Конспект занятия я глазами других

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Любовь Николаевна Голдиленко

Организация: МКОУ Егоровской СОШ им. Героя Советского Союза Н.Д. Борисова

Населенный пункт: Новосибирская область, Болотнинский р-н, с.Егоровка

-формировать социальные навыки взаимодействия с людьми;

-формировать представление учащихся о проблемах адекватности восприятия людьми друг друга;

Форма проведение: Занятие с элементами тренинга

Категория участников: от 16 лет и старше

Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры , листы с анкетами, шары, цветок.

1.Вводная часть (3мин)

Итак, мы начинаем.

II.Основная часть (35мин)

1.Вед: Презентация индивидуальности

  • Передаете цветок по кругу, произнося своё имя и два качества, одно из которых помогает, а другое мешает вам в жизни.

2.Ведущий: Для того чтобы понять человека и самого себя необходимо, прежде всего, понять две вещи, характер и сердце, и только потом смотреть на внешность.

Участникам на рисунках неба на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом - имя, которым, ему хотелось, чтобы его называли. В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет и на 2-3лучах написать качества, присущие учащемуся и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации.

Заполнив лист, учащиеся передают свои рисунки по кругу. При этом, каждый, получив чужой лист, пишет на одном луче название качества, подчеркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка.

Листы пройдя всех участников, оказываются заполненными и возвращаются к своим авторам.

Учащиеся знакомятся с результатами (отдельные можно предложить прокомментировать вслух), затем им предлагается поставить плюсы рядом с качествами, наиболее выраженными, и знак вопроса –с наименее.

Вед: И так вы соотнесли собственные представления о себе с тем, что о вас думают другие. Характер можно изменить, избавляться от одних качеств и приобретать другие.

3.Вед: С годами у каждого меняется взгляд на самого себя и на других.

Все люди являются носителями разных социальных ролей.

«Как мир меняется, и как я сам меняюсь

Лишь именем одним я называюсь.

На самом деле то, что именуют мной

Задание: Перед вами лист бумаги сложенный в несколько раз, вырежьте силуэт одного человека. Затем разверните лист, вы получите отдельных человечков или ленту из них. Учащиеся выполняют

-Назовите социальные роли полученных фигурок применительно к себе;

2-3человека называют роли

4. Вед: Одна из наших социальных ролей – дети своих родителей. И так какие же вы сыновья и дочери?

На родительском собрании я попросила ваших родителей написать , какими, по их мнению, положительными и отрицательными качествами вы обладаете. И вот какими вас видят ваши родители: добрыми, отзывчивыми, справедливыми, но бываете резкими, вспыльчивыми, упрямыми, и не любите когда вас начинают учить.

Пожелания родителей: Уважайте и слушайте людей, будьте благоразумными, заботьтесь о своем здоровье, постарайтесь выбрать правильный путь в жизни.

6.Вед: Одна из ваших социальных ролей - учащиеся школы. Послушайте мнение о вас учащихся других классов. Озвучиваются результаты заранее проведенного опроса учеников 9, 11классов: 1)Ваше мнение о 10 классе.2)Ваши пожелания

7.Вед: А еще вы - одноклассники. В 10 классе вас стало значительно меньше, чем было в 9классе. Посмотрим, насколько вы адаптировались в этой ситуации, и есть ли у вас взаимопонимание.

Предлагаю игры на взаимопонимание:

Участники стоят в кругу, опустив головы, и не глядя друг на друга.

Вед: Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться три условия: участникам неизвестно, кто начинает счет и кто называет следующее число; один участник не может называть два числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счет начинается сначала, с единицы. Запрещается, каким либо образом договариваться между собой. Каждый участник должен постараться уловить настроение других и решить, стоит ли ему говорить или лучше промолчать. Чем сплочённее группа, тем больших чисел она достигает. Учащиеся участвуют в игре

Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. Найдите себе партнера по рукопожатию. Затем вытяните вперед левую руку, снова найдите партнера, но ни в коем случае не того же самого, которому была протянута правая рука. Итак образовалась путаница, и теперь надо её распутать, не разъединяя рук и никому не причиняя боли. Конечная цель снова выстроиться в круг.

Учащиеся участвуют в игре

Ответьте на вопросы: Было ли трудно? Кто-нибудь раздражался? Учащиеся обмениваются впечатлениями.

Встать плотным кругом, закрыть глаза и рот, а теперь построиться по росту, но помните, что вы не видите, не слышите и не можете разговаривать.

Если правило нарушается, то игра начинается снова. Следует помнить, что нужно достичь взаимопонимания как можно быстрее и при этом как можно меньше раздражаться. Итак, уважайте друг друга, вовремя окажите помощь, не должно быть грубости и у вас всё получится.

Вед: Поздравляю вас с умением ладить друг с другом, хорошим взаимопониманием. На этом не останавливайтесь. Развивайте и укрепляйте ваше взаимопонимание!

Для его выполнения необходимы 2 воздушных шара на каждого участника и фломастеры.

Ведущий предлагает надуть шарик, представляя, что в него передаются все отрицательные эмоции, которые возможно произошли за последние дни с участниками, а затем проткнуть его иголочкой, представив, что все отрицательные эмоции в одно мгновение улетучились.

Затем надо надуть второй шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Далее шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, попытаться закрепить в сознании всё хорошее, что осталось в памяти.

III. Подведение итогов. (3-5мин)

Вед: Вот такими вы видите себя, друг друга, вот такими видят вас родители. А теперь поднимите руки те, кто во время занятия был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно.

Всем успехов, удачи и взаимопонимания.

2.Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.

3. Кононенко Г. Ключи в мой внутренний дом//Школьный психолог №3/2004.

4.Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб: Образование-Культура, 2010 – 228 с.

5.Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ К. Фопель – М: Генезис, 2008. – 208 с.

Интернет-ресурсы

Тест: Каким ты выглядишь в глазах других

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1.Мой любимый цвет:

А) красный или оранжевый;

Е) коричневый, серый или фиолетовый;

2.Когда я иду на вечеринку, я:

А) надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все обратят на меня внимание;

Б) надеваю что-нибудь особенное, но захожу тихо и надеюсь увидеть кого-нибудь из знакомых;

В) надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое занятие

Подготовила и провела: педагог-психолог

Ефременко Инесса Игоревна

Февраль 2020г.

1. Расширение знаний, представлений о себе.

2. Формирование способности адекватно оценивать себя на основе внутренней системы ценностей и взглядов.

3. Формирование уверенности в себе, ощущение ценности, значимости собственной личности.

4. Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Ход занятия.

8. Домашнее задание.

- Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да , потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями; мы дружили с разными людьми – все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по – своему неповторим.

– Наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда это Я обладает большим здравым смыслом, иногда – в нем звучит голос обиды, иногда – проявление собственного самолюбия, иногда – это голос озарения и творческой фантазии. А бывает – это проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые же действия мы совершаем вопреки своей воле.

Как же разобраться в этой многоликости собственного Я? Вполне возможно, что Я создается слоями, так же как земная кора. Совершим такую экскурсию в глубь собственного Я. Это Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек – внешнее Я. Нарисуйте ее, придумайте символ для этого Я. Это может быть и графический символ, а может быть какое-то слово. Пожалуйста.

Другая веточка – Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка – Я в семье. Изобразите и этот символ. Еще одна веточка – ваше Я в кругу друзей и знакомых. Изобразите его. Можно изобразить также несколько веточек вашего Я в разном окружении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности. Пожалуйста.

Получилась весьма причудливая крона. Каждый листочек на ней отображает вашу многоликость. Теперь можно изобразить корни. Изобразите в масштабе (будьте самокритичны!) ваши самобытные качества: настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабости, несовершенства, наклонности, привязанности, чувство юмора – весь набор ваших фундаментальных качеств. Пожалуйста.

Нарисуйте это дерево вашего Я. Обсудите рисунки со всеми. Если веточки прошуршат одобрение, а корни прочно держат дерево гордой верхушкой вверх, проглядывается какая-то гармония.

А что скажут ваши друзья в шутку или всерьез?

Цель -формирование целостного представления о своем образе Я, познание своей индивидуальности.

Перед каждым из вас, имеются трафареты. Ваша задача заполнить каждую веточку данного дерева своими чертами характерами, особенностями. Все составляющие как положительные, так и отрицательные качества имеются у вас у каждого в конвертах.

На данное задание у вас есть 3 мин, можете приступать к заданию.

В конце занятия мы еще раз вернемся к нашему дереву и подкорректируем его, если у кого-то из вас возникнет такое желание.

У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на него, чтобы составить о человеке впечатление, и это впечатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине.

Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем?

К какому человеку вам хотелось бы подойти?

Готовы ли вы быть искренними?

Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Пока вы не будете ничего писать – только смотрите друг на друга: какие вы?

Сейчас мы с вами попробует проанализировать. Каких же качеств у вас больше. Каждому из вас я раздам белую полоску и цветные карандаши. Ваша задача определить, в какой доли и, в каком размере у вас преобладает та или иная черта или особенность.

7. Физминутка.

Я буду называть слова, а ваша задача показать действием.

Колпак – два раза похлопать себе по голове.

Мой – показать на себя.

Тре-выбросить три пальца вперед

Угольник- выпятить локоть.

С каждым разом ускорять произнесение слов.

8. Домашнее задание.

Ребята, вашим домашним задание было, написание психологического портрета одного из ребят в детском доме. Кто готов зачитать, но не называя имени. Каждый ребенок зачитывает психологический портрет, остальные дети должны угадать.

Вопросы для обсуж дения: Что было сложного? По какому принципу вы выбрали того или иного человека?

Вам нужно выбрать одну из геометрических фигур, с которой вы бы себя ассоциировали.

(треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг)

Цель- повышение самооценки, научить детей находить в других людях положительный качества.

Каждый из вас, обводит свою ладожку на листе бумаги, в середине пишите свое имя и одно качество. Затем передаете листочек с ладожкой по часовой стрелки, каждый последующий ребенок, вписывает то качество человека, которому принадлежит эта ладожка.

1. Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это.

2. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому(самой). Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой.

3. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя,

4. Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самом(самой).

5. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

6. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает.

7. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом(самой).

8. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. У меня есть все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Цель занятия: создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.
Задачи:
- Формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Развитие речи, обогащение словарного запаса детей,
- Воспитание доброжелательных отношений друг к другу.
Форма проведения: час общения

1. Ритуал приветствия.
Разминка "Выброс пальцев"
- В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.
Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет "три" мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача - не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки.
(после приветствия все рассаживаются за столы)

Вспоминаем правила работы:
* говорить по одному
* не перебивать того, кто говорит
* не применять физическую силу
* ни кого не оскорблять, не дразнить

2. Вводная часть.
Эпиграф:

3. Основная часть.
Упражнение "Снежинки".
Возьмите листок бумаги, сложите его пополам, оторвите верхний правый угол. Еще раз сложите пополам, оторвите верхний правый угол (повтор 3-4 раза). А теперь разверните свои листы и покажите друг другу свои снежинки.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, а ведь инструкция была одна. А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и однообразным. Так и с людьми. Если все люди будут одинаковыми, жить станет неинтересно.

Упражнение "Ладошка"
- Положите ладошку на лист бумаги и обведите контуры своей руки, на каждом пальчике нужно написать что-то о себе, от первого лица:
Я - красивый, я - ленивый и т.д.
- Кто желает можно озвучить.

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце
листа: 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
- Как вы поняли смысл этой притчи?

Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности.

Дать возможность услышать оценку себя другими детьми и сравнить ее со своей,

Расширить представления детей о своих личностных качествах и качествах своих одноклассников.

Сплотить коллектив детей с помощью общих игр.

Методическое оснащение: мяч, листы А4 по количеству участников, цветные карандаши, шариковые ручки, магниты.

Ход занятия:

Дети садятся в круг.

Цель: - Актуализация представлений о своих чертах характера, сплочение коллектива

Необходимое время : 5 минут

Процедура проведения: Ведущий находится внутри круга и приглашает в круг кого-то из детей, основываясь на сходстве по внешнему признаку. Например: "Полина, выходи ко мне в круг, так как у нас с тобой одинаковая длина волос (или мы одного роста, или у нас одинаковый цвет глаз т. д.)". Полина таким же образом приглашает в круг кого-то еще из одноклассников. Игра продолжается, пока все участники не окажутся вместе в кругу.

Основная часть занятия:

Цель : - получение обратной связи от участников группы

- формирование навыков точного межличностного восприятия.

Необходимое время : 10 минут

Процедура проведения : Ведущий говорит какому-либо ребенку, чтобы он выбрал одноклассника, который ассоциируется у него с каким-нибудь сказочным персонажем или героем из мультика, и бросил ему мяч. Когда ребенок кидает мяч, он должен назвать персонажа, который напоминает ему данный участник. Следующий участник бросает мяч другому ребенку.

Цель: - развитие способности видеть положительные черты других людей.

Необходимое время : 10 минут

Цель: - увеличение сплоченности коллектива

- получение обратной связи от участников группы

Необходимое время : 15 минут

Процедура проведения: Желательно проводить в группах по 6 человек. Участники должны на листе бумаги обрисовать свою ладонь и подписать её. Можно разукрасить и украсить свою ладонь. Затем рисунки передаются по кругу. При получении рисунка на одном из нарисованных пальчиков дети должны подписать какое-либо качество, черту характера ее владельца. Рисунки вывешиваются на доску.

«Ребята, посмотрите на доску. Мы все свами такие разные! Подойдите, посмотрите каждый на свою ладошку. Как вы считаете, все ли качества, которые видят в вас одноклассники, есть у вас? Какие черты, которые увидели в вас, вам нравятся больше всего? А меньше всего?

Необходимое время : 5 минут

- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?

- С каким настроение вы уходите с занятия?

Список литературы:

Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" – Москва. 1999 год.

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина "Тренинг эффективного взаимодействия с детьми" – Санкт-Петербург, Речь, 2002 год


Полный текст материала Разработка урока психологии для учеников "Я глазами других"; 1-3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: