
-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;
-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;
-приобщать детей к истокам русской народной культуры.
2. Социально-коммуникативные:
-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.
Работа с родителями: обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи о русских народных промыслах , совместное изготовление с детьми кукол –оберегов.
Под музыку в зал входят дети.
Их встречают 2 тётушки: Матрена и Пелагея.
Матрёна: Здравствуйте гости дорогие, добро пожаловать на ярмарку.
Что вы, дети, тут стоите?
Аль на ярмарку не хотите?
Пелагея: Загрустили, что с утра?
Уж на ярмарку пора.
Будем вместе мы гулять.
Будем ярмарку встречать.
Матрёна: Посмотрите-ка сюда!
Вот какая красота!
Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, шутками, прибаутками так, как раньше было на Руси. Хотите?
Пелагея : Тогда в добрый час!
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
1 ребенок : Что за праздник? Что случилось?
2 ребёнок: Просто ярмарка открылась!
Под русскую народную мелодию дети гуляют по ярмарке (переход)
Матрёна: Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть :
Может три, а может шесть.
Дети : матрешка !
Воспитатель : Конечно, матрешка !
Матрёна : Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Пелагея: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Матрёна: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Пелагея: Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Матрёна: И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
Матрёна: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Матрёна: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети : Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Матрёна : Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Пелагея : Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Матрёна : Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд.
Пелагея: В Богородске-городке
Все гуляют налегке,
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски :
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят .
Даже старые старушки
Делают себе игрушки .
Что же за игрушка встречает нас на этот раз?
Дети: Это богородская игрушка.
Матрёна: От куда же приехала к нам богородская игрушка?
Дети: Приехала она к нам из села Богородское.
Пелагея : Чем же она особенна, чем отличается от других игрушек?
Ответы детей, в случае затруднения воспитатель задаёт наводящие вопросы. Эти игрушки изготовлены из дерева, они бывают подвижными, они бывают не расписанные и расписанные.
1 ребёнок: Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
2 ребёнок: Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
3 ребёнок: Я детская игрушка
Зовут меня Петрушка.
Вид у меня приличный
Я даже симпатичный.
4 ребёнок: На голове цветной колпак
Кручу головой и этак и так.
Меня на руку одевают
И что хотят, то вытворяют.
5 ребёнок: Скок-скок, скок-скок,
Хвост и грива на бочок.
До чего же гладка
Ты, моя лошадка.
Буду щеткой чистить я
Чтоб блестела шерсть твоя
И куплю я снова
Новые подковы.
Ты моя красавица,
Все в тебе мне нравится,
Но немного странная.
Ты же деревянная.
Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох досточка кончается,
Пелагея: На ярмарке не только торговали, но и веселились.
Матрёна: На ярмарке веселье, приглашаем покататься на карусели.
Матрёна: Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Пелагея: Ребята, посмотрите, как называется эта кукла?
Дети : (Травница)
Пелагея: Молодцы! А почему она так называется?
Матрёна: А это, что за кукла? (Достаёт ещё одну куклу Крупеничку)
Дети: Крупеничка.
Матрёна: А эту куклу, почему так назвали?
Пелагея: Ребята, как называют всех этих кукол?
Дети: (Это куклы – обереги)
Пелагея: Почему их так называют?
Дети: оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Матрёна: Ребята, из какого материала сделаны куклы?
Дети: (из лоскутков)
Матрёна : Правильно. А если кукла сделана из лоскутков – значит это какая кукла? (тряпичная). Если кукла будет сделана из дерева, то она будет какая? А из соломы? и. т. д. Игра на словообразование. (из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа, из ваты)
Пелагея: Всё – то вы знаете, а вот почему у кукол нет лица точно не знаете.
Дети: они безликие, лицо кукле не рисовали, потому что в неё мог вселиться злой дух.
Пелагея: Ну, удивили и об этом они знают!
Собрались как-то девчушки
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
Чтобы их узнать поближе-
Надо всем нам сесть потише…
И прислушаться к девчушкам,
Эта кукла - не простая,
Про нее я много знаю…
Кубышка - Травница здоровье бережет,
Защита-утешение от нее идет!
Наполнена душистою, целебною травой,
Несет она здоровье, несет она покой!
Ну а эта куколка – куколка с секретом!
Внутри Благополучницы спрятана монета.
В дом удачу и достаток принесет -
И очаг домашний сбережет.
Эта - тоже не случайна-
В ней большая скрыта тайна.
Кукла-колокольчик – для добрых вестей,
Приносит в дом радость и море затей!
У куклы три юбки, конечно, для счастья!
Чтоб нас обходили любые напасти!
Куколка Счастья – с длинной косой
Счастье, здоровье несет нам с тобой!
К солнышку ручки она протянула-
Успех и удачу к нам притянула!
Так сидели хохотушки,
Любовались на игрушки,
Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны.
И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
Под музыку входят скоморохи:
1-й скоморох.
Мы с тобой совсем не плохи,
Посмотрите-ка на нас!
2-й скоморох.
Перед вами – скоморохи:
1-й скоморох.
2-й скоморох
Ну, а если мы вдвоём,
Тут уж знайте наших…
Мы и шутим, и поём,
1-й скоморох
А коль надо, спляшем!
2-й скоморох
Ну, короче, здравствуйте.
В день такой хороший
1-й скоморох
В забавах поучаствуйте,
Похлопайте в ладоши.
Скоморох: Мы шли, шли –
И платок нашли
Разноцветный, непростой!
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Хотите, тогда выходите!
Осень: Раз, два, три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте,
Поскорее отвечайте!
(Если угадали, ребёнок танцует, все хлопают)
(Игра 2-3 раза. Последний раз Осень накрывает платком корзину с яблоками).
Ведущий: Нет! Все ребятки тут. Кто же тогда под платком
спрятался?
Осень: Мы платочек поднимаем,
Что под ним - сейчас узнаем.
Что же это?
Сундук
А в Сундуке…
Читайте также: